Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

 

 

Танцую от печки

 

Иногда хватаю себя за руку: опять успокоилась! Опять уселась на каком-то очередном троне. Я – то-то, я се-то... Я – буддистка, я – медитаторша, я – борец за экологию, и так далее. Ведь чего я добиваюсь, в конечном итоге? То есть, с чего все началось и чем все должно закончиться? Началось все с того, что Будда НА САМОМ ДЕЛЕ решил отыскать «Неумирающее». Он искал, прошел несколько духовных школ до самых верхушек их иерархий. Основатели тех школ предлагали Будде возглавить эти течения. Но Будда пошел дальше. Дошел. Нашел «Неумирающее» - которое также «Нерожденное» и не подвергающееся изменению – и после этого, что немаловажно, начал все-таки учить других.

 

А чем все должно закончиться – полным исчезновением невежества, ненависти и вожделения – во всех смыслах и проявлениях.

 

При таких целях цепляться за любое определение себя, за любую «историю» о себе так же глупо, как повторять хором за Браеном у Монти Пайтона: «Мы все индивидуальности! Мы все можем решать за себя!»

 

И вот, когда я так себя ловлю, то я все пытаюсь придумать, как же это надо практиковать Дхарму без того, чтобы носить метафорическую футболку с надписью «Я практикую Дхарму» спереди (и «Не подходи, убьет» сзади).

 

Как практиковать медитацию сидя каждый день не «потому что я буддистка, и так все буддисты делают», и не «потому, что я лучше буддист, чем ты – вот, смотри, я каждый день медитирую», и не «потому что ваша духовная традиция – это фуфло, а вот я буддистка, я практикую каждый день», а просто, для того, чтобы практиковать каждый день?

 

Потому что Будда практиковал каждый день. «А я совсем как Будда, вот, посмотрите на меня». Да нет, Будда практиковал медитацию сидя каждый день все годы после Просветления. Почему, зачем? Я не знаю. Я, может быть, никогда не узнаю. Но я хочу практиковать по той же причине.

 

Ответ буддиста и буддистский ответ

 

Я приведу пример, чем, на мой взгляд, отличает поведение «буддиста» - человека, который решил, что он – буддист. Огонь в глазах – и вперед! От буддистского поведения, то есть поведения по Дхарме Будды. Я не хвастовства ради, а пользы для. Я думаю сейчас, что в тот момент поступила правильно, но я бы не стала принимать лавры, потому что в основном я тогда действовала просто из-за шока, и из-за чувства приличий.

 

В общем, встретила я на одном мероприятии одного квакера. Я ему сразу же: «Вот, да туда-сюда, да как я уважаю Вашу традицию, да вот у меня был знакомый квакер, такой приличный чувак, да как мне нравится Ваша практика молчания на службах – это очень похоже на буддистскую медитацию». Короче, распространяю вокруг себя благолепие. А он вдруг ни с того, ни с сего: «А вы же, буддисты, только о своем спасении заботитесь, сам освободился – а на остальных – трын-трава». Тут во мне возник шок-фактор. Проще говоря, я маленько присела. Потом во мне взыграли приличия и я с улыбочкой ему говорю, что мол, мы, буддисты немного не так на это смотрим. А он опять за свое. Короче, я опять поулыбалась и перевела разговор на другую тему.

 

Так вот что интересно: кроме шока и вежливости, мне показалось, что я почуяла еще кое-что, что во мне поднялось, как только я засекла наезд. Это «что-то» было как-бы... жезлом постового, что ли, который мне указал: вот это – твое «Я». Осторожно, оно поднимается, чтобы защищать себя. И как только я это заметила, я уже больше не хотела рваться в бой. И что еще интересно: когда этот жезл поднимался, не было ощущения усилия или работы. Было ощущение привычного, отработанного приема. Как в карате. Прилетает что-то неожиданное – но мое тело знает, как реагировать и легко отсылает то, что прилетело куда подальше. Только тут не тело, тут сознание.

 

Так что я думаю, что ответ буддиста в тот момент бы был... Ну, много чего интересного из истории христианской традиции, что ее не красит, и, конечно, исторически и философски обоснованный ответ, почему буддистам на всех остальных не трын-трава. А буддистский ответ, все-таки, я думаю, был мир, согласие и не повышения количества страдания в мире, где страданий и так слишком много. Ну и еще, конечно – тот момент осознанности, который, как многие учителя говорят, является ядром практики.

 

Как «просто» практиковать

 

Вот я сажусь медитировать. Как вот достучаться до себя настоящей, как прорваться через все «я» и все «истории-нарративы»? Не знаю. Единственный ответ, который я пока для себя нашла – это просто четко следовать инструкциям медитации своей школы. Когда я так делаю, то нахожу, что там и тогда, когда я не ожидаю, вдруг проявляется умиротворение, пространство, свет. Но если я сажусь с какой-нибудь целью – там, остановить поток мыслей, или там, не знаю, что угодно – медитация превращается в борьбу нанайских мальчиков. И смех, и слезы.

 

Вот буквально вчера – во время медитации у меня начался зуд в левой щеке. Не боль, не спазм. А какой-то зуд. И вот вся медитация сосредоточилась на этом зуде. И зуд вырос о каких-то вселенских размеров. И я ведь не смогла продолжать медитацию! Зуд победил! Я думаю, это потому, что я не была готова именно медитировать. Я была готова сидеть в определенной позе, дышать определенным способом, и справляться с болью в теле или с посторонними мыслями.

 

Справляться! Потому что у меня психология танкиста! Потому что я за свою недолгую практику все-таки научился обуздывать и физическую боль (вроде бы), и надоедливые мысли (как бы). И вот я, с этой психологией завоевателя, села. И простой зуд – даже совершенно не болезненный – меня победил. Потому что я считала, что ему там было не место. Что чего он приперся. Что уж лучше бы боль или мысли – тех врагов я уже знаю. И я его не приняла. Если бы я не хотела его победить, он бы меня не победил. Но это легко сейчас писать, а в неподвижности сидеть с этим зудом... Вот это и есть практика.

 

Или вот – насколько трудно для меня «когда ешь, просто есть» (а не читать книгу и смотреть фильм в то же время), или «когда идешь, просто идти» (а не слушать проигрыватель мп3 постоянно)? Скажу честно: очень трудно. Иногда невозможно, хотя бы для сохранения каких-то остатков здравого рассудка, слушаю проигрыватель, чтобы немного отгородиться от действительности. НО: если случайно два дня не подходить к компьютеру, то потом вроде уже и не хочется. Тихо, спокойно, правое плечо не ломит от мышки. Глаза не красные. Сердце в убыстренном темпе не бьется от серфинга по сети. Если однажды забыть проигрыватель дома, а на улице – хорошая погода, но и не скучаешь по нему. Можно даже чириканье птичек послушать. Вообще, когда замедляешься, то наступает лепота и уже обратно гнать никуда не хочется. 

 

Так что вот такие у меня в последнее время прорывы. К основам.

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное