Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

В июле 2017 года состоялся первый визит в Монголию Ламы Оле Нидала. В ходе визита Лама Оле принял участие в международной конференции по истории буддизма, провел публичную лекцию в Университете культуры и искусств Монголии, представил книгу <<Каким все является>>, переведенную на монгольский язык. Результатом визита стало формирование медитационной группы в Улан-Баторе, которая в перспективе, возможно, станет функционировать как буддийский центр традиции Карма Кагью. Журнал <<Буддизм.ru>> представляет три коротких интервью с людьми, которые готовили этот визит и поэтому хорошо знают, в чем состояла цель проекта и как он был организован.


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
 

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2017-11-06

 

Открытие Монголии: первый визит Ламы Оле Нидала

В июле 2017 года состоялся первый визит в Монголию Ламы Оле Нидала. В ходе визита Лама Оле принял участие в международной конференции по истории буддизма, провел публичную лекцию в Университете культуры и искусств Монголии, представил книгу «Каким все является», переведенную на монгольский язык. Результатом визита стало формирование медитационной группы в Улан-Баторе, которая в перспективе, возможно, станет функционировать как буддийский центр традиции Карма Кагью. Журнал «Буддизм.ru» представляет три коротких интервью с людьми, которые готовили этот визит и поэтому хорошо знают, в чем состояла цель проекта и как он был организован.

«Буддизм.ru»: Как долго готовился этот визит?

Олег Широбоков, участник оргкомитета, Москва: Подготовка началась в 2008 году. Сначала мы хотели отправить в Монголию кого-то из европейских учителей Алмазного пути, но обстоятельства не складывались. Ситуация изменилась, когда Лама Оле решил поехать в эту страну сам. Обычно Лама приезжает в страну, когда его приглашает местная группа буддистов Карма Кагью, но в Монголию Лама решил поехать самостоятельно.

«Буддизм.ru»: Почему визит состоялся именно летом?

О.Ш.: Потому что зимой в Монголии крайне холодно, это время не очень подходит для путешествий по стране. Летний визит органично вписался в расписание Ламы. Между инаугурацией Ступ в Красноярске и на Байкале было несколько дней — именно в этот период и состоялся визит.

«Буддизм.ru»: Кто готовил это событие?

О.Ш.: Буддисты из Иркутска и Улан-Удэ, к которым присоединились Александр Койбагаров, Марина Виллер, Михаил Кочергин. В 2016 году организаторы несколько раз посетили Монголию с рабочими визитами, в ходе которых знакомились с монгольскими буддистами, специалистами по истории буддизма, представителями научного сообщества и власти. Один из ключевых членов оргкомитета — Гунсэма Чимитдоржиева, ученый секретарь Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Она прекрасно знает Монголию, часто бывает в этой стране по научным делам. Благодаря ее участию мы наладили контакт с сотрудником Совета по делам государственной службы, доктором наук, профессором, завотделом религиоведения Института философии Академии наук Монголии, в прошлом советником президента Монголии по религиозным вопросам С. Цэдэндамбой, который предложил провести в дни визита Ламы в Улан-Баторе научную конференцию по истории буддизма. Также в подготовке визита очень важную роль сыграла Болор Баянзул — монгольская буддистка, которая живет в Чикаго и руководит туристическим бизнесом. Она предложила оптимальный маршрут и взяла на себя очень многие организационные вопросы, связанные с логистикой, ночлегом, питанием.

«Буддизм.ru»: Кто переводил книгу «Каким все является» Ламы Оле Нидала на монгольский?

О.Ш.: Этим проектом занимались несколько человек. Перевести книгу на монгольский предложила Гунсэма, затем к работе подключились сотрудник Академии наук Монголии Д. Пурэвжав в качестве основного переводчика и редакторы. С российской стороны проектом руководила Елена Леонтьева. В итоге книга была переведена, сверстана и издана в рекордно короткие сроки. Мы привезли в Монголию ограниченное число экземпляров, и они были с благодарностью приняты местными буддистами.

«Буддизм.ru»: Каковы итоги визита?

О.Ш.: У нас сложились очень хорошие отношения со всеми, с кем мы встречались в этой стране. Монгольские ламы всех линий буддизма были рады визиту Ламы Оле. Они заинтересованы в продолжении контактов с нашей школой, в том числе они хотели бы отправлять монгольских студентов на учебу в Международный Буддийский Институт Кармапы (KIBI). В Улан-Баторе сложилась первая медитационная группа, которая стала практиковать медитацию на Шестнадцатого Кармапу в дни визита Ламы, и продолжает делать это и сейчас.

«Буддизм.ru»: Каков был маршрут визита в Монголию Ламы Оле и его спутников?

Болор Баянзул, директор Happy Holiday LLC, Чикаго: В первый день визита Ламы в Улан-Баторе состоялась конференция, в которой приняли участие историки буддизма из Монголии, России, а также монгольские ламы. На следующий день Лама и его спутники отправились в буддийский монастырь Эрдэнэ-Хамба в провинции Булган. Оттуда группа выехала в древнюю монгольскую столицу Хархорин и посетила монастырь Эрдэни-Дзу, это был третий день путешествия. На четвертый день делегация вернулась в Улан-Батор, посетила монастырь Гандан, Музей изобразительного искусства им. Дзанабазара — монгольского буддийского правителя и знаменитого скульптора. Вечером того же дня состоялась лекция Ламы Оле в Университете культуры и искусств Монголии.

«Буддизм.ru»: В каком состоянии находятся монгольские буддийские монастыри?

Б.Б.: В 1930-х годах коммунисты репрессировали религиозные общины в Монголии. Они уничтожили около 900 монастырей, несколько оставшихся были превращены в музеи. Ламы и монахи были либо убиты, либо заключены в тюрьму или призваны в армию. Те, кого не коснулись репрессии, были вынуждены покинуть монастыри. Многие здания монастырей были разрушены, а те, что уцелели, использовались как служебные помещения, амбары или конюшни. В 1944 году после ходатайства нескольких монахов был вновь открыт монастырь Гандан, но его функции осуществлялись под строгим контролем социалистического правительства.

«Буддизм.ru»: Почему в ХХ веке монгольский буддизм столкнулся с такими драматическими испытаниями?

Гунсэма Чимитдоржиева, ученый секретарь, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ: Исторические исследования Ивана Майского, Натальи Жуковской, Рустама Сабирова и других показывают, что в начале ХХ века буддизм в Монголии представлял мощную политическую и экономическую силу. Буддийские монастыри были единственными центрами образования, просвещения и медицины. В этот период в монастырях находилось более 100 тысяч монахов. Однако коммунистическая власть собиралась перестроить монгольское общество, и монастыри не вписывались в планы новой власти.

«Буддизм.ru»: Когда начались гонения на буддийские монастыри?

Г.Ч.: Монголия провозгласила независимость от династии Цин в 1911 году, в течение десяти лет после этого существовало независимое государство во главе с теократическим монархом Богдо-гэгэном. Однако в 1921 году произошла народная революция, и новая власть начала вытеснять буддизм из монгольского общества. Особенно активная борьба с буддизмом шла в 1930-е годы, ее пик пришелся на 1937–38 гг. В этот период были разрушены практически все монастыри, начались репрессии в отношении лам и монахов. Современные исследователи находят многочисленные массовые захоронения — братские могилы монгольских монахов. К концу 1930-х годов буддизм в Монголии был практически уничтожен. Это был тяжелый период для страны, и буддизм сохранился только на бытовом уровне.

«Буддизм.ru»: А когда репрессии прекратились?

Г.Ч.: После Второй мировой войны. В 1945 г. Сталин разрешил открыть в СССР Иволгинский дацан, а в Монголии в 1944 году был заново открыт монастырь Гандан. В древней столице страны Хархорине был восстановлен храмовый комплекс Эрдэни-Дзу, его открыли в послевоенные годы как музейный комплекс. В 1950-60-е годы отношение государства к буддизму стало менее агрессивным. Возрождение буддизма началось в 1990-е годы. Сангха начала восстанавливать храмы. Ламы стали ездить в Индию для получения буддийского образования. Сейчас в Монголии около 170 монастырей и около 5 тысяч лам. Но главная проблема состоит в том, что монгольский буддизм — ритуальный. Монгольской Сангхе только предстоит открыть всю глубину буддизма. Причем монгольское общество осознает эту потребность, его не удовлетворяет традиционная религиозность, поэтому и визит Ламы Оле вызвал такой интерес в Монголии.

Фото: Михаил Кочергин.

Читайте подробный рассказ о монгольском путешествии Ламы Оле Нидала в 31-м номере журнала «Буддизм.ru».

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное