Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 108: Pussy Riot.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 108/2012-08-28

Уважаемые читатели, к сожалению, мы сейчас никак не можем определиться как с периодичностью выпусков, так и с тематикой на будущее. Точнее, суть тематики рассылки не изменится, но в связи с отсутствием возможности делать выпуски часто обдумывается конкретика.

В данный момент по причине повышенного интереса СМИ и общества к истории Pussy Riot затянувшийся перерыв в выпусках прерывается публикацией избранных статей на эту тему. Как и раньше, наши публикации носят либеральный и антиклерикальный характер. Так что если кто-то желает читать статьи на тему осуждения панк-группы, то это следует искать не в нашей рассылке, а в других местах.

Елена Волкова. ПОНЯТЬ ИЛИ ПРОСТИТЬ. Неча на панков пенять, коли рожа крива. Об этике и нравственности «Pussy Riot»

Наиболее распространенной реакцией на панк-молебен 21 февраля в ХХС стало утверждение "Я не принимаю того, что они сделали, но наказание считаю слишком строгим (жестоким, неадекватным, считаю, что их нужно освободить)".

Неприятие нового, необычного, провокационного в искусстве и жизни часто является следствием непонимания, которое в случае с "Pussy Riot" объясняется многими причинами: подменой христианского духа - церемониальной пышностью ХХС; незнанием церковной контркультуры пророков и юродивых; отсутствием критики, самоиронии и чувства юмора, неумением читать метафоры политического акционизма, несвободой и невежеством. Но факт очевиден: смелое высказывание панк-группы, которое войдет в историю как шедевр политического искусства, искренний крик души нового поколения - не услышан, - потому что не понят.

Мария Алехина с сожалением выдохнула в суде: "Мне очень жаль, что вы ничего не поняли, но мне не жаль, что это случилось". Надежда Толоконникова развила эту мысль: "Мы хотим, чтобы тот, кто не может понять нас, - нас простил. Более всего мы не хотим, чтобы на нас держали зло".

Они надеялись, что их поймут, что им, "как и многим согражданам, неприятно коварство, лукавство, мздоимство, лицемерие, стяжательство и беззаконие, которыми грешат нынешние начальства и власти". Список грехов власти в "Художественном и человеческом манифесте Надежды Толоконниковой", который включает также авторитаризм и "поддерживание политика, силовыми методами подавляющего дорогое нам гражданское общество", дает ясное представление об этических ценностях панк-узниц - глубоко христианских, заметим, поскольку на каждый из перечисленных пороков можно привести не одну цитату из обличительных речей библейских пророков и Самого Иисуса Христа. Или просто найти эти грехи в православных брошюрах "Как подготовиться к исповеди". Ими заражена экономическая, политическая и церковная жизнь, но не помню, чтобы кто-либо из православных чиновников публично покаялся перед народом хотя бы в одном из этих грехов.

Надежда перечисляет и основные добродетели, подчеркивая, что "Православие славит то же, что и мы: милосердие, прощение, оправдание, любовь и свободу".

Какие этические ценности могут быть у "Pussy Riot"? - возразят мне. И в сотый раз вспомнят Зоологический музей и курицу. Акция в музее, подчеркну, отражала нравственное негодование группы "Война" тем, как власть насилует свой народ и смеется над ним, зачиная новых наследников-"медвежат". Неприлично? А носителю непорочно белого куколя сливаться в сладострастном экстазе с преступными властями прилично? А поддерживать насилие и производство марионеточных политиков прилично? Неча на панков пенять, коли рожа крива.

У этих смелых, образованных, искренних борцов с политической безнравственностью/порнографией есть своя ясная этическая позиция. И они ее выразили. Но большая часть общества придерживается других этических взглядов, порой прямо противоположных. Те, кто не поняли (и, уверена, потому не одобрили) панк-молебна, считают, что гораздо более безнравственными, чем коварство, лукавство, мздоимство, лицемерие, стяжательство и беззаконие, а тем более авторитаризм и политическая ангажированность официальной Церкви, являются нарушение храмовой дисциплины, ношение яркой одежды, резкие движения и пение на амвоне "без благословения", недостаточно истовое наложения на себя крестного знамения, экспрессивная лексика в адрес путинского Патриарха, непривычная молитва "своими словами", а не по молитвослову.

Евангельским заповедям трудно соперничать с таким "кодексом строителя православия", ценности которого сводятся к правилам поведения в храме, "требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада Церкви". Ничего действительно внутреннего, то есть имеющего отношение к внутреннему миру человека, к его нравственности, сердцу и духу, в обвинительном заключении и приговоре по делу "Pussy Riot" нет. А ведь Христос учил о Царстве, которое внутри нас, а не внутри храма (у Христа с Храмом тоже был серьезный конфликт, Его казнили, в частности, за "угрозу" разрушить Храм, причем истинный, не то что нынешний "ХХС") - не в бревнах, а в ребрах. Заметим, что в обвинительном заключении, сплошь состоящем из богословских, канонических и архитектурных нелепиц, при многочисленных ссылках на церковные святыни, традиции и обычаи, "сокровенные идеалы и представления о добре и зле", "вековые устои" и некие "основополагающие руководства Русской Православной Церкви", "религиозные ориентиры верующих" и прочее, нет ни одного определения добродетели, ориентира или идеала, не сформулированы и представления о добре и зле. Налицо полная этическая неопределенность, которую подтверждают нелепые показания подставных "пострадавших", старательно, но неумело играющих жертв в этом театре политического террора. Одно очевидно - им приказано изображать глубоко обиженных и тяжело раненных панк-молебном, и не принимать никаких извинений от реальных жертв этого судилища - "трех отроковиц в пещи огненной", отказавшихся поклониться идолу Пу.

Надю, Машу и Катю теперь пытают голодом, лишают сна, на них клевещут, обвиняя в ненависти и вражде, чуждой не только их выступлению, но и самой природе их личностей.

Панк-узницы не ожидали столь злобной реакции православных. Их прежние выступления, пишет Надежда, "воспринимались с юмором, веселостью, в крайнем случае - с иронией". Ведь их стиль принадлежит к традиции смеховой культуры, которую в русской религиозной культуре, прежде всего, представляют юродивые, с легкостью нарушавшие храмовую дисциплину, терпевшие поношения от властей, а впоследствии часто канонизированные.

Церковные правила нарушал и преподобный Серафим Саровский, за что терпел немалые поношения от монастырской братии и церковного начальства, а теперь Патриарх перед камерами воспевает его как "дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый пример" духовной жизни. Интересно, как бы он оценивал Кирилл (Гундяев) преподобного Серафима при жизни "скандального" старца? И почему он увидел своих гонителей (!!) в "Pussy Riot"? Они ведь тоже нарушили нормы, не зная их, ради утверждения плодов духовных - служения Христу, а не царю, измученному народу - а не диктатору-мучителю. И стали жертвой суда-экзекуции, деятельность которого направлена на утверждение не правды и справедливости, а лжи и жестокости.

В речи Кирилла (Гундяева) в Дивеевском монастыре я слышу богословское оправдание духовного дерзновения новых юродивых панков. Дух Христов, конечно, выше ветхозаветного, а тем более уголовного, закона. И Дух этот должен быть независим от духа стяжания, насилия и властолюбия. Об этом панк-молебен. Какие возражения?

Заслуженный и известный в Московской патриархии пастырь, протоиерей Вячеслав Винников, призвал иерархов РПЦ МП и - особо - Севу Чаплина покаяться перед невинными узницами. Но узницы и тут первыми подали пример, и первыми попросили прощения у глубоко раненных своих "гонимых" гонителей. Они не хотели оскорбить своих зрителей, они хотели их встрепенуть, возбудить от духовной спячки, искали у них понимания и единодушия по отношению к возмутившему их поступку Патриарха Кирилла, поддержавшего преступного Путина: "Мы, как представители своего поколения, в недоумении от его действий и призывов". Теперь они в недоумении от того, что многих людей оскорбили не действия Патриарха, а протестная акция. "В нашем выступлении не было никакой агрессии по отношению к зрителям, но только отчаянное желание изменить политическую ситуацию к лучшему, и наша эмоциональность и экспрессивность отсюда. Если наша страстность показалась свидетелям панк-концерта оскорбительной - мы об этом сожалеем". Если не поняли, да еще и оскорбились, - простите.

Почему они пошли на этот шаг, почему стали просить прощения и даже признавать "этическую ошибку"? Почему поверили псевдо-потерпевшим? Зачем приняли навязанные им правила игры? Ответ прост и очевиден. Если относиться к своим гонителям с любовью, а "любовь всему верит" (апостол Павел), то нужно ложь оставить на совести лгущих, и воспринимать их оскорбленность всерьез, с уважением. В этом самая высокая планка христианства - любовь к врагу. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас...". Вот они и благословили проклинающих своим доверием. Но те его не оправдали. Не приняли извинений. Опять пошли против Христа. Теперь уже понятно: глупо было ожидать иного...

Опубликовано на Портале Кредо 

 

Михаэль Дорфман (русскоязычный публицист в Америке). Пусси Путин

В пятницу, когда суд выносил приговор “Pussy riot”, я включил свою любимую радиостанцию “National Public Radio”. Радиослушатель как раз звонил в редакцию и сомневался, может ли он назвать по радио имя русской панк-группы, которое было у всех на слуху. Ведущая как-то замялась, сказала, что мы уже назвали, однако в течение всей передачи, группу так и не назвали. Правозакрученная “New York Post” оказалась вовсе не такой политкорректной и вышла с заглавием, написанными аршинными буквами — “Pussi Putin”. Наверное, в этом и различие между американскими грубыми и живыми правыми, не боящимися слов, и бесполезными американскими «двухпартийными» и «пост-партийными» обамо-либералами, пытающимися угодить всем.

«Выпороть и отпустить»

Расхожая фраза «выпороть дурёх и отпустить» в Америке ничего, кроме презрительного пожатия плечами, вызывать не может. Зачастую российские либералы звучат, как самые дремучие представители «Чайной партии». Такое женоненавистничество (уж не говоря об откровенной ксенофобии и гомофобии) в устах российских видных оппозиционных деятелей в приличном обществе Америки лишь способно сделать их руконеподаваемыми. Моё заявление, что дело “Pussi riot” – это прежде всего вопрос свободы слова, не вызвало понимания как раз у либеральных читателей, считающих, что девушек нужно «выпороть и отпустить».

Ещё больше поражали сексистские эпитеты и метафоры. Трудно себе представить, что всё это полоскалось бы, если бы речь шла о мужчинах, а не о молодых женщинах.  Впрочем, российские либералы и демократы (не только Жириновский и его компания) поражают всё больше и больше. Некий Волобуев поразил идеей, что свободу можно (и нужно!) покупать: «Свобода – это то, за что ты заплатил сам. Когда за неё платит кто-то другой – это кредит, который надо возвращать». Некоторые лидеры российских либералов не озабочивают себя соображениями прав меньшинств. Даже слово «феминизм» в либеральных российских кругах почти бранное. Столь уродливое извращение идеи права человека на свободу кажется отсюда запредельным сюром.

Те, кого в России называют либералами (и консерваторами), при взгляде из США кажутся беседующими сами с собой. Ведь трудно не заметить, что обвиняемые женщины не только не дуры, но весьма интеллигентные женщины, хорошо понимавшие, на что идут. Они сознательно выбрали линию поведения и последовательно придерживаются её. Если бы они расплакались и каялись, поминали оставшихся дома деток малых, то скорей всего снискали бы всеобщую любовь российской публики. Возможно, их бы не простили, но жалели бы все, за исключением, пожалуй, не умеющего прощать церковного актива. Подсудимые как раз извинились в начале процесса перед теми верующими, кого могло оскорбить их поведение, но мне не удалось найти ни одного, кто бы поверил им и простил. Наоборот, один за другим свидетели плакались, какой душевный ущерб им нанесли, не верили в искренность обвиняемых и несли всякие справки и заключения из каких-то сомнительных московских университетов, не значащихся ни в одном международном реестре.

Русские музыканты стараются не говорить о них, и не только из-за страха, но и потому, что в русских понятиях, “Pussy riot” не совсем музыканты. В то время как на Западе – их творчество – хорошо узнаваемый формат.

Подсудимые выступили с очень чётким, грамотным и интеллигентным последним словом. Мария Алёхина трижды и уместно использовала слово «онтологический». Вместо того чтобы играть заплаканных «дурёх» подсудимые «лыбились», чем раздражали всероссийскую аудиторию ещё больше, чем своей интеллигентностью. Здесь сработала известная русская отрицательная реакция на улыбку в общественном месте, которая поражает иностранцев, даже долго живущих в России.

Эмоции, как известно, не факты, особенно в судопроизводстве. Правосудие не должно подаваться эмоциям, ни ненависти к «умничающим» подсудимым, ни жалости к целой галерее странных типов, морально пострадавших от панк-молебна. В суде над Надеждой Толоконниковой, Марии Алёхиной и Екатериной Самуцевич царили эмоции.

Андрей Шляхов пишет, что хочет услышать мнение адекватного православного христианина. Таких, безусловно, много. Однако православный церковный человек очень редко будет критиковать свою церковь публично. Среди верующих вдруг вспомнили старое поверье, что на месте Храма Христа Спасителя когда-то был женский монастырь. Когда царское правительство решило строить храм-памятник, то монахинь просто прогнали. Старуха-игуменья прокляла все мероприятие и предсказала, что храм здесь долго не простоит.

Выбор Храма Христа Спасителя оказался очень точный. Его отстроили как символ возрождения православия, однако он остался для большинства нелюбимым, политическим  зданием, почти как правительственное министерство какое-то. Храму не хватает интимности старых московских церквей. Именно этот символизм, тесная связь церкви с властью тревожит многих верующих. “Pussy riot” ударили в больное место.

Если священноначалие не внемлет тревожным предзнаменованиям, то вновь вспыхнет «русский бунт бессмысленный и беспощадный», вновь будут крушиться церкви, загорят костры из икон, владыки убегут в эмиграцию, а священников отправят, «куда Макар телят не гонял», а то «к Духонину». Власть частенько оборачивалась против церкви: во время Ивана Грозного, убившего патриарха и казнившего епископов; Петра I, конфисковавшего 80% церковного имущества и разогнавшего монастыри; Екатерины Великой, писавшей церковные правила и морившей голодом несогласных епископов, уж не говоря о советской власти. Другие конфессии, не связанные с государственной властью – русские баптисты, украинские греко-католики, польские и литовские католики в куда более суровых гонениях сумели сохранить глубокие корни в народе.

“Pussy” в синагоге

Русская православная церковь существует уже тысячу лет, пережила много вещей пострашней, переживёт и это. Проблема РПЦ в том, что она слишком срослась с властью, с идеей служить одновременно и Богу, и кесарю-князю. Несмотря на долгий опыт сложных отношений с властью, РПЦ постоянно оказывалась неготовой к ситуации, когда кесарь был враждебен церкви, либо цинично её использовал. Правда, в 1917 РПЦ приветствовала отречение царя, однако отделение церкви от государства  было воспринято многими резко отрицательно. Сегодня в Русской Православной Церкви за Рубежом, канонизировавшей патриарха Тихона, не любят вспоминать, как эмигрантское Церковное совещание в 1918 году в Вене осудило его и признало избрание патриархом незаконным на том основании, что оно не было заверено Государём Императором. Лишь вмешательство Сталина спасло РПЦ от полного распада. Ведь до начала сталинского террора больше половины приходов в РПЦ контролировали обновленцы.

Реакции христианина для печати я так не получил. Зато известный в Москве отродоксальный еврейский деятель Борух Горин написал вероятный сценарий, чтобы случилось, если бы “Pussy riot” выступили в ортодоксально синагоге. Горин разрешил мне привести его слова в статье при условии, что будет указано, что это — его личное мнение, не связанное с многочисленными еврейскими организациями, где он участвует. Безжалостность правосудия усложняет выполнение моего обещания. Но, тем не менее, раз уж дело сделано, и моё мнение судьбу осужденных уже не ухудшит, отвечаю на поставленный вопрос, что бы могло произойти с “Pussy riot”, если бы они решили провести свою акцию в синагоге.

«Вариант первый – трагический. Девушки заходят в молельный зал, пробегают на биму (что-то вроде амвона), и натягивают на головы эти свои балаклавки. Они, бедные, не знают, что на эту молитву в синагогу зашёл ещё и гость – министр по делам пресной воды Мертвого моря Израиля, которому в зарубежных вояжах полагается охрана из соответствующих спецслужб сионистского образования. А я должен вам заметить, агенты эти подобные балаклавки видели ещё на хронике, по которой их обучали в школе младшего сержантского состава. Покрой этот один в один соответствует моде Мюнхенской Олимпиады 1972 года. И нервный агент вполне может открыть огонь на поражение первый. Международный конфликт, рыдающие матери, осиротевшие дети.

Вариант второй – сдержанно оптимистический. Министра в синагоге нет, особо нервных отставников и раскаявшихся уголовников тоже. Девушек с бимы стаскивают обычные законопослушные прихожане, вызывают полицию, передают ей певиц. Тут же (ещё до передачи стражам порядка) пресс-релиз о чудовищной антисемитской акции передаётся по всем каналам на всех четырёх континентах. Международные еврейские организации терпеливо ждут справедливого наказания, и поднимают страшный кипешь в случае отсутствия такового. Конечно, они не лютуют, требуя забить камнями, но и не поднимают скандала, если выносится приговор, связанный с тюремным заключением. В приватных разговорах приходят к выводу, что “Путин действительно решителен в борьбе с антисемитизмом”.

Вариант третий – комический. Он же самый вероятный. Девушки не доходят до дверей молитвенного зала, молодые и веселые охранники, пользуясь случаем, долго и тесно контактируя, выносят юные бунтарские тела прочь».

А вот мнение раввина Григория Котляра, представителя иудаизма  реформистского толка: «Вряд ли бы “Pussy riot” пришли бы устраивать акцию в нашу синагогу. Что им у нас делать? Мы принимаем всех. Женщины и мужчины сидят вместе. Современная музыка часто сопровождает молитвы. В государстве Израиль мы – не мейнстрим, и рычагов влияния на власть не имеем. Так что желаемого провокационного эффекта в нашей синагоге они бы не достигли. Если же бы всё-таки они пришли, полагаю, их бы культурно попросили покинуть зал и не мешать богослужению… Если ты не разделяешь чувств верующих, принадлежащих к той или иной конфессии, это не означает, что надо их оскорблять. Девушки выразили протест против президента? Это вполне легитимно. Но зачем это делать, врываясь на чужую территорию (в данном случае православной церкви) и оскорбляя чувства прихожан?»

Раввин и бывший советский политзаключённый Михаил Ривкин говорит следующее: «В нашей реформистской синагоге девочкам ничего бы не сделали, и даже, не исключаю, пригласили бы ещё раз – для привлечения публики. В (израильской реформистской) синагоге “Коль а-Нешама” («Голос души» – ивр. М.Д.) точно такие же (по музыкальному исполнению) панк-молебны устраивают на встрече субботы регулярно. Только слова из молитвенника-сидура». Интересно, встали бы на «защиту храма» те самые православные ревнители, если бы “Pussy Riot” выступили в синагоге или мечети

Мечта свершилась

В детстве мы с пацанами (тогда это слово не имело нынешнего уголовного значения) мечтали, чтобы русский рок-банд снискал мировую славу, чтобы «Битлз», Стинг и Мадонна о них заговорили. “Pussy Riot” победили – они снискали всемирную известность, сумели пробиться даже в Америку, невероятно глухую ко всему неамериканскому искусству, особенно не на английском языке. Многие ведущие артисты хотят с ними выступить. Их готовы пригласить на фестивали, на прайм-тайм телешоу. Промоутеры шоу-бизнеса ищут их агентов. Обозреватели «Роллинг-стоун Мэгазин» и «Гардиан» считают, что тюремное заключение не снизит, а, наоборот, добавит им популярности. Артистические агентства уже готовят планы и подсчитывают барыши. Эта огромная артистическая победа российского искусства, подобной которой не было в истории пост-советской России.

Дмитрий Жвания упрекнул меня за утверждение, «что Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алёхина – первые девушки, которые стали жертвами репрессивной машины Путина». До них были и другие молодые активистки. Дмитрий рассказывает о них. Тем не менее, для всего мира именно эти три молодые женщины надолго останутся лицом протеста в России. Российское правосудие и так не пользовалось особым авторитетом в мире из-за известной всё проникающей коррупции в стране. А здесь приговор однозначно был понят правыми и левыми, либералам и консерваторами как «осуждение артистов за богохульство».

В американских православных кругах я слышал осторожное беспокойство, что такая тесная связка РПЦ с Кремлём может повредить американскому православию. Ведь даже в страшные годы Красной паники и маккартизма, когда слова «красный» и «коммунист» надолго стало синонимами слова «русский», православие в Америке не трогали, поскольку общественное мнение было уверено, что коммунисты – безбожники. Однако антирусские настроения ещё живы. Лишь недавно кандидат в президенты США Митт Ромни обмолвился, что Россия и есть главная опасность для Америки.

«… С одной стороны, мы ожидаем обвинительный приговор, против судебной машины мы проиграли, – сказала Екатерина Самуцевич в последнем слове. – С другой стороны, мы победили: весь мир видит, что дело сфабриковано. Система не может скрыть репрессивный характер процесса…» Очевидно, что никто в России не ожидал такого международного внимания к процессу. Марина Алехина не зря сослалась на диссидентское движение в СССР. Дело “Pussy riot” для современной России – это эффект Солженицына для СССР. Неумная политика властей сделала, в общем-то, очень советского писателя диссидентом, а решение преследовать, а потом выслать его за границу, надолго сделало его международным символом советского инакомыслия. И тогда широкие круги инакомыслящих в России были недовольны. Для кого-то Солженицын  – слишком православный, писал «не то» про евреев. Для других, наоборот, слишком непатриотичный, либеральный. Многих в эмиграции отвращала капризность Солженицина, его претензии на уникальность, пророческий тон и очевидные глупости, вроде заявления по прибытии в Германию, что вы, немцы, никогда не испытали того, что такое действительная диктатура. Солженицын был так же удивлён, что до него на Западе были книги и документы о Гулаге, как, вероятно, удивятся и западные читатели тому, что и до “Pussy riot” подсудимыми на политических процессах в России были не только олигархи с длинными, труднопроизносимыми фамилиями. Всё это детали. Главное случилось – три молодые женщины стяжали мировую славу. А закончу я фразой Святого Серафима Саровского: «Стяжите Дух мирен, и вокруг вас спасутся тысячи».

Источник статьи: Sensus Novus

URL статьи: http://www.sensusnovus.ru/opinion/2012/08/20/14269.html

 

Открытое письмо патриарху Кириллу дьякона Сергея Баранова

Ваше Святейшество!

В связи с позорными событиями последних месяцев и в особенности вынесенным при прямом подстрекательстве священноначалия Русской Православной Церкви и людей, по недоразумению именующими себя «православными гражданами» неправосудным приговором в отношении Pussy Riot, я, заштатный клирик Тамбовской епархии диакон Сергий Баранов, официально объявляю о своем полном и безусловном разрыве отношений с Русской Православной Церковью Московского Патриархата и ходатайствую о снятии с себя священного сана. Я остаюсь верующим христианином, но находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами, считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы, что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них. Считаю, что Церковь как институт нуждается в очищении и обновлении – лишь тогда человек честный и порядочный сможет с чистой совестью вновь переступить ее порог. Призываю всех искренне верующих вознести молитвы Господу нашему Иисусу Христу о скорейшем исцелении от всех язв, поразивших нашу святую Церковь.

Не касаясь духовно-нравственной оценки содеянного ими поступка, который действительно является недопустимым, но сейчас тысячи людей стали сторонниками Pussy Riot, потому что этот суд показал, что любого человека могут посадить за все, что угодно, мотивируя принятое решение чем угодно и как угодно. Создан прецедент, где мелкий проступок и простая глупость могут сломать вам жизнь по прихоти начальства. Уголовно наказуемыми становятся практически любые мысли и поступки, не угодные властям.

Московский Патриархат, по сути, явился инициатором возбуждения уголовного дела и развития последующих событий. Дело Pussy Riot еще больше укрепило изоляцию России от остального мира, который мало того, что считает нашу страну агрессивной и несвободной, так она еще оказывается и страной судебно-религиозного мракобесия. Стало понятно, что этот процесс не последний. Но запустив эту машину репрессий, Церковь и власть запустила машину саморазрушения.

В тот момент, когда федеральный судья Марина Сырова признала участниц Pussy Riot виновными в уголовном преступлении, она вынесла приговор не только этим трем девушкам. Марина Сырова вынесла приговор самому российскому суду и нанесла огромнейший урон Православной Церкви, потому что осудила по уголовной статье людей, не совершавших уголовного преступления, а святое православие превращается в православный фундаментализм, чего так настойчиво добиваются сами церковные иерархи, не разумея пагубных последствий. Мы стали свидетелями того, как в 21 веке в светской и якобы правовой и демократической стране фактически состоялся суд церковной инквизиции, где мотивировочная часть приговора обосновывалась Лаодикийским поместным собором 4-го века, Архиерейским Собором РПЦ 2011 года, письмом ключаря кафедрального собора Храма Христа Спасителя, прот. Михаила Рязанцева и памяткой поведения в храме, то есть сугубо внутрицерковными документами и письмом священника, и, по злой иронии, вынесено данное решение именем Российской Федерации.

Девушек из Pussy Riot осудили фактически не по уголовной статье, а по морально-нравственным понятиям раннего Средневековья. И, вот, согласно этим понятиям Русская Православная Церковь позиционируется как такой, моральный, нравственный эталон в нашем обществе с подачи государства. Этот процесс стал тяжелым ударом по Церкви. Для тысяч людей стало окончательно ясно, что наша Церковь отделена не от государства — наша Церковь сама себя отделила от Бога и истинно верующих людей. Верующих не станет меньше, а вот желание ходить в храм у многих уже пропало.

Это решение суда, вносит раскол во внутреннее единство Церкви и разбивает верующих на два фронта. Те православные, которые простили и молятся за девочек-узниц, это те люди, которые, может быть, составляют меньшинство сейчас, тем не менее, это наиболее образованная, наиболее активная социальная группа верующих, это мыслящие люди. В значительной степени за этой частью будущее, потому, что эти люди влияют на общественное мнение всё большего числа верующих, но они не хотят себя идентифицировать с РПЦ, которая всё больше сращивается с государственной властью.

В заключение хочу сказать следующее, я предполагаю, сколько грязи измышлений и пакостных слов выльют на меня священноначалие, собратья и православные фундаменталисты, узнав о моем решении ходатайствовать, о снятии сана в протест абсурдному и незаконному приговору. Мне не стыдно за мои годы священнослужения в храмах города Тамбова. Пятнадцать лет назад, будучи клириком Скорбященского храма Вознесенского монастыря г. Тамбова, я преподавал в Воскресной школе догматическое богословие, богослужебный устав и каноническое право. С Божией помощью возрастил прекрасных учеников, трое из которых стали священниками, один служит врачом на подводной лодке, один работает хирургом в больнице моего родного города и один стал преподавателем духовной семинарии – они поймут меня, и, надеюсь, не осудят.

Да простит меня Господь, но я не верю ни тем православным потерпевшим, ни тем которые себя причисляют к православной общественности. Почему? Потому что, на мой взгляд, истинно верующие люди – они, знают Священное Писание, они знают, что заповедовал нам Господь, они знают, что такое милосердие, они знают, что такое всепрощение и ЛЮБОВЬ! Они знают, в конце концов, что такое адекватность.

В этих девочках, узницах совести – Надежде, Марии и Екатерине куда больше христианского человеколюбия и милосердия, нежели в тех, кто их осуждает, ибо они любят правду и следуют за ней, а правда – делает человека свободным!

19.08.2012 г.

Смиренный послушник
Вашего Святейшества,
диакон Сергий Баранов,
(Баранов Сергей Викторович)

Примечание: информация из Фейсбука о Сергее Баранова: Диакон Русской Православной Церкви Московского Патриархата, журналист, публицист. Живет в городе Тамбов, Тамбовская обл.
День рождения: 25 ноября 1974 г. Знает Английский язык, Французский язык, Древнегреческий язык.

Первоисточник текста опубликован на сайте  "Патриофил". Письмо дублируется на сайте NEWSru.com в отдельной статье на эту тему Священнослужитель отказался от сана после приговора Pussy Riot. РПЦ: это прискорбно, но слова клирика - "бред".

 

Лично от меня

Не стану комментировать приписывание судом Pussy Riot мотивов религиозной ненависти вопреки их собственному отрицанию таких мотивов и отрицание политических мотивов вопреки их собственному утверждению. Поскольку все мы понимаем, что протест против путинского режима и против клерикализации общества является именно политическим, а вовсе не антирелигиозным или антиправославным.

Мария Алехина, как выяснилось, состояла в движении в поддержку православных молодежных инициатив во имя святого благоверного князя Даниила, занимаясь там благотворительной деятельностью на волонтёрской основе (она занималась с детьми в психиатрической больнице).

Отмечу очень кратко лишь два момента, о которых не говорят, либо, возможно, говорят мало.

Первый: о хулиганстве в храме. Сколько я слышу рассуждения по этому поводу, столько мне вспоминается Евангелие. Иисус Христос со всей очевидностью совершил хулиганство в иерусалимском храме. Он не пел песен, но зато переворачивал там столы и скамейки, а само святое место обозвал вертепом разбойников. При этом Евангелие повествует, что именно с того момента религиозные лидеры стали думать, как добиться гибели Иисуса:

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. (Ев. Марка, 11, 15-18 и др.)

Второй момент: утверждение несовместимости феминизма и религии. Суд заявил:
"Хотя феминизм не является религиозным учением, его представители вторгаются в такие сферы общественных отношений, как мораль, нормы приличия, отношения к семье, сексуальные отношения, в том числе нетрадиционные, которые исторически строились на основе религиозного мировоззрения",

На самом деле проблема России заключается в невежественности. Идеи феминизма давным-давно присутствуют внутри религий. Даже в исламе, который считается наиболее жёстким и патриархальным, присутствуют направления феминизма. Поэтому о христианстве и иудаизме говорить даже и не стоит: в них феминизм благополучно развивается. В частности, в вопросах равенства полов в христианстве наиболее частой отсылкой являются слова апостола Павла о том, что во Христе "нет ни мужеского пола, ни женского".

К сожалению, современные формы богословия в России мало известны. Их популяризацией никто не занимается. А стоит. Уж если однополые отношение восприняты в целом ряде крупных христианских церквей, то, конечно же, равенство полов с различными аспектами феминизма (включая отношение к сексуальности и контроль рождаемости) - давным-давно не новость для многих верующих цивилизованных стран.

Разумеется, призыв к Богородице стать феминисткой, который многим кажется кощунством, абсолютно приемлем.
Однако, Россия лишена знания и поэтому остро нуждается в просвещении.

Елена Преображенская, из заметок персонального блога ЖЖ.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное