Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста Послания Ефесянам 5:22-33


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 302/2019-11-10

 Доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию новую статью из серии "Женщина в Библии" и "Женщины в послениях апостола Павла".

Послание Ефесянам 5:22-33 

В числе спорных текстов посланий апостола Павла о женщинах находится текст Послания Ефесянам, который в синодальном переводе звучит так:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5:22-33).

Аналогично этому в краткой форме говорится в тексте Послания Колосянам: "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы" (Кол. 3:18-19).

Традиционная трактовка

Уподобление союза Церкви и Христа супружеству уходит корнями в ветхозаветнюю традицию, где также содержатся аллегории союза Бога и избранного народа как мужа и жены[1] или как жениха и невесты[2]. В Новом завете такая аллегория дополняется примером любви Христа, проявленной вплоть до смерти на кресте. В данном контексте, хотя в описании брака сохраняется патриархальная субординация, свойственная древнему миру, согласно которой муж является главой, а жена находится в подчинении, муж призывается не к деспотизму, а к жертвенной любви. Подобный образ уподобления мужа Христу, а жены Церкви возводит брачные отношения на более высокий уровень, чем было принято в древнем мире, несмотря на то, что текст содержит патриархальные утверждения.

Традиционный взгляд на брак, основанный на данном тексте, делает акцент на любви, а не примитивно призывает женщин к подчинению. К примеру, комментируя этот текст, Иоанн Златоуст писал:

«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что‑нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женой; а Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, – так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал…»[3]

Вопрос об авторстве

Подобный возвышенный взгляд на брак не был свойственен апостолу Павлу, когда он писал Первое Послание Коринфянам, где утверждал, что лучше не жениться и не выходить замуж, и что супружество это лишь средство избежать блуда для тех, кто не может воздерживаться (1 Кор. 7). По мнению шотландского пресвитерианского богослова Уильяма Баркли, апостол Павел писал Послание Коринфянам в надежде на очень скорое пришествие Иисуса Христа и, возможно, находился под впечатлением личных проблем в семейной жизни: хотя многие авторы полагают, что Павел не был женат, Баркли допускает, что в силу еврейской традиции Павел до обращения к Христу был женат, но жена могла не принять его обращения, что вызвало у него отторжение супружества. Однако, когда после написания Послания Коринфянам прошли долгие годы, по мнению Баркли, Павел осознал, что Христос не вернется настолько быстро, как ему казалось, и что брачный союз все же является ценностью для христиан, поэтому в Послании Ефесянам изложил более глубокое понимание брака[4].

Подобные предположения о жизни и мыслях апостола Павла являются догадками, не основанными на каких-либо данных. По мнению многих специалистов, Послание Ефесянам не относится к числу аутентичных посланий апостола[5][6][7], хотя для христианского богословия остается значимым в силу включения в канон Нового Завета. (В число бесспорно аутентичных посланий апостола Павла консенсус исследователей включает только половину (cемь) посланий, носящих его имя[5][8], и авторство Послания Колосянам тоже является спорным).

Иллюстрация (выше справа): Скульптура Иоанна Златоуста (собор св. Патрика, Нью-Йорк) (фото с wikimedia) 

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное