Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 105: Критические публикации.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 105/2011-07-08

Уважаемые подписчики! В настоящее время периодичность нашей рассылки вновь оказалась неопренделённой. Это связано с другой моей интенсивной работой, и не хватает времени делать частые выпуски. Тем не менее, буду стараться время от времени делать очередные выпуски.

В этом выпуске предлагаю вашему вниманию три статьи: одну - священника Якова Кротова и две мои собственные.

о. Яков Кротов. Условно-досрочное пришествие

Грани-Ру: Если бы Иисус состоял в РПЦ 
Он бы защищал как трагическую необходимость антитеррориcтическую операцию в Вифлееме, скорбя о погибших при ее проведении младенцах.

Он бы призывал доверять власти: "Кесарю кесарево".

Он бы не крестился у Иоанна Предтечи, потому что тот не был каноническим священником и был внесен книжниками и фарисеями в список лидеров тоталитарных сект.

Он бы не обличал саддукеев за то, что они творят милостыню напоказ, а призывал бы учеников участвовать в делах благотворительности исключительно под руководством первосвященника.

Он бы не ходил по водам, а добился бы от правительства организации паромной переправы для паломников.

Он бы не говорил, что наступило время, когда поклоняться Богу будут не на горе Храма Соломонова, а в Духе и Истине, а добился бы от римского кесаря строительства синагог по всей Иудее и Галилее в порядке компенсации за ущерб, причиненный иудеям в период римского завоевания.

Он бы не писал пальцем на песке, а издавал бы гламурный журнал о православии как основе национальной культуры.

Он бы не осуждал тех, кто присваивает себе имущество вдов, а поблагодарил бы представителей крупного бизнеса за поддержку религии.

Он бы не изгнал торгующих из Храма, а переименовал бы торгующих в менеджеров пожертвований.

Он бы не осуждал фарисеев за то, что они увеличивают края одежд своих, а осудил бы тех, кто уменьшает длину своих юбок.

Он бы не призывал оставить отца и матерь, а боролся бы за укрепление семьи и национальных ценностей.

Он бы не осуждал фарисеев за то, что они обходят дальние страны ради привлечения новых последователей, а добился бы централизованного финансирования зарубежных приходов Иерусалимского патриархата.

Он бы не въезжал в Иерусалим на осле, а прилетел бы туда на самолете, предоставленном правительством Римской империи.

Он бы призывал не следовать за собой, а служить миру и социальному порядку в качестве солдатов и полицейских.

Он бы не воскрешал Лазаря, а добился бы торжественного перезахоронения останков царя Давида в крепости Ирода.

Он бы не оказался под судом Синедриона, а в качестве православного политтехнолога подготовил бы проект заповедей для верующих политиков и предпринимателей, который был бы утвержден Синедрионом на совместном заседании с Понтием Пилатом. Он бы не молился до кровавого пота в Гефсиманском саду, а организовал бы доставку благодатного огня из Иерусалима во все концы земли.

Он бы пришел на Голгофу дать предсмертное утешение смиренным разбойникам, но не стал бы беседовать с распятым посередине безбожником, распятым за антиклерикальную карикатуру.

Он бы прожил долго и счастливо, а после смерти не воскресал бы, а остался бы в аду, делая все, что делал при жизни, и продолжая получать чувство глубокого удовлетворения и покоя, а также звания, зарплату, премии и награды.

Елена Преображенская. Воинствующий атеизм против воинствующего фундаментализма и клерикализации

Сегодня с большим удивлением и одновременно интересом прочитала интервью Александра Невзорова журналу "Город-812". Известный журналист предстал в образе не просто антиклерикала, но обозлённого, воинствующего атеиста, причём демонстрирующего, с моей точки зрения, низкий культурный уровень.

Андрей Рублёв, оказывается, "не ах", а просто "неплохо раскрашивал". Достоевский "перешел из профессиональной серьезной большой литературы в узкопропагандистскую религиозную литературу" и поэтому "узко профилированный писатель для людей, страдающих православием головного мозга". Десять заповедей - "примитивные сентенции". Совесть - "не более чем культурологический миф". А в жизни человека нет никакого смысла.

Думаю, что подобное интервью вызовет внутренний протест не только у верующих людей. Однако, вместо того, чтобы обрушиваться с гневом на журналиста, я предлагаю сделать небольшой экскурс поведения церковной иерархии в течение примерно года. Очевидно, что обозлённый атеист пребывает в крайне раздражённом настроении не без причин и не на пустом месте.

Итак, какой образ религиозности демонстрирует РПЦ в течение прошедшего года?

* Летом прошлого года священство РПЦ с радостью поддержало суд против устроителей выставки "Запретное искусство", который, собственно, ими же и был инициирован, игнорируя право на свободу творчества и самовыражения.
* В августе "православный патриот" Герман Стерлигов (не принадлежащий, правда, официально юрисдикции РПЦ) в эфире "Эхо Москвы" призвал убивать гомосексуалов. Представители РПЦ, однако, ничуть не смутились и не опровергли этого заявления.
* Православный предприниматель Василия Бойко-Великого выдвинул своим подчиненным ряд требований, нарушающих Конституцию, а так же трудовой и семейный кодексы: своих работников (независимо от их личных убеждений)  он обязал пройти курс православной культуры, обвенчаться по православному обряду, а женщинам под угрозой увольнения запретил делать аборты.
* Епископа Сыктывкарский и Воркутинский Питирим на епархиальной конференции «Бог и мировое зло в аспектах мировой глобализации» призвал бить еретиков.
* Осень 2010 года: разгар эпопеи с захватом РПЦ храмов католиков и лютеран в Калининграде
* В ноябре сектоборец Александр Дворкин отличился истерией, сорвавшей благотворительную акцию раздачи подарков детям малоимущих семей организацией "Пища для жизни" (которую курируют кришнаиты, отчего, собственно, и возникла истерия).
* Декабрь ознаменовался многочисленными сообщениями о борьбе Патриархии за захват помещения центра для детей-инвалидов.
* На фоне этого Патриарх Кирилл призывает к "нейтрализации" в СМИ "выпадов против церкви".
* Документ РПЦ "Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах" запрещает не только духовенству, но и мирянам участвовать в политической жизни общества.
* Протодиакон Андрей Кураев прямым текстом призывает хакеров уничтожить оппозиционный к РПЦ сайт "Портала Кредо".
* Всеволод Чаплин в очередной раз выступрает против толерантности, а всех пацифистов хочет переселить на необитаемый остров, немало ни смущаясь тем фактом, что беседующий с ним в это время Феликс Шведовский является буддийским монахом, активно выступающим за принципы ненасилия и пацифизм.
* Январь 2011 знаменуется резонансом СМИ по поводу перлов Всеволода Чаплина о том, что женщины сами виноваты, если подвергаются изнасилованию, после чего следуют призывы введения дресс-кода.
* На фоне обострения национализма с насилием в центре Москвы от иерархов РПЦ звучат реплики, одобряющие фашиствующих националистов.
* В феврале православные фундаменталисты физически нападают на участников антиклерикального пикета в Санкт-Петербурге.
* В очередной раз происходит православная истерия против празднования людьми в России дня святого Валентина.
* Саратовская епархия требует от Министерства обороны отдать в собственность церкви хирургический корпус окружного военного госпиталя, где находятся операционная, реанимация, хирургическое, травматологическое, терапевтическое и еще пять вспомогательных отделений.
* В марте в период катастрофических бедствий в Японии священник Александр Шумский заявляет, что Японию покарал Господь за то, что несколько человек жгло российский флаг.
* В апреле высокопоставленный священнослужитель Дмитрий Смирнов публично выразил "глубокое удовлетворение" в связи со смертью сексолога Игоря Кона.
* Май месяц увенчался многочисленными призывами к властям России не слушать решений Европейского суда по правам человека в отношении прав сексуальных меньшинств на свободу собраний.
* Тогда же прозвучало "благословение" игумена Сергия Рыбко к насилию против учачстников гей-прайда и аналогичные заявления вышеупомянутого Дмитрия Смирнова.
* После этого произошёл знаменитый разгон гей-прайда с активным участием православных фундаменталистов. В результате спецкорреспондент "Новой газеты" Елена Костюченко получила травму из-за удара по голове, и теперь существует опасность потеря слуха её уха.
* Примерно тогда же Дмитрий Смирнов призвал к тюремному заключению женщин, совершивших аборт.

Это далеко не исчерпывающий список всего того, чем отличились представители церкви всего-лишь в течение одного года.
На фоне пустозвонной демагогии про "традиционные моральные ценности" мы видим наглядную демонстрацию неуважения к закону и Конституции, принципам свободы и прав человека, призывы к репрессиям против идеологических оппонентов и несогласных с позицией церкви, переходящие в примые призывы к физическому насилию, одобрение фашиствующих молодчиков, националистов и гомофобов.

Параллельно происходит огульная клерикализация: внедрение церкви в сферу образования, в армию, захват чужого имущества (включая культурные ценности), дискриминация представителей неправославных конфессий, ущемление свободы совести религиозных меньшинств и неверующих.

Реакция в обществе не заставляет себя ждать систематическими всплесками антиклерикализма. Интервью Александра Невзорова - это просто апофеоз событий

Привоже это интервью выборочно, в сокращении.

- Что ж вы тогда не прощаете лжи священникам? А политикам прощаете.
- Про политиков мы знаем, что они обманщики. Все мы достаточно скверны – позавчерашние обезьяны, вчерашние питекантропы. Об этом следует помнить, и ждать от нас чего-то особенно хорошего не следует. Но и попы, как выясняется, точно такие же. Но декларируют-то они себя как других, которые следуют обетам, послушанию, нестяжанию, целомудрию, и получают деньги за то, что они - другие. И не только в момент несложного представления под названием «литургия», а вообще. Я никогда не забуду минет у алтаря, который увидел в молодости. На меня это произвело не то чтобы сильное, но интересное впечатление. Вот этот обман противен. Но мне не было бы дела до них. Но мне совершенно не хочется содержать эту кодлу.
... И, конечно, категорически не устраивает, что они лезут со своей верой в нашу жизнь. Потому что даже это самое православие – за скобками, плохое оно или хорошее, я не оцениваю мифы, - но оно не может быть национальной идеей. Потому что кого оно с кем примиряет? Атеистов с верующими? Нет, напротив, вызывает весьма ожесточенные конфликты, пока только идеологические, а потом вполне вероятны и другие тоже. Православие могло объединять народ лишь при условии тотальной безграмотности. Сейчас наиболее свободомыслящая часть общества просит наших гостей из XII века убрать ноги со стола, которые они уже туда положили. Дело только в этом. Как только уберут ноги и займут положенное им по Конституции место, любые претензии тут же отпадут.

- Вы же сами в свое время хотели податься в монахи. И любили русские церковные песнопения и иконопись.

- Пение, да, своеобразное. Что касается иконописи – любить там совершенно нечего. Что такое русская икона – канонические строгие сюжеты, оформленные в лицевом подлике: щелочка так, складочка на одежде так. И когда все вздыхают: «ах, Рублев», возникает вопрос «а что Рублев?». У него было разве что побольше дизайнерского вкуса, и он неплохо раскрашивал.

- Но вы же сами говорили…
-…мало ли что я говорил когда-то. Тем более когда я был под очарованием православия. Во-первых, это было в самой ранней молодости. Во-вторых, во многом родилось во мне протестно. Но потом я познакомился с реальностью и понял, что мне с попами не по пути. Вот вы задумывались когда-нибудь, почему так странно повело себя наше духовенство во время татаро-монгольского нашествия.

- А как оно себя повело?
- Какая реакция была на попытки со стороны Европы помочь нам? А ведь свистнуть, собрать народ в крестовый поход на помощь другим христианам было легче легкого. Вы же понимаете, какое количество бастардов, наемников бродило по Европе. Прими мы эту помощь, мы в десять лет выкинули монголов. Но ведь нет – Александр Невский для того, чтобы спокойно ездить в Орду и целовать сапоги хану, убивал европейских рыцарей. Почему? По одной причине: европейские рыцари, которые несли католическую, просвещенную культуру были конкурентами попам. В отличие от монголов с их далеким богом Этугеном.
Поэтому попы делали все, чтобы иго продолжалось как можно дольше. Их можно понять, каждый защищает свой бизнес как может. И они прекрасно понимали, что любое свободомыслие, пришествие любых европейских ценностей лишит их монополии на торговлю свечками и другими атрибутами.

- А вот митрополит Илларион говорит, что «императив Церкви: помогать людям в поиске смысла жизни». Это ж правильно – надо помогать искать!

- Да не могут они никому помочь в поисках смысла жизни. Потому что их поиск смысла жизни – это охота на привязанного кабана.

- Какого кабана?
- У попов результат предопределен. Тот самый смысл жизни, о котором вы говорите, - он уже готов, привязан, как кабан. Как бы долго вы его ни искали, вы упретесь в некую сверхъестественную, необъяснимую силу. И вам объяснят, что такое предназначение Бога, Вселенной, человека и т.д., и т.п.

- А, по-вашему, в чем смысл?

- А нет никакого смысла. Эволюция – бесстрастная штука. С этим надо просто смириться. И набраться отваги себе это сказать. 

- То есть нам останется лишь размножаться, жрать, спать. А как же метафизика?
- А я никогда не видел никакой метафизики в человеческом теле. И честно говоря, не очень понимаю функцию, роль и предназначение души. Полагаю, что это просто забавный миф.
Все, что происходит между людьми, – это все внутривидовые игры, которые, надо признать, бывают очаровательны. Все это игры – в веру, в науку, в национальность, в особые пути, в литературу. В совесть, которая есть не более чем культурологический миф. Важно понимать реальный масштаб этих игр. И что как только нас, как вида, не станет, Земля вдохнет с колоссальным облегчением.

- Лишая человека метафизики, вы делаете его просто животным.

- Чарлз Дарвин, сэр Альфред Уоллес, Томас Генри Хаксли и все остальные эволюционисты достаточно тактично объяснили человечеству, что оно есть всего лишь развившееся животное, причем недавно развившееся. Имея такую биографию, такую родословную, как мы, говорить о какой-то совести?

- Если мораль - только миф, тогда можно оправдать любого Чикатило.
- Нет, его нельзя оправдать по одной простой причине. Он причинил реальный физический вред другим существам, а мы договорились между собой так себя не вести. Ведь, что бы мы про себя ни говорили, мы прекрасно знаем, что человек - очень опасное, очень конфликтное, предельно жестокое существо. Ни один вид животных не совершает внутривидовых убийств в таком количестве, в каком совершает человек, и уж тем более мучительств, изуверств, которыми прославился человек. Так что, зная про себя, что мы очень хреновый вид, мы договорились о некоей норме поведения. Чикатило нарушил конвенцию, поэтому он подлежит уничтожению. Все очень просто.

- Так значит, 10 заповедей – стоящая вещь!
- Это лишь примитивные сентенции, которые совершенно не коррелируются с современной жизнью.

- Московская патриархия опубликовала недавно свод «Вечные ценности – основы российской идентичности». Там восемь ценностей: «справедливость, свобода, солидарность, соборность, самоограничение, патриотизм и ценность блага человека». Вам современные заповеди больше нравятся?
- Эти поповские бредни вообще читать не надо - сплошная болтовня. А если уж говорить о так называемых заповедях, то давайте обратим внимание вот на что. Первые три заповеди являются чисто рекламными носителями: не дай бог признать другого бога, не дай бог не принести жертву какому-нибудь другому богу, не дай бог произнести имя бога. А потом начинаются примитивные сентенции, типа не убий, не укради и т.д. Когда говорится «не убий», возникает естественный вопрос: а кого «не убий» и при каких обстоятельствах? Скажите это снайперу, который поймал в прицел лоб террориста. Скажите «не укради» разведчику, который вскрыл абверовский сейф и положил руку на документы с разработкой ядерного оружия. Либо тетке, у которой дети голодают и которая стырила батон в булочной. Когда говорится «не прелюбодействуй», возникает вопрос: а, собственно, почему? Понятно, почему нельзя было прелюбодействовать в тесном маленьком еврейском коллективе. Но совершенно непонятно, какое это имеет отношение к современной жизни, которая пронизана гораздо более сложными общественными связями…
(...)

- А ведь когда-то вы говорили о России с мистическим восторгом: «Нет ничего более священного, чем униженная, поруганная, разграбленная, грязная, омерзительная Россия…»

- Знаете, существуют стереотипы, в том числе негативные. Проповедником таких негативных стереотипов был этот парнишка с эпилепсией, все время забываю его фамилию, он еще много написал длинных фальшивых, отвратительных фельетонов...

- Кто это?
- Ах, да, Достоевский. Что ж говорить – всем этим мы были заражены. Но помимо общей эволюции есть эволюция персональная, когда, да, необходимо пройти и через такие заблуждения, изжить в себе навязываемые стереотипы.

- Наверное, не случайно литературу Достоевского Россия выбрала как образец национального самосознания.

- Я не знаю, кто его выбрал, я не выбирал. И думаю, со мной многие согласятся. Поскольку Достоевский в разгар своего творчества перешел из профессиональной серьезной большой литературы в узкопропагандистскую религиозную литературу, то, полагаю, он воспринимается многими так же тяжело, как и мною. Он специальный, узко профилированный писатель для людей, страдающих православием головного мозга.

- Сериал про Достоевского сейчас показали – продвигают, значит, Достоевского в массы.
- Ну сделали из Достоевского очередное телевизионное мыло. И что? Из ментов, оперов на телеэкране тоже делают героев, но как бы ни были обаятельны персонажи Селина, Нилова и т.д., милиционер национальным героем России не становится. И как бы ни славили православного Достоевского по телевизору, поп для русских – это всегда существо жадное, похотливое, глупое и жуликоватое.

- Глеб Жеглов в «Месте встречи» говорил: «Милосердие – поповское слово». На вас похоже. А я вот хочу милосердия!
- Да все хорошее надо взять с собой, а плохое отдать обратно. Знаете, есть такой термин «лукулловы монеты» - это когда из отобранных чужих ценностей чеканятся свои монеты. Так вот тем, что у них было хорошее, мы уже пользуемся. И мы не обязаны вспоминать тех, кто был «автором» этих ценностей. Вот вы, когда дома включаете свет, вспоминаете Эдисона? Благоговейно не замираете, нет? Точно так же и здесь.
Поймите, я не имею ничего против веры, как таковой. Если у человека недостаточно знаний, он обречен верить. Я это прекрасно понимаю и никогда не буду отговаривать верующего. Я ведь только против ног на столе. Против того, чтобы в стране, которая мне не безразлична, опять насаждали какую-то религиозную доктрину.

(...) Полный источник.

В заключении я хочу отметить: моя позиция всегда была и остаётся религиозно-либеральной. Я выступаю одинаково как против религиозного фундаментализма и клерикализации, так и против воинствующего атеизма. С обоими представителями мне не по пути.

Однако, если на одной стороне баррикад находятся утверждающие, что "совесть - это культурологический миф", а на другой стороне баррикад - люди, рассуждающие о моральных ценностях, кто из них по логике должен проявить инициативу к прекращению агрессии и враждебности?

Очевидно, что, по логике, это должны сделать те, кто много рассуждает о нравственных ценностях. Очевидно, это они, а не их противники, должны вместо призывов к репрессиям и насилию начать демонстрировать воплощение высокоморальных принципов, запечатлённых в Евангелии.

Но если уж этот Евангельский идеал оказывается сложно достижим, то, как минимум, начать с уважительного отношения к своим идеологическим оппонентам и любым инакомыслящим и инакоживущим, прекратить призывы к нарушению Конституции и прав человека и элементарно по-доброму начать относиться к окружающим самым разным людям плюралистичного общества.

20 июня 2011

Елена Преображенская. Патология нравственной извращённости: «духовное наследие» Фреда Фелпса в РПЦ

27 апреля 2011 года ушёл из жизни замечательный и известный учёный – Игорь Семёнович Кон (на фото).  Все информационные агентства, новостные ресурсы, официальные СМИ и множество различных интернет-проектов и порталов, посвящённых обществу или науке, сообщили о печальном известии, излагая подробно или коротко, кем был исследователь  и   что хорошего и важного он совершил за свою 83-летнюю жизнь. 

Неизменно сообщалось, что Игорь Кон был главным научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН, академиком Российской академии образования, автором свыше 60 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языки. Изучал философию и методологию истории, историю социологии, этику, социальную психологию, антропологию и социологию детства и юности, сексологию, занимался гендерными исследованиями. Имел две кандидатские степени – по истории и по философии и степень доктора наук по философии, являлся профессором. Работал в качестве приглашенного профессора или ученого-исследователя во многих зарубежных университетах, в частности, в Русском центре Гарвардского университета, Институте Кеннана, университете Южной Калифорнии, Институте исторических исследований Общества Макса Планка. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, Золотой медалью Всемирной сексологической ассоциации.

Практически все новостные издания подчеркнули выдающийся вклад Игоря Кона в развитие сексологии в России и тот факт, что он был автором самых первых публикаций в этой области в СССР, когда освещение проблем сексуальности находилось под табу.

Всякому адекватному читателю, даже если раньше он ничего не слышал об Игоре Коне, было совершенно очевидно, что личность учёного действительно значима в науке и в истории. Однако, среди множества сообщений СМИ странным образом выделилось заявление иерарха РПЦ протоиерея Дмитрия Смирнова (на фото ниже), который назвал учёного «великим проповедником гомосексуализма и педофилии», начавшим «пропаганду Содома и Гоморры», и по поводу его кончины выразил «глубокое удовлетворение», по его мнению, от лица всех верующих:

«… И вот сегодня, в этот пасхальный день, Господь освободил нас от того, чтобы быть согражданами этого человека. Поэтому, несмотря на то, что прогрессивное человечество и скорбит, но я думаю, все религиозные люди в нашей стране (и христиане, и мусульмане, и иудеи), восприняли эту весть с чувством глубокого … удовлетворения»[1] [2].

Удивительным для неискушенного в церковной реальности человека явилось то, что экстравагантное глумление над покойным принадлежало совсем не какому-то рядовому мракобесу, а высокопоставленному иерарху РПЦ, занимающему следующие должности: председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, настоятель 8 (восьми!) церквей, ведущий программы «Русский час» на телеканале «Спас», а также программы «Благовещение» на радио «Радонеж», кавалер церковного ордена Дмитрия Донского 2-й степени.

Реакция блогосферы на это бесконечно мерзкое заявление не заставила себя долго ожидать. Одни недоумевали, каким образом церковнослужитель, да и вообще верующий, может выражать «глубокое удовлетворение» по поводу чьей-либо смерти, даже обычного человека, не то что выдающегося и заслуженного учёного. Другие без особых рассуждений награждали заявителя такими крепкими эпитетами, которые я не стану тут повторять.

«Неужели в руководстве РПЦ никто не понимает, какой ущерб это наносит репутации Церкви, насколько дискредитирует само христианство? – недоумевал один из моих ЖЖ-френдов, принадлежащий к либерально-христианской конфессии квакеров, – Ведь вот сотни людей услышат этого протоиерея – а он фигура представительная, как-никак – и будут по нему мерить и христианство, и православие. Неужели руководство РПЦ этого не боится? Ведь люди плеваться будут. Ведь тут налицо уже просто какая-то элементарная человеческая поврежденность, я даже не говорю про высокую планку христианского милосердия и великодушия[3]«.

Как будто бы в ответ на эту реплику другой юзер (женщина) писал:

«Вот если ЭТО сейчас лицо православия, то мне стыдно за каждый раз, когда я заходила в церковь с вниманием и интересом. К месту, где уважают подобных моральных уродов, я не подойду на пушечный выстрел. Я не ЛГБТ, но это тот случай, когда лучше надеть на себя звезду Давида присоединиться к гей-параду – просто чтобы не замараться соседством с подобным дерьмом. Об «извращенцах» он говорит – но как же надо было извратить собственную бессмертную душу, чтобы так сплясать на свежей могиле???[4

Разумеется, из числа паствы протоиерея Дмитрия Смирнова  нашлись такие, которые восторгались его перлами, выражая согласие: как говорится, «каков поп, таков и приход». Что заставляет всерьёз задуматься о глубине нравственной и интеллектуальной деградации религиозных фундаменталистов в целом, а с учётом вышеперечисленных официальных должностей иерарха в структуре РПЦ – и о деградации этой религиозной организации как таковой, необоснованно и бессовестно претендующей на особую духовную роль в нашем обществе, в частности.

Однако в основной массе подавляющее большинство откликов на слова православного иерарха, по моим наблюдениям,  были негативными, причём не только от нерелигиозных людей. К примеру, один юзер, цитирует библейские слова, запрещающие осуждение, и обещает священнику, что будет за него молиться, «дабы тягчайший грех – осуждение – не погубил Вас, а что не менее важно – и читателей Вашего блога».

«Игорь Семёнович внёс огромнейший вклад в достойное сексуальное воспитание молодых советских подростков, – продолжает он далее, – Уход из жизни великого ученого, доброго и душевного друга (человека) – невосполнимая потеря для всех нас. Мы помним, скорбим и выражаем соболезнование друзьям и коллегам Игоря Семёновича»[5].

Но наиболее интересным мне показался отклик юзера Александра Умняшева:

«На уход из жизни Игоря Кона откликнулись не только люди, для которых его исследования что-то значат, но и некие субъекты, которые называются «хулителями». Среди тех моих знакомых, чьей дружбой я дорожу, есть люди, для которых Православие является основой их жизни. Я хотел бы обратиться в первую очередь к ним…

Я считаю высказывания Димитрия Смирнова заведомо ложными, отвратительными и безобразными. Его устами говорит Эмоциональная Чума… [6]«.

«Эмоциональная чума», как объяснил Александр, – это выражение известного психоаналитика Вильгельма Райха, чьи исследования были сосредоточены на сексуальности и её высвобождении от различных возникающих в следствие социальных ограничений зажимов. Александр приводит свой перевод главы из книги Вильгельма Райха «Убийство Христа»,  называя Игоря Кона  «русским Вильгельмом Райхом».  Он призывает верующих и всех интересующихся внимательно прочитать этот текст, поскольку он также «имеет самое прямое отношение к тому, что говорит протоиерей Димитрий Смирнов и к тому, чем всю свою жизнь занимался Игорь Кон».

В тексте Вильгельма Райха убийство Иисуса Христа предстаёт в качестве аллегории всех невинно осуждённых и преследуемых, но особый акцент делается на страданиях, причиняемых пуританской моралью, запрещающей проявления сексуальности человека:

«… Христос это мука четырехлетнего мальчика или девочки, лежащих в темноте в своей кровати, отчаянных, потому что Бог оживает в их маленьких телах, испуганных, что мать или отец могут зайти и завопить или ударить за то, что руки их находятся под одеялом.

Христос это кошмар подавленного Бога в сотворенных Богом гениталиях детей и подростков, оборачивающийся ужасными призраками, грабителями с ножами, мрачными тенями за окнами в виде многоногих осьминогов, чертей с раскаленными вилами и адского огня, пожирающего маленькие бедные души, сдавленные между Богом, пробуждающимся в их телах, и родителями, этими представителями Бога на Земле, которые наказывают за познание Бога в их членах. Он является источником греха, караемого в дантевском аду, он – искусственно созданный кошмар сумасшедшего.

А Иудами являются воспитатели и советы духовной гигиены, а также доктора и священники, которые охраняют путь к познанию Бога угрожающими словами и пылающими мечами. Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько миллиардов маленьких детей на этой планете прошли через кошмар Христа в Гефсиманском саду и на Голгофе за прошедшие тысячелетия? Задумывались? Нет. Вы были «социально активными», вы были «добры со своими соседями», вы «любили врагов ваших как самих себя» и вы обращали к небу молитвы о спасении души, и вы становились на колени перед разного рода алтарями, чтобы получить прощение ваших грехов. Но никогда, никогда вы не думали о миллиардах младенцев и детей, которые несут в себе из вашей бесконечной вселенной в этот несчастный мир силу новой жизни Бога; и вы калечили, наказывали, пугали этих детей, и делаете это каждый день, чтобы познать Бога и жить Жизнью Христа. И вы тщательно охраняете каждый вход в дом познания от вторжения правды об этих бесчисленных Убийствах Христа, совершенных во имя Бога вами и вашими уполномоченными.

И ты, защитник чести Бога в некой темной комнате, в некой деревне, в некой стране, разве не размышляешь ты усиленно прямо сейчас о том, как бы тебе добраться до автора этих «богохульств», чтобы вымазать его дегтем и вывалять в перьях, а затем поджечь эти перья и заставить бежать его в муках по улицам, в пример всякому добропорядочному гражданину? Именно об этом ты сейчас думаешь. Но время идет против тебя. Некоторые хорошо охраняемые входы в некоторые из дворцов познания уже свободны, и мы начинаем понимать, что же на самом деле творилось во имя Бога в течение такого ужасно долгого времени с тем великим множеством невинных маленьких Христов, детей Жизни и Бога…»

Это очень сильный текст, и для более полного понимания нужно читать его целиком (но нет возможности цитировать длинные отрывки в этой статье).

Изображение блюстителей морали в роли убийц как нельзя лучше соответствует нашим жизненным реалиям: религиозные фундаменталисты всегда неизменно культивируют  тоталитаризм, ненависть и  насилие. Приведу в качестве примера ещё некоторые высказывания православного фундаменталиста Дмитрия Смирнова (их нетрудно найти в интернете), помимо описанных выше омерзительных слов в связи с кончиной Игоря Семёновича Кона:

«Я считаю, что Черчилль был прав – большей мерзости, чем демократия, нет» (из интервью православного новостного агентства «Русская линия», 31.01.2011) [8].

«Ну, что, например, в Москве – недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? Но ведь никто не разбил даже витрину такого заведения! … Это же так просто! … Так что, если люди взялись бы – какие проблемы?» (из интервью интервью радио «Радонеж», 2001 ) [11] [9]

«Мы привыкли, что Россия большая, Россия сильная, Россия великая, что у нас полно ядерных кнопок, вообще весь мир мы можем уничтожить. Это да, в принципе, это возможно. Но у нас нет теперь таких людей, у который хватит мужества чтобы нажать эти кнопки — народ измельчал духовно» (из выступления на конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века», Нижний Новгород, апрель 2001 г.) [9][10].

«Вопрос: Вам не кажется, что вы разжигаете нетерпимость, а как же Библия?
Ответ: Библия очень просто отвечает на этот вопрос, можно прочитать о пророке божьем Илье, который собственноручно зарезал триста пророков воалов. Я конечно как священник по канонам этого не могу сделать, хотя иногда и хочется. […] Даже сам господь Иисус Христос, самый кроткий, самый не злой, он даже ставил в пример себя, научитесь от меня, он и то из храма бичом изгонял, вот тех людей, которые нарушали там благоговейный порядок. Поэтому это не люди, а волки. И не будь я священник, а офицер, у меня бы рука не дрогнула, чтобы всю обойму выпустить в голову» (там же) [9]

Религиозный фундаментализм не ставит ни в грош ни личность человека, ни жизнь, ни, тем более, чувства и переживания. Выражаясь предельно прямо: религиозному фундаменталисту на человека наплевать, а понятие гуманизма, подразумевающее любовь к человеку, уважение к нему и заботу о нём, является для фундаменталиста ругательным.

Весьма показательно в этой связи сходство заявлений протоиерея Смирнова с деяниями почти всемирно известного с негативной стороны протестантским гомофобом Фреди Фелпсом (на фото).

Скандальная известность Фреда Фелпса связана, как и в случае Смирнова, с его фанатичной гомофобией, особо ярко выразившейся в экстравагантных лозунгах благодарения Богу за смерть погибших американских солдат. Радость по поводу их смерти обосновывалась им тем, что Бог таким образом карает Америку за защиту геев и лесбиянок от гомофобии и поддержку их прав.

Фред позиционирует себя в качестве пророка, которого Бог избрал проповедовать послание о Его ненависти к грешникам, но не ко всем одинаковой, а в особой мере в отношении гомосексуалов и тех, кто оказывает им поддержку. Главным лозунгом церкви Фелпса является заявление: «Бог ненавидит пидоров» (God Hates Fags). Дополнительными слоганами к этому служат заявления: «Бог ненавидит пособников пидоров» (God Hates Fag Enablers) и «Пидоры несут гибель нации» (Fags Doom Nation). В этом контексте Фелпс провозглашает, что «Бог ненавидит Америку», и то же самое в отношении Швеции, Канады, Нидерландов, Ирландии, поскольку в этих государствах защита прав гомосексуалов занимает особое место.

Во время похорон известного, сейчас уже ставшего легендарным, молодого гея, убитого на почве ненависти, Меттью Шепарда, Фред выкрикивал, что Мэтью отправился в ад. Во время похорон Кевина Зейглера, военнослужащего, погибшего в Ираке при попытке обезвредить взрывное устройство, Фред и его последователи развернули плакат: «Благодарение Богу за взрывные устройства» (Thank God for IEDs).  Подобным же образом они вели себя на других похоронах погибших, держа плакаты: «Благодарение Богу за мёртвых солдат» (Thank God for Dead Soldiers) и «Бог – террорист Америки» (God is America’s Terrorist). Последнее заявление оказалось актуальным в связи с террористическим актом 11 сентября, который был объявлен Фелпсом карой за безнравственность, террористы же, согласно этой логике, послужили Его орудиями и исполнили Его волю.

Отличились последователи Фелпса и в отношении принцессы Дианы в связи с её дружбой с ЛГБТ-сообществом – плакат в её адрес гласил: «Королевская особа в адском блядстве» (Royal In Hell Whore) (слово «whore» подразумевает оскорбительный оттенок: шлюха или потаскуха). Все эти события были показаны в документальном фильме BBC  «Самое ненавидящее семейство Америки» (The Most Hated Family in America)[7].

Церковь Фреда Фелпса рассматривается как «группа ненависти» рядом правозащитных организаций США. Великобритания объявила Фреда Фелпса персоной нон-грата. Противники Фреда Фелпса открыли сайт, на котором, в противоположность его лозунгам ненависти, провозгласили лозунг: «Бог ненавидит Фреда Фелпса».

Религиозный фундаментализм – явление универсальное и внеконфессиональное. Где бы он ни проявлялся – в США, в России или в любом другом месте, его подлинное лицо – это разжигание злобы и пропаганда ненависти, попрание человеческого достоинства, извращённое наслаждение травлей и хулениями – вплоть до патологичной радости от смерти людей.

Сейчас мы наглядно увидели этот морально и психологически больной лик «духовного наследия» Фреди Фелпса в рядах высшей иерархии РПЦ, пастырях и наставниках простых мирян, в чьи бездумные головы они вбивают  ту же самую патологическую ненависть.

3 мая 2011

Все цитаты приведены на основании источников, которые указываются в тексте гиперссылками.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное