Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 108: Спорность вопроса оскорбления религиозных чувств.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 109/2012-10-03

Уважаемые подписчики, на данный момент нашим намерением является стремление делать выпуски рассылки не реже одного раза в месяц. Получится ли это точно на практике, как всегда, предсказать сложно, но стараться будем.

Сергей Баранов: "Так продолжаться больше не может: если Церковь больна, болеет всё общество"

Сергей Баранов известен открытым письмом к Патриарху (было опубликовано в прошлом выпуске нашей рассылки), где он заявил выход из РПЦ МП после приговора над Pussy Riot.

Новое открытое письмо Сергея Баранова, лишенного сана за поддержку "Pussy Riot" бывшего клирика РПЦ МП

13 сентября мне доставили письмо следующего содержания:

Ваше Преподобие!

Епархиальный суд Тамбовской епархии извещает Вас, что на заседании суда, которое состоялось 12 сентября 2012 года, Вы были извержены из священного сана согласно 62-му Апостольскому правилу "Аще кто из клира ... отречется от имени служителя Церкви: да будет извержен ..." и 25-му Апостольскому правилу.

Решение суда отправлено на утверждение Патриарху Московскому и всея Руси.

В присылаемых телеграммах о вызове в церковный суд особняком стояло обвинение в отречении от Церкви, только вот от Церкви я не отрекался, а вышел из ее порочной системы. 

РПЦ никогда не прощала своих диссидентов, пройдет немного времени, когда все утихнет в СМИ, она обязательно вернется к вопросу об отлучении, так было с отцом Глебом Якуниным, вполне возможно, так будет и со мной, вопрос лишь времени. Мы уже привыкли к тому, что каждый новый шаг Церкви – это путь к саморазрушению, непомерная гордыня или просто человеческая глупость ее иерархов. А потому рано или поздно, но отлучение состоится, предостерегая священноначалие от этого безумного поступка, хочу обратить ваше внимание на следующее.

Кто будет отлучен?! Кого вы отлучите?!

Всех инакомыслящих в России и критикующих РПЦ, всех кто пытается вскрыть эти многовековые гнойники и нарывы. Церковь действительно очень больна и нуждается в исцелении.

Многие задавались вопросом в первые дни публикации о трихотомии открытого письма, наверное, я и сам не понимал Божественный промысел данного поступка в полной мере. Сегодня становится ясным само содержание данного поступка. Развитие и оздоровление общества не может быть без свободомыслящих, активных и интеллектуальных людей, а посему именно эти, отдельно взятые личности из общей совокупности этой движущей силы, были взяты и положены в открытое письмо, как некий собирательный образ мыслящего человека. Прихожанка и библеист Горячева, журналист и блогер Орехъ, историк и общественный деятель Сванидзе. Все говорят на одном языке и говорят об одном – о вырождении духовности, о духовном обнищании наших пастырей, так продолжаться больше не может, если Церковь больна, болеет всё общество. Так что же всех нас, таких разных во всем, объединяет – единомыслие, ибо единым сердцем и едиными устами произнесен громкий протест, и он был услышан!

Кого вы отлучите? В моем лице вы отлучите всех инакомыслящих и "несогласных" с официальной позицией РПЦ священнослужителей. Они уже стали говорить вполголоса. В лице Светланы Горячевой, заявление которой положено в преамбулу моего первого открытого письма, библеиста, кандидата исторических наук, прихожанки храма свв. Космы и Дамиана в Шубине с 1996 года до 17 августа 2012 года, которая официально объявила о своем полном и безусловном разрыве отношений с РПЦ МП – вы отлучите всех прихожан Русской Православной Церкви, которые сделали так же как она, или мыслят как она, либо ее поддерживают. В лице Антона Ореха, известного журналиста и блогера своими острыми репликами, вы отлучите всех журналистов и блогеров, так или иначе критикующих РПЦ и поднимающих острые ее проблемы. В лице Николая Сванидзе, историка, профессора, члена Общественной палаты, вы отлучите всех, кто свободно говорит, что "я не верю этим людям, которые себя причисляют к православной общественности, потому, что истинно верующие люди... знают, что такое милосердие, они знают, что такое адекватность". А таких, трезво размышляющих, уже не сотни, и даже  не тысячи, а уже десятки тысяч здравомыслящих людей. Подтверждение тому беспрецедентное обсуждение на различных сайтах и форумах моего первого открытого письма.

Меня многие спрашивают, какова моя конечная цель протеста, чего я хочу?

1. Церковь должна быть свободной! Церковь должна быть нравственным ориентиром, а поведение иерархов и священнослужителей безукоризненным. Апостол Павел говорит: "Таков бо нам подобаше архиерей − святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес. ...Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя" (Послание к Евреям 7:26,27). Если патриарх и архиереи РПЦ хотя бы немного приблизятся к такому Архиерею, который описан апостолом Павлом, то это и будет началом возрождения Церкви.

2. Прекратить поток необдуманных инициатив глашатаев Патриарха, если вовремя не прекратить, это приведет уже не к крестоповалу, а к более страшным последствиям. Прежде всего, прекратить создание "православных дружин", это приведет к междоусобице, учитывая, что мы живем в многонациональном и поликонфессиональном обществе. Только диалог с обществом, высказать свою личную позицию надлежит Святейшему Патриарху перед всем народом, какова наша Церковь – церковь воинствующая или в любви объединяющая паству свою?

3. На сегодня предостаточно храмов, они наполовину пусты, надо заниматься не храмостроительством зданий церковных, а заняться храмостроительством душ человеческих.

4. Священнослужителям и прихожанам надо научиться говорить, пусть сначала вполголоса, затем во весь голос, главное не молчать, ибо молчанием Бог предается. Ничего не произойдет без нашего участия, каждый из нас поименно и все мы вместе, сможем возродить Русскую Православную Церковь, каждый голос бесценен!

Обращаясь ко всем своим друзьям, хочу сказать следующее. Не бойтесь говорить правду! Когда я высказал свой протест, написав о том, о чем давно болела душа и сказав об этом во весь голос, стали сыпаться язвительные слова, навалились различные напасти со стороны тех, кто меня обливал грязью и продолжает это делать. Но заверяю всех вас, Божественное присутствие никогда меня не покидало, Господь дал сил, укрепил волю, послал друзей, которые поддержали и оказали помощь в том, чтобы меня услышали. Я благодарю всех вас, поименно, кто поддерживал меня все эти дни, молился за меня или просто желал удачи – всем вам низкий поклон! Не молчите и ничего не бойтесь! 

Я молюсь о тех, кто молчит – Господи, отверзи уста их; о тех, кто заговорил вполголоса – Господи, укрепи их волю; о тех, кто говорит уже во весь голос – Господи, дай им сил, терпения и благослови всех нас.

19 сентября 2012 г.

Сергей БАРАНОВ

Источник

Глинн Карди (Glynn Cardy), настоятель прихода Св.Матфея-в-Городе, Окленд, Новая Зеландия, воскресная проповедь в поддержку Pussy Riot

В феврале три женщины в возрасте от двадцати до тридцати лет были арестованы в Москве за молитву, а в эту пятницу приговорены к двум годам тюрьмы. Они – артисты панк-рок-группы под названием «Пусси Райот». Им инкриминируют произнесение кощунственной молитвы у алтаря собора. Суть этой молитвы: «Богородица, Путина прогони». Путин – это президент, Богородица – та молодая палестинка, молившаяся о низложении сильных с престолов.


«Пусси Райот» были облачены в яркие цветные платья, с балаклавами на головах. Их одежда не была сексуально провоцирующей. Женщины выглядели похожими на шутов, клоунов. Их клип на Youtube сопровождается гитарной музыкой. Они просто помолились, охрана быстро вывела их прочь. Заметьте, что церковной службы в это время не было. Девять так называемых «потерпевших», слышавших молитву, были из персонала и посетителей. Заметьте также, что эти женщины не только феминистки, но и активные христианки.


Они помолились, преклонили колени и перекрестились. Их так называемое «неуважение» к Богородице, покровительнице России состоит вроде бы в том, что их просьба касалась политики, что они – мирянки, их одежда не является священническими ризами и они были обращены лицами не туда, куда следует. То есть спиной (а значит задом) к священному алтарю. Женщины заявили, что не хотели оскорблять Церковь.


… Как только я увидел их клип на Youtube, я узнал, к какой традиции они принадлежат. Это пророки, юродивые, шуты Господни. Узнал, потому что и сам делал похожие вещи. В 1983 году меня арестовали за ношение власяницы и посыпание главы пеплом во время службы, где Церковь стала блудницей и возлегла с Государством. Я и мои товарищи, арестованные вместе со мной, призывали Церковь вернуться к истокам, к праведности Иисуса. Но наш арест и кара – ничто по сравнению с выстраданным этими женщинами. Вот цена верности шутовству Господню.


… Некоторые религиозные люди, проводящие в молитве значительное время, приобретают в результате уверенность в себе и своей жизни, чувство принадлежности и спокойное осуждение ближних, которые такой принадлежности лишены. Из их морали и богословия исключены «неудобные». Они верят, что справедливость – это когда слабый подчиняется сильному, и Бог их награждает за уступчивость благодатью и прощением.


Другие религиозные люди, быть может, молятся меньше, реже посещают церковь, даже меньше верят в догматы, но по молитвам своим не настолько уверены насчет добра и зла и терпимее к непохожим. Молитва соединяет их с людьми, преодолевая моральные и идеологические границы. Они веруют, что справедливость – это когда Бог укрепляет слабого и нарушает равновесие сил, которое элиты хотели бы сохранить. Их Бог – мятежная сила, проникающая в обители привилегированных и производящая неудобство, смятение и хаос.


Тот первый – Бог Путина и Кирилла, последний – Бог «Пусси Райот» и нашего прихода Св.Матфея.

Да, это битва богов. И она еще не закончена.

Отсюда
Перевод jacopone_da

Интервью Виктора Шендеровича Порталу Кредо Ру

МНЕНИЕ: «Если Церковь не отлипнет от государства и не перестанет быть частью насильственного аппарата, нас ждет война всех против всех» - писатель, публицист ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ.

"Портал-Credo.Ru": Как бы Вы могли прокомментировать нашумевшую передачу Мамонтова по поводу дела "Pussy Riot"?

Виктор Шендерович: Про передачу Мамонтова и главного свидетеля обвинения кое-что уже выяснилось. Главный свидетель обвинения на государственном телерадиоканале — это убийца собственных родителей, признанный невменяемым. Мне кажется, что этого достаточно для оценки качества этого обвинения.

Никакого отношения ни к журналистике, ни к расследованию, разумеется, это не имеет — это в чистом виде пропаганда. Смешно комментировать Мамонтова.

- Сегодня Госдума РФ начала рассматривать проблему введения достаточно сурового уголовного наказания за "оскорбление религиозных чувств". Как Вы воспринимаете этот процесс? Ваши собственные чувства чем-то можно оскорбить?

- Эта тема гораздо интереснее. Тут я должен отметить, что нас в России 140 миллионов, и чувства у всех довольно разные. Я, например, испытываю моральные страдания, когда в начале XXI века вижу больную девочку, которую привозят целовать крашенную доску, вместо того чтобы привести ее к врачу. Я испытываю сильные моральные страдания по этому случаю.

Я испытываю моральные страдания, когда по государственному телеканалу слышу без всяких комментариев репортаж о схождении Благодатного огня, без упоминания альтернативной версии, что это "зажигалка в рукаве".

Я испытываю моральные страдания, когда в суде слышу в качестве доводов прокурорских слова о кощунстве и вижу, как действует право Трулльского средневекового Собора в российском современном суде, я тоже испытывают тяжелые нравственные и моральные страдания.

Поэтому или мы вернемся к заповеди, что Богу — Богово, а кесарю — кесарево, и Церковь отлипнет от государства и перестанет быть частью этого тяжелого насильственного аппарата, - или нас ждет война всех против всех. И в ответ на православные отряды будут создаваться отряды и мусульманские, и атеистические, и буддийские — у нас очень много всяких верований или просто представлений о мире.

Хорошо, по Московскому княжеству будут ходить православные активисты, по Казани — мусульманские. А что делать сторонникам Большого взрыва? Убираться в Силиконовую долину? Или, может быть, на родине есть место для образованных людей тоже?

Это довольно важный вопрос для России, мне кажется. И эта вспышка клерикализма, которую мы переживаем, может очень дорого обойтись России.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"

 Почему не работает «исключительно христианская» мотивация добрых дел?

Дискуссионная статья сайта МилосердиеРу. По смыслу обсуждается прежде всего мотивация, связанная с волонтёрством. Однако, я явственно вижу, что эта тема актуальна в отношении любых добрых дел (как это отражено и в названии), и даже шире - в отношении моральных и этических ценностей, отвечающих на вечные вопросы о добре и зле, как таковых. Это размышление, на мой взгляд, прямо связано с теологическим вопросом соотношения закона и благодати, буквы и духа.

"Мы не под законом" - говорил апостол Павел о необходимости выхода за пределы подчинения заповедям и перехода к мотивации любовью. Актуальность вопроса поймут главным образом практикующие верующие, которые слишком хорошо знают, что религиозность, основанная на требованиях извне, а не изнутри, превращается в следование обрядам и традициям в отрыве от понятия совести, и в конечном счёте становится тем, что Иисус Христос осудил обличением книжников и фарисеев. В результате чего добродетель таинственным образом покидает религиозную среду и находит себя в совершенно далёких от религии людях. "Мытари и грешники вперёд вас идут в царствие Божие". Так я вижу актуальность озвученных в публикации размышлений
.

О том, почему декларация: «я помогаю людям, потому что этого хочет Бог», часто оборачивается разочарованием и фальшью, размышляет руководитель волонтерского движения «Даниловцы» Юрий БЕЛАНОВСКИЙ.

Начну с примера, достаточно характерного для волонтерского служения в больницах. Молодой человек, закончивший вуз, желал организовать волонтерскую группу в больнице, где у него были договоренности с руководством. На собеседовании он ничего не сказал о своей личной мотивации, не пожелал говорить о своих чувствах и отношении к находящихся в больнице людях, но настаивал на своей обязанности, как христианина исполнить «заповедь Божью» и свой христианский долг. Естественно, что миссионерство было в этом случае фактически неотъемлемо от помощи ближним. В итоге, через три-четыре месяца активист прекратил посещать больницу. Никто из его помощников волонтеров не подхватил инициативу. Волонтерская группа, собранная им под такую «правильную» мотивацию, распалась. Позже этот молодой волонтер признавался, что регулярное посещение больных очень быстро стало для него «неподъемной ношей», что его ничто не влекло в больницу, а заставлять себя он устал.

Эта и другие истории сформировали у меня достаточно скептическое отношение к «исключительно христианской» мотивации служения ближним, с которой я, как правило, знакомлюсь через категоричную декларацию заповедей Божьих на фоне полного молчания о сочувствии, сострадании, личном желании помочь, любви к детям и т.д. За этим скепсисом для меня скрывается вопрос: а почему «исключительно христианская» мотивация в области добрых дел, милосердия, волонтерства слабо работает и не эффективна в России? Сразу оговорюсь и подчеркну, что я не пытаюсь обесценить служение христиан, не пытаюсь сказать, что мой взгляд отражает полноту картины. У меня есть и личный опыт и опыт организации благотворительной волонтерской деятельности, на который я опираюсь в этих рассуждениях.

Для начала предложу несколько важных для меня высказываний, в которых, по-моему, отражено философское осмысление затронутой темы.

Протоиерей Василий Зеньковский: «Глубина свободы в человеке, если угодно, мешает воспитанию, но что бы ни говорили, нельзя воспитать к добру как-то помимо свободы и вне ее. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребенка, добро нельзя “вложить”, никакие привычки, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни».

Виктор Франкл, размышляя о смысле жизни, смысле человеческих отношений и жизненных ситуаций, писал, что смысл – это нечто, что нужно скорее найти, чем дать, скорее обнаружить, чем придумать. Смыслы не могут даваться произвольно, а должны находиться ответственно. Смысл - это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа.

Если говорить своими словами, то смысл и ценности нельзя дать извне, их нельзя сконструировать для себя, их можно только обрести, как отклик сердца, и по своему пережить. Эффективно, стабильно, глубоко только то служение, которое порождено ответом на вопрос о смысле, которое, поэтому свободно возлюблено и дорого. Смысл всегда уникален у каждого, потому что каждый уникален и проживает уникальную жизнь.

Я с недоверием отношусь к мотиву «помогаю ради заповеди», поскольку он во многом направлен на самого человека, он не отражает внутренне дорогого, свободно возлюбленного добра. Только свободное озарение, лично принятое решение о служении и есть твердое основание. Если служение - это только «исполнение заповеди», то получается добро по принуждению. Я не отрицаю такого доброделания, особенно в контексте аскетики. Я лишь скептически отношусь к нему, когда мы говорим об организации христианского служения ближним.

Виктор Франкл часто сравнивал смысл жизни, смысл какой-то ситуации, смысл каких-то отношений с облачным столбом, идущим впереди израильтян при исходе из Египта. Если облако сзади, неясно куда идти; если облако посреди, то все в тумане. Так же и тут. Если единственный мотив к доброделанию - заповедь, нечто подталкивающее сзади, то мы получаем достаточно невнятную, механистическую и непродолжительную историю.

Если же служение - это ответ на просьбу о помощи, то сама просьба притягивает и зовет человека. Если служение - это ответ на живой призыв следовать за кем-то, будь то добрый учитель или Сам Иисус Христос, то это притяжение делает служение осмысленным и дорогим. Живой голос просящего о помощи или живой пример зовущего за собой - это и есть тот путеводный столб, который способен вести нас прямо к цели.

Человек должен сам принять решение об участии в служении. Навязанные решения требуют ответственности и сопровождения. Но в российской действительности слишком популярны морализаторство и безответственность, которые ломают людей. Нередко отсылка к заповедям становится манипуляцией, насильным втягиванием человека во что-то. Очень распространен призыв со стороны священников: «идите в больницы!» А сами призывающие бывают там только на Пасху в сопровождении своих помощников и врачей.

Кстати, ответственность - это тема ясных границ и оценки своих сил. Надо уметь честно, прежде всего для себя, ответить на вопросы: что конкретно я готов делать? что хочу в результате? чем готов пожертвовать? сколько готов этим заниматься? что я делать не готов и не хочу?

Предполагаю, что многие будут в корне не согласны с моей позицией. Опыт христиан Запада и свидетельства о христианах прошлого говорят о возможности и важности «исключительно христианской» мотивации, когда люди со всей искренностью свидетельствуют, что их служение ближним - это именно ради Христа, что это и есть служение Христа их руками. Безусловно, такое понимание важно, но я думаю, что мы пока до него не доросли.

Дело вот в чем. Подавляющее большинство молодых православных христиан, с которыми я вот уже 17 лет работаю, - это неофиты. Именно из новообращенных последние 20 лет в основном состоит Православная Церковь. Но именно у неофитов есть важная особенность. Они все в свою меру стараются быть Дон Кихотами, как с лучшей, так и с худшей стороны. Искренность, подвиги, защита добра и т.д., все это прекрасно. Но все это происходит часто в выдуманном мире, являющемся линейным продолжением книжных повествований или красивых рассказов об опыте иных.

На книжных страницах заповеди Божьи непреложны и действенны, они исполняются святыми людьми с легкостью. Человеческие чувства, эмоции, мотивы часто осуждаются. Новообращенные христиане делают из прочитанного неоправданный вывод, что все это так же действенно и в обычной жизни. Жизнь является как бы продолжением книг и строится по книжным законам.

В этом контексте достаточно серьезно звучат слова Писания: «Милости хочу, а не жертвы». Как-то мне довелось услышать такое толкование, что Богу не угоден человеческий «надрыв», не угодно то, что сделано по принуждению. Господь ждет, что добро будет милостью человека, будет тем даром, что человек свободно приносит ближнему и Богу.

Я на опыте понял, что христианское служение ближним для меня лично не имеет формальной прямой связи с заповедями, проповедями и т.д. Христианское служение - это служение христиан, мотивы которых могут быть очень разнообразны, но обязательно должны содержать хоть немного простых, понятных всем человеческих чувств. Что думаете?

Юрий БЕЛАНОВСКИЙ

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное