Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни Цитаты Часть 2


Будьте здоровы и счастливы!

 

Цитаты

Часть 2

 

Сегодня мне бы хотелось привести цитату из 22 сутты коллекции Дигха Никая палийского канона, «Махасатипаттхана сутта: Большая сутта об основах памятования ДН 22» в переводе с английского Д. А. Ивахненко. (Источник: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn22-mahasatipatthansa-sutta-01-ivahnenko.htm - p7)

 

В этой сутте говорится о четырех основаниях осознанности: тело, чувства, ум, и качества ума. Эти четыре основания являются одной из важнейших практик в буддизме Тхеравада.

 

Вот что в сутте говорится о чувствах:

 

«II. Созерцание чувств

(Ведананупассана)

И каким образом живет монах, отслеживая чувства в чувствах?

При этом,

 

    * когда монах испытывает чувство счастья, он распознает: «Испытываю приятное чувство»;

    * когда испытывает чувство страдания, он распознает: «Испытываю мучительное чувство»;

    * когда испытывает чувство ни счастья, ни страдания, он распознает: «Испытываю ни приятное, ни мучительное чувство»;

    * когда испытывает плотское чувство счастья, он распознает: «Испытываю приятное плотское чувство»;

    * когда испытывает не-плотское чувство счастья, он распознает: «Испытываю приятное не-плотское чувство»;

    * когда испытывает плотское чувство страдания, он распознает: «Испытываю мучительное плотское чувство»;

    * когда испытывает не-плотское чувство страдания, он распознает: «Испытываю мучительное не-плотское чувство»;

    * когда испытывает плотское чувство ни счастья, ни страдания, он распознает: «Испытываю ни приятное, ни мучительное плотское чувство»;

    * когда испытывает не-плотское чувство ни счастья, ни страдания, он распознает: «Испытываю ни приятное, ни мучительное не-плотское чувство».»

 

Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что в сутте не говорится ни слова о том, как монах (бхикку) изменяет, контролирует или отталкивает чувства страдания.

 

Этот момент, мне кажется, часто упускается практикующими буддийскую медитацию. Общество, в котором мы живем, подталкивает нас с определенному идеалу: успех, достижение, построение собственной жизни, и так далее. Даже многие духовные дисциплины говорят, в сущности, о том же, но в духовном плане.

 

Тем не менее, слова Будды достаточно ясны: «Когда монах испытывает чувство страдания, он распознает: «Испытываю мучительное чувство». И все.

 

Здесь, наверное, стоит вспомнить об учении о карме в буддизме. Мы все любим применять закон кармы на кого-то другого: «Вот, так ему и надо, это его карма». Мы часто забываем, что карма – неумолима. Последствия всех действий из всех жизней непременно проявятся, даже в жизни самых хороших людей, и даже просветленных. Будда перед смертью, например, сильно болел.

 

Буддийская медитация – это не способ подкроить жизнь «под себя» (тем более что мы и не верим ни в неизменное «я». Буддийская медитация – это способ быть свободной от любых привязанностей, в том числе от привязанности к отсутствию страдания.  

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное