Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


HTML clipboard

Будьте здоровы и счастливы!

 

Мухобойка для «я»

Часть 2

 

В прошлый раз я рассказала о своей цели присматривать за моим «я», чтобы оно не взяло контроль над моей жизнью. Я привела пример преподобного Кхематы из палийских сутт, который, будучи одним из великих монахов прошлого, все же с большим трудом избавился от своего «я», которое похоже на запах костра в волосах после похода.     

 

Опоясывающая История 2. Личная.

Как я нашла мухобойку для «я»

 

Так вот, мое «я» проявляет себя, конечно, в более грубых формах, чем те, которые можно сравнить с легким запахом цветка лотоса, как это делают палийские сутты. Одно из этих проявлений – это неприятие ИНОГО. Знаете, не СЕБЯ, то есть. Страх всего отличного от меня и нелюбовь ко всему, что не «Я».

 

Вложенная История 3.

«Я» в борьбе с «Другими»

 

Одно из моих любимых времяпрепровождений – это сплетничать с моим другом-буддистом о других буддистких и небуддистских религиозных центрах в нашем городе. Мой друг – слегка маньяк. Он посещает все религиозные собрания, на которые хватает времени: от евангелистов до кришнаитов. Поэтому он является бесценным источником информации. И вот мы перемываем косточки всем тем, кто почему-то живет и верит не так, как мы.

 

Причем это еще ладно, если я только подтруниваю над религиозными верованиями и практиками, отличными от моей. Но ведь очень часто моей реакцией является страх или злость. Непонятно почему, но возможно: злость – потому что: ну как они смеют утверждать то-то и то-то, когда ясно-понятно, что это глупо, неправильно, опасно и вообще противоречит идее прав человека! А страх – потому что: а вдруг как эти Другие «победят», привлекут больше всех последователей, и тогда набросятся все на меня, с моей верой. И каждый такой приступ прямо указывает мне на мое «я», и на его власть надо мной.

 

Умом-то я все понимаю: все религии хороши, для каждого человека есть подходящий для него религиозный путь. И все споры насчет того, чья религия лучше или хуже находятся на уровне диалога между героем Люи де Фюнеса из фильма «Приключения Раввина Якова» и его шофером Соломоном насчет того, что глупее: не работать в субботу или не есть мяса в пятницу.

 

И я всегда готова защищать права людей всех религий, и пишу письма в защиту притесняемых религиозных меньшинств с «Международной Амнистией». И, тем не менее, сердце начинает быстрее биться, мышцы напрягается и зубы сжимаются, как только столкнусь с чем-нибудь Другим.

 

Вот такова – на моем уровне – «проблема преподобного Кхематы». Понимать-то я все понимаю, но понимание не проникло еще в каждую клеточку тела и в каждое движение мысли и чувств.        

 

Вложенная История 4.

Лучик понимания.

 

И тут в Великобританию приезжает Его Святейшество Далай Лама. По семейным обстоятельствам я не смогла посетить его лекции, но мои друзья сходили. И вот тот самый мой друг-религиозный маньяк дал мне почитать брошюры, которые прилагались к билетам на лекции Его Святейшества. И вот в одной брошюре была такая хвалебная песнь «Сущность Хорошо Поведанных Истин». Ее сложил Лобсанг Дракпал Пао, который жил в 1357-1419. Этот Лама на протяжении многочисленных куплетов снова и снова утвреждает, что учение об обусловленном происхождении – это вершина учения Будды, и что тот, кто понимает обусловленное происхождение, понимает самую суть Дхармы.

 

И вот я читаю куплет за куплетом, а Лама все твердит и твердит: великое учение и все тут! «Нет ничего необусловленного». И снова повторяет, как Козьма Прутков о невозможности объять необъятное, что нет ничего необусловленного; нет и все. И что самое интересное, Лама утверждает, что инфантильные людм могут цепляться за это учение, что приводит только к укреплению оков крайних верований. В то же время, тот факт, что все происходит от причин, является для мудрых путем к освобождению из сети умственных построений.

 

И вот сочетание твердой веры автора в учение об обусловленном происхождении, неустанного повторения главной мысли трактата и это утверждение о том, что цепляться даже за это высшее учение ведет к рабству – и зажгло в моем сознании такой лучик света. «Не цепляться, самое главное – не цепляться ни к чему, даже к Дхарме». Цепляние – это рождение «я». Ведь то, что я считаю Дхармой – это, на самом деле, лишь мое понимание. А мое понимание происходит из вполне определенных причин: моей наследственности, воспитания, образования, опыта житейского и духовного.

 

То есть моя негативная реакция на других – всего лишь плод соответствующих причин. Более того, вообще моя любая реакция на что бы то ни было – плод разных причин. Таким образом, лучшее, что я могу сделать по поводу любой моей реакции – это воспринимать такие взрывы как естественные проявления природы и применять к ним практику осознанности, также, как и к любому феномену, типа опаздывающего или пропущенного автобуса.    

 

Вот так мои друзья и тибетский Лама помогли мне открыть способ укрощения «я». Способ этот, надо сказать, чересчур интеллектуальный, и поэтому не очень эффективный. Не всегда удается вызвать в уме всю эту цепь рассуждений, когда негативная реакция уже поднялась. Так что мне помогает скорее чувство радости от искры взаимопонимания, которая зажглась между мной и ушедшим тибетским практиком, и вдохновение, которое он передал через свою песнь.

 

Вложенная История 5.

«Мы я вами где-то встречались».

 

Какой-то буддисткий учитель (забыла, кто) сказал, что ребенок, когда рождается, по привычке, усвоенной внутри матери, считает окружающий мир продолжением себя (например, мама существует только как продолжение его рта). Потом ребенок учится разделять себя и окружающий мир. А потом, если практикует буддистскую медитацию, он учится считать самого себя продолжением окружающего мира.

 

То есть «я» - это не центр Вселенной, который все вокруг себя горделиво обозревает, а один из объектов этой Вселенной, подчиненный абсолютно тем же законам, что и все остальное.

 

Как сказал Пушкин: «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя». Но дело в том, что в этой матрице жизни единицы и нолики текут по экрану, не останавливаясь. И я, в результате разных пока нераскрытых мною причин, выбираю из потока жизни некоторые конфигурации этих единиц и ноликов, прикрепляюсь к ним и называю их «я». Отсюда, согласно буддистской теории, происходит страдание.

 

Выход – не цепляться. И каждый акт «цепляния» встречать с осознанностью.

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное