Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Открытое письмо священников


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 298/2019-09-18

Последние дни происходят события, о которых сложно не упомянуть в нашей рассылке, учитывая тот факт, что высказываться стали даже священники. Вчера утром Новая газета опубликовала интервью с отцом Андреем Кордочкиным, а к вечеру появилось открытое письмо немаленькой группы православных священников. Я в нашей рассылке очень давно не пишу о текущих событиях в обществе, однако, раньше я такие события освещала и сейчас чувствую необходимость это сделать.  

Статья священника Андрея Кордочкина на злободневную политическую тему о несправедливом правосудии на днях была опубликована в издании «Православии и мир» под заголовком: ««Что происходит с вашими судами?» Можно ли не стать для власти «полезным идиотом». И почему нельзя смиряться с неправосудием, на чьей бы стороне ты ни был». В 2018 году была издана его книга «Должен ли христианин быть патриотом?». 

Мне очень давно хотелось, чтобы в России кто-то из представителей церкви связал острые социальные и политические события с верой. Но никто из публичных людей этого не делал (разве что в некоторой мере дьякон А. Кураев).  Я очень рада, что, наконец, нашелся священник, который прямо сказал, что верующие не должны молчать, видя неправосудие. Такие, казалось бы, простые вещи. Для многих западных верующих совершенно очевидные. Но плохо понятные в религиозных кругах России, которым кажется, что быть «не от мира» это значит не лезть в то, что происходит вне церкви.

Библейские пророки именно лезли в такие дела. Отец Андрей Кордочкин привел пару цитат в подтверждение (хотя можно привести много):  «О вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! …Вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных». (Амос, 5–12.) «…Князья твои — сообщники воров; они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них». (Исаия, 1–23). Также священник представил ответ, который пророк Исаия мог получить в наши дни: «Ты за Майдан? Почему ты критикуешь евреев, а не шумеров — может, тебе Вавилон платит? Не нравится у нас — езжай к эфиопам!». 

Копировать эту статью целиком я не буду, а предложу почитать по ссылке, а также интервью.

* Ссылка на статью в Правмире: «Что происходит с вашими судами?» Можно ли не стать для власти «полезным идиотом». И почему нельзя смиряться с неправосудием, на чьей бы стороне ты ни был

Ссылка на интервью в Новой Газете: «Свобода — это дар Божий». Священник Русской православной церкви отец Андрей Кордочкин — о российском суде и правозащитной деятельности.   

* Вы также можете послушать запись презентации книги этого священника: Презентация книги о. Кордочкина «Кесарю кесарево? Должен ли христианин быть патриотом?».

Гораздо важнее мне кажется привести групповое письмо священников. Возможно, многие уже слышали об этом письме. Но я не могу иметь уверенности, что все, поэтому включаю в рассылку этот текст целиком. Оно также было напечатано в издании "Православие и мир", а затем в некоторых СМИ (таких как Эхо Москвы и Новая газета и другие).

Особенность этого обращения в том, что это первый подобный прецедент, который показывает, что русское православие неоднородно, что оно не сводится только к тем лицам, которые поддерживают любые политические действия чиновников, стоящих у власти, что это не только бизнес и зарабатывание денег, не только дружба с олигархами и прочее, что дискредитирует церковь в глазах многих светских людей, в первую очередь молодых. Согласно недавнему опросу, православными себя считают 23% молодых людей от 18 до 24 лет, а 37% в этой возрастной группе называют себя неверующими. Хотя в других возрастных группах значительно больше людей называет себя православными, нельзя гарантировать, что самая младшая группа в будущем станет лучше относиться к религии, вере и церкви. Кроме того, не стоит забывать, что сказать "я православный" или "я христианин" могут многие люди, которые заходят в церковь пару раз в год и мало вспоминают о вере в обыденной жизни. Это открытое письмо священников показывает, что внутри РПЦ есть люди (безусловно, не только священники, но священники обладают некоторым авторитетом), для которых вера это все-таки нравственная ответственность: ответственность как за свою жизнь, так и жизнь общества и страны, гражданами которой мы является.

Открытое письмо священников в защиту заключенных по «московскому делу».

«О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6.8). 

Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела». 

Один из осужденных, Константин Котов, не совершая никаких насильственных действий ни в отношении представителей власти, ни других граждан, был подвергнут беспрецедентно жестокому наказанию. Вся «преступная» деятельность этого человека заключалась в заступничестве за других заключенных, при этом исключительно мирными средствами. Нам было горько узнать о том, что одним из вещественных доказательств, изъятых у него, был самодельный плакат со словами протоиерея Александра Меня «Милосердие – то, к чему мы призываем» и призывом к обмену пленными с Украиной. Спустя 29 лет после убийства отца Александра, нераскрытого следствием, его слова продолжают быть актуальными и звучат как укор нашему ожесточенному обществу. Что касается обмена пленными между Россией и Украиной, который совершился после ареста и суда над Константином Котовым, то он однозначно был поддержан Русской Православной Церковью, и оценивать его как призыв к противоправным действиям нелепо. 

У нас вызывает недоумение отказ судьи приобщить к делу видеозапись, доказывающую невиновность Константина Котова и противоречащую показаниям полицейских, которые повторяют друг друга дословно. Мы хотим напомнить всем, кто давал или будет давать показания по этому и другим делам, слова Священного Писания: «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет» (Притч. 19.9). Лжесвидетельство делает человека соучастником суда над Спасителем, который был также основан на показаниях лжесвидетелей (Мф. 26.60).

Мы надеемся, что с других фигурантов дела, которые ожидают суда и не обвиняются в насильственных действиях (в частности с Алексея Миняйло, православного человека, активно вовлеченного в социальную и благотворительную работу), будут сняты обвинения, и они окажутся на свободе в ближайшее время.

Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых – обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов.

В отношении фигурантов «московского дела», вызывают наше недоумение приговоры суда в сравнении с другими, гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях. Мы считаем, что наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее. В противном случае само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок».

Мы хотим выразить надежду на то, что российские граждане будут жить с доверием к судебной системе, которая будет справедлива и беспристрастна независимо от социального, экономического и политического статуса подозреваемого или обвиняемого. Суд должен быть способным защитить гражданина от произвола исполнительной власти и силовых структур, в противном случае само его существование превращается в декорацию и формальность.

Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью.

Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых. Апостол Павел связывает страх с рабским состоянием человека: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе» (Рим. 8.15), а апостол Иоанн писал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4.18). На запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей.

Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе. Пусть Бог благословит всех нас Своим миром и подаст нам силы и решимость уважать и любить друг друга.

Протоиерей Олег Батов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

Протоиерей Леонид Грилихес, клирик храма-памятника св. Иова Многострадального (Брюссель).

Протоиерей Александр Дубовой, настоятель Свято-Введенского храма, пос. Береславка (Волгоградская обл.).

Иерей Николай Евсеев, клирик Петропавловского ставропигиального храма (Дублин), настоятель приходов Пресвятой Троицы (Корк) и Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Дрохеда).

Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в г. Сергиев Посад (Московская область).

Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

Иерей Димитрий Диденко, директор Варницкой гимназии (Ростов Великий).

Иерей Алексий Забелин, клирик храма прп. Андрея Рублева в Раменках (Москва).

Протоиерей Владимир Зелинский, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» (Брешия).

Иерей Дионисий Землянов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (Томск).

Протоиерей Сергий Золотарёв, настоятель храма св. вмч. Феодора Стратилата на Щиркове (Великий Новгород).

Протоиерей Георгий Иоффе, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Санкт-Петербург).

Протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (Калач-на-Дону).

Протоиерей Андрей Кордочкин, ключарь кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины (Мадрид).

Протоиерей Петр Коротаев, клирик Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское (Московская область).

Иерей Сергий Круглов, клирик Спасского собора (Минусинск).

Иерей Александр Кухта, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви (Минск).

Иерей Владимир Лапшин, и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).

Иерей Андрей Логинов, клирик приходов храмов Смоленской и Владимирской икон Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).

Протоиерей Андрей Лоргус, заштатный клирик храма свят. Николая на Трех Горах, директор Института христианской психологии (Москва).

Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения в Жуковском (Московская обл.)

Иерей Федор Людоговский, сверхштатный клирик церкви пророка Илии в Изварине (Москва).

Архимандрит Савва (Мажуко), Никольский монастырь (Гомель).

Протоиерей Константин Момотов, настоятель храма прп. Паисия Величковского (Волгоград).

Иерей Александр Парфёнов, клирик Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (Ростов Великий).

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма с. Макарово (Московская обл.)

Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ (Москва).

Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. Апостолов Петра и Павла (Гонконг).

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), клирик Могилев-Подольской епархии УПЦ (МП).

Иерей Александр Ситников, клирик Всехсвятского храма г. Междуреченска (Кемеровская обл.).

Протоиерей Димитрий Соболевский, клирик Покровского прихода (Дюссельдорф).

Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербург).

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва).

Протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма свт. Арсения Тверского (Тверь).

Иерей Сергий Шапкин, клирик Томской епархии.

Иерей Георгий Брылёв, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы.

Иеромонах Иларион (Резниченко), преподаватель СПбГУ, заштатный клирик.

Протоиерей Андрей Селин, клирик Изюмской епархии УПЦ, храм Живоначальной Троицы села Волохов Яр, Чугуевского района.

Иерей Василий Буш, клирик Свято-Никольского собора (Вена).

Иерей Евгений Ромашкин, клирик Московской епархии (областной), настоятель Пантелеимоновского храма г. Воскресенска Московской области.

 Протоиерей Дионисий Дуденков, Заиконоспасский монастырь.

Священник Георгий Михайлов, клирик храме свв. Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы.

Иерей Павел Ушаков, настоятель Свято-Казанского храма с. Першино, Белевская епархия.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы с. Новотроевка, Белгородской обл.

Протоиерей Сергей Титков, Настоятель Покровского храма пос. Турлатово Рязанской области.

Протоиерей Константин Гипп, настоятель храма Покрова Божией Матери г. Жиздры.

Иерей Андрей Мизюк, храм прп. Серафима Саровского г. Саратова.

Протоиерей Вячеслав Баскаков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» при Клинике им. В.П. Аваева г. Твери.

Иерей Василий Толстунов, клирик Свято-Никольского собора, Вена.

Священник Георгий Букин. Клирик Ильинского храма г.Апрелевка Мос.Обл.

Иерей Максим Бурдин, клирик Астраханской епархии.

Иерей Димитрий Сафронов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москва.

Иерей Иоанн Бурдин, настоятель храма Воскресения Христова с. Карабаново Красносельского благочиния Костромской епархии.

Иерей Фёдор Кытманов, штатный клирик кафедрального храма в честь Преподобного Макария Алтайского (Республика Алтай г.Горно-Алтайск).

Иерей Алексей Шаров клирик Рязанской епархии.

Иерей Александр Галькевич, клирик Кафедрального собора прп. Сергия Радонежского, г. Югорск.

Иерей Сергий Бодань, клирик Успенского храма п. Шиморское.

Прот. Валентин Бонилья, настоятель Знаменской церкви села Вырец, Лихославльского района Тверской обл. (Бежецкая епархия).

Иерей Андрей Гринев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы.

Простоиерей Александр Петренко, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского, села Зелёный Гай Сумской епархии УПЦ (МП)

Иерей Григорий Гудин – настоятель прихода во имя святителя Софрония Иркутского с. Мамоны, Иркутский район.

Иерей Александр Хекало. г. Тамбов, клирик Спасо-Преображенского собора.

Иерей Георгий Гагарин, заштатный клирик Тверской епархии.

Протоиерей Виталий Шкарупин. Волгоградская Епархия.Свято Троицкий приход г.Камышин.

Диакон Александр Занемонец. Русская Архиепископия в Западной Европе (Париж-Иерусалим)

 Протоиерей Георгий Эдельштейн, настоятель Воскресенского храма с. Карабаново, Костромская обл.

 Священник Алексий Тимаков, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище г. Москвы и храма свт. Николая Мирликийского при Центре борьбы с туберкулёзом г. Москвы.

Диакон Дмитрий Павлюкевич, клирик домового храма свт. Николая Чудотворца при Архиерейском подворье (Гродно).

Иеромонах Иларион (Зайцев), заштатный клирик Московской епархии.

Протоиерей Андрей Кореньков, клирик Князь-Владимирского собора, Санкт-Петербург.

Протоиерей Андрей Львов, настоятель прихода Серафима Саровского, г. Иваново.

Священник Дионисий Костомаров, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Новой Ботанике г. Орла, руководитель молодежного отдела Орловской епархии

Протоиерей Владимир Федоров, клирик Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга.

Иерей Николай Сушков, штатный клирик храма Всех Святых г. Тюмени.

Протоиерей Георгий Мартышевский, клирик храма св. Александра Невского, Рогачев, Беларусь.

Протоиерей Петр Борновалов, настоятель Иверского храма, с. Покосное, Братской епархии, Иркутской митрополии.

17 сентября 2019 года

Сбор подписей продолжается в социальных сетях 

Оригинал на сайте Правмир

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное