Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги) АГ N174 от 19.10.2006



Шри Чайтанья Сарасват Матх
Миссия
Библиотека
Учение
Фотогалерея
Фонотека
Гостевая книга
Поиск
Календарь
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Пожертвования


"Итак, мы должны пытаться обнаружить то естественное, что никак не может быть получено в качестве результата какой бы то ни было длительной программы исследований. Это что-то совершенно естественное. Мы должны только избавиться и проститься навеки с находящейся в нас неискренностью".

Шрила Шридхар Махарадж

Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония"
N 174

НОВОСТИ МИССИИ:

В настоящее время в Санкт-Петербурге проходит вайшнавский фестиваль, где удачливые души могут получить даршан Шрилы Говинды Махараджа, занять себя в служении Гурудеву и его спутникам. На этот фестиваль выпало два крупных вайшнавских праздника - День Явления Шрилы Шридхара Махараджа и под занавес - Говардхан Пуджа. Но на самом деле сейчас в Лахте каждый день - праздник. Вайшнав высочайшего плана одним своим присутствием способен покорять сердца и вдохновлять их на служение Высшему. Посетив наш сайт, вы сможете увидеть фотоотчёты о пребывании Шрилы Гурудева в России.

Совсем немного остаётся до праздника, называемого Говардхан Пуджа. Каждый год я что-нибудь пишу об этом. Вы можете просмотреть архивы: №157 за 2005 г. или №128 за 2004 г. Но жизнь не стоит на месте, приходят какие новые знания и понимания. Общение в Сорочанах со Шрипад Б.А.Мадхава Махараджем заставило меня взглянуть иными глазами на укоренившуюся традицию (во всяком случае, в России) - к этому празднику печь большой торт в виде холма Говардхана.

К сожалению, я не могу процитировать Махараджа, поэтому скажу своими словами. Он выражал глубокое возмущение происходящим в этот день кощунством. Холм Говардхан - это Сам Кришна. Холм Говардхан - это святыня. В Индии мы совершаем парикраму вокруг этого холма, боясь даже нечаянно ступить на эту землю. Вайшнавы с любовью поклоняются холму Говардхана.

И вот эту самую святыню мы сначала вроде бы любовно сотворяем из сладостей, а потом безжалостно режем на кусочки и с наслаждением съедаем. У нас есть хорошая отговорка: "Прасад!" Но не пора ли всё-таки задуматься над сутью того, что мы делаем?! Кришне мы предлагаем Его Самого... Нет, я вовсе не против торта в этот день. Размышляя над тем, что я услышала от Махараджа, я даже подумала: "А может быть, лучше предлагать в этот день торт в форме сердца?!" Но не стыдно ли предлагать наши грязные сердца, где ещё так много вожделения! Гуру, Кришне, Гирираджу Махараджу вовсе не нужен никакой торт, им важно настроение преданности. А оно может быть выражено и множеством других способов. А торт... Его вполне можно сделать в любой красивой форме, но при этом честно отдавая себе отчёт, что это скорее на радость всем гостям этого праздника.

Ах, да, есть ещё одна отговорка: "Мы делаем торт в виде холма, чтобы потом вокруг него обходить, воспевая махамантру". Положим мантру можно воспевать даже не открывая рта и не произнося ни звука. А обходим мы этот холм-торт в надежде получить какие-то блага". Что, не так? К счастью, для кого-то не так. И я пишу эти строки в надежде, что разумный человек всё-таки будет более осмысленно действовать в своём поклонении, чтобы это действительно было служением в духе Бхакти.

Сегодня в России гостит Шруташрава Прабху. Удачливые души общаются сейчас с ним вживую. А для таких, как я, которым в этот раз не улыбнулась удача, предлагается его лекцию от 16 марта 2005 года. Она продолжит начатый в последних выпусках рассылки разговор о нашей садхане.


Тема: "Гьяна-шунья-бхакти - основание преданности"

То явление, с которым мы имеем дело, в высшей степени добро, милостиво и великодушно. И хотя мы не всегда соответствуем стандартам этого процесса, но так или иначе нас не отвергают, нас не лишают возможности следовать этой программе. В ШЧСМ (Шри Чайтанья Сарасват Матхе) не существует обычая или тенденции анализировать или рассматривать жизнь людей: то, что они делают или не делают. Наш Гуру никогда не советует нам заниматься этим. Результатом этого является то, что многие люди, как в рамках нашей миссии, так и за её стенами глупо думают, что не существует никаких принципов или правил, которым следуют члены этой миссии. Мы не можем контролировать мысли и суждения других людей, но по крайней мере мы сами можем иметь ясное представление о том, "что есть что" ради успешной жизни в Сознании Кришны.

Вьясадев является воплощением Бога и в то же время он осознал, что благодаря очищающему эффекту преданности он сумел увидеть Верховную Личность Бога. Мы практикуем сознание Кришны для того, чтобы очиститься. Потому что мы находились в оскверняющих обстоятельствах материального мира на протяжении очень долгого времени. И нас учили совершенным образом тому, как жить материальной жизнью, как быть частью материального мира. Я не хотел бы приводить никакие крайние примеры.
Иногда в этом антураже жизни в преданности мы можем себя чувствовать несколько не в своей тарелке, потому что санскрит, бенгали - вот эта внешняя сторона атрибутов, традиция, она может представляться или чувствоваться для нас, как что-то неестественное. Тогда как материальная жизнь и всё, что ей сопутствует, для нас совершенно естественная среда. И в этой ситуации нам стоит набраться терпения и стремиться к тому, чтобы от естественного влечения к материальному миру и явлениям этого мира, наше существо изменилось в иную сторону - в сторону естественного влечения к Шри Кришне, преданности и ко всему, что связано с Кришной. И это изменение и преображение не может произойти благодаря внешним следованиям каким-то суровым принципам.

Наши Гуру очень строгие. Но эта строгость не заключается во внешнем следовании неким непреложным принципам. Эти личности, эти учителя питают столь глубокую любовь и привязанность к тому, что зовётся Кришна-премой, преданностью Кришне, что они пытаются защищать подлинную любовь к Кришне от дешёвой имитации. Примером может служить знаменитая отречёненная природа госвами Вриндавана. Госвами не стремились быть отречёнными. Вайрагья (отречённость) не были их целью, но отречённость была какой-то косвенной составляющей их природы.

Как говорится в одной шлоке Госвами пребывали в океане гопи-бхавы. И в силу такой своей природы, они просто не имели времени на то, чтобы думать о том, как они много едят, как они много спят. Их внимание не было направлено на внешние обстоятельства жизни. Невозможно плавать в этом океане гопи-бхавы, просто воображая себе, что ты делаешь это.

Во времена моего Гуру, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, некоторые из моих духовных братьев, к несчастью для себя, стали обращаться в эту сторону. И можно сказать, что результатом их интересов стало некое открытие клуба гопи-бхавы. Вы можете себе представить, какой была реакция Шрилы Прабхупады, когда он услышал о том, что его ученики создали подобную группу. Эта реакция была очень бурной. По-разному в разных местах своих произведений Шрила Рупа Госвами описывает градацию преданности, описывает стадии, пути, ведущие к достижению этого.

Ради того, чтобы обрести некий вкус к сознанию Кришны нам необходимо пройти определённые стадии, этапы. Что же говорить о гопи-бхаве! Чтобы обрести КАКОЙ-ТО ВКУС, но подлинный, идущий из сердца, привязанность к Сознанию Кришны, для достижения этого мы должны пройти через определённые стадии развития. Наше сердце должно быть полностью очищено от грязи, скверны материального существования. И сознание Кришны является единственным путём, ведущим к этому. Не существует никаких ведических ритуалов, которые могли бы способствовать очищению нашего существа. Потому что, прежде всего, в силу самого своего рождения, мы не квалифицированы, непригодны, чтобы совершать какие-то ведические ритуалы. И это часть нашего везения, нашей благой удачи. И даже те люди в этом мире, которые родились в семьях, где по праву они могли бы быть квалифицированы совершать эти ведические ритуалы. Но несмотря на рождение в такой семье дальнейшие действия и дальнейшая жизнь сделали их непригодными, чтобы совершать это.

Иногда следуя этому процессу, мы достигаем некоторой степени очищения, но затем вновь мы навлекаем на себя, оказываемся в том же самом загрязнённом состоянии. Махарадж Парикшит говорил, что любая система, имеющая своей целью очищение, чистоту, но не связанная с Сознанием Кришны и не основанная на Сознании Кришны, является лишь напрасной тратой времени.
Нечто вроде известного примера с купанием слона. И год или два назад на фестивале многие из нас сами могли видеть, что это действительно так и выглядит. Слон заходит в воду, купается, а потом выходит на сушу и вновь покрывает себя песком и пылью. Какой-то цирк был здесь недалеко в районе Лахты, и многие туда ездили смотреть на этих слонов. Но после того, как наши преданные съездили туда, многие работники цирка приезжали сюда в храм и они видели Шрилу Говинду Махараджа. Их было человек тридцать.

В стихе из Бхагаватам говорится о таком явлении. Слон вначале омывается, становится чистым, но затем выходит на берег и вновь покрывает себя грязью или пылью.
И любые наши попытки или усилия достичь чистоты вне сознания Кришны неизбежно будут выглядеть так: мы очищаем себя и затем мы вновь загрязняемся. Мы вновь пытаемся быть чистыми, и мы вновь загрязняем себя. И в нашу эпоху, в нашем окружении и в наших обстоятельствах насколько плодотворными будут попытки такого рода? Сама эпоха, самое время, в которое мы живём, описывается как полное всевозможных бед и несчастий.

Вчера вечером мы говорили о качествах кали-юги и о свойствах и характеристиках человеческой жизни в эту эпоху. Речь шла о том, что срок человеческой жизни очень мал, мы несовершенны, мы совершаем ошибки, мы имеем отрицательные качества, люди, живущие в этот век. Поэтому без милости Шри Гуру, какой бы то ни был прогресс для нас невозможен. Когда же эта связь есть у нас, то нам следует поддерживать эту связь достойным образом так, чтобы эта связь с преданностью была объектом нашего поклонения. Ради того, чтобы наше принятие Сознания Кришны, наше преклонение перед ним, наше восхищение им возрастало день ото дня.
Я слышал вчера от Амрита Мойи д.д., что её маленький ребёнок Дхананджая (после того как родился, прошло небольшое время, его взвесили и увидели, что его вес увеличился), чутьчуть вырос. Когда ты видишь новорожденного ребёнка постоянно, то его родители не замечают роста и развития. Это нечто незаметное. Но тем не менее ребёнок растёт, растёт в буквальном смысле с каждой минутой.

И с этим схожа природа нашей жизни в Сознании Кришны. Мы можем не замечать изменения, которые с нами происходят, но с каждым днём и с каждой минутой мы меняемся, мы меняемся в процессе этой жизни в Сознании Кришны. И если происходит так, то мы не будем относиться к Сознанию Кришны, как к чему-то дешёвому. Потому что в чем смысл Сознания Кришны? Что это такое? Что это значит - быть сознающим Кришну? Каков результат Сознания Кришны?

Смыслом Сознания Кришны является подчинение себя Безграничному. Если мы станем воистину сознающими Кришну, обретём подлинное Сознание Кришны, тогда Абсолют, Безграничное будет не в силах противиться своему влечению к нам. Но сможем ли мы достичь этого положения благодаря некоей, основанной на прихотях или наших фантазиях, программе?
В одном месте описаний градаций преданности Шрила Рупа Госвами говорит, что природа кришна-бхакти (преданности Кришне) такова, что подлинной преданности Сам Кришна не в силах противиться, он привлечён такой преданностью. По разному в разных местах Шрила Рупа Госвами описывает этот последовательный прогресс развития человека в Сознании Кришны. Поскольку мы наделены мирским (или материальным) разумом, наши суждения и опыт заимствованы из сферы этого мира, то мы склонны рассматривать любой процесс достижения чего-то в таких понятиях, как начало, середина и конец. В нашем нынешнем состоянии материального существования, материальной обусловленности нам трудно представить или помыслить о таком явлении, которое зовётся нава-раса. Когда вы наконец-то достигли Безграничного Абсолюта, пленили Его, означает ли это, что на этом игра закончена и вы отходите от дел? Наподобие футбольного чемпионата, кубка мира. Когда вы завоевали кубок мира, вы можете отойти от дел и почивать на лаврах!
Но пленить Безграничное, обрести Безграничное - это другая история.
Речь идёт о погружении в океан радости, счастья, экстаза. Природа этого океана такова, что он растёт, расширяя свои границы вечно. Как много мы захотим заплатить за такое достижение?

Иногда мы с гордостью говорим или думаем, что ШЧСМ предлагает людям высочайшую концепцию, высочайшее учение. Разумеется, если бы мы так не думали, то с какой стати мы были бы членами этого движения?! Разумеется, мы должны думать так. Но можем ли мы думать, что мы можем обрести это высочайшее нечто, действуя глупо, безрассудно, в прихотях и фантазиях?! Разумеется, я не хочу никого оскорбить. Мы просто обсуждаем эти принципы. Эта моя лекция в кавычках. Мы обсуждаем сейчас принципы в ШЧСМ. И будучи членами этого движения, мы хотим соприкасаться с тем, что это движение несёт, мы хотим находиться с гармонии с этим, и мы хотим защищать то богатство, что присутствует в матхе.

Подобно тому, как в Америке, работники полиции (в России - милиции) приносят клятву, что они будут сохранять верность государству и своему делу. И подобно этим людям, мы тоже принесли своего рода присягу, присягнули на верность ШЧСМ и его принципам и мы хотели бы защищать эти принципы и идеалы. И мы не собираемся обсуждать четыре регулирующих принципа, делать это день и ночь, и обсуждать или вникать в частную жизнь и поведение людей, окружающих нас, потому что это не есть программа наших Гуру. В то же время мы не будем настолько глупы, чтобы думать, что в ШЧСМ отсутствуют какие бы то ни было принципы.

Шрила Б.Р Шридхар Госвами Махарадж был более строг и более непреклонен во многих вещах, чем Шрила Бхакти Сиддханти Сарасвати Тхакур, чем Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада и нежели Шрила Бхакти Сундар Дев-Госвами Говинда Махарадж. Однажды в Америке в Санта-Крузе один преданный спросил у Шрилы Говинды Махараджа, могут ли они когда они совершают нагар-санкиртану (уличное шествие с пением махамантры) могут ли они использовать в этих процессиях физгармонь. Он сказал: "Нет". Он сказал, что Сарасвати Тхакур мог стерпеть, мог допустить физгармонь, Прабхупада Свами Махарадж мог допустить это, но Шрила Гуру Махарадж (Шридхар Махарадж) - нет. И это ШЧСМ. Строгие принципы. Но поскольку это принципы преданности, то мы применяем их в первую очередь к себе. И благодаря любящему следованию этим принципам мы можем продвинуться вперёд в нашей жизни преданности.

Нас не интересуют ведические формулы. Поскольку наша практика не основана на ведических постулатах. Мы не собираемся делать что бы то ни было, основанное на ведических принципах. Но мы готовы делать всё, что угодно, если это основано на нашей любви и привязанности к Шриле Гурудеву.
Мы находимся сейчас в этом собрании и слушаем об этом, потому что Шрила Гурудев хочет, чтобы это происходило, и чтобы мы были вовлечены в это. Я могу сейчас рассказать что-то наподобие того, что когда солнце вступает в такую-то и такую фазу движения, то в это время суток благоприятно собираться и обсуждать духовные и трансцендентные темы. Так говорится в Ведах, Веды говорят о подобных вещах. Но такова рода концепция нас не интересует. Иногда мы можем использовать это ведический антураж в нашей общественной пропаганде, в нашем обращении к массам. Но в конечном счёте такой антураж, такая форма обращения не имеет ничего общего с нашей духовной жизнью. Поскольку наша практика основана исключительно на привязанности и любви к Шриле Гурудеву.

Как-то раз обсуждая эти темы со Шрилой Гурудевом, Шрилой Говиндой Махараджем, я сказал, насколько удивительно, что когда в своё время приехал Шрила Прабхупада на Запад, у него не было каких-то явных зримых подтверждений, основанных на Ведах для того, что он нёс людям. Он просто обращался к людям. И, вовсе не потому, что так говорят Веды, ведическая культура, а просто из любви и привязанности к Свами Махараджу они стали следовать тому, что он говорил. И я спросил у Гурудева, так ли это, насколько верно моё понимание, что успех, который пришёл к Свами Прабхупаде в его западной проповеди, он был настолько велик именно потому, что здесь был этот принцип любви к преданному. И далее он сказал, что именно таким, точно таким было и настроение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. Его не интересовал ведизм, ведические положения.

Я был в высшей степени удивлён, когда услышал это утверждение об Бхакти Сиддханте Сарасвати Тхакуре, что его не интересовала ведическая традиция. И разумеется, если вы будете читать книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, то вы увидите во многих местах его книг он описывает тот принцип, ту истину - на санскрите - гьяна-шунья-бхакти. Но до поры до времени, когда я читал эту фразу, эту формулировку множество раз, но она не была для меня актуальной. Я читал, но я не видел, о чём там идёт речь. Когда мы обсуждаем истины Сознания Кришны, то это обсуждение не является чем-то вроде нашей прихоти, мы говорим об истине, а не о наших фантазиях. Этот принцип, который передаётся словами - гьяна-шунья-бхакти - не является чей-то фантазией, она была извлечена из существа Рамананды Рая и Махапрабху её принял, и соответственно его принимают и последователи линии Махапрабху. Рамананда Рай выдвинул Махапрабху множество идей, и некоторые из них Махапрабху счастливо принял. И соответственно и мы принимаем, но Рамананда Рай также высказал некоторые положения, которые были отвергнуты Махапрабху, хотя в обычном, расхожем смысле, эти принципы приемлемы. Поскольку существует некое основание, и существуют принципы и идеи, которые предшествуют этому основанию и то, что идёт за ним, то есть находится выше основания. О каком основании идёт речь? Об основании преданности, о фундаменте преданности. То, что предшествует этому, само основание преданности и последующие стадии. И этим основанием преданности Махапрабху принял этот принцип - гьяна-шунья-бхакти, означающий преданность, свободную от каких бы то ни было примесей этого мира, т.е. от . опыта этого мира, идей этого мира, включая и какие-либо ведические принципы, идеи и суждения. Преданность, свободная от знаний любого рода, мирского и ведического.
И следующее положение, следующий принцип, который следует за этим основанием - принятие жизни в обществе святых людей. Жизнь в обществе святых людей, слушание от них о славе Господа, прославление Его. Махапрабху принял это утверждение - гьяна-шунья-бхакти, как основополагающий принцип, и общество преданных, без которого ничто не будет действенно. Но если в обществе садху, тогда все иные положения становятся действенными.
Когда мы принимаем этот принцип - действия, свободные от расчёта и знания любого рода, все иные способы и пути обретают смысл. Тогда воистину, что бы мы ни делали, что бы мы ни ели, как говорится, что бы мы ни приносили в жертву высшему началу, всё это становится частью нашей жизни в Сознании Кришны. Но если в нашей жизни отсутствует связь с садху, покорное обращение к садху, то все иные процессы будут пустыми.
Если мы посмотрим на матх ШЧСМ в Навадвипе, то увидим там записанную шлоку: "сарва-дхарма-паритьяджйа …". Хотя сам по себе этот принцип не является чем-то поверхностным, это идея безоговорочного предания себя Богу, но когда вначале их беседы Рамананда Рай высказывал это суждение, то Махапрабху также это отверг, сказав, что иди дальше. Но когда мы принимаем принцип жизни в обществе садху и покорности перед садху, тогда и этот принцип, как и все остальные, становится чем-то настоящим.

(из лекции Шрипада Шруташравы Прабху от 16 марта 2005 г., Санкт-Петербург)

Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение связи с Высшей Гармонией.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет после праздника Говардхан Пуджи.

Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите

"Мы не собираемся делать что бы то ни было, основанное на ведических принципах. Но мы готовы делать всё, что угодно, если это основано на нашей любви и привязанности к Шриле Гурудеву".

Шрипад Шруташрава Прабху


В избранное