Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

Медитация как она есть

И снова – в пучины самоанализа и публичного обнажения. Как сказал Хаус, если ты можешь имитировать искренность, ты можешь имитировать все, что угодно. 

Буду рассказывать о практике медитации. Если будет скучно – не жалуйтесь, никаких предложений обсудить что-либо другое на мой электронный ящик не поступало.

Практикующие буддисты называют медитацию «практика» или «сидение». Последнее особенно актуально для дзен-буддистов, поскольку в нашей практике все, что требуется – это просто сидеть.

Почему «практика»? Здесь можно усмотреть два смысла: практика в смысле тренировки (Например, «Я практикуюсь в игре на скрипке»), и практика в смысле того, чем человек занимается по жизни (Например, «Он – практикующий юрист»).

Медитация как тренировка

Что я тренирую с помощью медитации? – Благотворные состояния ума, правильные реакции на то, что происходит. Тренировка мышц нужна для того, чтобы выросла физическая сила. Тренировка ума приводит к установлению внутреннего спокойствия, равновесия и, опять же, силы.

Психологи установили разные положительные последствия буддистской медитации на человеческий мозг и общее состояние человека (результаты таких исследований легко можно найти в Интернет). Особенно много экспериментов проводили с тибетскими монахами. Одна из любимых историй психологов – это про тибетского монаха, который медитировал с датчиками в мозгу и по всему телу. Во время его медитации исследователи неожиданно для монаха выстрелили у него под ухом. Нормальная реакция на такое событие – шок и стресс, но датчики показали, что монах только еще больше расслабился.

Медитация переключает автоматические реакции организма на другие, более мудрые и взвешенные. Самое главное - это то, что медитация дает возможность выбрать, как действовать, что думать и что чувствовать в данный момент, а не поддаваться инстинкту. Разные школы буддизма описывают этот процесс по-разному.

В моей школе Сото-Дзен говорят, что центр колеса, вокруг которого крутятся спицы – пусто. Так же и в человеке есть центр, который пуст и неизменен. Если найти доступ к этому центру, наградой будет мир и спокойствие – в любой, даже самой трудной ситуации. Моя бывшая школа Самадха учила, что медитация предоставляет пространство для выбора. В обычной жизни человек отождествляет себя с тем, что происходит – например, с неприятной ситуацией, негативным чувством или мыслью. Медитация учит разделять того, кто практикует от того, что случается – и так появляется просвет, который является пространством выбора, пространством свободы.

Как всякая тренировка, медитация не легка. Спортсмены среди нас знают, что такое «молочная кислота» - такая гадость накапливается в мышцах, если долго не тренируешься, а когда начинаешь тренироваться, мышцы начинают болеть. Что самое смешное, это то, что если перестать тренироваться, боль уйдет. А если не перестать, то тренировки будут причинять боль – пока вся кислота не сожжется. Но зато и мышцы будут тренированные и готовые к соревнованию.

Такая же ситуация с медитацией. Если не медитировать никогда, можно всю жизнь прожить, не зная обо всей боли, которая скрывается внутри. Она, конечно, будет проявляться – в алкоголизме там, или в агрессии к себе или к ребенку – но знать ты о ней не будешь. И испытывать ее будешь только в виде похмелья или чувства вины или… список нескончаем. Медитация показывает мне меня и мою боль в чистом, так сказать, виде. С одной стороны, это лучше, потому что так боль скорее сожжется. С другой стороны, может быть иногда немного страшно или иногда немного утомительно.

Медитация как жизнь

Это было обсуждение медитации как практики для жизни. Теперь о медитации как о практике жизни.

Во-первых, все учителя буддистской медитации поощряют практикующих в том, чтобы они использовали техники, полученные в сидячей медитации, в их повседневной жизни. Например, одна такая техника – это, когда зазвонит телефон, не кидаться отвечать сразу, а остановиться, собраться, сделать вдох-выдох, и только потом отвечать. Это позволяет человеку справляться с неизвестной ситуацией, которая последует, с позиции уверенности и силы, а не с позиции веточки, попавшей в водоворот.

Во-вторых, чем дольше практикуешь буддистскую медитацию, тем больше понимаешь, что я настоящая – только в практике. Жизнь вне практики – это «Игры Разума» (смотри соответствующий выпуск рассылки). Бесконечные люди, которые играют в игры и игры, в которые играют люди. Даже с самыми лучшими намерениями – все равно игры. Я не могу честно вспомнить ни одного момента в жизни, когда я с кем-то говорила, или одевалась, или, извините, раздевалась – чтобы я могла сказать: «Да, вот теперь я не играю, вот теперь это настоящая Я».

(Интересный парадокс в этом смысле представлен в романе Уильяма Моэма «Театр». Моэм говорит про главную героиню, Джулию Лэмберт, что она не играла на сцене, она жила. Но, чтобы жить на сцене, ей приходилось было играть в жизни).

Дети сначала следуют биологическим инстинктам, потом социальным, и в процессе всего этого строят свое «я». Как только «я» появляется, оно начинает надевать маски на разные случаи жизни: «дочь», «друг», «председатель совета отряда», «аспирант», «пациент», «сноха», «поклонница Джонни Деппа».

Многие из этих ролей приносят очевидное страдание – например, «обиженная», или «пьяница». Сото Дзен учит, что Будда открыл тот факт, что страдание приносят не только такие роли, как «злой человек», но и любые роли, которые играет «я». А самое главное открытие Будды это то, что именно это «я» и есть главный и единственный источник страдания.

Практикующий буддистскую медитацию делает шаг в сторону от масок, которые обычно меняются каждую секунду и прилипают к лицу. В то же самое время у практикующего есть шанс увидеть, что и маски-то носить абсолютно некому. (Смотри притчу о платьях в гардеробе из «Чапаевы и Путоты» Пелевина). 

Так вот, в буддизме говорят, что сначала, когда человек просто хочет избавиться от самого очевидного страдания, он практикует для себя. Потом, когда он понимает, что страдание – не его, а общее, он практикует для других. И потом, когда он понимает смысл практики, он уже практикует ради самой практики. Сначала мы заботимся о своем маленьком «я», потом о большом «я» всей Жизни, а потом «я» отпадает, как пепел отгоревшего благовония. 

Медитация как уход от эзотерики

Теперь, когда мы разобрались, для чего буддисты практикуют медитацию, давайте посмотрим на то, для чего они НЕ практикуют. В цели буддистской медитации не входят:

- утверждение своего «я»;
- моральное самобичевание;
- укрощение плоти;
- релаксация;
- занятие йогой;
- мечты и галюцинации;
- выход в астрал;
- ясновидение;
- левитация;
- считывание космического информационного поля

Замечу: некоторые из этих вещей или все из них могут случаться в медитации в качестве побочных явлений, или никогда не случаться, но они не являются целью практики. 


Счастья и здоровья,

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

Ольга Сова.

 


В избранное