Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Продолжение наших выпусков.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 89/2010-05-05

Здравствуйте, дорогие друзья!

После длительного перерыва мы продолжаем наши выпуски. Прежде всего вернёмся к чтению нашего сборника, написанного нами уже более года тому назад, под названием "Религия без любви". Предыдущие части сборника, которые мы ранее включали в наши рассылки, можно посмотреть в блоге наших рассылок на сайте "Каруна" в разделе Религия без любви.

Напомню, что первая часть была Предисловием. Вторая часть называлась "В поисках истины": в ней Саша Грайцер начал свой рассказ об опыте пребывания на религиозно-фундаменталистском форуме. Рассказ Саши дополняется моими комментариями, которые, собственно, составляют большую часть сборника. Третья часть называлась "Призрак бродит по церквям, призрак сектантства": в ней я объясняла основу сектантского  сознания  - чёрно-белое мышление, выражающееся в разделении мира на "божью" и "не-божью", "сатанинскую" части. Я приводила свой старый форумский постинг о покаянии, где старалась показать, что подлинной святости свойственно не черно-белое мышление, обвиняющее мир во всевозможных грехах, а осознание своих собственных грехов и, наоборот, позитивных качеств и поступков окружающих людей. Подлинные святые и мистики, каковые присутствуют во всех религиях, включая христианство, видят в окружающем присутствие и действие Божественного света, не осуждают мир, а превозносят доброе. На языке психологии можно сказать, что сектантское чёрно-белое мышление пессимистично, в то время как мышление святых и мистиков оптимистично: оно светлое и радостное. Сейчас - завершение третьей части.

Е. Преображенская, А. Грайцер. РЕЛИГИЯ БЕЗ ЛЮБВИ. Когда религия становится безумием (продолжение)

Возвращаясь к размышлениям о Форумляндии, важно отметить, что чёрно-белое мышление, сектантство, то есть обособление от «мира», – это отнюдь не особенность лишь определённых нетрадиционных групп верующих. Так представляют дело именующие себя «сектоведами» православные инквизиторы, целью которых является уничтожение инаковерующих, духовных конкурентов РПЦ. На самом же деле сектантство присуще в большей или меньшей мере практически всем религиозным группам и организациям. В какой мере оно оказывается им присуще, определяется не столько особенностями вероучения, сколько широтой или узостью взглядов священнослужителей, и в первую очередь – высшей иерархии, которая формирует мировоззрение верующего народа.

Вот, например, совсем недавно (в начале 2009 г.) известный либеральный католический теолог Ганс Кюнг в одном из своих интервью поднимал тему об отмене Папой Римским отлучения католических фундаменталистов. Снятие отлучения, считает теолог, было ошибкой Папы, поскольку основной проблемой фундаменталистов является неприятие реформ Второго Ватиканского Собора, призванного изменить в лучшую сторону современный облик церкви.

Бенедикт XVI отказывается признавать, что Собор ознаменовал собой разрыв с прошлым церкви, в частности, провозгласив религиозную свободу. По мнению Кюнга, отношение Бенедикта к соборным решениям двойственное: его смущает тема современности и реформ, которые Собор сделал возможными в Церкви. Предводитель католических фундаменталистов архиепископ Лефевр не мог с этим смириться, и в этом отношении Бенедикт испытывает симпатию к Лефевру, отметил Кюнг. Кюнг назвал «скандальным» тот факт, что по случаю 50-й годовщины открытия Собора Папа не только не почтил своего прогрессивного предшественника Иоанна XXIII, но, напротив, снял отлучение с тех, кто выступил против Собора.

Ганс Кюнг считает, что Бенедикт XVI является сторонником «малого стада»: «это чем-то напоминает интегристов, которые считают, что даже если Церковь потеряет многих верующих, в конце останется элитарная Церковь «настоящих» католиков». По мнению Кюнга, это явное движение реставрации. «Церковь рискует превратиться в секту. Многие католики больше не понимают этого Папу. Это очень печально», – сказал теолог в интервью.

Йозеф Ратцингер (ныне – Бенедикт XVI), «талантливый и открытый теоретик», вернулся на крайне консервативные позиции, превратившись в «Великого римского инквизитора». «Мы имеем дело со структурной проблемой. В этой системе нет никаких признаков демократии, никаких перемен. Папу избрали консерваторы, и сегодня он назначает консерваторов», говорит Кюнг.

Добавим, однако, что консерватизм римского понтифика не годится даже и «в подмётки» махровому фундаментализму иерархии РПЦ. Вот, к примеру, одно из сообщений прессы (март 2009; после этого подобных сообщений о том, как патриарх ругает Запад, либерализм и права человека, сейчас гораздо больше):

Патриарх предостерёг от бесовской свободы

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что неверное понимание свободы, наблюдаемое в современном обществе, несет опасность массового беснования, когда миллионы людей «порабощают свой разум дьявольскими мыслями», пишет агентство "Интерфакс".

«Разве сегодня не подчиняют люди свой разум опасным и греховным идеям? Сегодня многие идеологии используют богодарованную свободу человека для того, чтобы человека превратить в зверя, чтобы со ссылкой на свободу раскрепостить греховное, инстинктивное человеческое начало», − заявил патриарх во время воскресной проповеди в храме Христа Спасителя.

Глава Русской православной церкви осудил современную литературу и СМИ, которые стали носителем этой «порочной идеологии».

«Стереотипы вкладываются в сознание людей с помощью СМИ, и миллионы людей порабощают свой разум дьявольскими мыслями, становясь бесноватыми», − сказал патриарх.

Дьявол стал действовать тоньше и разумнее, объявил Кирилл. Одержимые им уже не выглядят как явно психически нездоровые люди. Тем не менее, они по- прежнему остаются подчиненными злой воле и воздействуют на других людей.

Российская православная церковь за последнее время достаточно плотно начала «наседать» на «свободы современного человеческого общества». Так в феврале этого года епископ Пермский и Соликамский Иринарх выступил с осуждением попыток научить российских детей и молодежь толерантности.

По его мнению, то, что сегодня понимается под этим словом, несет в себе «всякие гадости» и не соответствует нравственным и культурным представлениям, а также традициям. Он призвал всех сограждан, в особенности родителей, бороться с попытками привить детям и молодежи идеологию толерантности, с помощью которой некие силы пытаются трансформировать православную культуру под западные мерки и представления.

Сам термин «толерантность» был лукаво подменен на другое понятие – «готовность». Слово «толерантность» в интерпретации Иринарха обозначает «полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который «во зле лежит», включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям». /Конец сообщения/.

Узость мышления и консерватизм, догматизм и фанатичная приверженность букве канонов и традиций тысячелетней давности – вот черты, создающие атмосферу противопоставления «церкви» и «мира».  Вот то, что порождает высокомерие и осуждение церковно-практикующими людьми «мирских».

Однако большинство практикующих верующих не в состоянии продемонстрировать подлинно духовные качества своего отличия от «мирских».  Среди которых, заметим, вовсе не всё и не все погрязают во зле, но есть множество людей хороших и замечательных. Вместо любви и уважения к окружающим верующие во главе с иерархией демонстрируют черты весьма специфической замкнутой, то есть, по сути, сектантской, среды, чем пытаются компенсировать недостаток своей духовной жизни.

В качестве ещё одного примера приведу отрывки из повествования о консервативных протестантах под названием «Архипелаг ВСЕХБ». (ВСЕХБ – ныне без буквы «В», поскольку СССР распался, – союз евангельских христиан-баптистов). Автор этого повествования выступил под псевдонимом Eothein. Рассказав о своём пребывании в религиозной среде, названной им «архипелагом» (по аналогии с известным произведением Солженицына «Архипелаг Гулаг»),  Eothein пишет:

«Существует универсальная проблема, существующая со времени грехопадения, имя ей стена. Стены строятся везде, ими делят всех и все до бесконечности, ими отгораживают преступников от общества и общество от преступников... ВСЕХБ стал своим миром, со своими проблемами, своими авторитетами, своими стремлениями, своими пороками, своей музыкой, своей поэзией, своим правом и своими законами, своей моралью и очень-очень многим другим своим. Этот микромир я и назвал архипелагом. Эти стены... Как же страшны они... "All in all you're just another brick in the wall."».

Подробнее об этом повествовании – в следующей главе.

Продолжение следует...

С темой сектантства фундаменталистских церквей хорошо сочетаются последние новости, которые я привожу ниже - открытое обращение упомянутого богослова Кюнга и комментарии священника Якова Кротова.

Католический диссидент Ханс Кюнг призвал епископов церкви оказывать сопротивление папской политике

Известный швейцарский католический богослов и писатель, считающийся главным идеологом модернизма в современной Католицической Церкви, священник Ханс Кюнг (Hans Küng) обратился к епископату Католической Церкви с открытым письмом. В нем богослов подверг резкой критике Папу Римского Бенедикта XVI и его консервативный курс, который Кюнг считает не отвечающим вызовам времени. Швейцарский теолог-оппозиционер также призвал иерархов к проведению собора и незамедлительным реформам в Католической Церкви.

Редакция "Седмицы.Ru" приводит текст письма в переводе с английского (по публикации от 19 апреля 2010 г. на сайте ICN – перевод В.И. Петрушко):

"Досточтимые епископы!

Йозеф Ратцингер, ныне Папа Бенедикт XVI, и я были самыми младшими богословами на Втором Ватиканском Соборе в 1962-1965 гг. Сейчас мы являемся старейшими, но все еще по-прежнему активны. Я всегда считал свою деятельность в качестве богослова служением Римско-католической Церкви.

По этой причине, по случаю пятой годовщины избрания Папы Бенедикта XVI, я обращаюсь к Вам с открытым письмом. При этом я руководствуюсь своим глубоким беспокойством о судьбе нашей Церкви, которая в настоящее время находится в тяжелейшем кризисе, острее которого не было со времени Реформации.

Пожалуйста, извините, что делаю это в форме открытого письма. К сожалению, у меня нет другого способа обратиться к вам.

Я глубоко ценю то, что Папа пригласил меня, его откровенного критика, встретиться с ним для дружественной 4-часовой беседы, которая состоялась вскоре после того, как он стал понтификом. Это пробудило во мне надежду на то, что мой бывший коллега по Тюбингенскому университету сможет найти свой путь в направлении продолжения обновления Церкви и экуменического сближения в духе Второго Ватиканского Собора.

К сожалению, мои надежды, как и надежды многих других католиков – мужчин и женщин, не сбылись. И в моей последующей переписке с Папой я говорил ему об этом много раз. Без сомнения, он добросовестно выполняет свои повседневные обязанности как Папа. Он дал нам три полезные энциклики, посвященные вере, надежде и милосердию. Но если речь идет о стоящих перед нами серьезнейших проблемах нашего времени, то в период его понтификата больше упущено возможностей, чем сделано чего-либо.

Упущена возможность восстановления отношений с Протестантскими церквями: вместо этого им отказано в статусе Церкви в полном смысле этого слова и, по этой причине, их священство не признается, а евхаристическое общение с ними невозможно.

Упущена возможность долговременного примирения с евреями. Вместо этого Папа вновь ввел в мессу дособорную молитву о просвещении евреев, он принял в общение раскольнических епископов-антисемитов и активно продвигает вперед беатификацию Папы Пия XII, который обвиняется в том, что не предпринял достаточных усилий для защиты евреев в нацистской Германии.

Факт, что Бенедикт видит в иудаизме только исторические корни Христианства; он не относится к нему всерьез как к продолжающему свое существование религиозному сообществу, предлагающему собственный путь к спасению. Недавнее сравнение нынешней критики в адрес Папы с антисемитскими кампаниями ненависти, сделанное Раньеро Канталамессой во время официального богослужения Великой пятницы в Ватикане, вызвало бурю негодования среди евреев во всем мире.

Упущена возможность диалога с мусульманами в атмосфере взаимного доверия. Вместо этого в его опрометчивой, но симптоматической лекции в Регенсбурге в 2006 г. Бенедикт представил карикатуру на ислам как религию насилия и жестокости и таким образом вызвал устойчивое недоверие со стороны мусульман.

Упущена возможность для примирения с колонизированными коренными народами Латинской Америки: вместо этого Папа заявил со всей серьезностью, что они "жаждали" обращения в религию своих европейских завоевателей.

Упущена возможность помочь населению Африки, позволив использование контроля над рождаемостью для борьбы с перенаселенностью и контрацептивов для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции.

Упущена возможность примириться с современной наукой, ясно подтвердив теорию эволюции и разрешив исследования в области стволовых клеток.

Упущена возможность сделать дух Второго Ватиканского собора компасом для всей Католической Церкви, включая непосредственно Ватикан, и таким образом продвинуть необходимые реформы в Церкви.

Этот последний пункт, уважаемые епископы, является самым серьезным из всех. Снова и снова этот Папа дополняет соборные тексты и интерпретирует их в духе, противном отцам собора. Снова и снова он преднамеренно противостоит Вселенскому Собору, который, согласно церковному праву, представляет собой высшую власть в Католической Церкви.

Он принял епископов из традиционалистского общества Пия X обратно в Церковь без всяких предварительных условий – епископов, которые были незаконно посвящены в сан вне Католической Церкви и которые отвергают центральные положения Второго Ватиканского собора (в том числе – литургическую реформу, свободу религии и сближение с иудаизмом).

Он продвигает средневековую Тридентскую мессу всеми возможными способами, а иногда совершает Евхаристию на латыни, стоя спиной к собранию.

Он отказывается восстановить отношения с Англиканской Церковью, хотя это было предусмотрено официальными экуменическими документами англиканско-католической международной комиссии. Вместо этого он пытается заманить женатое англиканское духовенство в Римско-католическую Церковь, освобождая их от обета безбрачия, из-за нарушения которого десятки тысяч римско-католических священников прекращают служение.

Он активно укрепил антисоборные силы в Церкви, назначив реакционных чиновников на ключевые посты в Курии (включая государственный секретариат и литургическую комиссию) и поставив реакционных епископов по всему миру.

Папа Бенедикт XVI кажется все более и более оторванным от огромного большинства членов Церкви, которые обращают всё меньше и меньше внимание на Рим и в лучшем случае идентифицируют себя только со своей местной общиной и епископом.

Я знаю, что многим из Вас причиняет боль сложившаяся ситуация. В своей антисоборной политике Папа получает полную поддержку со стороны Римской Курии. Курия делает все возможное, чтобы заглушить критику среди епископата и в Церкви в целом и дискредитировать критиков всеми имеющимися в ее распоряжении средствами. Возрождая пышность и зрелищность, привлекая внимания средств массовой информации, реакционные силы в Риме пытаются представить нам сильную Церковь, во главе которой стоит абсолютистский "наместник Христа", который один сочетает в себе законодательную, исполнительную и судебную власть в Церкви.

Но Бенедиктова политика реставрации не удалась. Все его впечатляющие выступления, показательные поездки и публичные заявления не смогли повлиять на мнение большинства католиков по спорным вопросам. Это особенно справедливо в отношении проблем сексуальной морали. Даже папские молодежные встречи, на которых присутствуют, прежде всего, консервативно-харизматические группы, не в силах сдержать постоянный отток людей из Церкви или привлечь молодых людей к священству.

Вы как епископы имеете основания для глубокой скорби. Десятки тысяч священников оставили свое служение, начиная со Второго Ватиканского собора, по большей части – из-за проблемы обязательного целибата. Призвания к священству, также как и к монашеским орденам, сестричествам и братствам все уменьшаются, причем, речь идет не только о количественном, но и качественном упадке. Отставки и разочарование все чаще распространяются как среди духовенства, так и среди активных мирян. Многие считают, что они были оставлены на произвол судьбы с их личными нуждами, и многие из них испытывают глубокую тревогу по поводу состояния Церкви. Во многих из ваших епархий – одна и та же история: все более и более пустые церкви, пустые семинарии и пустые дома приходских священников. Во многих странах из-за нехватки священников все больше приходов сливаются, часто против желания их прихожан, во все большие "пастырские единицы", где немногочисленные пастыри полностью перегружены своим служением. Это – церковная реформа как отговорка, а не факт!

И вот теперь на вершине этих многочисленных кризисов оказывается скандал, вопиющий к небесам, – раскрыты злоупотребления клириков в отношении тысяч детей и подростков, сначала в Соединенных Штатах, потом в Ирландии, а теперь в Германии и других странах. И что еще хуже, обнародование таких случаев привело к беспрецедентному кризису иерархии и коллапсу доверия к церковному руководству.

Невозможно отрицать тот факт, что международная система сокрытия случаев сексуальных преступлений, совершенных клириками, была спроектирована римской Конгрегацией вероучения при кардинале Ратцингере (1981-2005). Во время правления Папы Иоанна Павла II эта конгрегация уже приняла на себя ответственность за все подобные случаи под присягой самого строгого молчания. Непосредственно Ратцингер 18 мая 2001 г. послал официальный документ всем епископам, имеющим дело с случаями серьезных преступлений ("epistula de delictis gravioribus"), в котором факты злоупотребления были засекречены под грифом "secretum pontificium", нарушение которого могло повлечь за собой серьезные церковные взыскания. Поэтому многие люди с большим основанием ожидали личных извинений – личной "mea culpa" – со стороны прежнего префекта конгрегации и нынешнего Папы Римского. Вместо этого Папа упустил возможность, предоставленную Страстной неделей: в Пасхальное Воскресенье о его невиновности возгласил "urbi et orbi" декан Коллегии кардиналов.

Последствия всех этих скандалов для репутации Католической Церкви являются катастрофическими. Многие видные лидеры Церкви уже признал это. Многие невинные и добросовестные пастыри и педагоги страдают с клеймом подозрения, которое теперь покрыло всю Церковь. Вы, досточтимые епископы, должны мужественно приготовиться к вопросу: что произойдет с нашей Церковью и вашей епархией в будущем?

Я не имею намерения наметить новую программу церковной реформы. Я делал это достаточно часто и до, и после собора. Вместо этого я хочу лишь представить Вам 6 предложений, которые, я убежден, поддержат, миллионы католиков, не имеющих права голоса в нынешней ситуации.

1. Не молчите! Храня молчание перед лицом столь серьезных обвинений, вы также способны запятнать себя и разделить вину. Если вы чувствуете, что какие-то законы, директивы и меры приводят к обратным результатам, вы должны сказать об этом публично. Посылайте Риму не уверения в вашей преданности, а призывы к реформе!

2. Заботьтесь о преобразованиях. Слишком многие в Церкви и среди епископата жалуются на Рим, но ничего не делают сами. Когда люди больше не ходят в церковь в вашей епархии, когда священническое служение не приносит плодов, когда общество пребывает в неведении о нуждах мира, когда экуменическое сотрудничество сведено к минимуму, тогда виной этому не может быть только Рим. Епископ, священник, мирянин или мирянка – каждый может сделать что-либо для обновления Церкви в пределах собственной сферы влияния, будь она велика или мала. Многие из больших достижений, которые имели место в отдельных приходах и в Церкви в целом обязаны своим происхождением инициативе отдельных лиц или небольших групп. Как епископы вы должны поддерживать такие инициативы и, особенно с учетом нынешней ситуации, вы должны реагировать на справедливые жалобы верующих.

3. Действуйте соборно. После жарких споров и вопреки стойкой оппозиции Курии Второй Ватиканский собор установил принцип соборности Папы и епископов. Он сделал это в соответствии с Книгой Деяний Апостольских, где говорится, что Петр не действовал в одиночку без собора апостолов. В пост-соборную эпоху, однако, Папы и Курия игнорировали это постановление. Через два года после собора Папа Павел VI издал свою энциклику в защиту спорного закона о безбрачии без малейших консультаций с епископатом. С тех пор папская политика и папское учение продолжали действовать по-старому, несоборным способом. Даже в литургических вопросах Папа управляет как самодержец – поверх епископов и против их воли. Он счастлив окружать себя ими, пока они являются не более чем предметами, лишенными как своего голоса, так и права голоса. Вот почему, достопочтенные епископы, вы не должны действовать в одиночку, но в союзе с другими епископами, священниками, мужчинами и женщинами, которые составляют Церковь.

4. Безусловное послушание должно оказывать только одному Богу. Хотя при вашем епископском посвящении вы давали присягу безусловного послушания Папе, вы знаете, что безусловного повиновения никогда не может быть по отношению к какой-либо человеческой власти, оно возможно лишь по отношению к Богу. По этой причине вы не должны считать, что ваша присяга является препятствием к тому, чтобы говорить правду о нынешнем кризисе в Церкви, в вашей епархии и вашей стране. Образцом для вас должен быть апостол Павел, который осмеливался выступать против Петра, говоря ему правду в лицо, если "он подвергался нареканию" (Гал. 2:11). Давление на римские власти в духе христианского братства может быть допустимо и даже необходимо, когда они не в состоянии соответствовать духу Евангелия и его миссии. Использование разговорного языка в литургии, изменения в правилах, регулирующих смешанные браки, утверждение толерантности, демократии и прав человека, начало экуменической деятельности, – эти и многие другие реформы Второго Ватиканского Собора стали возможны только благодаря стойкому давлению снизу.

5. Работа на региональном уровне. Ватикан часто остается глух к обоснованным требованиям епископата, священников и мирян. Это дает все больше оснований для поиска мудрых решений на региональном уровне. Как вам хорошо известно, целибат, который был унаследован от средневековья, является особенно деликатной проблемой. В контексте сегодняшнего скандала в связи со злоупотреблениями клириков все более и более подвергается сомнению практика безбрачия духовенства. Вопреки воле Рима изменения в данном вопросе, как представляется, едва ли возможны, однако, это не является поводом для пассивного отношения к проблеме. Если священник после здравого размышления хочет жениться, нет никаких причин для того, чтобы он автоматически подавал в отставку и прекращал служение, если его епископ и его приход стоят на его стороне и поддерживают его. Отдельные епископские конференции могли бы взять на себя инициативу в принятии решений на региональном уровне. Это будет хорошо, однако, чтобы найти решение для всей Церкви, нужно следующее:

6. Созовите собор. Так же как Вселенский собор был необходим для проведения литургической реформы, достижения религиозной свободы, экуменизма и межрелигиозного диалога, так же точно Собор необходим теперь, чтобы решить резко обострившиеся проблемы, требующие преобразований. За столетие до Реформации Констанцский собор постановил, что соборы должны созываться каждые пять лет. Но все же Римской Курии успешно удалось обойти это установление. Нет никаких сомнений в том, что Курия, боясь ограничения своей власти, сделала бы все, чтобы предотвратить проведение собора для обсуждения нынешней ситуации. Таким образом, от вас зависит, будет ли созван собор или, по крайней мере, представительное собрание епископов.

В условиях глубокого кризиса в Церкви я призываю вас, достопочтенные епископы, использовать вашу епископскую власть, которая была подтверждена Вторым Ватиканским собором. В этой чрезвычайной ситуации весь мир смотрит на вас. Многие люди потеряли веру в Католическую Церковь. Только честно и открыто считаясь с возникшими проблемами и решительно проведя необходимые преобразования, можно добиться восстановления их доверия. Со всем уважением я прошу вас внести свой вклад – вместе с поддерживающими вас епископами, насколько это возможно, и даже в одиночку, если это необходимо, – в апостольское "дерзновение" (Деян. 4:29, 31). Подайте вашим верным знаки надежды и оптимизма и дайте нашей Церкви перспективу на будущее.

С теплыми приветствиями в общении Христианской веры,

Ваш Ханс Кюнг"

Источник: Седмица.ру

Ведущий программы "С христианской точки зрения" на Радио "Свобода" священник ЯКОВ КРОТОВ: "Сторонники реформ используют проблему безнаказанности педофилов, чтобы показать, чем чревато возвращение к средневековой модели Католической Церкви"

"Портал-Сredo.Ru": Яков Гаврилович, не могли бы Вы прокомментировать ситуацию в Католической Церкви в связи со скандалом, связанным с массовыми обвинениями католического духовенства в педофилии?

Священник Яков Кротов: Мне кажется, что речь не идет об обвинениях в педофилии как таковой. Все образованные люди понимают, что процент священников-педофилов совершенно ничтожен. Речь идет об обвинениях иерархии Католической Церкви (образованные люди умеют это различать) в пересмотре решений Второго Ватиканского собора. Церковь превращается в структуру, которая отсекает все творческое и свободное во имя власти, дисциплины и единогласия, то есть превращается в большевистскую партию.

– То есть речь идет об отмене линии Второго Ватиканского собора?

– Да. Речь идет о процессе, который, в общем, неизбежен, потому что после любой реформы идет движение вширь, либо не идет. Процесс, связанный с тем, что голова Католической Церкви находится на Западе – в Западной Европе и Америке. И эта голова живет в совершенно других условиях, чем противоположная часть, которая находится в Латинской Америке, Азии и Африке.

Эти люди живут сейчас в XIII – XIV веках европейской истории. У них еще не было ни Ренессанса, ничего. Соответственно, для них Церковь – это, прежде всего, властный орган – так они к ней и относятся.

И сторонники реформ, насколько я понимаю, и секулярное общество – они как раз используют проблему безнаказанности педофилов – речь идет в первую очередь об этом – для того чтобы проиллюстрировать, чем чревато возвращение к средневековой модели Церкви.

– То есть эта антипедофильская кампания — это попытка противостоять пересмотру решений Второго Ватиканского собора?

– Это не попытка, это противостояние. Я основываюсь, кроме всего прочего, на недавно опубликованном письме Ганса Кюнга, где он прямо об этом говорит. А как иначе? В течение трети века католики Запада пытались непосредственно противостоять этой контрреформации — не вышло. Система оказалась слишком жесткой. Теперь ищут какие-то другие способы воззвать к совести архиереев, но оказывается, что взывать особенно не к чему.

– То есть, на самом деле, их не сама по себе педофилия беспокоит, а она просто используется как инструмент во внутренней борьбе?

– Почему же это внутренняя борьба? Для Западного мира это не внутреннее дело, это не внутренняя борьба, именно потому, что тоталитарность церковного аппарата давно вытеснила всех вменяемых свободных людей за свои пределы. Это давно, к сожалению, не внутренняя борьба. Это и вообще не борьба, это просто жизнь. То, что многие римо-католики кричат, что это нападки на Папу, что это враги Церкви, показывает, насколько низок уровень церковного сознания у консерваторов. У них уровень церковного сознания как у героев романа Шолохова "Поднятая целина" – это сталинистское сознание. Они весь мир видят в категориях борьбы: либо ты за фюрера, либо ты враг германской нации. И этих людей ничто не прошибает, ни изнасилование, ни развращение детей, ничто. Они все оправдывают, если это делает начальство. Если это делают подчиненные по собственной нициативе, то тогда, конечно, в полной мере те получают по голове.

– А какие Вы видите перспективы? Насколько это сказывается на авторитете Католической Церкви? СМИ сообщают, что происходит массовый отток верующих именно под влиянием этих скандалов. Насколько это соответствует действительности?

– Происходит не массовый отток, происходит замена состава. То есть из Церкви уходят одни, а приходят другие, которым именно нужна Церковь, похожая на секту. И этот процесс замещение вменяемых людей людьми сектантского типа происходит достаточно давно. Он, кстати, проходит и в России. Как в протестантских конфессиях, так и в православной среде, так и в католической – за двадцать лет состав изменился, и он стал сильно более реакционным.

Как защитник Церкви и, в каком-то смысле, как проповедник Церкви и церковности я скажу: Ватикан делает первую и распространенную ошибку: вместо того, чтобы признать свою вину (это же не вина Господа Иисуса Христа – это вина отдельного церковного руководства), покаяться по-настоящему, принять на себя епитимью, сделать структуру более прозрачной, более подотчетной, исключающей в будущем такие злоупотребления, он уходит в глухую оборону, и тем самым речь уже даже не идет о педофилии – это мелкий вопрос. Речь идет о том, как можно говорить о Христе, о свободе и о духе, и при этом жить в каком-то совершенно антихристовом мире мрака, всеобщей подозрительности, паранойи, тоталитарной дисциплины, если это можно так назвать.

– Насколько вся эта ситуация связана с личностью нового Папы?

– Мне кажется, что личность нового Папы здесь ни при чем. Процесс начался задолго до него. И обвинение в педофилии – это маленькое явление по сравнению с коррупцией в Католической Церкви. И Иоанн Павел II покрывал священников-педофилов, а затем пришел Ратцингер, чтобы ухудшить положение. Это человек, абсолютно не желающий учиться, абсолютно глухой. То есть это действительно случай университетского профессора, который дорвался до ситуации, когда ему удалось стать ректором, он получил точку опоры и теперь пытается всех построить. Но как-то не получается. Значит, надо обвинять окружающий мир.

В России это все настолько хорошо знакомо по советской жизни, по нынешней, но на Западе такое поведение до сих пор вызывает некоторый шок, потому что это такая архаика, будто из антикварного магазина разбежались вещи и стали ходить по улицам европейских городов.

В России поведение Ратцингера воспринимается как абсолютно нормальное, потому что это поведение российских вождей, российских родителей, школьников и так далее.

– Значит, начало этому было положено еще во время понтификата Иоанна Павла II?

– Нет, начало всему этому было положено, я думаю, еще в XVI веке, когда вместо того, чтобы творчески ответить на кризис в Церкви, связанный с Лютером, иерархия ушла в глухую оборону, назначив в Церкви как раз не свободу, а дисциплину.

– Я-то имел в виду вопрос педофилии.

– А вопрос педофилии поднялся, потому что западное общество стало более правовым, и то, что пятьдесят лет назад считалось нормальным, сегодня воспринимается как ненормальное. Это очень хорошо, это очень здоровая ситуация.

Плохо то, что неверующие оказываются более здоровыми, чем верующие. Потому что, в конце концов, вопрос об отношении к Церкви, к церковной администрации, должен отступить на второй план по сравнению с простейшим вопросом защиты детей от насилия. И тут неважно, в сутане насильник или нет. И весь крик, что обижают бедного Римского Папу, не заглушит простейшего вопроса: "Какие меры приняты, чтобы это не повторилось?" Никаких особых мер не принято.

Любая замкнутая структура, будь то "Газпром", кадетское училище, армия, Ватикан, будет порождать внутреннее насилие над самыми слабыми и беззащитными. В этом смысле я уверен, что в РПЦ МП педофилии намного больше. Иногда эти случаи прорываются в СМИ, но очень редко. В российских кадетских училищах, казармах, сиротских домах таких случаев в сотни раз больше, чем в Ватикане и в католических заведениях. Но здесь у нас это все покрыто мраком неизвестности, что, конечно, не прибавляет нам святости.

Беседовал Владимир Ойвин, "Портал-Credo.Ru http://www.portal-credo.ru/

Следующее сообщение, которое я предлагаю вашему вниманию, касается правовой защиты сексуальных и гендерных меньшинств.

Архиепископ Дэсмонд Туту о гомофобии

Лауреат Нобелевской премии мира англиканский архиепископ Дэсмонд Туту известен сравнением гомофобии с апартеидом. В предисловии к книге "Секс, любовь и гомофобия: жизни лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров", выпущенной в 2004 году правозащитной организацией Amnesty International, он писал:

"Мы боролись против апартеида в Южной Африке, поддерживаемые людьми всего мира, потому что чернокожие считались существами порицаемыми и созданными для страданий за нечто, с чем мы ничего не могли поделать: такова наша природная кожа. То же самое происходит с сексуальной ориентацией. Это нечто данное… Мы относимся к ним [геям и лесбиянкам] как к париям и выталкиваем их из наших сообществ. Мы заставляем их сомневаться в том, что они тоже дети Бога, и это необходимо приравнивать близко к крайнему богохульству. Мы обвиняем их за то, что они таковы, каковы есть".

Относительно недавно, 12 марта 2010 года, газета "The Washington Post" опубликовала новую статью архиепископа Туту под названием "В Афррике, шаг назад в области прав человека", которую на днях перевёл один из моих ЖЖ-френдов. Я размещаю этот перевод с незначительными редакторскими правками в качестве начала темы "Религия в поддержку прав гомосексуалов", которую постараюсь время от времени продолжать.

В Афррике, шаг назад в области прав человека / In Africa, a step backward on human rights

Ненависти нет места в доме Господнем. Ни один человек не должен быть лишен нашей любви, милосердия или заботы из-за своих расы или пола, веры или национальности, или из-за своей сексуальной ориентации. Так же никто не может быть лишен медицинской помощи по любой из этих причин. В моей стране, в Южной Африке, мы годами боролись против системы зла в виде апартеида, которая разделила людей, детей одного Бога, по расовому признаку и затем отказала многим из них в основополагающих правах человека. Мы знали, что эта система была лживой. Слава Богу, мировая общественность поддержала нас в нашей борьбе за свободу и человеческое достоинство.

Пришло время восстать против ещё одной неправды.

Геи, лесбиянки, бисексуалы, трансгендеры являются членами многих семей. Они - члены человеческой семьи. Они – Божьи дети. И, конечно же, они часть африканской семьи. Но волна ненависти захлестывает мой горячо любимый континент. Люди снова лишены основополагающих прав и свобод. Мужчинам было предъявлено фальшивое обвинение, и они были подвергнуты тюремному заключению в Сенегале, также качество медицинских услуг для них и их сообщества пострадало. В Малави мужчины были заключены в тюрьму, подверглись оскорблениям за открытые гражданские партнерства с другими мужчинами. В этом месяце бандиты напали на мужчин, которых подозревали в гомосексуальности, в городке Мтвапа в Кении. Мне стыдно говорить, что кенийские религиозные лидеры угрожали больницам, в которых лечат ВИЧ, за оказание медицинской помощи всем членам этого коммьюнити, по той причине, что клерикалы решили, что геи должны быть лишены ее.

В парламенте Уганды ведутся дебаты о принятии законов, по которым гомосексуальность будет караться пожизненным тюремным заключением, и еще более дискриминационное законодательство уже обсуждалось в Руанде и Бурунди.

Таковы ужасающие нарушения прав человека в Африке.

Наши братья и сёстры геи и лесбиянки по всей Африке живут в страхе.

Они сталкиваются с гадким отношением к ним как к людям – никакой заботы, они лишены правовой защиты, которую государство гарантирует каждому гражданину, и медицинской помощи в век СПИДа, в который все из нас, особенно африканцы, нуждаются в действительно качественных услугах по его лечению. Нет ничего удивительного, что нетерпимость используется политиками в качестве козла отпущения для сокрытия их собственных грехов. Но это колоссальная ошибка. И даже еще большее преступление, что она совершается во имя Господне. Покажите мне, где Христос сказал "Возлюби ближнего своего, но не гея." Гомосексуалы также сотворены по образу моего Бога. Я никогда бы не поклонялся гомофобному Богу.

"Но они грешники", - я слышу, как священники и политики говорят это. "Они выбирают жизнь во грехе, за который должны быть наказаны." Мои друзья ученые и медики поделились со мной реальным положением вещей и многие гомосексуалы были оправданы, теперь я знаю в своем сердце, какова истина. Никто не выбирает быть геем. Сексуальная ориентация, как цвет кожи, является еще одной особенностью человеческого многообразия. Разве не удивительно, что мы все сотворены Господом, что люди созданы столь разными? Разве Господь любит своих чернокожих детей меньше чем белых? Храбрых больше чем робких? Разве кто-нибудь из нас знает ум Господень настолько хорошо, чтобы решать за Него, кого включить или кого отлучить от Его любви?

Волна ненависти должна быть остановлена. Политики, которые получают выгоду от использования этой ненависти в своих интересах, от раздувания ее, не должны соблазняться столь легким способом ее получения путем страха и злоупотреблений. Также мои друзья клирики всех вероисповеданий должны отстаивать принципы всеобщего достоинства и братства. Исключение (кого-либо, в данном случае - сексуальных меньшинств, из всеобщности прав человека) не может быть продвижением вперёд в нашем совместном пути к свободе и правосудию.

Автор этой статьи - бывший архиепископ Кейптауна, ЮАР. Он получил Нобелевскую премию в 1984.

Оригинал статьи: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/0 /11/AR2010031103341_pf.html

См. так же: Desmond Tutu: "Homophobia equals apartheid" - http://www.afrol.com/articles/13584

Тема религиозной защиты сексуальных и гендерных меньшинств со стороны либеральных верующих будет ещё продолжена и освещена более подробно, так как об этом практически ничего неизвестно русскоговорящим людям (информация в основной массе содержится на иностранных языках).

Родерик Нэш ПРАВА ПРИРОДЫ История экологической этики (продолжение)

На сайт "Каруна" эта книга выкладывается по частям параллельно с очередной публикацией в рассылке в категорию статей: История экологической этики. Там можно смотреть предшествующие части книги.

Интересно, что в этой области, где доминируют мужчины, двумя книгами, оказавшимися наиболее действенными в расширении американской этики, были работы женщин. "Хижина дяди Тома" Г.Б. Стоув (1852) в значительной степени способствовала развитию антирабского мышления. Идея была проста и целенаправленна: негры были не эксплуатируемым товаром, а представителями моральной сообщености. Эта идея разорвала американское общество, и прав был А. Линкольн, сказав, что Стоув была леди, вызвавшей гражданскую войну. Сто десять лет спустя после написания "Хижины дяди Тома" Райчел Карсон написала другую книгу, поставившую под сомнение американские традиционные устои. В ней утверждалось, что все жизненные формы, даже насекомые, не являются объектами и заслуживают этического уважения. "Молчаливая весна" (1962) Карсон явилась важнейшей вехой процесса развития экологического мировозрения. Она в значительной степени способствовала развитию широкого интереса к экоэтике.

Как и Леопольд, Карсон не стремилась к обладанию ученой степенью. Её сила заключалась не в исследовательской деятельности, а в старомодной истории, пронизанной тем, о чем явно забыли многие современные экологи: любовью к природе. Карсон родилась в 1907 г., когда Леопольд заканчивал колледж, и её взросление совпало со взрослением науки экологии.

В 1935 г., получив диплом мастера биологии, Карсон поступила на работу в Американское Бюро рыбной ловли (позже ставшее Службой рыбы и дичи) редактором. Одновременно она стала и писать. Её первая книга "Веяние морского ветра" (1940) привлекла относительно мало внимания, но следующая "Море вокруг нас" (1951) была сенсацией. Она находилась в списках нехудожественных бестселлеров почти два года, была отмечена Национальной книжной наградой, переведена на 32 языка и обеспечила Карсон финансовой независимостью от правительственной бюрократии. После этого она закончила написание "У края моря" (1955). В этой книге по морской экологии не содержится открытой экологической этики, но почти каждая её страница свидетельствует о благоговении автора перед лицом необъятной сообщности жизни, концентрирующейся в океанах. Карсон обращает внимание не только на хорошо известные формы морской жизни, но и на те виды, которые людям почти не известны. Все мысли и поведение Карсон отмечены печатью уважения к этим существам и жизненным процессам. Поль Брукс, её издатель в Хоутон Миффлин, вспоминала, как Карсон, изучая целый день в микроскоп живые организмы, могла вечером отправиться к морю и выпустить их. Её коллеги и друзья не удивились, когда Карсон в посвящении "Молчаливой весне" выразила свое почтение Альберту Швейцеру. "В той или иной форме, - вспоминает Брукс, - швейцеровский принцип почитания жизни лежит в основе всего написанного Карсон".

К средствам борьбы с насекомыми, и в том числе известному яду ДДТ, Карсон стала проявлять интерес еще в 1945 г. В обиходе такие химикаты называли "пестицидами", но Карсон в этом слове обнаружила скрытый антропоцентризм. Существо является "вредителем" лишь с точки зрения человека. В природе у него есть своя логическая роль, которую экологи называют структурой жизни. Подобные пестициды Карсон считала убийцами жизни. И она знала, что эти яды трудно остановить от дальнейшего проникновения по пищевой цепи. Существа, поевшие отравленных насекомых, также умирают. Другие формы жизни становятся "ненамеренными" жертвами неразборчивого опыления. В итоге пестициды заражают всю экосистему. "Молчаливая весна", во время которой птицы не поют, не так уж и невозможна. Карсон считает, что такое же мрачное будущее ожидает и больное человеческое общество, отравленное побочным воздействием своего стремления покорить и доминировать в мире. Осознание того, что пестициды угрожают человеческому здоровью, сделало "Молчаливую весну" шедевром.

Этическая философия, изображенная в "Молчаливой весне" содержит в себе, как старые идеи, так и новые. Карсон надеялась, что её книга заставит американцев встрепенуться и действовать. Она была переполнена гневом. Её целью была отмена пестицидов или, по крайней мере, значительное ограничение их применения. Подобно Мюиру и Леопольду она хотела быть эффективной на политической арене и она знала, что если слишком "оторвется" от общественного мнения, она лишится своей аудитории. В результате этого в "Молчаливой весне" нет прямых упоминаний о правах насекомых, птиц, рыб и других жертв ядов.

Единственной увязкой с природными правами является предположение Карсон, что если бы отцы-основатели США знали бы о химических пестицидах, то они наверное в Биль о Правах включили бы свободу от яда. Когда она пишет о муках отравленной белки, то она имеет ввиду, подобно прежним гуманитариям то, что подобная жестокость умаляет нас, как людей.

И все же в убеждениях Карсон, по крайней мере в "Молчаливой весне", есть немало традиционного антропоцентризма. Например, она придерживается извечного деления насекомых на "друзей" и "врагов" человека. Дружественные насекомые ценны тем, что они "сдерживают мрачный клан врагов", которые в противном случае "одолели бы нас". Таким образом, убийство хороших насекомых наряду с плохими сопряжено с угрозой для человечества. Тот же неприкрытый утилитаризм присутствует и в приверженности Карсон к "склонению природного баланса в нашу сторону".

Однако есть и другая Карсон, отличающаяся своим немного более широким экологическим мировозрением, лишь слегка прикрытым антропоцентризмом её книги, которое явно проступает в её личной переписке и общественных выступлениях. Когда она начала писать "Молчаливую весну", она сказала своему издателю, что хотя "она всегда в первую очередь выделяла угрозу человеческому здоровью", она все больше склоняется к той мысли, что вред, приносимый пестицидами "базовой экологии всей жизни, значительно перевешивает какие либо иные аспекты проблемы". Подобные слова не появляются в "Молчаливой весне", но Карсон упоминает о "жизненной структуре" и "взаимосвязанности" всего живого, и о "пренебрежении", что проявляют люди к "уничтожению всех живых существ, которые причиняют им неудобство". В этой позиции Карсон во многом напоминает отношение Мюира к гремучим змеям и аллигаторам, Леопольда к волкам и Дюбо к микробам. По мнению Карсон, насекомые имеют право на жизнь. В основе моральной философии Карсон лежит её убеждение, что "жизнь является чудом, недоступным нашему пониманию и мы должны почитать её даже если мы должны бороться против нее". Эта швейцеровская позиция проясняет слова Карсон о склонении природного баланса в сторону человека. Подобно любой другой жизненной форме, люди должны бороться за пищу, за место обитания. Иногда насекомые бросают людям в этом соперничестве вызов. Пестициды являются "ответом" на это со стороны людей, но, по мнению Карсон, они вывели конфликт на опасный уровень. Своей книгой она хочет заставить людей понять, что их растущие способности контролировать природу могут обернуться против них самих. Люди нуждаются в том., что она называет "скромностью" в этике, подчеркивающей "равные права всех существ на владение землей". В "Молчаливой весне" ясно подразумевается опасность, которой подвергается благополучие людей, но также и то, что жизнь других жизненных форм далека от стабильности. От подобных убеждений к полноценной философии прав природы рукой подать.

Насколько близкой к этому оказалась Карсон, свидетельствовало вручение ей в 1963 г. медали Швейцера от Института блага животных. В этот момент она уже была совершенно истощена раком, о котором она знала еще до того, как закончила "Молчаливую весну". Но эта медаль была чем-то особенным; "Молчаливая весна" была посвящена ему и идее о том, что люди должны ограничивать себя, либо они уничтожат землю. На церемонии награждения Карсон сравнила чувства Швейцера, увидившего в реке бегемота, со своими собственными, "когда она увидела ночью одного небольшого краба на темном берегу, хрупкое существо, застывшее перед бушующим прибоем, и все же чувствующим себя здесь как дома".

Альберт Швейцер, писала Карсон, "говорил нам, что мы будем по настоящему цивилизованными, если будем интересоваться не только отношениями человека с человеком. Важно отношение человека ко всей жизни". При этом Карсон подразумевает, как этические, так и биологические отношения, при другом же случае она заявила, что "человек никогда не обретет мир с себе подобными до тех пор, пока он не признает швейцеровскую этику, подчеркивающую уважительное отношение ко всем существам - истинное почитание жизни". Несколько по другому об этом говорится в последнем параграфе "Молчаливой весны". "Контролирование природы, - писала Карсон, - является фразой, придуманной в невежестве, в неандертальский век биологии и философии, когда считалось, что природа существует для удобства человека". Карсон предлагает ввести "благоразумное примирение" между насекомыми и людьми; этика, как средство сдерживания технологического человека, предназначалась именно для этого.

"Молчаливая весна" появлялась сериями в журнале "The Yorker" летом 1962 г.; Хоутон Миффлин выпустил её в виде книги осенью того же года. Число проданных экземпляров было изрядным, но, как и дарвинское "Происхождение видов", была одной из тех книг, о которых больше говорят и пишут, а не которую читают. В любом случае, "Молчаливая весна" вызвала широкую полемику во всей стране, свидетельствующую о том, что как и Дарвин, Карсон затронула некие очень глубокие интеллектуальные нотки. Лица и организации, имеющие отношение к сельскому хозяйству, набросились на нее с яростной критикой. Они полагали, что ограничив применение пестицидов, понесут экономические потери, и стали сопротивляться распространению этических границ. Агробизнес заявил, что предложения Карсон в отношении биологического контроля (поощрения "друзей" насекомых, противостоящих насекомым "врагам") неопробированы и необоснованы. Но главное заключалось в том, что Карсон разозлила людей, не желавших, и, возможно, даже стеснявшихся думать в этическом ключе о своих отношениях к другим жизненным формам. Она выступила против права людей на злоупотребление природой, подобно тому, как Гэриет Бичер Стоув и аболиционисты выступили против права на владение черными людьми. В особенности Карсон разозлила тех людей, которые искренне верили, что такое эксплуатирование является правильным или, по крайней мере, делом вне сферы моральности.

Но для других американцев Карсон была смелой героиней, этическим пионером, желающим применить всю свою энергию (она умерла в 1964 г. в возрасте 56 лет) с целью внедрения нового типа отношений с окружающей средой и новой этикой. Многие заинтересовались проблемой опасности химических пестицидов для человеческого здоровья, на что указывала Карсон. В этом смысле интерес общественности к "Молчаливой весне" согласовывался с тезисом Сэмюэля Хэйса, что послевоенная Америка проявила новый интерес к защите природы, способствовавшей качеству человеческой среды и качеству человеческой жизни. Но Карсон также отстаивала и идею о том, что в сферу человеческой моральности следует включать все жизненные формы и даже экосистемы в целом. Она утверждала, что никакое существо нельзя считать эксплуатируемым объектом. То же самое Леопольд говорил 1940-х, но намного большее видение Карсон, как автора, и иное мнение общественности два десятилетия спустя способствовало привлечению беспрецендентного внимания к идее расширения этических границ. Карсон возглавила движение по ознакомлению американской общественности 1960-х годов с основами экологического мировоззрения и его этическими оттенками.

Продолжение следует...

Наш основной блог ЖЖ "Религиозный гуманист"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное