Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 02/11/2020


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 02/11/2020
============================================================
В Католической Церкви признали мучениками жертв османских властей и итальянских коммунистов

02.11.2020 17:18 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91379
------------------------------------------------------------




О. Луиджи Ленцини. Фото: lapressa.it



Ватикан, 2 ноября, Cath.ch/Благовест-инфо. Ватиканская конгрегация канонизации святых издала 28 октября декреты о прославлении новых подвижников Католической Церкви. Среди них – четверо мучеников: ливанские монахи, казненные турецкими властями, итальянский священник, павший от рук партизан-коммунистов, и молодая бразильянка, убитая насильником.



Папа Франциск подписал декреты о признании мученичества двух ливанских капуцинов – Леонара Мельки (1881-1915) и Тома Салеха (убит в 1917). Оба они родились в маронитских семьях, но в молодости перешли в латинский обряд и вступили в орден капуцинов. В 1915 году, в разгар борьбы арабов Ближнего Востока за независимость от Османской империи, турецкие власти обвинили монахов в помощи французам – противникам Турции в Первой мировой войне. Турки предложили о. Леонару выбор: перейти в ислам или
умереть. Он выбрал смерть и после пыток был казнен. О. Тома принял мученический венец в тех же условиях двумя годами позднее.



Мучеником признан также итальянский священник Луиджи Ленцини (1881-1945), убитый партизанами-коммунистами в 1945 году. Священник, служивший на сельском приходе в епархии Модены, осуждал как фашизм, так и коммунизм. Он пытался найти общий язык с партизанами, но при этом критиковал атеистическую идеологию. В ночь с 20 на 21 июля 1945 года партизаны пришли к церкви, чтобы схватить о. Луиджи. Священник поднялся на колокольню и стал звонить в надежде, что кто-то придет на помощь, однако этого не произошло.
Коммунисты отвели священника в виноградник, издевались над ним, требуя похулить Бога, а потом убили ударом в затылок, пишет английская Википедия.







Изабел Кристина Мрад Кампус. Фото: Bastião Já Sabe - Obra do próprio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org



Четвертой мученицей признана бразильская девушка Изабел Кристина Мрад Кампус (1962-1982). Глубоко верующая католичка, она активно помогала бедным и инвалидам. Когда некий молодой человек попытался ее изнасиловать, Кристина, которая оставалась к тому времени девственницей, оказала сопротивление и была убита.



Все четверо будут признаны блаженными – в случае мученической смерти для беатификации не нужно подтверждения чудес, совершенных по молитвам к подвижникам.



Также понтифик подписал декреты, провозглашающие святым итальянского священника блаженного Джустино Руссолилло (1891-1955), блаженными – итальянскую монахиню испанского происхождения Марию Лоренсу Лонго Рекенсес (1463-1542) и польскую монахиню Розу Марию Чацкую (1876-1961). Досточтимыми признаны бразильский монах Роберту Джовани (1903-1994) и испанскую монахиню Марию Тересу Сердца Иисусова (1844-1961).


============================================================


Кардинал Паролин: христиане должны быть душой Европы

02.11.2020 17:07
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91378
------------------------------------------------------------




Резиденция Европейского союза в Брюсселе. Фото: AFP or licensors



Брюссель, 2 ноября. Ватиканский Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин выступил на пленарном заседании Комиссии епископских конференций Европейского союза (COMECE). Встреча в онлайн-формате была приурочена к 40-й годовщине со дня основания комиссии, сообщает Русская служба Радио Ватикана.



Передав приветствие Папы Франциска участникам заседания, кардинал отметил тяжелый кризис в области здравоохранения, экономики и социальной сферы, вызванный пандемией COVID-19. В этой ситуации Церковь в Европе призвана исполнять свою миссию и нести людям послание веры, единства, солидарности и надежды, сказал он.



Ватиканский госсекретарь напомнил об истоках европейской интеграции, которая 70 лет назад стала выражением миротворчества и преодоления национализма, раздиравшего Европу. Католическая Церковь оказывала постоянную поддержку этому процессу единства народов со времен Пия XII до Папы Франциска, «первого неевропейского Папы Римского за более чем тысячу лет». Кардинал отметил важную роль комиссии епископских конференций Старого континента: она заключается в «сопровождении политического процесса
Евросоюза в областях, представляющих интерес для Церкви, а также в изложении мнения и видения епископатов относительно процесса европейской интеграции». Не менее важна и роль Совета епископских конференций Европы (CCEE), отмеченная более пастырским характером.



Кардинал сослался на недавнее послание Папы Франциска, в котором понтифик размышлял о будущем Европы и указал на основные направления развития континента в духе братства; в центре политики всегда должен быть человек, концепция свободы которого связана с его принадлежностью к обществу, потому что «никто не сможет спастись в одиночку». Пандемия коронавируса не знает ни границ, ни бюрократических процедур: она побуждает нас изменить образ жизни и заново открыть для себя «общеевропейскую
идентичность», – только так мы сможем преодолеть разногласия и противоречия. Европейские епископаты и отдельные епископы призваны утверждать церковное единство и стараться, чтобы «очевидные различия народов <…> служили признанием богатства нашего континента».



Ватиканский иерарх подчеркнул, что сегодня христианское свидетельство – это «соединительная ткань» Европы, которая в своем идеале «любит человека во всей его правде и полноте и, прежде всего, уважает его трансцендентное достоинство». Такое отношение помогает интерпретировать и оценивать новые законодательные предложения и направлять тех, кто облечен в политическую ответственность: «Среди принципов и ценностей особое значение имеет признание священного и неприкосновенного
достоинства каждой человеческой жизни от зачатия до естественного конца». С этим признанием «очень важно связывать защиту и продвижение семьи, подлинной ячейки общества, основанной на прочном союзе мужчины и женщины».



Кардинал выразил обеспокоенность появлением европейских законов об эвтаназии и законов, «ставящих на один уровень брак и другие типы союзов». Церковь призвана показать иную человечность, рожденную Евангелием милосердия: «Любовь к человеку, особенно к тем, кто переживает драму нежеланной беременности; кто болеет и уже не в силах нести бремя страданий; к мигрантам, которые в растерянности прибывают на наши берега и нередко становятся жертвами бессовестных торговцев людьми». Именно
такова общественная роль Церкви, которая помогает и наставляет, уважая автономию политики и внося вклад во благо общества.



Кардинал Паролин указал на приоритеты сотрудничества Епископских конференций Евросоюза с европейскими организациями: долгий и трудный процесс восстановления от последствий пандемии в санитарной, социальной, экономической и гуманитарной сферах; действенная правовая опека мигрантов, беженцев, а также тех, кто ходатайствует о предоставлении убежища; участие в проектах по защите климата, которые, по словам Папы Франциска, требуют экологического обращения и внимания к самым бедным и уязвимым. Следующим
приоритетом является «постоянно ускоряющийся процесс дигитализации», который может превратиться в угрозу для «равного и всеобщего доступа к новым технологиям, обработки данных и конфиденциальности, доступности рабочих мест»; этот процесс связан также с рисками в использовании искусственного интеллекта и роботизации. Новые технологии должны применяться в духе уважения человеческого достоинства и стремления к целостному развитию каждого человека и всех народов.




Иерарх обратил внимание Католических Церквей Европы на отношения с соседними странами, которые стремятся присоединиться к Евросоюзу, и на партнерство с Африкой. Необходимо видеть в этом уникальную возможность для Европы помочь целостному развитию африканского континента, избегая какой бы то ни было идеологической колонизации.



В конце выступления госсекретарь Ватикана призвал Церкви Старого континента к участию в Конференции о будущем Европы, организованной парламентом, советом и комиссией Евросоюза. По словам иерарха, эта инициатива будет прекрасной возможностью переосмыслить европейскую идентичность и ее ценности, а также поможет европейским институтам эффективно реагировать на непростые вызовы нашего времени.


============================================================


Архиепископ Кипрский Хризостом обвинил иерархов, не признающих ПЦУ, в создании "самочинного сборища"

02.11.2020 16:44 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91377
------------------------------------------------------------
Лимассол, 2 ноября, Благовест-инфо. Четыре кипрские иерарха, осудившие архиепископа Хризостома за признание им главы Православной Церкви Украины Епифания Думенко, попытались создать «парасинагогу» (самочинное сборище), заявил предстоятель Кипрской Православной Церкви. По словам Хризостома, подобные действия могут повлечь за собой наказание вплоть до извержения из сана, пишет сайт Orthodox Times.



Архиепископ Хризостом помянул митрополита Епифания во время богослужения в Пафосе 24 октября, тем самым фактически признав каноничность ПЦУ. Предстоятель принял это решение единолично, не согласовав его с синодом Кипрской Церкви. Четыре иерарха – митрополиты Лимассольский Афанасий, Тамассосский Исаия, Киккский Никифор и Амафунтский Николай – направили архиепископу обращение, в котором призвали отменить решение включить митрополита Епифания в диптихи Кипрской Церкви. Авторы обращения продолжают
настаивать на том, что предоставление автокефалии ПЦУ Патриархом Варфоломеем было неканоническим.



«То, что они сделали, встретившись без меня, называется созданием парасинагоги и строго карается извержением из сана, однако я ничего не сказал. Я молчу и смотрю, как далеко зайдет их беззаконие», – заявил Хризостом в интервью греческой газете «Катимерини». Архиепископ также заявил о своей поддержке действий Константинопольского Патриархата и объяснил, почему помянул Епифания, не предупредив других иерархов. «Я не хотел беспокоить их и ссориться с ними. Если бы я им
сказал, они бы не согласились, а я бы ответил "я не стану вас слушать". Тогда все было бы только хуже», – рассказал предстоятель Кипрской Церкви.


============================================================


Верховный муфтий России назвал вражду из-за карикатур неугодной Богу

02.11.2020 16:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91376
------------------------------------------------------------




Муфтий Талгат Таджуддин. Фото: РИА Новости / Максим Богодвид



Москва, 2 ноября. Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин заявил РБК, что пророк Мухаммед не проповедовал месть и ценил прощение, поэтому противоестественно объявлять кого-то врагом. Так он прокомментировал заявление муфтия Чечни Салаха-хаджи Межиева, призвав считать его личным мнением.



По словам Таджуддина, религия дается людям как инструкция жизни, чтобы установить мир, порядок и согласие. «И из-за пустяка, того, что кто-то что-то нарисовал, объявлять войну, объявлять врагами — это не угодно ни богу, ни посланникам божьим, ни верующим людям, это противоестественно и противно жизни. И что он будет чувствовать, когда несколько миллионов человек станут его врагами?» — заявил верховный муфтий, усомнившись, что это приведет к восстановлению взаимопонимания.



Верховный муфтий отметил, что представители религии должны привносить божье слово и принципы в жизнь людей. «Религия соответствует сердцу и совести человека, а люди чувствуют свое счастье, только когда устанавливается мир и согласие», — подчеркнул он.



Таджуддин призвал не поддаваться на провокации. «Пять, шесть, семь лет тому назад тоже карикатуры рисовали и в некоторых странах громили посольства западных государств. И сегодня, я слышал, вышли к французскому посольству. Зачем?» — сказал он.



Межиев 30 октября заявил, что считает врагами французов, которые поддерживают президента Франции Эмманюэля Макрона. По его словам, те, кто придерживается противоположной точки зрения, «могут быть спокойны и в Москве, и в Грозном». По словам муфтия Чечни, французов будут спрашивать об отношении к Макрону, и сторонникам французского лидера «придется ответить за слова своего президента».



В коммуне Конфлан-Сент-Онорин под Парижем 16 октября был обезглавлен учитель истории Самюэль Пати. Убийство произошло у школы, где он преподавал. Ранее на уроках, где обсуждалась тема свободы слова, Пати демонстрировал карикатуры журнала Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда.



Во время национальной церемонии прощания с учителем Макрон заявил, что Франция продолжит защищать свободу слова и не откажется от карикатур «во имя свободы слова». При этом он упомянул, что исламская религия повсюду переживает кризис. После этого на стенах некоторых административных зданий во Франции появились видеопроекции карикатур на пророка Мухаммеда. А в начале сентября Макрон заявил, что в стране существует свобода богохульствовать. Позиция французского президента вызвала остро негативную
реакцию в исламском мире, где началась кампания бойкота французских товаров.


============================================================


В Канаде за ночь сгорели две церкви
Власти не исключают поджог

02.11.2020 15:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91374
------------------------------------------------------------




Фото: Depositphotos / noskaphoto



Оттава, 2 ноября. Две церкви сгорели за одну ночь в канадской провинции Онтарио, местные власти заявили, что неожиданные пожары "вызывают подозрения", сообщает РИА Новости со ссылкой на канадский телеканал CBC со ссылкой на полицию.



Сообщается, что инцидент произошел на юго-западе Онтарио в ночь на воскресенье. Пожар разгорелся в двух церквях, расположенных поблизости друг от друга.



Представители аварийных служб сообщили, что получили сообщение о возгорании вскоре после полуночи. По прибытии они обнаружили, что здание объединенной церкви муниципалитета Южный Карадок полностью охвачено пламенем. Примерно в 6.15 утра по местному времени (14.15 мск), через несколько часов после первого пожара, экстренные службы получили вызов в связи с возгоранием в англиканской церкви святого Андрея.



"Мы все еще на предварительных стадиях расследования, поэтому рассматриваем все версии, но, очевидно, очень подозрительно, что две церкви загорелись в непосредственной близости друг от друга, примерно в одно и то же время", - сообщил представитель местной полиции Кевин Хоу.



Церкви расположены на расстоянии семи километров друг от друга, отмечает канал.



Несмотря на усилия пожарных, здание церкви святого Андрея не удалось спасти. Полиция не исключает намеренного поджога церквей, сообщений о пострадавших не поступало.


============================================================


Четыре клирика РПЦ скончались от коронавируса за выходные

02.11.2020 15:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91373
------------------------------------------------------------




Фото: Иван Шилов / ИА REGNUM



Москва, 2 ноября. Сразу четыре клирика Русской Православной Церкви скончались 31 октября и 1 ноября от осложнений, вызванных коронавирусом, передает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на рабочую группу при Патриархе Кирилле.



Так, в субботу, 31 октября, болезнь унесла жизни 73-летнего клирика Успенского храма во Владивостоке протодиакона Алексия Терехова и 55-летнего клирика Магнитогорской епархии иерея Вадима Клокова, настоятеля Воскресенского храма в поселке Бреды.



В воскресенье от COVID-19 скончались 62-летний протоиерей Вадим Елисеев, настоятель Никольского храма в подмосковной деревне Алексеевское, и 51-летний иерей Константин Тараканов, настоятель Воскресенского храма подмосковной деревни Ивойлово.


============================================================


В РПЦ прокомментировали нападение на греческого православного священника в Лионе

02.11.2020 14:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91372
------------------------------------------------------------




Акция протеста у мечети Аль-Джихад в Индонезии. Фото: Binsar Bakkara / AP



Москва, 2 ноября. Греческий православный священник, на которого напали в субботу во Франции, стал "жертвой атмосферы ненависти", которая возникла в стране после провокационных действий французский властей в отношении мусульман, заявил РИА Новости секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук.



В субботу неизвестный ранил православного греческого священника – настоятеля храма в 7-м округе Лиона. Злоумышленник скрылся с места преступления. Священник, которому 52 года, находится в тяжелом состоянии. События в Лионе произошли спустя два дня после атаки в церкви в храме в Ницце, где погибли три человека.



"Православный священник в Лионе стал жертвой атмосферы ненависти, спровоцированной неумными действиями французских властей, фактически поощряющих публичное оскорбление религиозных чувств проживающих в стране мусульман", - сказал Якимчук.



Он с сожалением отметил, что многие мусульмане "по инерции" продолжают считать христиан вдохновителями таких оскорблений, при том "не делая различий в их конфессиональной принадлежности".



"За антиисламскими провокациями стоят атеистические либеральные круги, одинаково неуважительно относящиеся к любым традиционным религиозным ценностям, в том числе, и к христианским", - подчеркнул представитель Русской церкви.



Ранее глава Элладской Православной Церкви архиепископ Афинский и всей Греции Иероним назвал нападение на священника во Франции выходящим за рамки логики. По его словам, это "ужас, что религия вооружает руки ослепленных ненавистью террористов".



В минувший четверг, когда мусульманский мир отмечал день рождения пророка Мухаммеда, выходец из Туниса зарезал трех человек в церкви Нотр-Дам в Ницце и ранил нескольких. Совершившего атаку быстро задержали, он был ранен. Мэр Ниццы Кристиан Эстрози заявил, что нападавший повторял "Аллах акбар", что позволяет квалифицировать преступление как теракт.



16 октября в коммуне Конфлан-Сент-Онорин под Парижем был обезглавлен учитель истории Самюэль Пати. Убийство произошло у школы, где он преподавал. Ранее на уроках, где обсуждалась тема свободы слова, Пати демонстрировал карикатуры журнала Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда.



Во время национальной церемонии прощания с учителем Макрон заявил, что Франция продолжит защищать свободу слова и не откажется от карикатур "во имя свободы слова". При этом он упомянул, что исламская религия повсюду переживает кризис. После этого на стенах некоторых административных зданий во Франции появились видеопроекции карикатур на пророка Мухаммеда. А в начале сентября Макрон заявил, что в стране существует свобода богохульствовать. Позиция французского президента вызвала остро негативную
реакцию в исламском мире, где началась кампания бойкота французских товаров.



В субботу Макрон в интервью телеканалу "Аль-Джазира" заявил, что понимает чувства мусульман в связи с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда во французской прессе, но не может повлиять на их авторов, поскольку "правительство не стоит за их публикацией, это исходит от свободных и независимых СМИ".


============================================================


Патриарх Сербский Ириней возглавил заупокойную литургию по митрополиту Амфилохию

02.11.2020 14:23
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91370
------------------------------------------------------------




Заупокойное богослужение в храме Воскресения Христова в Подгорице. Фото: screenshot/youtube.com/ОстрогТВ Студио



Подгорица, 2 ноября. Предстоятель Сербской Православной Церкви (СПЦ) Патриарх Ириней 1 ноября возглавил в храме Воскресения Христова в Подгорице заупокойную литургию по митролиту Черногорско-Приморскому Амфилохию, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт Черногорско-Приморской митрополии СПЦ.



Патриарху сослужили управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Эльбасанский Антоний (Албанская Православная Церковь), митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, епископ Бачский Ириней и другие иерархи Сербской Православной Церкви.







Фото: mitropolija.com



За богослужением молились президент Сербии Александр Вучич с правительственной делегацией, президент Республики Сербской Милорад Додик, председатель парламента Черногории Алекса Бечич, назначенный премьер-министр Здравко Кривокапич, депутаты, представители дипломатических представительств, высокая делегация от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также представители всех религиозных общин, действующих на территории Черногории.



По совершению литургии состоялся чин отпевания новопреставленного архиерея.



Митрополита Амфилохия похоронили в соответствии с его завещанием в крипте главной православной церкви страны – храма Воскресения Христова, построенного в период, когда иерарх в течение 30 лет возглавлял Черногорско-Приморскую митрополию.


============================================================


Ежик в тумане большого города
Христианство - это творчество, считают герои новой книги, изданной "Никеей"

02.11.2020 13:50 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=91368
------------------------------------------------------------




Москва, 2 ноября, Благовест-инфо. Презентация книги «Вера в большом городе» собрала 30 октября полный зал в новом доме издательства «Никея», которое выпустило книгу. «Вера в большом городе» — это живые истории личной встречи с Богом, диалоги о жизни в безумном ритме мегаполиса. Телеведущая Тутта Ларсен и режиссер Валерия Германика говорили с успешными благотворителями, музыкантами, писателями, священниками, талантливыми и интересными людьми с разным до
противоположности жизненным опытом, но их всех объединяет вера во Христа. Книга родилась благодаря успешному одноименному телевизионному и Youtube-проекту.



Новое издание – это 15 историй поиска веры, не похожих одна на другую. Ее герои – Нюта Федермессер, Баста (Василий Вакуленко), Ольга Маркес, Влад Топалов, Борис Корчевников, Евгений Водолазкин, прот. Павел Великанов, инокиня Елизавета (Сеньчукова), иеромонахи Андроник (Пантак), Мефодий (Зинковский), Алексей Шмелев. В презентации участвовали два героя, которые являются также авторами издательства «Никея»: Фредерика де Грааф — рефлексотерапевт, психолог Первого Московского
хосписа, ученица митрополита Сурожского Антония, и протоиерей Фёдор Бородин — настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. О своей работе в медиапроекте «Вера в большом городе», о впечатлениях от встречи с героями рассказала Тутта Ларсен.



Как быть практикующим христианином в современном мире? Ответ Фредерики де Грааф на этот вопрос был неожиданным: она заговорила о своем любимом животном – ежике в тумане. Оказывается, именно таким ежиком ощутила она себя, приехав много лет назад в Москву по благословению митрополита Сурожского Антония. Вот апология ежика в тумане, который, по мысли Фредерики, вполне может быть примером для христианина в большом городе: «Ежик – замечательное существо! Как Господь его любит и как Он его
чудесно создал: он маленький, незаметный, как будто никто его не видит. У него есть острые иголки, он мог бы защищаться от зла, но он научился прятать их и выступает против страха и обиды открыто. А если все становится слишком страшно и хаотично, ежик уходит внутрь себя – становится невзрачным комочком. Он научился, как быть собой и быть наедине с собой – в тишине и в полном покое. Он смелый, и он умеет дружить, он верит в любовь и помощь своих друзей. Но самая удиви
тельная черта его характера – способность считать звезды, поднять морду к небу и общаться с ним. Настоящая дружба – вместе с другом смотреть на небо. Вот моя жизнь в большом городе, она течет подобно ежику в тумане. Если вы хотите жить в большом в городе, можно смотреть на ежика в тумане. Тумана сейчас особенно много, но идите, не бойтесь, смотрите на ежика – он вас научит всему, научит войти вглубь себя и в контакт со звездами».



Этот образ возник у Фредерики, конечно же, под влиянием духовника – митрополита Антония, который учил ее, как стать собой. Это получилось не сразу, но в какой-то момент она поняла: «Стать собой можно только во Христе – в тишине и читая Евангелие, особенно те места, где вы чувствуете себя в единении со Христом, которые отзываются в сердце».



Тутта Ларсен рассказала, что, приступая к циклу бесед, она полагала, что трудно будет сделать что-то интересное; ей казалось, что «вера – это примерно для всех одинаковое». Получилось совсем наоборот: «Я была потрясена: какое это чудо, насколько каждый из нас воспринимает веру по-разному. Это абсолютное доказательство того, что каждый человек уникален, что с каждым Христос по-своему выстраивает отношения, каждый для Него важен». Оказалось, что «вера в большом городе
– такая же, как в маленьком городе, как на Афоне: каждому человеку дается возможность Бога встретить, общаться с Ним и создать в этой жизни что-то, ради чего он пришел». Это разнообразие опыта других, столь разных людей, подарило телеведущей ценное для нее «чувство общности, единства с братьями и сестрами во Христе, ощущение, что ты не один». «То, что я слышу, невероятно обнадеживает, дарит такую радость! Наша общая вера во Христа во мне очень силь
но укрепляет веру в человека», – сказала Тутта Ларсен.



О. Федор Бородин объяснил, почему новая книга так важна для него как для священника. В 1990-е годы, когда многие вступили на путь воцерковления, а некоторые стали священниками, между ними складывалось то, что о. Федор называет «разговор неофита с неофитом». Но с годами ситуация изменилась: «Пришло то время, когда есть много взрослых, осознанных и свободных внутренне христиан, которые понимают, что христианство – это творчество в высочайшем смысле этого слова». И вот для таких
христиан, давно воцерковленных, «не работают одни и те же практики», потому что «каждый человек расцветает неповторимо». Конечно, тут встает проблема обратной связи с мирянами, которая, по наблюдениям о. Федора, «большинством духовенства не востребована; существенная часть священников не понимает, что это вообще проблема; а те, кто понимают и даже как-то умеют с этим работать, об этом не говорят, потому что его могут затоптать слоны, которые б
егут строем». В этом смысле новая книга может стать для пастыря «драгоценным, разносторонним ответом от мирян».



Какие практики имеет в виду священник? Ему задавали много вопросов, и он пояснил, что речь идет, скажем, о молитвенном правиле, смысл которого за много лет «замыливается», о подготовке к причастию, об обычае обязательной исповеди перед каждым причастием и т.д. Обычно «взрослые» прихожане задают вопрос: как быть, если та или иная практика перестала работать для меня сейчас, и ждут ответа от священника. А ответ, уверен о. Федор, каждый должен найти сам – «Церковь
воспитывает человека в свободе, а человек иногда от этого прячется, хочет снять с себя ответственность».



Тема ответственности сейчас стала ключевой для Тутты Ларсен. «Быть просто взрослым ответственным человеком, зрелым – это сейчас важный вызов для всех нас. Сейчас, когда все вокруг валится, все рушится, все шаблоны разорваны, и тебе надо постоянно делать выбор, который может быть судьбоносным, мы понимаем – никто кроме нас. Жизнь заставляет нас это заметить, и мы есть друг у друга, мы можем помочь друг другу», – сказала она, подчеркнув, что и медиапроект, и одноименная новая
книга побуждают к такому судьбоносному выбору.



Юлия Зайцева


============================================================


Массовая православность снижается, но число активных прихожан растет и будет расти
Такую тенденцию фиксирует религиовед Роман Лункин

02.11.2020 13:10 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=91367
------------------------------------------------------------
Москва, 2 ноября, Благовест-инфо. «Православные приходы в России как субъекты гражданского общества» – этой теме решили посвятить очередной онлайн-семинар 29 октября сотрудники Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ). Как возникают и развиваются православные приходы в современном российском обществе, в какой степени и форме они участвуют в созидании гражданского общества, как соотносится приходская активность с тенденциями общей религиозности – мыслями на этот
счет поделился известный религиовед Роман Лункин, доктор политических и кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Как пояснила сотрудник ББИ Оксана Куропаткина, задача этой серии семинаров – получить представление о разнообразии современного православия в России.



«То, что конкретный православный приход может быть институтом гражданского общества и источником воспитания настоящего демократического гражданского самосознания, стало неожиданностью для российского общества. Но на самом деле так и происходит, и это уже видно невооруженным взглядом», – начал Роман Лункин. Он пояснил, что его наблюдения и выводы основаны на многолетних полевых исследованиях, которые велись в разных российских регионах в рамках масштабного проекта «Энциклопедия
современной религиозной жизни России». При этом он отметил, что данная тема – «Приходское развитие в РПЦ» – «мало кого интересует» из современных исследователей.



Лункин напомнил, что впервые о приходе как субъекте гражданского общества заговорили еще в 2005 г., когда известный исследователь Сергей Филатов дал определение полноценной церковной общины: она выполняет ряд социальных функций, в ней присутствует общемировоззренческая позиция, социальная солидарность, обучение детей и взрослых, прихожане занимаются благотворительностью и т.д. Тогда, по подсчетам ученых, в РПЦ было порядка 300 таких приходов. В 2013 г. протоиерей Алексий Уминский, выступая с докладом на
соответствующую тему, назвал цифру в 500 таких приходов по всей России, которые формируются как «элемент гражданского общества». Лункин считает, что сейчас это число утроилось, и можно говорить о полутора тысячах активных приходов, хотя признает, что «уловить» их четкие критерии пока трудно. Всего, напомнил он, в России зарегистрировано 17 тыс. религиозных организаций РПЦ, т.е. 1500 – это меньше 10 %. «Но это не значит, что другие приходы не
проводят никакой работы», – добавил исследователь.



Рост числа активных приходов обратно пропорционален общему числу посещающих православные храмы. «Я уверен, что при снижении общей массовой православности число активных прихожан постепенно растет и будет расти», – сказал Лункин. Этот «российский парадокс», считает он, иллюстрирует совсем свежий (конец октября 2020) опрос Левада-Центра: «Цифры позволяют говорить о том, что Россия вышла на плато приходской активности в районе 20%». При этом докладчик подчеркнул, что в
исследовании смешаны церковь и молельный дом, а это значит, что на вопросы социологов отвечали все христианские конфессии и мусульмане. Тем не менее, упомянутые им 20% – это во много раз больше, чем 3%, которые фиксировались 7 лет назад как регулярные причастники. Этот вывод удивил участников семинара, но Лункин считает, что оперировать этой цифрой вполне корректно, что она отражает тенденцию: «уменьшение числа православных по самоидентификации, но увеличение ч
исла активных прихожан», и это «дает основания для оптимизма». При этом он упомянул, что в интервью, которые исследователи брали в рамках своего проекта, некоторые священники говорят «о враждебном отношении к РПЦ, которого не было еще 10 лет назад», особенно среди молодежи, которая не приемлет «пропаганду скреп, позицию свысока», «государственнический образ Церкви», «заявления официальных представителей РПЦ по разным вопросам».



Итак, докладчик назвал следующие качества «полноценного прихода»: «наличие гражданского самосознания, религиозная сплоченность общины вокруг богослужения и культурный кругозор (все, что связано с диалогом с интеллигенцией, с творческими проектами, в целом – открытость, которой не было в 90-е гг.)». Он разделил приходскую деятельность на несколько сфер: социально-миссионерская (работа с пенсионерами, безработными, бездомными, наркозависимыми или детьми из детдомов плавно
перетекает в общину, откуда берутся волонтеры для служения и куда приходят неофиты из социальных проектов); молодежная социальная миссия (помощь в работе, спортклубы, профподготовка); молодежная культурная миссия (литературные кружки, театры, рождественские балы, детское служение и т.д.); образовательно-просветительская (киноклубы, кружки, концерты, взаимодействие с вузами, колледжами, школами и интеллигенцией в целом), гражданская (община, как правило, собирается вокруг харизмати
ческого священника с определенными взглядами, отстаивает места для строительства храмов, защищает почитание Николая II или других святых, право верующих собираться на службы во время пандемии, «честные выборы» и т.п.).



Все эти сферы могут между собой пересекаться и, как правило, присутствуют в той или иной мере в любом большом активном приходе, продолжил докладчик. Но у каждого значимого прихода удается выявить свою «фишку», свою уникальность: например, в приходах отца Димитрия Смирнова – детские дома и борьба с абортами; в приходе отца Алексия Уминского – концерты классической музыки и привлечение интеллигенции в целом; в Преображенском братстве о. Георгия Кочеткова - как культурная и
образовательная миссия, так и яркая гражданская «антисоветская» позиция; в деятельности бывшего схиигумена Сергия (Романова) - гражданская позиция и социально-миссионерские проекты (приют). Также он отметил, что в регионах приходы при вузах ищут разные формы молодежной работы, сочетая творческие методы с подготовкой абитуриентов, спортклубами и походами. Социально-образовательный подход сочетает, к примеру, Тихвинский монастырь, который организовал Культурный центр с беспла
тными кружками для детей и молодежи, а также клуб унициклистов. «Священникам приходится задумываться обо всех этих сферах сразу – на это есть общественный запрос», – констатировал религиовед.



Что касается роли настоятеля, то его харизма, несомненно, важна для создания подобного прихода. Но главное достоинство настоятеля, по мнению Лункина, – не мешать творческой активности прихожан, а для этого необязательно быть харизматической личностью. Он отметил сравнительно новое явление – «появление реального приходского актива, который действует самостоятельно, под руководством священника, но без его авторитарного диктата… Приходской актив выживет, если на него не будут давить.
Священник и приходской актив – две составляющих активного прихода».



Изменилась за последние годы и позиция многих священников. «Сложилась определенная независимость суждений и творческих инициатив духовенства. Еще лет 15 назад сложно было представить, что рядовые священники будут критиковать патриарха. Сейчас это не единичные случаи», – сказал докладчик, добавив, что замечает «осознание необходимости этого в церкви».



Кроме того, он заметил, что духовенство активно реагирует на яркие политические события и принимает участие в их обсуждении. «Если раньше это было скорее исключением и даже скандалом, то сейчас это стало правилом, начиная с 2012 года, когда первые священники стали участвовать в манифестациях за честные выборы, становились наблюдателями на избирательных участках». При этом Лункин специально отметил, что «карательных мер за это, как в 90-е гг., не последовало (хотя были отдельные случаи).
Это стало тенденцией – священников не стали наказывать за их активную позицию». Он считает, что «не последовало серьезных церковных прещений» и для тех священников, которые инициировали и подписали открытое письмо в защиту заключенных по «московскому делу». «Реакция священноначалия показывает, что мировоззрение высшего руководства РПЦ постепенно меняется, где-то смягчается, вынужденно или в полном осознании того, что именно такой пр
иход как институт гражданского общества в современной Церкви нужен», – сделал вывод исследователь.



Он считает, что большинство духовенства «придерживается консервативно-демократических взглядов: признает ценность демократических институтов и ценностей, но консервативно в моральных вопросах и скорее относится к умеренным государственникам». Гражданское самосознание и острое чувство социальной несправедливости чаще всего ставит духовенство в оппозицию власти - священники критикуют пенсионную реформу, олигархов, антисемейную политику власти и с этим связанные законопроекты. Более либерально
настроенные священники подписывают письма в защиту задержанных на митингах (как сейчас это делают священники в Беларуси), выступают за честные выборы. «Мы еще увидим православное пробуждение в публичном пространстве», – сказал в заключение докладчик.



Юлия Зайцева


============================================================


В России вспоминали жертв политических репрессий

02.11.2020 11:55 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91366
------------------------------------------------------------




Королев. Молитва памяти у входа в храм священномученика Владимира. Фото: Евгений Гурко



Москва, 2 ноября, Благовест-инфо. Ежегодная общероссийская акция в День памяти жертв советских репрессий, 30 октября, состоялась, несмотря на ограничения, связанные с эпидемией, передает s-t-o-l.com. «Молитва памяти» – это молитвенное чтение имён погибших и пострадавших в годы репрессий. Наиболее многочисленная часть акции на этот раз прошла онлайн и транслировалась в ютюб-канале форума «Имеющие надежду». За прошедший день к молитве присоединились жители десятков городов по
всему миру — от Хабаровска до Вашингтона.







Храм Живоначальной Троицы в Хохлах. Фото: Сергей Петров



Там, где эпидемиологическая обстановка это позволяла, молитва состоялась очно с ограниченным числом участников. Несколько десятков москвичей смогли поучаствовать в поминальных богослужениях в храме Христа Спасителя, возле храмов Живоначальной Троицы в Хохлах и святителя Николая Мирликийского На Трех Горах.



Память жертв репрессий почтили в Санкт-Петербурге и Левашове. Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши совершил благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, сообщает ИА «Вода живая».







Фото: Андрей Петров, ИА "Вода живая"



На месте массовых расстрелов и захоронений также была отслужена панихида. Ее совершил председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин в сослужении клириков Выборгского благочиния.



По свидетельствам историков, на Левашовском мемориальном кладбище покоятся более 20 тыс жертв репрессий, расстрелянных в Ленинграде с 1937 по 1954 годы. В рамках общегородской акции «Хотелось бы всех поименно назвать...» были зачитаны имена пострадавших за веру Христову священно- и церковнослужителей.







По традиции памятная акция состоялась и у Соловецкого камня на Троицкой площади в Санкт-Петербурге. От прихода собора туда были доставлены аналои, икона Спасителя, кадило, свечи и все необходимое для совершения заупокойной литии.



Акция прошла также у памятника Федору Достоевскому, в саду Музея Анны Ахматовой, Феодоровском соборе, Павловском соборе в Гатчине.



Желающие прочитали имена из «Ленинградского мартиролога», некоторые называли имена пострадавших родных и близких. Везде была совершена заупокойная лития о пострадавших, замученных и убитых жертвах репрессий.



Католики Санкт-Петербурга также приняли участие в Молитве памяти, сообщает cathmos.ru. В рамках общегородских мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий, на паперти базилики св. Екатерины на Невском проспекте, 32-34, прошло поминальное чтение имен репрессированных.







Фото: Евгений Мартынович



Католики Санкт-Петербурга приняли участие в городских и российских мероприятиях Дня памяти жертв репрессий второй раз. В этом году предстоятелем поминального стояния был вспомогательный епископ Николай Дубинин с духовенством прихода св. Екатерины. На Невском проспекте читали имена петербуржцев из опубликованного мартиролога российских католиков, а также имена тех, кто жил на Невском проспекте и рядом с ним, из «Ленинградского мартиролога». Молитва и чтение, начавшиеся в 17.00, продолжились
святой мессой в 19.00, на которой предстоял епископ Николай.







Фото: arh-eparhia.ru



В Архангельске заупокойную литию по жертвам политических репрессий совершили у стен храма Новомучеников и исповедников земли Архангельской на привокзальной площади областной столицы, сообщает сайт епархии. После заупокойной молитвы люди поименно перечисляли убиенных, репрессированных, раскулаченных — имя, возраст, кем человек работал и приговор».



Как сообщает «Сибирская католическая газета», в Новосибирске 30 октября установили памятный знак будущего мемориала жертвам государственного террора и политических репрессий. Акция прошла в Нарымском сквере.


============================================================


День всех святых отметили российские католики в воскресенье

02.11.2020 10:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91365
------------------------------------------------------------




Фото: Ольга Хруль



Москва, 2 ноября. Верующие католики в воскресенье праздновали День всех святых, передает РИА Новости. Генеральный викарий Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов рассказал, почему это праздник не только канонизированных, но и неизвестных праведников, а также пояснил традиции Хэллоуина.



«Каждый день литургического года мы вспоминаем какого-то святого или нескольких святых. Но не все они входят в обязательный календарь поминовений. Кроме того, Церковь говорит, что есть много святых, которые еще не были прославлены Церковью, но уже находятся перед Богом и созерцают его. Как говорил Папа Франциск, это может быть и ваша бабушка, и кто-то из знакомых», - сказал Горбунов.



По его словам, 1 ноября Церковь как раз «прославляет всех этих святых и святость Божию, которая отражается в людях», а на следующий день в Римско-Католической Церкви совершат поминовение всех усопших верных, «многие из которых, возможно, тоже святы или находятся на пути к святости».



«Эти последние недели литургического года (а он в Римско-Католической церкви заканчивается в конце ноября - начале декабря) посвящены размышлениям о смерти, посмертном существовании человека и конце света. Это дает определенное настроение, например, в праздник Хеллоуин - (All Hallows Eve - канун или навечерие Дня всех святых)», - рассказал Гобунов.



По его словам, первоначально в нем не было ничего антихристианского, но «скорее народное отражение идеи торжества святости над злом».



«Идея праздника такова: перед Днем всех святых вся нечистая сила, все силы зла должны обратиться в бегство. Поэтому распространены фестивали и ритуалы, где нечистая сила высмеивается. Наряжаясь в костюмы персонажей зла, люди праздновали торжество Бога и святости над этими силами», - пояснил священник.



Однако сейчас, по его словам, праздник стал светским, коммерциализировался и потерял первоначальный смысл. «Как справедливо говорят многие священники, христианский дух сегодня ушел из этого праздника, и скорее наоборот, такое впечатление, что он сводится к упоению уродством, злобой, нечистотой», - заметил викарий.



Поэтому, по его словам, верующие католики не обязаны участвовать в таком действии, а если и участвуют – там, где есть традиция – «обязаны реализовать христианский смысл праздника». «В США и Англии праздник есть, но среди российских католиков традиции участвовать в Хэллоуине нет», - подчеркнул Горбунов.



Что касается посещения храма на День всех святых, то тут верующим нужно помнить о санитарных мерах, напомнил он.



«Сейчас в храмах Архиепископии стараются соблюдать все рекомендации, связанные с противодействием коронавирусу: маски, перчатки, социальная дистанция. В некоторых храмах богослужения не проходят, потому что были случаи заражения COVID-19, но большинство приходов действуют», - заключил священник.


============================================================


Памятник Иоанну Кронштадскому поставят в Голливуде

02.11.2020 10:46
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91364
------------------------------------------------------------




© Курский Свято-Троицкий женский монастырь



Москва, 2 ноября. Четыре памятника Иоанну Кронштадскому освятят в Санкт-Петербурге в воскресенье, один из которых отправится позже в Голливуд, рассказали РИА Новости в фонде «Общее Дело», который профинансировал создание памятников.



«В день рождения святого Иоанна Кронштадского в Николаевском Морском кафедральном соборе Санкт-Петербурга освятят четыре памятника святому. Эти монументы после направят в дар православным общинам Австралии (храм Успения Пресвятой Богородицы в Мельбурне), США (храм Покрова Пресвятой Богородицы в Голливуде, Лос-Анжелес), Абхазии и Архангельской области – на малой родине святого в селе Сура», - рассказали РИА Новости организаторы.



Ранее памятники святому по этой программе поставили в Воронеже, Вашингтоне и Германии.



«В этом году исполняется 30-летие канонизации Иоанна Кронштадского – одного из самых почитаемых русских святых, он был вначале канонизирован Зарубежной Церковью, потом в России. Идея нашей акции – объединить религиозные общины по всему миру в связи с поминанием святого Иоанна Кронштадского», - рассказали в Фонде.



Организаторами выступили фонд «Под Покровом Богородицы», фонд «Общее Дело» при поддержке военного отдела Санкт-Петербургской епархии.


============================================================


Кадыров призвал мусульман не устраивать митинги у посольства Франции в Москве

02.11.2020 10:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91363
------------------------------------------------------------




Москва, 2 ноября. Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал мусульман не устраивать митинги у посольства Франции в Москве из-за возможных провокаций, сообщает «Интерфакс-религия».



«Хотел бы предостеречь российских мусульман от необдуманных действий. Не стоит устраивать митинги возле посольств Франции в нашей стране - от этого мало что изменится, но есть вероятность провокации», - написал Кадыров в телеграме.



В столице несколько дней проходили акции мусульман у посольства Франции. В пятницу несколько ее участников были задержаны.



Отношения Франции с мусульманскими общинами и странами обострились после заявлений президента Эммануэля Макрона о кризисе ислама по всему миру и публикации карикатур в журнале «Шарли эбдо».


============================================================


В соборе Нотр-Дам в Ницце прошла поминальная служба по жертвам теракта

02.11.2020 10:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91362
------------------------------------------------------------




© РИА Новости



Париж, 2 ноября. Месса в память о жертвах теракта, совершенного 29 октября в Ницце, прошла в воскресенье вечером в городском соборе Нотр-Дам. Поминальное богослужение в храме, ставшем местом нападения, возглавил епископ Ниццы Андре Марсо, сообщает ТАСС.



В связи с пандемией в базилику было допущено ограниченное число прихожан. Однако многие пришли в этот вечер к собору, чтобы помолиться у его стен. Другие следили за церемонией в социальных сетях и по телевидению.



На поминальной службе, продлившейся около двух часов, присутствовал мэр Ниццы Кристиан Эстрози, представители епархии, родственники жертв теракта - 60-летней местной жительницы Надин Девилье, 54-летнего Вансана Лока, служившего в соборе, и 44-летней гражданки Бразилии Баретто Силвы, проживавшей во Франции. «Были убиты наши соотечественники, я скорблю со всей Францией. Мы должны оставаться сильными и никогда больше такого не допустить», - сказал прихожанин Юбэр Серван.



В связи с празднованием в воскресенье Дня всех святых глава МВД Франции Жеральд Дарманен распорядился усилить систему безопасности по всей стране. Вокруг собора Нотр-Дам был установлен периметр безопасности. Десятки полицейских, жандармов и военных, задействованных в антитеррористической операции «Часовой», приняли участие в обеспечении порядка во время мессы.



Поминальные службы прошли в этот день во многих других соборах Франции. В некоторых городах мессы в память о погибших в знак солидарности посетили представители мусульманской общины.



Утром 29 октября вооруженный ножом 21-летний выходец из Туниса напал на прихожан собора Нотр-Дам в центре Ниццы. В результате инцидента погибли три человека, нападавший задержан. К расследованию нападения подключилась Национальная антитеррористическая прокуратура Франции.


============================================================


Скончался архиепископ Антоний Сотер Фернандес - первый в истории кардинал из Малайзии

02.11.2020 00:20 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91361
------------------------------------------------------------




Куала-Лумпур, 2 ноября, Cath.ch/Благовест-инфо. Кардинал Антоний Сотер Фернандес – первый в истории уроженец Малайзии, ставший членом Священной коллегии, – скончался 28 октября. Причиной смерти 88-летнего прелата стал рак легких, его земной путь окончился в церковном доме престарелых в малайзийском Черасе.



Будущий кардинал родился 22 апреля 1932 года в Сунгай-Петани (Малайзиия) в семье выходцев из Индии. В 1958 году он поступил в католическую семинарию в Сингапуре. В 1966 году был рукоположен во священника. Нес приходское служение в Пенанге, затем был ректором семинарии, в которой сам учился.



В сентябре 1977 года Папой Павлом VI был назначен епископом Пенангским, на следующий год стал архиепископом Сингапурским. В 1983 году Иоанн Павел II перевел Фернандеса на архиепископскую кафедру Куала-Лумпура. В 2003 году архиепископ ушел на покой.



В 1987–1990 и 2000–2003 Фернандес был председателем Конференции католических епископов Малайзии, Сингапура и Брунея.



В 2016 году Папа Франциск возвел малайзийского иерарха в кардинальское достоинство. Поскольку в то время прелату было уже больше 80 лет, он не получил при этом права участия в конклаве.



Будучи пастырем католического меньшинства в преимущественно мусульманской стране, архиепископ Фернандес принимал активное участие в межрелигиозном диалоге.



С кончиной кардинала из Малайзии Священная коллегия насчитывает 218 членов. 120 из них являются кардиналами-выборщиками. 28 ноября в Ватикане должна состояться консистория, на которой Папа Франциск возложит алые биретты на головы еще тринадцати прелатов, 9 из которых получат право голоса на конклаве. При этом архиепископу Вашингтонскому Дональду Вильяму Вюрлу 12 ноября исполнится 80, и он права голоса лишится.


============================================================

В избранное