← Май 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия No 112: Обзор зарубежной прессы.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 112/2013-05-18 Уважаемые подписчики, в этом выпуске я предлагаю три статьи, являющиеся изложениями зарубежной прессы. По утверждению некоторых очевидцев Папа Франциск высказывался в поддержку однополых партнёрств Широко известен факт, что Папа Римский Франциск активно выступал
против легализации однополых браков в Аргентине. Однако, русскоязычные
СМИ прозевали или не пожелали освещать широко дискуссируемую в
зарубежной прессе информацию о том, что непублично, в частном общении,
Франциск не был категорично настроен против прав гомосексуалов и
высказывался в поддержку однополых партнёрств. Чтобы восполнить этот
очередной информационный пробел Рунета, а также главным образом для тех
моих друзей, которые интересуются либерализацией и реформами в религии, я
написала более-менее подробный обзор на основе публикаций зарубежных
авторитетных новостных агентств. Возможно, что за этим обзором последует
второй - о подобной позиции других высших иерархов католической церкви. 19 марта газета New York Times опубликовала нашумевшую статью под заголовком "По поводу гей-партнёрств. Прагматик до того, как он стал Папой"
(On Gay Unions, a Pragmatist Before He Was a Pope). В этой статье утверждается, что кардинал Хорхе Марио Бергольо, ставший Папой Франциском, в период борьбы против легализации однополых браков в Аргентине неофициально предлагал церковным иерархам поддержать однополые партнёрства - юридический институт, аналогичный браку, но не равнозначный ему, в качестве
компромиссного варианта.
Газета ссылается на сообщение аргентинского журналиста по имени Серхио Рубин (Sergio Rubin). По информации Рубина Бергольо закулисно пытался склонить аргентинскую иерархию признать гражданские партнёрства, чтобы однополые союзы, с одной стороны, рассматривались имеющими юридическую защиту, но с другой стороны, не приравнивались к браку, которым по традиции, принятой в католической теологии, рассматривается союз мужчины и женщины, имеющий целью рождение детей. По утверждению Рубина желание Бергольо о проявлении лояльности к однополым партнёрствам было отвергнуто большей частью епископов. По этой причине оно не осуществилось, и о нём не было заявлено публично. Сообщение New York Times наделало много шума, было растиражировано разнообразными СМИ и вызвало полемику в обществе не только в силу специфики новости, но также и потому, что Рубин обладает определённым авторитетом. Являясь обозревателем религиозной тематики крупного аргентинского таблоида Clarin, он стал уполномоченным биографом кардинала Бергольо. Вместе с итальянской журналисткой Франческой Амрогетти (Francesca, иногда в англ. версии Frances, Amrogetti) Серхио Рубин многократно встречался и беседовал с кардиналом, бывшим претендентом на папский престол ещё на конклаве после кончины Иоанна Павла II, чтоб написать о нём книгу. Эта книга, получившая название "Иезуит" (El jesuita), стала первой официальной биографией недавно избранного Папы, созданной ещё до его избрания. Хотя источником нашумевшего сообщения стала названная публикация New York Times, Рубин упоминал об этом в газете Clarin в 2010 году, в то самое время, когда шло обсуждение легализации однополых браков в Аргентине. В то время он писал, что существует два подхода иерархов церкви по вопросу, как следует возражать против однополых браков, жёстко или умеренно, и о Бергольо утверждал: "Бергольо, верный своей умеренной позиции, предлагал взвешенные действия. ... Он советовал, чтоб в церкви осторожно признали промежуточную альтернативу гражданского партнёрства, предоставляющую ряд прав (наследование, социальный труд) , которая ни приравнивалась бы к браку, ни разрешала бы усыновление детей". (Цитата переведена с английского по публикации CNN, о которой подробно сказано ниже , где содержится перевод с испанского на английский языки). Информация, что будущий Папа хотел поддерживать однополые партнёрства, была решительно опровергнута директором католического информационного агентства Аргентины Мигелем Войтес (Miguel Woites). Войтес настаивал, что Бергольо "никогда" не одобрял юридическое признание однополых партнёрств, и что сообщение газеты New York Times - это "полная ошибка". Однако ведущий корреспондент независимой от церкви газеты "Народный католический репортёр" (National Catholic Reporter), которая представляет либеральную позицию и критикует официальное учение церкви по многим вопросам, Джон Аллен (John Allen), автор двух биографий Бенедикта XVI, нашёл свидетелей, подтвердивших информацию Серхио Рубина. Об этом он первоначально сообщил в числе нескольких других аналитических заметок о Папе Франциске в публикации под заголовком "Трудные вопросы о Франциске в Аргентине и урок Чили" (Hard questions about Francis in Argentina and a lesson from Chile) 12 апреля. Джон Аллен пишет, что сообщение Серхио Рубина соответствует действительности по словам двух высоких представителей конференции епископов Аргентины, которые работали вместе с Бергольо и участвовали в закулисных дискуссиях. Аллен также говорит, что старейший журналист издания La Nación Мариано де Ведиа (Mariano de Vedia), годами освещающий проблемы церкви в Аргентине, заявил, что может подтвердить верность изложенного в New York Times. Кроме того, Аллен ссылается на католического аргентинского журналиста Гильермо Вильярриал (Guillermo Villarreal), который, как и Рубин, называет позицию Бергольо умеренной и так же утверждает, что подход Бергольо был противоположен позиции лидера сторонников жёсткого курса Гектора Рубена Агуэр (Héctor Rubén Aguer), архиепископа города Ла Плата. По объяснению обоих журналистов разница во взглядах этих иерархов по поводу легализации гомосексуальных союзов заключалась не в вопросе, следует или нет отвергать однополые браки, а в вопросе, насколько яростно нужно их отвергать, и есть ли в обсуждении этого место компромиссному варианту гражданских партнёрств. Сообщение о том, что будущий Папа в частных беседах высказывал лояльность в отношении однополых партнёрств, подтверждается ещё двумя лицами, о которых рассказывает упомянутая выше публикация телеканала CNN под заголовком "За закрытыми дверями папа поддерживал гражданские партнёрства в Аргентине, - сообщает активист" (Behind closed doors, pope supported civil unions in Argentina, activist says). Эта публикация, как и New York Times, ссылается на свидетельство активиста за права геев Марсело Маркес (Marcelo Marquez), который является верующим католиком и бывшим профессором богословия католической семинарии. По сообщению гей-активиста будущий Папа также говорил ему о том, что поддерживает юридическое учреждение гражданских партнёрств. Марсело Маркес отправил кардиналу Бергольо жёсткое письмо, но к его удивлению кардинал быстро перезвонил ему по телефону для разговора. "Он выслушал мои взгляды с большим уважением, - говорит гей-активист, - Он сказал, что гомосексуалы нуждаются в признании их прав, и что он поддерживает учреждение однополых гражданских партнёрств (civil union), но не однополых браков (same-sex marriage)". Марсело Маркес говорит, что после этой беседы он ещё дважды встречался с будущим Папой, рассказывал ему о своих намерениях вступить в брачный союз со своим партнёром и вёл дискуссию по теологическим вопросам. Андрес Албертсен (Andres Albertsen), служивший пастором лютеранской датской церкви (признающей однополые союзы) в Буэнос-Айресе в течение 20 лет, сообщил, что Бергольо аналогичным образом комментировал заключение однополых партнёрств в частной беседе с ним. "В этой беседе, которая была между нами, он выглядел очень открытым, очень откровенным со мной, - заявил Албертсен CNN на испанском, - Он сказал мне, что поддерживает признание гражданских партнёрств". По сообщению CNN официальный представитель Ватикана сказал, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию. В то время как священник Кафедрального собора Буэнос-Айреса Алехандро Руссо (Alejandro Russo) счёл маловероятным, чтобы папа высказывался в поддержку однополых партнёрств даже в частных беседах. Руссо сослался на то, что в 2007 году Бергольо публично критиковал правительство за учреждение гражданских партнёрств. Однако желание кардинала высказываться в их поддержку, как утверждают источники, проявилось в другой ситуации: когда общество вплотную приблизилось к одобрению однополых браков. Тогда Бергольо, как сообщается, склонился к тому, что однополые партнёрства - это приемлемое "меньшее зло". Информация о готовности будущего Папы признать однополые партнёрства вызвала большой общественный резонанс и дискуссию, в которой некоторые отзывались похвалой об этой позиции и видели в ней признак возможных будущих реформ церкви, но другие оставались скептично настроенными. Отец Эдвард Бек (Rev. Edward Beck), сотрудник CNN, который ведёт телепрограмму "Воскресная месса" ("The Sunday Mass") (богослужение по телевидению) на канале ABC Family, в обсуждении этой новости сказал о Бергольо: "Он хотел уважать права человека. В данном случае действительно удивительно, что люди считают его противником геев (anti-gay - термин по смыслу близкий к гомофобии, - примечание моё). Вы можете быть противником гей-браков (anti-gay marriage), но не быть противником геев (anti-gay) , и я думаю, что это разные вопросы в данном случае. Он действительно занимает умеренную позицию по этой проблеме, как мне кажется" (видеозапись телепередачи CNN). Звучащие в прессе возражения по поводу того, что Бергольо мог поддерживать однополые партнёрства, начиная с опровержения Мигеля Войтес, ссылаются на официальную позицию церкви, задекларированную в документе 2003 года под названием "Соображения, касающиеся предложения предоставить юридическое признание союзам между гомосексуальными лицами" (Considerations regarding proposals to give legal recognition to unions between homosexual persons), где утверждается традиционное церковное порицание однополых отношений. Между тем, подобный прецедент, вступающий в противоречие с официальной позицией церкви, далеко не является в католичестве единственным. Если даже не брать во внимание ряд теологов-диссидентов, выступающих за радикальный пересмотр традиционного учения о гомосексуальности и гомосексуальных отношениях самих по себе, известны случаи публичной поддержки юридического института однополых гражданских партнёрств, не имеющих отношения к церкви и не приравниваемых к браку, со стороны высших церковных иерархов. В числе таких иерархов находятся: примас Ирландии архиепископ Дублина Диармид Мартин (Diarmuid Martin), председатель Немецкой конференции епископов архиепископ Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), рассматривавшийся в качестве претендента на папский престол архиепископ Вены кардинал Кристоф Шёнборн (Christoph Schönborn), президент Папского комитета Международного евхаристического конгресса архиепископ Пьро Марини (Piero Marini). Подробное освещение их заявлений, опубликованных в прессе, заслуживает отдельной статьи. В 2011 году свыше 300 католических теологов разных стран (преимущественно немецкоговорящих, но не только), преподающих в крупных университетах, подписали совместный меморандум, призывающий к церковным реформам, под названием "Церковь 2011: необходимость обновления" (нем. Kirche 2011: Ein notwendiger Aufbruch, англ. Church 2011: The Need for a New Beginning). Четвёртый пункт из шести декларируемых там требований содержит призыв уважать свободу людей принимать решения, касающиеся личной жизни, в соответствии с персональной совестью, и говорится, что гомосексуалы, живущие в однополых партнёрствах, не должны составлять исключение, точно так же, как и разведённые после церковного брака люди, которые вопреки католической доктрине вступают во второй брак. Сегодня в цивилизованном обществе признаётся, что гомосексуалы - такие же точно граждане, как гетеросексуалы, нуждающиеся в защите их прав, включающих в себя право создания семьи. Многие католики уже давно признают право геев и лесбиянок заключать однополые союзы в той или иной форме. Остаётся вопрос, как скоро произойдут изменения в официальной позиции церкви. Сейчас наблюдатели возлагают надежду на то, что понтификат Папы Франциска принесёт какие-либо перемены и в этом отношении. Елена Преображенская, по сообщениям СМИ. Еврейским женщинам разрешили молиться у Стены Плача, и это вызвало беспорядки со стороны ортодоксов 10 мая либерально-феминистская религиозная группа еврейских женщин ("Женщины Стены", англ. "Women of the Wall", иврит "Нашот а-Котель") впервые свободно совершила молитву у иерусалимской Стены Плача. Это сопровождалось бурными протестами и беспорядками со стороны множества ультра-ортодоксов. В начале каждого месяца еврейского календаря участницы движения "Женщины Стены" совершают публичные молитвы у Стены Плача, облачившись при этом в ритуальные, по обычаю мужские, накидки-талиты, а также некоторые иногда в традиционный мужской головной убор-кипу и тфилины - коробочки, приклепляющиеся ко лбу. Ранее женщины движения регулярно подвергались за это арестам, поскольку как подобная молитва, так и облачение, нарушают принятую патриархальную практику. 11 апреля во время молитвы у Стены пятеро активисток были арестованы, но Мировой суд Иерусалима в тот же день освободил их из-под стражи. 24 апреля, вопреки жалобам и требованиям полиции, окружной суд Иерусалима постановил, что «Проведение религиозной церемонии с нарушением обычаев не представляет угрозы для общественной безопасности и безопасности отдельных людей… поэтому нет препятствий для проведения молитв «Женщинами Стены». Израильский закон о защите святых мест иудаизма 1981 года запретил совершать "не соответствующие местным обычаям" религиозные обряды, которые “могут оскорбить чувства верующих”. Понятие "местный обычай" в этом законе обычно интерпретировалось подразумевающим ортодоксальную практику. Этот закон в такой интерпретации лёг в основу постановления Верховного Суда Израиля в 2003 году, которое утвердило, что территория подле Стены Плача является особым святым местом, где должны соблюдаться законы ортодоксального иудаизма. По логике постановления считалось, что подавляющее большинство молящихся у Стены являются ортодоксальными иудеями, и что неортодоксальные евреи должны уважать и не должны нарушать традиции большинства. Это решение ущемляло права не только женщин, но в целом иудеев консервативных и реформистских направлений, чья религиозная практика расходится с ортодоксальной. В числе отличий между ними есть и то, что мужчины и женщины неортодоксальных направлений уравниваются в правах. Говоря о смысле своих акций, участницы движения "Женщины Стены" подчёркивают, что требуют, чтобы Стена Плача стала местом, объединяющим всех евреев вне зависимости от любых различий между ними. В своём заявлении они говорят, что хотят "сделать Стену Плача свободной и превратить её в дом для всех". Решение окружного суда Иерусалима рассматривается аналитиками историческим и судьбоносным, поскольку оно не только разрешает "Женщинам Стены" нарушать патриархальный порядок, но и ограничивает монополию ортодоксального иудаизма. Судья Моше Собель, вынесший вердикт, со ссылкой на мнение ряда судей Верховного Суда постановил, что понятие "местный обычай" не должно обязательно интерпретироваться в качестве ортодоксальной практики. Хотя это решение могло рассматриваться противоречащим постановлению Верховного Суда 2003 года, генеральный прокурор заявил, что власти не намерены его обжаловать. Он сообщил, что провёл консультации с министром по делам религии и его заместителем, а также с раввином Западной Стены и другими официальными лицами. В соответствии с решением суда "Женщинам Стены" было разрешено свободно провести молитву у Стены Плача в начале месяца Сиван, которое пришлось в этом году на пятницу 10 мая. Полиция не только не задерживала женщин, но и обеспечивала порядок при наличии множества (по сообщению BBC, нескольких сотен, по сообщениям израильских агентств, даже тысяч) агрессивно настроенных протестующих ортодоксов. Ортодоксы бросали в женщин и полицейских яйца, бутылки, мешки с мусором, выкрикивали оскорбления в адрес женщин, а полицейских обзывали нацистами. В четверг 9 мая духовный лидер партии ШАС Овадья Йосеф и лидеры харедим-ашкеназов призвали ультраортодоксальную молодежь придти к Стене Плача, чтобы препятствовать молитве "Женщин Стены" подле неё. "Женщины Стены" остро подняли в израильском обществе обсуждение проблемы равенства применительно к случаю молитвы. Председатель движения Анат Хофман (Anat Hoffman) считает, что постановление окружного суда "освободило Западную Стену для всего еврейского народа". "Это критически важный момент для исправления иудаизма, пересмотр наших ценностей и восстановление Стены", - говорит она, - "Женщины Стены действительно достигли нечто важного для общества Израиля и всего еврейского мира". Израильское правосудие в этом случае всё-таки поддержало требование равенства неортодоксального меньшинства вопреки традиции большинства. Борьба против установок религиозного фундаментализма в обществе и внутри религий всегда является непростой и никогда не приносит быстрых результатов. Инерцию традиционализма разрушить непросто. Тем не менее, практика показывает, что это постепенно происходит во всём мире, в разных странах и во множестве конфессий различных религий. Представители религиозного феминизма в современном мире часто выступают в авангарде этой борьбы. Елена Преображенская, на основе публикаций русскоязычной и англоязычной прессы. Фото The Christian Science Monitor (см. слайдшоу). Видеорепортаж Израильского информационного агентства ZMAN.com на русском языке. Видеорепортаж The Jerusalem Post (без комментариев, но более подробно и ярко показывающий события Карен Армстронг. Не такие уж “священные узы брака” Карен Армстронг (Karen Armstrong) - исследователь религии, известная писательница, бывшая католическая монахиня, убеждения которой трансформировались к либеральной
надконфессиональной религиозности. Книги Карен Армстронг переведены на 40 языков, включая русский. Наиболее известной является одна из ранних её книг "История Бога". Статья, предложенная ниже, написана в 2003 году в связи с рукоположением в Англиканской церкви первого открытого епископа гомосексуальной ориентации Джина Робинсона (Gene Robinson). Статья представляет собой либеральный взгдяд на историю отношения традиционного христианства к сексуальности, а также в ней содержится либеральная интерпретация библейских текстов, имеющих отношение к гомосексуальным отношениям. Христианство всегда имело более суровый взгляд на любовь – гетеро или гомосексуальную – чем остальные
религии. Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог в Живом Журнале "Западник"Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве: |
В избранное | ||