Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

 

Игры разума

 

Опять я думала-думала: про что написать? Один читатель рассылки, с которым у меня завязалась очень интересная и поучительная переписка, начал разговор с вопроса о привязанностях – это интересно, но это в другой раз. Тот же читатель оказал мне большую помощь, когда предостерег меня от фанатизма и неискренности. За что ему большое спасибо еще раз.

 

Кидаюсь в сегодняшний выпуск с намерением быть как можно менее фанатичной и неискренней. Есть только два маленьких ограничения.

 

Первое: Все-таки вера в Дхарму Будды у меня есть, и она такая довольно-таки крепкая. Так что где моя уверенность переходит в фанатизм – решать вам.

 

Второе:

 

Федор Тютчев

 

SILENTIUM! *

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

 

* Молчание! (лат.).

<1829>, начало 1830-х годов

 

Так что, если верить замечательному русскому поэту, раз уж я заговорила, то на полную искренность рассчитывать не приходится. Но, помня об этих ограничениях, все же приступим.

 

Понимание, которое во мне недавно образовалось, такое: УМ ЛЮБИТ ИГРАТЬ В ИГРЫ. Как и со многими другими буддистскими понятиями, я эту фразу слышала сотни раз. Но вот понимание пришло только недавно. И оно мне показалось очень важным.

 

Подталкивало меня к этому пониманию многое. Недавно на канале «Культура» обсуждали, можно ли заглянуть в будущее. Пригласили спорить двух людей: христианина и Александра Гордона. Кто не видел передачу, может легко представить, что каждый из них сказал. А Катя Гордон из аудитории сказала, что человек просто так устроен, что он или она всегда ищет упорядоченность, модели и процессы в мире, рисует воображаемые линии, которые идут из прошлого в будущее или наоборот, или кругами. Просто такая у нас психология и физиология, мозг так работает – ученые доказали.

 

И про то же самое я разговаривала со своей подругой на лыжной прогулке, обсуждая этносы как такие конструкции человеческого ума, нужные для того, чтобы... по-английски есть прекрасное выражение, такая фрейдистская оговорка: make sense of the world. Буквальный перевод: сделать, создать смысл из мира. Но значит это выражение – сделать мир имеющим смысл, или, по-другому, понять мир. Но, мне кажется, буквальный смысл точнее выражает то, чем занимается мозг: он создает смысл из того, что воспринимает.

 

Вот мне один мой друг рассказывал про свой десятидневный дзен-ритрит. На какой-то там день он уже сидел нормально, не думал ни про то, зачем он вообще сюда приперся, ни про дела, оставленные дома, ни про то, когда кончится этот период медитации, ни про то, когда обед. Но вот он заметил, что сидит и видит на полу, на котором никаких узоров не было, разные рожицы, человечков, животных и т.д. Ну, вы знаете. Все мы это делаем. «Облако в форме хорька», и все такое.

 

То есть мозг не хочет останавливаться. Его просишь по-хорошему – прекращай рассказывать сам себе истории! Стоишь на страже, не пропускаешь вообще никакую мысль, воспоминание, мечту – ничего. Так нет. Мозг, в отсутствии всего этого, все равно найдет себе занятие: будет рисовать рожицы на обоях.

 

Я надеюсь, из всего сказанного понятно, что мозг или разум – это не «я». Потому что «я», в общем-то, могу сесть в медитацию и вежливо попросить мозг маленько отдохнуть и дальше могу более или менее следить за процессом. Другое дело, сколько власти я имею над своим разумом, сколько у меня практики в этом деле. Буду ли я играть в его игры или уговорю все-таки заняться делом.

 

Но сегодня не об этом. Сегодня именно об этой страшной, мощнейшей стихии: желании разума играть в игры. Взять, например фильм, название которого вынесено в заглавие этого выпуска. Замечательный фильм. (Кто не смотрел, извините за раскрытие сюжета – или не читайте следующий параграф).

 

Там эта склонность разума – создавать системы, структуры и модели – доведена до максимальной мощности. И главный герой только в конце своей жизни признал, что это болезнь. А до этого он думал все, что угодно – что это его талант, что именно эта способность и определяла его как личность: математического гения. Какая трагедия, правда? Но чудо этой настоящей истории из жизни в том, что человек оказался сильнее своего разума! Он победил, он смирился – что одно и то же в таких ситуациях. Он научился относиться к творениям своего мозга как к фактам жизни – они есть, он ничего с ними не может поделать, но они им не управляют! То была болезнь. Но я вижу ту же самую тенденцию в моем собственном мозгу – в уменьшенном масштабе, но она есть. И действует.

 

Или вот есть такой американский телесериал, который, к сожалению, не показывают в России. Называется «Хаус» - это имя главного героя, такого гениального врача-диагноста, который спасает людей от болезней, которые никто больше не может диагностировать. Так вот у него больная нога и хроническая боль. И многочисленные психологические проблемы из-за этого. Есть девушка-врач, которая ему нравится, но он не может продвинуться в этом направлении, опять-таки из-за психологических проблем. В самом начале последней серии второго сезона в больницу входит муж бывшей пациентки этого Хауса и стреляет в него из пистолета за то, что Хаус вынудил его признаться в том, что у него был роман – потому что это помогло в диагнозе его жены. Жена выздоровела, но совершила самоубийство из-за измены мужа.

 

И вот всю серию, пока Хаус выздоравливает в отделении интенсивной терапии, он пытается «сделать смысл» из того, что произошло. Почему он такой? Прав ли он, когда так безжалостно обходиться с людьми, чтобы спасти жизни? В то же время оказывается, что его друг–врач устроил, чтобы во время операции по извлечению пули Хаусу сделали еще одну экспериментальную операцию, которая может избавить его от боли. И операция оказывается успешной. В той же серии Хаус оказывается наедине с той девушкой в темной комнате и между ними пробегает искра, которая может дальше разгореться.

 

Но что-то не так. Хаус несколько раз ловит себя на том, что галлюцинирует. В конце концов, Хаус приходит к выводу, что все, что с ним происходило после выстрела – это фантазия его умирающего мозга. Он усилием воли прерывает бред и оказывается на каталке, рядом с которой бежит та самая девушка, по пути в операционную, сразу после выстрела.

 

Но это Хаус. Он все-таки гений. Как Мюнхгаузен, вытащил сам себя за волосы из болота своей фантазии. Но я-то не гений. И как мне хотелось верить, что он выздоровел, что не будет больше изнуряющей боли, что он найдет свою любовь, что всё-всё разрешится и будет хорошо. А как ему хотелось бы в это верить! Но он выбрал реальность – против мечты. Боль – против забытья. Жизнь – против сна.

 

И я подумала – а если бы я была в такой ситуации, когда все мои мечты исполнились, смогла бы я отказаться от этого ради правды? Я вспомнила те два случая, когда я теряла сознание в своей жизни – и знаете, это было очень приятно. И самым неприятным моментом, я точно помню, были голоса моих близких, которые вызывали меня обратно. Я была на них почти сердита: ну почему? Чего вам надо? Мне так хорошо. А в одном случае я даже припоминаю какие-то сны, которые мне привиделись в обморочном состоянии.

 

То есть, это желание отдаться под власть игр разума подстерегает меня всегда. Есть экстремальный вариант – как потеря сознания. Есть каждодневные варианты, когда я принимаю желаемого за действительное, верю в то, во что хочу верить; когда я подгоняю жизнь под свои объяснительные схемы.

 

Медитация буддистской школы Сото Дзен дает мне выход из этой ситуации. В моей практике с любыми порождениями разума надо поступать одинаково: позволить им пройти. Все продукты разума равны, они все приглашают поиграть в какую-то игру, и они очень искусны в этом. Но надо научиться быть искуснее их. Как говорилось в моем любимом детском фильме «После дождичка в четверг»: «Ну, Кощей – подлец такой, каких свет не видывал. Уж подлее, кажется, и быть нельзя. А надо!» Разум сам по себе не плох и не хорош, не зол и не праведен. Он просто такой, какой он есть – играющий в игры. Это мой выбор, играть ли с ним или освобождаться – каждую секунду.

 

 

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[ Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашество и практикующие миряне признанных буддистских школ) ] .

Счастья и здоровья,

Ольга Сова.

 


В избранное