Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Какие бывают источники веры


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 345/2022-07-24

Доброго времени суток. Хочу предложить рассуждение, первоначально появившееся в социальной сети (в ноябре прошлого года). Я обнаружила, что  что не всегда более-менее содержательные свои записи размещала в рассылке. Буду постепенно это делать. 

 Источники веры

Какие бывают источники веры? Хочу коротко поразмышлять об этом. Ортодоксальные церкви, как правило, указывают в качестве источников веры Писание и Предание. На практике же, однако, церкви разделены в отношении понимания доктрин, которые рассматривались соборами. Православие принимает авторитетными семь Вселенских соборов, но существуют древние церкви, которые часть этих соборов не приняли.

Католичество считает авторитетным Магистериум, связанный с авторитетом папы. Соборы католической церкви продолжаются и после семи Вселенских соборов вплоть до наших дней. Последним собором был Второй Ватиканский, который совершил грандиозную реформу (хотя, по мнению либеральной части католиков, недостаточной).

Авторитет, отданный иерархии, будь то соборы или власть папы, имеет свои недостатки. История прекрасно иллюстрирует это. В итоге протестантизм отменяет безусловность такого авторитета. Однако, что предлагает взамен? Идея "только Писание" (sola scriptura) рождает проблему библейского вербализма. Буквально читаемая Библия рождает массу проблем, особенно, в связи с развитием науки и общественных изменений. Библейский вербализм стал дорогой к протестантскому фундаментализму.

Другим вариантом становится дополнение Библии современными знаниями. Несложно заметить, что в этом случае протестантизм уже несколько отклоняется от принципа "только Писание". Хотя Писание можно трактовать по-разному, оказывается, что для трактовки недостаточно просто читать Библию. Нужны какие-то знания и размышления.

Кроме утверждения авторитета одного только Писания, существует также принцип "первенство Писания" (prima scriptura), который допускает другие источники веры, помимо Писания, но Писание  остается главнейшим.

У англикан в качестве источников веры признается три авторитета: Писание, традиция и разум (или рассуждение). У методистов — четыре авторитетных источника веры: Писание, традиция, разум (рассуждение) и опыт. Фактически можно сказать, что разум и опыт как важные элементы веры на самом деле присутствуют в исторической церкви всегда, хотя о них и не принято говорить как об авторитетах равных Писанию и Преданию.

Опыт по сути является частью традиции. Разница, как представляется, состоит в том, что традиционализм сопротивляется признанию нового опыта или же такого опыта, который противоречит принятым в далекой древности доктринам. Отказ от нового опыта это причина закостенения церквей и появления новых, обособленных от прежней традиции, религиозных движений.

Практика показывает, что без рождения чего-то нового не происходит развития. Со временем же новое может становиться уже привычным и формировать новую традицию.  

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте 
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное