Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 112: Обзор зарубежной прессы.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 112/2013-05-18

Уважаемые подписчики, в этом выпуске я предлагаю три статьи, являющиеся изложениями зарубежной прессы.

По утверждению некоторых очевидцев Папа Франциск высказывался в поддержку однополых партнёрств

Широко известен факт, что Папа Римский Франциск активно выступал против легализации однополых браков в Аргентине. Однако, русскоязычные СМИ прозевали или не пожелали освещать широко дискуссируемую в зарубежной прессе информацию о том, что непублично, в частном общении, Франциск не был категорично настроен против прав гомосексуалов и высказывался в поддержку однополых партнёрств. Чтобы восполнить этот очередной информационный пробел Рунета, а также главным образом для тех моих друзей, которые интересуются либерализацией и реформами в религии, я написала более-менее подробный обзор на основе публикаций зарубежных авторитетных новостных агентств. Возможно, что за этим обзором последует второй - о подобной позиции других высших иерархов католической церкви.  

19 марта газета New York Times опубликовала нашумевшую статью под заголовком "По поводу гей-партнёрств. Прагматик до того, как он стал Папой" (On Gay Unions, a Pragmatist Before He Was a Pope). В этой статье утверждается, что кардинал Хорхе Марио Бергольо, ставший Папой Франциском, в период борьбы против легализации однополых браков в Аргентине неофициально предлагал церковным иерархам поддержать однополые партнёрства - юридический институт, аналогичный браку, но не равнозначный ему, в качестве компромиссного варианта.

Газета ссылается на сообщение аргентинского журналиста по имени Серхио Рубин (Sergio Rubin). По информации Рубина Бергольо закулисно пытался склонить аргентинскую иерархию признать гражданские партнёрства, чтобы однополые союзы, с одной стороны, рассматривались имеющими юридическую защиту, но с другой стороны, не приравнивались к браку, которым по традиции, принятой в католической теологии, рассматривается союз мужчины и женщины, имеющий целью рождение детей. По утверждению Рубина желание Бергольо о проявлении лояльности к однополым партнёрствам было отвергнуто большей частью епископов. По этой причине оно не осуществилось, и о нём не было заявлено публично.

Сообщение New York Times наделало много шума, было растиражировано разнообразными СМИ и вызвало полемику в обществе не только в силу специфики новости, но также и потому, что Рубин обладает определённым авторитетом. Являясь обозревателем религиозной тематики крупного аргентинского таблоида Clarin, он стал уполномоченным биографом кардинала Бергольо. Вместе с итальянской журналисткой Франческой Амрогетти (Francesca, иногда в англ. версии Frances, Amrogetti) Серхио Рубин многократно встречался и беседовал с кардиналом, бывшим претендентом на папский престол ещё на конклаве после кончины Иоанна Павла II, чтоб написать о нём книгу. Эта книга, получившая название "Иезуит" (El jesuita), стала первой официальной биографией недавно избранного Папы, созданной ещё до его избрания.

Хотя источником нашумевшего сообщения стала названная публикация New York Times, Рубин упоминал об этом в газете Clarin в 2010 году, в то самое время, когда шло обсуждение легализации однополых браков в Аргентине. В то время он писал, что существует два подхода иерархов церкви по вопросу, как следует возражать против однополых браков, жёстко или умеренно, и о Бергольо утверждал: "Бергольо, верный своей умеренной позиции, предлагал взвешенные действия. ... Он советовал, чтоб в церкви осторожно признали промежуточную альтернативу гражданского партнёрства, предоставляющую ряд прав (наследование, социальный труд) , которая ни приравнивалась бы к браку, ни разрешала бы усыновление детей". (Цитата переведена с английского по публикации CNN, о которой подробно сказано ниже , где содержится перевод с испанского на английский языки).

Информация, что будущий Папа хотел поддерживать однополые партнёрства, была решительно опровергнута директором католического информационного агентства Аргентины Мигелем Войтес (Miguel Woites). Войтес настаивал, что Бергольо "никогда" не одобрял юридическое признание однополых партнёрств, и что сообщение газеты New York Times - это "полная ошибка".

Однако ведущий корреспондент независимой от церкви газеты "Народный католический репортёр" (National Catholic Reporter), которая представляет либеральную позицию и критикует официальное учение церкви по многим вопросам, Джон Аллен (John Allen), автор двух биографий Бенедикта XVI, нашёл свидетелей, подтвердивших информацию Серхио Рубина. Об этом он первоначально сообщил в числе нескольких других аналитических заметок о Папе Франциске в публикации под заголовком "Трудные вопросы о Франциске в Аргентине и урок Чили" (Hard questions about Francis in Argentina and a lesson from Chile) 12 апреля.

Джон Аллен пишет, что сообщение Серхио Рубина соответствует действительности по словам двух высоких представителей конференции епископов Аргентины, которые работали вместе с Бергольо и участвовали в закулисных дискуссиях. Аллен также говорит, что старейший журналист издания La Nación Мариано де Ведиа (Mariano de Vedia), годами освещающий проблемы церкви в Аргентине, заявил, что может подтвердить верность изложенного в New York Times.

Кроме того, Аллен ссылается на католического аргентинского журналиста Гильермо Вильярриал (Guillermo Villarreal), который, как и Рубин, называет позицию Бергольо умеренной и так же утверждает, что подход Бергольо был противоположен позиции лидера сторонников жёсткого курса Гектора Рубена Агуэр (Héctor Rubén Aguer), архиепископа города Ла Плата. По объяснению обоих журналистов разница во взглядах этих иерархов по поводу легализации гомосексуальных союзов заключалась не в вопросе, следует или нет отвергать однополые браки, а в вопросе, насколько яростно нужно их отвергать, и есть ли в обсуждении этого место компромиссному варианту гражданских партнёрств.

Сообщение о том, что будущий Папа в частных беседах высказывал лояльность в отношении однополых партнёрств, подтверждается ещё двумя лицами, о которых рассказывает упомянутая выше публикация телеканала CNN под заголовком "За закрытыми дверями папа поддерживал гражданские партнёрства в Аргентине, - сообщает активист" (Behind closed doors, pope supported civil unions in Argentina, activist says).

Эта публикация, как и New York Times, ссылается на свидетельство активиста за права геев Марсело Маркес (Marcelo Marquez), который является верующим католиком и бывшим профессором богословия католической семинарии. По сообщению гей-активиста будущий Папа также говорил ему о том, что поддерживает юридическое учреждение гражданских партнёрств.

Марсело Маркес отправил кардиналу Бергольо жёсткое письмо, но к его удивлению кардинал быстро перезвонил ему по телефону для разговора. "Он выслушал мои взгляды с большим уважением, - говорит гей-активист, - Он сказал, что гомосексуалы нуждаются в признании их прав, и что он поддерживает учреждение однополых гражданских партнёрств (civil union), но не однополых браков (same-sex marriage)". Марсело Маркес говорит, что после этой беседы он ещё дважды встречался с будущим Папой, рассказывал ему о своих намерениях вступить в брачный союз со своим партнёром и вёл дискуссию по теологическим вопросам.

Андрес Албертсен (Andres Albertsen), служивший пастором лютеранской датской церкви (признающей однополые союзы) в Буэнос-Айресе в течение 20 лет, сообщил, что Бергольо аналогичным образом комментировал заключение однополых партнёрств в частной беседе с ним. "В этой беседе, которая была между нами, он выглядел очень открытым, очень откровенным со мной, - заявил Албертсен CNN на испанском, - Он сказал мне, что поддерживает признание гражданских партнёрств".

По сообщению CNN официальный представитель Ватикана сказал, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию. В то время как священник Кафедрального собора Буэнос-Айреса Алехандро Руссо (Alejandro Russo) счёл маловероятным, чтобы папа высказывался в поддержку однополых партнёрств даже в частных беседах. Руссо сослался на то, что в 2007 году Бергольо публично критиковал правительство за учреждение гражданских партнёрств. Однако желание кардинала высказываться в их поддержку, как утверждают источники, проявилось в другой ситуации: когда общество вплотную приблизилось к одобрению однополых браков. Тогда Бергольо, как сообщается, склонился к тому, что однополые партнёрства - это приемлемое "меньшее зло".

Информация о готовности будущего Папы признать однополые партнёрства вызвала большой общественный резонанс и дискуссию, в которой некоторые отзывались похвалой об этой позиции и видели в ней признак возможных будущих реформ церкви, но другие оставались скептично настроенными.

Отец Эдвард Бек (Rev. Edward Beck), сотрудник CNN, который ведёт телепрограмму "Воскресная месса" ("The Sunday Mass") (богослужение по телевидению) на канале ABC Family, в обсуждении этой новости сказал о Бергольо: "Он хотел уважать права человека. В данном случае действительно удивительно, что люди считают его противником геев (anti-gay - термин по смыслу близкий к гомофобии, - примечание моё). Вы можете быть противником гей-браков (anti-gay marriage), но не быть противником геев (anti-gay) , и я думаю, что это разные вопросы в данном случае. Он действительно занимает умеренную позицию по этой проблеме, как мне кажется" (видеозапись телепередачи CNN).

Звучащие в прессе возражения по поводу того, что Бергольо мог поддерживать однополые партнёрства, начиная с опровержения Мигеля Войтес, ссылаются на официальную позицию церкви, задекларированную в документе 2003 года под названием "Соображения, касающиеся предложения предоставить юридическое признание союзам между гомосексуальными лицами" (Considerations regarding proposals to give legal recognition to unions between homosexual persons), где утверждается традиционное церковное порицание однополых отношений.

Между тем, подобный прецедент, вступающий в противоречие с официальной позицией церкви, далеко не является в католичестве единственным. Если даже не брать во внимание ряд теологов-диссидентов, выступающих за радикальный пересмотр традиционного учения о гомосексуальности и гомосексуальных отношениях самих по себе, известны случаи публичной поддержки юридического института однополых гражданских партнёрств, не имеющих отношения к церкви и не приравниваемых к браку, со стороны высших церковных иерархов.

В числе таких иерархов находятся: примас Ирландии архиепископ Дублина Диармид Мартин (Diarmuid Martin), председатель Немецкой конференции епископов архиепископ Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), рассматривавшийся в качестве претендента на папский престол архиепископ Вены кардинал Кристоф Шёнборн (Christoph Schönborn), президент Папского комитета Международного евхаристического конгресса архиепископ Пьро Марини (Piero Marini). Подробное освещение их заявлений, опубликованных в прессе, заслуживает отдельной статьи.

В 2011 году свыше 300 католических теологов разных стран (преимущественно немецкоговорящих, но не только), преподающих в крупных университетах, подписали совместный меморандум, призывающий к церковным реформам, под названием "Церковь 2011: необходимость обновления" (нем. Kirche 2011: Ein notwendiger Aufbruch, англ. Church 2011: The Need for a New Beginning). Четвёртый пункт из шести декларируемых там требований содержит призыв уважать свободу людей принимать решения, касающиеся личной жизни, в соответствии с персональной совестью, и говорится, что гомосексуалы, живущие в однополых партнёрствах, не должны составлять исключение, точно так же, как и разведённые после церковного брака люди, которые вопреки католической доктрине вступают во второй брак.

Сегодня в цивилизованном обществе признаётся, что гомосексуалы - такие же точно граждане, как гетеросексуалы, нуждающиеся в защите их прав, включающих в себя право создания семьи. Многие католики уже давно признают право геев и лесбиянок заключать однополые союзы в той или иной форме. Остаётся вопрос, как скоро произойдут изменения в официальной позиции церкви. Сейчас наблюдатели возлагают надежду на то, что понтификат Папы Франциска принесёт какие-либо перемены и в этом отношении.

 Елена Преображенская, по сообщениям СМИ.

 Еврейским женщинам разрешили молиться у Стены Плача, и это вызвало беспорядки со стороны ортодоксов

10 мая либерально-феминистская религиозная группа еврейских женщин ("Женщины Стены", англ. "Women of the Wall", иврит "Нашот а-Котель") впервые свободно совершила молитву у иерусалимской Стены Плача. Это сопровождалось бурными протестами и беспорядками со стороны множества ультра-ортодоксов.

В начале каждого месяца еврейского календаря участницы движения "Женщины Стены" совершают публичные молитвы у Стены Плача, облачившись при этом в ритуальные, по обычаю мужские, накидки-талиты, а также некоторые иногда в традиционный мужской головной убор-кипу и тфилины - коробочки, приклепляющиеся ко лбу. Ранее женщины движения регулярно подвергались за это арестам, поскольку как подобная молитва, так и облачение, нарушают принятую патриархальную практику.

11 апреля во время молитвы у Стены пятеро активисток были арестованы, но Мировой суд Иерусалима в тот же день освободил их из-под стражи. 24 апреля, вопреки жалобам и требованиям полиции, окружной суд Иерусалима постановил, что «Проведение религиозной церемонии с нарушением обычаев не представляет угрозы для общественной безопасности и безопасности отдельных людей… поэтому нет препятствий для проведения молитв «Женщинами Стены».

Израильский закон о защите святых мест иудаизма 1981 года запретил совершать "не соответствующие местным обычаям" религиозные обряды, которые “могут оскорбить чувства верующих”. Понятие "местный обычай" в этом законе обычно интерпретировалось подразумевающим ортодоксальную практику. Этот закон в такой интерпретации лёг в основу постановления Верховного Суда Израиля в 2003 году, которое утвердило, что территория подле Стены Плача является особым святым местом, где должны соблюдаться законы ортодоксального иудаизма.

По логике постановления считалось, что подавляющее большинство молящихся у Стены являются ортодоксальными иудеями, и что неортодоксальные евреи должны уважать и не должны нарушать традиции большинства. Это решение ущемляло права не только женщин, но в целом иудеев консервативных и реформистских направлений, чья религиозная практика расходится с ортодоксальной. В числе отличий между ними есть и то, что мужчины и женщины неортодоксальных направлений уравниваются в правах. Говоря о смысле своих акций, участницы движения "Женщины Стены" подчёркивают, что требуют, чтобы Стена Плача стала местом, объединяющим всех евреев вне зависимости от любых различий между ними. В своём заявлении они говорят, что хотят "сделать Стену Плача свободной и превратить её в дом для всех".

Решение окружного суда Иерусалима рассматривается аналитиками историческим и судьбоносным, поскольку оно не только разрешает "Женщинам Стены" нарушать патриархальный порядок, но и ограничивает монополию ортодоксального иудаизма. Судья Моше Собель, вынесший вердикт, со ссылкой на мнение ряда судей Верховного Суда постановил, что понятие "местный обычай" не должно обязательно интерпретироваться в качестве ортодоксальной практики.

Хотя это решение могло рассматриваться противоречащим постановлению Верховного Суда 2003 года, генеральный прокурор заявил, что власти не намерены его обжаловать. Он сообщил, что провёл консультации с министром по делам религии и его заместителем, а также с раввином Западной Стены и другими официальными лицами.

В соответствии с решением суда "Женщинам Стены" было разрешено свободно провести молитву у Стены Плача в начале месяца Сиван, которое пришлось в этом году на пятницу 10 мая. Полиция не только не задерживала женщин, но и обеспечивала порядок при наличии множества (по сообщению BBC, нескольких сотен, по сообщениям израильских агентств, даже тысяч) агрессивно настроенных протестующих ортодоксов. Ортодоксы бросали в женщин и полицейских яйца, бутылки, мешки с мусором, выкрикивали оскорбления в адрес женщин, а полицейских обзывали нацистами. В четверг 9 мая духовный лидер партии ШАС Овадья Йосеф и лидеры харедим-ашкеназов призвали ультраортодоксальную молодежь придти к Стене Плача, чтобы препятствовать молитве "Женщин Стены" подле неё.

"Женщины Стены" остро подняли в израильском обществе обсуждение проблемы равенства применительно к случаю молитвы. Председатель движения Анат Хофман (Anat Hoffman) считает, что постановление окружного суда "освободило Западную Стену для всего еврейского народа". "Это критически важный момент для исправления иудаизма, пересмотр наших ценностей и восстановление Стены", - говорит она, - "Женщины Стены действительно достигли нечто важного для общества Израиля и всего еврейского мира".

Израильское правосудие в этом случае всё-таки поддержало требование равенства неортодоксального меньшинства вопреки традиции большинства. Борьба против установок религиозного фундаментализма в обществе и внутри религий всегда является непростой и никогда не приносит быстрых результатов. Инерцию традиционализма разрушить непросто. Тем не менее, практика показывает, что это постепенно происходит во всём мире, в разных странах и во множестве конфессий различных религий. Представители религиозного феминизма в современном мире часто выступают в авангарде этой борьбы.

Елена Преображенская, на основе публикаций русскоязычной и англоязычной прессы.

Фото The Christian Science Monitor (см. слайдшоу).

Видеорепортаж Израильского информационного агентства ZMAN.com на русском языке.

Видеорепортаж The Jerusalem Post (без комментариев, но более подробно и ярко показывающий события

Видеорепортаж AFP

Карен Армстронг. Не такие уж “священные узы брака”

Карен Армстронг (Karen Armstrong) - исследователь религии, известная писательница, бывшая католическая монахиня, убеждения которой трансформировались к либеральной надконфессиональной религиозности. Книги Карен Армстронг переведены на 40 языков, включая русский. Наиболее известной является одна из ранних её книг "История Бога". Статья, предложенная ниже, написана в 2003 году в связи с рукоположением в Англиканской церкви первого открытого епископа гомосексуальной ориентации Джина Робинсона (Gene Robinson). Статья представляет собой либеральный взгдяд на историю отношения традиционного христианства к сексуальности, а также в ней содержится либеральная интерпретация библейских текстов, имеющих отношение к гомосексуальным отношениям.

Христианство всегда имело более суровый взгляд на любовь – гетеро или гомосексуальную – чем остальные религии.

Рукоположение и признание своего первого епископа-гомосексуала стало для Англиканской церкви событием, способным расколоть церковь пополам. Последний раз подобное волнение Церковь Англии испытывала во времена, когда принималось решение о рукоположении женщин в служители. Тоже самое происходит теперь и в США, где открытый священник-гей был выбран Епископом Нью-Гэмпшира. Однако многие христиане Америки считают отрицание гомосексуальности признаком традиционности и ортодоксии.

Вопрос сексуальности и гендера уже долгое время является Ахиллесовой пятой западного христианства. В самом деле, на заре церкви христиане с предубеждением относились к браку и видели в целибате наиважнейшее призвание христианина. Иисус призывал своих последователей оставить своих жён и детей (Евангелие от Луки 14:25-26). Апостол Павел, ранний христианский автор, был убеждён, что, поскольку Иисус скоро вернётся и установит Царствие Божие, в котором не будет брачных союзов, то не имеет никакого смысла обзаводиться женой или мужем. Павел аккуратно подчёркивает, что это является его личным мнением, а не Божественным повелением. Для христиан было совершенно естественно заключать брачные союзы, если они того хотели, но в виду приближающегося Второго Пришествия, личной рекомендацией Павла был целибат.

Отцы церкви часто ссылались на этот отрывок Нового Завета, когда осуждали брак, и делали это с такой же яростью, какой сейчас христиане порицают однополые партнёрства. Отцы церкви признавали – пусть и неохотно – что брак был частью Божьего плана. Блаженный Августин учил, что в начале в Эдемском Саду сексуальные отношения в браке являлись добром и были логически обоснованы. Однако после грехопадения сексуальность стала признаком человеческой хронической греховной природы, неистовой и неуправляемой силой, безумием, животным удовольствием, которое отвлекает нас от восприятия Бога. Доктрина Блаженного Августина о первородном грехе смешала воедино сексуальность и грех в умах западных христиан.

На протяжении столетий этот факт клеймил позором институт брака. В своём обращении в христианство Августин видел призыв к целибату. «Мы не должны осуждать брак по причине похоти», разъяснял он, «но так же нам не должно превозносить похоть по причине благости брака». Его учитель, святой Амвросий Медиоланский, был уверен, что «девственность – единственная вещь, которая отличает нас от животных». Северо-Африканский теолог Тертуллиан приравнивал брак к прелюбодеянию. «Отдавать предпочтение невинности никак не сможет унизить брачные узы», писал святой Иероним. «Никто не способен сопоставить две вещи, если одна из них благая, а вторая – дурная». Когда одна из его последовательниц приняла решение вступить в повторный брак, Иероним в отвращении повернулся к ней и сказал: «Собака вернулась обратно к своей блевотине, и свинья, которую отмыли, снова будет копаться в грязи».

Во времена Средневековья венчание производили на крыльце Английских церквей, а не в Богослужебном зале – тем самым обозначая маргинальность брачного статуса в ристианском мировоззрении: в «Мещанке из Бата» Джеффри Чосер венчает свою героиню 5 раз «у дверей церковных». Даже Лютер, покинувший монастырь по причине своего желания вступить в брак, унаследовал суровое отношение Августина к сексу. «Не суть важно какую хвалу получает брак», писал он, «я не признаю его как что-то не греховное». Брак был «больницей для страждущих людей». Он лишь одевал маску порядочности на позорный акт, для того, чтобы «Бог закрывал на это глаза».

Кальвин стал первым западным теологом прославлявшим брак. И после этого христиане стали говорить «священные узы брака». Однако лишь относительно недавно появилось увлечение «семейными ценностями». Но священникам Римской Католической Церкви должно блюсти целибат до сих пор, и каким бы ни было официальное учение церкви о священности брака, запрет на контрацептивы подразумевает, что лишь те сексуальные отношения законны, которые приводят к деторождению. Из всей истории можно заключить, что христианство имеет наиболее отрицательное отношение к гетеросексуальной любви, чем остальные религиозные верования.

Попытка признать гомосексуальные партнёрства, которую мы наблюдаем в настоящее время, является очередным результатом длительной борьбы за внесение сексуальности в сферу священного. В принципе, христианству следует с уважением относится к телесности, поскольку оно рассказывает о том, как Бог в каком-то смысле взял человеческое тело и использовал его для искупления этого мира. Но евангельские христиане поспорили бы с этим – они как раз являются противниками рукоположения геев – потому что Библия осуждает содомский грех, а поэтому не стоит рассчитывать на признание гомосексуальности в ближайшем будущем.

Однако суть в том, что все читают Библию избирательно. Следуй человечество каждому библейскому правилу буква в букву, мир был бы полон христиан, которые любят своих врагов и отказываются судить других людей – но дело, разумеется не в этом. Христиане так же должны бы были есть кошерное мясо (Деяния 15:20) и побивать камнями своих непослушных сыновей до смерти (Второзаконие 21:18-21). Мир изменился и практики, которые были приняты 2000 лет назад, в настоящее время являются отвратительными и несовместимыми с реалиями. И мы сами обладаем более сложным пониманием сексуальности, чем библейские авторы.

Библию необходимо читать с осторожностью. История Содома и Гоморры в книге Бытия 19 главе осуждает гомосексуальное изнасилование и нарушение священного правила гостеприимства, а не гомосексуальность как таковую. В ней ничего не говорится о стабильных гомосексуальных отношениях, которые являются важной характеристикой современного западного общества, и не существовали в такой форме в библейские времена.

Опять же, законы против содомии из книги Левит 18 и 20 глав не применимы к обыденным человеческим взаимоотношениям. Авторы книги Левит главным образом были озабочены храмовыми ритуалами. Практики, запрещаемые в этих главах, касались в основном идолопоклоннических религий востока, которые, как мы все знаем из Библии, являлись для Израильского народа невероятно привлекательными: ритуальное сношение с животными (которое практиковалось в Египте), жертвоприношение младенцев и использование менструальной крови в ритуальных целях и колдовстве. Стихи Писания против содомии (Левит 18:22; 20:13) запрещают храмовую проституцию: в конце седьмого века существовал дом священных проституток-мужчин в храме Господа в Иерусалиме (4 Книга Царств 23:7). Именно такой вид поклонения, который осквернял землю, заботил Левитов.

В подобном духе Апостол Павел осуждает «противоестественные сношения», которые имели место в Греко-Римском мире. Павлу претило это ввиду его примитивного отвращения к идолопоклонству. В идолопоклонстве он видел корень всех отклонений (Послание Римлянам 1:20-31). Библия это не святая энциклопедия, дающая определённую и однозначную информацию. Она так же не является сборником законов, которые можно без разбора применять в нашем очень разношёрстном обществе. Вырывая из литературного и культурного контекста отдельные предложения, мы можем исказить их смысл. Мы же должны наоборот смотреть на основополагающие принципы библейской религии и творчески применять их в наших конкретных ситуациях.

Современные читатели книги Левит зачастую неверно понимают эту книгу. На протяжении всего Пятикнижия (Моисея) авторы-священники делают упор на сострадательную заботу Бога о своих созданиях: всё, созданное Богом, было хорошо. Даже те животные, названные “нечистыми” для культа, должны быть оставлены в покое и неприкосновенности. В Новом Завете Иисус проводит время в общении с теми, чья сексуальная жизнь осуждалась фарисейским истеблишментом. Иисус говорил, что никто не имеет права первым бросить камень в этих людей.

На протяжении столетий у христиан не получалось жить согласно заповеди о включении всех, для них оказалось сложным принять свою сексуальность. Рано или поздно, однако, они научились преодолевать свои собственные предрассудки об исключительной правильности целибата и поняли, что гетеросексуальный брак может привести их к Богу. Теперь же им надо быть готовым к очередному шагу.

30 июня 2003 г.
Оригинал публикации: The Guardian
Перевод: Антон Кузьмин

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Западник"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное