← Март 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 2 выпусков (1-2 раза в 2 месяца)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия No 110: Комментарии к избранию Папы Римского Франциска.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 111/2013-03-18 Если вы получили выпуск с этим содержанием повторно, приносим извинения. После долгого перерыва пока не очень понятно, стала ли выходить рассылка так, как это было раньше. Уважаемые подписчики, наша рассылка возобновляется после длительного перерыва. Периодичность выпусков в данный момент точно обозначить я затрудняюсь. Однако могу сообщить намерение продолжить выпуски без долгих перерывов. Основная тематика, обозначенная в названиии рассылки "Человек и религия в современном мире", останется прежней. При этом, по-видимому, больше внимания мы будем придавать освещению современных и особенно либеральных форм религии и меньше внимания таким уже достаточно известным явлениям как антиклерикализм. То есть скорее всего больше будет материалов по собственно религиозной теме и меньше по теме политической, хотя последнюю полностью исключить невозможно. Сегодняшний выпуск посвещён главным образом самой громкой новости последних дней - избранию нового римского понтифика, Папы Франциска, иезуита из Аргентины. Поскольку об этом сейчас сообщается во множестве СМИ, я не стану подробно излагать процедуру и события избрания Папы, а также его биографию. Краткую биографическую справку о новом Папе можно читать в разных источниках, в частности, в статье NEWSru.com Новый Папа избран. Имя понтифика Франциск I. Предложу две публикации, комментирующие избрание нового Папы Владимир Абаринов. Открытие из Америки Самый долгий в истории конклав продолжался два года и девять месяцев - с ноября 1268 года по сентябрь 1271-го. Кардиналы измучились сами и измучили жителей города Витербо, где проходили выборы. Потерявшие терпение горожане разобрали крышу папского дворца, посадили участников конклава на строгую диету. Некоторые кардиналы слегли, страдая то от жары, то от холода. И лишь один из них, Иоанн Толедский, усмотрел благо в отсутствии крова над их головами – теперь, дескать, Святому Духу легче снизойти на выборщиков. Именно избранный тогда папа Григорий X ужесточил регламент конклава. Отныне кардиналов следовало сажать под замок. Все они должны были оставаться в одной комнате, не разделенной ни перегородками, ни занавесками. Уединяться члены коллегии могли лишь в уборной, дверь в которую открывалась из общей комнаты. Если папа не будет избран за три дня, рацион кардиналов надлежало сократить до одного блюда на обед и ужин. По истечении пятых суток они должны были получать лишь хлеб, вино и воду, покуда не выберут папу. Уже в январе 1276 года новая процедура была применена на практике и сразу доказала свою эффективность: папа Иннокентий V был избран в первом же туре на 11-й день после смерти Григория X. С третьей попытки избрали в 1939 году Пия XII. С четвертой – Иоанна Павла I в 1978-м. По некоторым сведениям, уже будучи избран, кардинал Альбино Лучано (так звали его до восшествия на Святой Престол) попросил провести еще один тур голосования. Убедившись, что избрание состоялось, он стал, как велит протокол, отказываться от высокой чести, но делал это чересчур рьяно и, наконец, заключил свое согласие словами "Да простит вам Бог то, что вы со мною сделали!" Спустя всего 33 дня новоизбранный 66-летний понтифик скончался от сердечного приступа, что породило теорию заговора. Избрание папы Франциска свершилось с удивительной быстротой: на второй день конклава, всего-навсего в пятом туре. А ведь наблюдатели дружно предсказывали, что выборы будут долгими: Бенедикт XVI вернул в процедуру правило квалифицированного большинства, отмененное его предшественником; в отсутствие явного фаворита любому кандидату трудно набрать две трети голосов. И только самый веселый из кардиналов, архиепископ Нью-Йоркский Тимоти Долан, говорил, что конклав не затянется: "Я соскучился по Нью-Йорку. У меня кончаются носки". Все 117 кардиналов, имеющих право голоса (двое из них на конклав не прибыли), назначены двумя последними папами, поэтому никакого либерального переворота никто не ждал. Тем не менее было много толков о соперничающих группировках. Известный американский эксперт Джон Аллен насчитал таких группировок целых четыре. Водораздел между ними проходит совсем не по линии "традиционалисты – модернисты". Речь идет прежде всего о дурном управлении в римской курии, наиболее ярко выразившемся в скандале "Ватиликс" - деле об утечке секретных документов и связанных с ним обвинений в коррупции. Поскольку результаты собственного ватиканского расследования не обнародованы, обвинения эти могут касаться любого прелата из ближайшего окружения Бенедикта XVI и прежде всего кардинала-камерленго Тарчизио Бертоне. Как выяснилось уже на второй день после отречения Бенедикта, группа кардиналов во главе с кельнским архиепископом Йоахимом Майснером еще четыре года назад просила папу избавиться от Бертоне. С другой стороны, ряд кардиналов хотел бы видеть на престоле понтифика, способного исцелить внутренние недуги церкви – не папу-идеолога, а папу-пастыря. Аллен называет кандидатом этой группы архиепископа Венского Кристофа Шёнборна, который доказал, что умеет совладать с подчиненными ему священниками-диссидентами, и даже намекал на возможную отмену целибата. Но накануне конклава мать Шенборна в интервью австрийской газете заявила, что вся семья кардинала против его избрания – он может не справиться с "ватиканскими гнусностями", хватит с него и "венских интриг". В итоге избран "кандидат третьего мира", которого, судя по всему, поддержали и североамериканские выборщики – итальянец по крови, но латиноамериканец по месту рождения, воспитания и служения, отнюдь не либерал, но и не узколобый доктринер. Он занимал ряд постов в римской курии, но "своим" для нее все-таки не стал. Один наблюдатель, хорошо осведомленный о ватиканских делах, высказался даже так: "Чем он лучше, тем хуже ему придется во рву львином". Впрочем, ссылаясь на пророка Даниила, брошенного по приказу царя Дария в ров со львами, стоит вспомнить и о его чудесном спасении (Дан., 6:16-23). О скромности нового папы в быту не написал только ленивый - не будем повторяться. Поговорим лучше об обвинениях по его адресу. Кардинала Хорхе Бергольо обвиняют в том, что в свое время он сотрудничал с аргентинской хунтой, не препятствовал, а то и помогал "эскадронам смерти" похищать священников, занимался доносами, знал о насилии, но молчал. Бергольо ответил: в меру своих слабых сил он помогал жертвам режима, в частности, добился от диктатора Хорхе Рафаэля Виделы освобождения похищенных священников, кого-то прятал, кому-то добывал документы, не протестовал открыто, потому что не хотел поставить под удар церковь. В октябре прошлого года католические епископы Аргентины во главе с кардиналом Бергольо попросили у соотечественников прощения за то, что церковь не смогла защитить свое стадо. Теперь эти обвинения снова на первых полосах газет. Папе Франциску придется так или иначе отвечать на них снова. Легкого понтификата у святого отца не будет. Владимир Абаринов Грани Ру. Александр Солдатов. Папа для бедных. Избрание кардинала Бергольо Папой Римским для руководства РПЦ МП скорее плохая, чем хорошая новость Итак, конклав преподнес сюрприз. Похоже, на Римский престол опять избрали "компромиссную", промежуточную фигуру, учитывая критику в адрес прежнего Папы за его слишком почтенный возраст. Аргентинский кардинал Бергольо вступает на папский престол почти в том же возрасте, что и Бенедикт XVI восемь лет назад, - новому Папе 77 лет. Выглядит он, впрочем, энергичнее Бенедикта, и от Франциска ждут реформ – "свежего ветра в Риме", как высказался известный католический журналист и церковный деятель Виктор Хруль. Нестандартность нового понтификата слышится в самом имени, которое избрал Папа – Франциск. Это, надо сказать, "инженерный ход", поскольку в Риме сложилась уже многовековая традиция не выходить за строго очерченный круг традиционных папских имен: Пий, Бенедикт, Иоанн, Павел, Григорий, Лев… Католическая Церковь знает одного Франциска – Ассизского, - поэтому избрание его имени Папой слишком конкретно указывает на приоритеты нового понтификата – "апостолат нищеты", борьба с роскошью и слишком комфортной жизнью в Церкви, миссионерская активность. На последнюю Папу Франциска, несомненно, вдохновляет и членство в ордене иезуитов, по уставу которого член ордена может стать епископом лишь в контексте миссионерского служения. Надо заметить, что в православном мире Франциска не почитают в лике святых, а значит избрание Папой такого имени может в православных кругах восприниматься как недружественный жест, отказ от дальнейшего сближения. Еще намеки на нестандарность нового понтификата – происхождение нового Папы: западное и южное полушария, Америка, Аргентина… Никогда на папский престол не восходил выходец из этих "краев земли" - вот, с шутки на эту тему и начал свое первое обращение к римлянам и всем остальным католикам новый Папа. Там, на "краю земли", будущий понтифик, между прочим, возрастал на почве "восточной духовности", окормляясь украинским священником, а затем и сам окормляя греко-католиков в качестве ординария их епархии в Аргентине. Между прочим, в этой же епархии проходил свое епископское служение нынешний предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) Верховный архиепископ Киевский и Галицкий Святослав Шевчук. А не с этим ли обстоятельством связано неприличное молчание Патриарха Кирилла (Гундяева) и официального сайта Московской патриархии по поводу избрания Франциска на протяжении уже почти суток? Уход Бенедикта XVI 28 февраля Кирилл отметил душевным посланием в первые же минуты после события. Неужели Бенедикта патриархия – нынешнее руководство которой, кстати, воспитано в духе почитания католицизма, "филокатоличества" - считала более "классово близким", чем почти униата Франциска? Кстати, экуменическая активность кардинала Бергольо всегда была ориентирована больше на протестантов и нехристиан, чем на православных. Например, 19 июня 2006 г. на экуменической конференции в Буэнос-Айросе кардинал позволил группе протестантских пасторов возложить на себя руки и прочитать молитву. Бергольо устраивал в своем кафедральном соборе совместные молитвы с мусульманами и иудеями, к которым хаживал и в синагогу, чтобы возжечь ритуальный светильник – менору (судя по участию в подобных акциях иных православных Патриархов, можно заключить, что именно возжжение меноры становится "проверкой на экуменическую вшивость" для предстоятелей церквей). В 1960-70-е гг., когда в РПЦ МП процветала "латинофрония", Бергольо вряд ли смог бы рассчитывать на дружбу с Москвой. Впрочем, как и сегодня. С одной стороны, он является противником латинской мессы и католических традиционалистов, с которыми так старался сблизиться Бенедикт XVI. Следовательно, и альянс Франциска с Кириллом на почве возрождения неких патриархальных "европейских ценностей", противостоящих концепции прав человека, едва ли возможен. С другой стороны, новый Папа еще в молодости радикально дистанцировался от популярной в Латинской Америке "теологии освобождения", которую наставник и учитель нынешнего Патриарха РПЦ МП Никодим (Ротов) именовал "богословием революции" и весьма восхвалял. Хоть кардинал Бергольо и дискутировал с аргентинскими властями по вопросам нравственности, он был близок к светскому антилевацкому, антикоммунистическому движению "Comunione e Liberazione". В контексте оценки Франциска по шкале "левый – правый" довольно темным фрагментом его биографии является отношение к военной хунте Хорхе Виделы в Аргентине в 1970-е гг. Одни источники утверждают, что Бергольо сочувствовал хунте, был причастен к похищению "красных" священников Орландо Йорио и Франциско Жаликса, а также продал военным церковные земли. Другие говорят, что Бергольо, напротив, спас от расправы многих церковных деятелей, пряча их на территории церкви и помогая бежать из Аргентины. "Свидетельством обвинения" является книга Орасио Вербицки "Молчание", анализирующая сотрудничество церкви и хунты в Аргентине, а "свидетельством защиты" - книга "Иезуит". Бергольо так отвечает на политические обвинения в свой адрес: "Я делал что мог, если принять во внимание мой возраст и недостаточность связей, ради освобождения похищенных. У меня было не так много возможностей для действия, со мной мало кто считался". Как бы то ни было, у журналистов, изучавших участие Бенедикта XVI в Гитлерюгенде, есть что поизучать и в биографии Франциска. Вернемся к особо болезненной для РПЦ МП проблематике – украинско-грекокатолической. Глава УГКЦ Верховный архиепископ Святослав Шевчук сегодня рассказал буквально следующее: "Новоизбранный Папа Франциск I является воспитанником нашего священника Степана Чмиля, который ныне похоронен в [украинской] базилике Св. Софии в Риме. Нынешний Папа, а тогда студент Салезианской школы, каждый день рано утром, пока еще все ребята спали, прислуживал о. Чмилю во время Службы Божьей. Он хорошо знает наш обряд и даже помнит нашу Литургию... Очень хорошо знает и о нашей Церкви…, о нашей духовности. …Папа Франциск I… будет заботиться о нашей Церкви". Едва ли от такого понтифика можно ждать "возвращения" всех греко-католических храмов Западной Украины РПЦ МП, что вроде как считается главным условием встречи Патриарха Кирилла (Гундяева) и Папы. Очевидно, такой встречи в ближайшее время не будет. А, между прочим, под омофором кардинала Бергольо как ординария греко-католиков в Аргентине находились не только украинцы – была там и русская миссионерская община. Франциск вообще хорошо знает православие – по свидетельству архиепископа РПЦ МП в Америке Юстиниана, он регулярно "посещал все главные праздничные службы в соборах Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Буэнос-Айресе", а когда дело дошло до дележа наследства РПЦЗ в Аргентине, то деятельно в нем поучаствовал. Подобный опыт, помноженный на миссионерскую нацеленность и "иезуитскую духовность", сулит российским католикам много хорошего, в отличие от Московской патриархии… Франциск не будет пассивным наблюдателем за "церковным переделом" Украины (который повлечет за собой такой же передел на всем постсоветском пространстве), а будет его активным участником. Наконец, главный моральный удар, который невольно готовит Папа Франциск российскому общественно-церковному мнению. Эпоха "второго Крещения Руси" к патриаршеству Кирилла скатилась к банальному стяжательству высшего духовенства и сращиванию патриархии с Кремлем – иногда вопреки интересам паствы. И сам Патриарх говаривал, что, мол, богатство не грех, "нигде в Евангелии вы не найдете запрета на то, чтобы добиваться влияния", "простить было бы некорректно", и его верный слуга Всеволод Чаплин строил целые апологии богатой Церкви и обеспеченного духовенства на дорогих лимузинах, связывая это с догматом о вседержительстве Бога. С патриаршей кафедры прозвучал призыв "Обогащайтесь!", был показан пример, как это делать, - и тысячи клириков бросились перестраивать недавно еще религиозную организацию в непрозрачный коммерческий фонд – без налогов, "социальной ответственности" и госконтроля. Так вот, есть все основания думать, что ценности Папы Франциска не соответствуют всему этому "Евангелию богатства". Католицизм, в основном, уже испытал, переварил и выплюнул те искушения, которым подверглись беззащитные клирики РПЦ МП – часто бывшие партийцы и военные – формации 90-х. Во-первых, об этом свидетельствует имя – взятое в честь католического "апостола нищеты". Во-вторых, гораздо в большей степени, об этом свидетельствует образ жизни понтифика – демонстрирующего явное отвержение уходящего в прошлое феодально-буржуазного образа жизни, брезгующего богатством и роскошью, столь ценимыми в современной РФ. Такое отношение к деньгам и богатству пока непонятно нуворишному светскому и церковному руководству в России, но бросает им явный моральный вызов. Напомним основные "факты бедности" из биографии Франциска: став кардиналом Буэнос-Айреса, он отказался от роскошных апартаментов, в которых проживал его предшественник, и перешел в маленькую квартирку у собора; отказался от машины с шофером, чтобы ездить по городу в общественном транспорте (а в Буэнос-Айресе это часто сопряжено с теми же неудобствами, что и в Москве); отказывался от услуг поваров, готовя еду сам; регулярно посещал трущобы в окрестностях Буэнос-Айреса; обличал священноначалие, живущее в роскоши, в лицемерии, поскольку Основатель христианской веры жил и завещал жить совсем не так; наконец, при посещении больницы для людей с венерическими заболеваниями поцеловал ноги больных СПИДом. На собраниях епископов в Риме кардинал Бергольо садился в задних рядах, ходил по Риму в дождь без зонта, одевался бедно и т.п. Это не похоже на актерство, а похоже на образ жизни – совершенно непонятный священноначалию РПЦ МП, но понятный и неизбежный для подавляющего большинства их паствы. Получается, что по этому – социально-моральному – показателю Папа Франциск оказывается гораздо ближе православным в России, чем их собственный Патриарх-миллиардер, даже не скрывающий своего богатства. Нет, конечно, догматически, канонически Папа православным неприемлем. Тем болезненнее будет переживаться его приемлемость аскетическая, нравственная. Патриарху Кириллу (Гундяеву) вновь есть о чем задуматься – но пока он растерянно молчит… Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru" Следующая публикация этого выпуска не имеет отношения к избранию римского понтифика, а касается общей темы религии в современном мире. Михаэль Дорфман. Бог в большом городе Религия в современном мире больше не связана с
национальностью, территорией и культурой. Вера становится личным выбором
человека. Набожные христиане, мусульмане и иудеи требуют права на личное
самоопределение, право быть самими собой не в составе гетто, а в мейнстриме
современного общества. Споры между сторонниками «столкновения» и «диалога»
цивилизаций стремительно теряют всякий смысл, когда религия становится не
принадлежностью традиционной общности, а делом персонального выбора.
Глобальная вера Mного говорится об исламизации Европы. Правые бьют тревогу.
Призрак «Еврабии» до сих пор бродит по миру и пугает обывателя. Рост ислама в
Европе беспокоит немало людей в так называемом западном мире, и не только там. С
другой стороны, государственная защита в Великобритании автора «Сатанинских
стихов» Салмана Рушди и датские карикатуры на Пророка Мухаммеда возмутили
мусульманский мир. Переходы из ислама в христианство вызвали серьезные
дипломатические осложнения в Малайзии и Афганистане.
Казалось бы, вот доказательства столкновения цивилизаций. Однако сторонники идеи диалога цивилизаций, как и поборники концепции столкновения цивилизаций по старинке полагают, что религии все еще тесно связаны с культурой и территорией. Франция и Испания – все еще католические, Россия и Украина – православные, Америка – христианская, Ближний Восток – мусульманский. Многие все еще воспринимают религию как свойство, передаваемое культурой, а не как свободный личный выбор. Правые популистские движения в Европе, в государствах бывшего
СССР активно эксплуатируют лозунги «христианской сути» своих стран. На деле
националисты имеют очень мало общего с религиозной жизнью. Большинство таких
воителей за христианскую Европу (или православную Россию) церковь почти не
посещают, а уж тем более не соблюдают постов и прочих предписаний, обязательных
для религиозного человека. О какой «христианской сути» может идти речь, если
большинство светских европейцев не способны ответить правильно на вопрос о том,
что такое Святая Троица. Многие ли русские люди знают значение православных
постов?
Аналогичная ситуация и с иудаизмом. Сколько евреев могут наизусть прочесть поминальную молитву Кадиш? Сионизм активно эксплуатирует теологическую риторику, хотя большинство сионистов не являются ни религиозными, ни тем более соблюдающими галаху иудеями (галаха – совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов в отдельности). Разрыв между верой и самоидентификацией даже в правых популистских движениях не сужается, а, наоборот, растет. Поборники идеи столкновения цивилизаций уверены, что
иммигранты воссоздают на новом месте первозданную и неизменную культуру своих
стран, а потому столкновение неизбежно. Приверженцы диалога проводят
межкультурные, межрелигиозные, экуменические мероприятия для снятия растущей
напряженности. Они предлагают установить отношения с иностранными
правительствами, наладить сотрудничество с традиционными религиозными лидерами.
Не приносят ощутимых результатов экуменические призывы Римских Понтификов или
попытки наладить христианско-мусульманский диалог. Вся их деятельность упускает
из виду растущий разрыв между традиционным истеблишментом и рядовыми верующими.
Последний пример – провал длившегося десятилетиями иудейско-католического
диалога, организованного Антидиффамационной Лигой.
Мы наблюдаем сегодня рождение совершенно новой и невиданной формы религиозности, которая полностью изменяет взаимоотношения между религией, культурой и территорией. Религии больше не представляют цивилизаций и стремительно теряют связь с региональными культурами. Это упущение имеет серьезные стратегические последствия. Реакция Запада на теракт 11 сентября 2001 года опиралась на
анализ в духе «столкновения цивилизаций». В «Аль-Каиде» увидели типичную
ближневосточную организацию, борющуюся за освобождение мусульманской земли от
иностранного влияния. В результате «глобальная война с террором» вылилась в
бессмысленные попытки передела Ближнего Востока, в бесполезное и дорогостоящее
«национальное строительство». Западные правительства не озаботились понять
природу арабского радикализма. Вместо этого там занимались стратегическими
приоритетами. Что главней – решение израильско-палестинского конфликта, который
рассматривается как основная причина мусульманского возмущения, или же
уничтожение так называемых террористических элементов («Хамас», «Хезболлах») и
смена неугодных режимов, начиная с режимов талибов в Афганистане и Саддама
Хусейна в Ираке. Запад постоянно игнорировал тот факт, что «Аль-Каида» является
глобалистской структурой (по типу транснациональной корпоративной франшизы) с
совсем неглубокими корнями в арабских обществах.
Большинство европейских стран предпочитали поддерживать арабские диктатуры. Там царило (а во многих местах и до сих пор царит) убеждение, что тиранические режимы являются единственным заслоном против исламизма. Поддержка тирании раз за разом приводит к тому результату, который они якобы старались избежать – краху диктаторских режимов и приходу к власти исламистов. Запад демонстрирует глубокое презрение к способности мусульманских обществ создать у себя демократический строй. Когда же неожиданно для всех экспертов разразилась Арабская весна, то и сторонники идеи столкновения цивилизаций, и сторонники идеи диалога оказались сбитыми с толку. Арабская молодежь требует демократии, не заботясь о поиске ответов на «вечные» навязчивые западные вопросы: совместим ли ислам с демократией, с секуляризмом, правами человека, женщин, геев и вообще с современностью? Фундаментализм без фундамента
Религиозные движения потрясают мировой порядок. Они связаны не с традиционными религиями, укорененными в культурах, а, наоборот – с религиозной реформацией. Существует письмо князя Михаила Кутузова, бывшего одно время посланником при Великой Порте. Будущий победитель Наполеона сообщал в Петербург, что ваххабиты – это якобинцы, появившиеся в Аравийской пустыне. Мусульмане-салафиты – продолжатели реформистского движения ваххабитов, оформившегося в XVIII веке, почти одновременно с «плимутскими братьями», положившими начало современного американского евангелизма. Тогда же, в XVIII веке, стали появляться ультраортодоксальные иудейские движения, известные сегодня как харедим. Фундаментализм – продукт светского общества, а не реакция
традиционных обществ и культур на угрозы современности. Когда секуляризация
стала ведущим лозунгом пути к современности, то многие религиозные движения
стали воспринимать светскую культуру как антирелигиозную, а то и откровенно
языческую. Они изолировали себя от доминирующей культуры. Выступая против роста
светской культуры, фундаменталисты дистанцируются от доминирующей культуры и
изображают себя представителями «чистой» религии. Они утверждают, что их
фундаментализм – это возврат к «основам» религии, оттесненной секуляризацией на
задворки общества, очищение основ от наслоений традиции и теологии.
Верующие сегодня – никак не пришельцы из прошлого, а наши современники. Они так же, как и светские люди, слабо представляют себе жизнь в традиционных обществах. Зачастую они говорят на ином языке, чем тот, на котором говорили их деды и прадеды. Единственное общество, которое они знают, – это современное светское общество. И чем более заметными становятся фундаменталисты, чем громче заявляют о себе, тем больше они теряют связи с традиционным обществом, в котором зародилось их движение. В этом разгадка малой общественной популярности «Аль-Каиды» в традиционном арабском мире. Салафиты, как и американские «вновь рожденные» (по англоязычной терминологии «born again») протестанты, иудейские ультраортодоксы или православные фундаменталисты вообще не верят в то, что у них есть хоть какая-нибудь культурная связь со светскими людьми своей нации. Наоборот, они устанавливают все больше новых перегородок с обществом. Новообращенные мусульмане или иудеи стремятся демонстрировать символы своей религии и в то же время соответствовать другим, современным западным светским нормам жизни. Мусульманские девочки ведут борьбу за то, чтобы надевать хиджаб во французских школах. Однако эти же девочки не хотят идти в мусульманские школы, где им никто не запрещает покрывать голову платком. Симптоматично, что большинство населения европейских стран
более болезненно реагирует именно на такое смешение стилей, чем на сохранение
традиций нехристианских общин. Во Франции никто не возражает против того, чтобы
этнические арабские рестораны выставляли сертификат халяльной (разрешенной
мусульманам) пищи. Зато появление популярной сети ресторанов быстрой еды вызвало
взрыв возмущения общественности, когда там решили подавать исключительно
халяльное мясо. Такая же реакция наблюдалась и по отношению к евреям во время
эмансипации в XIX веке. И даже соблюдающие заповеди христиане, открыто носящие
символы своей веры, сплошь и рядом являются стигматизированной группой в своих
обществах.
Неофиты, прозелиты, «вновь рожденные», «дети Ноя», исламские муаллафы (новые мусульмане) – все они куда более склонны настаивать на том, что именно их религиозность – истинная, чем те верующие, для которых их религиозность является естественным следствием их воспитания. Верующие с колыбели, как правило, более терпимы и восприимчивы к чужой точке зрения. Новообращенные мусульмане или иудеи стремятся демонстрировать
символы своей религии и в то же время соответствовать другим, современным
западным нормам и моделям жизни. В прошлом личная вера не имела большого
значения до тех пор, пока все – сильно набожные, приходящие в церковь лишь по
праздникам и даже неверующие – на бытовом уровне разделяли общий набор
культурных кодов (например, по вопросам семьи и гендерным проблемам). В
последние десятилетия культурные войны разразились во многих западных странах, в
Турции и на Ближнем Востоке. До последних событий арабские общества были
довольно однородны в культурном (но не религиозном) отношении. Сейчас и в
арабском мире тоже начинаются культурные войны «правоверных» фундаменталистов
против своих не столь ревностных соотечественников, вовсе не обязательно
атеистов.
Вера или национальность Эффект «декультуризации» религии заметней в тех странах, где
религия выступает в качестве инструмента для построения национальной
идентичности. Даже Католическая Церковь, которая традиционно строилась на
взаимосвязи между культурой и религией, все чаще закрывает свои двери для
случайных прихожан и все больше изолирует себя даже в тех странах, где она была
теснейшим образом связана с национальной культурой. В июле 2011 года
правительство Ирландии впервые осмелилось на крепкую отповедь Католической
Церкви после доклада, обвиняющего Ватикан в случаях сексуального насилия.
Скандал был таким, что Ватикан даже отозвал папского нунция из Ирландии. Тесная
связь между ирландским национализмом и католицизмом подвергается сильнейшему
испытанию.
Сотни тысяч немцев и австрийцев покидают Церковь, требуя, чтобы она вернулась к либеральному духу Второго Ватиканского Собора. Это означает большую открытость светским взглядам, другим религиям и неверующим. Еще больше людей выходят из лона Католической Церкви в Латинской Америке и США. Ведь педофильские и финансовые скандалы – не просто пикантные подробности, а разрушение основ веры в Церковь как тело Господне, олицетворение Иисуса Христа на Земле. Растущая изоляция Церкви привела к ужесточению идеологической линии, а это влияет на внутреннюю и международную политику. Индуизм породил правую индуистскую партию «Бхаратия Джаната».
Однако их государственнический индуизм имеет мало общего со сложностью и
разнообразием традиционного индуизма. Националисты создали индуизм в качестве
«современной религии», в значительной степени чуждой традициям. Националисты
акцентировали внимание на расколе с другими религиозными группами в Индии.
Похожая ситуация складывается с исламом в Пакистане и с иудаизмом в Израиле. Две эти страны созданы в 1948 году в большей степени на теологических основаниях, чем этнических. Стандартизированный ислам и «современный иудаизм» национально-религиозного сионизма вместо консолидации своих наций лишь порождают мессианствующие и зелотствующие секты, озабоченные не столько национальным строительством, сколько поиском врагов и отступников среди своих сограждан-единоверцев. Подобная судьба уготована и русскому православию, если оно вернется на службу власти, как это было во времена царской России и СССР. Оторвавшись от культурно-территориального контекста,
современные религии начали распространяться по всему миру. Огромный размах
принял переход в другие конфессии и религии. В период между 1992 и 2008 годами в
Испании сотни тысяч иммигрантов из Латинской Америки перешли в евангельское
христианство. В США сегодня действуют многие тысячи испаноязычных протестантских
Церквей, возникших в последние 20 лет.
Беспрецедентный отток католиков в новые евангелистские Церкви, особенно к пятидесятникам, наблюдается в Бразилии. Евангельские христиане и мормоны являются наиболее быстро растущими религиями в современном мире. Новые религиозные движения быстро распространяются по всему миру – Свидетели Иеговы, сайентология, движение Фетхуллаха Гюлена из Турции через Пенсильванию стремительно распространяется по Америке. Даже в таких негостеприимных для миссионерства странах, как Марокко, Алжир и Израиль, появились небольшие, но необыкновенно динамичные и процветающие евангелистские Церкви. В Египте, да и повсюду в Северной Африке салафизм бросает вызов куда более укорененному и традиционному здесь суфизму. Освобождение от культурных связей и национальных традиций помогает исламу пустить корни на Западе и в немусульманской части России. Первая волна мусульман здесь состояла из трудовых мигрантов из стран Востока. Новое поколение мусульман в Европе переживает религиозный подъем именно потому, что стремится примирить свою веру с западными ценностями (халяльный фастфуд и женщины в хиджабах на управленческих должностях в транснациональных компаниях). Ислам, сикхизм, буддизм и другие восточные религии идут по следам евреев, которые сумели пробить брешь в когда-то нерушимой монополии христианства в культуре Запада. В США существует мощное движение православного прозелитизма.
Речь идет о десятках тысяч людей, не имеющих никакого культурного багажа из так
называемого православного мира. Они создают свое американское православие, куда
более универсальное и соборное, чем православие, к которому привыкли в Старом
мире. Они подняли на знамена слова американского митрополита Антония
(Храповицкого) «Православие не принадлежит русским, сербам или грекам.
Православие принадлежит православным». Русское православие предлагает миру свои
духовные ценности, но никак не народность и тем более самодержавие.
Да и в «православном мире» православие вовсе не монолитное. В наиболее демократической «православной» стране – Греции – существуют десятки независимых Синодов, бросающих вызов официальной Элладской Церкви. Три Православные Церкви в Украине обещают демократизировать православие. В России тоже зреют зерна децентрализации православия. В Русской Зарубежной Церкви, присоединившейся в 2007 году к РПЦ, впервые рукоположили епископов не русского происхождения, увеличивается число священнослужителей приходов, где совершают богослужения по-английски. Русское православие в Америке постепенно стремительно теряет свою русскую составляющую. Даже среди наиболее консервативной православной общины – старообрядцев – наблюдаются аналогичные процессы. Как-то в маленьком городке в Орегоне я разговорился с местным староверческим священником о том, как все меняется. «Чего спорить о том, как писать Исус или Иисус? – усмехнулся клирик, – ведь большинство у нас уже пишет Jesus». События вокруг панк-молебна в храме Христа Спасителя показали, что и клир, и мир Русской Православной Церкви далеко не всегда поддерживают «державную политику» священноначалия. За прощение Pussy Riot открыто выступили и миряне, и священнослужители из мейнстрима РПЦ. Преподаватель Свято-Тихоновской семинарии в Пенсильвании (городок Соут Кеннан) архимандрит N сказал мне, что с канонической точки зрения поступок Pussy Riot не попадает под юрисдикцию светских властей. «По правилам Церковь должна бы наложить на них епитимью, пускай бьют поклоны… может быть, отлучить их от Церкви, пока не раскаются», – пояснил он. (Но это в случае, если сами участницы панк-группы признают себя верующими РПЦ. – «НГР»). «Нам следует молиться за их вразумление и спасение, а не требовать многолетнего тюремного заключения», – считает священник. Скандал вокруг дорогих часов Патриарха Кирилла, которые тот надевал, а потом отказывался признать этот факт, и затем с помощью фотошопа сотрудники пресс-службы стерли на фотографии часы с запястья главы РПЦ, тоже не вызвал у каноника никакой симпатии. «Если он пойман на вранье, то пускай кается и бьет поклоны. Церковь таких лгунов, а то и похуже владык на престолах, пережила за 2 тысячи лет», – сердито заключил N. Католическая Церковь тоже претерпела огромное влияние со стороны таких харизматических движений, как «Опус Деи», «Легионеры Христа» и даже транснациональных движений мирян – например, возникшего в 1940-х годах в Италии движения фоколяров. Подобные братства в основном действуют среди мирян, обходя вниманием клир и не связываясь особо с церковной иерархией. Не от хорошей жизни Папа Иоанн Павел II, a вслед за ним и Бенедикт XVI заговорили о «христианских корнях европейской культуры». Клирики из стран Африки и Латинской Америки стремительно заменяют в пустых церквах исчезающее европейское священство. Подобный феномен происходит и в США. Не только в Католической Церкви, но и во многих традиционных протестантских общинах приходится приглашать священников из-за границы, и у них практически нет общих культурных корней со своей паствой. Разрывая с традиционной культурой, религиозные движения становятся международными, транснациональными факторами, а религиозность – делом личного самоопределения. Михаэль Дорфман, Нью-Йорк, публикация в Независимой газете
Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог в Живом Журнале "Западник"Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве: |
В избранное | ||