Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


HTML clipboard

Будьте здоровы и счастливы!

 

Принцип У-Вэй: а Стало Быть, Вперед!

 

Даосизм и Чан-Буддизм – братья навек

 

Я уже касалась темы Даосизма в полемической манере (смотри «Из Писем Даосской Подруге» от 19.04.06, 1.05.06, 27.05.06 и 12.06.06). С тех пор я узнала кое-что новое о Даосизме, а также испытала Даосизм через некоторые медитации и практику карате Ко До Рю. Все это вместе привело к тому, что я решила написать этот выпуск рассылки как признание духовного долга перед Даосизмом.

 

Один мой хороший друг еврей-буддист-даос преподавал курс по Даосизму. Он неоднократно подчеркивал, что в Китае три великих религии – Конфуцианство, Буддизм и Даосизм мирно сосуществуют и переплетаются в повседневной и религиозной жизни.

 

Например, идея монашества, жизни вне семьи, вне общества – анафема для конфуцианского мышления. Но китайские бу6ддисты нашли выход в том, что они представляют все человечество как свою семью, а монастырь – как модель китайского общества с его строгой иерархией.    

 

Мой друг ездил несколько раз в Китай. Однажды он спросил там у даосского монаха: «Чем отличаются практикующий даос и практикующий буддист?». Монах ответил: «Одеждой». Чан-Буддизм сформировался в Китае под влиянием идей Даосизма. И наоборот, некоторые школы даосизма приняли многие концепции Буддизма и работают в дискурсе «просветления». Многие даосские понятия, такие как алхимия и бессмертие могут пониматься по-буддистки: как преобразования себя в просветленную личность.  

 

Так что я поняла, что нет никаких причин проводить жесткой границы между Буддизмом и Даосизмом, особенно если речь идет о Буддизме Махаяны.

 

В Даосизме есть такое понятие: У-Вэй. Можно перевести как «недеяние». На самом деле это не значит безделие. Смысл у этого понятия: отсутствие личной заинтересованности в результатах действиях. Для даоса это равнозначно тому, чтобы действовать в полном соответствии с Дао – центральным понятием Даосизмом.

 

Дао непереводимо, и главное, что можно знать о нем, это то, что то, что имеет имя –  не есть истинное Дао, как говорится в «Дао Де Дзин» Лао Дзы. Однако, обычно под Дао понимают то невыразимое, что само не движется, но из чего проистекают все вещи. Действовать в соотвествии с Дао – это действовать в соответствии с природой, с естественным ходом вещей. А природа не имеет предпочтения; как говорится, солнце светит равно на правых и неправых.

 

Для буддиста такое действие – это действие с нейтральным намерением, действие, которе не порождает кармы, действие, которые идет не от «себя».

 

Почему я говорю: «нейтральное», а не «положительное»? Для Даосизма в природе нет зла. А в Буддизме добро и зло можно определить в соответствии с намерением. Будда сказал, что карма – это намерение. Однако действия с добрым намерением так же, как и действия с намерением злым порождают карму и, таким образом, следующие перерождения, а отнюдь не освобождение из круга рождения и смерти (цели буддистской практики).

 

Отсюда происходят разные парадоксальные  рассказы о Дзен учителях (именно Чан и Дзен, но никогда не о Тхеравадских учителях) – об их странных поступках, иногда даже аморальных с точки зрения обыденного сознания. Но просветленный человек не может поступать аморально. Он или она действует только из бесконечного сострадания и его или ее цель – помочь каждому чувствующему существу на пути к Просветлению. Когда действие проистекает не от «себя», а от Просветления, оно всегда к месту и не может оцениваться как доброе или злое.

 

Надо толкать – толкай!

 

Такая же идея действует в классическом карате Ко До Рю, которое я практиковала. Это карате абсолютно не-агрессивное, и первое время практикующий учит свой ум и свое тело тому, чтобы не напрягаться, не сжиматься, не отвечать агрессией на агрессию, а наоборот: расслабляться, смягчаться, и уходить от агрессии, возвращая ровно ту силу, которая к тебе пришла от «противника», который в Ко До Рю называется «партнером».

 

Принцип У-Вэй часто объясняют с помощью метафоры воды, текущей по камням. Так и принцип карате Ко До Рю – Путь Воды. Однако, правила этого искусства таковы, что, в ответ на любую силу обязательно нужно возвращать ту же силу. То есть на толчок надо отвечать толчком – ибо, если сила не возвращена, нарушается ПОТОК, естественное течение практики. Если один из партнеров решает не возвращать силу, он делает сознательное решение, то есть вводит сове «Я» в процесс. А суть практики Ко До Рю – не в усилении собственного «Я», а в усовершенствовании Практики, в котором «Я» растворяется.

 

Было такое время, когда я уже научилась более-менее расслабляться и не отвечать на «атаки» со страхом или агрессией. Но я тут же кинулась в другую крайность и совсем не могла возвращать силу. Доходило до смешного: мой учитель говорил мне: «Ну, не можешь толкнуть меня, иди, тренируйся на двери!» С практикой, я научилась не думая и без намерения, мягко отвечать на представленную силу. И я поняла, что нет ничего плохого в том, чтобы в каждой ситуации поступать так, как того требует сама ситуация – при условии, что «Я» не имеет голоса в том, что именно надо делать.

 

Проблема переноса аналогии из карате Ко До Рю на жизнь состоит в том, что в жизни нет заранее оговоренных правил. Правила Ко До Рю создают особый изолированный мир, предназначенный для духовный упражнений. Однако, «партнеры» по жизни не обязательно будут вовлечены в тот же духовный поиск, что и я. В карате Ко До Рю «ведущий партнер», который посылает силу, имеет только одну цель: помочь «ведомому» избавиться от некоторых ловушек «Я». В его «атаках» нет агрессии. Что не всегда применимо к реальному миру. Хотя, некоторые буддисты верят в то, что все вокруг, кроме них самих – это Будды, и все учат их чему-то из сострадания.

 

Дао в нашей жизни

 

Тем не менее, можно найти дюжины примеров даосских идеалов в культуре и искусстве обществ вне Китая. Например, Бенджамин Хофф написал книгу «Дао Пуха».

 

Для меня же, как постсоветской гражданки, принцип У-Вэй виден в жизни таких героев, как Товарищ Сухов, Три Мушкетера и Менты («Улицы Разбитых Фонарей»).

 

Товарищ Сухов, например. Он вообще-то шел домой. И ему было совершенно незачем ввязываться в перипетии восточной политики в отдельно взятом ауле. Никакой личной выгоды он не имел бы от любого разворота дела. И официально также он не был обязан сопровождать караван восточных красавиц. Тем не менее – пошел. Попросили, и он пошел. Саиду Сухов был тоже ничем не обязан. Но, торчит в песке голова- надо напоить. Естественно. Так и Саид не отстает от Сухова в бескорыстии. «Стреляли»: то есть, неизвестно кто стрелял, неизвестно в кого. Тем не менее, раз стреляли, значит, там место Саида: там ситуация, где есть возможность поступить правильно.      

 

Или вот Менты. В сериале неоднократно подчеркивается, что платят им мало. Как сказал Соловец: «зарплата у меня маленькая, но хорошая». На еду даже иногда не хватает: приходится разыгрывать в кафе представления с «грабителем», чтобы накормили бесплатно. Постоянно надо лезть под пули. Вокруг коррумпированные коллеги. С чего бы, спрашивается, работать при таких условиях? И все равно работают. Потому что так надо. У-Вэй.

 

Если взять главную сюжетную линию «Трех Мушкетеров», то бред, конечно, полный. Четыре чувака служат королю, но при этом помогают королеве против короля, и ничего с этого не имеют. Вообще. А три из них вообще не знают, в чем все дело. И королева об их услуге полностью забывает, о чем мы узнаем в «Двадцать Лет Спустя». Ну, и зачем это все было? В нашем фильме мушкетеры сначала, совершенно логично, отказывают ДАртаньяну скакать ни с того ни с сего в Лондон. Но потом Атос спрашивает: «ДАртаньян, это нужно королеве или это нужно Вам?» И ДАртаньян говорит: «От этого зависит жизнь еще одной женщины. Это нужно мне, Атос». И Атос-Смехов так грустно-грустно говорит: «Так в чем же дело?». И поскакали.

 

Вот так часто самые бескорыстные поступки, лишенные всякого «Я», составляют самые интересные истории и самые интересные жизни.

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное