Шавуот
В ночь праздника Шавуот "Маарив" молятся позже обычного, чтобы быть в полной
уверенности, что исполнено предписание Торы: "...семь недель; полными должны
они быть" (Ваикра, 23:15). Ведь если объявить о святости 50-го (от начала "Сфират
а-омер") дня раньше, чем он наступит на самом деле, получится, что от отрезка
времени между праздниками Песах и Шавуот что-то убавили!
Написано в книге "Зоар" о ночи праздника Шавуот: "Благочестивые люди давних
времен не спали в эту ночь, но трудились, изучая Тору". На этом основан обычай
бодрствовать в ночь на Шавуот и читать сборник, называющийся "Тикун лейль Шавуот".
Слово тикун означает "исправление". Это название связано с еще одним объяснением
смысла этого обычая: накануне дарования Торы у горы Синай сыны Израиля спокойно
спали - хотя, казалось бы, в ожидании столь великого события они должны были
бодрствовать. Поэтому мы, исправляя такое поведение наших предков, всю ночь
готовимся к дарованию Торы.
Чтение "Тикуна" стараются закончить к рассвету и сразу после этого идут в миквэ.
В наше время люди не столь сильны, как в прошлые столетия, и потому перед молитвой
"Шахарит" рекомендуется немного поспать, чтобы потом, во время молитвы чувствовать
себя бодрым. (О том, как читает утренние благословения человек, который не спал
всю ночь, см. выше, 7:4)
Праздник Шавуот - это не только годовщина дарования Торы. В этот день из года
в год в духовном аспекте это событие повторяется заново, словно в первый раз,
и это придает нам новые силы для изучения Торы и исполнения ее заповедей. В
праздник Шавуот в синагоге читают главу Торы, в которой говорится о ее даровании,
а Десять заповедей читают на особый мотив, который должен напомнить нам о голосе
Всевышнего, услышанном тогда нашими предками. Поэтому принято для слушания Десяти
заповедей приводить в синагогу детей, даже самых маленьких.
Во время чтения Десяти заповедей все стоят лицом к свитку Торы.
После "афтары" читают молитву "Изкор" (см. выше, 114:5). За пределами Страны
Израиля "Изкор" читают во второй день праздника.
По обычаю в праздник Шавуот едят молочную пищу - в память о том, что сразу после
дарования Торы, получив законы о запрещенной пище, сыны Израиля не могли пользоваться
посудой, пока не откашеровали ее, и поэтому они ели только молочное. С другой
стороны, Алаха предписывает в праздник есть мясо, и чтобы не нарушить запрет
о смешении молочного и мясного, следует тщательно соблюдать правила, о которых
было сказано выше (38:7-19). Некоторые поступают следующим образом: перед молитвой
Шахарит" едят легкую молочную закуску, а дневную трапезу делают мясной.