Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни Измененные состояния сознания


HTML clipboard

Будьте здоровы и счастливы!

 

Измененные состояния сознания

 

Однажды я была на очень интересном ритрите традиции Саматха. Их центр находится в центра Уэльса, на краю деревни, на холме. Каждый день каждый из практикующих в паре с другим шел в определенном направлении «туда и обратно». По пути останавливались, медитировали в приглянувшихся местах, занимались «медитацией на ходу».

 

В общем, было довольно приятно, если не считать того, что, в силу своей специфики, Саматха в Великобритании привлекает к себе очень определенную клиентуру: такие супер-английские аристократы, образованные в Оксфорде-Кембридже. А это такие люди, которые считают, что их Оксфорд-Кембридж – это центр Вселенной, а всё остальное и все остальные – так, заметки на полях. И, с одной стороны, их можно понять, раз уж их мир сумел вместить в себя Буддизм школы Тхеравады. Но они его делают уж таким английским, что нельзя не восхищаться. На ритритах пьют чифирь с молоком, который в Англии сходит за чай. 

 

Но я не об этом. Была среди них одна практикующая Тибетский Буддизм. И в тот день, когда я была с ней на прогулке, она меня спросила, испытывала ли я «измененные состояния сознания» в медитации. Я ответила, что не уверена. Она сказала, что раз так, то значит, я их не испытывала. Когда я их испытаю, сказала она, их ни с чем нельзя спутать. Та тибетская практикующая по возрасту могла в молодости участвовать в движении хиппи со всеми «химическими экспериментами», полагающимися им по рангу. Так что я подумала, что, возможно, она, отказавшись от искусственной стимуляции, использовала медитацию,чтобы ловить кайф.

 

Однако, я верю, что высшие достижения в любой сфере, включая и путь Дхармы, не лежат в сфере психоделики.

 

Возьмем для пример тех же «Битлз». Вот уж кто экспериментировал со всеми и всяческими химическими способами «изменения сознания». И тем не менее, Пол сам признавался, что ничего путного в состоянии кайфа сочинить никогда не мог. Но кто скажет, что “Yesterday” – это продукт не измененного сознания? Чье сознание само не изменяется при небесных звуках “Yesterday”? “Yesterday” Полу приснилось. Ну, а другие шедевры: “Let It Be”, “Fool on the Hill”, “A Day in the Life”, наконец, написаны людьми в здравом уме, не под кайфом и не во сне. Однако, красота и богатство этих песен, действительно, не от мира сего.    

 

По мне «измененные состояния сознания» - это не погоня за кайфом. Это выход из закоснелого «я», сход с рельсов привычки и автоматизма. Для меня любая искренняя попытка медитации уже приводит с измененному состоянию сознания. И в жизни вне медитации любое действие, мысль или слово, которое вызвано не механической реакции психики (по принципу «Дают – бери, бьют – беги»), а желанием принести мир себе и окружающим – вот это для меня и есть «измененные состояния сознания».

 

Потому что в эти мгновения я изменяю свое сознание, вместо того, чтобы позволять механическим реакциям править мной. К тому же я сажаю семена новых, хороших привычек, которые дадут всходы в будущем. И тогда осознанный ответ на события станет естественным, станет частью моего уже «нормального», хоть и «измененного» сознания.

 

Мне нравится стабильность, привычность и узнаваемость. Естественно, что мое «я» - это то, что для меня самое привычное. И так же естественно, что я бы предпочла, чтобы это «я» было стабильно и узнаваемо. Поэтому мое «я» ненавидит ломки привычного хода вещей и всегда защищает себя.

 

Например, «я», для того, чтобы получить удовольствие, привыкло зависеть от определенной рутины: тихий вечер, приятный фильм по телевизору, обязательно чашка кофе (без молока, одна ложка сахара). И с чего это «я» вдруг сядет медитировать, когда неизвестно, что может в медитации вспомниться (а вдруг что-то неприятное или страшное), неизвестно, какое понимание может прийти (а вдруг такое, которое угрожает устоявшейся жизни, потому что показывает, что есть что-то более важное), и вообще, сидеть в медитации часто неудобно и больно.

 

В этом для меня и состоит фактор «измененного сознания» в каждодневной медитации. Практика медитации сама по себе отрицает принцип того, что для счастья мне нужны внешние стимулы: хороший кофе, хороший фильм, хорошая книга, хорошая музыка. В хороших книгах самих по себе нет ничего плохого, но только при условии того, что для счастья мне достаточно, что я в жизни прочитала по крайней мере одну хорошую книгу, и я не должна гоняться за хорошими книгами, чтобы испытать чувство эстетического удовольствия снова и снова.

 

Как сказала одна тибетская монахиня, Робина Кортин (ее подкаст «Buddhist Teaching» можно найти на iTunes), мы все живем в телах наркоманов. Даже когда мы совершаем самые естественные действия, например, когда мы едим, мы программируем себя на зависимость от еды. Нам нравится есть, мы получаем удовольствие, и, как следствие, будем искать удовольствия от еды в будущем. И раз уж я являюсь рабой на таком базовом уровне, то что уж говорить о более эфемерных вещах: мыслях, чувствах и верованиях. Выход же из этой ловушки для меня один: буддистская медитация.  

 

Причем, что интересно, «я» готово гоняться и за привычным, и за удовольствием, и даже за страданием, если это страдание укрепляет  «я». Я, например, очень не люблю переставать обижаться и дуться на своего мужа. Потому что он же поранил мое «я». Я имею право обижаться и чувствовать себя погано. А если вместо этого я перестану дуться и начну чувствовать себя хорошо, то ведь это значит, что мое «я» не слишком важно и не заслуживает страдания! Вот такая логика. Которая ничего, кроме дальнейшего страдания мне и другим принести не может.

 

По секрету скажу, что я думаю, что эта схема лежит в основе большинства героев Достоевского (Настасья Филипповна – классический пример). Мне кажется, что бОльшая часть восторгов по поводу Достоевского происходит именно от того, что он вывел на свет и показал в красках именно эту, деструктивную часть человеческого «я», в то время как обычно думают, что «я» яростно борется только за свое выживание и выгоду. В то время как «я» может с таким же упорством и упоением жаждать страдания, если только это позволит ему сохраниться.

 

Ведь если бы Настасья Филипповна, например, прекратила бесноваться и считать себя виноватой, низкой, мерзкой и неизвестно какой, это ведь ей пришлось бы пересмотреть всю свою жизнь, отказаться от привычного взгляда, от образа себя и других. Ей пришлось бы потратить уйму душевных сил, чтобы простить себя, Тоцкого, примириться с Б*гом (если она в него верила). Это на духовном уровне. А на материальном – ей пришлось бы изменить образ жизни, пойти работать, в конце концов. То есть – сколько усилий, забот и проблем! Куда легче продолжать по наезженной колее, то есть, в неизмененном состоянии сознания. И к чему это все привело, в конечном итоге? Саму ее убили – ну это, в общем-то, и ладно: сама этого добивалась. Но вот что из-за нее князь Мышкин опять заболел – вот что жалко!   

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное