Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

 

Медитация и всё такое

Часть 2

 

Продолжаем разговор. В прошлый раз мы обсудили мотивации для практики медитации: а зачем это надо? Между прочим, многие буддистские учителя разных школ утверждают, что именно мотивация – это самое главное и есть. То есть причина, по которой ты садишься, важнее того, что потом происходит в процессе сидения. С точки зрения махаянской теории о бодхисаттвах (просветленных, которые специально не покидают сансару, чтобы помогать всем чувствующим существам), если ты медитируешь ради всего живого, то можешь хоть сидеть, хоть петь, хоть танцевать, хоть бегать, как Форрест Гамп, от одного океана до другого.

 

Теперь о том, что медитация совершает в жизни человека. Ну, кратко говоря, медитация – это путь к Пробуждению. Один из самых репрезентативных символов Буддизма – это фигура Будды в позе медитации. Исторический Будда медитировал на пути в Просветлению, в момент оного и после – всю жизнь. То есть медитацию можно рассматривать как тренировку или подготовку к высшему духовному достижению, как само это достижение Абсолюта, и как стиль жизни.

 

Насчет подготовки было говорено в нескольких выпусках рассылки (12.07.06 и 30.03.07). Сегодня поговорим о достижении, а о стиле жизни – как-нибудь в другой раз. Цель подготовительной стадии – в буквальном смысле очистить мозг. От много чего. У кого что есть. Когда я говорю о стадиях медитации, я, конечно, не имею в виду, что они четко разграничены, занимают строго определенное время, или что угодно в этом роде. Они протекают параллельно и зависят друг от друга.

 

Но, грубо говоря, на подготовительной стадии я сижу, день за днем, неделя за неделей, как Лягушонок из «Алисы в стране чудес», и разгребаю самый очевидый психологический мусор, и запрятанные психические травмы, и самые простые трюки своего мозга, которые меня же водили за нос всю жизнь, и самые сложные блоки (например, нежелание быть в данный момент в данном месте). И так и буду сидеть, «хоть до завтра, хоть до послезавтра». Это вот такая работа медитации: лить свет на то, что накопленно и на то, как именно, какими путями все это накапливается.

 

И все эти демоны (как говорил Джозеф Кэмпбелл, демон – это угнетенный психологический импульс) от света внимания либо выходят на сознательный уровень, где с ними уже можно договориться на рациональных началах, либо просто лопаются. Как мыльные пузыри. А пути накопления мусора проявляются, проясняются, будем надеяться, что запоминаются, и больше не повторяются (ну да, так, через 10-100, или сколько повезет, жизней, по некоторым версиям. Но, с другой стороны, по другим версиям, можно успеть и за одну :-)     

 

Но самое главное, от чего избавляет практика медитации, если строго следовать инструкциям любой признанной будддистской школы или учителя – это беспомощность перед продуктами своего собственного разума. Вспомним фильм «На гребне волны» с Киану Ривзом и Патриком Свейзи, а заодно и роман Пелевина «Священная Книга Оборотня». В обоих случаях для описания духовной практики используется метафора серфинга на волне. А-Хули практикует, балансируя на волне раздражения и злости по отношению к одному там интеллигенту. То есть не злится, а наблюдает за своим же гневом, и такое вот упражнение дарит ей кайф. Потому что это захватывающе: вот подкатывает гнев, вот сейчас захватит с головой, а ты – Ать! И в сторону. И ушла! И хихикаешь, поджидаешь новой волны. Не говоря уже о героях «На гребне волны», которые только тем и занимаются, что ездят на волнах.

 

Что там главное, в этом процессе? Что там Киану Ривз пытался объяснить своей подружке, когда у него в первый раз что-то получилось с той доской? А вот... не объяснишь... Потому что в ТОТ САМЫЙ момент (по версии моей школы Сото Дзен), «я» как раз-то и уходит, и потом бесполезно его спрашивать, что оно там испытало, потому что оно в процессе не участвовало. Медитация – это оставление «себя» в стороне. «Что останется, если у собаки отнять кость? – Собачье терпение», как говорится в «Алисе в Зазеркалье». «Что останется, если от мира отнять «себя»? – Ну, мир и останется. Жизнь. Все.      

 

Но уверенность в том, что ЭТО было круто, остается, и хочется еще. Но в том-то опять же и прикол, что если следовать желанию «я» кайфовать, ТОТ САМЫЙ момент не вернется, а вернется только жажда его. Чтобы ездить на волне, нужно просто ездить на волне. И все.       

 

Отпускать. Сознание хочет за что-то зацепиться – не давать, отпускать. Так приятно зацепиться! Как во втором стихе первой главы «Дхаммапады» (часть Тхеравадской «Трипитаки»): «Он меня обидел, он меня побил, он меня победил, он меня ограбил». Надену желтый костюм с черной полоской, закажу себе японскую катану, и тогда он у меня попляшет! Но «Дхаммапада» говорит «Тот, кто приютил такие мысли, не избавится от ненависти». То есть будет несвободен, прикован к этой своей катане. И тогда кайф становится в зависимость от желтого костюмчика и катаны. А фокус буддистской медитации в том, что кайф – он абсолютно... абсолютен. (Хорошо я сказала, стоило ради таких сентенций учиться столько лет). Свободен ото всего, не полагается ни на что, как серфер.    

 

Что интересно, отпускать в медитации можно все, что проявляется: положительные эмоции и духовные завевания. Если хочешь просветлиться. До этого момента мы говорили только об отрицательных побуждениях – гнев, мстительность... Но вот что рассказал Будда о своих финальных шагах на пути к Просветлению. Это из Сутты 36 Маджхимы-Никаи Трипитаки

(http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.036x.than.html)

 

Значит, Будда рассказывает, как он решил, что чем помирать от голода, не дойдя до Просветления, он лучше поест немного и помедитирует. И вот в этой медитации он достиг первой «джаны» (ступени медитации) – это такой кайф, который происходит от ухода в себя, и приходит с мыслями и оценкой. Но Будда не позволил этому приятному ощущению овладеть своим сознанием. Он успокоил мысли и оценки и вошел во вторую джану: там кайф происходит от самообладания, и характеризуется единением и осознанием, которое свободно от мыслей и оценки – внутренняя убежденность. Но и тут Будда не позволил этим приятным ощущениям захватить влясть над своим сознанием. Он вошел в третью джану, которая характеризуется невозмутимостью, внимательностью и бдительностью. И не позволил этим приятным ощущениям остановить его. Будда оставил УДОВОЛЬСТВИЕ И БОЛЬ, и вошел в четвертую джану. Это чистый кайф невозмутимости и внимания. Но и эти приятные ощущения должны были быть оставлены для того, чтобы будущий Будда приступил собственно к процессу Просветления, первой стадией которого было вспоминание всех своих прошлых жизней. Но это уже Просветление.

 

А насчет медитации на этот раз – это все, ребята!    

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное