"Я не позволю
себе быть причиной возникновения каких бы то ни было трений с окружающим меня
миром - это должно являться нашим изначальным умонастроением и наиглавнейшим
руководством к действию".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь
бхакти-йоги)
N 23
Тема:
Тринад апи суничена - смиреннее травинки...
В прекрасной поэме Господа Чайтаньи
"Шикшаштака" есть такие строки:
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
"Непрестанно воспевать Святое Имя Кришны может лишь тот, кто травинки
смиреннее и терпеливее дерева, кто выказывает надлежащее почтение окружающим
и к себе такового не ждет".
Шридхар Махарадж написал комментарий
к этому стиху. В нём рассматривается, прежде всего, вопрос, почему именно
травинка взята за некий "эталон" смирения. Что в ней есть такого
ценного, чему и нам необходимо следовать?
Хочу заметить, что в некотором смысле принципиальной разницы
между травинкой и нами нет. У неё есть свободная воля, у нас есть свободная
воля. Нет смысла в сравнении двух бесконечно малых величин. По отношению
к Центру - Кришне - наши воли слабы и малы. Так что же нас отличает? Нас
отличает то, как мы распоряжаемся этой волей.
"В травинке
нет ничего неправильного. Когда мы наступаем на неё, она не стремиться противостоять.
Ветер или какие-либо другие внешнее влияния могут бросать её по всем направлениям,
однако я всегда буду оказывать сопротивление. Если волны обстоятельств несут
меня в каком-то определенном направлении, то я всеми силами буду противостоять
этому. Если вы реально посмотрите на мою ценность, то увидите, что, поскольку
во мне присутствует тенденция противостоять, мое положение гораздо ниже
положения травинки".
Увы, невозможно не согласиться с этим. Тенденция противостояния
настолько сильно развита в нас, что некоторые люди, с ходу, не вникнув в
ситуацию, готовы говорить: "нет-нет" и всячески противодействовать.
Думаю, что многим это знакомо.
"... во
мне жива склонность противостоять милости Бога. Когда Кришна желает облагодетельствовать
меня, я пытаюсь сопротивляться. Я сделан из такого вещества, которое стремится
к самоубийству духа. Кришна предлагает Свою милость мне, но я противлюсь.
Таковы мои дела; травинка же не противится никому. Поистине, мое положение
ужасно".
По своему практическому опыту могу сказать, что иногда очень
сложно не поддаться искушению противостояния, особенно в самом начале происходящих
событий, воспринимаемых нежелательными. И чем скорее удаётся осознать благостную
суть происходящего, тем быстрее противостояние отступает само собой.
Возможно ли преодолеть склонность к противостоянию? Для этого, прежде всего,
следует понять (что не так легко, особенно западному менталитету), что наше
кармическое окружение предопределено, и мы неизбежно получим ту сумму материальных
удач и неудач, которые нам предназначены свыше. Наша подлинная свобода лежит
в сфере духа, в сфере сознания. И нам следует отдать всю свою энергию на
то, чтобы научиться жить в гармонии с волнами духовного бытия, подобно травинке.
Каков смысл в нашем сопротивлении потоку бытия, если надо всем возвышается
Воля Сладчайшего Абсолюта?!
Нет ни единого человека в нашем мире (кроме святых, полностью
осознавших себя Душ), кто не испытывал бы беспокойств того или иного рода.
Это неизбежно. И это наше благо. Это милость, которая направляет наше сознание
от материального к духовному.
"Мы должны
стараться видеть, что всё неблагоприятное, - оскорбления, нищета, наказания,
- необходимо для нашего очищения, и, с минимальным наказанием, нас избавляют
от материального существования".
"Возвышенные
преданные тверды в понимании того, что за всем стоит Кришна. Всё они воспринимают
таким образом. Подобное отношение - наш маяк; он поможет нам правильно определить
себя по отношению к, казалось бы, неблагоприятным вещам. В этом присутствует
благодатная гармония, - вот почему нам советуют быть терпеливее дерева.
Мы можем не выказывать ни к кому враждебности - все равно препятствия придут
потревожить нас. Нам следует терпеть их".
И, наконец, в своём комментарии к этому стиху Шридхар Махарадж
уделяет внимание вопросу оказания почтения другим. Почему это так важно
для нас? Потому что гордость (пратиштха) - качество, противоположное смирению
- страшнейший враг преданного Кришны.
Шри Чайтанья
Махапрабху говорит: "Не ждите ни от кого почтения, даже от своего окружения;
сами же выражайте почтение всему и всем согласно их положению. Выказывайте
почтение, но не желайте этого от других". Мы должны быть очень внимательны,
поскольку гордость - наш скрытный и злейший враг. Если, так или иначе, мы
одолеем этого врага, или просто сможем его избежать, мы станем пригодны
войти в мир рабов Бога и присоединиться к тем, кто полностью поднес свою
жизнь на Его алтарь. В общем, значение стиха можно свести к следующему:
"Никогда и ни от кого не ожидайте почестей или признания. В то же время,
выказывайте почтение всему и всем в соответствии с вашим пониманием".
НОВОСТИ
САЙТА
Итак, за прошедшее время на нашем сайте появились следующие
новые статьи и другие материалы:
15.06.02 Различие
между дикшей и шикшей. Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
14.06.02 Новая
транскрибированная лекция Б.С.Госвами Махараджа
13.06.02 Доволен
ли нами Господь? Лекция Шрипада Шрута-шравы Прабху
11.06.02 Подлинный
смысл посвящения. Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
09.06.02 Качества
истинного духовного учителя. Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
08.06.02 Не слуга,
а делец Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
06.06.02 Мир веры.
Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж.
05.06.02 Мир отречения.
Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж. А так же: Духовная и физическая форма Шри Гуру.
Лекция Шрипада Б.С.Триданди Махараджа
04.06.02 Шрила Бхактивинод Тхакур. Лекция
Шрипада Б.П.Тиртхи Махараджа
03.06.02 Есть только
один Гуру. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада
02.06.02 Материальный
мир. Философия Шрилы Шридхара Махараджа
01.06.02 Новая Рубрика: Фото Дня
30.05.02 Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж. Сколько
кругов воспевать?
28.05.02 Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж о Шриле Гададхарe
Пандите
26.06.02 Страница
о Шриле Гададхаре Пандите
25.05.02 Обновлена Страница
о Шри Кришне
23.05.02 Статья Шрилы Б.С.Говинды Махараджа. Кришна
-- Всевышний Господь.
22.05.02 Ответы
на вопросы. Вторая лекция Шрипада Б.С.Госвами Махараджа
20.05.02 Статья Шрипада Б.К.Гири Махараджа. Хранитель
Сокровищ Бхакти.
19.05.02 Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж. Три
уровня бытия.
Мои дорогие друзья!
Сегодня вайшнавы отмечают день ухода
Шри Шриваса Пандита
Как отмечают? И уход, и
явление вайшнава отмечают тем, что до полудня постятся, а также преданные
рассказывают друг другу всё, что знают об этом вайшнаве. Нередко бывает, что
о вайшнаве ничего неизвестно. И это неудивительно, ведь подлинная духовная
жизнь - это внутренний процесс, и любовь к Богу и подлинные взаимоотношения
с Ним, могут быть не видны окружающим, да и не сохраниться в устных или письменных
свидетельствах. Но в любом случае, преданные воспевают в этот день Святые
Имена Господа, памятуя о вайшнаве и прославляя его, например так: "Джая,
Шри Шриваса Пандит!"
К сожалению я не могу вам ничего поведать об этом вайшнаве,
но буду очень рада, если кто-то из вас напишет мне по этому поводу (с указанием
источника информации). Тем не менее никакая информация (её отсутствие или
наличие) не может повлиять на радость, которая живёт в сердцах преданных душ,
радость просто от того, что чистые преданные существуют, и одним своим существованиеми
вдохновляют нас присоединиться к семье Господа.
Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам
глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию
своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий
на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.
Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru
, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших
Учителей.
Если будут встречаться непонятные слова, смотрите Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите
С уважением, Туласи Прия даси
Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 10 июля 2002 г.
Тема: "Сладостное очарование "Шаранагати""
"Когда кто-то
движется мне навстречу, неизбежно столкновение или катастрофа, если я не дам
ему дорогу. Это и есть смирение...
Но смирение должно прийти из сердца. И только такое смирение подлинно".