Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1 Послания Коринфянам 11:3-16 (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 297/2019-08-29

Завершение статьи, в которой рассматривается отрывок Первого послания апостола Павла Коринфянам.

 Практика церквей

Согласно большинству традиционных толкований, текст о покрытии женщиной головы относится к порядку общественного богослужения в церкви, хотя некоторые толкования относят его также к домашней жизни женщины в случаях, когда она молится или пророчествует[4]. На практике традиции многих народов, по крайней мере до XVIII в., побуждали женщин покрывать голову во всех общественных местах, а не только в местах молитв. Непокрытая голова женщины нарушала принятые нормы настолько, что воспринималась обществом как проявление моральной развращенности[11]. 

Как правило, женщины покрывали головы тканью, но у разных народов покрывало приобретало различные формы одежды. В начале XX в. на западе в моду стали входить различные женские шляпки и в некоторых странах, например, в Англии и США, женщины стали одевать их при посещении церкви. В дальнейшем такая мода сменилась, но в Англии до сих пор принято, что женщины часто посещают церковные богослужения в шляпках. Христиане некоторых консервативных деноминаций США, такие как консервативные квакеры и различные анабаптисты, носят традиционную одежду прошлых веков, и женщины этих церквей одевают скромные капоты[12][13]. В общинах этих христиан принято, что женщины всегда ходят с покрытой головой на том основании, что они призваны молиться не только в церкви, но на всяком месте и непрестанно[14].

В начале XX в. женщины большинства христианских конфессий носили головные уборы во время посещения церковных служб. В течение века эта практика снизилась во многих христианских церквях. Однако, в середине века в некоторых церквях происходили бурные споры по поводу необходимости соблюдения этого предписания апостола Павла в современных условиях[15]. В настоящее время во многих основных протестантских церквях практика обязательного покрытия голов женщин в церкви не поддерживается, хотя некоторые консервативные протестанты (в том числе значительная часть евангельских протестантов России) сохраняют ее. 

В католичестве в прошлом церковные каноны требовали, чтоб женщины приступали к причастию с покрытыми головами. Это требование сохранялось в Кодексе канонического права 1917 года[16], но в Кодексе канонического права 1983 года эта норма была отменена. В современной католической церкви не существует практики обязательного покрытия головы женщины во время мессы, и женщины часто принимают причастие без головных уборов (хотя во время официальных церемоний, например, в Ватикане, женщины часто носят головные уборы, следуя этикету, а не церковным канонам). В православных церквях обычай покрывать голову женщины в церкви варьирует в зависимости от страны и юрисдикции. К примеру, в Русской православной церкви такой обычай в основном сохраняется, в то время как в Греции эта практика отмирает, а в США в разных православных приходах женщины могут молиться во время богослужений как с покрытыми, так и с непокрытыми головами[17].

Комментарий от автора 

Трактовка о том, что в тексте апостола Павла речь идет о каком-либо покрывале, представляется исторически точной. По моему мнению, смысловая коннотация ношения женщиной покрывала в контексте семейных отношений подразумевает идею моральной принадлежности мужу. В подобном значении текст Песнь Песней говорит: «возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16). По логике, в тексте апостола Павла идет речь о том, что замужняя женщина хранит целомудрие в браке и верность своему мужу, в связи с чем стремится выглядеть скромно в публичных местах. Естественно, что от мужчины в браке также ожидается целомудрие и верность жене, однако, культурный стереотип (по причинам, которые в данной статье рассматривать неуместно) особенно выделяет эти качества женщины как ее добродетель. Снимающая покрывало женщина в культуре апостола Павла выглядит как женщина легкого поведения, теряет отношение к себе как замужней и вызывает соблазны. Очевидно, что апостол призвал женщин в церкви соблюдать нормы приличия, которые были приняты в то время во всех общественных местах. Мужчина имеет право или возможность интимной близости с той женщиной, которая ему принадлежит в браке. Такое право может быть названо властью в том смысле, что другие мужчины на эту женщину таких прав не имеют. (С другой стороны, в оригинальном тексте не сказано о том, что покрывало напрямую связано с властью мужа: такой взгляд является трактовкой, хотя логично полагать, что покрывало в любом случае показывает целомудрие женщины в данной культуре).

Актуализация библейского текста в нашей культуре должна стремиться к воплощению духовного и нравственного смысла, но необязательно следовать буквальному смыслу, который принадлежит другой эпохе и культуре. Точнее сказать, у каждой культуры есть свой язык (вербальный и невербальный): в другой культуре духовные и моральные ценности могут выражаться совершенно иначе. Важно отметить, что представление о том, что муж является главой, который господствует, и которому должна подчиняться жена, противоречит христианскому идеалу в силу того, что Иисус, будучи образцом, говорит о себе, что «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою…» (Мф. 20:25-28), а также называет учеников своими друзьями (Ин. 15:14). Христианский идеал отношений, таким образом, никогда не выражается в господстве и подчинении. 

Иллюстрация: Женщина в традиционной одежде и капоте в штате Пенсильвания, США (фото с wikimedia). 

Список литературы
[1] Учебная Библия МакАртура (MacArthur Study Bible, 1997). Джон МакАртур (John Fullerton MacArthur Jr., род. 1939) — американский евангелистской пастор баптист
[2] Уильям МакДональд. Библейские комментарии верующих (William MacDonald. Believers Bible Commentary. Уильям МакДональд (1917-2007) — евангелистский богослов консервативного движения Плимутские братья)
[3] Толкования Иоанна Златоуста на Первое послание апостола Павла к Коринфянам (Беседа 26)
[4] Толковая Библия Лопухина — дореволюционные комментарии Библии (изд. 1904-1913), начатые под редакцией А. П. Лопухина, а после его смерти (1907) продолженные преемниками
[5] Комментарии Брюссельского издания Библии («Жизнь с Богом», 1989)
[6] Комментарии Нового Завета МакАртура (The MacArthur New Testament Commentary, серия из 31 тома, изд. 2006)
[7] Комментарии Нового Завета Уильяма Баркли (Daily Study Bible, шотл. изд. 1952-1958, русс. изд. 1985). Уильям Баркли (William Barclay, 1907-1978) — священник Церкви Шотландии, профессор богословия и библейской критики Университета Глазко
[8] Комментарии Даласской богословской семинарии (Roy B. Zuck and John  F.Walvoord. The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, изд. 1980; русс. изд. 1989-1996)
[9] Давид Стерн. Комментарии к Еврейскому Новому Завету Давида Стерна (Jewish New Testament Commentary, изд. 1992). Давид Стерн (David H. Stern, род. 1935) — мессианский еврейский богослов американского происхождения, проживающий в Израиле
[10] Новый библейский комментарий (Gordon J., Wenham, J. Alec Motyer, D.A. Carson, R. T. France. New Bible Commentary. — IVP Academic, 1994)
[11] Hunt, Margaret (2014). Women in Eighteenth Century Europe. Taylor & Francis. p. 58
[12] Hostetler, John. Hutterite Society (1997). The Johns Hopkins University Press. p. 105
[13] Thompson, Charles (2006). The Old German Baptist Brethren: Faith, Farming, and Change in the Virginia Blue Ridge. University of Illinois Press. p. 33
[14] The Brethren Encyclopedia. Brethren Encyclopedia, Incorporated. 1983. p. 1062
[15] Kraybill, Donald B. (2010). Concise Encyclopedia of Amish, Brethren, Hutterites, and Mennonites. JHU Press. p. 103
[16] Peters, Edward (2001). The 1917 Pio-Benedictine Code of Canon Law. Ignatius Press. p. 427 

[17] Последний раздел данной статьи кратко использует информацию из статьи англоязычной википедии: Christian headcovering 

Елена Преображенская (с)

Оригинал на сайте Независимый исследователь

Тема о женщинах в посланиях апостола Павла будет продолжена.- 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное