Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 112.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 113/2013-07-05

Доброго времени суток. В этом выпуске три публикации, как обычно, о религии в современном мире.

Религиозность и американское общество

Звезда с надписью «Любовь»
По данным Института Гэллапа, влияние религии на жизнь американцев ослабевает и в то же время сохраняется потребность людей в вере. Это свидетельствует о том, что состояние общества важнее личного отношения к вере, а также о прочности религиозных устоев в обществе.

На опоре телефонной линии напротив объединенной методистской церкви в городе Ньютаун, штат Коннектикут, прикреплена звезда с надписью «Любовь». Эта церковь помогает людям оправиться после трагедии декабря 2012 года, когда преступник расстрелял в местной начальной школе 20 детей и шестрых взрослых. Церковь была открыта для всех желающих помолиться, а прихожане приносили еду и оказывали психологическую поддержку всем тем, кого трагедия коснулась непосредственно.

Во многих областях – от нейронаук до эволюционной биологии – большую популярность приобрела тематика, связанная с изучением религии, на чем многие делают научную карьеру. Каковы истоки религиозных верований? Что дает вера? Почему вера оказывает такое влияние? И так далее.

И, тем не менее, самое обширное исследование принадлежит, по-видимому, Институту Гэллапа. Начиная с 1957 года, ученые задавали респондентам один и тот же вопрос: «Растет ли влияние религии?» Целью опроса является не измерение степени религиозных верований или духовности, а определение роли религии в обществе. Последний опрос, результаты которого были обнародованы на минувшей неделе, показал самое негативное отношение общественности к влиянию религии за период с 1970 года.

Последний случай, когда рост влияния религии на общество отмечали большинство американцев, был зарегистрирован вскоре после серии терактов 11 сентября. Сегодня же, мнение общественности резко изменилось – 77% респондентов считают, что религия теряет свои позиции в обществе. Примерно такие же результаты были получены в конце 60-х годов прошлого века.

Анализируя результаты опроса, главный редактор издания Института Гэллапа Фрэнк Ньюпорт (Frank Newport) написал: «Примерно такое же отрицательное отношение к религии, как сегодня, американцы выражали в 1969-1970 годы, когда общество раздирали противоречия в связи с войной во Вьетнаме, и в самом разгаре были культурная и сексуальная революции, а затем, хотя и в меньшей степени, еще и в 1990-е годы. И то, как заметно эти взгляды изменились со времен президентства Рейгана и терактов в сентябре 2001 года, говорит о том, что подобные изменения общественного мнения вполне возможны и в будущем».

В опросе этого года был задан еще одни вопрос о том, изменилось бы общество в лучшую сторону, если бы американцы были более религиозными. Более чем три четверти опрошенных ответили положительно. Даже большая часть респондентов, у которых религиозные убеждения выражены слабо либо отсутствуют вообще, согласились с положительным влиянием религии на общество. Это позволяет предположить, что большинство людей рассматривают религию, как нечто важное и необходимое во времена социальных потрясений. Другими словами, не исключено, что религия может завоевать симпатии гораздо большего числа людей, поскольку она способна приносить утешение и давать надежду или же позволяет принести себя в жертву. Многие люди, как верующие, так и далекие от религии, считают, что религия дает представление о добре и возможность это добро проявить.

Как показали результаты еще одного опроса, проведенного по заказу христианской организации LifeWay Research, перед лицом трагедии американцы относятся к религии более благосклонно. Примерно 60% респондентов согласились с утверждением «При возникновении стихийного бедствия мой интерес к Богу возрастает».

Сложно сопоставить эти результаты с растущим безразличием к официальной религии. Опрос, проведенный в прошлом году аналитической группой Pew, показал, что 15% взрослого населения Америки утверждают, что не исповедуют никаких религий (это так называемые «никакие»). И за последние 40 лет их количество увеличилось почти в два раза.

Эти результаты, пожалуй, отражают растущее недоверие не только к институту традиционных деноминаций, но и практически ко всем общественным институтам. При этом можно говорить о растущем интересе к духовности отдельного человека в противовес коллективному отправлению религиозных обрядов и проявлениям общественной активности, инспирированной религиозными воззрениями.

«Если обобщить все эти данные, – считает г-н Ньюпорт, – мы получим картину в целом верующего населения страны, внутренняя религиозность которого за последние десятилетия особенно не изменилась».

Все большее число ученых приходят к выводу, что когда люди начинают искать милости божьей, они становятся честнее, благороднее и проявляют больше любви. Они стараются меньше зависеть от инстинктов и желаний. И общество от этого только выигрывает.

Оригинал публикации: Americans see religion in decline yet want more of it. What’s up with that?

Опубликовано: 30/05/2013 18:43 Перевод ИноСМИ

Крупнейшее христианское служение движения экс-геев "Исход" закрыто, а его президент принёс извинения

Алан Чамберс

Крупнейшая христианская организация "Исход Международный" (Exodus International), на протяжении 37 лет занимавшаяся деятельностью, направленной на преодоление гомосексуальности, объявила о своём закрытии. Об этом официально заявил совет директоров организации в специальном пресс-релизе в среду. После “годичного размышления, диалога и молитвы о месте организации в меняющейся культуре” члены совета директоров единогласно проголосовали о прекращении служения.

“Мы не отрицаем, что Бог использовал “Исход” для позитивного влияния на множество людей, но новое поколение христиан ждёт перемен – и они хотят быть услышанными”, – сообщает член совета директоров “Исхода” Тони Мур.

Комментируя это событие президент "Исхода" Алан Чамберс (Alan Chambers) объясняет, что: ““Исход” – это учреждение консервативного христианского мира, но мы перестали быть живым, дышащим организмом. В действительности мы оказались в плену мировоззрения, которое и не оказывает уважения в отношении равных нам человеческих существ, и не является библейским”.

Алан Чамберс сравнивает возглавляемую им организацию с образом старшего сына, осуждающим своего младшего брата, из евангельской притчи, известной как притча о блудном сыне. Смысл этой притчи в христианской традиции заключается в том, что Бог любит всех людей, а не только тех, кто ведёт благочестивый образ жизни, и что ошибаются те верующие, которые считают себя заслуживающими любви Бога, но людей, которые считаются грешными, не заслуживающими этой любви.

“В иудео-христианской перспективе все люди: геи, натуралы и другие – мы все являемся блудными сыновьями и дочерями, - говорит Чамберс. - “Исход” уподобился старшему брату блудного сына, который пытается навязать своё желание по поводу Божественных обетований и устанавливает суд Божий относительно того, кто заслуживает Его Царства".

Это заявление было сделано спустя день после того, как Алан Чамберс выступил с извинениями перед ЛГБТ-сообществом за моральные травмы, которые причинили он и его организация.

 "Теперь я совершенно пробудился к великому осознанию того, насколько мучительно быть грешником в руках разгневанной церкви", - заявил Чамберс в своём извинении.

"Я слышал много рассказов непосредственно исходящих от людей, переживших экс-гей практику, - продолжил он дальше, -  Это истории людей, которые обращались к служению "Исхода" за помощью, но получали лишь опыт множества травм. Я слышал истории стыда, сексуальных проступков и ложной надежды. В каждом случае, который доводился до моего сведения, результатом (такого признания гея) становилось быстрое смещение (его) с лидерства и/или удаление из организации. Но я редко за это приносил извинения или делал публичные заявления”.

"Исход" ранее продвигал идею о том, что однополые влечения могут быть уменьшены или устранены при помощи репаративной терапии -  такой попытки лечения гомосексуальности, которая включала в себя молитву и консультирование. В течение долгого времени, однако,  многие специалисты выступали с критикой репаративной терапии как безрезультатной и потенциально опасной.

В сентябре прошлого года один из штатов США штат Калифорния законодательно запретил использование репаративной терапии в отношении несовершеннолетних. При этом подписавший закон губернатор Джерри Браун отметил, что "этот закон запрещает ненаучную "терапию", которая вела молодых людей к депрессии и самоубийствам. Эта практика не имеет оснований в науке или медицине, и теперь она будет отправлена в помойку шарлатанства".

Данный закон штата Калифорния распространяется только на лицензированных терапевтов, но не затрагивает религиозные миссии. Однако в том же прошлом году "Исход" отказался от применения практики репаративной терапии.

"Пожалуйста, знайте, что я глубоко сожалею, - говорит теперь Чамберс в своём извинении перед ЛГБТ-сообществом, - Я прошу прощение за те страдания и боль, которые многие из вас пережили. Я сожалею, что некоторые из вас потратили годы усилий, на протяжении которых вы испытывали стыд и чувство вины, когда ваши влечения не изменялись".

"Я глубоко сожалею, что многие отошли от веры, и что некоторые предпочли покончить с жизнью" - добавляет он.

41-летний Чамберс признал, что его самого по-прежнему привлекают мужчины, но его организация причиняла страдания людям из-за таких влечений. Он также выразил глубокое сожаление о том, что стигматизация ЛГБТ-сообщества, которой способствовала деятельность его организации, иногда приводила к самоубийствам.

При этом Чамберс считает, что его личные убеждения о сексуальности и браке, основанные на традиционной интерпретации Библии, не требуют извинений, но извинений требует только то, как он эти убеждения применял.

"Я не могу извиниться за свои глубоко основанные на Библии взгляды о границах, которые я вижу в Священном Писании по поводу сексуальности, но я буду теперь пользоваться своей верой с большой осторожностью и с уважением к тем, кто не разделяет её, - говорит Чамберс обращаясь к ЛГБТ-сообществу. - Я не извиняюсь за свои убеждения о браке. Но я не имею никакого желания бороться с вашими убеждениями или правами, которых вы добиваетесь. Мои убеждения об этих вопросах никогда больше не вступят в противоречие с Божьем повелением любить ближнего моего, как я люблю самого себя".

Чамберс завершил своё послание обещанием, что впредь будет прилагать усилия к миру и всеобщему благу, и что "в плюралистической культуре будет главенствовать вдумчивое и безопасное обсуждение гендера и сексуальности, в партнёрстве друг с другом, для уменьшения страха, укрепления надежды и содействия благополучия людей".

Алан Чамберс не единственный лидер "Исхода", который принёс извинения за деятельность свою и своей организации. В апреле этого года Джон Полк, бывший председатель "Исхода" и соавтор книги "Любовь побеждает: Как Божья любовь помогла двоим людям оставить гомосексуальность и найти друг друга" ("Love Won Out: How God's Love Helped Two People Leave Homosexuality and Find Each Other"), отказался от своего прошлого участия в движении экс-геев и выразил раскаяние в своей деятельности.

"На протяжении более 10 лет я был защитником и оратором того, что известно, как движение экс-геев, где мы заявляли, что сексуальная ориентация может измениться посредством тесной связи с Богом, интенсивной терапии и твёрдой решимости, - заявил Полк. - В то время я искренне верил, что это произойдёт. И хотя многие вещи в моей жизни как христианина изменились, моя сексуальная ориентация не изменилась".

Полк добавил:  "Сейчас я не считаю себя экс-геем, я больше не поддерживаю и не продвигаю это движение. Пожалуйста, позвольте мне быть прозрачным: я не верю, что репаративная терапия меняет сексуальную ориентацию, в действительности она приносит большой вред многим людям".

Совет директоров "Исхода" принял единодушное решение о том, чтобы после закрытия организации начать новое служение, которое станет более дружественным к ЛГБТ-сообществу.

 "Это новый период служения для нового поколения, - сообщает Алан Чамберс, - Нашей целью станет уменьшение страха и движение вперёд борт-о-борт с церквями, чтоб становиться доброжелательными и совместно преобразующимися сообществами".

Употреблённое в этой цитате слово welcoming, переведённое здесь как "доброжелательные", обычно применяется в значении принятия ЛГБТ-людей вместе с их сексуальностью и идентичностью. Синонимами данного слова являются hospitable (радушный, открытый) и friendly (дружественный). Исходя из этого значения слова, есть основания предполагать, что новое служение "Исхода" может стать гей-принимающим.

Елена Преображенская по сообщениям официального сайта Exodus International и зарубежной прессы:

BBC: 'Ex-gay' group Exodus International shuts down

* На русском языке об этом событии очень мало сообщений, они не подробны, а на христианских сайтах написаны в гомофобном стиле. Такие сообщения ссылками я пиарить я не считаю нужным.

* Сообщение о запрете штата Калифорния  репаративной терапии в отношении несовершеннолетних, помимо зарубежной прессы, на русском языке есть на сайте GayRussiа: Губернатор Калифорнии подписал закон о запрете на терапию по изменению сексуальной ориентации подростков.

Эротическая республика. О сексуальной революции в Иране

Когда кто-то упоминает Иран, что сразу приходит вам на ум? Аятоллы, религиозный фанатизм, женщины с закрытыми лицами? А что насчет сексуальной революции? Да-да, все так. За последние 30 лет, пока главные западные СМИ делали упор на радикальной политике Исламской Республики, страна пережила фундаментальную социальную и культурную трансформацию. 

Сексуальная революция Ирана необязательно однозначно положительна или отрицательна, но она определенно беспрецедентная. Социальные установки за последние несколько лет изменились настолько, что многие представители иранской диаспоры испытывают шок, когда приезжают в страну. «По сравнению с сегодняшним Тегераном Лондон – консервативный город», - сказал мне недавно знакомый британец иранского происхождения, вернувшись из Тегерана. В том, что касается сексуальных нравов, Иран действительно движется в направлении Британии и США – причем, быстро.

Точные данные о сексуальных привычках иранцев, как и следовало ожидать, получить трудно. Однако значительный объем информации можно получить из официальной статистики Исламской Республики. Сокращение уровня рождаемости, к примеру, сигнализирует о более широком распространении контрацептивов и иных форм семейного планирования – а также об изменении традиционной роли семьи. За последние двадцать лет страна испытала самый быстрый спад рождаемости, когда-либо зафиксированный в истории человечества. Ежегодный темп прироста населения в Иране, тем временем, снизился с 3,9% в 1986 году до 1,2% в 2012-м – и это невзирая на тот факт, что более половины иранцев моложе 35 лет.

В то же самое время, средний возраст вступления в брак среди мужчин за последние три десятилетия вырос с 20 до 28 лет, а иранские женщины теперь выходят замуж в возрасте 24-30 лет – на пять лет позже, чем десять лет назад. Согласно официальной статистике, около 40% людей брачного возраста сейчас одиноки. Уровень разводов, тем временем, вырос в три раза – с 50 000 зарегистрированных разводов в 2000 году до 150 000 в 2010-м. На настоящий момент на каждые семь свадеб приходится один развод, но в больших городах уровень значительно выше. В Тегеране, например, соотношение составляет один развод на каждые 3,76 браков – почти сравнимо с Великобританией, где разводом заканчиваются 42% браков. И нет никаких признаков того, что тенденция замедляется. За последние полгода число разводов выросло, а количество свадеб значительно снизилось.

Меняющееся отношение к браку и разводу совпало с резким изменением отношения иранцев к сексу. Согласно исследованию, процитированному в декабре 2008 года высокопоставленным чиновником Министерства молодежи, большинство опрошенных мужчин признали, что у них были как минимум одни отношения с представительницей противоположного пола до брака. Более того, порядка 13% этих «недозволенных» отношений привели к нежелательной беременности и аборту – эти цифры, пусть и скромные, были бы невообразимы еще поколение назад. Исследовательский центр Министерства молодежи предостерегает, что «нездоровые отношения и моральное разложение – главные причины разводов среди молодых иранских пар».

Подпольная секс-индустрия за последние два десятилетия приобрела популярность. В начале 90-х годов проституция существовала в большинстве больших и средних городов – в особенности в Тегеране, однако секс-работники были фактически невидимыми, они были вынуждены работать в глубоком подполье. Теперь во многих городах страны, чтобы найти проститутку, достаточно просто свистнуть. Секс-работники слоняются по определенным улицам в ожидании случайных клиентов. Десять лет назад газета Entekhab заявляла, что в одном только Тегеране работают порядка 85 000 секс-работников.

Повторюсь, точной статистики по числу проституток в стране нет – глава иранской государственной Организации общественного благосостояния недавно сказал телеканалу BBC: «Некоторая статистика не несет положительной функции для общества; напротив, она имеет негативный психологический эффект. О ней лучше не говорить». Однако согласно доступным цифрам, от 10 до 12% иранских проституток находятся в браке.  Это особенно удивительно, если учесть суровое наказание, предусмотренное исламом за секс вне брака, в особенности для женщин. Что еще более удивительно, так это то, что не все секс-работники в Иране – женщины. Недавний доклад подтверждает, что обеспеченные женщины средних лет, а также молодые и образованные женщины в поисках краткосрочных сексуальных отношений, пользуются личными услугами секс-работников мужского пола.

Разумеется, ошибкой было бы утверждать, что традиционные ценности совершенно исчезли. Иранская патриархальная культура все еще сильна, и консервативные ценности по-прежнему поддерживаются традиционными социальными классами, в особенности в провинциальных городках и деревнях. Однако в то же время неверным будет говорить, что сексуальная либерализация набрала обороты лишь среди городского среднего класса.

Итак, что же движет иранской сексуальной революцией? Есть ряд потенциальных объяснений, включая экономические факторы, урбанизацию, новые коммуникационные инструменты, а также появление хорошо образованного женского населения – все это, вероятно, отвечает за изменившееся отношение к сексу. В то же самое время большинство этих факторов имеют место и в других странах региона, которые не переживают аналогичных изменений. Напротив, волна социального консерватизма прокатилась по большинству стран Ближнего востока, тогда как Иран движется в обратном направлении. Так чем же отличается Иран? Парадоксально, но именно пуританское государство – жесткое, оторванное от реальной жизни, посвященное борьбе с «пороком» и продвижению «добродетели» - является двигателем иранского нового либерального периода.

После Исламской революции 1979 года, которая привела к власти аятоллу Рухоллу Хомейни, иранский режим продвигал идею коллективной морали, навязывая жесткий кодекс поведения и вместе с тем стирал грань между частной и публичной сферой. Поддерживание исламского характера страны было одним из основных источников легитимности режима, и соответственно, фактически нет таких аспектов частной жизни, которые бы не регулировались его толкованием исламского закона. И действительно, духовные лица регулярно выпускают фетвы о допустимости тех или иных интимных – иногда просто невероятно – сексуальных сценариев. Однако спустя 34 года преемник Хомейни не смог создать утопического общества – этот факт обнажает моральную и идеологическую несостоятельность режима, который и без того уже борется с экономическим и политическим кризисом.

Эта неприятная правда не скрыта от молодежи в Иране, где измененные сексуальные привычки стали формой пассивного сопротивления. Отрицая навязанные государством ограничения, иранцы, осознанно или бессознательно, ставят под вопрос его легитимность. Между тем, вялые попытки режима противостоять переменам – например, постоянные предупреждения об угрозе, исходящей из «недозволенных отношений», - лишь еще больше отвращают тех, кого они призваны контролировать. Медленно, но верно иранская сексуальная революция истощает идеологический пыл государства, которое завязано на смехотворном представлении утопического общества и основано на хрупких фундаменталистских принципах.

В Нью-Йорке «Секс в большом городе» может быть бессодержательным и банальным, однако в Иране его социальные и политические последствия очень глубоки.

Оригинал публикации: Erotic Republic
Опубликовано: 30/05/2013 15:01
Перевод ИноСМИ.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Западник"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное