Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Буддизм и контрацепция (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 226/2017-03-17

Доброго времени суток. Я предлагаю продолжение (и окончание, так как статья небольшая) моей  новой статьи из серии изучения религиозных взглядов на контроль рождаемости.

Буддизм и контрацепция (продолжение)

Методы контрацепции

Буддизм позволяет использовать любые ненасильственные формы контрацепции. Планирование семьи допустимо и поощрительно, когда намерение использовать контрацепцию направлено на благо и избегает причинения вреда. Согласно буддийскому учению, новая жизнь начинается в момент зачатия, поэтому к ненасильственным методам контрацепции относятся те, которые не разрушают плоды зачатия[3].

Буддизм не отвергает современные методы контрацепции. Воздержание от сексуальных актов в браке является вопросом личного выбора, а другие методы контрацепции не противопоставляются воздержанию в буддизме. Однако, использование тех методов контрацепции, которые препятствуют имплантации в матку уже оплодотворенной яйцеклетки, рассматриваются проблематичными из-за того, что оплодотворение связывается с началом жизни, и разрушение зачатой жизни воспринимается как абортивное, то есть насильственное, действие[3].

Как правило, к методам такого действия относят "таблетки следующего утра" (противники абортов считают их явным абортивным средством). Кроме того, считается, что механизм действия внутриматочных устройств (называемых также "спиралями") работает главным образом на препятствие имплантации[2]. Буддисты, которые разделяют этот взгляд, рассматривают использование внутриматочных устройств как нежелательное. Однако, механизм действия внутриматочных устройств обсуждается, в том числе обсуждается действие препятствия оплодотворению, и это может влиять на мнение о приемлемости метода среди некоторых буддистов[3].

Гомональные контрацептивы имеют различный состав, и их действие рассматривается неодинаково. Если контрацептив содержит гестоген, то предполагается, что он может препятствовать имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Однако, если контрацептив содержит высокие дозы эстрогена, то считается, что он может препятствовать оплодотворению. Исходя из этого, некоторые буддийские авторы считают неприемлемыми контрацептивы на основе гестогена, но приемлемыми те, которые содержат высокие дозы эстрогена[2].

Помимо этого, к числу приемлемых методов контрацепции в буддизме относят барьерные методы, такие как презервативы и диафрагмы, а также метод ритма, стерилизацию и вазектомию[2]. Некоторые авторы включают в число приемлемых средств оральные контрацептивы без оговорок по поводу их состава[4].

Жизненные реалии

На практике буддисты относятся к методам контрацепции по-разному и не всегда опираются на идеальное представление об отсутствии возможного абортивного действия контрацептивов. Одно из исследований показало, что буддисты Шри-Ланки считают неприемлемым применение "таблеток следующего утра" и внутриматочных устройств. Другое исследование установило, что, когда буддийские медицинские работы на Тайланде сообщили, что внутриматочные устройства могут стать причиной разрушения оплодотворенной яйцеклетки, они не имели ввиду, что по этой причине следует прекратить использовать внутриматочные устройства. В действительности исследование 1965 года обнаружило, что внутриматочные устройства (lippes loop) были самым популярным контрацептивом на Тайланде: их применяли 77% женщин, в то время как оральные контрацептивы использовали 13%, а презервативы - 9%. Однако, к 1967 году в два раза больше женщин использовали оральные контрацептивы, чем внутриматочные[2].

Исследователи полагают, что по мере широкого распространения методов контрацепции, оральные контрацептивы становятся более предпочтительными, чем внутриматочные устройства. Тем не менее, внутриматочные устройства по-прежнему широко используются. Невысокая популярность презервативов, как предполагают исследователи, имеет связь с мнением об их ненадежности, а использование контрацептивов с возможным абортивным действием основано на взгляде, что ранняя по сроку от зачатия форма аборта более предпочтительна, чем аборт, совершенный позднее[2].

Политика контроля рождаемости одобрена во многих странах буддизма. В частности, установлено, что буддисты на Тайланде и Шри-Ланке чувствуют, что рост населения, который пропорционален потребности в продуктах питания, может способствовать бедности и преступлениям[2]. В качестве примера широкого признания контрацепции можно привести Тайланд, где большинство женщин репродуктивного возраста используют контрацепцию[3]. Согласно исследованию еще 1968 года, на Тайланде 71% замужних женщин детородного возраста выступали за применение контрацепции[2].

В то же время среди буддистов сохраняется и отторжение контрацепции, связанное не столько с религиозными взглядами, сколько с культурными факторами. Часть буддистов не принимает использование контрацепции, основываясь на чувстве противоречия традиционной культуре сексуальных ценностей и на представлении, что использование контрацепции ведет к распространению добрачных половых связей. Кроме того, многим буддийским женщинам недостает образования о правильном использовании контрацепции. Такое образование является важным для женщин, поскольку установлено, что контрацепцию чаще используют женщины, чем мужчины[3].

Список использованной литературы
[1] Robert Veatch. Cross-Cultural Perpectives in Medical Ethics. - Jones and Bartlett Publishers, 2000. P. 269-270
[2] Peter Harvey. An Introduction to Buddhist Ethics: Foundations, Values and Issues. - Cambridge University Press, 2000. P. 326-327
[3] Amirrtha Srikanthan, Robert L. Reid (Division of Reproductive Endocrinology and Infertility, Department of Obstetrics and Gynecology, Queen’s University, Kingston ON.). Religious and Cultural Influences on Contraception. - JOGC (Journal of Obstetrics and Gynaecology Canada?), February 2008 
[4] Bedprakas SyamRoy. India's Journey Towards Sustainable Population. - Springer, 2017. P. 85-86
 

Иллюстрации: 1) Храм Махабодхи в Бодхгае, Индия. Два монаха медитируют перед ним. Дерево, под которым Будда достиг просветления, находится на левой стороне, позади монахов. Этот храм является главным местом паломничества буддизма в мире. 2) Традиционная буддийская Танка с изображением колеса жизни (бхавачакры) 

Елена Преображенская (с) 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное