Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

 

Медитация и всё такое

Часть 1

 

Кто о чем, а Сото Дзен буддистка – о медитации.

 

Я тут помогала монахине в китайском храме, рассказывала школьникам про буддистские ритуалы и медитацию. То есть, это их учителя попросили меня об этом рассказать. А я разговорилась вместо этого о разнице между Тхеравадой и Махаяной (стараясь, естественно, не обидеть ни ту, ни другую школу), и на медитацию осталось только 15 минут. Я хитро вывернулась, сказав, что про медитацию говорить бесполезно, её надо практиковать. Но, как говорится, осадок остался. И этот осадок я сегодня хочу на вас выплеснуть.

 

Значит, как говорил Король в «Алисе в стране чудес»: «Начни с начала, а как дойдешь до конца, заканчивай». Начала у нас будет – мотивация. Ради чего я практикую? Я сейчас немного съеду на одну из своих любимых тем, а именно: разницу между мужским и женским подходом. Подходом к чему? Ко всему.

 

(Предупреждение: под мужским подходом я не подразумеваю только то, что делают или
что присуще мужчинам,  а под женским подходом я не подразумеваю только и исключительно то, что делают или что присуще женщинам. Это просто условные названия. Инь и Янь такие).

 

Так вот, мне кажется, что для мужского подхода очень важен Абсолютный Принцип. То есть основание для всего должно быть совершенно определенным и, желательно, высеченным в камне. Для женского подхода характерно желание, чтобы всем было хорошо здесь и сейчас. То есть: если Абсолютный Принцип приносит зло конкретным людям здесь и сейчас, то, в соответствии с женским подходом его надо игнорировать. И, наоборот, если невозможно представить и высечь в камне Абсолютный Принцип для кого-то действия, но в результате этого действия относительное количество добра в мире повысится, значит, это действие правильно и хорошо.

 

Конкретный пример из буддизма, который мы обсуждали недавно с буддистскими друзьями. Один мой друг мужского пола говорил, что ему трудно понять перерождение по-буддистски, когда вроде постоянного «я» нет, но что-то перерождается. Особенно эта идея его беспокоит в связи с понятием кармы, потому что, раз нет постоянного «я», то кто или что отвечает за нехорошие поступки в прошлой жизни? И в чьей прошлой жизни? Я же смотрела на эту проблему с совсем другой точки зрения: для меня не важно, была ли это я или кто другой, кто в прошлой жизни, например, начал Промышленную Революцию, и теперь мы тут все задыхаемся. И если именно я ничего не буду делать, чтобы эту проблему исправить и мне, и всем остальным будет так же плохо. Это как в «В поисках Немо»: мы все плаваем в одном аквариуме в своем собственном ... Так что я понимаю свою задачу как уменьшение количества ... в котором и я, и все остальные, плавают.

 

Вот. Так что к медитации можно подходить, прежде всего, с двух позиций. И обе эти позиции присутствуют, я думаю, в каждой школе. Тхеравада – она такая, более женская, Махаяна – более мужская. Потому что Тхеравада упорно отказывается говорить об «основаниях» и «абсолютной реальности».

 

Различные же течения Махаяны представят вам разные понимания основания «Жизни, Вселенной, и Всего», как говорил блестящий Дуглас Адамс. Мой бывший Учитель Сото Дзен все время твердил о Жизни как дереве, и каждой отдельной жизни как листочке на этом дереве, который не понимает, что он – часть дерева, а не отдельная жизнь. Замечательный тибетский Учитель Согьял Ринпоче, автор книги «Тибетская Книга Жизни и Смерти», описывает тончайший уровень сознания – Чистый Свет – как основание всего.

 

Но, на самом деле, и Махаяна тоже может говорить женским языком – это кому как нравится. Например, Его Святейшество Далай Лама часто приводит такой аргумент в пользу Пути Бодхисаттвы: «Я тут один, а остальных людей очень много – гораздо  больше, чем меня одного. Так что уж наверное их счастье более важно, чем мое. Так что буду-ка я работать на счастье всех людей». С точки зрения мужской логики, такая позиция слаба. Но для женского подхода она абсолютно понятна и естественна.

 

Тут можно, наверное, вспомнить эволюцию мужского и женского образа мысли: все-таки женщины большую часть нашего существования на этой планете проводили свое время в обществе других женщин (пока мужчины охотились), и присматривали за своими И ЧУЖИМИ детьми. Женщина должна была поддерживать хорошие отношения с другими женщинами в группе, чтобы, в случае чего, они присмотрели за ее детьми. Так что повышение количества общего, или, как говорил Корней Чуковский, «всехного» счастья – это совершенно конкретная и понятная цель для женщин: гарантия выживания их детей. Что для мужчин менее понятно и близко.     

        

Ага. В свете сказанного мной: медитацией можно заниматься, по крайней мере, по двум причинам:

 

А. Потому что медитация доставит меня к тому самому Основанию Всего, или

Б. Потому что, ясен пень, когда я практикую медитацию регулярно, я более мирно расположена и открыта себе, миру и людям, чем когда я не практикую. Таким образом, медитировать – это хорошо и полезно.

 

Случай Б, между прочим, истекает из опыта и поддается доказательству или опровержению. Но зато случай А дает больше уверенности в практике и более сильную мотивацию для тех, чей образ мысли более мужской.

 

Рассмотрим историю Будды Шакьямуни. Я, конечно, всё сейчас упрощу и опошлю, как поручик Ржевский, но просто вот ради ясности в данном разговоре. Мне кажется, что в случае Будды очень удачно соединились обе мотивации. Традиционные легенды говорят нам о том, что мотивация Принца Сиддхартхи Гаутамы (в варианте Тхеравады) или давным-давно Просветленного Будды (в варианте Махаяны) в той жизни 2500 лет назад было сострадание и желание помочь всем живым существам.

 

Однако, в Палийском Каноне сам Будда говорит, что, начал-то он, в общем-то, вполне «по-мужски»: то есть он искал не счастья для всех, а вот именно ОНО, «Нерожденное, Нестрадающее, Неумирающее» - Абсолютный Принцип, Основание Всего. Пока он учился у двух разных гуру того времени, Сиддхартха полностью познал учение о двух различных Основаниях Всего: «ничего» и «не-восприятие-и-не-не-восприятие». Но он не был удовлетворен – это ему не показалось тем Основанием Всего, которое он искал – потому что ни одна из этих фенечек не приводила к освобождению от страстей и миру.

 

И только потом, после Просветления под Деревом Бодхи, когда он решал, стоит ли учить людей тому, что он открыл или нет – вот тогда сострадание к живым существам выступило на первый план. Будда решил учить, потому что знал, что как бы его Учение ни было трудно для понимания и как бы оно ни шло против обычного людского здравого смысла, оно-таки ведет к уничтожению страдания и источника страдания.

 

Удивительно, как все ловко получилось: Неумирающее, которое открыл Будда, оказалось тем же самым, которое повышает количество счастья для всех. Так что можно сказать, что раз так, то практикуй хоть по-женски, хоть по-мужски – то и это хорошо, то и это вкусно. Или комбинируй.

 

В соответствии с женским подходом я медитирую потому, что медитировать – лучше, чем не медитировать: приносит ощутимые плоды. Эти плоды я сначала не замечаю, потом замечаю, рассматриваю, и по дороге укрепляюсь в вере, потому что потихоньку то, о чем говорят Учителя и Тексты становится реальностью моей жизни. Можно поверить потом и в какое-нибудь «Основание Всего». Или можно начать с Основания Всего, если так легче, и стараться достичь его с помощью медитации – все равно результаты практики медитации никуда не убегут.    

 

Продолжение следует…

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.

 


В избранное