Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

Пять стадий

Не знаю, ждал ли кто-нибудь этого выпуска, или, наоборот, все радовались, что вот уже месяц в ваш почтовый ящик не падает моя болтовня, но вот она я.

Я тут немного приболела. Депрессией. Но, как один Дзенский учитель сказал: «Не советую, если вы учите людей дзен-медитации, признаваться, что у вас депрессия. Отпугивает людей». Но я никого не учу, поэтому могу легко признаваться.

Значит, болею, писать не могу, но вот решила написать про положительную сторону депрессии – чтобы саму себя развеселить. Так что же хорошего в депрессии?

Ответ я откопала в кладезе мудрости, коим является тот же сериал «Хаус» (см. предыдущий выпуск рассылки). В одной серии молодая коллега Хауса обнаруживает, что у ее пациентки рак. Но врач не хочет в это верить, потому что ей жалко пациентку. Она просит у Хауса, чтобы тот придумал какой-нибудь другой диагноз, который подходил бы под симптомы. Хаус отказывается. Она злится. Потом предлагает сделку: она что-то сделает для Хауса, если он подумает. 

И тогда Хаус пишет на доске так называемые «Пять стадий Кюблер-Росс», через которые проходят смертельно больные люди:

1. Отрицание;

2. Гнев;

3. Торг;

4. Депрессия (Ха-ха!);

5. Примирение.

И он ей говорит: «Интересно, что не пациентка, а ты, ее врач, проходишь через эти стадии».

Ну и я подумала – а ведь эту схемку можно приложить ко всей человеческой жизни. Ведь, как говорит русская поговорка, еще один кладезь мудрости, «Жизнь – это смертельная болезнь, передающаяся половым путем».

5. От смерти не уйдешь («Двум смертям не бывать, а одной не миновать» - извините, что-то меня на народную мудрость потянуло). И как-то к ней относиться приходится. Я думаю, что любой религиозный путь, включая буддизм, предлагает свой вариант «примирения» с фактом личной смерти. Буддистский вариант примирения – это убрать собственничество в отношении смерти. То есть «моей» смерти просто нет. Есть круговорот жизни (который, кстати, приносит страдания). Цель буддистской практики – не вечная жизнь (но и не смерть, не небытие), а прекращение страданий. Которое, как учил Будда, так же непохоже на жизнь, как и на смерть.

Интеллектуально это понять, может быть, и трудно, но возможно. И уж в любом случае это легче, чем убедить свое тело и свои чувства примириться со смертью. Ведь психофизиология – она есть, от нее тоже не убежишь. Воняет – мы зажимаем нос, гормоны взыграли – влюбляемся, бьют – бежим. И я не сказала бы, что это рабство плоти. Поскольку, пока я испытываю эмоции и телесные проявления страха, я этим и являюсь – боящимся существом. Задача тут не в том, чтобы своим превосходящим умом подавить психологию и физиологию, а чтобы перестать быть боящимся существом – в своей целостности. Звучит невозможно?

Сюрприз! Путь есть. Называется медитация. Медитация – это и есть путь Дхармы. По этому пути идут только не боящиеся существа – иначе просто быть не может. Медитация трансформирует всего человека – его интеллектуальную, психологическую и физиологическую составляющую (и еще там какие есть, знатоки астральных уровней и чакр знают). 

Ну и, соответственно, в конце Пути происходит примирение со смертью. А что происходит до этого? Много интересного.

1. Во-первых, многие люди могут прожить всю жизнь, просто отрицая тот факт, что умрут. У меня это проявляется в тех случаях, когда я просто кидаюсь в пучину по Масяне: «Я две недели дома сидела, и знаешь что? Я гулять хочу!!!». Вот эта «гульба» для меня и есть отрицание смерти. Я не слежу за временем, ни о чем не думаю, просто объедаюсь, разговариваю до обмороков, танцую, и т.д. На уровне сознания это выражается в полном отсутствии осознанности. Когда не осознаешь свои болячки, оно и не больно. Но, опять же, все знают про эффект похмелья. Я думаю, что похмелье – это просто переживание всей той боли, которую не пережила, задавила накануне.

2. Потом, если вспомнить, что все-таки помрешь, возникает гнев. «Да как же это?». И этот гнев может быть направлен на себя, людей, или вообще на весь окружающий мир. Я думаю, Тургенев таких людей описывал в виде нигилистов в романе «Отцы и Дети». То есть стадия отрицания уже прошла, они знают, что умрут, но не знают, зачем это всё. При этом они думают, что все остальные - «отцы» - все еще находятся на стадии отрицания, и вот нигилисты ругают всех и крушат все устои. Про героев Достоевского я вообще молчу.

У меня, когда я в детстве поняла, что умру, был… не то что гнев, а обида на моих родителей: «Как они меня могли обречь на такое? Я их не просила меня рожать». А сейчас этот гнев обращен на меня саму и проявляется следующим образом: «Какого … ты в этот мир в этот раз приперлась, какого … тебе не хватало?» Не знаю. У меня есть версия, что из-за арбузов. Я арбузы очень люблю.

3. Стадия торга очень распространена, особенно в религиозных кругах. Некоторые люди уже поняли, что умрут. Но они стараются особенно не злиться, потому что, опять же, религиозные. Ну, вот, они себе стараются обеспечить комфортное существование в этой и последующей(щих) жизни(нях). Как говорил Кощей в культовом фильме «После дождичка в четверг»: «Какой же вы народ, люди: ты мне это, я тебе то, ты мне то, я тебе это. Базар какой-то!» Так что, я тебе – жертву, ты мне – здоровье, я тебе – добрые дела, ты мне – рай, и так далее. У меня это проявляется в истерической беготне по городу и по Интернету с целью спасти всех политзаключенных в Китае и всех китов в океане.

Кстати, если не в лом, зайдите, пожалуйста, на сайт Гринписа, подпишите пару петиций, или там чего-нибудь (что получится) 

http://www.greenpeace.org/russia/ru/

Вся эта благотворительная деятельность приведет к тому, что меня скоро уволят с работы, и тогда кому-то другому придется меня спасать.

4. Ну, а когда понимаешь, что, все-таки всех китов не спасешь, а умирать все равно придется, и наступает Депрессия.

Так чем же она хороша? Я тешу себя надеждой, что именно тем, что это предпоследняя стадия. Что за поворотом – Примирение.

Вот… 

Счастья и здоровья,

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ)].

Ольга Сова.

 


В избранное