Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни Дикобразы


Будьте здоровы и счастливы!

 

Дикобразы

 

Я тут послушала беседу (по-английски) с сайта Аудио Дхамма (поддерживается центром медитации Випассана в Калифорнии). Беседа называется “Примириться с собой”, автор – Уилл Кабат-Зинн.

 

http://www.audiodharma.org/talks/?search=Making+Peace

 

И этот Уилл начал беседу с очень простых слов о том, что вот мы сидим в медитации, чтобы принимать все, что бы ни происходило. Внутри ли нас, снаружи. Мы ничего не собираемся контролировать. Мы не хотим стать лучше, просветленнее, спокойнее. Мы не призываем какие-то определенные мысли или ощущения, мы не стараемся избавиться от каких-то других мыслей и ощущений, мы все принимаем. Мы всему даем просто быть, просто случиться.

 

Простые слова. И я их слышала сотни, если не тысячи раз до этого. Но, правду сказать, мне понадобилось почти девять лет практики, чтобы только приблизиться к какому-то пониманию их.

 

И это понимание связано, например, с экологическими проблемами. Вот если Китай, или Россия, скажем, хочет идти по пути индустриальной революции так же, как Великобритания шла, то глупо жаловаться на то, что дышишь гарью и пьешь отравленную воду. За что боролись, на то и напоролись, так сказать. Остается только глотать то, что в твою сторону летит. Или, например, если из-за того, что человеческая промышленность подняла на планете температуру, изменив всю систему климата, так что ветры дуют с невиданной раньше силой и волны ходят невиданной раньше высоты, то, опять же, винить некого, кроме как самих себя.  Как говорит одна моя подруга, природа отплачивает человечеству за издевательства над ней. Кто не спрятался, она не виновата.

 

Вот. Мы, буддисты, вообще-то не любим онтологические разговоры: что там было в начале: курица или яйцо, сознание или материя, Вселенная или Бог. Будда на такие вопросы принципиально отказывался отвечать, говоря, что рассуждения на подобные темы не способствует обретению «бессмертного» - нирваны. И даже предупреждал, что тот, кто будет на эти темы размышлять, с ума сойдет.

 

В то же время, самая первая строфа Дхаммапады (тхеравадский текст. Традиционно считается, что сам Будда произносил строфы, составляющий этот текст, по поводу разных событий) говорит о том, что наши мысли предшествуют всему тому, что мы можем испытать и узнать в жизни. Первая строфа говорит, что плохие мысли порождают страдание, а вторая – что хорошие мысли порождают счастье.  

 

http://www.kulichki.com/~yoga/Dhammapada/Dhamma.htm (по-русски)

 

То есть даже если мы не говорим о создании или создателе мира, Вселенной и так далее, на практическом уровне, ВСЕ, что мы когда-либо можем увидеть, услышать, потрогать, съесть, понюхать и подумать – ВСЕ – является результатом нашего собственного ума.

 

А Аджан Брахм, тхеравадский монах и учитель Буддистского Общества Западной Австралии, так вообще напрямую говорит, что если кого интересует вопрос, кто создал мир, то его ответ такой: «Ты сам и создал».

 

http://www.dhammaloka.org.au/

 

Повторяю, что это не официальная буддистская позиция. Но Аджан Брахм – парень юморной, за словом в карман не полезет и еще не то может сказать.

 

Но смысл тут такой же, как в экологии: сам надумал, сам теперь и глотай. То есть, а куда это все еще денется, кроме как в меня обратно? Как говорит Жванецкий по другому поводу, на машине можно не ездить, из кинотеатра выйти, но куда ж ты вот это денешь, кроме как в себя? Жизнь устроена немного по-другому, чем машина или кино. Из нее не выйдешь и не вылезешь. Приходиться принимать.

 

Помните, в фильме «Влюблен по собственному желанию» есть такой трогательный момент, когда героиня описывает метафору для людского рода: «По каменистой равнине бежит стая дикобразов. Им холодно и страшно. Они хотят прижаться друг к другу, чтобы им стало теплее и легче, но этим они только причиняют друг другу боль».

 

Иголки – это наши мысли. Любые: плохие или хорошие. Плохими понятно, как колоть. Но и хорошими тоже можно себе представить: мать, которая слишком печется о сыне, Карл Маркс... Мысли были хорошие, а что получается... то и получается.

 

Иголки – это наши страхи, наши привязанности, наши зависимости. Помню, однажды я довела свою подругу до слез, когда неосторожно и необдуманно сказала, что моя цель – избавиться от всех привязанностей. Она спросила: «И ко мне тоже?» - и стала плакать. Ужасная ситуация. Хорошо, что теперь она говорит, что поняла, что буддизм не про то, что она подумала.

 

Принять все – значит втянуть все эти иголки обратно в себя. Только когда мы их не принимаем, они высовываются из нас и ранят других людей (ну и нас, конечно, если не так повернуться).

 

Например, если мы не принимаем тот факт, что мы не супермены, что мы не можем одновременно заботиться о себе, своих детях, и своих родителях одинаково хорошо, мы выращиваем иголку. И эта иголка уколет или нас самих, или наших детей, или наших родителей. Мы даже не будем знать, что мы на них злы. Мы даже не будем знать, почему вдруг накричали на родителей или сорвались на ребенка. А потому что мы перенесли нашу злость на себя, за то, что мы о них не смогли дать им 100 процентов нашей любви и заботы, на них. Потому что они – напоминание о том, что я не сумела. Не смогла. Я сделала вывод, что Я – плохой человек. Но мы этого всего не приняли, не распознали, и иголка выросла. И стала колоть.

 

Это все звучит как психоанализ. И, действительно, сейчас многие психотерапевты используют буддистскую медитацию как часть своей практики. Разница в том, что тут не надо иметь психологическое образование. Не надо думать. Надо, буквально, медитировать и в ходе медитации все, что возникает, принимать. И я имею в виду, все. Возвращаясь к Уиллу Кабат-Зинн, он говорил, что тут уже нельзя думать: «А, вот когда я не буду уставшей, я смогу медитировать», или «Вот когда у меня перестанет спина болеть, тогда я смогу по-настоящему медитировать», или «Если только этот шум за стеной прекратиться, тогда я смогу медитировать».

 

Ничего подобного: усталость, физический дискомфорт, шум, посторонние мысли, воспоминания – это и есть медитация. Именно из них она и состоит, вернее, из того, как мы с ними обращаемся. А как мы с ними обращаемся? Да, мы их принимаем.

 

Вот, и теперь представьте: что мы все приняли, все иголки внутрь втянули. И теперь мы можем спокойно обниматься с другими дикобразами. Потому что ощущение одиночества – это тоже одна из иголок. На самом деле нам не надо ни с кем обниматься, чтобы почувствовать себя теплее и лучше. И вот мы уже приняли это ощущение одиночества, это ощущения, что нам чего-то не достает – и мы теперь больше не колемся! Мы кололись только потому, что мы думали, что нам нужно что-то от других для счастья. Но теперь один голый и счастливый дикобраз смотрит на другого голого и счастливого дикобраза – и оба счастливы. И оба могут поклониться друг другу, признавая в другом себя такого же.     

 

И напоследок. Тут один чувак предлагает всем в субботу, 18 июня, в 8 часов вечера по местному времени устроить Час Мира и тихо и осознанно посидеть. Я считаю, что это – хорошая мысль. Дополнительная информация вот здесь:

 

http://www.themomentofpeace.com/ (есть возможность перевода текста на русский)

 

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное