Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 16/11/2018


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 16/11/2018
============================================================
СМИ: в Испании судят двух активисток FEMEN за акцию в мадридском соборе

16.11.2018 17:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80411
------------------------------------------------------------
Мадрид, 16 ноября. Суд над двумя активистками феминистского движения Femen, устроившими акцию в соборе Альмудена в центре Мадрида, начался в пятницу в Испании. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету El Periodico.



По ее информации, в июне 2014 году полуобнаженные девушки приковали себя к кресту в церкви, выступая за права женщин делать аборт. Их обвиняют в оскорблении религиозных чувств. Прокуратура Испании просит для активисток девять месяцев лишения свободы.



Сами девушки заявили на суде, что не стремились задеть чувства верующих. Активистки заверили, что своей акцией хотели спровоцировать начало социальных дебатов по вопросу абортов.


============================================================


Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета

16.11.2018 16:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80408
------------------------------------------------------------
Москва, 16 ноября. 16 ноября 2018 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.



В начале заседания предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам со вступительным словом, в котором поделился впечатлениями о посещении Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» (Матросская тишина):



«Сегодня я освящал закладной камень в основание храма на территории следственного изолятора «Матросская тишина» в Москве. Когда посещаешь такие места, особенно остро чувствуешь, насколько важна работа Церкви в местах лишения свободы. Ведь система исполнения наказаний имеет своей целью, в первую очередь, исправление человека. Но ограничение свободы, пониженный рацион питания, ограниченная возможность вдыхать свежий воздух — это лишь внешние факторы воздействия на человеческую психику,
на человеческую природу. И далеко не всегда это воздействие завершается благополучно, так чтобы человек действительно исправился под влиянием трудных жизненных обстоятельств. Поэтому я глубоко убежден, что нет возможности исправить преступника, не исправляя, в первую очередь, его душу.



Я уже имел возможность произнести сегодня несколько слов при закладке храма. И сейчас хотел бы вновь отметить важность той работы, которую наша Церковь осуществляет в местах лишения свободы. Полагаю, нам нужно обратить особое внимание на данное направление, и я бы попросил владыку Иринарха подумать о перечне вопросов, которые нам следовало бы совместно обсудить, с тем чтобы способствовать дальнейшему развитию этой деятельности. Ведь речь идет о спасении человеческих душ, об участии в реальном исправлении
людей, оступившихся в жизни.



Достаточно посмотреть на преступников или преступниц, вглядеться в их лица, чтобы понять: это не погибшие люди, это люди оступившиеся… Конечно, среди них есть и те, кто совершил тяжкие преступления, но большая часть производит впечатление тех, с кем можно и нужно работать. Достаточны ли те средства, которыми исправительная система воздействует на человека? Считаю, что недостаточны. Без исправления человеческой души невозможно исправить человеческие поступки, поэтому работа духовников в местах
заключения представляется делом очень и очень важным, особенно с подследственными. Считаю это очень и очень важной частью нашей общей пастырской заботы о народе».



Затем предстоятель представил повестку дня заседания Высшего Церковного Совета.



В состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха входят:



управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий;



председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион;



председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент;



первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений;



председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн;



председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий;



председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Рязанский и Михайловский Марк;



председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл;



председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон;



председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност;



руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий;



руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Венский и Будапештский Антоний;



председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх;



председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон;



председатель Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту епископ Североморский и Умбский Митрофан;



председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов;



председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов;



председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов;



и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков;



председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.



В заседании также принимали участие: митрополит Тверской и Кашинский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской патриархии; епископ Балашихинский Николай, руководитель и главный редактор Издательства Московской патриархии; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета; иерей Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; игумения Ксения (Чернега),
руководитель Правового управления Московской Патриархии; А.В. Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.



Для представления доклада по теме дистанционного образования в духовных учебных заведениях к участию в заседании был приглашен иерей Александр Стародубцев, специалист Учебного комитета по дистанционным образовательным технологиям, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.


============================================================


Встреча, посвященная межрелигиозному диалогу. Москва
22 ноября

16.11.2018 15:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=80410
------------------------------------------------------------
Институт св. Фомы в Москве приглашает на встречу, посвященную межрелигиозному диалогу. Опытом регулярных открытых встреч представителей научного сообщества и конфессий г. Томска поделится их многолетняя участница, религиовед Ксения Петрова.



Что такое диалог как форма коммуникации, мы можем себе представить. А что такое диалог с Другим? Как он строится, и какова специфика общения носителей разных культур и мировосприятий?



Лекция посвящена истории появления и деятельности группы «Межрелигиозный диалог» в Томске, чья работа направлена на преодоление непонимания между конфессиями и формирование религиоведческого экспертного сообщества.



Встреча пройдет в четверг, 22 ноября.



Начало в 19.00



ВХОД СВОБОДНЫЙ



Адрес: Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 46, стр. 4



Страница встречи на Facebook: Межрелигиозный диалог: на примере Томска (открытая лекция)


============================================================


Израильские ученые обнаружили в пустыне Негев уникальное изображение Христа

16.11.2018 15:43
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80407
------------------------------------------------------------




Тель-Авив, 16 ноября. Историки из университета Хайфы обнаружили на объекте всемирного наследия ЮНЕСКО — в византийской церкви в самом сердце пустыни Негев — уникальное изображение лица Иисуса, сообщает РИА Новости со ссылкой на издание The Times of Israel.



По сообщению издания, специалисты обнаружили поразительный рисунок на потолке древнего христианского храма, который уже практически разрушен. Считается, что церковь тут была возведена еще в триста пятидесятом году нашей эры.



Доктор искусствоведения Эмма Мааян-Фанар, участница междисциплинарного исследовательского проекта, заметила настенную роспись спустя столетие после открытия самой церкви византийского периода.



«Я оказалась там в нужное время, в нужном месте и под определенным углом зрения вдруг увидела глаза. Это было лицо Иисуса времен его крещения», — сообщила Мааян-Фанар изданию. Изображение настолько потускнело, что ей чудом удалось разглядеть его, добавила исследовательница.



Археологи отмечают, что облик значительно отличается от того Христа, которого обычно изображали на иконах.



На рисунке изображено лицо молодого человека без бороды, с короткими кудрявыми волосами, большими глазами и длинным носом. Портрет, как утверждают исследователи, был частью более широкой картины и является «первой доиконоборческой сценой крещения Христа, поскольку рядом с ним нарисовано другое лицо, окруженное нимбом», говорят ученые.



Доктор Мааян-Фанар идентифицировала вторую, более крупную фигуру, как Иоанна Крестителя.


============================================================


Конференция "Могилёвская Римско-Католическая архиепархия: свидетельства живой памяти". Санкт-Петербург
6 - 9 декабря

16.11.2018 15:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=80409
------------------------------------------------------------
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ АРХИЕПАРХИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКВЕ



КАТОЛИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ «МАРИЯ – ЦАРИЦА АПОСТОЛОВ»



ПРИХОД СВ. СТАНИСЛАВА, ЕПИСКОПА И МУЧЕНИКА



Санкт-Петербург



по благословению Павла Пецци архиепископа митрополита Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве



при участии



ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ



международная научная конференция



МОГИЛЁВСКАЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ АРХИЕПАРХИЯ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ЖИВОЙ ПАМЯТИ. 1783-1939 г. К 235-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ МОГИЛЁВСКОЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ АРХИЕПАРХИИ.



Санкт-Петербург, 6– 9 декабря 2018 г.



Оргкомитет конференции:



свящ. Христофор Пожарский (председатель, настоятель храма св. Станислава),



Любовь Мусиенко (сопредседатель, директор ГМИР), свящ. Константин Передерий (сопредседатель; ректор КВДС «Мария – Царица Апостолов»), Маргарита Иванишина (заведующая отделом ГМИР



по связям с религиозными организациями), Анна Кудрик (учёный секретарь ГМИР)



Присутствие Католической Церкви на землях Российского государства имеет многовековую богатую событиями историю. Однако укоренение церковных структур началось лишь в конце XVIII вв. и связано, прежде всего, с указами императрицы Екатерины II от 1769, 1772-1773 и 1782 годов, следствием которых стало учреждение Могилёвской римско-католической архиепархии. Канонический статус новой архиепархии был подтверждён буллой папы Пия VI от 8 декабря 1783 г. С 1798 г., одновременно с получением архиепархией прав
митрополии и возведением первого архиепископа Могилёвского в сан митрополита, местом резиденции митрополитов Могилёвских становится столица империи – Санкт-Петербург.



Могилёвская митрополия занималась не только организацией религиозной жизни российских католиков и осуществлением контроля над ней, но и оказала заметное влияние на развитие российской культуры, образования и науки. На протяжении истории кафедру митрополитов Могилёвских занимало немало выдающихся личностей: крупных богословов, религиозно-общественных деятелей, известных благотворителей и меценатов.



В начале XX в. Могилёвская митрополия, простиравшаяся от Балтики до Дальнего Востока, насчитывала на территории России до полутора миллионов верующих, около 350 приходов и чуть более 400 священнослужителей (без учёта монашествующего духовенства).



После Октября 1917 г., к концу 1930-х гг., почти все структуры Католической Церкви на территории СССР были ликвидированы, а духовенство и верующие подверглись гонениям. Организационное возрождение Католической Церкви в России началось с 1990-х гг.



На конференции предлагается обсудить следующие вопросы:



¨ Правовое положение Католической Церкви «до» и «после» Октября 1917 г.



¨ Митрополиты Могилёвские и их религиозно-общественная, научно-богословская, социально-благотворительная и иная деятельность



¨ Повседневная жизнь католических приходов в дореволюционной России



¨ Католические учебно-образовательные заведения на территории России



¨ Благотворительная деятельность католических организаций и учреждений в России



¨ Святые и новомученики XX в. Католической Церкви в России



¨ Памятники материальной и духовной культуры российских католиков в музейных, библиотечных и архивных собраниях



К участию в конференции приглашаются историки, религиоведы, философы, теологи,



искусствоведы, филологи и специалисты других гуманитарных дисциплин; а также сотрудники



религиозных и светских гуманитарных учебных и научных учреждений.



Возможно принятие на себя проживания, питания и частичной компенсации дорожных расходов докладчиков и участников Конференции организаторами Конференции.



Планируется публикация текстов докладов.



Заочное участие в конференции не предусмотрено. Рабочий язык конференции – русский.



Заявки для участия в конференции в качестве докладчика и тезисы доклада



объёмом 5-6 тысяч знаков принимаются до 1 ноября 2018 г.



Для подачи заявки и получения дополнительной информации необходимо связаться с председателем оргкомитета свящ. Христофором Пожарским: тел./факс: 8(812) 714 00 71,



моб. тел. +7 911 990 90 82, адрес электронной почты: ststanislas@list.ru



Программа Конференции и сопровождающих событий:



06.12.18 (четверг) – Автобусная и пешеходная экскурсии по католическому Петербургу. Посещение Российского Государственного Исторического Архива, где хранятся основные документы, касающиеся истории католической Церкви в царской России.



07.12.18 (пятница) – Конференция в Государственном музее истории религии, посвящённая истории могилёвской архиепархии).



08.12.18 (суббота) – Конференция в здании Католической Духовной Семинарии (о российских католических новомученниках в советское время). Открытие постоянной выставки, посвящённой новомученикам.



09.12.18 (воскресенье) в 11:00 – Св. Месса в храме св. Станислава в намерении причисления российских Слуг Божиих к лику блаженных.






============================================================


В Ватикане открыт медпункт для нуждающихся

16.11.2018 14:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80406
------------------------------------------------------------




Ватикан, 16 ноября. По случаю предстоящего Второго Всемирного дня бедных, который будет отмечаться 18 ноября, на площади Святого Петра начал свою работу медицинский пункт для нуждающихся. Он оборудован возле левого крыла колоннады Бернини и открыт с утра до позднего вечера, сообщает vaticannews.



В медицинском пункте принимают терапевт, кардиолог, вирусолог, акушер-гинеколог, дерматолог, ревматолог, окулист и подолог. В медпункте есть также лаборатория анализов.



Структура реализована Управлением здравоохранения и гигиены Града Ватикан при сотрудничестве Мальтийского ордена, Красного Креста, университетской клиники «Агостино Джемелли», других медицинских учреждений и вузов, а также Итальянской конфедерации милосердия.


============================================================


Церкви США занялись спасением людей от долговой кабалы микрокредитов

16.11.2018 13:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80405
------------------------------------------------------------
Форт-Уэрт, 16 ноября. Церкви в штате Техас (США) первыми в стране озаботились спасением прихожан из долговой кабалы микрокредитных финансовых хищников, активно лоббируя законы об ограничении процентных ставок и долгов, а также предлагая собственные кредиты прихожанам на умеренных условиях, сообщает «Седмица» со ссылкой на religionnews.



Для одного из храмов, принимающих участие в программе, все началось в тот день, когда в дом священника Карлоса Кано-Валенсия (Carlos Cano Valencia), служащего со своей женой Анирой (Anyra) в храме Iglesia Bautista Victoria en Cristo в городе Форт-Уэрт, постучалась плачущая прихожанка. Она пожаловалась, что ее семья некогда взяла в долг 300 долларов у одной из «микрокредитных» контор, обещающих «быстрые деньги до зарплаты» под высокий процент на жесткий срок. Им не удалось быстро
вернуть долг, и при этом они еще взяли еще один краткосрочный заем на машину – и в результате долг очень скоро вырос до 10 тысяч долларов за счет пени и процентов. В результате семье предстояло вот-вот лишиться и машины, и дома.



Церковь нашла возможность помочь семье выбраться из долговой кабалы, а сам этот случай заставил священников задуматься о судьбе многих американцев, едва сводящих концы с концами и становящихся легкой добычей хищных ростовщиков.



В настоящее время уже целый ряд церквей в США занялись лоббированием местных и федеральных законов, стремясь ограничить прибыли финансовых хищников и умерить их аппетиты. В целом ряде случаев церкви стремятся помочь нуждающимся прихожанам и соседям собственными программами микрокредитования – на гораздо более человечных условиях. По статистическим данным, на сегодня примерно 12 миллионов американцев ежегодно берут в долг деньги у микрокредитных фирм «до ближайшей зарплаты». Подавляющее
большинство таких заемщиков, по данным исследования, проведенного службой finder.com, составляют люди возрастом от 25 до 49 лет с уровнем дохода менее 40 тысяч долларов в год.



Многие из них летят, как мотыльки, на обещания «быстрых денег до зарплаты», но при этом не всем удается вовремя погасить быстро растущий долг. К примеру, по подсчетам священника Кейта Стюарта (Keith Stewart) из города Гарланд в штате Техас, примерно треть людей, обращающихся в его конгрегацию за помощью, жалуются, что угодили в долговую сеть «быстрых кредитов до зарплаты». Отец Стюарт признается, что испытывал настоящее отчаяние, видя, как все усилия церкви помочь людям с пропитанием
или арендой жилья разбиваются в прах, когда те становились добычей кредитных хищников.



Для священника Фредерика Дугласа Хайнеса (Frederick Douglass Haynes), служащего в баптистском храме в Далласе с конгрегацией в 12 тысяч прихожан, побудительным моментом для борьбы стал тот день, когда на месте соседней детской клиники он увидел очередную ростовщическую лавку под вывеской «быстрые деньги до зарплаты». Такая же судьба постигла соседний ресторанчик, а затем и банковский офис, на месте которого возникла ростовщическая контора под вывеской «машина в кредит». «Только
в одной нашей общине, в радиусе пяти миль, выросли, как грибы, примерно 20-25 контор, сулящих быстрые деньги до зарплаты и машины в кредит» – отмечает отец Хайнес. Еще более поразили его ставки процентов, начисляемых этими ростовщиками. «Я ни разу не встречал ставки ниже 300 процентов, – возмущается священник, – а одна фирма предлагает 900 процентов в год».



Формально в штате действуют законы, ограничивающие ростовщический процент, но хищники легко находят в нем лазейки, искусно накручивая всевозможные пени и неустойки, в результате чего реальная ставка распухает далеко за все законные пределы. Священники Хайнес и Стюарт подали обращения от имени своих конгрегаций в горсоветы, в результате чего в том же Гарланде были введены новые местные нормы, регулирующие доходность и сроки кредитных операций. Ростовщики свернули деятельность и отправились обирать другие
общины, по словам Стюарта, но разъяснительная работа активистов вынудила горсоветы тех общин также оперативно принять законы, ограничивающие финансовое хищничество.



В поисках радикального выхода из ситуации, священник Хайнес, по его словам, очень многое почерпнул из опыта Мухаммеда Юнуса (Muhammad Yunus), лауреата Нобелевской премии, чья инновационная концепция микрокредитования реально помогла миллионам жителей Бангладеш. Хайнес пришел к выводу, что церкви надлежит запустить собственную программу микрокредитования в помощь нуждающимся.



В результате уже создан Федеральный кооперативный кредитный союз верующих, который предлагает расчетные и сберегательные счета, кредиты под покупку машин и объектов недвижимости и кредиты на личные нужды. В линейке кредитов на личные нужды церковь предлагает и мелкие кредиты с целью вытеснения хищнических ростовщических контор «быстрых денег до зарплаты», по словам отца Хайнеса. Ставки процента на микрокредиты не превышают 15-19 процентов в год, в зависимости от кредитной истории заемщика. Хотя
эти ставки и несколько выше, чем, к примеру, по банковским домостроительным кредитам, они все же неизмеримо ниже ростовщических, по его словам.



«На сегодня мы уже выдали более 50 тысяч долларов в виде микрокредитов, и доля заемщиков, полностью выплачивающих наши микрокредиты, достигла 95 процентов, – говорит отец Хайнес. – Мы показываем людям, что хотим дать им шанс выкарабкаться, вовсе не желая их грабить и эксплуатировать. Когда человеку даешь шанс, он отвечает добросовестностью и высокой ответственностью. Нам также удалось помочь очень многим выбраться из долговой кабалы за счет наших микрокредитов. В благодарность они заводят
у нас накопительные счета и становятся на путь финансовой свободы, а затем и крепнущего финансового благополучия. Та энергия, которую церковь вложила в кредитный союз, вернулась к нам настоящим благословением. Вся деятельность нашего кредитного союза ныне благородна и благословенна, ибо она помогла спастись очень многим нашим ближним, и они теперь от всей души благословляют ее».


============================================================


"Путь истины" Герхарда Терстегена: зачем православным "последний великий пиетист"?
Игумен Петр (Мещеринов) представил первый русский перевод текстов известного немецкого мистика

16.11.2018 12:04 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=80404
------------------------------------------------------------




О.Петр (Мещеринов) и Егор Агафонов



Москва, 16 ноября, Благовест-инфо. «Пиетист, мистик и поэт Герхард Терстеген, живший в XVIII в. в Германии – имя важное, никогда не забываемое в западном богословии и благочестии: ему посвящены многие научные исследования, он до сих пор издается в качестве душеполезной литературы, насущной пищи духовной для христиан. А в России имя Терстегена неизвестно совершенно», – так начал презентацию издания первого русского перевода книги Терстегена «Путь истины» (М.: Эксмо,
2018) переводчик и автор обширного предисловия, игумен Петр (Мещеринов). Вечер, посвященный новому изданию и значению сочинений Терстегена для русского читателя, состоялся 14 ноября в Культурном центре «Покровские ворота».



Почему о. Петр – переводчик духовных произведений И.С. Баха, трудов Иоганна Арндта и Валентина Вайгеля взялся за работу над весьма объемным трудом Терстегена? По словам игумена, в сочинениях «последнего великого пиетиста» он увидел то, чего «не мог найти в православной литературе». Множество святоотеческих и православных богословских книг не помогли найти ключ к феномену так называемого «расцерковления» – когда христиане, уже давно вошедшие в церковь,
исчерпывают для себя многие формы внешней церковности, а современное православное душепопечение не предлагает им никакой иной «методологии» дальнейшей жизни во Христе, кроме постоянного воспроизведения тех или иных приёмов, свойственных лишь начальному этапу церковной жизни. Таким образом, многие православные годами «ходят по кругу», а «церковная педагогика» не может им помочь, потому что даже не ставит такого вопроса.



Однако искомую «методологию», считает о.Петр, можно обнаружить в опыте «старого протестантизма», который оказал огромное влияние не только на европейскую, но и на русскую церковную мысль XVIII-XIX вв. Но если в текстах святителей Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника и русских духовных писателей можно найти отсылки к сочинениям протестантских авторов, то Терстегена некоторые наши образованные соотечественники читали по-немецки, но следы его в русском
богословии прошлого не обнаруживаются вовсе. Между тем, «читатель, знакомый со святоотеческим наследием, обнаружит многочисленные совпадения между тем, что пишет о духовной жизни Терстеген, и поучениями святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) – в том числе о духовной трезвости, о недопустимости образов и воображения в молитве, об избегании видений, откровений, всякого рода «чудесностей» и экзальтаций и всего того, что эти святители связывали с
понятием «мистика», – пишет о. Петр в предисловии.







Герхард Терстеген (1697-1769) – один из самых зрелых представителей пиетизма (от лат. pietas – благочестие) – возникшего в XVII веке внутри протестантизма движения, которое ставило своей целью обращение людей от сухого догматизма и формальной церковности к живой духовной жизни во Христе. Мирянин, живший как монах-аскет, духовный писатель, поэт и востребованный проповедник, врачеватель-бессребренник, он создавал свои сочинения в атмосфере «великого духовного пробуждения» Европы
в первой половине XVIII века, став своеобразным «завершителем» духовной эпохи ранней Реформации, как называет его о. Петр, сравнивая Терстегена с современником и тоже «подытоживателем» эпохи в области духовной культуры и музыкального искусства – Иоганном Себастьяном Бахом.



В своем главном сочинении «Путь истины» Терстеген говорит о сущности христианской жизни – о внутреннем обретении Христа и сердечном следовании за Ним. По словам переводчика, в этой книге вполне проявляется «всё богатство современной Терстегену западной духовно-церковной жизни»: «В нём гармонично сочетались и дали прекрасный «синтетический» плод 1) реформатский протестантизм – от него у Терстегена трезвость и опора на Священное Писание, 2) пиетизм –
отсюда поставление во главу угла не отвлечённого правоверия, но живого благочестия, то есть внутренней жизни во Христе, и 3) квиетизм, определивший основы духовной практики Терстегена». О. Петр отметил, что Терстеген был открыт и католицизму (и даже издал трехтомник житий католических святых, за что ему не поздоровилось от единоверцев), «глубоко изучал и хорошо знал творения святых отцов древней неразделённой Церкви, высоко ценил монашествующих отцов-пустынник
ов и сам ощущал себя принадлежащим скорее именно к этой Церкви, чем к своей «наследственной религии». Современные исследователи Терстегена прямо указывают на сходство его молитвенного и душепопечительского делания с православием, отмечает о. Петр. Это дает ему основания назвать Терстегена «настоящим экуменистом в самом лучшем смысле этого слова»: в своих размышлениях он обращается к христианину любой конфессии и любой степени церковности. При этом переводчик подчеркнул, что сам
Терстеген с достаточной строгостью относился к внешней церковной принадлежности и не одобрял перехода из деноминации в деноминацию, полагая, что христианину, живущему подлинной духовной жизнью, не должно быть дела до второстепенных и несущественных вещей, ибо ему «есть, чем заниматься – Богом и самим собою».



«Печально, но русский перевод Терстегена опоздал на 150 лет», – с такого заявления начал свое выступление редактор книги Егор Агафонов. Он сожалеет о том, что в свое время книга «не попалась тем, кто занимался православным воцерковлением лучших достижений западной христианской мысли», имея в виду тексты Лоренцо Скуполи и Фомы Кемпийского, Иоганна Арндта и епископа Фенелона. Однако и сейчас с помощью Терстегена еще не поздно «исправить кривизны современного православного
дискурса», во многом основанного на концепции прот. Георгия Флоровского «Вперед, к отцам» и его же утверждении о долгом «западном пленении русского богословия». При всем почтении к «отцам», церковь живет и развивается, «дерево растет, его невозможно вернуть в состояние семени и саженца». Поэтому не стоит игнорировать влияние церковных писателей Европы на русское богословие и церковную литературу XVIII -XIX вв.: «Т
о, что уже вошло в ткань православного сознания, невозможно взять и выстричь», убежден редактор.



Работая над переводом Терстегена, он извлек немалую духовную пользу лично для себя. Книга «Путь к истине» «парадоксальным образом оказалась книгой о «внутренней свободе во взаимоотношениях человека с Богом». «В нашей церковной жизни мы часто ищем, кому бы передоверить свою свободу – старцам, духовнику, книгам, внутреннему цензору? А Терстеген вручает эту свободу прямо нам в руки». При этом духовный писатель не призывает полностью освободиться от
«внешнего строя церковной традиции», но «скинуть внутренние узы, которые сковывают человека в его личной встрече со Христом», сказал Агафонов.







Богословие Терстегена побуждает к «честности перед собой и, как следствие, к честности перед Богом», — считает игумен Иона (Займовский), руководитель программ Православного центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков «Метанойя» при Даниловом монастыре. Он назвал «Путь к истине» примером «классической святоотеческой литературы, подкрепленной страдальческой подвижнической жизнью автора». Такая книга дает шанс воспринять кризис, с которым сталкивается
каждый христианин, как «возможность перейти на новую ступень духовной жизни», и помогает этот кризис преодолеть, отметил о. Иона.



Об этом же свидетельствовал Севак Мирабян – штатный миссионер-катехизатор храма Всемилостивого Спаса в Митино. По его словам, книга Терстегена – это «лучшее раскрытие христианской аскетической традиции», она может стать «мотивом для обновления взаимоотношений с Богом».



Еще на этапе подготовки издания о.Петру не раз приходилось отвечать на вопрос о том, зачем нужен Терстеген современному православному читателю. О.Петр отвечает: «Ясное изложение учения о внутренней духовной жизни; неинституциональность, которая позволяет человеку любой христианской деноминации, стоящему на любой ступени церковности, прилагать это учение к себе; акцент на двусторонности в отношениях человека и Бога; наставления о любви к Богу, о последовании Христу, о том, что во внутренней жизни на
Бога нужно обращать большее внимание, чем на копание в своих грехах; призыв к «детскости» во Христе; подробное раскрытие того, что́ есть «аскетика веры», учение о молитве как непрестанном пребывании в живом соприсутствии Божием – всё это (как и многое другое) не только должно быть интересно православному читателю, но и вполне может стать для него действенным руководством, как не дезориентироваться на христианском пути, как не «расцерк
овиться» вплоть до ухода из Церкви и как восполнить те отмеченные нами богословско-педагогические лакуны в современном православии, из-за которых столь низок «КПД» сегодняшней духовно-церковной жизни».







Несмотря на предупреждение о. Петра о том, что «Путь истины» – отнюдь не легкое чтение, это «суровый аскетический текст», построенный по законам литературы барокко, который лучше читать «медленно, по кусочкам», многие участники вечера приобрели книгу и подписали ее у переводчика.



Юлия Зайцева


============================================================


Папа Франциск и Папа на покое Бенедикт XVI обратились к правозащитникам по случаю 70-летия Всеобщей декларации прав человека

16.11.2018 11:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80403
------------------------------------------------------------




Рим, 16 ноября. Важно не только отпраздновать 70-летие Всеобщей декларации прав человека, но и глубоко переосмыслить ее реализацию и подход к правам человека в современном мире, убежден Папа Франциск.



Папа Римский направил приветственное послание по случаю Международного симпозиума «Фундаментальные права и конфликты между правами», организованного совместно «Ватиканским Фондом Йозефа Ратцингера – Бенедикта XVI» и Римским Свободным университетом имени Пресвятой Девы Марии Вознесенной на Небеса (LUMSA). Ссылаясь на свое недавнее обращение к дипломатическому корпусу, аккредитованному при Святом Престоле, понтифик отметил, что Всеобщая декларация прав человека призвана
способствовать разрушению стен, которые разделяют человеческую семью, а также содействовать интегральному развитию личности, сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на Vatican News.



По словам Папы, с течением лет «интерпретация некоторых прав постепенно изменилась», появились многочисленные «новые права», которые нередко конфликтуют друг с другом. «Таким образом, открывается целый ряд проблем, глубоко соотносящихся с самой идеей права и его оснований», — отметил Папа и продолжил: «Бенедикт XVI многократно и авторитетно высказывался на эту тему как мыслитель и пастырь и именно по этой причине университет “LUMSA” присвоил ему
степень почетного доктора правоведения».



В завершение своего послания Папа Франциск пожелал, «чтобы симпозиум, начавшийся на столь высоком университетском уровне, черпая вдохновение из мысли и наставлений нашего дорогого Папы на покое, сумел помочь бесстрашно и глубоко освятить эту очень важную для защиты прав человека и его интегрального развития тематику».



С приветствием к участникам международного форума обратился и Бенедикт XVI. Он высоко оценил его инициативу и подчеркнул ее особую важность в контексте современных мировых событий. «Мне кажется, что сегодня особенно важно открыто поговорить о проблеме “приумножения прав” и о риске “уничтожения идеи права”, — подчеркнул он. — Это актуальный и основополагающий вопрос, от которого прямо зависит сохранение основ мирного сосуществования человеческой семьи», —
констатировал понтифик на покое.


============================================================


СМИ: на Украине возбудили дело по факту передачи УПЦ сооружений Почаевской лавры

16.11.2018 10:51
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80402
------------------------------------------------------------




Киев, 16 ноября. Полиция Тернопольской области Украины возбудила уголовное дело по подозрению в незаконности передачи ряда сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской православной церкви (УПЦ) в 2008 году по распоряжению бывшего президента Виктора Януковича.



Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на агентство «Укринформ».



«Следственное управление Главного управления Национальной полиции в Тернопольской области расследует уголовное производство по признакам уголовного преступления, предусмотренного статьей по факту злоупотребления полномочиями лицом, предоставляющим публичные услуги, повлекшего тяжкие последствия. Процессуальное руководство осуществляется прокуратурой области», - сказано в ответе полиции на запрос агентства относительно обстоятельств и последствий передачи на баланс монастыря УПЦ шести сооружений
Почаевской Свято-Успенской лавры.


============================================================


Священник с 30 прихожанами спасся в храме во время страшного пожара в Калифорнии

16.11.2018 10:36
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80401
------------------------------------------------------------




Сан-Франциско, 16 ноября. Священник с 30 прихожанами чудом спасся в храме во время страшного пожара в Калифорнии (США), когда все здания вокруг храма были мгновенно уничтожены огнем, и удалось уцелеть только людям, нашедшим приют в храме, сообщает «Седмица» со ссылкой christiantoday.



Дуг Краудер (Doug Crowder), приходской священник баптистского храма в местечке Magalia Pines, рассказал журналистам издания Baptist Press чудесную историю своего спасения с 30 единоверцами, когда на городок обрушился огненный смерч великого пожара Camp Fire, который уже считается одним из страшнейших в истории штата Калифорния.



Многие прихожане и жители города собрались в тот день на парковочной площадке близ храма, готовясь бежать от огня и занимаясь погрузкой скарба и размещением соседей, когда неожиданно, по словам священника, «окружающий лес буквально взорвался огнем. Сразу вслед за тем взорвался и ресторан Subway на другой стороне улицы, и мы вдруг осознали, что окружены со всех сторон, захвачены в плен огненным смерчем».



Люди бросились в храм, и оттуда в ужасе и беспомощности наблюдали из окон, как огонь свирепо поглощает соседние дома. В какой-то момент с оглушительным грохотом взорвались тысячи галлонов сжиженного пропана в магазине промтоваров близ храма. На следующее утро, по словам священника Краудера, когда люди осмелились выглянуть наружу, они увидели, что огонь смел и уничтожил все вокруг. При этом никто из людей, нашедших приют в храме, «не получил ни единой царапины».



Большинству жителей Magalia Pines и соседнего городка Paradise удалось бежать заранее, но священник Краудер тянул до последнего, стараясь оказать помощь в отъезде престарелым, бездомным и многим другим, не способным самостоятельно уехать из города по разным причинам. Собственный дом священника при храме полностью сгорел, как и дома многих единоверцев в конгрегации (по первым подсчетам, погорельцев не менее трех четвертей в составе конгрегации). Храм оказался единственным зданием, уцелевшим в городке, и
сейчас он приспособлен для размещения пожарных бригад.



По словам Краудера, «потребуются многие годы», чтобы на этом месте вновь вырос город. «Однако, как бы ни сложились судьбы нашего города далее, – подчеркнул отец Краудер, – наш храм будет по-прежнему выситься здесь, и будет исполнять свою духовную миссию». В ближайшее время руководство храма планирует распределять помощь погорельцам, поступающую от Конвенции южных баптистских церквей Калифорнии через ее добровольную службу помощи жертвам стихийных бедствий.



Чарльз Вудс (Charles Woods), директор миссий местной Ассоциации баптистских церквей округа Sierra Butte, сообщил в интервью изданию BP, что в округе пожар Camp Fire захватил не менее трех баптистских храмов, причем от огня погиб, как минимум, один прихожанин. При этом все храмы устояли, хотя дома приходских священников и многих жителей были уничтожены огнем.



На сегодняшний день в результате пожара Camp Fire погибло не менее 42 человек, и еще 228 числятся в списке пропавших без вести. Еще два человека погибли в отдельном лесном пожаре Woolsey Fire, который уничтожил 435 строений и стал причиной бегства 200 тысяч жителей гор и предгорий близ побережья Malibu Coast в южной Калифорнии, к западу от Лос-Анджелеса. Великий пожар Camp Fire уже побил все печальные рекорды в истории калифорнийских пожаров в плане ущерба для объектов инфраструктуры. Он уничтожил уже
порядка 7100 зданий и сооружений – после того как вспыхнул в прошлый четверг в лесном уголке в предгорьях Сьерры, примерно в 280 км к северу от Сан-Франциско.


============================================================


Центр православия за 80 миллионов рублей построят в Комсомольске-на-Амуре

16.11.2018 10:08
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80400
------------------------------------------------------------




Хабаровск, 16 ноября. Амурская епархия Русской православной Церкви планирует начать строительство православного комплекса на набережной Комсомольска-на-Амуре, стоимость проекта оценивается в 80 миллионов рублей, сообщает РИА Новости со ссылкой на администрацию Комсомольска-на-Амуре в пятницу.



«На набережной Комсомольске-на-Амуре планируется начать строительство православного комплекса, включающий церковь в честь блаженной Матроны Московской, и церковно-приходскую школу. Церковь будет возведена на месте деревянного здания храма Казанской иконы Божией Матери, находившегося на берегу реки Амур», — говорится в сообщении.



«Оценочная стоимость проекта составляет 80 миллионов рублей. В 2017 году зарегистрирован приход в честь блаженной Матроны Московской и открыт счет для сбора пожертвований на строительство храма. Имена жертвователей войдут в историю православия на Дальнем Востоке, останутся в церковной книге памяти», — добавляется в нем.



Кроме того, в сообщении указаны реквизиты для пожертвований на строительство храма.


============================================================

В избранное