← Февраль 2010 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней 2 выпусков (1-2 раза в 2 месяца)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Статьи об интерпретациях событий на Гаити.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 88/2010-02-01 Здравствуйте, дорогие друзья! После длительного перерыва мы продолжаем наши выпуски. Темой всех сегодняшних публикаций являются интерптетации событий на Гаити. Точнее, ответом на непростой для многих вопрос: должны ли страдания людей, в особенности - массовые страдания, пониматься как суд Божий? Я представлю шесть небольших публикаций об этом и закончу своей собственной заметкой. Владимир Абаринов. Толчок к размышлению Несчастливый народ! плачевная страна, Нет ничего проще чем пожертвовать малую толику денег пострадавшим гаитянам. В супермаркете у кассы висит табличка, призывающая добавить к сумме чека один или пять долларов. Разумеется, можно и больше. Интернет забит разъяснениями, каким образом помочь несчастным. Это первая, естественная, можно сказать, инстинктивная реакция американцев. Реакцией извращенной следует признать высказывания радиокомментатора Раша Лимбо и проповедника-евангелиста Пэта Робертсона. Первый заявил, что жертвовать на помощь Гаити не надо, потому что тем самым благотворитель будет участвовать в политических спекуляциях Барака Обамы. Второй сказал, что бедствие, постигшее Гаити, - не что иное как Божья кара за «договор с дьяволом», который гаитянские мятежники якобы заключили более 200 лет назад ради освобождения от власти Франции. Речь идет, разумеется, о религии вуду и о той роли, какую она сыграла в гаитянской революции. Откровения Лимбо не заслуживают комментария. А с теорией Робертсона хотелось бы разобраться. Ведь он уже не в первый раз выступает, так сказать, пресс-секретарем небесного трибунала. По его словам, и теракты 11 сентября, и ураган "Катрина" были ниспосланы Америке свыше как наказание за гомосексуализм и аборты. Многим не чужд подобный взгляд и на беды России – мол, "забытая Богом" страна терпит за свой атеизм. Христианские мыслители ведут спор на эту тему уже не одно столетие. В XVIII веке европейские просветители скрестили перья в очередной раз, и тоже по случаю землетрясения – Лиссабонского. То было страшное бедствие, до основания потрясшее мировоззрение современников и имевшее долгосрочные политические, философские и культурные последствия. Даже такие ходячие выражения, как "потрясение основ", и "земля уходит из-под ног", по мнению некоторых лексикографов, происходят от лиссабонской трагедии. Земная твердь разверзлась 1 ноября 1755 года. По современным оценкам, погибло не менее 100 тысяч человек. Катастрофа произошла в католический праздник, День Всех Святых, да еще в тот момент, когда в храмах служили обедню. Гете, которому было тогда шесть лет, на склоне жизни вспоминал, говоря о себе в третьем лице: Мальчик... был подавлен. Господь Бог, вседержитель неба и земли, в первом члене символа веры представший ему столь мудрым и благостным, совсем не по-отечески обрушил кару на правых и неправых. Тщетно старался юный ум противостоять этим впечатлениям; попытка тем более невозможная, что мудрецы и ученые мужи тоже не могли прийти к согласию в вопросе, как смотреть на сей феномен. Вольтер, споривший с Лейбницем и его концепцией теодицеи, доказывавшей благость Господа несмотря на царящее в мире зло, ответил ему поэмой, полное название которой "Поэма на разрушение Лиссабона в 1755, или рассмотрение аксиомы: всё — благо": О, жалость вечная, воспоминанье слезно! В "Кандиде", написанном спустя два года, встречаем пародийное рассуждение Панглоса на развалинах Лиссабона: Маленький чернявый человечек, свой среди инквизиторов, сидевший рядом с Панглосом, вежливо сказал: Характерно, что собеседник Панглоса – "свой среди инквизиторов", которые "не нашли способа более верного для спасения от окончательной гибели, чем устройство для народа прекрасного зрелища аутодафе". Лиссабонское землетрясение как синоним страшного, внезапного и незаслуженного бедствия оставалось в обороте русской литературы XIX века. Один из самых ярких случаев полемического использования образа – рассуждение Достоевского о стихах Афанасия Фета: Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает, домы разваливаются и проваливаются, имущество гибнет... В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского "Меркурия" (тогда все издавались "Меркурии")... надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч., и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего: Шопот, робкое дыханье, Трели соловья... Не знаю наверно, как приняли бы свой "Меркурий" лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта. Впрочем, лет через 30-50 португальцы, пожалуй, поставили бы памятник поэту, заключает Достоевский – дескать, погорячились. Достоевский просто не дожил до Чернобыля, "Курска" и "Норд-Оста". Не пришлось бы далеко за примерами ходить. Так как же быть с мировым злом, со страданием невинных? По-своему, не по-богословски, а по-человечески, очень емко и просто ответил на этот вопрос Николай Бердяев: "Бог находится в ребенке, проливающем слезинку, а не в миропорядке, которым оправдывают эту слезинку". Среди множества комментариев к гаитянской трагедии выделяется колонка обозревателя New York Times Дэвида Брукса. Он пишет о том, что горе Гаити не природного происхождения. Беда страны – беспросветная бедность. Это из-за нее дома там строились на честном слове, а спасательные работы исключительно сложны, потому что нет ни инфраструктуры, ни государственных служб чрезвычайной помощи. Там нечего восстанавливать. Эту страну надо отстраивать заново. Брукс надеется, что гаитянское землетрясение даст мировому сообществу толчок – опять "толчок"! – к пересмотру нынешней тщетной стратегии борьбы с бедностью. Валерий Емельянов. Бедность – порок, и землетрясение – кара за него Патриарх Кирилл вновь ставит под вопрос укоренившийся «нравственный стереотип» Проф. Александр Янов. Катастрофа Гаити и патриарх Кирилл Рассуждения Патриарха Кирилла о причинах трагедии Гаити ошибочны еще и с исторической точки зрения Александр Янов – профессор Нью-Йоркского университета. В 1974 г. изгнан из СССР Как напомнил нам британский журнал «Экономист», весьма в таких делах искушенный, промежуток между гигантским всплеском сочувствия жертвам катастрофического землетрясения в Гаити и равнодушием и цинизмом, которые неизбежно наступят после него, невелик. Так устроен мир – окно возможностей узко. Естественно, все, кто чистосердечно откликнулся на чужую беду, хотели бы продлить нынешний без преувеличения всемирный – от Америки до Китая и от Бразилии до Израиля – взрыв человеческого великодушия, пусть, как всякий взрыв, и недолговечный. Есть, однако, среди нас и жестокосердные, кто отчаянно пытается этот замечательный промежуток сузить. В Америке таких хватает. В особенности среди её национал-патриотов, что спят и видят, как бы скомпрометировать президента Обаму, возглавившего этот всплеск сочувствия стране, разорённой стихией. «Портал-Credo.Ru» уже упоминал проповедь известного телеевангелиста Пата Робертсона, предложившего парадоксальное объяснение несчастья, что постигло Гаити, как запоздалой кары Господни за пакт с дьяволом, заключенный, якобы, этой страной еще в 1791 году, дабы изгнать французских рабовладельцев. Но Робертсон – лишь часть широкой национал-патриотической кампании. Тут и популярный радиокомментатор Раш Лимбо, и громогласный обозреватель «Fox News» Билл О’Райли. И это лишь самые известные из американских циников. Мне, конечно, обидно, что Россия играет столь незначительную, исчезающе малую роль в этом всемирном споре между великодушием и цинизмом. Но вот вмешался в него Патриарх Кирилл. Резонно было предположить, что он устыдит свою паству за недостаток христианского великодушия, призовёт её помочь искалеченным и бездомным детям Гаити. Они-то уж ни в каких грехах неповинны. За что их карать? А россияне, между тем, не перевели ни рубля (!) на специально открытый российским отделением Международного Красного Креста банковский счет. Увы, заговорил человек, которого многие почитают за московского первосвятителя, вовсе не о христианском долге подать руку помощи страдающим – заговорил, совсем как пастор Робертсон, о каре Господней за грехи отцов, в частности, за «преступность, наркоманию, коррупцию, потерю нравственного облика людей». Короче, примкнул к лагерю американских циников, национал-патриотов. Мало того, чтобы подкрепить это столь очевидно нехристианское суждение, Патриарх прибегнул к совсем уже странному аргументу, будто в Гаити, «Богом забытой» (!), были, якобы, «самые страшные тюрьмы», куда «отправляли каторжников из Франции». Тут, однако, святейший, сильно перегнул палку. Я, конечно, историк России, не Гаити. Однако историк. И сколько ни рылся в памяти, «каторжникам из Франции» там вроде бы взяться было неоткуда. Судите сами. Известно, что отправляли в Гаити из Франции не каторжников, но сыновей лучших фамилий – управлять плантациями сахарного тростника, работали на которых в XVIII веке африканские рабы. А потом рабы восстали. И в результате первого в мировой истории успешного восстания рабов белые и, в первую очередь, французские рабовладельцы были вообще изгнаны с острова. В 1804 году Гаити объявила себя независимым государством. Откуда же там было взяться «каторжникам из Франции»? Что меня как историка заинтересовало, однако, откуда Патриарх взял эти самые страшные тюрьмы и французских каторжников? Я долго ломал себе голову, покуда не догадался: предстоятель Русской Православной Церкви Московского патриархата просто перепутал Гаити с Гвианой, где те «самые страшные тюрьмы» вкупе с «каторжниками из Франции» как раз и обретались… И вот что получается: как гражданину – мне стыдно за гражданскую позицию Патриарха, как историку – неловко за недопустимую в устах ответственного государственного деятеля ошибку. Виктор Шендерович. Гул из-под земли Радио Свобода, 21 января После моей реплики на радио «Свобода», посвященной выступлению патриарха Кирилла в Казахстане, я немедленно получил по сусалам из всемирной «паутины» и русского радиоэфира. Священник Яков Кротов. Трясина Двадцать первый век начался таким же землетрясением, как двадцатый. 28 декабря 1908 года погибла половина жителей Мессины – десятки тысяч человек. На следующий день в город ворвались русские моряки с подоспевшей эскадры Владимира Литвинова и начали разбирать завалы, эвакуировать пострадавших, кормить потерявших кров. Точно так же, как сейчас американские моряки помогают жителям Гаити. Елена Преображенская. Икона Иисуса Христа распятого, или ответ патриарху Патриарх Кирилл заявил,что причиной бедствия гаитян был их плохой "нравственный облик". Помимо патриарха, подобные речи ведёт проповедник-евангелист Пэт Робертсон и вообще религиозные фундаменталисты. Я категорически не согласна с такой трактовкой человеческих страданий. Предвижу удивление неверующих посетителей (не говоря уже о религиозных фундаменталистах): разве религия не говорит, что Бог наказывает? В том-то и есть беда, что в умах множества людей запечатлён образ Бога-карателя. Более того, масса верующих верит в тоталитарного Бога, выдуманного ими по их собственному образу и подобию, но подпитывающегося буквалистским прочтением библейских книг, в особенности Ветхого Завета. Уж лучше быть атеистом, чем поклоняться такому Богу! Тут моя симпатия целиком и полностью на стороне отрицающих религию. На самом деле христианство (подлинное христианство, а не его историческая карикатура) провозглашает не Бога карающего, а Бога страдающего, - Бога, который в лице Иисуса Христа разделяет все скорби человечества и всю боль страдания каждого человека. В этом образе нет места гневу и карам. В этом образе нет ничего, кроме любви и сострадания. Бог по определению самодостаточен и не нуждается ни в каких "богослужениях". Само это слово подразумевает, что человек "служит Богу". Но Бог не нуждается в том, чтобы Ему служили - нуждается человек. По большому счёту, Бог и не нуждается в том, чтобы в Него верили, - самим людям это нужно (тем, кто верит). А если неверующим Бог не нужен, Богу он этим никакого ущерба не причиняет. Можно быть и неверующим, а бывает, что лучше не верить, чем верить (такой верой, какой верят фундаменталисты). Но вот что необходимо иметь каждому человеку - уважение и сострадание к другому человеку. Без этого жизнь превращается в ад, и не надо рисовать в своём воображении какого-то посмертного ада в виде огня, жарящего грешников... Страдающий человек - это сам Иисус. И если ты хочешь служить Богу - служи (в смысле люби, помогай) человеку. Не нужно знать никакого богословия, а нередко оно и причиняет вред (припомним межрелигиозную вражду и преследования еретиков: это и есть плоды богословия, оторванного от подлинной духовности). Нужно понять простую вещь, что в человеке ты встречаешь Бога. Страдающий человек - это икона Иисуса Христа распятого. Между прочим, по этой логике на днях я сравнила в своём ЖЖ деяния религиозных гомофобов в отношении гомосексуалов с распятием Иисуса. Представляю, как заденет фундаменталистов это сравнение, но делаю его целенаправленно и на полном серьёзе. Иисус страдающий - в любом страдающем человеке, в любом униженном и угнетённом, в любом дискриминируемом. И если эти страдания (унижение, угнетение, дискриминацию) причиняешь ты, то ты этим распинаешь Иисуса. (И наоборот, если стараешься уничтожить угнетение, дискриминацию в отношении человека, то этим служишь Иисусу). Бог, насылающий кары, - это ложь на подлинное христианство. Ранее была размещена статья (и эта заметка писалась как введение в неё), в конце которой стоят слова: "Бог находится в ребенке, проливающем слезинку, а не в миропорядке, которым оправдывают эту слезинку". (Бердяев). Религиозные фундаменталисты очень любят вспоминать эпизод из евангелия, когда упала башня силоамская и побила людей (Лук. 13, 1-5). "Если не покаетесь, все так же погибнете" - радостно цитирует фундаменталист, понимая, конечно, под словом "покаяние" обращение в его веру. Подобное подразумевает и патриарх Кирилл, утверждая, что гаитяне заслужили кару. На самом деле в этом эпизоде Иисус как раз предостерегает от такой логики: "Думаете ли вы, что они были грешнее других? - говорит Иисус - Нет, говорю вам". А дальше прибавляет слова, обращённые к "обличителям" чужих грехов: "Но если вы не покаетесь, все так же погибнете". И, конечно, это "так же" не подразумевает упавшую башню, а является просто метафотой (Иисус вообще постоянно говорил притчами, а не буквально). А вот ещё хорошие слова из подлинно-христианской духовной традиции, а не её убогой карикатуры: "Вопрос: каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты? Ответ: когда он считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и осквернённым, - тогда он поистине чист сердцем." (Трактаты святого Исаака Сирина). Наш основной блог ЖЖ "Религиозный гуманист" Ведущая рассылки Елена Преображенская До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! |
В избранное | ||