Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Работа с мешающими эмоциями.


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
 

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2010-12-19

 

Работа с мешающими эмоциями.

Лама Оле Нидал

 

Свободная игра безграничного пространства проявляется во внешнем мире как галактики, планеты, существа и ситуации, как объекты наших органов чувств и научных исследований; а на внутреннем плане это — мысли и чувства. Они появляются, играют, узнаются нами, побуждают к действиям и снова возвращаются в потенциал ума.

Учение Будды с его абсолютным характером лишь недавно стало известно образованному миру. Оно показывает ум как пространственный по сути, лучезарно осознающий по природе и неограниченный в проявлениях. Не имея ключа к бесстрашию, спонтанной радости и активному сочувствию, которые становятся постоянными, когда ум узнаёт сам себя, люди предаются многочисленным экскурсам в область изменчивых и беспорядочных чувств.

От героических до сентиментальных или напоминающих детский сад, эти психические состояния могут доминировать в жизнях людей, не опирающихся на буддийское видение и медитацию. Они производят бессчётное множество слов и действий, ограничивающих счастье и выбор существ, сейчас и в будущем. Следовательно, в них нужно разобраться.

Итак, какова движущая сила обусловленных радостей и страданий мира? Ответ — неведение и то, что это состояние порождает. Когда понимаешь, что нет нужды в каком-либо внешнем факторе для создания явлений, что это ум играет со своим безграничным потенциалом в виде как пространства, так и внешних и внутренних миров, осознаёшь необходимость ближе познакомиться с источником. Но это трудная задача. Непросветлённость как раз и означает, что ум не видит сам себя. Знание того, что происходит снаружи, есть аспект выживания, и все существа в разной степени способны на это посредством своих органов чувств. Но что касается самопознания, то здесь ум можно сравнить с глазом. Сам по себе он не познает, чем он является. Как же происходят непросветлённые умственные процессы обычной жизни? Посредством нескольких логических шагов.

Извечная неспособность существ воспринимать субъект, объект и действие как части одного целого порождает первичные мешающие чувства. Известные как привязанность и отвращение, они недолго остаются в одиночестве. Их несравненные производные — это, с одной стороны, жадность и алчность, и с другой — ревность и зависть, соответственно. Неведение порождает, в свою очередь, обедняющий вид гордости, который заставляет думать, что мы лучше других. Думая так, мы всегда находимся в плохой компании, и такая гордость успешно крадёт у нас радость жизни.

Как молекулы могут достигать лишь определённой степени сложности, по всей видимости, и чувства распадаются, когда становятся слишком усложнёнными. Будда утверждает, что они могут проявляться в 84000 различных комбинаций. Затмевая ум, они — всё, что препятствует высшему блаженству и спонтанно «совозникающему» озарению, полному свечению «здесь и сейчас». Если уметь видеть, чем они являются на самом деле, а именно всего лишь беспорядочным шоу на своём внутреннем телеэкране или зоопарком, покидающим наш ум, то мы можем решить либо не обращать на них внимания, либо от души посмеяться при виде забавных животных. Наслаждение подобной свободой доступно, главным образом, медитаторам, которые наполнили осознаванием пространство, окружающее явления ума. Другие же считают эти чувства (беспорядочные эмоции) реальными, несмотря на то что те постоянно изменяются. Под их влиянием существа совершают неловкие действия и говорят вредные слова, которые, в свою очередь, закладывают трудные впечатления во внешний мир и в наше сознание-хранилище. Когда такие неясные причины производят внешние или внутренние неприятности, существа, как правило, забывают, что это они сами устроили себе «сиденье из кактусов». Они думают, что их боль вызвана другими, поэтому делают или говорят что-то против них, и так сеют свежие семена будущих нежелательных состояний и событий.

Но это не обязательно должно быть так. Тот факт, что настоящее обусловлено прошлым, как раз означает возможность взять в свои руки будущее. К этому можно подойти по-разному — также и внутренне. Можно избегать мешающих чувств, ослаблять и трансформировать их или даже использовать для узнавания ума. Вовсе не будучи «грехами» или чем-то абсолютно ужасным, наши ощущения отражают нашу карму, а наш способ обращения с ними — наш уровень зрелости.

Эффективная и практическая работа с мешающими чувствами подобна разумному ведению боевых действий. Она подразумевает готовность к несентиментальной оценке противника и честному знанию собственной силы. Затем нужно определиться в тактических и стратегических подходах и постараться максимально обратить противоборствующую силу себе на пользу. Поскольку познанный ум означает вневременное счастье, а запутанность не имеет конца, то в этом сражении необходимо победить!

Оценка противника означает исследование его природы. Взрываются ли быстрые и неуправляемые эмоции подобно жарким вспышкам, производя вредные действия и слова, или наш ум предпочитает медленное горение? Придерживается ли он негативного настроя, постепенно его нагнетая, пока не случается настоящая неприятность? В первом случае резкий звук «Пэй», произнесённый про себя или немного в голос, может рассеять поверхностную мешающую энергию. Если у вас есть лама, которого вы ощущаете близким, то можно также мгновенно представить его над своей головой, затем как бы втянуть его внутрь и просто быть ламой.

Если ваши эмоции постепенно и медленно набирают силу, то очень полезно создавать масляную плёнку из мантр, чтобы негативные эмоции плавали на ней. Это держит их поодаль, не подпускает к телу и речи и предотвращает образование разрушительных привычек. Поскольку они обусловлены, то спустя некоторое время они непременно потеряют силу и отпадут. Ум это заметит и в следующий раз не так легко попадётся на их удочку. Знание собственной крепости требует также некоторого самоанализа и опыта. Как у меня дела сегодня? Какие трещины сумел проделать недавно внешний мир в моих доспехах? На какое чувство предыдущего роста и выдержки я могу положиться для противодействия нынешнему оппоненту?
Ответ включает в себя один или несколько из следующих шагов:

1) Уход от проблемы. Это вряд ли можно назвать героизмом: лучше пойти погулять, когда надвигается ситуация, в которой мы, как правило, садимся в лужу. Тем самым мы избежим драм и сэкономим драгоценное время. Тогда сможет развиться освобождающая способность обозревать события в целом. Хотя безопасный ретроспективный взгляд на события, с которыми мы неспособны были справиться, не лучшее из всех свершений. Но всё же это предпочтительнее того, чтобы действовать по-дурацки.

2) Следующий шаг — это возрастающее осознавание возможности трансформации помех, которые не являются такими реальными, как кажутся. Для начала нужно научиться понимать, что данная эмоциональная трудность не ощущалась ранее и, следовательно, она наверняка пройдёт. И сейчас она неуклонно меняется. Такое возрастающее осознавание нереальности и призрачности трудных психологических состояний открывает широкий спектр возможностей по их трансформации, и ведущими при этом являются методы сочувствия и сравнения. Если собственные проблемы кажутся нам серьёзными, то достаточно почитать в газете, не придерживающейся политической корректности, что делают люди в отношении друг к другу во всей Африке, чтобы в нашем восприятии прибавилось розовых тонов. А если кто-то чувствует себя стеснённой, живя в бездушном обществе, где доминируют мужчины, то ознакомление с бедственным положением мусульманских женщин поможет рождению сопереживания и поиску реальных решений. В неожиданно возникающих ситуациях помогут мысли такого рода: «Хотел ли я быть на его месте?», или «Несколько минут общения с ней — это ужас, а она не может никуда от себя уйти круглые сутки». Это может лишить жала большое количество конфликтных ситуаций и способствовать появлению хотя бы каких-то хороших чувств по отношению к несчастливым людям. Буддисты знают, что люди бывают трудными скорее от неведения, чем от зла, и наносят большой урон самим себе: такое сочувствие постепенно становится автоматическим.

3) Высшим среди методов переработки мешающих чувств является использование силы своего видения. Поскольку мы стремимся к осознаванию зеркала за картинками, ум, производящий и воспринимающий явления, станет понимать, что все существа обладают природой Будды, и все вещи — свободная игра ума. Тогда мы будем вести себя как Будда в обществе потенциальных коллег и видеть мир как Чистую Страну. Воспринимая все мысли как мудрость независимо от того, что это за мысли, и имея возможность слышать все звуки как полезные мантры, можно будет впускать вора в пустой дом, где он не найдёт ни энергии, ни внимания к себе. Мешающие чувства становятся слабее, и возникают радость и восторг по мере того, как мы учимся наблюдать за ними со стороны. То, что казалось большими препятствиями, предстаёт теперь в облике друзей.

Источник: http://www.buddhism.ru/teach/ole-emotions.php

Информация

«Тибетский дом» в Москве, издательство «Ориенталия» и серия «Самадхи» Александра Нариньяни представляют «Энциклопедию тибетских символов и орнаментов» Роберта Бира!

Спешим сообщить, что книга вышла из типографии и 1 декабря 2010 года была торжественно представлена на стенде «Буддизм в России» на Ярмарке интеллектуальной литературы «Nonfiction.  12» в ЦДХ, в Москве. Большое спасибо всем поддержавшим проект и участвовавшим в подписке, благодаря вам издание этой уникальной книги стало возможным!

Как купить энциклопедию.
Если вы хотите сэкономить и приобрести книгу без магазинных наценок, по издательской цене, то вы можете сделать это уже сегодня в редакции «Ориенталии» в Москве (м. Дмитровская) по следующим ценам: при покупке 1 экз.  1990 руб., 23 экз.  1900 руб., 4 и более  1800 руб.! Также вы можете купить книгу и не приезжая в редакцию в интернет-магазине www.dharma-shop.ru (доставка по Москве и России), с небольшой наценкой. В магазинах страны цена книги будет 30004000 руб.

Для всех же, кто подписался на сайте книги, но не успел вовремя оплатить издание, до конца марта 2011 года будет действовать специальная льготная «подписная» цена 1790 руб.

Подробности на http://orientbook.ru/robertbeer/ в разделе «Где купить».
А также по емейл orient@orientbook.ru и по телефонам 8 (906) 045 8899, 8 (916) 572 3066.

 

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Пожалуйста, помогите нам сделать рассылку лучше - заполните эту анкету. Ваше мнение для нас очень важно.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Информационный партнер рассылки - туристическая компания White Umbrella - http://www.white-umbrella.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное