← Ноябрь 2012 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.buddhism.ru
Открыта:
04-04-2009
Статистика
-1 за неделю
Тибет. Мифы и реальность.
|
||||||||||
Во времена нашего советского прошлого, когда требовалось разоблачить очередное учение или поверье, не соответствовавшее официальным постулатам ленинизма, в названиях книг и статей часто встречался литературный штамп, которым я и воспользовался в качестве заголовка этой статьи. Возможно, я сделал это потому, что в Тибете, где мы провели два месяца осенью 2007 года, мне было очень трудно отличить реальность от мифов,
а мифы от реальности, или просто не хотелось этого делать… Наши представления о Тибете прочно связаны с вопросом практики и духовного развития. Каждый хоть раз наверняка задавал себе вопрос: «Можно ли эффективно практиковать буддизм, находясь у себя дома, просто применяя средства и методы, появившиеся и сохранявшиеся на протяжении многих
сотен лет в Гималаях? Или для того чтобы использовать их „ Разговаривая с совершенно разными людьми, уставшими от суеты обыденной жизни, я не раз слышал фразу, звучавшую примерно как: «скоро все брошу и уеду в Тибет». Эта фраза повторяется после каждой неприятности, коими полна наша жизнь, но никогда не приводит к конкретным действиям. Видимо, рожденная очередной фантазией из серии «там хорошо, где нас нет», идея уехать в Несмотря на то что за последние годы мне посчастливилось объехать немало стран и городов, познакомиться со множеством культур, и Азия стала привычной и близкой, поездка в Тибет оказалась незабываемым открытием, никак не желавшим «отвечать ожиданиям», — и позитивным, и негативным. Когда читаешь удивительные истории из жизни великих тибетских йогинов, может показаться, что Тибет —
это место, где каждый день происходят чудеса, где на каждом углу толпятся великие ламы и просветленные йогины, где усердные монахи медитируют изо дня в день, не думая о бренном и в результате достигая заветной цели. С другой стороны, мы слышали, что после китайской оккупации Тибета множество монастырей было разрушено, сотни тысяч людей стали беженцами, и не верилось, что в самом Тибете осталось Трезвый взгляд на вещи подсказывал мне, что наверняка в Тибете, как и в любой другой точке мира, люди стремятся жить богаче и «красивее», заботясь, прежде всего о хлебе насущном и не думая «о душе». Казалось, что, приехав в Тибет, сразу становишься ближе
к Просветлению, а обычные проблемы уходят в небытие. Одновременно понималось, что от себя и своих непросветленных иллюзий не убежишь, не спрячешься даже за хребтом Гималайских гор. Поездка показала, что оба вида моих ожиданий не подтвердились и подтвердились одновременно. Тибет оказался и страной чудес, и страной победившего материализма. Эти два противоречивых впечатления попеременно сменяли друг друга в моем сознании в течение всего двухмесячного путешествия. За это время мы проехали почти весь Тибет, от Чэнду, крупного китайского города к востоку от Тибета, через провинцию Сычуань, к которой китайские власти отнесли весь восточный Тибет, включая Кхам, через Тибетский
автономный округ и до священной горы Кайлаш на западе. Посетили множество городов и городков, названия которых вряд ли много скажут читателю: Таву, Кандинг, Канце, Дерге, Маниганго, Чамдо, Байи, Цетанг, Самье, Лхаса, Гьянце, Шигаце, Тингри, Нилам и, наконец, Дарчен. Нет смысла описывать эти городки и все, что мы видели по пути — при желании об этом можно прочесть моем блоге,
а конкретную информацию поискать в путеводителях. Поэтому остановлюсь лишь на общем описании своих впечатлений о Тибете, его духовной и материальной жизни. Наша поездка была ориентирована на посещение святых мест, монастырей — того, о чем мы уже знали по биографиям знаменитых тибетских йогинов, и о чем нам рассказывали учителя. И действительно, по дороге чуть ли не на каждом шагу — в монастырях, в горах, в пещерах, в городах, деревнях и даже в полях — мы встречали тщательно сохраняемые следы
чудес прошлого. В каждом значительном храме имеются хотя бы Эти отпечатки, наличие которых является обычным (через Подобная история происходила и с самопроявившимися образами. Они встречаются часто, в каждом священном месте, иногда по нескольку сразу. В пещерах, где медитировали великие йогины, рядом с ретритными центрами, монастырями и храмами, на камнях сами собой возникают скульптурные изображения Будд, мантры, буддийские символы. Иногда они проявляются достаточно отчетливо, и, помня образ Будды, можно легко узнать его в выступе
на камне. А иногда нужно иметь хорошую фантазию, чтобы распознать фигуру Гуру Ринпоче, Ченрези или слог «ом» в трещинках, выступах и прожилках камня, поэтому возникают все те же сомнения и вопросы, как и в случае с отпечатками ног и рук. Правда, всему моему скептицизму пришел конец, когда я увидел самопроявившиеся слоги мантр ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ в местечке Маниганго, где в 1952 году один из В тибетских монастырях и храмах до сих пор хранятся бесчисленные реликвии прошлого и настоящего. Кроме уже упоминавшихся черепа Шантаракшиты, башмака и печати Гуру Ринпоче, в монастырях мы видели посохи Миларепы и Гуру Ринпоче, чашку Миларепы, статую Марпы с его останками, несколько
«говорящих статуй» Тары и другие чудесные вещи, которые невозможно описать. Их нужно видеть и получать благословение. Время и перипетии истории не смогли ничего сделать с реликвиями, которые прятали на время гонений и опять возвращали на свои места, на алтари восстановленных храмов. Наша поездка началась в провинции Сычуань, к которой по административному делению относится Кхам. Это места, где традиционно была сильна школа Кагью, где на склонах холмов вместо ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ белым камнем выложена мантра КАРМАПА ЧЕННО, а места связаны с жизнью Кармап. Совершенно случайно мы встретили на дороге доброжелательного монаха на мотоцикле, который посоветовал нам посетить место рождения Первого
Кармапы — хлев в цокольном этаже жилого двухэтажного дома, что мы и сделали. Говорят, Дюсум Кхьенпа родился у служанки, работавшей в этом доме. За восемь с половиной веков, прошедших с того времени, дом подвергался многочисленным перестройкам, но само место сохраняется нетронутым. И паломники, посещающие эту святыню, делают здесь подношения. В этих же местах Дюсум Кхьенпа провел свое детство, и если найти хорошего проводника, он покажет
поля, где ребенком Кармапа пас скот, попутно оставляя следы на скалах. В одном месте он ударил по скале камнем, привязанным к веревке, которым погонял скот, и в скале остался глубокий след. В другом месте Кармапа прятался от друзей, видимо, играя в прятки, и, опершись коленями о большой камень, оставил два круглых отпечатка. По прошествии восьми столетий эти следы оказались в яме на глубине около метра, но до сих пор это место свято
сохраняют, показывают паломникам. Ничто — ни время, ни китайское нашествие — не смогло заставить следы исчезнуть с земли и из памяти тибетского народа. В Тибете есть достаточно пещер, в которых, по преданиям, медитировал Миларепа. Сейчас вокруг многих из них построены монастыри и храмы. Миларепа был известен своими чудесами. Часто он сам создавал пещеры — двумя руками упирался в камень и поднимал скалу, превращая ее в свод. Поэтому во многих пещерах, созданных им, есть отпечатки ладоней на потолке. Следы его ладоней, которые зачастую сложно
различить, покрыты золотой краской, что помогает находить места благословения. Чтобы найти эти пещеры, нужно иметь хороший путеводитель, а еще лучше проводника, знающего все святые места. Одна из самых известных пещер Миларепы и его ученика Речунгпы расположена рядом с городком Нилам недалеко от непальской границы. Войти в пещеру можно через храм, который до XVII века принадлежал школе Кагью, но после печально известных событий и сосредоточения всей власти в руках Пятого В наши дни многие из пещер используются по назначению. Есть целые пещерные комплексы, которые хранят свою историю и благословение на протяжении веков: например, Чимпху, основанный Гуру Ринпоче во время строительства первого в Тибете монастыря Самье, или Драг Ерпа (недалеко от Лхасы),
основанный Сонгценом Гампо. Теперь в этих пещерах медитируют йогины и йогини, уходя в долговременные ретриты. Конечно, здесь им не избежать назойливых паломников и туристов, поэтому практика часто прерывается на общение, раздачу благословения и получение подношений. Впрочем, это не отвлекает медитаторов, а лишь помогает создавать и поддерживать связи. Чаще всего, пещеры уже «благоустроены», — к ним пристроена передняя стенка с дверью,
защищающая от ветра и дождя, и сами пещеры больше похожи на домишки, прилепленные к скале. Внутри — земляной пол, алтарь и место для медитации. Как нам объясняли, большинство йогинов не ложатся спать, а отдыхают сидя, не прерывая практику. Одним из самых незабываемых как для нашей группы, так и для обитателей этого места было посещение монастыря рядом с городком Янгпачен, недалеко от Лхасы. Когда мы говорим: «недалеко» применительно к Тибету, это может быть несколько часов пути на джипе по тряским грунтовым дорогам. Монастыри Кагью всегда располагались вдалеке от больших городов, в красивых, но труднодоступных местах. Это относится
и к главной резиденции Кармап в Тибете Цурпху, и к монастырю Ситу Ринпоче недалеко от Дерге, и к монастырю в Янгпачене. В отличие от них монастыри школы Гелугпа всегда располагались в центре больших городов: например, Потала — дворец Монастырь в Янгпачене — пока единственный в Тибете, который поддерживает Кармапу Тхае Дордже. История его такова: раньше это был процветающий монастырь, одна из главных резиденций Шамара Ринпоче. Но когда двести лет назад было запрещено находить и опознавать перерождение Шамарпы, все его храмы и монастыри были переданы школе Гелугпа, включая и этот. В наше время, когда Шестнадцатый Кармапа добился официального
признания Шамарпы в эмиграции, начались переговоры о возвращении монастыря в Янгпачене, которые в конце концов увенчались успехом. Сейчас это место принадлежит Шамару Ринпоче, его фото стоит на троне вместе с фотографией Семнадцатого Кармапы Тхае Дордже. Правда, сам Шамарпа ни разу здесь не был. Говорят, один раз он даже проезжал недалеко, по дороге в Лхасу в тридцати километрах от монастыря. Но не смог заехать, поскольку в тот раз
у него был статус туриста, а китайские власти строго следят за тем, чтобы туристы посещали только те места, на въезд в которые получили разрешения. Отклонение в сторону на двадцать километров от маршрута может быть расценено как нарушение, за которым последует наказание — штраф и другие неприятности. Тем не менее Шамар Ринпоче уделяет Янгпачену достаточно внимания. Сейчас там строится новое здание храма, где будет не только место для практики, но и колледж для изучения буддийской философии, а финансируют строительство ученики Шамарпы из Монастырь в Янгпачене, как и любой храм в Тибете, «обслуживает» местное население, его монахи исполняют роль психотерапевтов, советчиков и духовных наставников. Они ходят по домам, куда их специально приглашают, общаются с людьми, дают наставления, проводят пуджи и ритуалы,
оказывают психологическую помощь. Интересно, что после того как несколько лет назад монастырь был передан школой Гелугпа обратно Кагью, все местное население без вопросов «перешло в Кагью». Большинство тибетцев не относят себя к той или иной школе, уважая, почти обожествляя всех лам, независимо от конкретной школы. Мы привезли с собой несколько фотографий Кармапы Тхае Дордже, чтобы раздать тем, кто хотел бы их получить. Выяснилось, что спрос на эти фотографии
огромен по всему Тибету, и в монастыре Янгпачен мы быстро избавились от своих запасов. Причем, фотографии с радостью разбирали не только монахи, но и посетители и хозяева кафе в самом Янгпачене. В монастыре Янгпачен мы заказали три пуджи для защиты нашей поездки, защиты и процветания монастыря, для процветания России и для устранения препятствий приезда Кармапы Тхае Дордже в Россию. После утренней пуджи мы провели весь день с монахами на берегу соседней реки. Наша группа заказала еду на всех, и остаток дня прошел в замечательном общении между русскими и тибетскими буддистами. Монахи и мы развлекались,
поднимая камень, прыгая со скакалкой и перетягивая канат. Несколько раз мы встречали группы паломников — «простиральщиков» из Несмотря на гонения, начавшиеся во времена культурной революции, буддизм в Тибете вполне жив. С Все алтари в популярных местах паломничества усыпаны подношениями. Мелкие купюры достоинством в 0,1 юаня (около 34 копеек), валяются перед статуями Будд, перед алтарями и тханками, в пещерах ими оклеены стены, часто можно видеть деньги на полу и целые «тазики для подношений» перед монахом, совершающим пуджу. Монахи, ответственные за сбор подношений, из сотни мелких купюр собирают пачки, на которые
тибетцы обменивают свои десятки и потом подносят по одной бумажке каждому алтарю, каждому Будде, которых в больших монастырях может быть не одна сотня. Другой вид подношений, распространенный в Азии, — подношение огня. В зависимости от возможностей, оно выполняется Главный храм Шигаце — Таши Лунгпо — резиденция Атмосфера в монастыре Таши Лунгпо оставила тяжелое впечатление у многих из нас. Толпы туристов вместе с тибетцами бегут по этому огромному городу-монастырю: первые фотографируют все, что могут; вторые спешат оставить подношение каждому алтарю, статуе, ступе, или монаху, делающему пуджу, чтобы быстро перебежать к следующей ступе или статуе. Многие бегут, держа термосы с маслом наперевес, подливая понемногу в каждую масляную
лампу, иногда оставляя в качестве подношения у алтаря мелкие деньги. Бесконечный поток быстробегущих страждущих производит впечатление скорее обязательной работы или формального ритуала, чем религиозной практики. Вряд ли во время всех этих манипуляций люди осознают, что и зачем они делают. Преданность любым ламам, признанным иерархами, и ступам с их останками подменяет здравый смысл. Здесь мы встретили толпы самых напористых паломников, желающих проникнуть внутрь и выйти
наружу из храма. Чтобы попасть в популярные храмы, нужно сначала потолкаться минут 5–10 в давке на входе. Монахи этого монастыря исполняют роль охранников и смотрителей, гоняя предприимчивых туристов, желающих сфотографировать то, за что не заплачено. В этом монастыре, наверное, самые высокие цены на фотографирование и видеосъемку в Тибете. За разрешение фотографировать внутри каждого из 10–15 храмов монастыря нужно заплатить от 10 до 20 долларов, за видеосъемку каждого храма — порядка
200 долларов. Это все дополнительно к билету, который сам стоит около 10 долларов. Несложно подсчитать, что для спокойного фотографирования храмов (делая хоть один, хоть 10 снимков в каждом), необходимо оставить 150–200 долларов только за право снимать. Если не платишь, монахи могут легко прервать съемку, иногда довольно грубо — они раздражены «находчивыми» туристами не хуже любого охранника на рынке. В одном из храмов мы заметили
монахов, сидящих на полу и играющих в карты, что помогало им коротать неистраченное на туристов время. Все вместе напомнило нам, с одной стороны, «фабрику благословения» (если оно здесь осталось) и сбора подношений, с другой стороны — Диснейленд, развлекательный центр для зевак. После длительных поездок на джипе по тряским дорогам и святым местам у меня осталось двойственное впечатление о Тибете. С одной стороны, приехав в самое сердце Тибета, к пещерам и монастырям, в которых медитировали великие йогины, можно вдруг оказаться несчастным, например, от того, что китайские власти не выдают разрешения на посещение Ведь счастье или несчастье не зависят от того, где мы находимся и что нас окружает. Это внутреннее состояние, которое зависит лишь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, точнее, от того, насколько объективно мы видим его и себя в нем. Где бы мы ни находились,
Просветление ближе к нам, чем наша собственная кожа. Ведь в каждый момент времени мы можем воспринимать все как нирвану — состояние, где все радостно и волшебно просто потому, что оно есть, либо как сансару — где полно забот и хлопот, от которых не скрыться даже в Тибете. Поэтому, несмотря на то что последнюю тысячу лет Дхарма сохранялась именно в Тибете и здесь жили и медитировали многие просветленные учителя, нет необходимости ехать сюда за счастьем. Важнее осознать суть Учения, которое уже пришло в западный мир. И Анатолий Соколов, При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна. Пожалуйста, помогите нам сделать рассылку лучше - заполните эту анкету. Ваше мнение для нас очень важно.
|
В избранное | ||