Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАПАДНАЯ И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРЫ И МЫ


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Кришну не интересует, американец вы или индиец, в какой части света вы родились. Кришне нужна только чистая любовь, устремлённость к Нему, привязанность, полные веры".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 91


Тема: ЗАПАДНАЯ И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРЫ И МЫ

Оставим в стороне философский вопрос "Кто мы такие, россияне, люди западной или восточной культуры?" Об этом спорят веками, при этом активно насаждая народу (не без участия наших царей и современных правителей) культуру западной цивилизации. Но в глубине многих сердец россиян есть ощущение некоторой самобытности и уникальности. Смею полагать, что такое ощущение базируется на глубоких духовных корнях народа, где длительный период насаждается чуждое этим корням "воспитание".

По большому счёту "запад" и "восток" - это не географические направления. Это два разных мира, разных образа жизни, где в основе одного лежит религиозность (в хорошем смысле этого слова) и внутренняя свобода, а в основе другого - лжерелигиозность или её отсутствие и внешняя псевдосвобода. К сожалению, мы, россияне, не восток, но к счастью, мы ещё и не запад. Хотя внешние атрибуты западной жизни всё больше и больше заполняют наше бытие, но наши сердца отчаянно сопротивляются чуждому и тлетворному влиянию западной культуры.

Когда Сознание Кришны пришло на запад (в США, Англию, Германию и т.д.) благодаря милости Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, то неизбежно оно привнесло с собой и элементы индийской культуры, точнее сказать ведической культуры, базирующейся на заповедях и предписаниях священных писаний, называемых Ведами. Но цель, которую преследовал великий ачарья и которую преследуют вайшнавы, проповедующие на западе ныне, лежит вне той или иной культуры. Наше рождение в России, Индии или где-либо ещё обусловлено кармическими причинами и так называемыми самскарами - приобретёнными в прошлом привычками и представлениями.

"Сравнить самскару Востока и Запада практически невозможно, но и у вас и у них есть право практиковать сознание Кришны. Сознание Кришны существует вне всяких религий и верований. Сознание Кришны - единственная насущная потребность дживы. И Прабхупада постарался дать это знание западному миру". ("Вселенская милость", Говинда Махарадж)

По словам Гурудева, Кришну интересует наше сердце, а не видимая сторона нашей деятельности. Он хочет от нас любви и привязанности в нашем служении. А в какой части света мы родились, к какой культуре мы принадлежим, Ему это неинтересно.

"Большинство людей испытывает определенный интерес к индийской религии. В действительности, нет религии индийской или американской, есть только религия дживы. Джива существует вечно, обладая способностью мыслить, чувствовать и волить. Она исповедует религию служения Кришне, своему Господу, служения, которое она оказывает на Духовном Плане. Здесь она находит всю полноту счастья, божественного экстаза, очарования и Неземной Любви. Все, что мы, пребывая в обусловленном состоянии, ищем в этом материальном мире, находится вне его, в Духовном Царстве, где Божественная Любовь всегда ждет, чтобы заключить нас в свои сладостные объятия. Таково истинное положение души и тот, кто способен это понять, не может не поделиться этим даром с другим. Это сознание Кришны". ("Вселенская милость", Говинда Махарадж)

Несомненно, что все здравомыслящие люди, какую бы религию они не исповедовали, прекрасно понимают, что она не связана по своей сути ни с той или иной национальностью, ни с той или иной культурой. Всё подлинное, что содержится в той или иной религии, находится вне нации, расы, культурных обычаев и традиций. Оно определяется сознанием, которое не имеет прямой зависимости от вышеперечисленного.

Когда мы гостим на индийской земле (как впрочем, и на земле любой другой страны и культуры), то наши попытки следовать принятым там обычаям, правилам, привычкам, вполне уместны и оправданны, хотя и весьма непросты. Но когда мы пытаемся культивировать это у себя дома, то возникает резонный вопрос: "Зачем? Во имя чего?" Конечно, каждый волен строить жизнь так, как считает нужным. И само по себе следование той или иной культуре и традиции не является как ни чем-то недопустимым, так и ни чем-то существенным. Путь бхакти-йоги ведёт нас к любви и преданности Богу, и это и только это является существенным.

Вы можете потратить много лет, чтобы развивать в себе благоприятные обычаи индийской культуры, но унаследованные самскары всё равно будут сильнее ваших усилий в этом направлении. Говинда Махарадж в связи с этим рассказывает об одном западном ученике Шрилы Свами Махараджа, практиковавшего сознание Кришны пятнадцать лет. И что? Однажды он оставил свою сумку в комнате Говинды Махараджа. Из сумки торчала пара башмаков. Гурудев решил проверить, нет ли там каких святых вещей. И действительно, обнаружил в сумке "Бхагавад-Гиту" и "Шримад-Бхагаватам". Он попросил Кришну простить этого Прабху, а когда тот вернулся, то Говинда Махарадж указал ему на его ошибку. Однако, молодой человек со слезами на глазах стал уверять, что он не мог этого сделать, что это сделал кто-то другой. Но в это время он воспевал на чётках. И куда он положил свои молитвенные чётки? Да, поверх башмаков, потому что искренне решил, что положить на пол - это оскорбление, а башмаки - это самое высокое место. Такова сила воздействия на нас самскары.

Если у вас есть силы и время бороться со всем этим, то - пожалуйста. Но в вышеприведённой истории Говинда Махарадж обнял расстроенного Прабху и сказал ему: "Кришна обязательно простит тебя, ведь Он знает причины всех поступков. Ты обрёл счастье, следуя сознанию Кришны, и это свидетельство твоих высочайших духовных качеств. Кришна не видит, куда ты кладёшь чётки из туласи, но я должен это видеть, потому что с детства воспитан в духе индийской философии. Но ни индийская, ни западная философия не приведут к освобождению, как не приведут и к преданности. Подлинное освобождение и преданность придут из сердца. И у тебя именно такое сердце. Поэтому, не волнуйся, Прабху".

"Мы должны следовать определённым правилам и предписаниям, это благоприятно и благочестиво, однако не существенно. Это существенно лишь с точки зрения общественного правопорядка. Шрила Гуру Махарадж говорил, что система варнашрамы есть способ найти "оптимальное положение в окружающем мире" и "гармоничные взаимоотношения с природой". таков её смысл. Всем нам необходимы гармоничные взаимоотношения с природой. Но даже если мы не сможем их наладить, Кришна никогда за это не разгневается и не отвернётся от нас, если увидит подлинное настроение преданности".

ГЛАЗАМИ ДУШИ или жизнь замечательных преданных

       Амрита Кришна

Амрита с рождения живёт в Санкт-Петербурге - городе, куда Сознание Кришны пришло намного раньше многих других уголков страны. Поэтому немудрено, что однажды один из его друзей привел его в "башню", где жили преданные. И вскоре молодой человек с энтузиазмом подключился к их деятельности. Он выполнял самую простую работу. Когда преданные, занимавшиеся санкиртаной (распространением книг Бхактиведанты Прабхупады), возвращались домой, то он раздавал им прасад. Позднее работал на складе тортового цеха. Некоторое время он даже жил в этой "башне", возвращаясь в свою квартиру по выходным. Но, к сожалению, дурные привычки не покидали его, и вся его "духовная" деятельность носила поверхностный характер. Впрочем, присущее от природы ответственное отношение к порученному делу, проявлялось в нём и тогда.

Коренной перелом произошёл в 2000 году, когда один из его знакомых пригласил его на фестиваль в Лахту. Там он познакомился с Виджай Раманом, осуществляюшим руководство всеми работами по строительству Центра Бхакти-йоги от Шри Чайтанья Сарасват Матха. Эта личность оказалась ему очень созвучной своей серьёзностью и ответственностью, а самоотверженность и преданность Гурудеву оказались той притягательной силой, которая по-новому позволила взглянуть на концепцию служения Богу.

Приехавший на фестиваль Гурудев своей простотой, теплотой, искренностью и преданностью своему наставнику, Шридхару Махараджу, привлек к себе много сердец, включая и Амриту Кришну. Говинда Махарадж даровал ему милость, посадив росток бхакти в сердце, вручив чётки и дав ему такое прекрасное духовное имя - Амрита Кришна. После отъезда Гурудева, полный вдохновения, он начал со всей своей ответственностью выполнять самое скромное служение при Лахтинском центре.

Какое-то время он зарабатывал себе на жизнь работой в ночное время, чтобы иметь возможность посвящать свой день служению Гуру и его миссии. И заработанные средства он также частенько тратил на нужды центра и его постоянных обитателей. Когда он спал и отдыхал, одному Богу известно.

Благоприятное и постоянное общение с такими личностями, как Виджай Раман, Авадхут Махарадж, пуджари Ананда Мой, а также с регулярно приезжающими проповедниками ШЧСМ - Госвами Махараджем, Сиддханти Махараджем, Шруташравой Прабху, принесло свои плоды - преданность Гурудеву оказалась заразительной, дурные наклонности оставили человека, и вся его жизнь преобразилась в подлинное служение. Он готов выполнять любое необходимое дело, служить любому преданному, если чувствует, что тот устремлён удовлетворить Гуру и вайшнавов.

Многие поручения Амрита Кришна выполняет с использованием автомобиля: доставляет продукты или другие необходимые для жизни центра предметы и атрибуты; встречает или провожает преданных на вокзал. Организация публичных программ в городе с участием наших лучших проповедников также лежит на его плечах, и включает в себя множество разных дел: аренда помещения для проведения программы, расклейка объявлений о программе, реклама в газетах или других СМИ, оповещение заинтересованных людей.
Очень много организаторской и хозяйственной работы выпадает на его долю в преддверии фестиваля - это поиск и заказ необходимого инвентаря (одноразовая посуда, постельные принадлежности и т.д.), заказ автобусов для различных мероприятий в рамках фестиваля и много другое.

Вот уже два года, как Амрита Кришна является семейным человеком, и в его преданном служении Гурудеву его поддерживает молодая и жизнерадостная жена. Какую-то часть служения они выполняют совместно, какую-то - порознь, но в центре жизни молодой семьи стоит стремление наилучшим образом следовать наставлениям Духовного Учителя во всех сферах жизни.
Как у любого человека материального мира у Амриты есть какие-то частные желания и интересы, но отличительной чертой его характера является то, что он с легкостью готов ими пожертвовать во имя интересов других людей, особенно когда они связаны с миссией и служением Гурудеву.


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 29 ноября 2003 г.
Тема: "Хвалебная ода Знанию или 5 уровней знания".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Но ни индийская, ни западная философия не приведут к освобождению, как не приведут и к преданности. Подлинное освобождение и преданность придут из сердца".

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное