← Октябрь 2012 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.buddhism.ru
Открыта:
04-04-2009
Статистика
-1 за неделю
Буддизм учит жизни
|
||||||||||
Кто такие русские буддисты? Чем так привлекает современный западный мир учение принца Сиддхартхи Гаутамы? Как в нашей бренной земной жизни побыстрей достичь Просветления? Ответы на эти вопросы знает Елена Леонтьева, — Елена, русский буддизм, русские буддисты — кто они, что это за феномен? — Я бы сказала, что в буддизм идут в основном люди образованные, со средним возрастом около 35 лет. Эти люди пожили немного при социализме, потом пережили все эти разрушительные перипетии в нашей стране и, продолжая находиться в личном духовном поиске, пришли к умиротворяющему учению Будды. Причем, мое мнение, что эти люди никогда бы не смогли стать православными и вообще христианами. Кроме того, не смогли бы быть теистами в целом. Потому что они не хотят верить, они хотят знать и переживать — Это принципиальный момент — отказ от веры? — От веры как таковой. Не лично в Иисуса Христа, а от веры, как принципа жизни. — В теистический концепт, понятно. Но с другой стороны, часто же можно слышать, что буддизм это политеистическая религия. — Это не так. — Но в буддизме же огромное количество богов, духов, демонов, других сверхъестественных существ. Понятное дело, что все они находятся в круге сансары и каждый человек, в частности, может переродиться в очередного бога. Но, — Нет. Богов буддисты не почитают, они им сочувствуют. В — Они являются носителями и подателями — Не являются. Вообще их называют богами, просто потому, что они «живут, как боги». Слово «лха» тибетское или санскритское
«дэва» мы переводим как «бог» или «божество» лишь потому, что их жизнь напоминает жизнь божеств. На самом деле они никак не влияют на человеческий мир. Ничего здесь не решают. У них вообще нет божественных функций, как их принято понимать в теистических концепциях. — Это утверждение верно вообще для всех буддийских традиций? — Конечно. Я бы сказала так… согласно доктрине — для всех традиций абсолютно. Но, что касается непосредственно практики, то есть того, что делают конкретные люди в храмах, то, конечно — на Востоке, как и на Западе, есть масса людей, которым просто нужен Бог. Они хотят верить в Доктрина же четко говорит прописную для буддизма истину: бога нет как творца; нет момента творения; бог не управляет ни человеческой жизнью, ни космосом. — При всем при этом в буддизме махаяны и ваджраяны есть такой любопытный феномен, как институт бодхисаттв. — Да. Но бодхисаттвы — это совсем другое. Это человек, который положил всю свою жизнь для работы на благо всех, для того чтобы их осчастливить и освободить. При этом зная, что насильно этого не сделать. Бодхисаттвы идут этим путем. Затем они достигают того состояния, на котором у них исчезает собственное эго, самость — — Это ведь высшее благо в буддийском пантеоне махаяны и ваджраяны? — Почти. Это первая ступень на пути достижения цели. Последняя — просветление. С момента освобождения и до просветления бодхисаттвы проходят десять т.н. «бхуми» — ступеней/шагов. — С бодхисаттвами верующие — Разумеется. У бодхисаттв, которые живут в человеческом теле, — буддисты учатся. На тех, которые не в человеческом теле, а в теле, т.н. «энергии и света» — медитируют (но это особенность ваджраяны). Есть и мирские бодхисаттвы — не связанные с буддизмом. Это просто добрые люди, которые самоотверженно служат другим — врачи, учителя, даже
некоторые полководцы или политики… — Иными словами… если мы вернемся к русским буддистам. В соответствии со сказанным вами, это — некая интеллектуальная прослойка социума, которая ставит своей первостепенной задачей заниматься практикой самосовершенствования, а не практиками взаимодействия с — Ну, если говорить научным языком, то — да, можно так сказать. Но, кроме того, что эти люди большей частью образованы, они достаточно независимы и им, в первую очередь, интересны возможности ума. Им интересен не внешний Абсолют, а то, на что способен их собственный ум. — Расскажите подробнее про возможности ума… — Ум в буддизме — это то место, которое занимает бог в других религиях… — Собственный ум? — Ну, это уже такой философский вопрос… но будем говорить — да. Собственный, наш ум. Человеческий или живых существ. Буддизм говорит — все, что другие религии ищут во внешнем Абсолюте, мы ищем в уме. И находим это. Все абсолютные качества, самые совершенные возможности, все силы и способности — всем этим обладает ум. Один из постулатов ваджраяны и махаяны: «Человеческий ум безгранично богат; есть средства для того, чтобы эти богатства раскрыть и поделиться ими с другими». Эти средства, собственно говоря, — буддийские практики. — Или школы — так как у каждой школы в буддизме свои практики… — У каждой школы свои методы. У многих из них они похожи, у других совсем разные. Но цель у них у всех одна (по крайней мере, у махаяны и ваджраяны) — полное просветление. А хинаяна, я бы сказала, останавливается на уровне освобождения, — А вашей школе как обстоят дела? Давайте о вас конкретно поговорим: какое количество у вас последователей, как и куда вы развиваетесь? С чего все началось? — В настоящий момент у нас в России 85 центров (зарегистрированных) и групп (маленькие объединения практикующих буддистов). Все они объединены в «Российскую ассоциацию буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью». Это наше официальное название. Первая община, после коммунистического ограничения свободы, появилась в Что касается размеров центров… Мы на самом деле, не ведем У нас в Москве, когда приезжает лама Оле Нидал — на публичные лекции приходит около 2000 человек. В наш буддийский центр на медитации ходит — Ну, то есть ваша школа по всей стране насчитывает — Да — — Начинал все это дело, насколько я знаю, лама Оле Нидал по приглашению… — Его пригласили, тогда еще в Советский Союз, в 1988 году друзья — отечественные актеры и художники. Это было в Петербурге. Там, в коммуналке, Оле Нидал и провел свою первую в России лекцию. На ней было человек 20–30. Вторично он приехал в На сегодняшний день наши отделения расположены почти во всех самых крупных городах России. — Я так понимаю, что на сегодняшний день в Российской Федерации нет ни одной централизованной организации, занимающейся духовным управлением, ну или просто представляющая интересы буддистов? Почему так происходит? Нет необходимости? — Ну, если будет необходимость, может быть для защиты, тогда буддисты как то, наверное, соберутся. Но я в этом очень сомневаюсь. Дело в том, что буддисты изначально лишены иерархии. В принципе. Ну, конечно, Буддизм изначально существует в виде разных школ и направлений — первые из них образовались буквально через год после кончины Будды Шакьямуни. Буддизм полностью построен на плюрализме. Так как есть масса разных людей — ко всем им нужен разный подход. Нужны разные пути и методы. И каждый вполне может свой особый метод практиковать. Поэтому после ухода Будды Шакьямуни каждый из 18 его ближайших учеников взял то, на чем лучше специализировался. И, собрав вокруг себя своих последователей, образовал свою школу. Потом этих школ стало еще больше. К настоящему дню можно насчитать несколько сотен разных буддийских направлений и течений. По большому счету, они друг друга, конечно, уважают. Но очень редко они сходятся вместе, что называется «за одним столом». Очень редко они создают Представители разных традиций собираются вместе, если нужно — Напрашивается вопрос с — Он во всем мире считается главным только благодаря общественному мнению — не более того. — Очень любопытный факт по поводу иерархии. Однако же, возвращаясь к тибетскому буддизму… У них же строго определенная конкретная последовательность лам. Каждый из лам обладает — Внутри одной школы — да. Но не между общинами. Между разными школами нет того, кто был бы главным над остальными. — Может быть не очень корректный пример, но, тем не менее: в православии есть 15 автокефальных церквей. У каждой из них также внутри своя иерархия. Все они словно сестры, глава каждой из них не выше главы другой. Все они находятся в каноническом общении друг с другом. Ничего не мешает им создавать То есть, что я хочу сказать — современным российским буддистам не нужно просто это все? — У нас как бы нет повода. Повод может быть какой: политический, защитный, хозяйственный (чтобы распоряжаться — Но есть же прецеденты. — В основном как частные лица. Но не как организации. Буддийская община как организация не должна, например, голосовать за или против одного — Политическая деятельность — Дело в том, что политика — это вещь довольно сложная. Она связана всегда с желанием добиться власти. А в буддизме это считается вещью, которая тебя уводит в сторону от развития. Возвращаясь к различию в школах — поскольку у нас нет единой платформы, на которой нам необходимо было бы создавать — Елена, сколько сегодня в России таких вот самобытных буддийских школ? — Можно насчитать пару десятков школ (все тибетские, несколько вьетнамских и японских, одна корейская). — Тибетские — корректно называть ламаистские? — «Ламаизм»… сегодняшняя буддология очень старательно от этого термина уходит. И везде, где может, об этом пишет и говорит. Данный термин возник, когда первые европейцы, которые стали приезжать в Тибет (да, именно тибетский буддизм так прозвали) — это были христианские миссионеры, прежде всего англичане — пытаясь обратить местных жителей в свою религию, увидели там не совсем
тот буддизм, который знали по Цейлону и Южной Азии. В Тибете принято говорить, что лама важнее, чем Будда. — Ну то есть, в отличие от классического буддизма, где три «драгоценности»: Будда, Сангха, Дхарма — в тибетской разновидности учения появляется четвертая — Лама?! — Совершенно верно. И вот приехали эти миссионеры, обратить в Тибете в христианство никого не смогли и написали такой отчет: «Простите, Ваше Величество, у нас ничего не получилось — так как у них есть бог, бог этот очень силен и зовут его Лама». С тех пор и пошло это заблуждение. — По отношению к тибетскому буддизму корректней, — Да, именно так. Потому что «ламаизм» — это не безобидное слово. Хотя бы потому, что китайцы, например, его подняли на свой флаг, когда после своей фактической оккупации Тибета доказывали всем, что в данном регионе нет никакой такой важной культуры, которую они планомерно уничтожают. Что, мол, это даже никакой не буддизм, а некое такое местное заблуждение — ересь «ламаизм». В западной академической науке, кстати, данный термин почти никогда не использовали. Его активно применяли, прежде всего, в «советской» буддологии. Сами буддисты, разумеется, себя так никогда не называли и не называют. — Также, вроде как, и термин «хинаяна» многие считают некорректным, заменяя его понятием «тхеравада»?! — А это уже другой случай. С научной точки зрения термин «хинаяна» абсолютно корректен. Так как «тхеравада» — это первоначально лишь одна из школ хинаяны, или малой колесницы. В нашем тысячелетии она стала главенствующей в пяти странах. — Вы — Да. Эту оценку дала профессор Наталия Львовна Жуковская, и она абсолютно верная. — С моей точки зрения, после длительного периода «научного атеизма», для превалирующе православной России — это серьезная цифра. — Относительно. Вообще буддистов очень сложно считать. Потому что они нигде не записаны, строго говоря. Не централизованы, как мы уже говорили — Вот мне лично кажется, что РПЦ сегодня занимается активнейшим прозелитизмом. И как такого «диалога» межконфессионального не получается. Вы не ощущаете на себе давление со стороны доминирующей в обществе церкви? Или — Конфликтов еще не было никогда. Но несколько раз были попытки помешать нашим лекциям, например. Или про нас, бывает, раз в несколько лет пишут Просто мы, наверное, не настолько велики, чтобы составлять И вообще, я очень хотела бы, чтобы православные услышали — я полностью убеждена, что к нам идут те люди, которые в православие все равно никогда бы не пошли. Им это вообще не близко. Хорошо, что есть мы со своим предложением. Иначе бы они пили пиво в подворотне или «баловались» бы с другими веществами. — Буддизм же сложно назвать пассионарной религией? В нетрадиционных для себя регионах это же скорее религия одиночек? — Она везде такая. Тот самый обет бодхисаттвы, о котором мы уже говорили, содержит такой пункт — обещание не рассказывать о буддизме тому, кому это не интересно и кто не хочет об этом слышать. То есть миссионерство как таковое запрещено. — А крупнейшая община какая в России? — В Туве вообще совсем маленькая община. Вот в Бурятии, там да — приличная. Всего у нас три национальных региона, традиционно исповедующих буддизм. Третья — Калмыкия. В каждой из республик есть своя организация. Ее возглавляет свой лама. Первым официальным признанием буддизма был указ Елизаветы, разрешающий бурятам исповедовать буддизм. У них сегодня есть своя организация: «Традиционная буддийская Сангха России»… — …а бурятские буддисты затем провозгласили Екатерину Великую эманацией Белой Тары. А недавно этой же эманацией провозгласили и Дмитрия Медведева… — Да, они всех императриц так величали. Ну и — То есть, когда нам показывают красивую картинку ТВ, на которой показана «межконфессиональная дискуссия», где помимо патриарха, верховного муфтия и главного раввина есть человек в буддийских одеяниях — это он? — Обычно да. Хотя в каждой республике есть ламы, равные ему по духовному рангу и политическому влиянию. — Ну, может быть, эти остальные его — Мне сложно говорить об отношениях между ними, я этого не знаю. — А ваша школа в — Каждой зимой мы совершаем паломническую поездку по России, последние годы едет одновременно более 500 человек. И каждый раз мы заезжаем в Иволгиский Дацан в Бурятии, встречаемся с Хамбо Ламой и поклоняемся нетленному телу Ламы Итигэлова. Кроме того, мы часто встречаемся как частные лица. Я вот, например, когда работаю над своими фильмами — с удовольствием с ними общаюсь. Это
замечательные люди. — Как минимум очень интересные, благостные? — Слово «благостные» мы в буддизме не используем особо. Я бы сказала, что они очень мудрые и очень сердечные, сочувственные. Когда я брала интервью у — Елена, если говорить о вашей школе — о Карма Кагью, расскажите, пожалуйста, что это за ветвь буддизма такая, что за учение и как так получилось, что вы проповедуете и практикуете именно ее? — Возглавляет нашу школу Кармапа XVII. В Тибете Кармапа — очень уважаемый лама. Его имя наряду с именем — При всем при этом, вас достаточно часто обвиняют, что вы, сознательно или нет, применяете такой вот западный, упрощенческий подход к буддийской практике. — Скажу уже как буддолог, а не как буддистка. Одним из наставлений Будды его ближайшим ученикам было, что учение должно передаваться так, чтобы его было легко понять. Передача должна осуществляться на понятном людям языке. Есть люди, которые усложняют простое, а есть, которые упрощают сложное. И вот лично моя задача, как академического исследователя буддизма — упрощать сложное. Но не так, чтобы стереть смысл. Напротив — максимально сохранить его глубину и в то же время донести его до людей такими словами, чтобы они могли найти в своей жизни этому — То есть это как хороший, качественный и понятный для русского слуха перевод с — Да. Но в то же время мы переводим не на язык толпы. Мы переводим на язык современного, образованного, университетского человека, но без заумностей. На самом деле, если вы возьмете книгу Оле Нидала «Каким все является» — это такая «Библия» Карма Кагью, то увидите, что этот труд отнюдь не простой. Да, она написана популярным языком, но, редактируя ее из года в год, я каждый раз вижу в ней Таким образом, я крайне не согласна с утверждением, что мы — Такой принцип вообще свойственен т.н. «западному» подходу или это — Нет. Это подход очень многих лам. Причем изначально. Уже 2,5 тысячи лет. Ламы всегда говорили так, чтобы их ученики могли их понять. В этом их собственно задача была. — Однако же вас обвиняют не только в упрощении передачи учения. Говорят, что вы даете новичкам практики, к которым традиционные буддисты доходят только после долгих лет кропотливых занятий. — Некоторые практики, которые считаются «тайными» мы действительно даем своим последователям, но так делали учителя и в Индии, и в Тибете. На самом деле у нас есть два пути. Первый — постепенный, ступенчатый, когда человек приходит с нуля и получает сначала простую медитацию, затем сложнее Но одновременно, действительно, есть такая практика, которая дается также почти всем с нуля, хотя она считается тайной и глубокой. Это практика пхова. Практика, в которой человек учится тому, что делать в момент умирания, который неизбежно настанет в жизни каждого, как не бояться и настроить свое сознание, чтобы оно перенеслось в состояние свободное от страданий. Не в рай (термин который мы не употребляем) а в Чистую Страну. — То есть вы учите тому, чему посвящена книга «Бардо тхедол» — «тибетская Книга мертвых»? — Да. Но эта книга, собственно, молитвенник, который читает лама возле умирающего человека, чтобы он прошел все эти ступени. А мы учим, чтобы человек собственным умом прошел это все быстро, без тех описанных в книге длинных путей, полных соблазнов и угроз. — Тем самым вы помогаете людям… — Готовиться к смерти. И чтобы они потом помогали другим умирающим. Это действительно давалось в Тибете не сразу и не многим. Но дело в том, что у ламы Оле Нидала такая передача — его учителя сказали, что он может это давать людям. И он просто делает то, что ему сказали его учителя. И до сих пор я ни разу не слышала, чтобы — Очень интересен феномен светского наставника. Оле Нидал же ведь мирянин, в отличие от тибетских и монгольских лам, которые поголовно монахи. Он тоже ведь лама… — Лама — это титул. Он не монах да, но в ваджраяне не обязательно быть монахом, чтобы быть наставником. Тому есть масса примеров. Например, герой моей диссертации — Марпа — он был просветленным, он был основателем школы Кагью, но он не был монахом абсолютно. Он имел семь или восемь жен (и, кстати, некоторые из жен сами оставили важный след в развитии
буддизма в Тибете), у него было много детей… — …это теперь и мой герой… — Прекрасно (смеется). Из современных буддистов — большинство мирян (не монахов) среди лам школы сакья. В том числе, глава этой школы Сакья Тризин. Давно ушедший, к сожалению, Дилго Кхьенце, высокий лама школы ньингмапа — тоже мирянин. Также лама Намкхай Норбу, возглавляющий сегодня учение дзогчен То есть монахом быть не требуется. Нет такого обязательного правила. Вот в гелуг, там — да. — Как происходит это посвящение в ламы. Что нужно для того, чтобы стать им? И, тем более, возглавить школу? — Обычно для того, чтобы человек стал ламой, он должен достичь — Суммарно? — Нет — подряд. В медитационном отшельничестве. Это называется на современном языке -ретрит. Если же ты прошел подготовку — То есть, чтобы ты прошел посвящение? — У нас термин «посвящение» носит определенное, довольно узкое значение. Посвящение — это церемония, которую проводит учитель с одним или несколькими учениками. В ней есть свои стадии, свои смыслы. Этот акт проводится достаточно публично. В частности, в 2002 году Длится же посвящение, Но, чтобы стать «ламой» этого недостаточно — нужно много медитировать, иметь опыт обучения людей, помогать им и обладать большим сердцем. — Очевидно, что роль учителя/наставника очень велика. А как он ищется тогда? — Это личный поиск каждого. — И найти его современному россиянину, который в своих духовных поисках обратился к буддизму… — …все легче и легче. Сначала, я бы посоветовала, если есть желание Критерием того, мой это учитель или нет — является, как мы говорим, сердечная склонность, своего рода «узнавание». Не на уровне интеллектуального понимания, не умозрительное решение, а именно сердцем нужно это почувствовать. — Личная симпатия? — Она. И желание быть похожим на него. Когда учитель кажется тебе хорошим примером и он тебя вдохновляет. Но учителей нужно тщательно проверять. Можно сказать, что проверка ламы — это долг хорошего буддиста. Идти к — Говоря о вашей школе, часто говорят о вашей — Мы читаем буддийские тексты, медитируем и слушаем поучения ламы. Это как лекции по философии, стараемся их понимать — это такой вот умозрительный контакт с учителем. Кроме того, мы, подобно учащимся ремеслу, повторяем
за наставником, как бы его копируем, отождествляемся с ним. И таким образом достигаем совершенства. А поскольку буддизм учит не ремеслу, а жизни, в общем смысле… — Буддизм — учит жизни?! — Ну, так получается, да. Медитации учатся не для того, чтобы научиться хорошо медитировать. А для того, чтобы стать более хорошим человеком. Более сочувствующим, более терпеливым, более милосердным и чутким к другим людям, мудрым И этому всему нужно учиться. Поэтому ученик копирует учителя именно во всех этих областях. — У одного практикующего буддиста может быть только один лама или несколько? — Может быть сколько угодно, но один из них, такой вот — «коренной». Тот, за которым человек действительно пойдет, если получит много разных ответов на один и тот же вопрос. — А ревности (я понимаю, что это не самое подходящее слово для буддизма) — Между ламами вообще не должно быть никакой ревности. Смысл деятельности ламы — сделать ученика счастливым. Счастливым — Если русскому человеку захочется практиковать буддизм, какая на ваш взгляд ему будет ближе традиция, школа? — Ну, я бы сказала, что не монашествующие традиции. Мирской буддизм европейцам, конечно, ближе. А дальше человек должен уже выбирать. У разных людей — разные склонности. Я лично в свое время начинала в школе Если ищущий, что называется, буйный — ему больше подойдет карма кагью или, например, дзогчен. Все очень индивидуально и в буддизме, действительно, есть из чего выбрать. — То есть, ваша школа для людей с буйным темпераментом и умом? — Совершенно верно. В классических трудах сказано, что ваджраяну практикуют люди с самыми сильными чувствами — именно так стоит понимать мое выражение «буйный». — Мне вот всегда казалось, что тибетские школы буддизма — значительно больше подходят русским и другим носителям православной традиции, так как и там и там есть институт наставничества: батюшки, ламы. Они помогают, ведут по жизни, являются примером. — Я считаю, что Проведу параллель — наша школа активней всего развивается в Германии. А про немцев не скажешь, что они готовы идти за — Немцы, как раз, такие, в цивилизационном плане — очень жестко структурированные люди. За лидером ходили не раз… и буйными их, кстати, тоже не назовешь… — — У вас есть очень интересное высказывание о роли буддизма в современном мире — про его новый виток развития и вторжении в другие цивилизационные пласты. — Оно не мое, собственно. Я цитирую здесь своего профессора, у которого я училась — Валерия Павловича Андросова. Он, основываясь на предсказании Будды, о том, что его учение будет распространяться периодами по 500 лет каждый, — считает, что сейчас как раз наступает очередной такой, шестой период в развитии буддизма. И это развитие, вполне возможно, будет совершаться как раз на Западе.
В том числе и в России. — Почему именно на Западе? — На Востоке он уже, наверное, исчерпал свой потенциал. Буддизм там развивается уже 2500 лет, с большим или меньшим успехом. Скажем так, буддизм — это удел цивилизаций благополучных. Он появился в очень благоприятных условиях в Индии… — В высшей сословной среде, среди кшатриев… — Совершенно верно. А в Тибет он впервые пришел в VIII веке, когда тибетская империя была огромной, включала половину Индокитая Правда, я уверена, также как и лама Оле Нидал, что буддизм никогда не будет массовой религией на Западе. Может быть, 5% его будет исповедовать — не более. Так как подавляющее число людей — То есть, если я правильно понимаю, происходит такой вот синтез богатой — Для буддизма это было бы прекрасно. На самом деле, можно сказать, что это уже заметно. Например, лама Оле Нидал всегда говорит о связи буддизма с наукой. Это очевидно, насколько близки взгляды науки и современного буддизма. Особенно, когда появилась квантовая механика с ее тезисом, что наблюдающий влияет на наблюдаемое уже самим фактом наблюдения. В буддизме говорится, что ум — прежде всего
и важнее всего. Что все наблюдаемое умом — находится в уме и соответственно — под влиянием ума. Так что, лама Оле очень много говорит о науке в своих лекциях. О бозоне Хиггса — как последний пример. — Вот это очень любопытный факт. Бозон Хиггса же созвучен с таким понятием буддийской философии как «дхарма» — изначальная единица всего сущего. Об этом же говорили буддийские философы еще две тысячи лет назад. — Можно сказать и так, да. Взаимовлияние между наукой и буддизмом происходит однозначно. — Но, если говорить о буддийском понятии «ума» — тут же может происходить и такая вот «обманка». Ум может производить и всякого рода иллюзии. То есть ум нужно же и очень корректно направлять, чтобы верно понимать окружающую действительность. Правда ведь? — А буддизм этим, собственно, и занимается. Он дает методы для развития качеств ума, с тем, чтобы ум как можно больше и лучше воспринимал и понимал окружающую действительность. Это нужно для того, чтобы человек стал счастливым сам и мог помогать другим существам. — Возвращаясь к вашей общине, вашей школе — какие основные задачи вы ставите перед собой? — Наша задача — это просто заниматься буддийской практикой. Как можно более точно понимать буддийское учение, как можно точнее и правильнее передавать его тем, кто в этом нуждается. — Вы выпускаете различную литературу… — …с той же самой целью. Проводим лекции, семинары, медитации, выставки и пр. — И все это с завидной регулярностью. — С абсолютной регулярностью. — Если москвич, ведущий интеллектуальные поиски, захочет ознакомиться с богатой буддийской традицией, что он должен сделать? Прийти к вам… — Да, прийти, например, к нам. Сначала прослушать лекцию для новеньких (по понедельникам) и посидеть с нами на общей вечерней медитации. Таким образом, он получит и теоритические и практические первичные навыки. Если ему это Рано или поздно, если человек захочет погрузиться в практику, он может получить наставление по ступенчатому пути (нёндро). Приезжать на курсы, ходить на лекции лам и других приезжающих учителей и пр. — Человека всему научат? У некоторых людей же есть некоторый психологический стопор: «я приду, — Все объяснят, все покажут. Медитации у нас проходят на русском языке с инструкциями вслух, по каждому этапу, все понятно. — Я так понимаю, что большинство всех этих мероприятий абсолютно бесплатное. — Именно так. Основная программа центра — полностью бесплатная. Если у нас приезжает учитель, который едет туром, тогда мы просим небольшие деньги за лекцию, чтобы этот тур мог, собственно, продолжаться далее. Есть также добровольные ежемесячные взносы на содержание центра. — А ваш тибетский наставник Кармапа часто приезжает? — Кармапа XVII был в России только раз — три года назад. — Но вы — Да, конечно. В Интернете бывают онлайн трансляции его выступлений. Можно поехать на Запад или в Индию, где он учит. — Что вы можете посоветовать человеку, который встает на путь буддийского самосовершенствования? — Не терять вдохновения (улыбается). Стойко встречать трудности, доверять себе, своему критическому уму. Как говорил Будда: «Все проверять на опыте». Не верить никому на слово и проверять авторитеты. Беседовал Алексей Яровит *Стиль речи эксперта и его манера изложения фактов практически не подвергались корректировке (в интервью сознательно сохранена разговорная стилистика). При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна. Пожалуйста, помогите нам сделать рассылку лучше - заполните эту анкету. Ваше мнение для нас очень важно.
|
В избранное | ||