Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


 

Будьте здоровы и счастливы!

 

И треснул мир напополам…

 

Возвращаясь к нетленному произведению Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно» (смотри выпуски рассылки за 1 и 8 августа), поговорим сегодня о понятии «не так, как надо». В финале спектакля Гришковец признается, что показал он все не так, как надо было. Но, сожалеет он, «так как надо» было бы и непонятно, и как-то не по-человечески, да и не хочется ему так, как надо. А хочется - чтобы его любили. Что по-человечески как раз понятно.

 

Об этом «не так, как надо» хорошо сказал Владимир Высоцкий:  

 

Владимир Высоцкий

 

МОЯ ЦЫГАНСКАЯ

 

В сон мне - желтые огни,
И хриплю во сне я:
- Повремени, повремени,-
Утро мудренее!
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.

  
В кабаках - зеленый штоф,
Белые салфетки.
Рай для нищих и шутов,
Мне ж - как птице в клетке!
В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви все не так,
Все не так, как надо.

  
Я - на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.
Хоть бы склон увить плющом,
Мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь еще...
Все не так, как надо!

  
Я тогда по полю, вдоль реки.
Света - тьма, нет бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги - лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той -
Плаха с топорами.

  
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.
И ни церковь, ни кабак  -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

 

В этом стихотворении меня особенно поражают строчки «Вдоль дороги все не так,// А в конце – подавно». Действительно, мало того, что в жизни приходится проходить через разнообразные мытарства, терпеть «поношенье,//Насмешки ближних, дерзкие обиды// Тиранов, наглость пошлых гордецов,//Мучения отвергнутой любви,// Медлительность законов, своевольство// Властей... пинки, которые дают// Страдальцам заслуженным негодяи» (Шекспир, «Гамлет», перевод Гнедича). Так еще в конце тебе за это не пряник дадут, а исчезновение себя, любимого, который перетерпел все это – и что, это все?

 

Причем что бы разные религиозные и философские школы ни обещали в смысле жизни после смерти – почти никогда тот же самый субъект, который боролся за предполагаемую награду, ее не получает. Обязательно происходит какая-то трансформация и переход: в другое человеческое тело, в животное, в бестелесную душу. И получается, что все, что есть у нас, земных, – это земная жизнь.

 

Вот, например, фильм «Фрида» очень хорошо эту мысль выражает. Вне зависимости от того, что у мексиканской художницы Фриды Кало было и будет после смерти: будь то богатый мир ее воображения, артистическая слава, католический рай или языческие плодородные луга – это все не ее и не с ней. А ей досталось то, что досталось: жизнь, полная боли и ежесекундной борьбы за возможность творить. И при всем при этом на одной из своей картин она внизу написала «Да здравствует жизнь».    

     

Лирический герой Высоцкого сетует на то, что «все не так» и в церкви (на пути традиционного религиозного поиска себя), и в кабаке (на пути анархического бунтарского поиска). Кажется, мы натолкнулись на что-то такое, что фундаментально присуще опыту человеческой жизни.

 

Один буддистский монах сказал, что Экклезиаст – самая буддистская книга во всей Библии. Ее, конечно, цитируют все кстати и некстати. Я решила не оставаться в стороне и тоже потревожить память этого великого человека, сына Давидова, царя в Иерусалиме.  

 

ЕККЛЕЗИАСТ

 

Глава 1

17И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;

18потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

 

Глава 2

 

15И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это – суета;

16потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.

17И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа!

22Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?

23Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!

24Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией;

25потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?

 

Итак, согласно Экклезиасту, ВСЕ, что человек делает в этом мире, включая познание и, возможно, даже, религиозное познание – это суета. Все, что происходит с ним – это томление духа. Мне особенно нравится, что «Даже и ночью сердце его не знает покоя». Так говорила Тензин Палмо, тибетская монахиня английского происхождения: «Настоящий отдых сознанию может дать только медитация. Во сне сознание работает, а не отдыхает».

 

И только Бог, говорит Экклезиаст, может дать истинное наслаждение и смысл действиям человека.

 

И вот что говорит Экклезиаст по поводу уникальности и ценности земной жизни: 

 

Глава 9

 

7Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

8Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

9Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

10Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

 

Таким образом, пока мы выяснили, что существует такая фундаментальная неудовлетворенность человеческой жизнью, которая может быть в некоторых случаях (в случае Экклезиаста, но не Высоцкого) преодолена Божественным вмешательством. В то же время человеческая жизнь обладает уникальной ценностью сама по себе, с одной стороны:  в том случае если Бог «благоволит к делам твоим» (стих 7) и потому что это все, что у нас есть, с другой стороны (стих 10).

 

Но вот стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, выражающее, как мне кажется, предельное отрицание ценности человеческой земной жизни:  

 

Михаил Лермонтов

 

НЕБО И ЗВЕЗДЫ

 

Чисто вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка;

О! Для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

 

Чем ты несчастлив? –

Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо –

Звезды и небо! – а я человек!..

 

Люди друг к другу

Зависть питают,

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы желал.

 

То есть лирический герой Лермонтова не тем озабочен, справедлива или не справедлива человеческая жизнь, страдает он в этой жизни или не страдает, благоволит ли Бог к его делам или нет. Это все вторично для него, поскольку самое главное – это то, что он человек. Сам факт человеческой жизни, отделенности от природы, осознание своей оторванности от Бога – это делает лирического героя Лермонтова несчастным. Потому что даже если Бог с ним в этой жизни и благоволит его делам – это все равно значит, что Бог где-то отдельно, и герой где-то отдельно, а это, согласитесь, очень больно. Суфи выражают это чувство с помощью метафоры «тоска по Возлюбленному». И через свою практику они пытаются воссоединиться с Возлюбленным – Аллахом.

 

Таким образом, возникают два мира: человеческий земной мир, где «все не так, как надо», и другой, горний мир, где все так. Там предельное счастье, абсолютный покой, воссоединение с Возлюбленным.

 

«Читатель ждет уж рифмы «розы»?// На вот, возьми ее скорей». (Пушкин, «Евгений Онегин») Это я к тому, что может быть, вы ожидаете, что я сейчас скажу, что буддистская медитация проводит человека прямо во второй мир. Нет. Не скажу. Всего несколько недель назад сказала бы (это самое, или что-нибудь очень похожее). А сейчас не скажу. Изменить мнение мне помогла и моя собственная практика, и разговор с моей подругой-атеисткой. Она сказала то же, что я почувствовала в результате просмотра фильма «Фрида»: «То, что мы испытываем в жизни – это все, что у нас есть».

 

И я согласилась. Потому что Будда сам предупреждал своих учеников, в «Сабба Сутте» (в секции о шести органах чувств Сгруппированных Высказываний Сутты Питаки Палийского Канона) что если кто-то скажет им, что может описать что-то, не воспринимаемое шестью органами чувств (глаз, ухо, нос, язык, тело, ум), то есть что-то, кроме форм, звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений и идей, он не сможет этого сделать. Это во-первых. А во-вторых, он говорил, что привязанность к идее прекращения перерождений порождает страдание точно так же, как привязанность к самой жизни.  

 

В этом-то и состоит «Срединный Путь». То есть его Срединность проявляется во многом, но и в этом тоже. Раньше я думала, что Нирвана – это эквивалент христианского спасения (преследуют меня христианские концепции; прав был мой научный руководитель, от христианской цивилизации не убежать). Я думаю, может быть, поэтому Будда испытывал сомнения, стоит ли ему учить людей Дхарме после того, как просветлился. Ведь, поистине, то, что он открыл, очень трудно объяснить и «уловить». (Очень интересно, что в английском, как и в русском to grasp может обозначать «схватить» и «уловить идею»).

 

Короче, нечего в буддистской Дхарме улавливать, и «второй» горний мир тоже схватить нельзя. То, о чем писывали гениальные поэты  человечества, согласно Дхарме – это не зов «второго мира» и не предчувствие его. Это описание того, что они чувствовали: неудовлетворенность человеческой жизнью, проще говоря, это страдание. Буддистки говоря, Первая Благородная Истина.

 

«И треснул мир напополам, кипит разлом...». Треснутый, двойной мир порождает страдание. Даже если (или особенно если) второй мир – это абсолютное счастье. Буддистская Дхарма говорит о едином мире, об одной жизни, о всеобъемлющей любящей доброте и о прекращении страдания и источника страдания.                         

 

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

Ольга Сова.


В избранное