Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 106: Рош ха-Шана и Йом Киппур.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 106/2011-10-10

Уважаемые подписчики, наши выпуски вновь стали нечастыми по объективным причинам занятости автора. К сожалению, частой и регулярной периодичности обещать не могу. Однако, по возможности время от времени выпуски будут продолжены. Сегодняшний выпуск посвящён священным датам иудаизма, отмечаемым в эти дни - празднику Рош ха-Шана и дню Йом Киппур.

Рош ха-Шана - иудейский новый год

С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. Рош ха-Шана и Йом Кипур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников.

В Танахе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта.

Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в трубы и совершать жертвоприношения (Лев.23:23–25; Чис.29:1–6).

«В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание» (Лев.23:24).

Значение праздника

В Мишне наряду с праздником седьмого месяца (тишрей) перечислены ещё три дня в году, также называемые Рош ха-Шана. Согласно Мишне, первый день месяца тишрей — Рош-ха-Шана, от которого ведётся отсчёт субботних и юбилейных годов, царствования чужеземных (нееврейских) царей и посадки фруктовых деревьев и овощей.

Установление 1-го тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир.

Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году. Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце тишрей.

В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца.

В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.

В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета» или «Десять дней раскаяния», заканчивающиеся Йом-Кипуром.

Законы праздника

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.

Слова пророка Михи:

«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7:19)

легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы.

Этот обряд не упоминается в Талмуде, так как он более позднего происхождения.

Праздничная литургия

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Во время литургии Рош ха-Шана в синагоге в первый день читают Быт.21 и в качестве хафтары (отрывка из Книг Пророков) — 1Цар.1:11-2:10, а во второй — Быт.22 и в качестве хафтары — Иер.31:2–20; в оба дня — мафтир — Чис.29:1–6.

Характерная черта празднования Рош ха-Шана — трубление во время синагогальной службы в шофар. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию.

Источник изложения - Путеводитель по Израилю

Йом Киппур - Судный день

Сегодня, в десятый день еврейского нового года, иудеи отмечают Йом Киппур (Судный день) - самый важный день в году. Это единственный день в году, когда Тора предписывает не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов. В иудаизме это день строгого поста, покаяния и искупления грехов.

Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что люди получают положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе — приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.

В Израиле

Как сообщает корреспондент Радио Свобода в Израиле Эла Котлер, на всем протяжении Судного дня в Израиле не будет ходить ни общественный, ни личный транспорт: с 13:00 прекратилась работа международного аэропорта, а в половине третьего перестали ходить автобусы и поезда.
 
С полуночи 7 октября введен режим изоляции палестинских территорий, в состоянии повышенной готовности находятся службы безопасности и скорая помощь. Только в Иерусалиме для обеспечения порядка задействовано 2000 полицейских. Планируется усиленное патрулирование полиции во всех городах со смешанным населением, чтобы воспрепятствовать религиозным конфликтам.
 
Службы безопасности Израиля пошли на эти меры после получения данных о готовящихся терактах. Один из лидеров боевиков ХАМАС, Халиль аль-Хия заявил в среду о том, что "пришло время нанести удар в самом сердце вражеской территории, чтобы наши собратья в израильских тюрьмах знали, что они не забыты".
 
Израиль только один раз в своей истории подвергся нападению в Йом Кипур. Это было в 1973 году - так началась “война Судного дня”. Нападение Египта и Сирии на Израиль через 18 дней закончилось их полным поражением.

Дискуссия накануне Судного дня: за что птицам наши грехи?

Как всегда происходит в отношении религиозных традиций, существуют архаичные обычаи, которые вызывают споры на предмет необходимости соблюдения. По традиции, накануне наступления Йом Киппур принято совершать обряд капарот. Берут живую курицу и крутят ею над головой. Считается, что в этот момент человек должен осознать, что если бы Бог строго наказывал за грехи, на месте этой курицы оказались бы каждый. Потом курицу зарезают и отдают нуждающимся. Обычай этот, однако, вызывает немало протестов среди современных евреев по причине жестокости в отношении бедной птицы. Далеее приведу публикацию портала zman.com.

В преддверии Судного дня - Йом Кипур - рынок в тель-авивском районе ха-Тиква превращается в место искупления грехов. Обряд Капарот проводят прямо между мясными рядами. Именно там сегодня прошла демонстрация активистов движения по защите прав животных. Демонстранты выступали как против жестокого обращения с птицей, так и против ее публичного забоя.

Говорит Рэут Хорн, активист движения за права животных "Анонимус": "Берут живое существо, которое не сделало вам ничего плохого. Берут после того как птицу содержат в темноте в течение 40 дней, держат в тесной клетке, потом как бы передают ей наши грехи и убивают".

Резники, выполняющие свою работу, восприняли демонстрацию с недоумением: кур забивают в соответствии с еврейской традицией, по всем правилам. Мясо кур раздают перед праздником нуждающимся.

"Вы, конечно, скажете, что это очень тяжелые для просмотра кадры. Но это ложь. Так забивают птицу по всей стране. А потом ее едят. Вон сними прилавки, сними на камеру то, что там есть", - говорит резник.

Между тем, обстановка на рынке накалялась. Демонстранты призывали помогать бедным, не прибегая к жестокости, и вспоминали о заповеди «Не убий». Те, кто пришел на рынок, обвиняли их в отходе от еврейских традиций.

Говорит Ронен Бар, пресс секретарь движения по защите животных «Анонимус»: "Мы поддерживаем обычай Капарот, но его можно соблюдать и жертвуя деньги на благотворительность. Как это делаю я, например. Это хорошая еврейская традиция.

Говорит раввин Михаэль Корец: "Это обычай глубокий, и не стоит им пренебрегать. Поскольку, хотя можно выполнить его и деньгами, но весь смысл этого обычая в том, что день, предшествующий Йом Кипуру, мы вступаем в глубокое единство со всем миром. То, что в свое время выполнялось в Храме путем совершения жертвоприношений, некий аналог этого – сохранившийся у нас обычай «капарот».

Сегодняшняя акция протеста на рынке в шхунат Ха Тиква - не единственная в своем роде. Подобная демонстрация прошла там два дня назад и была организованна активистами «Цаар Балей Хаим». По их словам, активисты пытаются заручиться поддержкой как депутатов Кнессета, так и раввинов, с целью искупать грехи деньгами, а не курами.

"Каждый выберет, как он сделает этот обряд: кто-то сделает с курицей, кто-то сделает это с деньгами. Но помнить, что это день очищения нашей души перед святым днем Йом Кипура. Желаю всем Гмар Хатима това, завершение этого года и подпись на будущее и на будущий наступающий год", - подводит итог дискуссии раввин Корец.

Источник

 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное