Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Материальное и Духовное. Их взаимосвязь.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Мы должны подняться с уровня отождествления духовного с материальным. Необходимо духовное, а не материальное, и посему нам необходимо понять свое истинное положение".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 64


Тема: МАТЕРИАЛЬНОЕ и ДУХОВНОЕ. Их взаимосвязь.

Разобраться в том, что является материальным, а что духовным, крайне непросто. Но это является одним из фундаментальных вопросов для каждого, кто ищет Истину и стремится к самопознанию и самосовершенствованию.

Представления большинства людей о материальном базируются на тех атеистических определениях, что предлагает нам толковый словарь, согласно которому, прежде всего,

МАТЕРИЯ - это основа (субстрат), из которой состоят физические тела;
Также, материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ - вещественный, реальный, в противоположность духовному.

Давайте внимательно рассмотрим, что в этих определениях верно и под каким углом зрения, а что неверно.

На санскрите есть два слова, которые используют, когда говорят о материи. Это "прадхана" и "пракрити". В "Шримад-Бхагаватам" (3.26.10) говорится:

Я йат тат три-гунам авйактам нитйам сад-асад-атмакам
прадхАнам пракритим прАхур авишешам вишешават

"Непроявленное, вечно существующее сочетание трёх гун является причиной проявленного состояния материи и называется прадханой. В проявленном состоянии его называют пракрити".

И далее в своём комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада разъясняет суть прадханы. Он говорит о том, что это тонкая форма материи, но это не Брахман, т.к. в Брахмане нет гун материальной природы. Прадхана вечна, она содержит все материальные элементы, которые в результате взаимодействия трёх гун материальной природы переходят в проявленное состояние.

Поэтому, если говорить о материи, как о прадхане, то можно согласится с вышеприведённым определением, где говорится, что это основа для различных физических тел и что она существует независимо от человеческого сознания. Всё это так применительно к прадхане. Но… Есть высшее Сознание, Абсолют, от которого зависят все и всё, в том числе и прадхана. Именно по Его воле она становится проявленной, - так появляется пракрити. И как всё сотворённое пракрити подвержена таким процессам, как развитие, старение (разрушение) и смерть (уничтожение). И поэтому, когда мы говорим о материи, как о пракрити, т.е. имеем в виду любой проявленный сотворённый материальный объект, то мы понимаем, что рано или поздно его величество Время уничтожит это творение.

Но и это ещё не всё. Что по своей сути представляет собой процесс проявления материи? Здесь можно выделить два момента. Как это происходит? И Почему это происходит?
Ответ на первый вопрос наиболее полно даётся в Брахма-самхите. И здесь уже важно понять, что проявленная материя, пракрити, полностью зависима от сознания: как индивидуального - маленькой искорки дживы, так и от СверхСознания Безграничного и полного Абсолюта.

"И Шастры, и истинные ученые категорически разделяют понятия четан (сознание) и джада (материя). Но откуда исходит материя? Из сознания. Это очевидная истина, разоблачающая ошибочную теорию Дарвина. Не будь сознания, не было бы и материи. Если же сознание - это мать материи, то оно должно наполнять собой материю".
("Божественный Слуга", Говинда Махарадж)

Гуру Махарадж также говорит о том, что если джива разорвёт свою связь с материей, то всё будет мертво. Покидает ли искорка сознания человеческое тело, тело дерева или какую-то другую материальную форму, эта форма тотчас же разрушается и перестаёт существовать.

"Джива, живое существо, является пограничной потенцией, которой наполнены все эти материальные миры. Если джива-шакти, духовная потенция, уйдет, то всё окаменеет, и некому будет эксплуатировать. Все воинствующие наклонности, вся склонность к эксплуатации прекратится, если пограничная потенция, джива, покинет материю. Всё будет мертво. Видимость жизни создает душа, когда принимает материальное сознание".
("Поиск Шри Кришны Прекрасной Реальности", Шридхар Махарадж)

Материальный мир существует лишь потому, что есть множество джив, заинтересованных в своей связи с материей. И Милостивый и любящий Господь предоставляет таким дживам возможность для свободного проявления их эгоистических, эксплуататорских наклонностей. Это и есть ответ на второй вопрос: почему проявляются материальные миры, кому и зачем это надо.

Теперь рассмотрим вопрос о том, какова же взаимосвязь материального и духовного?

Если вы помните, то в определении слова "материальный" говорилось о противоположности материального и духовного.
Гаудийа-вайшнавизм признаёт наличие противоположности, но в каком ключе?

Разумеется речь не идёт о том, что прадхана имеет какую-то там противоположность. Речь также не идёт и о равнозначимости материального и духовного. Потому что второе прекрасно и независимо может существовать само по себе, в то время как материальное не имеет независимого бытия.

"Изначальной субстанцией является дух, душа, сознание, а материя представляет собой лишь некую часть духовного мира, этой духовной субстанции. Это не так, что материя породила сознание, скорее наоборот, это она пребывает в некой части сознания. Сознание безгранично, и всё сущее пребывает в этом океане. Где-то есть лед, где-то мох, а где-то железо, но всё это, все эти различные понятия пребывают в этом океане. Сознание это суть всего, а всё остальное покоится в нём. Подобно тому, как можно увидеть в небе клочки облаков, или же в воздухе обнаружить много пылинок, так и любое материальное представление также находится в небе сознания. Есть небо - небо сознания, а в небе плавают клочки облаков и пыль. Вы не можете видеть воздух, но в нем есть пыль! Вы не можете видеть небо, эфир, только лишь облака в нем! Итак, основой является сознание, и уже в нем мы обнаруживаем где-то облако и где-то пыль.
Дарвин и другие ученые выдвинули теорию, согласно которой сознание изначально произошло из материальных элементов, Но я отвечу на все это так: "Вы говорите о первичности материи? Выбросите эту идею и утвердитесь в понимании духовной безграничности!" Всё духовно, и теория первичности материи также всего лишь часть огромного количества концепций духовного плана. Сознание лежит в основе всего, и уже в нем, в этом сознании, проявляются различного рода планы мироздания, такие как бхур, бхувар, свар, маха, джана, тапа, сатья и брахмалока. Когда же к нему добавляется служение, то оно сразу непомерно расширяется. И "сладостная архитектура" начинается с того самого момента, когда к сознанию добавляется служение. Служение может возвести прекрасный город, прекрасную страну. Оно уже присутствует здесь, и вам только надо прочувствовать его, войти и принять свое, отведенное лично для вас, служение. И вы будете думать так: "О, это мой дом! Здесь всё так дружественно ко мне. Наконец я пришел домой!" Такова наша подлинная внутренняя суть, сокровенная природа - сварупа, которая на данный момент покрыта невежеством, ложным мировосприятием".
("Золотая лестница", Шридхар Махарадж)

Наверное, слово "духовное" не самое лучшее и точное для обозначения той категории реальности, о которой идёт здесь речь. Возможно, слово "трансцендентное" в каком-то отношении лучше, но тот, кто различает оттенки и нюансы, понимает, что далеко не всегда возможно отказаться от использования устоявшихся слов и выражений типа "духовность", "духовный мир" и т.п. Гораздо лучше просто уточнить определение и чётко очертить круг значений того или иного слова и выражения. Так, например, для атеистического мировоззрения духовным будет всё, что нельзя увидеть материальными глазами и потрогать руками или другими словами всё то, что недоступно с помощью обычных органов чувственного восприятия. Таким образом, скажем, привидения могут быть отнесены к духовному миру, что не соответствует реальности.

"Пракрита значит "материальный", а апракрита - "внешне подобный материальному миру, но в действительности, прямо противоположный". Он кажется претерпевающим изменения, но это не так".
("Проповеди Хранителя Преданности", ч.3, Шридхар Махарадж)

Отсюда следует, что на глаз (на вкус и т.п. внешним проявлениям) отличить пракрити (материальное) от апракрити (нематериального или духовного) невозможно.
Водораздел проходит на плане устремлений или мотивации. Живое существо не может быть бездеятельным. Но что побуждает его к тому или иному действию? Каков центр притяжения его интересов? Если это частный, отдельный интерес, то живое существо действует на материальном плане бытия. Если же живое существо действует на плане преданного служения Абсолюту, то это духовный план бытия. И это не имеет никакого отношения к пространству, во всяком случае так, как мы себе его представляем. Высшая энергия (духовная) может проявлять себя, где угодно. Но низшая (материальная) не может пересечь Вираджу. Поэтому джива, душа, должна разорвать все связи с низшим, и делается это на плане сознания, а не где-нибудь ещё.

"Во сне человек может увидеть лежащее перед собой собственное обезглавленное тело, но это никак не повлияет на его существование или восприятие. Связь души с этим миром подобна вышесказанному. Она не затрагивается. Несмотря на то, что кто-то во сне может видеть, как тело его превращается в порошок, а земля уходит из-под ног, он остается незатронутым. Подобным же образом, душа занимает автономное положение. Она независима от материального бытия, но считает, что материальные вещи - непременная необходимость для поддержания ее существования. Но это заблуждение и вымысел. Душе нет нужды придерживаться материальных представлений. Хотя данные мирские взгляды кажутся в высшей степени необходимыми для нашего бытия, это не соответствует истине. Мы независимы от материи. Даже существование психики независимо от грубоматериального бытия, что же говорить о душе. Душа не имеет ничего общего с этой материей, являющейся чуждой, выдуманной и подобной сну средой. Более того, материальные представления - это яд для души, и они тянут ее в противоположном подлинному благу направлении".
("Проповеди Хранителя Преданности", ч.3, Шридхар Махарадж)

НОВОСТИ МИССИИ и САЙТА

За прошедшее время на сайте появилась интересная статья Сахадева даса с фотографиями о том, как образовалась смоленская ятра преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха, а также о тех замечательных преданных, которые отдают свое время и энергию для проповеди ради удовлетворения вайшнавов.

Также на сайте вы можете прочитать рассказ Лилы Шакти из Ижевска о проповеди Сиддханти Махараджа в их городе в рамках программы "Глобальное потепление".

В рубрике "Даршан" вы можете познакомиться с достаточно сложной по содержанию, но очень интересной и важной, статьёй Шридхара Махараджа "Образ Гурудева".

Любителям экстрима с "Харе Кришной": Сплав по реке Мане в Красноярском крае
Приглашаются все желающие принять участие с 26 июня по 29 июня. В программе: сплав по реке Мане на двух плотах, участие в фестивале бардов, харинам-санкиртан на реке и в лесу, совместное воспевание мантр, рассказы о древнем культурном наследии Индии, России и народов населявших эти земли, беседы с интересными людьми.
С собой нужно брать только посуду и личные предметы гигиены, плоты и палатки уже заказаны через туристическое бюро. Оплата 100 рублей в день.
Выезд из Красноярска 26 июня. Предварительная регистрация приветствуется, количество мест на плотах ограничено. Получить более подробную информацию о мероприятии можно в Томске 8-3822-25-79-94 (Плотниковы Виктор и Светлана), в Сосновоборске 8-39131-21349 (Галия и Фаина).


Необычно и актуально для всех, кто в поиске... Подпишитесь, и будьте счастливы:

Рассылка: Мастерская Творчества - Литература для души

       


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 20 мая 2003 г.
Тема: "В поисках счастья. часть 1: Материальное счастье".

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Придет время, когда материальный мир станет для нас ночью, а духовный днем. Сейчас же тот вечный мир для нас недоступен, а сами мы бодрствуем в этом бренном мире. Святой пробужден к высшей реальности, а разбойник действует на другом плане. Они живут в двух разных мирах".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное