Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


HTML clipboard

Будьте здоровы и счастливы!

 

Мухобойка для «я»

Часть 1

 

Значит, сегодня история будет такая. Такая, с опоясывающими и вложенными историями, как индийский эпос. Про то, как я открыла для себя один способ, как справляться с «Я».   

 

Вложенная История 1.

Вступительная.

 

«Я» надо все время ловить за хвост, потому что оно ускользает и не дается в руки: хочет управлять из-за кулис, так, чтобы я даже не заметила, что мою жизнь узурпировало «я». А я хочу как раз другого – абсолютного просветления. И не что что бы я хотела уничтожить это «я». Это невозможно. Потому что то, что хочет уничтожать и уничтожает – это то самое «я» и есть, как блистательно показал Пелевин в сцене борьбы Мити с трупом в «Жизни Насекомых». Моя цель в преследовании «я» - это всегда держать его в поле зрения, и не позволять «я» жить мою жизнь за меня: не позволять его страхам пугать меня, не позволять его ненависти толкать меня на агрессивные поступки.

 

Иногда эта цель Буддизма: победить свое «я» (выраженная мной здесь в терминах Дзен, поскольку это – моя традиция) воспринимается как нечто совершенно неприемлемое и странное: как это – буддисты не любят свое «я»; это же они и есть; они что, ненормальные? Тем не менее, похожие устремления могут быть прослежены и у других духовных традиций.

 

Вот, например, что говорит преподобный Никон (цитирую с сайта «Православное Церковное Чтение»):

 

«Падшее естество любит себя и любит мир сей, а Евангелие требует самоотвержение и любви к Богу. Поэтому согласия между ними не может быть никогда».

 

Согласия между «падшим естеством» (Дзен-буддист сказал бы: «я») и Евангелием быть не может. Это я не к тому говорю, что хочу примазаться к великой православной традиции, или хочу уравнять Буддизм и Христианство – ни в коем случае. Это я к тому, что противопоставление обыкновенного существования, этого мира, этого «я» и высшей духовной цели – это, можно сказать, обычная характеристика многих духовных учений.

 

Опоясывающая история 1. Вдохновляющая.

Трудность стоящей передо мной задачи.

 

Однажды преподобный Кхемака серьезно заболел, и ему становилось все хуже. В связи с этим страданием, старшие монахи решили задать ему несколько вопросов о его понимании учения Будды о «я».  Эта история рассказана в одноименной сутте номер 22.89, сборник Самьютта Никая (полный текст на английском: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.089.than.html, комментарий по-русски: http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=3889&page=12).

 

 

Вложенная история 2. Теоретическая.

«Я» и совокупности.

 

Вместо «я», которое вроде бы, кажется, составляет сущность человека, в Буддизме есть пять «совокупностей», сканд. Вместе они составляют то, что человек воспринимает как свое «я». И оттого, что человек за них цепляется,  происходят все его страдания. Эти совокупности: форма (тело), чувства (положительные, отрицательные и нейтральные), восприятие (узнавание), умственные построения и сознание.  

 

Будда учил, что «я», которое должно составлять сущность человека, невозможно обнаружить ни в одной из этих совокупностей. 

 

Продолжение Опоясывающей Истории 1.

 

Кхемата правильно ответил на вопросы старших монахов, что, мол, да, он прекрасно знает, что «я» нет ни в этих совокупностях, ни в чем-то другом. Причем, мне в палийских суттах всегда нравится психологичность и такие живые детали. Например, сначала диалог между Кхемакой и старшими монахами происходил через посредника – преподобного Дасаку. Но после того, как Дасака появился у больного в четвертый раз, Кхемата сказал: «Хорош, друг, бегать туда-сюда», взял свой посох и сам пошел к старшим монахам.

 

Проблема была вот в чем. Старшие монахи предположили, что раз Кхемата не воспринимает пять совокупностей как «Я», это значит, что он уже просветлился.(И, видимо, предполагаю я, это значит, что и страданий он не должен испытывать). Но Кхемата в личном разговоре им объяснил, что, хотя он и не говорит, что его тело – это его «я», или чувства, и т.д., и хотя он не говорит, что «я» - это что-то другое, чем эти пять совокупностей, тем не менее, «я» еще не преодолено. И Кхемата дает такое чудесное сравнение: «я» - это как запах лотуса. Это не запах лепестка, или цвета, а запах всего цветка. И вот, когда практикующий Дхарму избавляется от привязанности к понятиям насчет «я», «я» все равно остается как слабый запах, окутывающий практикующего в виде «я»-тщеславия, «я»-желания, «я»-одержимости.

 

Тем не менее, практикующий продолжает фокусировать свое внимание на феномене возникновения и исчезновения этих совокупностей. То есть: «вот такова форма, таков ее источник, таково ее исчезновение... таково чувство... и так по всем пяти совокупностям. И так он практикует, пока этот слабый остаток «я» полностью уничтожен.

 

Это у Пелевина в «Священной книге оборотня» А Хули говорит, что истину надо познать несколько раз (не помню точно, сколько).

 

Когда, продолжает Кхемата, люди отдают свою одежду в стирку, ее чистят щелоком, и полощут в чистой воде. И хотя одежда теперь чиста, она все равно несет в себе запах щелока. И только после того, как владельцы положат одежду на некоторое время в ароматизированную корзину, запах щелока полностью улетучивается.

 

Так же и «я» исчезает только в результате долгой упорной практики по наблюдению за тем, как возникают и как уходят тело, чувства, восприятие, умственные построения и сознание – на своем собственном примере (потому что другого нету).

 

Как Жванецкий говорил:

 

«Может, руки помыть тому заскорузлому пацану, который колбу держит? Прямо, в его же присутствии...»

 

Так что да, прямо в присутствии моего же сознания за моим же сознанием и следить...     

 

И что радует: сам преподобный Кхемака, и шестьдесят человек вместе с ним освободились в результате этого разговора.

 

Так вот я и говорю: если даже у великих монахов прошлого, которые посвящали бОльшую часть своей жизни  практике, оставался  легкий запах «я», то что уж говорить обо мне... У меня не то что запах, а я нахожусь пока прямо внутри того навозного шара, который, по Пелевину в «Жизни насекомых», является «я».

 

Тем  не менее, хороших новостей две: «Во-первых, есть надежда на освобождение; и, во-вторых, я недавно обрела оружие против одного проявления своего «я». Не джедайский световой меч, конечно, но мухобойка, точно.

 

Конец Опоясывающей Истории 1.

 

Продолжение следует...

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное