Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 26/03/2021
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 26/03/2021 ============================================================ Межконфессиональный пасхальный марафон стартовал в Москве 26.03.2021 17:10 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93798 ------------------------------------------------------------ Фото: mos.ru Москва, 26 марта. Восьмой Московский межконфессиональный пасхальный марафон «Традиции праздника. Вкус праздника. Музыка праздника» открылся в Москве, он продлится до 16 мая, сообщили РИА Новости организаторы. Торжественное открытие состоялось в Центральном доме ученых Российской академии наук. Как рассказала РИА Новости председатель оргкомитета Пасхального марафона, директор Московского еврейского общинного дома Ирина Щербань, с 25 марта по 16 мая проведут 30 мероприятий в Москве и области. «Московский межконфессиональный Пасхальный марафон - информационно-просветительский проект. Основные мероприятия марафона пройдут в дни праздников: иудейского праздника Песах (в этом году - с вечера 27 марта до вечера 4 апреля – ред.) и христианского праздника Пасха (в этом году - 2 мая – ред.)», - сказала Щербань. По ее словам, во время марафона пройдут встречи с представителями конфессий, экскурсии, где можно познакомиться с традициями праздников Песах и Пасхи, мастер-классы по приготовлению пасхальных блюд и поделок на пасхальную тематику. Также организаторы проведут круглые столы, заседание межконфессионального патриотического клуба в парке «Патриот», фестиваль «Семейный круг». А для детей и молодежи организуют шахматный турнир среди школьников-представителей разных религий, выставку детского рисунка, молодежные студенческие встречи, познакомят интересующихся с произведениями живописи и литературы на пасхальные сюжеты». С 16 по 19 апреля 2021 года пройдет Московский фестиваль межрелигиозного кино «Шаг навстречу», на котором покажут 34 фильма. Вход на кинопоказы свободный. Подробная программа марафона опубликована на сайте Московского еврейского общинного дома. Как отметила Щербань, фестиваль внес «заметный вклад в гармонизацию межрелигиозных отношений в Москве», получил высокую общественную оценку и поддержан представителями традиционных религий России. В мероприятиях Пасхального марафона ежегодно принимают участие представители Русской Православной Церкви, Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, Евангелическо-Лютеранской церкви России, Московской еврейской религиозной общины (МЕРО), Духовного управления мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият», Буддийской традиционной Сангхи России в Москве. Организаторы фестиваля - Региональная благотворительная общественная организация содействия деятельности еврейских общин «Московский Еврейский Общинный Дом» и Негосударственное частное учреждение «Центр поддержки образовательных программ «Открытие». Фестиваль проходит при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. ============================================================ Ватикан провел сетевой семинар по разоружению и межрелигиозному диалогу 26.03.2021 16:39 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93797 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 26 марта. В городе-государстве прошел веб-семинар на тему «Продвижение комплексного разоружения во время пандемии» с докладчиками от международных организаций и видеообращениями представителей основных мировых религий, сообщает «Седмица» со ссылкой на catholicnewsagency. Веб-семинар был организован Службой содействия комплексному человеческому развитию (Dicastery for Promoting Integral Human Development ) и группой «Стратегическая концепция ликвидации и нераспространения оружия» (SCRAP) . Эта группа организует кампании в поддержку всеобщего и полного разоружения, в том числе предлагает образцы договоров для переговоров по юридически обязательным соглашениям стран о разоружении. Вебинар Ватикана проходил в трех панелях. После открытия и программного доклада государственного секретаря кардинала Пьетро Паролина, международные спикеры затронули темы укрепления международных норм всеобщей безопасности и наращивания экуменического и межрелигиозного сотрудничества ради целостного развития. В своем обращении к участникам семинара кардинал Паролин подчеркнул, что укрепление всеобщей безопасности «означает превращение инструментов ненависти в инструменты мира; оно означает отказ от нарастающего распространения оружия в мире и совместную работу ради общего блага и сокращения бедности». Госсекретарь Святого Престола напомнил, что мир сталкивается со множеством взаимосвязанных гуманитарных кризисов в разных областях жизнедеятельности, включая продовольственный, медицинский, психический и экономический кризисы. «Мы не можем более действовать поодиночке в борьбе с этими нарастающими проблемами, заявил кардинал, и призываем страны вкладывать средства в здоровье, социальную справедливость и искоренение бедности, а не в наращивание вооружений». На веб-семинаре выступили также видные представители духовенства, в том числе архиепископ Иван Юркович (Ivan Jurkovič), представитель Ватикана при ООН в Женеве; кардинал Курт Кох (Kurt Koch), президент Папского совета по содействию христианскому единству; кардинал Мигель Аюсо Гишо (Miguel Ayuso Guixot), президент Папского совета по межрелигиозному диалогу; и кардинал Сильвано Томази (Silvano Tomasi), специальный представитель Суверенного военного Мальтийского ордена. Кардинал Кох напомнил, что христианское единство не только исцеляет Церковь, но и способствует прочному миру, а распространение мира, в свою очередь, содействует христианскому единству. Кардинал Аюсо подчеркнул огромную роль, которую межрелигиозный диалог может сыграть в усилиях по разоружению. «Продолжая нашу важнейшую работу по разработке стратегий содействия разоружению, сказал он, мы не остаемся глухи к великим страданиям детей, женщин и мужчин, гибнущих и страдающих в продолжающихся войнах по всему миру». ============================================================ Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета в дистанционном формате 26.03.2021 16:07 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93796 ------------------------------------------------------------ Фото: foto.patriarchia.ru Москва, 26 марта. 26 марта 2021 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в дистанционном формате. Предстоятель участвовал в заседании с помощью средств удаленной связи из исторического зала заседаний Священного Синода в Патриаршей резиденции в Переделкине, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Открывая собрание, глава РПЦ обратился к его участникам со вступительным словом, в котором затронул ряд актуальных вопросов церковно-общественных и межрелигиозных отношений и представил повестку дня заседания, отметив, в частности, что на нем будет рассмотрен вопрос об Экспертном совете при Патриархе по взаимодействию с исламским миром. В состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха входят: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан; председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон; руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност; председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). В заседании также приняли участие: руководитель и главный редактор Издательства Московской патриархии епископ Балашихинский Николай; заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва; первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков. ============================================================ Литургии Преждеосвященных Даров с объяснениями совершают в Волгограде 26.03.2021 15:46 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93795 ------------------------------------------------------------ Волгоград, 26 марта. В волгоградском храме во имя святого праведного Феодора Ушакова в течение Великого поста совершат несколько Литургий Преждеосвященных Даров с объяснениями. Первое такое богослужение прошло 24 марта. «Мы живем в мире комфорта и дозволенности, опасность этого мира в том, что он поглощает человека и отдаляет его от Бога. Эта отдаленность приводит к тому, что мы забываем свои корни, те традиции, которыми жили наши предки. Особенно это касается традиции богослужебной», — убежден настоятель храма священник Евгений Караваев. Начиная с 2014 года каждый Великий пост в храме проходят четыре службы, во время которых священник объясняет прихожанам чинопоследование и смысл некоторых богослужебных текстов, сообщают «Приходы» со ссылкой на епархиальный сайт. Прихожане эту практику оценили положительно. ============================================================ В Париже в годовщину кончины философа Николая Бердяева совершена лития 26.03.2021 15:32 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93793 ------------------------------------------------------------ Париж, 26 марта. 24 марта 2021 года отмечалась 73-я годовщина со дня преставления выдающегося религиозного философа и публициста, стоявшего у истоков духовного возрождения русской культуры начала XX века, одного из инициаторов создания и верного прихожанина Трехсвятительского подворья в Париже – Николая Александровича Бердяева (1874–1948). В этот день по благословению митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, в Свято-Троицком кафедральном соборе в Париже была совершена лития о упокоении души приснопоминаемого раба Божьего Николая. Заупокойное богослужение совершили клирики собора иерей Максим Политов, иерей Иоанн Димитров и диакон Роман Оника. В храме молились духовенство и прихожане, сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на сайт Троицкого собора Корсунской епархии. ============================================================ Румынский митрополит: "Священникам в диаспоре важно иметь работу, водительские права и понимающих жен" 26.03.2021 15:25 | Благовест-инфо | Basilica.ro http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=93791 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Сирота-льготник в Магадане получил срок за угрозу взорвать собор 26.03.2021 14:56 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93789 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 марта. Магаданский городской суд приговорил горожанина к полутора годам лишения свободы за пьяный звонок с угрозой взорвать кафедральный Троицкий собор, если ему как сироте не предоставят положенную ему квартиру. Как сообщила пресс-служба суда, звонок с угрозой поступил в экстренную службу «112» 6 марта. Собор проверили, бомбы там не нашли. В отношении звонившего возбудили уголовное дело о заведомо ложном сообщении о теракте. В суде он раскаялся. Свято-Троицкий кафедральный собор Магадана - храм-памятник жертвам политических репрессий, один из крупнейших храмов на Дальнем Востоке, сообщает «Интерфакс-религия». ============================================================ Католическая благотворительная служба призывает снять санкции с Сирии 26.03.2021 14:49 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93788 ------------------------------------------------------------ Дамаск, 26 марта. Католическая благотворительная служба Каритас указывает, что экономические санкции западных стран и бойкот Сирии оказали тяжкое воздействие на жизнь сирийских граждан, и призывает срочно снять эти санкции, поскольку, по ее подсчетам, уже 90% граждан страны живут в нищете, сообщает «Седмица» со ссылкой на fides. «В стране в результате санкций подорваны основы повседневной жизни сирийцев, – говорит Риад Сарги (Riad Sargi,), исполнительный директор сирийской службы Каритас. – Ситуация столь тяжелая, что мусорные контейнеры на улицах все чаще становятся единственным источником пропитания для нищих после десяти лет войны и насилия». Гуманитарная катастрофа в Сирии упоминается в воззвании, опубликованном 23 марта организацией Caritas Internazionalis. Каритас (милосердие) общее название 154 национальных католических благотворительных организаций, действующих в 198 странах и регионах мира и объединенных в международную конфедерацию Caritas Internationalis ради социального служения, гуманитарной помощи и человеческого развития. В своем воззвании Каритас призывает «срочно приостановить санкции против сирийского правительства», поскольку они в первую очередь сказываются на самых бедных и обездоленных слоях местного населения. Воззвание Каритас приурочено к V конференции стран-доноров Сирии в Евросоюзе, запланированной на конец этого месяца в Брюсселе. Воззвание опубликовано по итогам онлайн-конференции «Церковь и Каритас: 10 лет гуманитарного отклика в Сирии», в которой принял участие апостольский нунций в Сирии кардинал Марио Зенари (Mario Zenari). В своем выступлении на конференции, генеральный секретарь Caritas Internationalis Алоизий Джон (Aloysius John) заявил, что его благотворительная организация присоединяется к сирийским церквям в их призыве «отменить односторонние санкции, введенные в начале войны ради расширения доступа населения к службам жизнеобеспечения и здравоохранения, в том числе к программам вакцинации; поддержки НПО и религиозных благотворительных организаций; утверждения мира путем переговоров – ради выхода из политического тупика, который приводит к невыразимым страданиям ни в чем не повинных мирных жителей страны». В пресс-релизе Caritas Internationalis утверждается, что девяносто процентов населения страны ввергнуто в бездну нищеты в результате десятилетней войны, международных санкций, пандемии коронавируса и экономического кризиса. Треть населения уже покинула страну, а остающиеся 12,4 миллиона человек не имеют надежного обеспечения продовольствием и коммунальными услугами. «Это правда, что в многих регионах Сирии уже не взрываются каждый день бомбы и ракеты, и перемирие длится уже несколько месяцев, – отметил в своем выступлении кардинал Зенари. – Однако в стране взорвалась страшная бомба нищеты». Апостольский нунций также обратил внимание на то, что гуманитарная поддержка, гарантированная международными организациями, «не может продолжаться вечно». В своем пресс-релизе служба Caritas Internationalis объявляет о намерении сосредоточить дальнейшие усилия своих добровольцев в Сирии на возобновлении школьного обучения сирийских детей. Годы конфликта и удар пандемии подорвали сирийскую систему образования, и очень многие из 2,4 миллиона детей, подростков и молодых людей в стране лишены образования. В январе полномочные представители ближневосточных церквей и христианских общин уже обращались с подобным призывом к Джо Байдену, новоизбранному президенту США. Они просили его срочно отменить экономические санкции, легшие тяжким бременем на плечи многострадального сирийского народа и воспринимаемые как неоправданное и жестокое «коллективное наказание». Эти санкции усугубляют «гуманитарную катастрофу в Сирии» и потому стали главным фактором дестабилизации всего Ближнего Востока, говорилось в воззвании. Его подписали: патриарх Сирийской Антиохии Игнац Юсеф III Юнан (Ignace Youssef III Younan), Греко-мелкитский католический патриарх Антиохии Юсеф Абси (Youssef Abs), патриарх Сирийской Православной церкви Игнац Ефрем II (Ignace Ephrem II) и генеральный секретарь Совета Ближневосточных церквей (MECC). ============================================================ В Курганской области появится музей древнего благочестия 26.03.2021 14:18 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93785 ------------------------------------------------------------ Фото: zaural.pro Курган, 26 марта. Музей древнего благочестия появится в курганской глубинке - селе Широковском. Музейный комплекс расположится в старинной усадьбе рядом с церковью Иоанна Предтечи XVIII века и представит гостям предметы церковной старины, старообрядческий быт и многое другое, сообщил ТАСС настоятель Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря отец Варнава. Каменный храм является объектом культурного наследия федерального значения, сейчас ведется его восстановление. Он расположен вблизи города Далматово, привлекающего паломников со всего мира уникальным Свято-Успенским монастырем. «Возник замысел превратить принадлежащий Далматовскому монастырю старинный усадебный комплекс дома волостного старшины в селе Широковское Далматовского района (а прежде - Шадринского уезда) в Музей древнего благочестия. Новый комплекс вместе с расположенным рядом с ним храмом будут представлять единый паломнический объект, особая привлекательность которого для православных паломников и краеведов обусловлена близостью от объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Далматовского монастыря», - передал Варнава. Сейчас идет работа над подготовкой экспозиции музея, которая должна раскрыть тему сохранения историко-культурных и церковных традиций русских поселенцев в Зауралье. Как отметил отец Варнава, здесь будут широко представлены предметы церковной старины - святой угол («божница»), иконы, лампады, подсвечники, кадильницы, богослужебные книги, помянники (синодики). Особенное внимание уделяется и предметам старообрядческого церковного и хозяйственного быта. Например, предполагается демонстрация старинных предметов сельского обихода, представление дореволюционного быта купечества и зажиточного крестьянства, сохранение и экспонирование элементов деревянного резного декора. Интересно, что экспонаты для музея собираются из разных уголков региона. Так, соглашения о сохранении предметов культурно-исторического наследия уже подписаны с главами шести районов области: Далматовского, Катайского, Целинного, Шадринского, Шатровского и Шумихинского, а также с директорами ряда краеведческих музеев региона. Параллельно с подготовкой экспозиции ведется ремонт усадьбы, где предполагается разместить музейный комплекс. «Силами рабочих и трудников Далматовской обители ранее были произведены работы по реставрации кирпичной кладки арки главных ворот, восстановлены утраченные контрфорсы здания, установлены новые деревянные ворота и деревянная ограда по периметру участка. Однако еще требуется проведение ремонтных работ и в самом доме, каменном амбаре, восстановление крытых деревянных навесов», - поделился собеседник агентства. О церкви и монастыре «Расширяя географические пределы своего государства, русские люди приносили этот идеал святости и на новое место обитания. Так было и с освоением Зауралья. Любопытно, что Успенский Далматовский монастырь посещал и протопоп Аввакум. Несомненный интерес, который [также] может быть раскрыт в музейной экспозиции, представляет посещение Широковского известным уральским писателем Д. Н. Маминым-Сибиряком, приезжавшим в 1891 году к своему дяде, местному священнику отцу Александру Колесникову (впоследствии - настоятель Далматовского монастыря архимандрит Агафон) во время работы над повестью «Охонины брови», - добавил Варнава. В 1737 году была заложена деревянная церковь в честь Иоанна Предтечи, каменную церковь заложили позже - в 1784 году. В 1846 году храм был перестроен в трехпрестольный. Но в советское время, в 1929 году, с него были сняты колокола и кресты, он превратился в склад. Реставрация церкви началась уже в XXI веке. Ансамбль Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря является памятником федерального значения. Обитель основана преподобным Далматом Исетским в середине ХVII века на землях татарского мурзы Илигея. В ХVII-ХVIII веках он многократно подвергался нападениям кочевников. В 1932-1939 годах обитель использовалась под совхозный драмтеатр, а в годы Великой Отечественной войны - под госпиталь и курсы переподготовки командного состава, но наибольший урон постройкам монастыря был нанесен в связи с размещением на его территории завода «Молмашстрой». ============================================================ В Москве почтили память борцов за независимость Греции от Османского ига 26.03.2021 13:19 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93784 ------------------------------------------------------------ Митрополит Волоколамский Иларион и посол Греческой Республики в РФ Екатерини Нассика, 25 марта 2021. Фото: mospat.ru Москва, 26 марта, Благовест-инфо. Панихида по борцам греческого освободительного движения 1821-1823 годов совершена 25 марта, в День независимости Греции, в московском Донском монастыре, где находится несколько могил греков – участников войны за освобождение своей страны от Османской империи. Поминовение с участием высокопоставленных дипломатов, государственных и общественных деятелей совершено в день 200-летия начала греческого освободительного восстания. После службы председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион огласил поздравление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Президенту Греческой Республики в связи с памятной датой. «Освящение бело-голубого греческого флага в 1821 году в монастыре Святая Лавра стало не только знаком начала самоотверженной национальной борьбы за права и свободу греческого населения, но и символом народного единения, в основе которого лежала горячая любовь к родной земле. Несокрушимость народного духа, воля к победе и острое чувство ответственности за судьбы Отечества, которые переживали в те дни все греки, создали единую Грецию от Фракии до Крита, от Ионических до Эгейских островов», – говорится в патриаршем послании. Посол Греческой Республики в РФ госпожа Екатерини Нассика поблагодарив всех собравшихся, отметила, что эллинизм России сыграл важную роль в подготовке, ведении и успешном исходе греческой революции. По мнению посла, основы борьбы за свободу Греции – язык Византии, православная вера и европейское просвещение. «Для меня как представителя Греции огромная честь выразить слова благодарности России и российскому народу, поскольку веками Россия и российский народ создавали благоприятные условия многим поколениям наших соотечественников, чтобы они имели возможность жить в благополучии и дать, в свою очередь, очень многое своей второй Родине во всех областях: политике, искусстве, экономике и торговле, образовании и благотворительности», – сказала Екатерини Нассика. Она также отметила, как недавно при посещении в Таганроге выставки, названной строкой Пушкина «Восстань, о Греция, восстань», еще раз убедилась в том, какой исторический след оставили греки России и ощутила крепкую дружбу двух народов. На богослужении присутствовали греческие дипломаты, представители Московского общества греков, ассоциации греческих женщин АГАПИ, других греческих общественных организаций, греческой диаспоры, многочисленные филэллины, а также председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, президент Межпарламентской Ассамблеи Православия Сергей Гаврилов и генеральный директор Института Русского Афона Валерий Пирогов, отмечается в сообщении Службы коммуникации ОВЦС. Иллюстрация с сайта mospat.ru Мемориальная акция нашла отражение в соцсетях. «В день 200-летия начала греческого освободительного восстания почтили память его героев и русских филэллинов, внесших вклад в становление независимой Эллады. Помолились на греческих могилах в Донском монастыре», – написал на своей странице в Facebook заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Это была первая подобная служба в Донском монастыре. На богослужении, в частности, были вознесены молитвы об упокоении митрополита Эрсекийского Анфима, митрополита Палеопатрского Парфения, архимандрита Нафанаила и других представителей греческой общественности и греческой культуры, а также борцов греческого освободительного движения. Борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 году, завершилась мирным договором 1829 года, заключенном в результате русско-турецкой войны. Греки стали одним из первых народов, покоренных Османской империей, которые обрели независимость. Ежегодно Греция празднует День независимости 25 марта. Иллюстрация с сайта mospat.ru События в Греции в то время находили сочувственный отклик в России. На дипломатическом уровне Российская империя выражала протест против репрессий и погромов в отношении христианского греческого населения, и в середине 1821 года разорвала дипломатические отношения с Османской империей. Первые отряды восставших возглавил в 1821 году на волонтерской основе генерал русской армии греческого происхождения князь Александр Константинович Ипсиланти. В 1823 году Россия предложила первый международный проект создания в Греции автономных княжеств, известного как план Татищева. «По всей Европе, особенно в России и Франции, ширилось общественное движение в поддержку восставших греков: создавались филэллинские комитеты, собирались деньги на выкуп попавших в плен христиан, формировались отряды добровольцев, отправлявшиеся в восставшую Грецию», – отмечается в статье к 200-летию греческого национально-освободительного движения доктора исторических наук, профессора Ольги Петруниной. Иллюстрация с сайта mospat.ru Когда борьба стала наиболее ожесточенной, Россия оказала восставшим и военную помощь, предварительно действуя в дипломатическом поле. В марте 1827 года Россия предложила Англии и Франции заключить конвенцию по греческому вопросу с тем, чтобы заставить султана пойти на уступки и предоставить грекам автономию. Русская эскадра под командованием Логина Петровича Гейдена в октябре 1827 года уничтожила в Наваринской бухте турецко-египетский флот. Это сражение привело к русско-турецкой войне 1828-1829 годов, так как после этой битвы османы в нарушение международных договоров закрыли пролив Босфор. В более широком контексте эта война стала следствием борьбы греков за независимость. После того, как Россия выиграла эту русско-турецкую войну, был заключен Адрианопольский договор, который, в частности, предусматривал широкую автономию Греции. Иллюстрация с сайта mospat.ru «В 1829 году внимание Европы было обращено на Адрианополь, где решалась судьба Греции, целые 8 лет занимавшей помышления всего просвещенного мира. Греция оживала, могущественная помощь Севера возвращала ей независимость и самобытность», – писал Пушкин. Поэт побывал в русском стане во время русско-турецкой войны в 1829 году, описав свои впечатления в своем «Путешествии в Арзрум». Он был лично знаком с князем Ипсиланти. Портрет князя Ипсиланти хранится в литературном Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке. В письме Василию Львовичу Давыдову в марте 1821 года поэт писал: «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал – и, мертвый или победитель, отныне он принадлежит истории – 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! – завидная участь». Внимание общества первой половины XIX века к борьбе греков нашло отражение в строках Давида Самойлова в стихотворении «Пестель, поэт и Анна» о встрече Пестеля и Пушкина: «…разговор Был славный. Говорили о Ликурге, И о Солоне, и о Петербурге, И что Россия рвется на простор. Об Азии, Кавказе и о Данте, И о движенье князя Ипсиланти». Подготовила Елена Дорофеева ============================================================ В Москве почтили память борцов за независимость Греции от Османского ига 26.03.2021 13:19 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=93790 ------------------------------------------------------------ Митрополит Волоколамский Иларион и посол Греческой Республики в РФ Екатерини Нассика, 25 марта 2021. Фото: mospat.ru Москва, 26 марта, Благовест-инфо. Панихида по борцам греческого освободительного движения 1821-1823 годов совершена 25 марта, в День независимости Греции, в московском Донском монастыре, где находится несколько могил греков – участников войны за освобождение своей страны от Османской империи. Поминовение с участием высокопоставленных дипломатов, государственных и общественных деятелей совершено в день 200-летия начала греческого освободительного восстания. После службы председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион огласил поздравление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Президенту Греческой Республики в связи с памятной датой. «Освящение бело-голубого греческого флага в 1821 году в монастыре Святая Лавра стало не только знаком начала самоотверженной национальной борьбы за права и свободу греческого населения, но и символом народного единения, в основе которого лежала горячая любовь к родной земле. Несокрушимость народного духа, воля к победе и острое чувство ответственности за судьбы Отечества, которые переживали в те дни все греки, создали единую Грецию от Фракии до Крита, от Ионических до Эгейских островов», – говорится в патриаршем послании. Посол Греческой Республики в РФ госпожа Екатерини Нассика поблагодарив всех собравшихся, отметила, что эллинизм России сыграл важную роль в подготовке, ведении и успешном исходе греческой революции. По мнению посла, основы борьбы за свободу Греции – язык Византии, православная вера и европейское просвещение. «Для меня как представителя Греции огромная честь выразить слова благодарности России и российскому народу, поскольку веками Россия и российский народ создавали благоприятные условия многим поколениям наших соотечественников, чтобы они имели возможность жить в благополучии и дать, в свою очередь, очень многое своей второй Родине во всех областях: политике, искусстве, экономике и торговле, образовании и благотворительности», – сказала Екатерини Нассика. Она также отметила, как недавно при посещении в Таганроге выставки, названной строкой Пушкина «Восстань, о Греция, восстань», еще раз убедилась в том, какой исторический след оставили греки России и ощутила крепкую дружбу двух народов. На богослужении присутствовали греческие дипломаты, представители Московского общества греков, ассоциации греческих женщин АГАПИ, других греческих общественных организаций, греческой диаспоры, многочисленные филэллины, а также председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, президент Межпарламентской Ассамблеи Православия Сергей Гаврилов и генеральный директор Института Русского Афона Валерий Пирогов, отмечается в сообщении Службы коммуникации ОВЦС. Иллюстрация с сайта mospat.ru Мемориальная акция нашла отражение в соцсетях. «В день 200-летия начала греческого освободительного восстания почтили память его героев и русских филэллинов, внесших вклад в становление независимой Эллады. Помолились на греческих могилах в Донском монастыре», – написал на своей странице в Facebook заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Это была первая подобная служба в Донском монастыре. На богослужении, в частности, были вознесены молитвы об упокоении митрополита Эрсекийского Анфима, митрополита Палеопатрского Парфения, архимандрита Нафанаила и других представителей греческой общественности и греческой культуры, а также борцов греческого освободительного движения. Борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 году, завершилась мирным договором 1829 года, заключенном в результате русско-турецкой войны. Греки стали одним из первых народов, покоренных Османской империей, которые обрели независимость. Ежегодно Греция празднует День независимости 25 марта. Иллюстрация с сайта mospat.ru События в Греции в то время находили сочувственный отклик в России. На дипломатическом уровне Российская империя выражала протест против репрессий и погромов в отношении христианского греческого населения, и в середине 1821 года разорвала дипломатические отношения с Османской империей. Первые отряды восставших возглавил в 1821 году на волонтерской основе генерал русской армии греческого происхождения князь Александр Константинович Ипсиланти. В 1823 году Россия предложила первый международный проект создания в Греции автономных княжеств, известного как план Татищева. «По всей Европе, особенно в России и Франции, ширилось общественное движение в поддержку восставших греков: создавались филэллинские комитеты, собирались деньги на выкуп попавших в плен христиан, формировались отряды добровольцев, отправлявшиеся в восставшую Грецию», – отмечается в статье к 200-летию греческого национально-освободительного движения доктора исторических наук, профессора Ольги Петруниной. Иллюстрация с сайта mospat.ru Когда борьба стала наиболее ожесточенной, Россия оказала восставшим и военную помощь, предварительно действуя в дипломатическом поле. В марте 1827 года Россия предложила Англии и Франции заключить конвенцию по греческому вопросу с тем, чтобы заставить султана пойти на уступки и предоставить грекам автономию. Русская эскадра под командованием Логина Петровича Гейдена в октябре 1827 года уничтожила в Наваринской бухте турецко-египетский флот. Это сражение привело к русско-турецкой войне 1828-1829 годов, так как после этой битвы османы в нарушение международных договоров закрыли пролив Босфор. В более широком контексте эта война стала следствием борьбы греков за независимость. После того, как Россия выиграла эту русско-турецкую войну, был заключен Адрианопольский договор, который, в частности, предусматривал широкую автономию Греции. Иллюстрация с сайта mospat.ru «В 1829 году внимание Европы было обращено на Адрианополь, где решалась судьба Греции, целые 8 лет занимавшей помышления всего просвещенного мира. Греция оживала, могущественная помощь Севера возвращала ей независимость и самобытность», – писал Пушкин. Поэт побывал в русском стане во время русско-турецкой войны в 1829 году, описав свои впечатления в своем «Путешествии в Арзрум». Он был лично знаком с князем Ипсиланти. Портрет князя Ипсиланти хранится в литературном Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке. В письме Василию Львовичу Давыдову в марте 1821 года поэт писал: «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал – и, мертвый или победитель, отныне он принадлежит истории – 28 лет, оторванная рука, цель великодушная! – завидная участь». Внимание общества первой половины XIX века к борьбе греков нашло отражение в строках Давида Самойлова в стихотворении «Пестель, поэт и Анна» о встрече Пестеля и Пушкина: «…разговор Был славный. Говорили о Ликурге, И о Солоне, и о Петербурге, И что Россия рвется на простор. Об Азии, Кавказе и о Данте, И о движенье князя Ипсиланти». Подготовила Елена Дорофеева ============================================================ I Всероссийская научно-практическая конференция "Историческая память молодого человека: способы формирования и пути сохранения". Москва 21-23 мая 26.03.2021 12:51 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=93783 ------------------------------------------------------------ В рамках проекта «Русская мемориальная культура как способ патриотического воспитания и формирования исторической памяти современной молодежи», реализуемого Высоко-Петровским монастырем при поддержке Фонда президентских грантов, на базе Российского православного университета 21-23 мая в Москве пройдет I Всероссийская научно-практическая конференция «Историческая память молодого человека: способы формирования и пути сохранения». Цель конференции – привлечение внимания студенческой молодежи к культурно-историческому наследию своей страны. Особое внимание будет уделено обсуждению вопросов русской мемориальной культуры, религиозного мировоззрения молодежи и молодежного добровольчества. К участию приглашаются преподаватели вузов, аспиранты, студенты бакалавриата и магистратуры, заинтересованные в сохранении культурного наследия и исторической памяти, в глубоком и всестороннем изучении культурно-исторических памятников и в определении национальной самобытности страны в целом и отдельных регионов. Материалы конференции будут опубликованы в сборнике научных трудов с последующим размещением материалов в базе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), а результаты обсуждения использованы в просветительской, научной и педагогической работе участников конференции на базе своих организаций. Работа основных секций конференции предполагает следующие тематические направления: «Русская мемориальная культура: форма, время, контекст»: Роль личности святого благоверного князя Александра Невского на формирование ценностных ориентиров современной молодежи. Исторический выбор святого благоверного князя Александра Невского в контексте развития православия на Руси. Изучение некрополей как способ формирования исторической памяти. Социопсихологический портрет молодого человека: вчера, сегодня, завтра. Сохранение культурно-исторического наследия как основной вектор развития современной гуманитарной науки. Концептуальные метаморфозы исторической памяти: тенденции и перспективы. «Религиозное мировоззрение молодежи: традиция и современность»: Философско-богословское осмысление роли святого благоверного князя Александра Невского российской православной молодежью. Влияние исторической личности на процесс духовного становления молодого человека. Что было «на самом деле» и что сохраняется в памяти: стереотипное представление поколения 90-х годов об истории религии. Специфика религиозности людей в возрасте от 14 до 30 лет: социально философский анализ. «Молодежное добровольчество: историческое наследие и перспективы развития»: Проблемы становления добровольчества в образовательных организациях. Роль православных волонтеров в организации церковной социальной деятельности. Святой благоверный князь Александр Невский как нравственный ориентир формирования личности молодых добровольцев. Реализация благотворительных и добровольческих программ в рамках функционирования студенческих центров. Пленарное заседание конференции пройдет 21 мая в актовом зале Студенческого центра РПУ при Храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12), работа секций – 22-23 мая в Петровском культурном центре при Высоко-Петровском монастыре (ул. Петровка, 28, стр. 2). Для подтверждения участия в конференции организаторы просят до 15 апреля направить на адрес оргкомитета org.com_conf@rpu-rf.ru материалы, оформленные в соответствии с информационным письмом. ============================================================ Число католиков в мире возросло до 1 миллиарда 345 миллионов 26.03.2021 12:41 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93781 ------------------------------------------------------------ Обряд конфирмации. Фото с сайта northsydneycatholics.com Ватикан, 26 марта. Центральное статистическое управление Римско-Католической Церкви опубликовало Папский ежегодник 2021 года и Церковный статистический ежегодник 2019 года. По данным, обнародованным в этих документах, к концу 2019 года число католиков в мире достигло 1 миллиарда 345 миллионов, или 17,7% мирового населения. Географический анализ изменений за двухлетний период с 2018 года говорит о наибольшем росте католической общины в Африке (на 3,4%), в то время как в Европе наблюдается некоторое уменьшение, информирует Русская служба Радио Ватикана. За этот же период число священников увеличилось до 414 336: в Африке их стало больше на 3,5%, в Азии – на 2,9%, однако в Европе их число уменьшилось на 1,5%, а в Америке на полпроцента. На долю Африки и Азии приходилось 28,9% пресвитеров, то время как в Европе их было 40,6%. За два года число семинаристов в мире сократилось на 1,6%: в Европе их стало меньше на 3,8%, в Америке – на 2,4%, в Азии – на 2,6%. Однако в Африке за этот период их число увеличилось с 32 212 до 32 721. Континент с наибольшим числом семинаристов – Азия, за которой следуют Африка, Америка, Европа и Океания. В 2019 году в мире насчитывалось 114 058 кандидатов в священники. Продолжает расти число постоянных диаконов: в 2019 году оно увеличилось на 1,5%, достигнув 49 тысяч. В Америке и Европе их стало больше на 1,2%. В Океании служит 481 постоянный диакон. Сократилось число монашествующих, которые не принимают священный сан: в 2019 году их было 50 295, причем большинство из них служат в Европе и в Америке. За два года сократилось также число монахинь – на 1,8%, достигнув 630 099 за счет уменьшения призваний в Америке, Европе и Океании. При этом в Африке их число увеличилось на 1,1%, а в Юго-Восточной Азии на 0,4%. Согласно Папскому ежегоднику, на конец 2019 года в 3 026 церковных округах насчитывалось 5 364 епископа; на Америку и Европу по-прежнему приходилось 68,8% от общего числа епископов в мире; далее следовали Азия, Африка и Океания. К концу 2020 года были учреждены 2 новых митрополичьих кафедры и 4 епископские кафедры (2 римского обряда и 2 восточного). Согласно отчету, 2 епархии были возведены в статус митрополии, а 2 территориальных прелатуры и 1 апостольский викариат – в статус епархии. ============================================================ Иудеи готовятся отметить Песах 26.03.2021 12:21 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93780 ------------------------------------------------------------ Фото с сайта isralike.org Москва, 26 марта. Праздник Песах, установленный в память об исходе евреев из Египта, физического и духовного освобождения от рабства, начнется в этом году на исходе субботы, вечером 27 марта, и продлится до вечера 4 апреля. В первые два вечера праздника устраивают специальную пасхальную трапезу – седер, во время которого принято есть и пить, облокотившись на левую руку, полулежа – как было принято у знатных людей древности. «Этот акцент – символ неторопливости, которую, в отличие от раба, может позволить себе свободный человек, самостоятельно распоряжающийся своим временем», – пояснил накануне праздника президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, слова которого приводит «Интерфакс-Религия». Все, что ставят в Песах на праздничный стол, призвано напоминать не только об освобождении, но также о тяжелых годах лишений, с которыми столкнулись евреи во время 40-летнего странствия по пустыне. Так, рядом с красным вином на столе находятся маца («хлеб бедности»), горькие травы и смесь из орехов и фруктов, напоминающая глину, из которой строили египетские пирамиды. Поздравляя общину, раввин Борода отметил, что в этом году, в отличие от прошлого, в большинстве городов России общины снова соберутся за объединяющим пасхальным столом. «Прошедший год был непростым, наполненным тяжкими испытаниями, но тем более сейчас, когда мы выходим из многих ограничений, когда появилась вакцина, а вместе с ней и возможность справиться с вирусом, мы способны оценить радость праздника и по-настоящему насладиться его заповедями», – говорится в поздравлении Бороды. В свою очередь главный раввин России Берл Лазар отметил, что память об исходе из Египта дает важнейший урок позитивного отношения к жизни. «У каждого из нас много проблем, много нерешенных задач; сейчас, например, есть еще много трудностей, вызванных эпидемией. Но вот мы вспоминаем, каково было нашим предкам в Египте, а здесь, в России, обязательно, вспоминаем еще и о жизни наших совсем недавних предков при коммунистическом режиме, - и сразу понимаем, что наши проблемы вовсе не так тяжелы, что мы имеем возможность смотреть на жизнь с оптимизмом!» – сказано в поздравлении раввина Лазара. Еще один, не менее важный урок праздника, по его мнению, заключается в необходимости помогать ближнему. «В Торе сказано, что мы должны помогать бедным, сиротам, пришельцам, всем обездоленным – потому что сами мы были рабами в Египте! Иными словами – обретение свободы, которое мы празднуем в дни Песаха, это не только причина благодарить Бога, но и большая ответственность по отношению к другим людям. Освобождение – не одноразовый акт, а постоянный процесс», – уверен раввин. ============================================================ РПЦ пока не будет ограничивать верующих в паломнических поездках на Кипр 26.03.2021 11:53 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93779 ------------------------------------------------------------ Монастырь Киккской иконы Божией Матери, Кипр. Фото: photocentra.ru Москва, 26 марта. Украинских раскольников к настоящему времени признали только два архиерея Кипрской Православной Церкви (КПЦ), поэтому серьезных ограничений для паломников РПЦ по поездкам на Кипр на данный момент не предполагается, сообщил РИА Новости секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук. Власти Кипра ранее заявили, что с 1 апреля открывают границы для туристов из России, для пребывания на острове им потребуется только отрицательный результат теста на COVID-19. На заседании Священного Синода Кипрской Православной Церкви в ноябре прошлого года большинство архиереев (десять против семи) не стали возражать против поминовения предстоятелем КПЦ архиепископом Хризостомом главы "Православной церкви Украины" (ПЦУ) Епифания Думенко, остальные выступили резко против. До этого Паломнический центр Московского патриархата составил список митрополий (епархий) Элладской (Греческой) Православной Церкви, которые посещать паломникам из РПЦ не благословляется в связи с признанием украинских раскольников архиепископом Афинским Иеронимом и еще рядом архиереев Синода Элладской Церкви. Сейчас в списке 11 епархий, включая главную – Афинскую. Отвечая на вопрос о том, будет ли подобный список в отношении епархий на Кипре, протоиерей Игорь Якимчук уточнил, что "пока что де-факто украинских раскольников признали только два архиерея Кипрской православной церкви". "Это архиепископ Хризостом, поминающий на богослужениях лидера ПЦУ Думенко, и митрополит Константийский Василий, допустивший сослужение с раскольниками. Разумеется, что для русских паломников церковное общение с ними невозможно. Что касается общения с другими кипрскими иерархами и посещения подведомственных им храмов и монастырей, то каких-либо ограничений для наших паломников на данный момент не предполагается", – сказал Якимчук. Кафедральный собор, в котором служит глава КПЦ, архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, находится в Никосии. В 2018 году по инициативе бывшего тогда президентом Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриархата в Киеве прошел "автокефальный объединительный собор", на котором две раскольнические организации создали одну раскольническую структуру – так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ), которая получила от Константинопольского Патриарха Варфоломея томос об "автокефалии" (независимости). Единственной канонической Православной Церковью на Украине остается Украинская Православная Церковь (УПЦ), дискриминация которой после создания ПЦУ усилилась. Русская Православная Церковь в октябре 2018 года прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. В 2019 году ПЦУ признали Первоиерархи Александрийской и Элладской Православных Церквей, в 2020 году – глава Кипрской Церкви. РПЦ в ответ заявила о разрыве евхаристического общения с теми иерархами Элладской, Александрийской и Кипрской Православных Церквей, которые признают ПЦУ и будут сослужить с раскольниками. ============================================================ Тексты древних сирийских мистиков как "ферментация воспламенения" В Москве представлена книга-путеводитель по наследию сирийских подвижников VII-VIII вв. 26.03.2021 11:32 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=93778 ------------------------------------------------------------ Александр Преображенский, о. Александр Полховский, Максим Калинин и Жан-Франсуа Тири. Фото: Юлия Зайцева Москва, 26 марта, Благовест-инфо. Презентация книги «Безвидный свет» – русского перевода классической работы по истории восточносирийской мистической традиции VII–VIII вв., написанной одним из крупнейших специалистов в этой области иеромонахом Робером Бёлэ (O.C.D.), состоялась 24 марта в Культурном центре «Покровские ворота». Издание с подзаголовком «Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции», вышедшее в Издательском доме «Познание», представили специалисты, причастные к работе над книгой. Как сообщает аннотация, это одно из авторитетнейших исследований по истории восточносирийской мистики VII-VIII веков, в котором раскрыты труды Исаака Ниневийского, Дадишо Катарского, Иоанна Дальятского, Иосифа Хаззайи и других мистико-аскетических писателей и опытных созерцателей Божественного света. Ими было воспринято и развито учение египетских и греческих отцов о созерцании, обожении, видении Божественного света, и сформулирован ряд положений, предвосхитивших паламитские споры XIV столетия. Книга о. Робера Бёлэ вышла в 1987 г., на русский язык ее перевела Татьяна Сенина (монахиня Кассия). Аннотация завершается словами: «Издание адресовано всем интересующимся мистико-аскетическим учением Православной Церкви и Древневосточных христианских церквей». Но разве много сейчас тех, кто этим интересуется? Что общего может быть у жителя мегаполиса и древнего мистика, проведшего жизнь в пустыне? Можно ли найти в этих текстах что-то созвучное опыту современного человека, воспринять сочинения сирийских мистиков не только как памятник древней письменности, но и как сокровищницу духовного опыта, важного сегодня? Эти вопросы возникают у многих, их поставил перед участниками презентации директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири. Книгу представил Максим Калинин – ответственный редактор Издательского дома «Познание», научный сотрудник ОЦАД и ВШЭ, старший преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии. Он давно занимается изучением текстов сирийских мистиков, и с каждым текстом у него происходит особая встреча: «Чувствуешь, будто знаешь человека, узнаешь его стиль, ты его любишь и чувствуешь, как горит его сердце, не покидает ощущение, что это голос знакомый. <…> Ощущение, что текст не памятник, а он говорит с тобой и к чему-то тебя ведет, – очень сильное». Причина такого восприятия – не в художественных особенностях текста, а в их главном послании: «Это тексты, которые говорят о человеке. <…> [Сирийские мистики] понимали, что в человеке есть что-то особенное, что остается неизменным на протяжении всей истории. Иосиф Хаззайя называл это «сокровище света». <…> Сирийские мистики хотели показа ть самые глубины человека, в которых они обретали красоту. Они были уверены, что путь богопознания идет внутри человека, что человек сначала встречает самого себя, а потом Бога в своем сердце. <…> То есть сначала человек постигает свою природу, а потом сподобляется выхода на более высокую ступень, которая превосходит условия природы». Эти тексты, продолжил Калинин, дают представление о том, что «каждый человек внутренне прекрасен, и отношения человека с Богом прекрасны». И именно «опыт переживания этой красоты» делает тексты сирийских мистиков не просто памятниками по истории монашества, богословия, литературы или Сасанидского Ирана, но они способны вступить в диалог с современным читателем. Традиция синтеза богословского и мистического опыта, воплощенная в сирийских текстах, пресеклась в XIV веке в результате нашествия Тамерлана, она более не могла существовать в рамках Церкви Востока с той же силой, как в VII–VIII вв., продолжил библеист. Но он надеется, что сейчас эти тексты «могут выполнить ту роль, которую тогда не успели – они могут многим христианам и даже многим людям за пределами христианства сообщить нечто новое. <…> Сейчас мы можем выйти на новый этап богословского осмысления этих текстов. Нельзя поставить точку и сказать, что они больше не актуальны. Наоборот, может, они еще и не выполнили свою историческую задачу». Новую книгу читать непросто. Во-первых, это не научно-популярное издание, а текст диссертации о. Робера, со всеми особенностями академического стиля. А во-вторых и в-главных, тексты самих мистиков сложны, недаром их принимали далеко не все их современники, «был соблазн отождествить их с несторианами», а Великий католикос Тимофей I осудил их на Соборе 786-787 гг. С одной стороны, «мистики стремились буквально и радикально исполнить Нагорную проповедь, предельно просто понять евангельскую весть». Но описание их «простого» опыта непросто, оно требует «усилия для постижения сложного синтаксиса Исаака Сирина, сложности терминологии Хаззайи, проникновения в сложные тексты Иоанна Дальятского». При этом Калинин подчеркнул, что «это сложность не того человека, который запутался в интеллектуальных поисках, но того, который нашел нечто простое и ясное и пытается это описать предельно точно». Авторы древних текстов, вошедших в книгу, на основе своего опыта дают представление об этапах духовного делания, и это тоже особенность: «Есть много наставлений о том, как проходить путь телесного подвига, и не так много о том, как совершать сердечный труд». Издателям хотелось бы, чтобы книга стала «путеводителем по сокровищам, разбросанными под ногами, потому что Исаака Сирина читают многие, но терминология его ясна далеко не всегда, сокровища остаются невостребованными, а книга о. Робера показывает, как эти сокровища найти и собрать», – сказал Калинин. Внимательный читатель с помощью о. Робера Бёлэ может почувствовать в откровениях сирийских отцов некую «ферментацию воспламенения» – тот энтузиазм, благодаря которому «тесто может подойти на такой закваске», «почувствовать тот огонь, который мистики вложили в свои тексты». Редактор подчеркнул, что сирийские подвижники переживали свой опыт «как залог будущего счастья единения с Богом», радость для них была «образом будущего». Он выразил надежду, что новая книга позволит почувствовать эту радость, «увидеть в текстах ту красоту, которая помогает жить дальше, даже если понимаешь, что сам не имеешь сил для такого подвига. Надеюсь, что каждый читатель сможет сделать для себя открытие, которое не только принесет радость, но и поможет двигаться дальше». Радость – это слово, возможно, менее всего ассоциируется с текстами сирийских подвижников у неискушенных в восточном мистицизме. Но без него тоже не смог обойтись священник Александр Полховский – переводчик с сирийского, завкафедры богословия Минской духовной семинарии. Для него тексты сирийских мистиков стали «своего рода открытием в личной жизни». Особенно близки ему «пламенные» тексты Иоанна Дальятского, перевод бесед которого он подготовил к изданию. При чтении этих «невероятно искренних» текстов «невольно возгорается сердце, возникает желание пытаться двигаться вперед в духовной жизни». «Мне порой кажется, что тексты сирийских мистиков хоть немного приоткрывают завесу того, что ждет человека там [после смерти]. Наши представления неизбежно основаны на аналогиях земных реалий, а у сирийских отцов все гораздо серьезнее – видение безвидного света, видение душой собственной красоты. Это большое сокровище », – сказал священник. Некоторые современники считали сирийских мистиков людьми заблуждавшимися, чуть ли не еретиками. Но их тексты, считает о. Александр, свидетельствуют об обратном: «они были носителями Св. Духа, несомненно святыми, достигшими в земной жизни причастия Богу». Одно из главных открытий сирийских отцов – «весть о том, насколько дорог каждый из нас в глазах Бога, о том, что все создано ради нас и для нас», сказал он и добавил: «В русской православной традиции мне сложно увидеть любовь Бога как любящего Отца… В нашей традиции так редко напоминают человеку о том, что он дорог в очах Божиих, что он любим Им и все, что происходит в его жизни, для Него дорого. А восточные мистики, как никто другой из христианских авторов, постоянно провозглашали эту весть: что каждый – самое дорогое, что есть у Бога». По словам священника, книга о. Робера помогает легче воспринимать тексты сирийских мистиков. Он выразил надежду, что эти тексты станут доступными и «принесут пользу реальному человеку, который живет здесь и сейчас». Александр Преображенский – редактор Издательского дома «Познание», исследователь восточносирийской мистической традиции, рассказал о длительной работе над изданием перевода книги о. Робера. На одном лишь примере он показал, какую большую помощь оказывает автор читателю, разъясняя все нюансы терминологии сирийских мистиков. Так, словом «ум» по-русски обычно переводится несколько понятий, которые они тонко различали: собственно ум, локализованный в мозге; разум, находящийся «на оболочке сердца», и третий «ум», расположенный в самом сердце. «Это поможет тем, кто занимается "умным деланием" . Книга о. Робера – первый шаг в понимании этих текстов», – считает редактор. Он рассказал о планах издания целой серии древних сирийских текстов: это переводы третьего собрания слов Исаака Сирина, полного корпуса творений Иоанна Дальятского и Иосифа Хаззайи, а также вторая книга о. Робера Бёлэ и другие тексты. Видеозапись презентации размещена на странице КЦ «Покровские ворота» в Facebook. Юлия Зайцева ============================================================ Патриарх Порфирий: во время бомбардировок сербы явили пример христианской любви к ближнему 26.03.2021 11:02 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93776 ------------------------------------------------------------ Патриарх Сербский Порфирий. Фото с сайтаpravoslavie.ru Белград, 26 марта. Вечер памяти, посвященный началу военной агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, прошел 24 марта в Белграде, сообщает Православие.ru. В мероприятии принял участие Патриарх Сербский Порфирий. "Прежде всего, вспомним и помолимся о невинных жертвах, а наши жертвы невинны, потому что наш народ - и это сейчас ясно всему миру - защищался от агрессии. Мы помним обо всех, молимся за всех, и я уверен, что нам необходимо молиться им, потому что Бог вписал их в книгу вечной жизни, а имена многих пострадавших в эти 78 дней [военной кампании НАТО - ред.] могут и должны быть вписаны в календарь Православной Церкви", - сказал Патриарх Порфирий. Сербский народ во время тяжелых испытаний всегда спасало христианское отношение к жизни и любовь, которой его научил святой Савва и все прославленные сербские святые, сказал Патриарх. "В те дни мы делили между собой все, что имели, - напомнил глава Сербской Церкви. - Во время бомбардировок все мы были свидетелями глубочайшей христианской любви и солидарности нашего народа, исполняющего заповедь: возлюби ближнего своего". ============================================================ Папа Франциск встретился с премьер-министром Украины 26.03.2021 10:32 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93775 ------------------------------------------------------------ Папа Франциск на встрече с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем. Фото: Vatican Media Ватикан, 26 марта. Папа Римский Франциск 25 марта принял на частной аудиенции в Апостольском дворце Ватикана премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, передает Русская служба Радио Ватикана. По сообщению Зала печати Ватикана, в ходе встречи были подтверждены добрые двусторонние отношения между Святым Престолом и Украиной. Стороны обсудили актуальные темы, представляющие взаимный интерес, а также вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Католической Церкви в Украине. Папа Франциск и украинский премьер-министр уделили большое внимание кризису в области здравоохранения и драматической ситуации на востоке Украины, выразив надежду на то, что недавние нарушения режима прекращения огня уступят место жестам в пользу мирного урегулирования конфликта. Кроме того, стороны обсудили вопросы гуманитарной помощи и развитие двусторонних инициатив, в частности, сотрудничество с римской педиатрической клиникой «Младенец Иисус», сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на пресс-службу правительства Украины. Премьер Денис Шмыгаль также передал Папе Франциску приглашение президента Владимира Зеленского посетить Украину с визитом по случаю 30-й годовщины независимости, которая будет отмечаться в этом году 24 августа. После беседы с Папой премьер-министр Украины встретился с ватиканским государственным секретарем кардиналом Пьетро Паролином и с секретарем по связям с государствами архиепископом Полом Ричардом Галлахером. ============================================================ Сербская Церковь выступила против закона об однополом партнерстве 26.03.2021 10:00 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93774 ------------------------------------------------------------ Фото с сайта pravoslavie.ru Белград, 26 марта. Синод Сербской Православной Церкви выразил свою позицию в отношении проекта закона об однополом партнерстве, который находится на стадии подготовки, сообщает портал Православие.ru. В официальном заявлении Синода, опубликованном 25 марта, говорится: "Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви заблаговременно и в законом предусмотренный срок представил Правительству Сербии свои замечания и мнение о предложении закона об однополых союзах. Упомянутый проект закона для Сербской Церкви неприемлем, потому что огромное большинство предложенных постановлений находится в противоречии с Евангелием Христовым и совокупным опытом и практикой Церкви, на которых духовно и морально укоренен наш сербский народ, как и вся европейская цивилизация. Недопустимо приравнивать однополые союзы к браку и семье, как приведено в проекте закона, потому что таким образом дискриминируется брачный союзкак христианская и законом защищенная ценность. Церковь уважает свободу, которую нам даровал Бог, и понимает человеческое стремление выражать свою свободу различным образом. Священный Архиерейский Синод согласен с тем, что существует необходимость для осуществления некоторых личных, имущественных и других прав тех, кого касается упомянутый проект закона, но аргументированно указал на возможность того, чтобы она в правовом поле Республики Сербской осуществляласьполностью административным путем, без соприкосновения с брачным и семейным законодательством". При этом АрхиерейскийСинод подчеркивает, что "принимает и проповедует диалог как единственный и необходимый путь поиска решения в связи с вопросами общественного значения" ивыражаетнадежду, что по данному вопросу будут приняты во внимание аргументы Сербской Церкви. Проект закона, который может быть в скором времени представлен в парламент Сербии, предусматривает урегулирование ряда имущественно-правовых вопросов между ЛГБТ-партнерами, при этом пока официально сообщается, что он не будет означать прямого признания законности однополых союзов. Подготовка этого закона уже вызвала серьезное беспокойство и разделение в сербском обществе, в котором доминирует традиционное представление о браке. ============================================================ |
В избранное | ||