Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


 

Будьте здоровы и счастливы!

 

Будда и пылесосы

 

Здравствуйте, все!

 

Соскучились? Нет? Ну и ладно.

 

Надеюсь, все за лето отдохнули и позабыли каждодневные проблемы. Никаких предложений по темам рассылки на мою электронную почту не поступало. В голове вертятся разные глобальные идеи. Одна проблема: не знаю, интересны ли эти идеи вам, или они хороши только для того, чтобы усыплять меня вечерами. Так что вы уж лучше пишите.

 

Фигаро тут, Фигаро там...

 

А пока я лучше напишу про смешное. А именно, вот про эти фотки:

 

http://www.flickr.com/photos/14082034@N04/

 

На них можно увидеть статуи и изображения Будды в самых невероятных местах – от пляжа до ресторана. Я лично дала бы первый приз магазину, продающему пылесосы в Киеве. Я считаю, что для того, чтобы поместить две статуи медитирующего Будды в одном ряду с пылесосами, необходим был и вкус, и художественное чутье, и понимание геометрии форм.

 

Возникает вопрос: о чем же нам говорит этот феномен, в философском смысле?

 

Нехай буде

 

Ну, первое, что приходит в голову: это, конечно, какая-то невероятная терпимость буддистов. То есть если сравнить такое положение вещей, когда статую Будды Будущего, Мессии, можно сказать, используют в качестве садового гнома, с некоторой нервностью по отношению к религиозным проблемам в мире, то, конечно... Я не могу вспомнить ни одного другого основателя религии, изображения которого могут так свободно циркулировать в современном обществе.   

 

На этом же сайте в группе “Silly Buddhas” вы сможете увидеть еще больше примеров того, в каких совершенно неожиданных контекстах Будда может являться современному человеку.

 

 http://www.flickr.com/groups/sillybuddhas/

 

Значит, буддисты не возражают, когда Будду сажают в витрине ювелирного магазина и вешают на него бусики. Я не возражаю, например. О чем это нам говорит? Буддисты – пофигисты? Не уважают, не ценят свои святыни? Мне бы хотелось думать, что это не совсем так.

 

У меня, например, первая реакция на то, что я вижу в витрине ювелирного магазина такая: Я не могу контролировать то, что делают другие люди. Для меня Будда – указатель Пути, для кого-то другого – что-то совершенно другое. Мое уважение и благодарность Будде не уменьшается оттого, что кто-то другой его не уважает и не имеет причин быть ему благодарным. То есть, мы можем сделать вывод, что буддизм – религия не нападающая. То есть буддисты не пытаются всех на свете превратить в буддистов, как будто иначе случится какая-то катастрофа.

 

А вторая моя реакция на статую Будды в ювелирном магазине – это то, что всё-таки это не сам Будда в ювелирном магазине, и не Буддизм, и не Просветление, и не мой Путь. Ничего из вышеназванного не может быть ни в какой степени запачкано или умалено только актом помещения статуи Будды на витрину. То есть, буддизм – это религия такая... очень внутренняя.

 

Например, если говорить о паломничестве, то буддист, конечно, может поехать в Непал и в Индию там. Но вот есть такая замечательная история про одного старого монаха, который обещал своим молодым послушникам взять их по «Местам Будды». Они обрадовались, думали, а, поедем в Непал. А он их взял в больницу, в хоспис, в дом престарелых, и в монастырь. Он им дал испытать те Четыре Встречи, которые, по легенде, заставили принца Сидхартху оставить благополучную жизнь и начать духовный поиск. И я чувствую, что каждый раз, когда я сажусь для практики, это и есть мое паломничество. И даже более того: каждый раз, когда в повседневной жизни я останавливаюсь и веду себя осознанно, это и есть подножие дерева Бодхи.

 

‘Everybody Wants to be my Baby’

 

Во-вторых, можно подумать о том, почему все-таки владельцы всех этих магазинов-ресторанов решили поместить именно Будду на видные места? Полно же других завлекательных образов, и не обязательно они должны быть религиозными. Можно там, не знаю, цветочки поместить, полуобнаженных девушек, в конце концов. Ну, гордость подсказывает, что, все-таки Будда хорошо известен, и поэтому подходит для использования в коммерческих целях.

 

Но известность – это одно, а почему он привлекателен? Почему владельцы забегаловок и садиков уверены, что люди не будут плеваться, не повернутся и не уйдут, а, наоборот, остановятся, полюбуются, и, может быть, зайдут?

 

Ну, вот как-то это у Будды получилось. Вот как-то не вызывает Будда отрицательных эмоций у большинства населения планеты. И буддисты, хочется надеяться, тоже. Почему? Ну, всё, наверное, потому же. Никого не пугают, не заставляют переходить в свою религию, не имеют ничего ни против кого.

 

И, наверное, все эти дизайнеры, которые помещают Будд в самые невероятные места, надеются, что что-то хорошее от этого произойдет. Каким-то образом тишина и спокойствие распространятся вокруг, и люди подобреют, и всё будет хорошо. И они даже не должны быть буддистами и верить в учение Будды. Но некоторых психологических качеств просто не спрячешь.

 

То есть, если основатель религии или последователь излучает мир, то от этого никуда не денешься (ну, если только вы не руководитель Коммунистической Партии Китая. В этом случае, все – враги и все – злоумышленники  будь ты хоть пять раз святой). Если последователи религии настолько уверены в своем Пути, что не возражают против юмористических и не совсем обычных изображений основателя своей религии, то тоже, как их обидишь или унизишь?

 

Неожиданные маяки

 

Я тут увидела изображение Будды в одном магазине, но постеснялась снять на фотоаппарат (в следующий раз надо просто снимать, не стесняться). Так вот, магазин продавал дорогую одежду для яппи. А на стенах были изображения Джона Леннона, Роберта Де Ниро в роли Таксиста, Джона Траволты в роли Винсента Веги, и Будды. То есть владелец магазина, должно быть, был уверен в том, что Будда несет на себе такие же коннотации крутизны и бунта, как и остальные уважаемые товарищи. Что мне, как буддистке, лестно. Конечно, я у него джинсы все равно не куплю, и, конечно,  зря это он. И Джон Леннон, скорее всего, не обрадовался бы, что его используют для рекламы тряпок.

 

Но вот висят посреди храма потребительства эти изображения, и, знаете, как-то легче становится. Как-то теплее. Ну, есть какая-то надежда. Может быть, кто-то, посмотрев на лицо Джона, подумает: «А на... мне эти джинсы? Пойду-ка я лучше за мир во всем мире бороться».

 

И я думаю, Будда не возражал бы. В этом, наверное, и есть Сострадание Будд – они ради чувствующих существ и в ад спустятся, и даже в торговом центре появятся. Ради нас. Чтобы мы проснулись, наконец.

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

 

Ольга Сова.


В избранное