Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Церковный обряд для трансгендеров


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 182/2015-06-16

В Церкви Англии предлагается ввести обряд для трансгендеров. Для понимания этой темы следует напомнить значение терминов. Трансгендерами называют людей, биологический пол которых отличается от их самоидентификации. Подгруппой этой категории являются транссексуалы - люди, которые проходят через операцию и гормональную терапию, изменяющую биологический пол, по медицинским показаниям. В современной международной номенклатуре заболеваний (МКБ-10) транссексуальность относится к психическим и поведенческим расстройствам личности. При этом существует движение за депатологизацию транссексуальности. В 2010 году Франция стала первой страной в мире, которая прекратила рассматривать транссексуальность заболеванием.

Понятие трансгендерности шире транссексуальности: в число трансгендеров входят не только те люди, которые меняют биологический пол, но и те, кто не принимает в отношении себя жесткого бинарного деления на два пола. В число трансгендеров включают также иногда гермафродитов - людей, рожденных с половыми признаками обоих полов. Гермафродитизм соотносится с интерсексуальностью: так называется научно случай, когда пол биологически неоднозначен, что связано с генетическими нарушениями. В природе на практике все оказывается гораздо сложнее, чем в привычном для обывателя бинарном делении на два пола. Вопрос отношения церквей ко всем этим феноменам входит в число проблем отношений между наукой и религией. 

Трансгендеры входят в ЛГБТ-сообщество, хотя сексуальные меньшинства и гендерные очень сильно отличны друг от друга. В частности, негетеросексуальные (гомо- и би-) ориентации не рассматриваются в качестве заболевания или патологии в современной науке. Однако, те и другие меньшинства сталкиваются с похожими проблемами в обществе. Отношение к трансгендерам в религиях подчас оказывается более мягким, чем к сексуальным меньшинствам. Например, в Иране, где за однополые акты людей могут казнить, государство толерантно к перемене пола и готово оплачивать значительную часть медицинских расходов. В Индии существует каста хиджра, представителей которой принято называть третьим полом. В современном христианстве отношение к трансгендерам неоднозначно. Их принятие, скорее, затруднено в большей мере, чем гомосексуалов. Тем не менее, церкви приходится считаться с наукой и обдумывать, можно ли изменить привычные традиционные представления о том, что все люди от рождения и навсегда являются либо мужчинами, либо женщинами.

Викарий монастыря в Ланкастере предлагает  Генеральному Синоду Церкви Англии обсудить возможность совершения обряда, чтобы отметить перемену пола личности.

В Церкви Англии начато обсуждение планов ввести церемонию, похожую на крещение, чтобы отметить новую идентичность христиан, которые подверглись перемене [биологического] пола.

Преподобный Крис Ньюлэндс (Chris Newlands), викарий Ланкастерского монастыря, поднял вопрос перед Генеральным Синодом о том, чтобы начать обсуждение этого, после того, как к нему обратился молодой трансгендер, желающий перекреститься в своей новой идентичности.

Предложение, которое было передано Блэксбернской епархией в апреле, призывает Дом епископов рассмотреть, следует ли ввести новую службу для того, чтоб отметить веху в жизни транс-людей. Представитель Совета архиепископов подтвердил, что предложение было получено, но сказал, что оно не будет обсуждаться в ближайшее время.

Ньюлэндс призвал церковь проявить инициативу, чтобы приветствовать группу, которая пережила высокий уровень дискриминации.

Он сообщил, что знает некоторое число транс-людей по своей работе с ЛГБТ-организациями. "Безусловно является травмой пройти через смену пола путем хирургической операции, подвергнувшись трансфобным издевательствам. Церковь должна проявить инициативу и быть намного более активной в оказаниии теплого приема таким людям".

Ньюлэндс рассказывает, что его предложение произвело впечатление и уже имеет значительную поддержку. Оно было принято приходским церковным советом, синодом округа благочинного и Блэкбернской еппархией, которая охватывает Ланкашир.

Ньюлендс говорит, что хочет довести инициативу до Генерального Синода Церкви с тем, чтобы в дальнейшем был принят богослужебный обряд, который приходские священники могли бы использовать для людей, которые меняют [биологический] пол, чтоб они были утверждены церковью в новой идентичности.

История этого предложения такова. Ньюлэндс получил вопрос от члена церкви, прошедшего через перемену пола, о том, может ли он креститься повторно. Ньюлэндс сказал ему, что тот уже крещен, если принял крещение. Но прихожанин ответил, что был крещен как девушка, под другим (прошлым) именем.

Ньюлэндс пообещал подумать об этом,  и после этого была создана служба, которая подтверждает обеты крещения, и во время которой имеется возможность представить трансгендерных людей перед Богом под новыми именами, в соответствии с их идентичностью.

Богослужебная церемония ланкастерского монастыря не была первым случаем.

62-летняя Сьюзен Масгроув (Susan Musgrove), которая подверглась смене пола три года назад, прошла церемонию "публичного подтверждения" спустя год в церкви святого Андрея селения Кобридж.

Сьюзен Масгроув (в центре) с пастором Цецилией Эгглестон церкви Metropolitan Community Church (слева) и преподобным Дэвидом Хьюлеттом, викарием Кобриджа (справа), перед началом службы подтверждения в церкви святого Андрея.

Масгроув описала свой опыт в газете The Telegraph и охарактеризовала церемонию этого богослужения как знаковый момент и "заключительную стадию долгого пути на протяжении всей ее [прошедшей] жизни".

Она рассказала, что это богослужение, в котором приняла участие ее семья, включая двоих детей, сделало ее трансформацию переживанием действительной реальности.

В Церкви Англии сосуществуют два противоположных богословских взгляда на опыт транссексуальных людей и перемену пола, которые, согласно позиции церкви, могут должным образом сохраняться, подобно тому как это произошло со взглядами на рукоположение женщин.

Однако, значительное формальное признание перемены пола вызовет споры в консервативных кругах церкви.

Эндрю Саймс (Andrew Symes), исполнительный секретарь консервативной организации в Церкви Англии "Англиканский мейнстрим", говорит: "Христианская вера всегда учила тому, что люди созданы как мужчина и женщина. Мы выступаем с традиционной консервативной точки зрения. Мы знаем, что некоторое число людей просит об изменении пола с одного на другой, но это новая идея для церкви. Это идет вразрез с учением церкви, которое было до сих пор.  Это будет вызывать споры".

"Признавать всех людей церковь должна, но совершение службы, благословляющей перемену пола, является новой идеей. Это не обсуждалось раньше в Церкви Англии. Потребуется много дискуссий и дебатов теологов, и я хотел бы знать, есть ли другие планы решения. Я буду очень удивлен, если епархия, которая выдвинула предложение, не имела много дискуссий и дебатов".

Представитель Блэкбернской епархии сообщил, что предложение было поддержано большинством голосов.

Он подчеркнул, что это было первым шагом в процессе, который продвигается в комитет Генерального Синода для рассмотрения в качестве возможной темы для обсуждения. Маловероятно, что предложение будет обсуждаться на Генеральном Синоде в ближайшее время в связи с напряженным рабочим графиком в этом году.

Представитель Блэкбернской епархии заявил: "Преподобный Крис Ньюлэндс Ланкастера и синод Моркама представили просветительский и информативный документ по вопросам, связанным с приемом трансгендерных людей в наших церквях, и ответ на их нужды для молитвы и открыли дискуссию с презентацией. Последовал ряд вдумчивых выступлений, прежде чем произойдет голосование".

Представитель Совета архиепископов сообщил: "Любой из 42 епархиальных синодов вправе предложить вопрос для обсуждения на Генеральном Синоде. Предложение Блэкберна присоединится к очереди предложений для обсуждения и вряд ли будет обсуждаться в ближайшее время. Это предложение, как и любое другое, которое поступает в Генеральный Синод, находится в начале, а не в конце процесса".

В документе предложения заявлено: "Что этот Синод, признавая нужду трансгендерных людей в приеме и подтверждении в их приходской церкви, призывает Дом Епископов рассмотреть, могут ли переданные литургические материалы готовиться в масштабах всей страны для того, чтобы отметить перемену пола личности".

Оригинал: The Guardian (21 May 2015) - Church of England to consider transgender naming ceremony

Перевод: Елена Преображенская (с) 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Сайт "Мир в движении" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное