← Август 2012 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 3 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Человек и религия No 108: Pussy Riot.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 108/2012-08-28 Уважаемые читатели, к сожалению, мы сейчас никак не можем определиться как с периодичностью выпусков, так и с тематикой на будущее. Точнее, суть тематики рассылки не изменится, но в связи с отсутствием возможности делать выпуски часто обдумывается конкретика. В данный момент по причине повышенного интереса СМИ и общества к истории Pussy Riot затянувшийся перерыв в выпусках прерывается публикацией избранных статей на эту тему. Как и раньше, наши публикации носят либеральный и антиклерикальный характер. Так что если кто-то желает читать статьи на тему осуждения панк-группы, то это следует искать не в нашей рассылке, а в других местах. Елена Волкова. ПОНЯТЬ ИЛИ ПРОСТИТЬ. Неча на панков пенять, коли рожа крива. Об этике и нравственности «Pussy Riot» Наиболее распространенной реакцией на панк-молебен 21 февраля в ХХС стало утверждение "Я не принимаю того, что они сделали, но наказание считаю слишком строгим (жестоким, неадекватным, считаю, что их нужно освободить)". Неприятие нового, необычного, провокационного в искусстве и жизни часто является следствием непонимания, которое в случае с "Pussy Riot" объясняется многими причинами: подменой христианского духа - церемониальной пышностью ХХС; незнанием церковной контркультуры пророков и юродивых; отсутствием критики, самоиронии и чувства юмора, неумением читать метафоры политического акционизма, несвободой и невежеством. Но факт очевиден: смелое высказывание панк-группы, которое войдет в историю как шедевр политического искусства, искренний крик души нового поколения - не услышан, - потому что не понят. Мария Алехина с сожалением выдохнула в суде: "Мне очень жаль, что вы ничего не поняли, но мне не жаль, что это случилось". Надежда Толоконникова развила эту мысль: "Мы хотим, чтобы тот, кто не может понять нас, - нас простил. Более всего мы не хотим, чтобы на нас держали зло". Они надеялись, что их поймут, что им, "как и многим согражданам, неприятно коварство, лукавство, мздоимство, лицемерие, стяжательство и беззаконие, которыми грешат нынешние начальства и власти". Список грехов власти в "Художественном и человеческом манифесте Надежды Толоконниковой", который включает также авторитаризм и "поддерживание политика, силовыми методами подавляющего дорогое нам гражданское общество", дает ясное представление об этических ценностях панк-узниц - глубоко христианских, заметим, поскольку на каждый из перечисленных пороков можно привести не одну цитату из обличительных речей библейских пророков и Самого Иисуса Христа. Или просто найти эти грехи в православных брошюрах "Как подготовиться к исповеди". Ими заражена экономическая, политическая и церковная жизнь, но не помню, чтобы кто-либо из православных чиновников публично покаялся перед народом хотя бы в одном из этих грехов. Надежда перечисляет и основные добродетели, подчеркивая, что "Православие славит то же, что и мы: милосердие, прощение, оправдание, любовь и свободу". Какие этические ценности могут быть у "Pussy Riot"? - возразят мне. И в сотый раз вспомнят Зоологический музей и курицу. Акция в музее, подчеркну, отражала нравственное негодование группы "Война" тем, как власть насилует свой народ и смеется над ним, зачиная новых наследников-"медвежат". Неприлично? А носителю непорочно белого куколя сливаться в сладострастном экстазе с преступными властями прилично? А поддерживать насилие и производство марионеточных политиков прилично? Неча на панков пенять, коли рожа крива. У этих смелых, образованных, искренних борцов с политической безнравственностью/ Евангельским заповедям трудно соперничать с таким "кодексом строителя православия", ценности которого сводятся к правилам поведения в храме, "требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада Церкви". Ничего действительно внутреннего, то есть имеющего отношение к внутреннему миру человека, к его нравственности, сердцу и духу, в обвинительном заключении и приговоре по делу "Pussy Riot" нет. А ведь Христос учил о Царстве, которое внутри нас, а не внутри храма (у Христа с Храмом тоже был серьезный конфликт, Его казнили, в частности, за "угрозу" разрушить Храм, причем истинный, не то что нынешний "ХХС") - не в бревнах, а в ребрах. Заметим, что в обвинительном заключении, сплошь состоящем из богословских, канонических и архитектурных нелепиц, при многочисленных ссылках на церковные святыни, традиции и обычаи, "сокровенные идеалы и представления о добре и зле", "вековые устои" и некие "основополагающие руководства Русской Православной Церкви", "религиозные ориентиры верующих" и прочее, нет ни одного определения добродетели, ориентира или идеала, не сформулированы и представления о добре и зле. Налицо полная этическая неопределенность, которую подтверждают нелепые показания подставных "пострадавших", старательно, но неумело играющих жертв в этом театре политического террора. Одно очевидно - им приказано изображать глубоко обиженных и тяжело раненных панк-молебном, и не принимать никаких извинений от реальных жертв этого судилища - "трех отроковиц в пещи огненной", отказавшихся поклониться идолу Пу. Надю, Машу и Катю теперь пытают голодом, лишают сна, на них клевещут, обвиняя в ненависти и вражде, чуждой не только их выступлению, но и самой природе их личностей. Панк-узницы не ожидали столь злобной реакции православных. Их прежние выступления, пишет Надежда, "воспринимались с юмором, веселостью, в крайнем случае - с иронией". Ведь их стиль принадлежит к традиции смеховой культуры, которую в русской религиозной культуре, прежде всего, представляют юродивые, с легкостью нарушавшие храмовую дисциплину, терпевшие поношения от властей, а впоследствии часто канонизированные. Церковные правила нарушал и преподобный Серафим Саровский, за что терпел немалые поношения от монастырской братии и церковного начальства, а теперь Патриарх перед камерами воспевает его как "дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый пример" духовной жизни. Интересно, как бы он оценивал Кирилл (Гундяев) преподобного Серафима при жизни "скандального" старца? И почему он увидел своих гонителей (!!) в "Pussy Riot"? Они ведь тоже нарушили нормы, не зная их, ради утверждения плодов духовных - служения Христу, а не царю, измученному народу - а не диктатору-мучителю. И стали жертвой суда-экзекуции, деятельность которого направлена на утверждение не правды и справедливости, а лжи и жестокости. В речи Кирилла (Гундяева) в Дивеевском монастыре я слышу богословское оправдание духовного дерзновения новых юродивых панков. Дух Христов, конечно, выше ветхозаветного, а тем более уголовного, закона. И Дух этот должен быть независим от духа стяжания, насилия и властолюбия. Об этом панк-молебен. Какие возражения? Заслуженный и известный в Московской патриархии пастырь, протоиерей Вячеслав Винников, призвал иерархов РПЦ МП и - особо - Севу Чаплина покаяться перед невинными узницами. Но узницы и тут первыми подали пример, и первыми попросили прощения у глубоко раненных своих "гонимых" гонителей. Они не хотели оскорбить своих зрителей, они хотели их встрепенуть, возбудить от духовной спячки, искали у них понимания и единодушия по отношению к возмутившему их поступку Патриарха Кирилла, поддержавшего преступного Путина: "Мы, как представители своего поколения, в недоумении от его действий и призывов". Теперь они в недоумении от того, что многих людей оскорбили не действия Патриарха, а протестная акция. "В нашем выступлении не было никакой агрессии по отношению к зрителям, но только отчаянное желание изменить политическую ситуацию к лучшему, и наша эмоциональность и экспрессивность отсюда. Если наша страстность показалась свидетелям панк-концерта оскорбительной - мы об этом сожалеем". Если не поняли, да еще и оскорбились, - простите. Почему они пошли на этот шаг, почему стали просить прощения и даже признавать "этическую ошибку"? Почему поверили псевдо-потерпевшим? Зачем приняли навязанные им правила игры? Ответ прост и очевиден. Если относиться к своим гонителям с любовью, а "любовь всему верит" (апостол Павел), то нужно ложь оставить на совести лгущих, и воспринимать их оскорбленность всерьез, с уважением. В этом самая высокая планка христианства - любовь к врагу. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас...". Вот они и благословили проклинающих своим доверием. Но те его не оправдали. Не приняли извинений. Опять пошли против Христа. Теперь уже понятно: глупо было ожидать иного...
Михаэль Дорфман (русскоязычный публицист в Америке). Пусси Путин В пятницу, когда суд выносил приговор “Pussy riot”, я включил свою любимую радиостанцию “National Public Radio”. Радиослушатель как раз звонил в редакцию и сомневался, может ли он назвать по радио имя русской панк-группы, которое было у всех на слуху. Ведущая как-то замялась, сказала, что мы уже назвали, однако в течение всей передачи, группу так и не назвали. Правозакрученная “New York Post” оказалась вовсе не такой политкорректной и вышла с заглавием, написанными аршинными буквами — “Pussi Putin”. Наверное, в этом и различие между американскими грубыми и живыми правыми, не боящимися слов, и бесполезными американскими «двухпартийными» и «пост-партийными» обамо-либералами, пытающимися угодить всем. «Выпороть и отпустить» Расхожая
фраза «выпороть дурёх и отпустить» в Америке ничего, кроме
презрительного пожатия плечами, вызывать не может. Зачастую российские
либералы звучат, как самые дремучие представители «Чайной партии». Такое
женоненавистничество (уж не говоря об откровенной ксенофобии и
гомофобии) в устах российских видных оппозиционных деятелей в приличном
обществе Америки лишь способно сделать их руконеподаваемыми. Моё
заявление, что дело “Pussi riot” – это прежде всего вопрос свободы
слова, не вызвало понимания как раз у либеральных читателей, считающих,
что девушек нужно «выпороть и отпустить». Те, кого в России называют либералами (и консерваторами), при взгляде из США кажутся беседующими сами с собой. Ведь трудно не заметить, что обвиняемые женщины не только не дуры, но весьма интеллигентные женщины, хорошо понимавшие, на что идут. Они сознательно выбрали линию поведения и последовательно придерживаются её. Если бы они расплакались и каялись, поминали оставшихся дома деток малых, то скорей всего снискали бы всеобщую любовь российской публики. Возможно, их бы не простили, но жалели бы все, за исключением, пожалуй, не умеющего прощать церковного актива. Подсудимые как раз извинились в начале процесса перед теми верующими, кого могло оскорбить их поведение, но мне не удалось найти ни одного, кто бы поверил им и простил. Наоборот, один за другим свидетели плакались, какой душевный ущерб им нанесли, не верили в искренность обвиняемых и несли всякие справки и заключения из каких-то сомнительных московских университетов, не значащихся ни в одном международном реестре. Русские музыканты стараются не говорить о них, и не только из-за страха, но и потому, что в русских понятиях, “Pussy riot” не совсем музыканты. В то время как на Западе – их творчество – хорошо узнаваемый формат. Подсудимые выступили с очень чётким, грамотным и интеллигентным последним словом. Мария Алёхина трижды и уместно использовала слово «онтологический». Вместо того чтобы играть заплаканных «дурёх» подсудимые «лыбились», чем раздражали всероссийскую аудиторию ещё больше, чем своей интеллигентностью. Здесь сработала известная русская отрицательная реакция на улыбку в общественном месте, которая поражает иностранцев, даже долго живущих в России. Эмоции,
как известно, не факты, особенно в судопроизводстве. Правосудие не
должно подаваться эмоциям, ни ненависти к «умничающим» подсудимым, ни
жалости к целой галерее странных типов, морально пострадавших от
панк-молебна. В суде над Надеждой Толоконниковой, Марии Алёхиной и
Екатериной Самуцевич царили эмоции. Выбор Храма Христа Спасителя оказался очень точный. Его отстроили как символ возрождения православия, однако он остался для большинства нелюбимым, политическим зданием, почти как правительственное министерство какое-то. Храму не хватает интимности старых московских церквей. Именно этот символизм, тесная связь церкви с властью тревожит многих верующих. “Pussy riot” ударили в больное место. Если священноначалие не внемлет тревожным предзнаменованиям, то вновь вспыхнет «русский бунт бессмысленный и беспощадный», вновь будут крушиться церкви, загорят костры из икон, владыки убегут в эмиграцию, а священников отправят, «куда Макар телят не гонял», а то «к Духонину». Власть частенько оборачивалась против церкви: во время Ивана Грозного, убившего патриарха и казнившего епископов; Петра I, конфисковавшего 80% церковного имущества и разогнавшего монастыри; Екатерины Великой, писавшей церковные правила и морившей голодом несогласных епископов, уж не говоря о советской власти. Другие конфессии, не связанные с государственной властью – русские баптисты, украинские греко-католики, польские и литовские католики в куда более суровых гонениях сумели сохранить глубокие корни в народе. “Pussy” в синагоге Русская
православная церковь существует уже тысячу лет, пережила много вещей
пострашней, переживёт и это. Проблема РПЦ в том, что она слишком
срослась с властью, с идеей служить одновременно и Богу, и кесарю-князю.
Несмотря на долгий опыт сложных отношений с властью, РПЦ постоянно
оказывалась неготовой к ситуации, когда кесарь был враждебен церкви,
либо цинично её использовал. Правда, в 1917 РПЦ приветствовала отречение
царя, однако отделение церкви от государства было воспринято многими
резко отрицательно. Сегодня в Русской Православной Церкви за Рубежом,
канонизировавшей патриарха Тихона, не любят вспоминать, как эмигрантское
Церковное совещание в 1918 году в Вене осудило его и признало избрание
патриархом незаконным на том основании, что оно не было заверено
Государём Императором. Лишь вмешательство Сталина спасло РПЦ от полного
распада. Ведь до начала сталинского террора больше половины приходов в
РПЦ контролировали обновленцы. «Вариант первый – трагический. Девушки заходят в молельный зал, пробегают на биму (что-то вроде амвона), и натягивают на головы эти свои балаклавки. Они, бедные, не знают, что на эту молитву в синагогу зашёл ещё и гость – министр по делам пресной воды Мертвого моря Израиля, которому в зарубежных вояжах полагается охрана из соответствующих спецслужб сионистского образования. А я должен вам заметить, агенты эти подобные балаклавки видели ещё на хронике, по которой их обучали в школе младшего сержантского состава. Покрой этот один в один соответствует моде Мюнхенской Олимпиады 1972 года. И нервный агент вполне может открыть огонь на поражение первый. Международный конфликт, рыдающие матери, осиротевшие дети. Вариант второй –
сдержанно оптимистический. Министра в синагоге нет, особо нервных
отставников и раскаявшихся уголовников тоже. Девушек с бимы стаскивают
обычные законопослушные прихожане, вызывают полицию, передают ей певиц.
Тут же (ещё до передачи стражам порядка) пресс-релиз о чудовищной
антисемитской акции передаётся по всем каналам на всех четырёх
континентах. Международные еврейские организации терпеливо ждут
справедливого наказания, и поднимают страшный кипешь в случае отсутствия
такового. Конечно, они не лютуют, требуя забить камнями, но и не
поднимают скандала, если выносится приговор, связанный с тюремным
заключением. В приватных разговорах приходят к выводу, что “Путин
действительно решителен в борьбе с антисемитизмом”. А вот мнение раввина Григория Котляра, представителя иудаизма реформистского толка: «Вряд ли бы “Pussy riot” пришли бы устраивать акцию в нашу синагогу. Что им у нас делать? Мы принимаем всех. Женщины и мужчины сидят вместе. Современная музыка часто сопровождает молитвы. В государстве Израиль мы – не мейнстрим, и рычагов влияния на власть не имеем. Так что желаемого провокационного эффекта в нашей синагоге они бы не достигли. Если же бы всё-таки они пришли, полагаю, их бы культурно попросили покинуть зал и не мешать богослужению… Если ты не разделяешь чувств верующих, принадлежащих к той или иной конфессии, это не означает, что надо их оскорблять. Девушки выразили протест против президента? Это вполне легитимно. Но зачем это делать, врываясь на чужую территорию (в данном случае православной церкви) и оскорбляя чувства прихожан?» Раввин и бывший советский политзаключённый Михаил Ривкин говорит следующее: «В нашей реформистской синагоге девочкам ничего бы не сделали, и даже, не исключаю, пригласили бы ещё раз – для привлечения публики. В (израильской реформистской) синагоге “Коль а-Нешама” («Голос души» – ивр. М.Д.) точно такие же (по музыкальному исполнению) панк-молебны устраивают на встрече субботы регулярно. Только слова из молитвенника-сидура». Интересно, встали бы на «защиту храма» те самые православные ревнители, если бы “Pussy Riot” выступили в синагоге или мечети Мечта свершилась В
детстве мы с пацанами (тогда это слово не имело нынешнего уголовного
значения) мечтали, чтобы русский рок-банд снискал мировую славу, чтобы
«Битлз», Стинг и Мадонна о них заговорили. “Pussy Riot” победили – они
снискали всемирную известность, сумели пробиться даже в Америку,
невероятно глухую ко всему неамериканскому искусству, особенно не на
английском языке. Многие ведущие артисты хотят с ними выступить. Их
готовы пригласить на фестивали, на прайм-тайм телешоу. Промоутеры
шоу-бизнеса ищут их агентов. Обозреватели «Роллинг-стоун Мэгазин» и
«Гардиан» считают, что тюремное заключение не снизит, а, наоборот,
добавит им популярности. Артистические агентства уже готовят планы и
подсчитывают барыши. Эта огромная артистическая победа российского
искусства, подобной которой не было в истории пост-советской России. В американских православных кругах я слышал
осторожное беспокойство, что такая тесная связка РПЦ с Кремлём может
повредить американскому православию. Ведь даже в страшные годы Красной
паники и маккартизма, когда слова «красный» и «коммунист» надолго стало
синонимами слова «русский», православие в Америке не трогали, поскольку
общественное мнение было уверено, что коммунисты – безбожники. Однако
антирусские настроения ещё живы. Лишь недавно кандидат в президенты США
Митт Ромни обмолвился, что Россия и есть главная опасность для Америки. URL статьи: http://www.sensusnovus.ru/opinion/2012/0
Открытое письмо патриарху Кириллу дьякона Сергея Баранова Ваше Святейшество! Первоисточник текста опубликован на сайте "Патриофил". Письмо дублируется на сайте NEWSru.com в отдельной статье на эту тему Священнослужитель отказался от сана после приговора Pussy Riot. РПЦ: это прискорбно, но слова клирика - "бред".
Лично от меня Не стану комментировать приписывание судом Pussy Riot мотивов
религиозной ненависти вопреки их собственному отрицанию таких мотивов и
отрицание политических мотивов вопреки их собственному утверждению.
Поскольку все мы понимаем, что протест против путинского режима и против
клерикализации общества является именно политическим, а вовсе не
антирелигиозным или антиправославным. Елена Преображенская, из заметок персонального блога ЖЖ. Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве: |
В избранное | ||