Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Статьи об интерпретациях событий на Гаити.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 88/2010-02-01

Здравствуйте, дорогие друзья! После длительного перерыва мы продолжаем наши выпуски.

Темой всех сегодняшних публикаций являются интерптетации событий на Гаити. Точнее, ответом на непростой для многих вопрос: должны ли страдания людей, в особенности - массовые страдания, пониматься как суд Божий? Я представлю шесть небольших публикаций об этом и закончу своей собственной заметкой.

Владимир Абаринов. Толчок к размышлению

Несчастливый народ! плачевная страна,
Где всех ужасных язв жестокость собрана!
Вольтер. "Поэма на разрушение Лиссабона".
(перевод Ипполита Богдановича)
 

Нет ничего проще чем пожертвовать малую толику денег пострадавшим гаитянам. В супермаркете у кассы висит табличка, призывающая добавить к сумме чека один или пять долларов. Разумеется, можно и больше. Интернет забит разъяснениями, каким образом помочь несчастным.

Это первая, естественная, можно сказать, инстинктивная реакция американцев. Реакцией извращенной следует признать высказывания радиокомментатора Раша Лимбо и проповедника-евангелиста Пэта Робертсона. Первый заявил, что жертвовать на помощь Гаити не надо, потому что тем самым благотворитель будет участвовать в политических спекуляциях Барака Обамы. Второй сказал, что бедствие, постигшее Гаити, - не что иное как Божья кара за «договор с дьяволом», который гаитянские мятежники якобы заключили более 200 лет назад ради освобождения от власти Франции. Речь идет, разумеется, о религии вуду и о той роли, какую она сыграла в гаитянской революции.

Откровения Лимбо не заслуживают комментария. А с теорией Робертсона хотелось бы разобраться. Ведь он уже не в первый раз выступает, так сказать, пресс-секретарем небесного трибунала. По его словам, и теракты 11 сентября, и ураган "Катрина" были ниспосланы Америке свыше как наказание за гомосексуализм и аборты. Многим не чужд подобный взгляд и на беды России – мол, "забытая Богом" страна терпит за свой атеизм.

Христианские мыслители ведут спор на эту тему уже не одно столетие. В XVIII веке европейские просветители скрестили перья в очередной раз, и тоже по случаю землетрясения – Лиссабонского. То было страшное бедствие, до основания потрясшее мировоззрение современников и имевшее долгосрочные политические, философские и культурные последствия. Даже такие ходячие выражения, как "потрясение основ", и "земля уходит из-под ног", по мнению некоторых лексикографов, происходят от лиссабонской трагедии.

Земная твердь разверзлась 1 ноября 1755 года. По современным оценкам, погибло не менее 100 тысяч человек. Катастрофа произошла в католический праздник, День Всех Святых, да еще в тот момент, когда в храмах служили обедню. Гете, которому было тогда шесть лет, на склоне жизни вспоминал, говоря о себе в третьем лице:

Мальчик... был подавлен. Господь Бог, вседержитель неба и земли, в первом члене символа веры представший ему столь мудрым и благостным, совсем не по-отечески обрушил кару на правых и неправых. Тщетно старался юный ум противостоять этим впечатлениям; попытка тем более невозможная, что мудрецы и ученые мужи тоже не могли прийти к согласию в вопросе, как смотреть на сей феномен.

Вольтер, споривший с Лейбницем и его концепцией теодицеи, доказывавшей благость Господа несмотря на царящее в мире зло, ответил ему поэмой, полное название которой "Поэма на разрушение Лиссабона в 1755, или рассмотрение аксиомы: всё — благо":

О, жалость вечная, воспоминанье слезно!
Обманутый мудрец, кричишь ты: всё полезно;!
Приди, взгляни на сей опустошенный град, !
На сей несчастный прах отцов, и жен, и чад... !
Их томный слыша вопль в подземной там стране, !
Курящийся зря пепл, не скажешь ли ты мне, !
Что должно было так, чтоб град сей был несчастен, !
И нужно то Творцу, который благ и властен?

В "Кандиде", написанном спустя два года, встречаем пародийное рассуждение Панглоса на развалинах Лиссабона:

Маленький чернявый человечек, свой среди инквизиторов, сидевший рядом с Панглосом, вежливо сказал:
- По-видимому, вы, сударь, не верите в первородный грех, ибо, если все к лучшему, не было бы тогда ни грехопадения, ни наказания.
- Я усерднейше прошу прощения у вашей милости, - отвечал Панглос еще более вежливо, - но без падения человека и проклятия не мог бы существовать этот лучший из возможных миров.

Характерно, что собеседник Панглоса – "свой среди инквизиторов", которые "не нашли способа более верного для спасения от окончательной гибели, чем устройство для народа прекрасного зрелища аутодафе".

Лиссабонское землетрясение как синоним страшного, внезапного и незаслуженного бедствия оставалось в обороте русской литературы XIX века. Один из самых ярких случаев полемического использования образа – рассуждение Достоевского о стихах Афанасия Фета:

Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает, домы разваливаются и проваливаются, имущество гибнет... В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского "Меркурия" (тогда все издавались "Меркурии")... надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч., и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего:

Шопот, робкое дыханье,

Трели соловья...

Не знаю наверно, как приняли бы свой "Меркурий" лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта. Впрочем, лет через 30-50 португальцы, пожалуй, поставили бы памятник поэту, заключает Достоевский – дескать, погорячились. Достоевский просто не дожил до Чернобыля, "Курска" и "Норд-Оста". Не пришлось бы далеко за примерами ходить.

Так как же быть с мировым злом, со страданием невинных? По-своему, не по-богословски, а по-человечески, очень емко и просто ответил на этот вопрос Николай Бердяев: "Бог находится в ребенке, проливающем слезинку, а не в миропорядке, которым оправдывают эту слезинку".

Среди множества комментариев к гаитянской трагедии выделяется колонка обозревателя New York Times Дэвида Брукса. Он пишет о том, что горе Гаити не природного происхождения. Беда страны – беспросветная бедность. Это из-за нее дома там строились на честном слове, а спасательные работы исключительно сложны, потому что нет ни инфраструктуры, ни государственных служб чрезвычайной помощи. Там нечего восстанавливать. Эту страну надо отстраивать заново. Брукс надеется, что гаитянское землетрясение даст мировому сообществу толчок – опять "толчок"! – к пересмотру нынешней тщетной стратегии борьбы с бедностью.

Грани.ру

Валерий Емельянов. Бедность – порок, и землетрясение – кара за него

Патриарх Кирилл вновь ставит под вопрос укоренившийся «нравственный стереотип»

Случившееся недавно в далекой тропической стране Гаити землетрясение не меньше, чем земную кору, потрясло также и духовную атмосферу человеческого общества. Это и понятно – ведь эту самую атмосферу сегодня определяют, скажем прямо, апокалиптические тональности. Они вполне естественны для эпохи "стыка тысячелетий" на фоне резко активизировавшегося процесса глобализации и упадка традиционных культур. Прибавим к этому информационную насыщенность мирового пространства, бурное развитие Интернета, благодаря чему каждый житель земли теперь оперативно может узнать все о больших и маленьких проблемах, сваливающихся на нас в разных концах планеты. Не будем сбрасывать со счетов и "культурную миссию" Голливуда, который чрезвычайно увлекся в последнее время апокалиптическими сюжетами. Обозрев все это, мы поймем, почему гаитянские события вызвали значительный отголосок в душах людей религиозных.

Отреагировало на эту трагедию и мировое православие. РПЦЗ МП в первые же дни после трагедии собрала 50 тысяч долларов. РПЦ МП внутри России, правда, ничего подобного, несмотря на имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, не предприняла. А российские СМИ с каким-то черным сарказмом поведали, что на специально открытый российским отделением Международного общества Красного Креста счет, средства с которого должны были направляться в помощь жертвам землетрясения на Гаити, не поступило ни рубля! Однако в далеком от Гаити Казахстане, устами своего предстоятеля, Патриарха Кирилла (Гундяева), РПЦ МП высказалась в том, духе, что трагическое бедствие было послано народу Гаити, погрязшему в бедности, других пороках и не сумевшему "реализовать себя".

В переводе с церковно-гомилетического на нормальный русский язык смысл этого пассажа следующий: покарали народ Гаити свыше за бедность, наркоманию и другие пороки, возникшие на этой почве. При всей житейской "сермяжности" этой логики к данному патриаршему высказыванию было привлечено повышенное внимание. Многие даже абсолютно секулярные аналитики обратили внимание на некоторый диссонанс подобной логики и высокой евангельской морали. Ясно, что бедность и нищета сами по себе не могут быть признаны позитивными явлениями, однако все же никогда ни православная, ни католическая традиция не ставили в вину бедным их бедность, или даже нищету. Более того, можно вспомнить, что на Всемирном русском народном соборе (а это, как все мы хорошо знаем, – проект тогда еще митрополита Кирилла) в 2007 году обсуждалась проблема бедности и борьбы с ней. И тогда же двусмысленно было заявлено, что бедность – проблема социальная, порождена она в значительной степени тем, что на другом общественном полюсе скопились значительные богатства, и призвал к решению этой проблемы тех, в чьих руках находится это решение, - бизнесменов-нуворишей и государство.

Но на Гаити, судя по высказываниям Патриарха, все совсем наоборот; постановления ВРНС на эту "проклятую" страну не распространяются. Бедность здесь никакая не социальная проблема, а лишь свидетельство некоего очень расплывчатого и непонятного "кризиса духа". Ведь гаитяне только тем и занимались, что жили в нищете, наркоманили и страшным культом Вуду увлекались. Как они при этом еще умудрялись физику-математику у питерских профессоров изучать, сказать трудно. И как-то забывается еще то, что было так в нашей новейшей истории, когда Вашингтон и Запад в страхе перед экспансией коммунизма насаждал в латиноамериканских и африканских странах "своих сукиных сынов", не особенно обращая внимание на то, что эти ребята творят на самом деле со своими странами и народами. Гаити - тому красноречивейший пример.

Кстати, изреченная Патриархом Кириллом мысль, так удивившая представителей православной традиции, сближает его с кальвинизмом и англо-саксонским протестантизмом. Это там бедность порок, это у протестантов, если ты беден - значит, прежде всего, это Бог тебя не избрал. Кстати, идея о том, что быть бедным и безуспешным – плохо, является одной из ключевых у харизматиков-неопятидесятников, которых в патриархии очень не любят.

Можно, конечно, предположить, что московский предстоятель где-то немного не так высказался, как хотел, да еще и г-н Легойда, председатель Информационного отдела РПЦ МП, взял на себя ответственность за неправильную передачу патриарших слов (хотя слова эти были произнесены на многолюдном собрании, и их зафиксировал далеко не один г-н Легойда). Все же долгий перелет, и самолет, неожиданно приземлившийся в Астане вместо Алма-Аты... Но, наблюдая эти события в контексте процесса общего развития РПЦ МП в последнее время, понимаешь, что подобные сентенции неслучайны, а вполне закономерны.

Они закономерны для тех, кто живет и работает под девизом "Солидный Господь для солидных господ". Успешные бизнес- и политические менеджеры предпринимают попытку сформировать вокруг себя послушную идейно-духовную среду. Происходит это в обществе, в котором после посткоммунистического дележа собственности наступила фаза отключения всех и всяческих социальных лифтов с тем, чтобы всякие "не свои" на эту собственность и положение вещей не покушались. Отсюда – иконы в новорусских поселках, другие явления подобного рода, а также все более зримое разделение официальной Церкви на "высокую" и "низкую". В "высокой" Церкви мы имеем иерархов с репутацией "филокатоликов", епископов-композиторов, великосветские тусовки в зале соборов ХХС и протчая, протчая… В Церкви "низкой" - cплошь и рядом ксенофобия и дремучий клерикал-национализм, когда на головы наших учащихся и военнослужащих сваливаются огромные массы словес про патриотизм, про враждебность всего западного, восточного - в общем, "не нашего". И в эту систему очень хорошо встраивается идея о том, что дело помощи бедным – дело рук самих бедных. Хотя в нашей стране значительная часть бедных — это работающие и работящие люди, у которых практически нет надежды когда-либо выбраться из бедности. А теперь все ясно, дело, оказывается, в "глубинном состоянии человеческого духа". Видимо, настолько глубинном, что никто не в силах в эти глубины заглянуть и объяснить, как конкретно Церковь может этим людям помочь. Зато хорошее основание, чтобы заявить cамвона: "Бедный и нищий, спасайся сам! Кто как может".

А кто не может?

Валерий Емельянов, для Портала «Кредо»  

Проф. Александр Янов. Катастрофа Гаити и патриарх Кирилл

Рассуждения Патриарха Кирилла о причинах трагедии Гаити ошибочны еще и с исторической точки зрения

Александр Янов – профессор Нью-Йоркского университета. В 1974 г. изгнан из СССР

Как напомнил нам британский журнал «Экономист», весьма в таких делах искушенный, промежуток между гигантским всплеском сочувствия жертвам катастрофического землетрясения в Гаити и равнодушием и цинизмом, которые неизбежно наступят после него, невелик. Так устроен мир – окно возможностей узко. 

Естественно, все, кто чистосердечно откликнулся на чужую беду, хотели бы продлить нынешний без преувеличения всемирный – от Америки до Китая и от Бразилии до Израиля – взрыв человеческого великодушия, пусть, как всякий взрыв, и недолговечный. Есть, однако, среди нас и жестокосердные, кто отчаянно пытается этот замечательный промежуток сузить.

В Америке таких хватает. В особенности среди её национал-патриотов, что спят и видят, как бы скомпрометировать президента Обаму, возглавившего этот всплеск сочувствия стране, разорённой стихией. «Портал-Credo.Ru» уже упоминал проповедь известного телеевангелиста Пата Робертсона, предложившего парадоксальное объяснение несчастья, что постигло Гаити, как запоздалой кары Господни за пакт с дьяволом, заключенный, якобы, этой страной еще в 1791 году, дабы изгнать французских рабовладельцев.

Но Робертсон – лишь часть широкой национал-патриотической кампании. Тут и популярный радиокомментатор Раш Лимбо, и громогласный обозреватель «Fox News» Билл О’Райли. И это лишь самые известные из американских циников.

Мне, конечно, обидно, что Россия играет столь незначительную, исчезающе малую роль в этом всемирном споре между великодушием и цинизмом. Но вот вмешался в него Патриарх Кирилл. Резонно было предположить, что он устыдит свою паству за недостаток христианского великодушия, призовёт её помочь искалеченным и бездомным детям Гаити. Они-то уж ни в каких грехах неповинны. За что их карать? А россияне, между тем, не перевели ни рубля (!) на специально открытый российским отделением Международного Красного Креста банковский счет. Увы, заговорил человек, которого многие почитают за московского первосвятителя, вовсе не о христианском долге подать руку помощи страдающим – заговорил, совсем как пастор Робертсон, о каре Господней за грехи отцов, в частности, за «преступность, наркоманию, коррупцию, потерю нравственного облика людей». Короче, примкнул к лагерю американских циников, национал-патриотов.

Мало того, чтобы подкрепить это столь очевидно нехристианское суждение, Патриарх прибегнул к совсем уже странному аргументу, будто в Гаити, «Богом забытой» (!), были, якобы, «самые страшные тюрьмы», куда «отправляли каторжников из Франции». Тут, однако, святейший, сильно перегнул палку. Я, конечно, историк России, не Гаити. Однако историк. И сколько ни рылся в памяти, «каторжникам из Франции» там вроде бы взяться было неоткуда. Судите сами.

Известно, что отправляли в Гаити из Франции не каторжников, но сыновей лучших фамилий – управлять плантациями сахарного тростника, работали на которых в XVIII веке африканские рабы. А потом рабы восстали. И в результате первого в мировой истории успешного восстания рабов белые и, в первую очередь, французские рабовладельцы были вообще изгнаны с острова. В 1804 году Гаити объявила себя независимым государством. Откуда же там было взяться «каторжникам из Франции»?

Что меня как историка заинтересовало, однако, откуда Патриарх взял эти самые страшные тюрьмы и французских каторжников? Я долго ломал себе голову, покуда не догадался: предстоятель Русской Православной Церкви Московского патриархата просто перепутал Гаити с Гвианой, где те «самые страшные тюрьмы» вкупе с «каторжниками из Франции» как раз и обретались…

И вот что получается: как гражданину – мне стыдно за гражданскую позицию Патриарха, как историку – неловко за недопустимую в устах ответственного государственного деятеля ошибку.

Портал «Кредо» 

Виктор Шендерович. Гул из-под земли
Патриарх Кирилл назвал землетрясение на Гаити божьей карой.

Не размеры социальной катастрофы так назвал он, а - вот само сейсмологическое воздействие… Стало быть, озирая карту мира, Всевышний набрел глазом на Гаити, огорчился, присмотрелся, огорчился еще сильнее – и, решив как-то выразить свое отношение к этому политическому беспределу, сдвинул под Гаити пару-тройку тектонических плит.

Получив на выходе двести тысяч трупов, Господь счел вопрос исчерпанным, и тут в дело вступил патриарх Кирилл из Русской Православной Церкви (медиума ближе у Господа не нашлось). И Кирилл все для непонятливых растолковал.

Надо заметить, что вышеозначенный патриарх, носящий на запястье тикающую цацку из белого золота за тридцать тысяч евро, уже давно взял на себя функцию божьего медиума и хорошо освоил этот нравоучительный репертуар.

Надо заметить также, что обличенный Кириллом, погрязший в стяжательстве западный мир вторую неделю собирает миллиарды долларов для помощи несчастному Гаити. В отличие от России, которая все, что могла, отдала Уго Чавесу и острову Науру за признание оттяпанной у грузин Абхазии и свободных денег в настоящий момент не имеет.

Надо заметить также, что в плане социальной справедливости и гражданского самосознания Россия продолжает уверенное движение в сторону того самого Гаити, и пока РПЦ кадила администрации, у нас тут завелись и тонтон-макуты, и национальный лидер, все больше напоминающий папу Дока Дювалье.

Короче. Если предположить, что Господь наблюдает сейчас за политической картой мира, выбирая место для очередного сеанса назидания, то я бы порекомендовал патриарху реже бывать на родине - и чаще прислушиваться к звукам из-под земли…

Радио Свобода, 21 января


Виктор Шендерович. По следам божьей кары

После моей реплики на радио «Свобода», посвященной  выступлению патриарха Кирилла в Казахстане, я немедленно получил по сусалам из всемирной «паутины» и русского радиоэфира.

В селевом потоке привычной грязи,  посвященной моей  врожденной русофобии, очевидной подлости, вопиющей бездарности, позорным физическим размерам и легендарному корыстолюбию, вдруг замелькали упреки серьезные — и, судя по слогу, от приличных людей.

Зачем я извратил слова патриарха? — сурово спрашивали одни.

Интересно, когда Шендерович извинится? — ядовито интересовались другие.

Извиниться — это я при первой возможности. Считайте, уже начал.

Итак. Патриарх, оказывается, не говорил ничего про божью кару, обрушившуюся на Гаити! Сто сорок человек ткнули мне в поганую харю стенограмму выступления Кирилла, взятую из святого первоисточника, — сайта patriarchia.ru

«Где тут про божью кару?» — гневно спрашивает Марина с сайта «Свободы».

Отвечаю Марине и всем остальным. Тут — нигде. Зато это есть на сайте «Фергана.ру», где была приведена прямая речь патриарха — речь, частично совпадающая с официальной стенограммой.

А частично — не совпадающая.

Причем не совпадающая как раз в том месте, где патриарх говорит о разнице между Доминиканской республикой и Гаити.  

«Одна страна развивается, а на другой превалирует преступность, ей сопутствуют экономические спады и политическая нестабильность. И именно эта часть острова — Гаити — была взорвана землетрясением».

Вот последнего-то предложения (с ясно выраженной причинно-следственной связью, позволившей журналистам не без оснований вынести «божью кару» в заголовки)  и нет в официальной стенограмме. 

Устыдились, стало быть, в идеологическом отделе. Увидели, что сморозил святейший глупость — и вырезали ее, и швы затерли.

Подлог-с… Бес попутал, должно быть.

Этот бес путает часто, в том числе обычных и вполне приличных людей, мешая им отличать черное от белого, божий дар от яичницы, а православие — от корпоративных интересов группы церковных чиновников.

Будем считать, что моя очередь извиняться миновала.

С нетерпением жду встречных извинений.

Ежедневный журнал, 29 января

Священник Яков Кротов. Трясина

Двадцать первый век начался таким же землетрясением, как двадцатый. 28 декабря 1908 года погибла половина жителей Мессины – десятки тысяч человек. На следующий день в город ворвались русские моряки с подоспевшей эскадры Владимира Литвинова и начали разбирать завалы, эвакуировать пострадавших, кормить потерявших кров. Точно так же, как сейчас американские моряки помогают жителям Гаити.

Сейчас уже нелегко выяснить, обвинял ли кто-то из христианских проповедников жителей Мессины в порочной жизни. Вряд ли – религиозная культура сто лет назад была выше, чем сегодня. Впрочем, если какой-нибудь ошалевший маргинал и вылез с подобной проповедью, ее (и его) постарались забыть.

В современной глобальной деревне отличились сразу несколько проповедников Божьего гнева. Американский радиопроповедник Пэт Робертсон, горячий антидарвинист, заявил, что Бог наказал гаитянцев за договор с дьяволом, который они якобы заключили еще 200 лет назад.

Российский патриарх Кирилл (Гундяев) заявил, что гаитянцы наказаны за то, что у них был тоталитаризм. "Гаити - страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей".

Венесуэльский президент Уго Чавес заявил, что ему российские военные объяснили: землетрясение устроили США, испытывая свое новое, сейсмическое оружие. Слухи про такое оружие российские горе-шпионы распространяли еще во время армянского землетрясения.

Пэту Робертсону ответил сам сатана через фельетонистку Лили Койл: он заверил проповедника, что строго соблюдает договоры, что в странах, которые заключили с ним союзы, налицо материальное процветание, небоскребы и банки растут как грибы, а если Робертсона что-то не устраивает, то он, сатана, готов перезаключить с ним договор на новых условиях.

Патриарху Кириллу никто не ответил, потому что в России нет не только коррупции, бездуховности, тоталитарного прошлого, бедности, преступности и прочих гаитянских пороков, но нет и свободных средств массовой информации. Средства массовой информации, которые всегда к услугам патриарха, не дадут микрофона, видеокамеры и печатных страниц тем, кто с ним несогласен. Средства немассовой информации патриарх игнорирует, поэтому они не в счет.

Президенту Чавесу никто не успел ответить, как он перешел от слов к делу и начал реквизировать буржуйские магазины. Буржуины посмели торговать не в убыток себе, а это корыстолюбие, поклонение желтому дьяволу, нажива и спекуляция. Ценный опыт советской экономики и демагогики будет, очевидно, пересажен на венесуэльскую почву, после чего венесуэльцы будут с завистью глядеть на Гаити, пострадавшее всего-то навсего от землетрясения.

Через сто лет, можно надеяться, никто, вспоминая трагедию Гаити, не вспомнит распоясавшихся ханжей, у которых Бог – Молох, убивающий непокорных.

Землетрясение на Гаити, однако, заставляет задуматься о том катастрафизме, которым поражена Россия. Катастрофизм много хуже любых катастроф. Катастрофизм – когда власти показывают народу ужастики про то, какая в России преступность, сколько сирот, какие ужасные в России семьи, какие злокозненные сектанты, коррумпированные чиновники, бездельное правительство, продажные журналисты и бессовестные интеллектуалы. Пушкинское "дураки и дороги" так раздули, что Пушкин уже давно проклял себя за эти слова.

На первый взгляд – демократическая гласность: вот, мол, какие дураки, подонки, сволочи и дороги. Однако гласность это когда народ, получив информацию, путем выборов решает, какая политическая программа наилучшим образом поможет починить дороги, ликвидировать коррупцию и т.п. А когда правительство орет на всю Ивановскую, что все омерзительно и плохо, а потому нужно отменить выборы и укреплять безопасность, это не гласность, это пропаганда тоталитаризма как единственного лекарства от опасностей мира сего.

Слава Богу, в России нет землетрясений. А вот не слава Богу – что и без землетрясений трясемся. Трясемся от страха, а боимся – нет, не дураков и не преступников. Боимся свободы, боимся взрослости, выборов боимся очень.

Человекотрясение разрушительнее землетрясения. Природная катастрофа разрушает здания, которые можно отстроить. Страх свободы толкает в объятия чиновников, которые обещают, что обеспечат максимальную безопасность – и от природных бедствий, и от злых людей, и от наркотиков, и от вседозволенности, и от коммерческих рисков. Здания при этом тоже разрушаются – некоторые взрывает тайная политическая полиция, чтобы припугнуть обывателя, некоторые рушатся от старости (ведь все деньги идут на обеспечение безопасности). Но даже разрушение зданий не так страшно, как возведение вавилонской башни госбезопасности.

Представим себе автомобилиста, который помешан на безопасности. Он оснащает машину всевозможными системами безопасности (многие из которых, как кенгурятник, опасны для окружающих). Если дать ему волю и власть, он будет ездить, как российский президент – при этом всякое дорожное движение будет остановлено. Из-за службы безопасности будет происходить множество аварий – но не с тем, чью безопасность соблюдают. Впрочем, обольщаться не стоит.

Человек, который помешан на безопасности, обречен на опасности такого рода, которые обычному человеку не грозят. Он всюду высматривает зло и мрак, а это добром не кончается. Возможно, такой человек не будет погребен под развалинами здания, но он будет погребен под бумагами. Этим госбезопасность отличается от всякой иной информационной службы. Это система, уклоняющаяся от всякой обратной связи (не выдать "тайны" врагу), подобно взбесившемуся компьютеру. Система плодит всевозможные отчеты, средства контроля, запретов, предосторожностей, пропусков и т.п. Как если бы на автомобиль повесили броню, лобовое стекло закрыли, оставив лишь узкую прорезь. Только мотор-то остается прежним. Он начинает хрипеть, кашлять, стучать – и вот это и есть история России в последние десять лет... Опасен такой мотор? Опасен. Служба безопасности не может ни заменить мотор, ни починить, она мыслит иначе. Она начинает бороться с теми, кто смеет говорить, что мотор хрипит, кашляет и стучит. Машину золотят, украшают двуглавыми орлами и почетным караулом... Нет, лучше землетрясение!

Природная катастрофа всегда незаслуженна, социальная катастрофа всегда справедлива. Самое ужасное, что эта справедливость не от Бога, а от людей. Это многократно утяжелит участь людей, трясущихся от страха за свою безопасность. Бог простит, а законы экономики и социологии – не простят. Сатана госбезопасности не будет заключать никаких договоров, рядом с ним обычный сатана - образец честности и прямоты. Кто ищет у государства защиты от опасностей, тот от государственной безопасности и погибнет. И если от землетрясения может спасти милость Божия и соблюдение строительных норм, то от гибели под тяжестью госбезопасности даже Бог не спасет. А вот возвращение к нормальной - тяжелой, небезопасной, но человеческой и свободной жизни – спасает. 

Священник Яков Кротов, Грани.ру

Елена Преображенская. Икона Иисуса Христа распятого, или ответ патриарху

Патриарх Кирилл заявил,что причиной бедствия гаитян был их плохой "нравственный облик". Помимо патриарха, подобные речи ведёт проповедник-евангелист Пэт Робертсон и вообще религиозные фундаменталисты. Я категорически не согласна с такой трактовкой человеческих страданий.

Предвижу удивление неверующих посетителей (не говоря уже о религиозных фундаменталистах): разве религия не говорит, что Бог наказывает?

В том-то и есть беда, что в умах множества людей запечатлён образ Бога-карателя. Более того, масса верующих верит в тоталитарного Бога, выдуманного ими по их собственному образу и подобию, но подпитывающегося буквалистским прочтением библейских книг, в особенности Ветхого Завета. Уж лучше быть атеистом, чем поклоняться такому Богу! Тут моя симпатия целиком и полностью на стороне отрицающих религию. 

На самом деле христианство (подлинное христианство, а не его историческая карикатура) провозглашает не Бога карающего, а Бога страдающего, - Бога, который в лице Иисуса Христа разделяет все скорби человечества и всю боль страдания каждого человека. В этом образе нет места гневу и карам. В этом образе нет ничего, кроме любви и сострадания. 

В каждом человеке запечатлён Бог, Бог - в каждом без всяких исключений. Но прежде всего Бог пребывает в тех, кто страдает. В евангелии это отражено очень прямо, когда Иисус описывает Суд над миром и говорит праведникам, что они его накормили, напоили, одели, посетили в заключении и тд, а неправедным говорит противоположное: вы меня не накормили, не напоили, не посетили, не одели. И когда Иисусу задаётся вопрос, когда же произошли эти события, он отвечает: "что вы сделали братьям моим меньшим (людям, которые страдают), то сделали мне; что вы не сделала братьям моим меньшим, то не сделали мне" (Мтф. 25, 31-45).

Бог по определению самодостаточен и не нуждается ни в каких "богослужениях". Само это слово подразумевает, что человек "служит Богу". Но Бог не нуждается в том, чтобы Ему служили - нуждается человек. По большому счёту, Бог и не нуждается в том, чтобы в Него верили, - самим людям это нужно (тем, кто верит). А если неверующим Бог не нужен, Богу он этим никакого ущерба не причиняет. Можно быть и неверующим, а бывает, что лучше не верить, чем верить (такой верой, какой верят фундаменталисты).

Но вот что необходимо иметь каждому человеку - уважение и сострадание к другому человеку. Без этого жизнь превращается в ад, и не надо рисовать в своём воображении какого-то посмертного ада в виде огня, жарящего грешников...

Страдающий человек - это сам Иисус. И если ты хочешь служить Богу - служи (в смысле люби, помогай) человеку. Не нужно знать никакого богословия, а нередко оно и причиняет вред (припомним межрелигиозную вражду и преследования еретиков: это и есть плоды богословия, оторванного от подлинной духовности). Нужно понять простую вещь, что в человеке ты встречаешь Бога.

Страдающий человек - это икона Иисуса Христа распятого. Между прочим, по этой логике на днях я сравнила в своём ЖЖ деяния религиозных гомофобов в отношении гомосексуалов с распятием Иисуса. Представляю, как заденет фундаменталистов это сравнение, но делаю его целенаправленно и на полном серьёзе.

Иисус страдающий - в любом страдающем человеке, в любом униженном и угнетённом, в любом дискриминируемом. И если эти страдания (унижение, угнетение, дискриминацию) причиняешь ты, то ты этим распинаешь Иисуса. (И наоборот, если стараешься уничтожить угнетение, дискриминацию в отношении человека, то этим служишь Иисусу).

Бог, насылающий кары, - это ложь на подлинное христианство. Ранее была размещена статья (и эта заметка писалась как введение в неё), в конце которой стоят слова: "Бог находится в ребенке, проливающем слезинку, а не в миропорядке, которым оправдывают эту слезинку". (Бердяев).

Религиозные фундаменталисты очень любят вспоминать эпизод из евангелия, когда упала башня силоамская и побила людей (Лук. 13, 1-5). "Если не покаетесь, все так же погибнете" - радостно цитирует фундаменталист, понимая, конечно, под словом "покаяние" обращение в его веру. Подобное подразумевает и патриарх Кирилл, утверждая, что гаитяне заслужили кару.

На самом деле в этом эпизоде Иисус как раз предостерегает от такой логики: "Думаете ли вы, что они были грешнее других? - говорит Иисус - Нет, говорю вам". А дальше прибавляет слова, обращённые к "обличителям" чужих грехов: "Но если вы не покаетесь, все так же погибнете". И, конечно, это "так же" не подразумевает упавшую башню, а является просто метафотой (Иисус вообще постоянно говорил притчами, а не буквально).

А вот ещё хорошие слова из подлинно-христианской духовной традиции, а не её убогой карикатуры:

"Вопрос: каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты?

Ответ: когда он считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и осквернённым, - тогда он поистине чист сердцем." (Трактаты святого Исаака Сирина).

Простая мораль: учись видеть в людях хорошее, а не сплошные грехи, а с грехами сражайся в себе, а не в других. В христианской традиции известный аналог: "Спаси самого себя, и вокруг тебя спасутся тысячи" (Серафим Саровский).

Елена Преображенская 

Наш основной блог ЖЖ "Религиозный гуманист"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное