Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 13/05/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 13/05/2021
============================================================
Как итальянец Джованни стал православным священником и остался в Москве навсегда
Разговор с иеромонахом Иоанном (Гуайта)

13.05.2021 18:00 | Правмир
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94459
------------------------------------------------------------

============================================================


Феномен Псковской миссии и повседневная жизнь ее служителей
Историк считает, что плоды православного возрождения на оккупированных землях не удалось полностью искоренить советскими репрессиями конца 1940-50-х гг.

13.05.2021 17:07 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94488
------------------------------------------------------------




Историк Константин Обозный. Фото из личного аккаунта в Facebook



Москва, 13 мая, Благовест-инфо. Период немецкой оккупации на Северо-Западе России вместе с лишениями и тяжелыми испытаниями принес возможность частичного восстановления церковной жизни, полностью разрушенной в предвоенный период. Как происходило это духовное возрождение? Как складывались отношения духовенства с оккупационной властью, партизанами и простыми верующими? Что стало со священниками и верующими после ухода германских войск? Историк Константин Обозный, автор многих публикаций о Псковской миссии, декан исторического факультета Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ), рассказал об этом на очередном семинаре клуба «В поисках смысла», организованного СФИ. С лекцией на тему «Повседневная жизнь православного духовенства Ленинградской епархии во время немецкой оккупации 1941-1944 годов» он выступил в Zoom-эфире 12 мая.



Историк напомнил, что перед войной в Ленинградскую епархию были включены огромные территории в границах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Центром возрождения православной жизни стал Псков, где находилось управление Псковской духовной миссии, созданной по благословению митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), Патриаршего экзарха Прибалтики. 9 июля 1941 г. немцы вошли в Псков, и уже вскоре в Ригу к экзарху стали поступать от жителей оккупированных территорий просьбы о том, чтобы он направил священников, рассказал историк.



Первая группа из 14 служителей (9 священников и 5 псаломщиков) прибыла в Псков уже 18 августа 1941 г., и вечером они уже служили всенощную под Преображение. В 1941 году в рамках Псковской миссии действовало не более 20 священников (в основном, выходцев из Прибалтики), а к 1943 г. число клириков увеличилось до 170. Нельзя сказать, что это много, учитывая, что на окормляемой территории было порядка 2 млн населения, более 400 приходов стремились возродиться и действовать. Таким образом, на одного священника приходилось более двух приходов, а чаще – и больше, причем разбросанных по обширной территории.



Почему сам феномен Псковской миссии стал возможным? Обозный отметил, что «по большому счету немцам все это церковное возрождение было не нужно, т.к. руководство Вермахта больше всего боялось национального возрождения русского народа, укрепления национального сознания, залогом чего была Православная Церковь». Однако именно на Северо-Западе сложилась «уникальная ситуация»: этим регионом управляли «прагматичные военные, готовые на определенные уступки, в церковной жизни они все разрешали: открытие приходов, создание церковных школ, крестные ходы, все, кроме поддержки партизан и подполья». Эти «прагматики» пытались использовать церковь в своей пропаганде – в газетах на оккупированных территориях акцентировалась мысль о том, что Германия веротерпима, что «русский народ может вернуться к вере отцов», что немцы сочувствуют тем, кто претерпевал большевистские гонения за веру. С другой стороны, митрополиту Сергию «
;удалось убедить немцев, что в глазах населения они поднимут свой авторитет, если разрешат возрождение церковной жизни». Кроме того, ему важно было таким образом «сохранить единство церкви, чтобы священники и приходы не уходили в другие юрисдикции». По словам историка, в других местах – например, в Белоруссии – «более жесткая, конфликтная, фанатично настроенная нацистская администрация» ничего подобного не позволяла.







Митрополит Сергий (Воскресенский) и служители миссии. Фото с сайта antisovetsky.blogspot.com



Представление о повседневной жизни православного духовенства Северо-Запада дают изученные Обозным архивные источники, среди которых особое место занимают отчеты священников митрополиту Сергию, публикации мемуаров клириков, служивших в Псковской миссии, и воспоминания мирян. По его словам, эта повседневность была «насыщена сюрпризами и неожиданностями», что было связано не только с реалиями жесткого режима оккупации, голода и лишений, но и с внутренними церковными процессами.



Так, воспоминания протоиерея Алексея Ионова (они легли в основу сценария фильма «Поп»), выпускника Свято-Сергиевского института в Париже, участника РСХД в числе первой группы клириков, прибывших из Латвии на Псковщину, рассказывают о том, как возрождалась православная жизнь в Острове и окрестностях. Первая служба совершалась на Успение 1941 г., когда Мироносицкий храм не мог вместить всех желающих, причащалось больше 200 человек. Встал вопрос о ремонте более просторного Троицкого собора в Острове, и силами и энтузиазмом прихожан и не без помощи оккупационных властей это удалось сделать. Став благочинным Островского округа, Ионов создавал приходские советы, группы активных мирян, которые начинали восстанавливать храмы – «благодаря его находчивости и настойчивости» удалось восстановить около 20 храмов в Островском благочинии. Алексей объезжал территорию в радиусе 40 км вокруг Острова, совершая требы и таинства; иногда за один день приходилось крест
ить до 90 младенцев. Кроме богослужений, он проводил евангельские встречи для молодежи и интеллигенции в воскресные дни, а всю неделю разъезжал по округе на подводах и на велосипеде. Последний, столь привычный способ передвижения для Прибалтики, «смущал местных жителей», которые считали это несолидным для священника.



В целом же местные жители «с большим почтением и благоговением относились к священникам», их везде очень ждали, а встречая на улице человека в рясе и с крестом, просили благословения, плакали – они давно такого не видели. Судя по воспоминаниям, верующие заботились о повседневных нуждах священников, «буквально сдували пылинки с батюшки». Во избежание соблазна экзарх Сергий издал особый циркуляр, в котором строго запрещал священникам устанавливать ценник на совершение треб и таинств, велено было довольствоваться только добровольными пожертвованиями. А жители «готовы были последнее отдать, чтобы поддержать священника, окружить его заботой, только бы восстанавливалась духовная жизнь», рассказывал Обозный. Еще один циркуляр экзарха обязывал священников проповедовать за каждым богослужением, проводить беседы вне богослужений. Это представляло большую проблему для рукоположенных в СССР в 20-30-е гг. – они не могли получить полноценного
духовного образования, а те священники, которые «чудом выжили» на территории СССР, давно отвыкли проповедовать. Однако образованные клирики, прибывшие из Прибалтики, использовали любую возможность для духовного просвещения.



О. Георгий Бенигсен – еще один из героев его рассказа и один из самых молодых служителей Псковской миссии, тоже попавший в первую группу миссионеров, причем он был рукоположен всего за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Он был секретарем Псковской миссии и руководил Отделом духовного просвещения молодежи. При Димитриевском храме, настоятелем которого был о. Георгий, им был создан центр духовного просвещения детей и молодежи, в составе которого был церковный приют на 15-20 детей, школа на 150 учеников-подростков, церковный детский сад. Крещение молодых людей о. Георгий проводил только после серьезной катехизации в течение нескольких недель. Опыт РСХД и талант миссионера позволили о. Георгию создавать скаутские отряды, разные кружки, водить детей на экскурсии, устраивать миссионерский театр и концерты, выпускать стенгазету. Во Пскове ему помогали движенки РСХД, его затеи отличались «ненавязчивым миссионерским духом», отметил историк.







О. Георгий Бенигсен с детьми. Фото с сайта pravmir.ru



О. Владимир Толстоухов тоже был в составе первой миссионерской группы. Прибыв в Псков в августе 1941 г., он стал служить в округе Пушкинских гор, доезжал до Опочки и Ржева. Лектор продемонстрировал рукописную карту маршрутов, которую составил сам о. Владимир. По его воспоминаниям, он ежедневно совершал требы по 10-12 часов, при этом «мы уставали физически, но духом росли и окрылялись». У священника было много помощников-мирян, он тоже открывал церковные школы, где преподавали немецкий язык, историю, литературу и Закон Божий. О. Владимир напутствовал своего друга о. Георгия Тайлова, чтобы тот, отправляясь во Псков, просил у митрополита Сергия «чашу побольше», потому что тысячи православных ждали причастия.



Историк упомянул имена еще нескольких «выдающихся служителей Псковской миссии»: это отцы Николай Шенрок, Эллий Верхоустинский, Константин Шаховской, Илья Богданов, Алексей Назаретский, Алексей Азиатский. Многие из них, помимо служения на приходах, посещали лагеря военнопленных, приносили туда одежду, еду, совершали богослужения для них, а также оказывались в центре эпидемий холеры и тифа, причащая больных и умирающих.



Взаимоотношения священников с партизанами – особая страница этой истории. О. Александр Чернавский служил на Талабских островах, в 1943 г. он был вместе с дочерью арестован Гестапо по подозрению в связях с партизанами. Любой по таким же мотивам мог быть оправлен в лагерь. О. Алексей Кубардин днем выполнял все предписания оккупационных властей, а по ночам помогал партизанам выжить, снабжал их продовольствием. Он, как и многие священники Псковской миссии, был репрессирован советскими властями уже после войны. Известно, что благодаря своим дипломатическим способностям руководитель Псковской миссии о. Кирилл Заиц спас несколько священников от расстрела. Но историк упомянул случаи гибели священников от рук партизан. А о. Алексей Ионов писал, что «для партизан мы – пособники немцев, враги»; он вспоминал, что приходилось отпевать псковичей, погибших от рук партизан.



Но были и исключительные случаи: Обозный упомянул «партизанского попа» о. Федора Пузанова. Он служил в Порховском районе в составе Псковской миссии, пользовался доверием оккупационных властей, которые хотели воспользоваться его авторитетом, чтобы организовать погрузку людей в эшелоны для отправки на Запад. Но о. Федор увел своих прихожан в лес, к партизанам. За это он получил светскую награду.



Обозный решительно опровергает миф о том, что все поголовно члены миссии были завербованы фашистами, были пособниками захватчиками. Конечно, многим священникам приходилось участвовать в празднествах по случаю освобождения населенных пунктов от большевизма, служить благодарственные молебны, но «не о восхвалении фюрера и Вермахта, а с благодарением Богу за то, что теперь можно открывать храмы, служить, причащать людей, которые более 20 лет не имели такой возможности». Есть удивительные свидетельства: молодые миряне, которые участвовали в духовно-просветительской деятельности священников Псковской миссии, потом вспоминали годы оккупации как лучшее время своей жизни – именно потому, что тогда они получили возможность войти в настоящую церковную жизнь, встретиться с Христом, ощутить поддержку общины, «на всю жизнь сохранили прививку воцерковления». Более того, Обозный считает, что, несмотря на то, что как минимум треть священников Псковской миссии был
и репрессированы советскими властями после 1944 года, плоды их служения ощущались и в послевоенные годы: самые главные храмы не были закрыты даже в период хрущевской антирелигиозной кампании.



Те, кто до сих пор настаивают на том, что священники Псковской миссии – преступники-коллаборанты, либо не хотят знать подлинной истории, либо умышленно хотят сгустить негативные краски, считает историк. По его словам, в Псковской миссии были разные люди, они совершали и ошибки, и грехи, но среди них было немало тех, кого можно назвать исповедниками и даже равноапостольными, потому что их проповедь Евангелия «была сродни апостольскому подвигу».



Прослушать лекцию полностью можно на Facеbook-странице клуба «В поисках смысла».



Юлия Зайцева


============================================================


Археологи подсчитали точное число печатей Александра Невского

13.05.2021 15:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94487
------------------------------------------------------------




Иллюстрация: ТАСС



Москва, 13 мая. Археологи обнаружили, что великий князь Александр Невский за всю историю своего правления использовал 146 свинцовых печатей, подтверждавших истинность подписанных им договоров и документов. Это рекордно высокое значение для правителей Руси, сообщили ТАСС в пресс-службе Института археологии РАН.



«Полторы сотни печатей XIII века от одного правителя – случай исключительный. Такое большое количество сохранившихся до наших дней печатей Александра Ярославича и их широкое распространение по территории Руси свидетельствуют о его чрезвычайно насыщенной политической активности и подтверждает оценку князя как крупнейшей фигуры в истории этого периода», – заявил заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков, чьи слова приводит пресс-служба института.



Вислые печати, или буллы, использовались в Византии и средневековой Европе для скрепления различных официальных документов. Они изготавливались при помощи специального щипцеобразного инструмента, буллотирия, куда вставлялась заготовка печати, прикрепленный к документу шнур, и по которому впоследствии наносился удар молотком.



В Древней Руси вислыми печатями скрепляли жалованные грамоты, договоры, указы, официальные послания и частные письма. Право пользования ими имели лишь представители высшей светской и церковной власти: князья, их наместники и некоторые бояре, киевские митрополиты, архиепископы и епископы, отдельные монастыри и их игумены, представители власти в Новгородском государстве.



По этой причине печати вызывают интерес у археологов и историков, изучающих политическое наследие Руси, в том числе и то, какую роль в ее жизни играли различные удельные и великие князья. Гайдуков и его коллеги по институту получили подобные оценки для одного из самых видных правителей XIII века, великого князя Александра Невского, правившего в Новгороде, Киеве и Владимире в разные годы жизни.



Для получения подобных сведений российские археологи детально проанализировали результаты всех раскопок и исследований документов, которые велись в тех городах, где жил и правил великий князь. Это помогло им подготовить список всех булл, оставленных Александром Невским, и раскрыть некоторые обстоятельства их появления.



В общей сложности Александр Ярославич оставил 146 свинцовых печатей, что пока является рекордно высоким значением для всех древнерусских князей. Для сравнения, археологам удалось найти всего 54 печати князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Ярославича, а также несколько десятков булл братьев и сыновей Александра Невского.



Большинство печатей было найдено на территории резиденции новгородских князей, что подчеркивает важность Великого Новгорода в жизни Александра Невского. Лишь небольшая часть печатей была найдена на территории Южной и Западной Руси, что пока говорит о недостаточной изученности их наследия.



На большинстве этих печатей есть изображения и имена не только святых, но и светского всадника с мечом и короной, который предположительно является самим Александром Невским. Подобная традиция, как отмечают ученые, была больше характерной для средневековой Западной Европы, чем для древнерусских княжеств.



При этом археологи не исключают, что этот всадник может обозначать фигуру одного из святых воинов Александров. В частности, историки предполагают, что князь Александр был назван в честь святого Александра Римлянина, память которого чтится 13 мая. К этой дате в настоящее время и относят рождение святого благоверного князя Александра Невского, отметили авторы открытия.


============================================================


Тысячи палестинцев пришли в мечеть Аль-Акса, несмотря на ограничения

13.05.2021 14:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94486
------------------------------------------------------------




Фото с сайта argumenti.ru



Иерусалим, 13 мая. Около 100 тысяч мусульман-палестинцев в четверг утром пришли на праздничную молитву в мечеть Аль-Акса в Восточном Иерусалиме по случаю окончания священного месяца рамадан. Молящимся удалось провести молитву в главной мечети вопреки попыткам израильских силовиков ограничить доступ к Аль-Акса на фоне столкновений в городе и эскалации ситуации на границе Израиля и палестинского сектора Газа, передает корреспондент РИА Новости.



Мусульмане во всем мире в четверг празднуют Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующий окончание священного для мусульман месяца Рамадан, во время которого они постятся.



По сообщению корреспондента РИА Новости, в молитве не смогли принять участия жители сектора Газа – израильские силовики закрыли все КПП.



Пришедшие в мечеть молились за погибших в результате недавних авиаударов.



Как передает корреспондент, израильские власти ввели дополнительные силы в Иерусалим, превратив город в подобие воинской части и объявив о полной мобилизации на случай эскалации напряженности для предотвращения массовых беспорядков и столкновений.



Ежегодно в мечеть Аль-Акса, третью по значимости святыню ислама, приходят тысячи палестинцев на общую молитву в праздник Ид аль-Фитр. Практически каждый раз происходили столкновения с израильскими силовиками.



В этом году Израиль значительно увеличил численность полиции и военных на фоне продолжающихся почти неделю масштабных столкновений в Восточном Иерусалиме между палестинцами и израильскими силовиками.



В ночь на субботу масштабные столкновения между палестинцами и израильскими полицейскими вспыхнули в Восточном Иерусалиме. Волнения начались сразу в двух районах – возле Храмовой горы и в квартале Шейх Джаррах, где по решению израильского суда проводится выселение нескольких арабских семей.



После этого в понедельник вечером резко обострилась ситуация на границе Израиля и палестинского сектора Газа, чье руководство выступило в защиту палестинцев Иерусалима, потребовав от Израиля уйти с Храмовой горы. Почти непрерывно происходили ракетные обстрелы израильских населенных пунктов, по последним данным, погибли шесть мирных жителей и один израильский военный. Израиль нанес удары по сектору Газа, поразив цели палестинских группировок ХАМАС и «Исламский джихад» и уничтожив несколько боевиков, включая высокопоставленных полевых командиров. По данным палестинского минздрава, в результате атак Израиля в Газе погибли 67 человек.


============================================================


Во Владимире открыли музей Александра Невского

13.05.2021 14:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94483
------------------------------------------------------------




Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон и председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин на открытии музея, 12 мая 2021. Фото: Владимир Чучадеев



Владимир, 13 мая. Музей, посвященный князю Александру Невскому, открылся 12 мая в преддверии 800-летия со дня рождения святого при Богородице-Рождественском монастыре во Владимире, сообщили агентству «Интерфакс-Религия» в пресс-службе администрации региона.



Экспозиция нового музея рассказывает об основных этапах жизни полководца, связанных с Владимирской землей. Это книги и вещи, информационные стенды и архитектурные макеты. Здесь представлена и родословная Александра Невского.



Помимо выставок посетители нового музея смогут увидеть крипту – место первого захоронения князя.



Александр Невский родился в мае 1221 года в Переславле-Залесском (Владимирская область). Он был князем новгородским, великим князем киевским и владимирским. Возвращаясь из Орды, Александр Невский скончался в Городце и был похоронен в Богородице-Рождественском монастыре Владимира. В 1724 году по инициативе Петра I его мощи переместили в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге, который впоследствии стал называться Александро-Невской лаврой.


============================================================


Духовные лидеры Татарстана посетили пострадавших при нападении в Казани

13.05.2021 13:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94481
------------------------------------------------------------




Фото: tatmitropolia.ru



Казань, 13 мая. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл навестили детей, пострадавших в результате нападения на гимназию 175 в Казани, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт Татарстанской митрополии.



В результате стрельбы в гимназии 175 в Казани 11 мая, по последним данным, погибли семеро детей и две учительницы, еще 23 человека были госпитализированы.



«Многие жители восприняли случившееся как личную беду, так как поставили себя на место родителей, переживающих эту трагедию. Страшно представить — каково это: провожаешь с утра ребенка в школу, строишь какие-то планы, а потом в один момент все рушится. У всех родителей защемило сердце. Каждый из нас сопереживает горю. Сегодня мы с владыкой Кириллом встретились с родителями "тяжелых" детей, затем посетили детей, чьим жизням не грозит опасность. Мы пригласили ребят в гости, надеемся на встречу после выздоровления. Нам также предстоит встретиться с родителями погибших детей. Очень сложно подобрать слова для них. Выражаем им свое глубокое сочувствие», — заявил муфтий Камиль Самигуллин.



«Мы говорили с детьми не о трагедии, а о радостях, которые им еще только предстоит пережить. Впереди целая жизнь, впереди лето. Дети прекрасно держатся. Особенно нас впечатлило общение с мальчиком Каримом, очень заводной, жизнерадостный ребенок. У него и у других ребят можно учиться жизни. Все эти дети добрые, светлые, не озлобленные. Родители очень заботливые и внимательные. Они не впадают в уныние, а благодарят Бога за то, что их сыновья и дочери остались живы. Мы не перестаем молиться о людях, которых коснулась эта страшная трагедия. Не важно — из каких семей пострадавшие и погибшие — из православных, мусульманских или не религиозных, хотя таковых мы пока не встречали. Мы молимся обо всех. Это наша общая беда, общая боль», — отметил в свою очередь митрополит Кирилл.



Как отмечает сайт митрополии, духовные лидеры передали добрые пожелания от духовенства и прихожан православных храмов и мечетей. Также они передали детям подарки.



Ранее глава республики Рустам Минниханов заявил, что стрельбу устроил 19-летний юноша, на него официально было зарегистрировано оружие. СК возбудил уголовное дело об убийстве двух и более лиц, максимальная санкция – пожизненное лишение свободы. Позднее представитель СК РФ Светлана Петренко сказала, что задержанный по подозрению в стрельбе Ильназ Галявиев при входе в школу взорвал самодельное взрывное устройство и применил огнестрельное оружие. По решению суда Галявиев арестован, ему предъявлено обвинение, вину он признал.


============================================================


В Святогорской лавре прошли съемки фильма о святителе Иоанне Шанхайском

13.05.2021 12:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94477
------------------------------------------------------------




Фото: svlavra.church.ua



Донецк, 13 мая. На Светлой седмице в Свято-Успенской Святогорской лавре и Свято-Иоанновском скиту в селе Адамовка Донецкой области прошли съемки документального фильма о святителе Иоанне, архиепископе Шанхайском, Сан-Францисском, Адамовском и всея Руси чудотворце.



Фильм создается в честь празднования 100-летия создания Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.



Съемочная группа записала интервью с наместником лавры митрополитом Святогорским Арсением, который рассказал о детстве Михаила Максимовича – будущего святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.



Святитель Иоанн родился недалеко от Святогорской лавры, в селе Адамовка, в имении помещиков Максимовичей. После революции 1917 года его семья была вынуждена навсегда покинуть родные места. Впоследствии архиепископ Иоанн Шанхайский, выходец с восточной Украины, стал духовным лидером русской эмиграции.



В фильме также будут представлены интервью с людьми, которые при жизни общались со святым Иоанном Шанхайским. Герои документального проекта, согласившиеся рассказать о святителе, проживают в США, Новой Зеландии, Европе, на Филиппинах.



Премьера фильма состоится в июле 2021 года – в дни празднования памяти святителя. Также на родине святого Иоанна Шанхайского – в селе Адамовка, где сейчас действует лаврский Свято-Иоанновский скит, святителю установят памятник, пишет СПЖ со ссылкой на пресс-службу Святогорской лавры.


============================================================


Эксперты обсудили риски для теологии от неправильной работы с медиа

13.05.2021 12:23
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94476
------------------------------------------------------------




Фото: Depositphotos / Balazs



Москва, 13 мая. Как корректно работать с сакральными смыслами теологии в публичном информационном поле, не теряя при этом ни их духовную глубину, ни интерес аудитории, обсудили эксперты в ходе конференции «Выход теологического контента в открытое пространство: новые возможности и возможные риски». Мероприятие состоялась на базе Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, передает корреспондент РИА Новости.



Медиа играют огромную роль в развитии теологии как научной дисциплины, уверены эксперты, хотя презентация теологического знания в современном информационном потоке и сопряжена с рядом трудностей.



«Многовековой опыт показывает, что со временем, когда некая ядовитость новых ресурсов, новых возможностей и явлений пропадает, возникают их формы, которые религиозным традициям удается приспособить, вложив в них нравственную глубину. Так было с разными видами искусств и технологий – так будет и с новыми медиа», – заявил руководитель Центра российской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина Вадим Квятковский.



Особое значение, по мнению участников дискуссии, имеет не только работа религиозных СМИ, но и возможность создания публичных баз данных образовательной и просветительской направленности.



Такие хранилища должны объединять как учебные и методические материалы по теологии, так и, например, видеозаписи защит научных работ, проводимых на профильных кафедрах. Подобный архив успешно реализован на базе Российского исламского института.



«Сегодня теологический контент в интернете создает обширное пространство, позволяя желающим приобщиться сакральных смыслов. Это пространство постоянно пополняется, нота за нотой складываясь в своего рода симфонию. Это дает широкие возможности для развития теологии», – отметила заведующая кафедрой систематической теологии Российского исламского института Татьяна Седанкина.



Однако теологическое знание в публичном инфополе может быть подвержено и ряду опасностей, считают эксперты. Главная из них – утрата реального содержания теологии за счет попыток «адаптировать» ее для современной аудитории.



С другой стороны, для теологического контента существует и обратная угроза, подчеркнули участники дискуссии: необходимо уметь разделять религиозную проповедь и научный анализ. В противном случае теология рискует утратить научный статус, превратившись в систему закрытого знания.



Учитывая эти аспекты, как религиозные сообщества, так и академические теологи должны развивать собственные медиапроекты, в первую очередь, с привлечением активной молодежи, уверены эксперты. Примеры важных начинаний в этой сфере – фестиваль студенческих проектов «Вера и дело» или проект «Открытые студенческие клубы», инициированные РГУ им. А.Н. Косыгина.



Эксперты также подчеркнули особую ответственность за качество информации, которая ложится на медиа при работе с теологической проблематикой. В связи с этим в ходе дискуссии были проанализированы ключевые инструменты, позволяющие современному журналисту проверить корректность тех или иных фактов.



Конференция стала третьим мероприятием Всероссийского просветительского проекта «Теология как направление информационной политики вуза». В рамках проекта в течение года специалисты ведущих отечественных СМИ и эксперты в области теологии каждый месяц будут проводить семинары, посвященные конфессиональной проблематике в современных медиа. Организаторами проекта выступают МИА «Россия сегодня» и Научно-образовательная теологическая ассоциация.


============================================================


Круглый стол "Социальное служение религиозных общин в условиях пандемии COVID-19: вызовы и действия" (в рамках XXIX Международных образовательных чтений). Москва
17 мая

13.05.2021 12:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=94480
------------------------------------------------------------
В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 17 мая состоится круглый стол на тему «Социальное служение религиозных общин в условиях пандемии COVID-19: вызовы и действия».



Председателем круглого стола выступит руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму социального отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Максим Плетнев. Куратор мероприятия – сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова.



Вход по предварительной регистрации (+7 495 952-32-60 или rondtb@dol.ru).



Время проведения: 14:00–16:00.



Место проведения: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Даниловский вал, 22 (м. «Тульская»).


============================================================


Круглый стол "Попечение Церкви о душевнобольных" (в рамках XXIX Международных образовательных чтений). Москва
20 мая

13.05.2021 12:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=94479
------------------------------------------------------------
В рамках XXIX Международных образовательных чтений 20 мая будет организована работа секции «Попечение Церкви о душевнобольных».



Круглый стол пройдет под председательством митрополита Воронежского и Лискинского Сергия. Куратор: сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова.



Вход по предварительной регистрации (+7 495 952-32-60 или rondtb@dol.ru)



Время проведения: 14:00–18:00.



Место проведения: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Даниловский вал, 22 (м. «Тульская»).


============================================================


Круглый стол "Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом" (в рамках XXIX Международных образовательных чтений). Москва
17 мая

13.05.2021 12:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=94478
------------------------------------------------------------
В Отделе внешних церковных связей 17 мая пройдет круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом». Мероприятие состоится в рамках направления «Традиция. Диалог. Внешние связи» XXIX Международных образовательных чтений.



Круглый стол пройдет под председательством протоиерея Максима Плетнева, руководителя Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму социального отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Мероприятие курирует сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова.



Вход по предварительной регистрации (+7 495 952-32-60 или rondtb@dol.ru)



Время проведения: 10:00–13:00.



Место проведения: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Даниловский вал, 22 (м. «Тульская»).


============================================================


В Египте казнили монаха за убийство епископа Коптской Церкви

13.05.2021 12:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94475
------------------------------------------------------------




Фото: newsru.co.il



Каир, 13 мая. В Египте в тюрьме Вади-эн-Натрун был казнен бывший монах Ашийе аль-Макари, который был признан виновным в убийстве настоятеля Коптского монастыря Святого Макария епископа Епифания. Об этом сообщает СПЖ со ссылкой на newsru.co.il.



На суде защита Ваэля Саада Тавадроса (мирское имя бывшего монаха) утверждала, что признание было получено полицией в результате пыток – как физических, так и психологических, но суд отверг эти утверждения.



Сообщник бывшего монаха Фалтаусу аль-Макари (мирское имя Раймон Расми Мансур) также был приговорен к казни, но затем ее заменили на 25 лет лишения свободы.



Епископ Анба Епифаний назначен епископом и настоятелем монастыря Святого Макария в 2013 году и занимал эту должность до своей смерти. Был одним из наиболее уважаемых иерархов Коптской Церкви. 29 июля 2018 года он был обнаружен на пороге своей монастырской кельи с проломленным черепом. Полиция допросила около 400 человек – монахов и служителей монастыря Святого Макария.


============================================================


Мусульмане отмечают праздник Ураза-байрам

13.05.2021 11:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94474
------------------------------------------------------------




Фото: АГН МОСКВА



Москва, 13 мая. Мусульмане 13 мая отмечают Ид-аль-Фитр (Ураза-байрам) – праздник разговения после поста священного месяца Рамадан.



Председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ и Совета муфтиев России (СМР) муфтий Равиль Гайнутдин поздравил верующих, отметив что из-за коронавируса Рамадан в этом году для общины был непростым.



«Безусловно, этот Рамадан для уммы (общины) был непростым, как и прошлый. Будучи постящимися, мы продолжали борьбу с коварным вирусом, который унес сотни тысяч жизней, тяжело сказался на здоровье миллионов. Мы молим Аллаха о возведении в ранг шахидов наших единоверцев, скончавшихся вследствие COVID-19, и введении их в райскую обитель», – говорится в послании муфтия, которое приводит РИА Новости.



В связи с эпидемиологической ситуацией в этом году праздничные намазы в Соборной, Мемориальной и Исторической мечетях Москвы пройдут без прихожан, только при участии духовенства.



«Безусловно, мы опечалены тем, что в Москве и ряде других городов России из-за пандемии нет возможности собраться всей уммой на праздничную молитву и ощутить прекрасные чувства сплочения уммы в едином порыве и праздничном воодушевлении. Да послужат утешением для нас слова Всевышнего Аллаха: «Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». Ведь в отказе от посещения мечети в день праздника по веской и уважительной причине наше основное намерение – сохранить жизни, не стать причиной новых заражений и смертей!» – отметил в обращении к верующим муфтий Гайнутдин.



Традиционно в Ураза-байрам после молитвы в мечетях проходят массовые трапезы, на которые приглашаются представители разных конфессий.



«Мы не делим никого, приглашаем и батюшек, и раввинов, и буддийских монахов. Мусульманину обязательно стоит пригласить к праздничному столу соседей - и не только мусульман. У нас есть соседи иудеи, буддисты, представители других христианских групп. Мы с удовольствуем приглашаем», – сказал РИА Новости глава Духовного собрания мусульман России муфтий Москвы Альбир Крганов.



Он отметил, что на ифтарах (вечерние трапезы разговения во время месяца Рамадан) также присутствовали представителей разных конфессий, что уже стало «частью религиозной культуры России».



«Это очень хорошо, потому что мы живем в многонациональном и многорелигиозном государстве. И религиозные убеждения должны сплачивать, а не разделять. Мы это понимаем и идем этим путем», – заключил муфтий.



Четыре российских региона из-за праздника Ураза-байрам объявили о дополнительных выходных после майских каникул. В Татарстане и Башкирии выходным днем станет 13 мая, в Крыму – 14 мая, а в Дагестане – обе названные даты, главы регионов подписали соответствующие распоряжения.



Традиция празднования дня разговения ведет свое начало со времен пророка Мухаммеда с 624 года, это один из главных исламских праздников. Накануне и в день праздника (до праздничного ид-намаза) малоимущим собирается милостыня (закят аль-фитр). В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз).



После праздничной молитвы накрываются праздничные столы, в гости приглашают друзей, соседей, родственников. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника). В этот день также принято дарить подарки и просить друг у друга прощения.


============================================================


В Киеве прошло первое в 2021 году заседание Синода УПЦ

13.05.2021 11:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94473
------------------------------------------------------------




Фото: news.church.ua



Киев, 13 мая. Под председательством митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в его резиденции в Успенской Киево-Печерской Лавре 12 мая состоялось первое в текущем году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Об этом сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви.



Постоянными членами Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, секретарь Священного Синода УПЦ, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. В качестве временных членов Синода в заседании участвовали митрополит Тульчинский и Брацлавский Иоанафан, митрополит Винницкий и Барский Варсонофий и архиепископ Конотопский и Глуховский Роман.



Одной из тем, которые стали предметом рассмотрения Синода, было нарушение Константинопольским Патриархатом принципа соборности Церкви путем одностороннего вмешательства в украинские церковные дела, а также ложная интерпретация его представителями отдельных правил IV Вселенского Собора. По итогам обсуждения Киевской духовной академии поручено провести при участии представителей Поместных Церквей мероприятия, посвященные богословско-каноническому осмыслению принципа соборности и вопросу первенства в Православной Церкви. Они пройдут в нынешнем году и будут посвящены 1970-летию Апостольского Собора в Иерусалиме и 1570-летию IV Вселенского Собора. Особое внимание в ходе запланированных мероприятий будет сосредоточено на богословском, каноническом и историческом толковании 28-го правила IV Вселенского Собора, к которому апеллируют представители Константинопольского Патриархата, защищая свои претензии на некую уникальную власть в Православной Церкви.



Учитывая наличие информации, которая может оказать влияние на внутреннюю и внешнюю жизнь Украинской Православной Церкви, было отмечено, что ее духовенство, монашество и верующие должны руководствоваться в своей церковной жизни и деятельности решениями, принятыми Священным Синодом УПЦ.



В целях взаимодействия и сотрудничества с государственными и иными учреждениями и организациями, объединениями граждан при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви создается общественный совет. Ответственным за его деятельность назначен викарий Киевской митрополии епископ Вишневский Спиридон.



По решению Синода в 2021 году состоится съезд монашества Украинской Православной Церкви. Местом проведения съезда избрана Успенская Почаевская Лавра.



Отделу внешних церковных связей Украинской Православной Церкви поручено координировать вопросы духовного окормления украинских верующих, проживающих за рубежом.



В составе Синодального отдела по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений создана Комиссия по делам пастырства в сфере здравоохранения, которая примет участие в процессе внедрения института капелланства в сфере здравоохранения Украины. С целью подготовки медицинских капелланов Украинской Православной Церкви Синодальным отделом по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений вместе с Учебным комитетом УПЦ и Киевской духовной академией будет разработана соответствующая учебная программа.



Священный Синод Украинской Православной Церкви избрал новых викарных епископов для Горловской и Черкасской епархий. Также был принят ряд других кадровых решений.



В Могилев-Подольской, Черновицко-Буковинской и Львовской епархиях образованы новые монастыри.



Синод также благословил местное почитание в пределах Житомирской епархии святителя Евмения (Хорольского), архиепископа Житомирского и Овручского.



Для богослужебного использования утверждены тексты акафиста в честь Луганской иконы Божией Матери, последований благословения врачебницы и благословения иконописцев, а также молебного пения о болящем ребенке.


============================================================


Заявление Межрелигиозного совета России в связи с нападением на школу в Казани

13.05.2021 11:00 | Межрелигиозный совет России
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=94472
------------------------------------------------------------
Члены Межрелигиозного совета России выразили глубокую скорбь в связи с вооруженным нападением на гимназию 175 в Казани, жертвами которого стали восемь школьников и две учительницы. В заявлении МСР говорится:



Мы – лидеры и представители традиционных религиозных общин России – с глубокой скорбью узнали о вооруженном нападении на школу 175 города Казани.



Движимый ненавистью к людям, жестокое нападение совершил 19-летний учащийся. А произошло оно в общеобразовательной школе, в которой он когда-то учился.



Для нас очевидно, что убийца пришел к этому решению из-за отсутствия религиозной веры. Случившаяся трагедия говорит о том, что в обществе, особенно среди молодежи, сегодня особенно важно развивать и укреплять духовные основы. Только так можно уберечь молодых людей от радикализма и духовного вакуума, который, как мы с прискорбием увидели, быстро заполняется ложными, человеконенавистническими ценностями.



Межрелигиозный совет России готов солидарными усилиями общин традиционных религий максимально содействовать воспитанию подрастающего поколения в духе взаимного уважения и любви к ближнему.



В эти печальные дни пребываем вместе с народом Татарстана в его скорби.



Выражаем искреннее соболезнование всем, кто потерял своих близких.



Желаем скорейшего выздоровления раненым.







Члены Президиума Межрелигиозного совета России:



Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский ИЛАРИОН



Председатель Центрального духовного управления мусульман России шейх-уль-ислам Талгат ТАДЖУДДИН



Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ



Председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль САМИГУЛЛИН



Главный раввин России (ФЕОР) Берл ЛАЗАР



Главный раввин России (КЕРООР) Адольф ШАЕВИЧ



Глава Буддийской традиционной сангхи России Пандидо Хамбо лама Дамба АЮШЕЕВ



Исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Димитрий САФОНОВ



12 мая 2021


============================================================


"Монах в карантине", его паства и уроки пандемии
"Habemus librum!" - воскликнул иеромонах Иоанн (Гуайта), получив свою новую книгу

13.05.2021 10:45 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=94471
------------------------------------------------------------




Презентация книги «Монах в карантине» в Культурном центре «Покровские ворота», 11 мая 2021. Фото: Юлия Зайцева



Москва, 13 мая, Благовест-инфо. Свою новую книгу с интригующим названием «Монах в карантине» представил в Москве иеромонах Иоанн (Гуайта). Презентация состоялась дважды: 5 мая в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, где о. Иоанн служит много лет, и 11 мая в Культурном центре «Покровские ворота». Книга вышла в издательстве «Практика», которое известно в христианском мире своими изданиями трудов митрополита Сурожского Антония, прот. Александра Шмемана, прот. Георгия Митрофанова. Историк Джованни Гуайта знаком читателям как автор четырех книг, посвященных Армении, но «Монах в карантине» – первая книга, вышедшая после принятия о.Иоанном духовного сана. «Habemus librum!» – написал он в Facebook по случаю этого радостного события.



«Калейдоскоп», «мозаика», «эклектика» – такими словами читатели, да и сам автор описывают жанр новой книги. В предисловии писатель Александр Архангельский отмечает: увидев оглавление, «…читатель в первую минуту застывает от пестроты и эклектичности открывающейся ему картинки. Тут и Павел Флоренский с Александром Менем, и Моника Белуччи с Карлой Бруни, и Бокаччо с Петраркой, и Григор Нарекаци с Тарковским, и как поссорились православные с католиками из-за "бобровины", и рассказы о детстве-папе-маме-братьях-сестрах, и служение в детском хосписе, и любимые черепашки, и забавные выдержки из фейсбучных постов». Все эти разнообразные тексты нанизаны на сюжетную нить 40-дневного карантина, в котором о. Иоанн оказался, подхватив коронавирус сразу после Пасхальной литургии 2020 года.



Во время болезни автор вел дневник, размышляя о «своем странном жизненном пути», о служении и многогранном творчестве – историческом, литературо- и киноведческом, культурологическом. Он воспринял испытание болезнью и заточением как «паломничество вглубь себя», как «важнейшее путешествие в жизни». Как отмечается в издательской аннотации, «благодаря своеобразию жизненного пути итальянского православного иеромонаха и его эрудиции нам представляется необычный взгляд на Православие и Россию одновременно со стороны и изнутри».







Ведущая презентации 11 мая, известный журналист Ксения Лученко предложила участникам в начале вечера поговорить о том, что изменилось в Русской Православной Церкви и, в частности, в их приходах, за время карантина и вынужденных санитарных ограничений. О. Иоанн воспринимает свою болезнь с благодарностью Богу: как ни неожиданно это звучит, карантин принес ему «огромную духовную пользу». Он уверен, что и на общецерковном уровне «есть о чем задуматься», если всерьез размышлять о пандемии. «Вдруг мы увидели, как может жить Церковь, если количество прихожан в разы меньше (а такое может случиться и по другим причинам). Мне кажется, что мы уже переживаем определенный кризис: есть люди, которые уходят из РПЦ… И вдруг коронавирус нас ставит перед такой неожиданной ситуацией. Я считаю, что любой кризис всегда положителен. Такой кризис и на общемировом уровне оказался очень интересным и важным опытом, в том числе – для всех христиан», &nda
sh; сказал автор книги. Он рассказал об опыте многолюдного прихода, в котором служит: это и строгое соблюдение всех санитарных ограничений; и трансляции богослужений, которые продолжаются про сей день; и онлайн-встречи и совместная молитва в малых группах; и виртуальные записки о здравии и упокоении; и заочное продолжение занятий по катехизации; и активная помощь, которую оказывали всем нуждающимся приходские волонтеры. В частности, когда заболел сам иеромонах, у его двери стали появляться пакеты не только с лекарствами, но и с такими яствами и в таком количестве, как никогда – об этом позаботились волонтеры и прихожане.







У протоиерея Алексия Уминского – похожий опыт: в начале карантина он записал несколько видеообращений к прихожанам храма Св. Троицы в Хохлах, и они с пониманием восприняли необходимые ограничения. По словам о. Алексия, экстраординарная ситуации пандемии спровоцировала поиск новых молитвенных практик: так, на сайте храма ежедневно появлялось составленное особым образом молитвенное правило, которое оказалось «очень востребованным», как и трансляции богослужений, которые смотрели по несколько тысяч человек – не только прихожане и не только из Москвы. О. Алексий отметил, что за время вынужденного закрытия храмов церковь наверняка лишилась немалого числа прихожан, для которых богослужение стало благочестивой привычкой, а сами они таким образом «лишились иллюзии, что они церковные люди». В то же время люди стали переосмысливать свой духовный и молитвенный опыт, в Троицком храме появилось много новых прихожан. Пандемия стала катализатором: она &la
quo;ускорила процессы распада, но и явила процесс консолидации, и последнее – большая ценность: люди стали больше друг друга беречь, заботиться и молиться друг о друге», сказал священник.



Новый опыт молитвы и особенно бережного отношения людей друг к другу отражен и в книге о. Иоанна: он рассказывает о том, как, будучи не в силах молиться в самые тяжелые дни болезни, с благодарностью вспоминал имена сотен людей, которых знал – и это тоже была молитва. Несколько проповедей включены в книгу тоже неслучайно: это обращение к прихожанам во время Великого Поста, когда в евангельском чтении рефреном звучат слова Христа, обращенные к каждому: «Не бойся!» Забавные и трогательные детские воспоминания («Вы не знали, что я женился? Это было в пять лет»); история со слоненком, рассказанная первой учительницей и пригодившаяся потом в проповеди на детской литургии; академические доклады о прп. Максиме Греке и Данте; письмо другу-подростку о становлении личности, интервью о московских протестах августа 2019 г. – это и многое другое о. Иоанн, по его словам, сложил вместе «как разноцветные камушки мозаики». Многие «камушки&r
aquo; очень объемно, подробно и с теплым юмором проиллюстрированы графикой Марии Орданьян.







В результате получилась «книга о встрече со Христом и о тех людях, которые в своей жизни встретили Христа», сказал о. Алексий, прочитавший текст еще в рукописи. «Я понял, что в течение многих лет не читал такой трогательной книги. Да, это мозаика, но она и должна быть такой: легкой, свободной, не учащей, а потрясающе трогательной книгой своего личного отношения к миру, к родителям, к Церкви, к самому себе», – отметил священник. Он добавил, что такую книгу можно воспринимать как калейдоскоп – открывать с любого места, и текст «захватит и поведет странным лабиринтом, какие бывают в старинных соборах».



«Подход автора примиряет с окружающей действительностью», показывает, что «православие бывает христианским», отметил директор издательства «Практика» Владимир Ананич. Павел Бычков, первый редактор книги, считает важным, что «Монах в карантине» «не концентрируется только на Церкви и даже только на христианстве», в книге найдут много интересного для себя и люди невоцерковленные, и «ищущие», и даже атеисты, причем нельзя сказать, что она адресована только возрастной аудитории – этот «открытый, нефарисейский» текст с интересом воспримут и молодые.



На презентации 5 мая выступили настоятель храма свв. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов, искусствовед Ирина Языкова, директор детского хосписа «Дом с маяком» Лидия Мониава, поэт Елена Григорьева, издатель Павел Мень (брат протоиерея Александра Меня), редактор «армянских» книг Дж. Гуайты Роза Адамянц, библеист Евгений Рашковский и другие.



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное