Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 23/05/2018


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 23/05/2018
============================================================
Торжественная церемония с участием посольств славянских стран пройдет у памятника свв. Кириллу и Мефодию в Москве

23.05.2018 19:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78192
------------------------------------------------------------




Фото: Википедия



Москва, 23 мая. В День славянской письменности и культуры 24 мая в 9:00 возле памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве состоится торжественная церемония, сообщили в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.



Программа мероприятия начнётся с традиционного торжественного молебна, который возглавит викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Воскресенский Савва, далее последует возложение цветов к подножию памятника, приветствие представителей посольств славянских стран и праздничная программа творческих коллективов.



В мероприятии традиционно участвуют представители посольств Болгарии, Беларуси, Венгрии, Боснии и Герцеговины, Республики Сербской, Греции, Македонии, Польши, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории, Чехии, представители правительства г. Москвы, духовенство Московского патриархата, общественные организации, творческие коллективы.



В программе примут участие Детский музыкальный театр «Маленькая страна», танцевальный коллектив «Новые Русы», Детский ансамбль при Академическом ансамбле песни и танца войск национальной гвардии Российской Федерации и сам Академический ансамбль. Почетным гостем и исполнителем своих произведений выступит народный артист России Илья Резник.



Более 25 лет при поддержке мэрии Москвы и Московской Патриархии организатором является Славянский фонд России.



Как всегда, в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры пройдет ряд тематических мероприятий не только в Москве, но и по всей России.



Аккредитация СМИ и дополнительная информация: 8 985 220 74 70, slavfund@mail.ru


============================================================


В ПСТГУ с лекциями о христианском браке выступил американский социолог Марк Регнерус

23.05.2018 18:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78191
------------------------------------------------------------




Москва, 23 мая. Открытая лекция «Будущее христианских браков» доктора социологии, профессора Техасского университета в Остине (США) Марка Регнеруса состоялась 21 мая в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве, сообщили в пресс-службе вуза. Он рассказал о существующих работах по тематике семьи и брака и представил результаты собственного исследования христианских семей.



Лектор отметил, что, согласно статистическим данным, в современном мире происходит изменение структуры брачности, а также наблюдается тенденция повышения брачного возраста, в том числе среди христиан. Существующие данные, однако, не позволяют ответить на вопрос о причинах названных процессов.

В связи с этим Марк Регнерус провел исследование «Смыслы и практики в области отношений и вступления в брак у христиан». Профессор собрал «глубинные» интервью в США, Мексике, Испании, Польше, Ливане, Нигерии и России. Данные по России были собраны при участии сотрудников научной лабораторией «Социология религии» Свято-Тихоновского университета.



В заключительной части лекции доктор социологии представил результаты первичного анализа данных исследования. По результатам проекта Марк Регнерус планирует опубликовать книгу о настоящем и будущем браков у христиан.



«Марк Регнерус почти завершил большой сравнительный исследовательский проект и, судя по представленному анализу, указывает на общие черты, связанные с осознанием брака христианами в разных странах. Конечно, стоит учитывать разные признаки религиозности при отборе респондентов и последующем анализе интервью, особенно в России», - отметил организатор лекций, кандидат социологических наук, сотрудник научной лаборатории «Социология религии», старший научный сотрудник Лаборатории
экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Иван Павлюткин.



По его словам, один аспект в обсуждении показался довольно интересным и требующим изучения: осознание важности брака респондентами в разных странах происходит через категории разделения и развода, а не через единство. «Люди откладывают брак и венчание, поскольку сразу думают о вероятном разводе, а не единственном браке на всю жизнь. С одной стороны, это говорит о ценности семьи и брака, к которому надо готовиться, а с другой стороны, об определенной нормативной установке, которая определяет, как эта
ценность реализуется на практике. Почему так происходит сегодня с молодыми людьми в разных странах, Италии, США, России - хорошая тема для исследования», - добавил И. Павлюткин



В ходе пятидневной рабочей поездки профессор Марк Регнерус принял участие в серии семинаров, на которых прошло обсуждение как теоретических работ по социологии семьи, так и современных эмпирических проектов. Кроме того, ученый провел мастер-класс по публикации статей в иностранных журналах, рассказал о подходах к написанию научных текстов, о принципах работы с различными источниками литературы.



Визит американского социолога Марка Регнеруса в Москву организовала научная лаборатория «Социология религии». Научный проект, действующий на богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 2007 года, проводит фундаментальные и прикладные социологические исследования религиозной проблематики. Команда семинара - социологи, богословы, философы, религиоведы и математики проводят непредвзятые социологические исследования религии, необходимые для принятия решений,
касающихся важных вопросов жизни Русской Православной Церкви и светского общества.


============================================================


Банк отдает епархии здание Крестовоздвиженской церкви в Шуе

23.05.2018 18:12
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78190
------------------------------------------------------------




Шуя, Ивановская обл., 23 мая. 27 мая в 12.00 после праздничного богослужения в день Святой Троицы в Шуйском кафедральном Воскресенском соборе состоится торжественное подписание договора пожертвования между Шуйско-Тейковской епархией и руководством ПАО КБ «Восточный» о передаче находящейся в собственности банка части комплекса зданий Крестовоздвиженской церкви в Шуе, сообщает Ivanovonews.



«В последние годы часть храмового комплекса оказалась в залоге, а затем и в собственности банка. Длительные переговоры руководства Шуйско-Тейковской епархии при посредничестве депутата Государственной Думы Алексея Хохлова привели к принятию решения руководством банка о необходимости передачи находящегося у него бывшего церковного имущества», - сообщили в пресс-службе Шуйско-Тейковской епархии.







В целом банк передает два объекта недвижимости общей площадью 1224 кв. м и два земельных участка общей площадью 1634 кв. м (это почти половина памятника архитектуры федерального значения). В числе передаваемого имущества – основное здание Крестовоздвиженской церкви.



Ускорение процесса передачи церковного имущества вызвано тяжелым состоянием всего комплекса, который требует начала немедленной реставрации, в том числе после недавно произошедшего пожара.


============================================================


Западным архитекторам стоит учитывать судьбу русских храмов в ХХ веке, считает историк архитектуры

23.05.2018 17:16 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=78189
------------------------------------------------------------




Москва, 23 мая, Благовест-инфо. «Русский храм в эпоху коммунизма» – тема лекции Кирилла Постернака, которую он прочитал 21 мая в Культурном центре «Покровские ворота», звучит болезненно для тех, кто знает, что тысячи храмов по всей стране были осквернены и разрушены в годы советской власти. Во что только не были превращены храмы всех религий – столовые, клубы, кинотеатры, планетарии, спортзалы, фабричные и заводские корпуса, крематории, склады и зернохранилища. Но эта
тема важна не только с академической или краеведческой точки зрения. Как считает лектор – старший научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева, «парадоксальным образом» судьба русских храмов в ХХ веке приобретает особую актуальность для современных архитекторов западных стран, где многие церковные здания пустеют, закрываются и «перепрофилируются». «Советский опыт может быть весьма показательным – не как образец для подражания, а как
предостережение и прогноз того, что может произойти с этими храмами через 50-70 лет. Западным архитекторам имеет смысл ознакомиться с этим опытом сейчас, чтобы не наступать на те же самые грабли», – полагает К. Постернак.



Он начал свою лекцию с краткого экскурса в историю Российской (а с 1943 г. – Русской) Православной Церкви (РПЦ) в ХХ веке, подчеркнув, что жесткая антирелигиозная политика советских властей не является следствием гражданской войны, она не была спровоцирована действиями самой РПЦ, но, будучи глубоко укоренена в марксистской идеологии, стала закономерным следствием государственного атеизма. Большевистская власть уничтожала культовые здания всех религий и конфессий. Первая волна закрытия храмов получила
импульс после принятия «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» 2 февраля 1918 года. Согласно новой советской традиции, храмы закрывались в большинстве случаев «по обращениям трудящихся».







Храм преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре. Фото предоставлено К. Постернаком



Менее всего пострадали церковные здания, которые были перепрофилированы в музеи, но их было немного. Например, в столичном Донском монастыре сначала был устроен Музей быта, позже – антирелигиозный музей, а с 1934 г. в его стенах расположился Музей архитектуры. Те храмы, где поселились архивы, библиотеки, зернохранилища и т.д., подвергались поначалу «корректной перестройке»: там воздвигали стеллажи и перекрытия, но бывало, что сохраняли настенные росписи и даже иконостасы, заменив образы
святых на портреты вождей революции. В целом же, по замечанию К. Постернака, бережное сохранение памятников архитектуры не входило в планы большевистского руководства, просто в первые годы советской власти не хватало ресурсов на большее. А пока снимали кресты, в рамках борьбы с колокольным звоном (в 1930 г. был запрещен) сбрасывали и переплавляли колокола и разрушали колокольни, сбивали архитектурный декор и т.д.







Крематорий, устроенный в храме преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре. Фото предоставлено К. Постернаком



Новое время требовало новых «красных» традиций – вместо крестин – «октябрины», вместо венчания – упрощенная регистрация гражданского состояния, вместо отпевания и похорон – «огненное погребение». Последняя новация была признана очень прогрессивной со всех точек зрения, она вдохновила на создание крематориев. В Москве первый в республике крематорий был перестроен из церкви Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря.
Новое здание при этом не должно было напоминать о его церковном прошлом. В ходе конкурса архитектор Дьяконов представил проект в стиле классицизма, авангардист К. Мельников предложил нечто вроде выставочного павильона из стекла и бетона. Победителем стал Д. Осипов, который предложил сооружение не столько конструктивистское, сколько, по словам лектора, «порождение ар-деко», вдохновленное «Трибюн Тауэр» в Чикаго. Проект был реализован в 1926-1927 годах:
купол храма сменила высокая четырехугольная башня, стены были прорезаны высокими прямоугольными окнами, в нижнем храме установили печь, а весь верхний храм был переоборудован под ритуальный зал и колумбарий. Для музыкального сопровождения церемоний был взят орган XIX века из снесенной лютеранской церкви св. Михаила. В 1990-е годы крематорий был закрыт, и в его здании восстановлена (разумеется, не в прежнем виде) церковь, где с 1998 г. возобновлено богослужение.







Храм преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид. Фото с сайта Донского монастыря







Храма святителя Николая и мученицы Александры в Санкт-Петербурге. Фото предоставлено К. Постернаком



Автор доклада привел еще несколько ярких примеров изменения до неузнаваемости облика христианских храмов в ХХ веке. Так, клуб завода «Красный путиловец» в Ленинграде был построен на основе храма святителя Николая и мученицы Александры с усыпальницей Путиловых. В 1925 году «по требованию рабочих» церковь была закрыта, перестройкой под заводской клуб занялся архитектор А. Никольский, ученик автора Путиловской церкви и сам в прошлом успешно проектировавший ряд церквей. Никольский снес
колокольню, уничтожил декор, замаскировал кирпичную кладку и создал конструктивистское здание, над прямоугольным порталом которого была устроена треугольная стеклянная призма кинобудки, увенчанная треугольным же транспарантом с серпом и молотом – они сменили крест. Г. Постернаку удалось проследить, как отразилась эта перестройка на судьбе архитектора: «Как говорят воспоминания современников, за эту работу Никольский был предан церковной анафеме. Но он был не из б
оязливых, и даже, как говорят, любил посещать собор на Покровской площади и слушать, как ему провозглашают анафему с церковного амвона. Не приходится удивляться, что и с его наследием потомки не особенно церемонились. Например, главный труд его жизни – стадион имени Кирова в Ленинграде – был уничтожен буквально десять лет назад». А в бывшем Путиловском храме в разные годы размещался кинотеатр, фабрика, все это сопровождалось соответствующими перестройками, пока в 1990-е годы здание не
было передано церковной общине. «Восстановить первоначальный вид здания, по всей видимости, невозможно», – заключил докладчик.







Бывшее здание церкви, реконструированное под клуб «Красный путиловец». Фото: http://putilovskij-hram.ru







Реформатская кирха в Санкт-Петербурге. Фото предоставлено К. Постернаком



Та же судьба и с той же перспективой постигла неправославные храмы, очередь до них дошла к концу 1920-х годов. Яркий пример – немецкая Реформатская кирха на Большой Морской улице в Петербурге/Ленинграде. Она была построена в середине XIX века в романо-готическом стиле, закрыта в 1929 году и полностью перестроена в 1930-х годах для Дома культуры сотрудников связи. Первый проект – конструктивистский; через несколько лет, в связи с новыми идеологическими установками, «авангард уступил место
монументальной неоклассике»: на фасадах появились скульптуры, балконы на огромных кронштейнах, рустовка – на стенах. Одна из значимых архитектурных доминант северной столицы превратилась в результате в «глухой, плоский ящик», который «воспринимается как чужеродное тело, как некий склад или фабрика посредине города», осмелился писать один из критиков в 1936 г.







ДК связи в Санкт-Петербурге, перестроенный из реформатской кирхи. Фото: Википедия



Примеров подобного варварства множество: это и мрачное здание НКВД на углу Литейного проспекта и улицы Чайковского, в основе которого – стены собора Сергия Радонежского ( XVIII в.); и церковь Влахернской иконы Богоматери в усадьбе Кузьминки (Москва) – прекрасный памятник русского классицизма, превращенный в жилой дом (общежитие, конторы, квартиры); и московская церковь св. Николая в Покровском на Бакунинской улице, в которой оборудовали хлебозавод, перестроив таким образом, что даже автор
доклада – историк архитектуры в 80-90-е гг., многократно проходя мимо, не мог разглядеть в массивном здании приметы храмового зодчества. Московский католический храм Петра и Павла (проект знаменитого Жилярди) был уже после войны перестроен под конторы в духе «сталинской» неоклассики. Г. Постернак привел еще ряд примеров приспособления церковных зданий под производственные помещения – в Москве, Ленинграде, Брянске.







Планетарий, размещавшийся в Покровской церкви Казанского монастыря Ярославля. Фото предоставлено К. Постернаком



Особый сюжет доклада — это планетарии. В послевоенный период в СССР начался настоящий бум их строительства (из Германии по репарациям начало поступать оборудование, которое не производилось в СССР, заметил автор). Идеологически оправданным было размещение новых очагов культуры и просвещения в бывших храмах, да и уцелевшие церковные купола подходили для этого как нельзя лучше. Планетарии в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) в Алексеевской церкви бывшего Благовещенского монастыря; в Ярославле в
Покровской церкви Казанского женского монастыря, во Владимире, Саратове, Хабаровске, Барнауле и других городах – во многих случаях архитектурное «переформатирование» было минимальным, но облик зданий кардинально менялся. В некоторых случаях, чтобы хоть как-то замаскировать церковный фасад, перед ним просто ставили поставлен портик с вывеской «Планетарий», отмечает автор.







Воскресенский собор в Бишкеке (1945-1947). Фото предоставлено К. Постернаком



Следующий раздел доклада был посвящен новому периоду краткого возрождения церковного зодчества в послевоенные годы на фоне потепления отношений Церкви и государства. В это время в разоренных зданиях открывались храмы, где устанавливали фанерные алтарные преграды или переносили уцелевшие в других церквях иконостасы (Покровский собор в Воронеже, Троицкий храм («Кулич и Пасха») в Ленинграде, церковь Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, храм Всех святых на Соколе). Г. Постернак привел
пример строительства нового храма в эти годы – в г. Фрунзе (Бишкек) была построена «базилика в романском духе». И это не единственный храм, построенный в поздние сталинские годы в провинциальных городах.



Этот период длился до начала нового витка антирелигиозных гонений при Хрущеве. Взорванный в 1961 г. Спасский собор на Сенной площади в Ленинграде, переоборудованная под бассейн лютеранская церковь на Невском проспекте – лишь несколько примеров этого времени.



Резюмируя, докладчик еще раз подчеркнул, что перестройка храмовых зданий в советский период была продиктована, в первую очередь, не материальными запросами, а идеологическими причинами – новой власти нужно было искоренить память о «христианском прошлом». Но эта задача не была выполнена – в 1990-2000-х гг. множество храмов было восстановлено, богослужение в них возобновилось. «Это следует учитывать современным западным архитекторам (перед которыми стоит задача перестройки
церковных зданий – ред.) – опрометчиво предполагать, что отношение к их работе будет таким же через 50-60 лет. Им следует тактичнее обращаться с церковным наследием», – завершил Г. Постернак, показав на прощание одну из европейских базилик с ярко раскрашенными в духе современного искусства готическими сводами, в которой недавно был устроен роллердром.



Юлия Зайцева


============================================================


Патриарх Кирилл встретился с митрополитом Токийским Даниилом

23.05.2018 14:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78188
------------------------------------------------------------
Москва, 23 мая. 23 мая в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви митрополитом Токийским и всей Японии Даниилом, сообщает патриаршая пресс-служба.



Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сендайский Серафим, клирик Воскресенского кафедрального собора в Токио архимандрит Герасим (Шевцов), клирик подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Иоанн Нагая, протодиакон Иоанн Фануракис, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям Д. Петровский.



В ходе беседы обсуждались текущие вопросы жизни Японской Православной Церкви.


============================================================


В Библиотеке иностранной литературы закрывается научно-исследовательское направление религиоведения

23.05.2018 14:30 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78184
------------------------------------------------------------




Е.Рашковский



Москва, 23 мая, Благовест-инфо. Научно-исследовательская группа религиоведения Комплексного научно-исследовательского отдела Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ) прекращает работу 29 июня 2018 года. Об этом «Благовест-инфо» сообщил главный научный сотрудник группы, доктор исторических наук Евгений Рашковский. Ученый узнал об этом из «Уведомления», полученного им в начале мая и подписанного генеральным директором ВГБИЛ Вадимом Дудой.



Причиной упразднения группы, согласно «Уведомлению», является «ввод в действие новой структуры и нового штатного расписания Библиотеки иностранной литературы». «В связи с проведением мероприятий по приведению структуры Федерального государственного учреждения культуры «Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино» в соответствии с утвержденным Министерством культуры Российской Федерации государственным заданием на 2018 год,
обеспеченным бюджетным финансированием, информируем Вас о том, что с 29 июня 2018 года вводится в действие новая структура и штатное расписание Библиотеки иностранной литературы, - говорится в документе. - ... Уведомляем Вас, что в соответствии с новой структурой и штатным расписанием с 29 июня 2018 года Научно-исследовательская группа религиоведения Комплексного научно-исследовательского отдела упраздняется и занимаемая Вами должность «Главного научного сотрудника»
подлежит сокращению».



По словам Е.Рашковского, таким образом «под нож» отправлено целое научное религиоведческое направление в стенах ВГБИЛ им. М. И. Рудомино – направление, начало которому положили протоиерей Александр Мень, академик Вячеслав Всеволодович Иванов и Екатерина Юрьевна Гениева, более четверти века стоявшая во главе Библиотеки. Направление, которым на протяжении 2003-2007 годов руководил замечательный священник и ученый – о. Георгий Чистяков.



Евгений Рашковский возглавил направление в 2007 году, почти сразу после кончины Екатерины Гениевой. В обязанности коллектива, отмечает он, входило: «Ознакомление читателей с религиозной и религиоведческой литературой и с достижениями научной мысли в области религиоведения и теологии, с наследием разных конфессий России и мира; проведение лекций, научных семинаров, конференций и круглых столов по религиоведческой и теологической тематике, в том числе и по актуальным проблемам библеистики; пополнение
фондов Библиотеки за счет дарственных экземпляров ученых и священнослужителей; консультирование работников Библиотеки по религиоведческой тематике; составление desiderata для пополнения фондов Библиотеки новейшими зарубежными изданиями по нашей проблематике; оригинальные научные религиоведческие исследования».



Говоря о деятельности возглавляемой им группы, Е.Рашковский отмечает, что «за эти годы мы обеспечили Библиотеке тысячи посещений, сотни дарственных экземпляров, сотни научных встреч и заседаний, подготовку десятка научных и научно-популярных изданий». Исследователь перечислил имена ученых, принявших участие в научной и популяризаторской работе направления: Леонид Алаев, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов, Петр Баренбойм, Андрей Володин, Анастасия Гачева, иеромонах Иоанн (Гуайта), академик
РАН Абдусалам Гусейнов, Чингиз Гусейнов, Алексей Кара-Мурза, Игорь Кондаков, Наталия Кузнецова, Михаил Максимов, Лука Маневич, игумен Петр (Мещеринов), Георгий Мирский, Владимир Новиков, Ирина Приходько, РузанаПсху, Наталия Рогожина, Роман Светлов, Михаил Селезнев, член-корреспондент РАН Ирина Семененко, Татьяна Скороходова, член-корреспондент РАН Андрей Топорков, протоиерей Павел Хондзинский, Ирина Языкова, Игорь Г. Яковенко… В числе зарубежных участников проектов - М
ихаил Вайскопф, Бригита Менцель, протоиерей Стивен Платт, Йост и Эстер Ритманы, Лена Силард.



За прошедшие десять лет разгоняемая ныне группа успела издать ряд научных трудов, в числе которых: «Библиотека Николая Зёрнова: Каталог», «Двадцать лет без отца Александра. И с ним», «Иоанн Павел II: постижение любви», «Семья: духовные и общественные проблемы», «Философия права Пятикнижия», «Вера. Мысль. Выбор. По материалам Зёрновских конференций 2012-2013 гг.», «Мировые религии в культуре, истории и политике. По материалам
Зёрновских конференций 2013-2017 гг» и другие.



Когда-то, рассуждает историк, «нередко даже вопреки властям, Россия была страной пусть немногочисленной, но высокоинтеллектуальной культурной элиты, и таковой она и признавалась остальным миром. Сейчас это время прошло». Мы «въезжаем», убежден ученый, в «новое средневековье». «Тут уж не до серьезных гуманитарно-научных исследований: даёшь популярные мифы, даёшь развеселые шоу! Который раз сбывается (уже сбылась!) голубая мечта наших российских конформистов
послеоктябрьских лет о культуре как о «приеме» и об «организованном упрощении культуры», - считает Е.Рашковский.



Наряду с религиоведами, сообщил в заключение руководитель группы, генеральный директор Библиотеки «подвел под «сокращение штатов» еще один замечательно и самоотверженно работавший коллектив» - Научно-исследовательскую группу искусствоведения и культурологии. «Видать, они тоже не ко двору «министерству культуры» с его Бог весть кем придуманным «государственным заданием», - подытожил Евгений Рашковский.



Елена Бажина


============================================================


Пресс-конференция в связи с открытием проекта "Народный обед". Санкт-Петербург
26 мая

23.05.2018 14:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=78187
------------------------------------------------------------
26 мая в 11:00 в преддверии Дня защиты детей в одном из филиалов Отдела по благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии (ул. Крупской д.5) будет дан старт Всероссийскому добровольческому проекту «Народный обед» в Санкт-Петербурге. Малоимущие семьи с детьми смогут встать на учет для получения бесплатных продуктов от благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь».



На торжественное открытие приглашены: председатель Комитета по Социальной политике Санкт-Петербурга Александр Николаевич Ржаненков и уполномоченный по делам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Юрьевна Агапитова.



В 11:15 состоится брифинг для журналистов. В нем примут участие:



· Светлана АГАПИТОВА, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге;



· Елена РЫДАЛЕВСКАЯ, руководитель Координационного центра помощи людям в трудной жизненной ситуации и Благотворительного Фонда «Диакония»;



· представители Комитета по социальной политике;



· Виктория КРИСЬКО, управляющий директор «Фонда продовольствия «Русь»



Проект «Народный обед» организуется Благотворительным «Фондом продовольствия «Русь» в 25 городах. В Санкт-Петербурге он будет реализовываться впервые при поддержке Отдела по благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии и Благотворительного фонда «Диакония».



26 мая после торжественного запуска проекта добровольцы в течение двух часов будут фасовать собранные продукты по наборам. Далее фасовки «Народного обеда» в Санкт-Петербурге будут проходит дважды в месяц, после чего в течение недели, нуждающиеся смогут получить запас продуктов. Чтобы получить бесплатную продовольственную помощь или стать добровольцем цеха фасовки в Санкт-Петербурге необходимо обратиться на бесплатную горячую линию «Фонда продовольствия «Русь» по телефону
8-800-555-24-29.



Аккредитация СМИ в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии по электронной почте mitropolia.sk@gmail.com. В аккредитации просим указать: ФИО корреспондента/фотографа/съемочной группы, контактный телефон. Уточнить получение аккредитации можно по телефону +79110213597 (Анастасия Мясоедова).



Контактный телефон на месте для аккредитованных СМИ:



+79818539896 Ирина



Справка:



Проект «Народный обед» - один из главных проектов Фонда «Русь». Он реализуется за счет средств, собранных в ресторанах KFC во время ежегодных акций «Подари обед ребенку». На собранные средства Фонд закупает годовой запас продуктов по оптовым ценам у российских производителей.



Затем добровольцы из разных регионов ежемесячно собираются в цехах фасовки и формируют продуктовые наборы для нуждающихся. В составе набора 5 видов круп и подсолнечное масло. Пакеты с едой получают малоимущие семьи с детьми, нуждающиеся пенсионеры и другие социально незащищенные категории населения.



На сегодняшний момент действует 27 цехов фасовки проекта «Народный обед» в 25 городах, в которых за 2017 год было передано более 350 тонн продуктовых наборов. Ежемесячные акции проходят в Москве и Сергиевом Посаде, Тверской области, Нижнем Новгороде, Белгороде, Воронеже и в Воронежской области, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Омске, Абакане, Барнауле, Новосибирске и Новосибирской области, Амурске, Владивостоке. К 1 июня 2018 года Фонд продовольствия
«Русь» увеличит число цехов фасовки «Народных обедов».



В Санкт-Петербурге раздачу продуктовых наборов будет осуществлять Координационный центр помощи людям в трудной жизненной ситуации и Благотворительный Фонд «Диакония». Благодаря работе петербургского цеха более 400 малоимущих семей города смогут ежемесячно получать продуктовые наборы.


============================================================


Библейский семинар. Лекция И.С. Вевюрко "Паралипомены Иеремии пророка - христианский апокриф из еврейской среды II в.". Москва
4 июня

23.05.2018 13:50
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=78186
------------------------------------------------------------
Библиотека иностранной литературы



Мы рады пригласить Вас в понедельник 4 июня в 18-00 на наш очередной «Библейский чай». В этот раз перед нами выступит историк философии, религиовед, специалист по философской и богословской антропологии И.С. Вевюрко с темой «Паралипомены Иеремии пророка - христианский апокриф из еврейской среды II в.»



Вот краткий анонс лекции от автора:



««Паралипомены» были известны на Руси в составе Четиих Миней, но уже с XVII в. они становятся у нас практически забытыми. Представляемая книга заново знакомит с ними отечественного читателя. Связанный множеством ассоциативных нитей как с Ветхим, так и с Новым Заветом, этот текст представляет собой замечательный образец ранней парабиблейской литературы. Его предназначение несколько иное, чем у Книги Еноха или «Библейских древностей» псевдо-Филона. Не давая новых трактовок
откровения, он всецело посвящен христианской полемике с иудаизмом, и отражает ту ее стадию, когда она велась еще внутри еврейской среды, на что указывает множество агадических деталей. В науке существуют и другие версии происхождения «Паралипомен»: что это иудейская повесть, дописанная христианином, или гностический памятник из протомандейского круга. Они также будут рассмотрены в лекции».



Так уж сложилось, что в связи с сокращением нашего отдела именно этот Библейский чай будет последним в стенах Иностранки, где мы просуществовали ровно 7 лет. А будет ли он вообще последним - зависит во многом и от вас, наших друзей. Приходите не только на мероприятие, но и попрощаться с нами и обсудить дальнейшие возможные перспективы.






============================================================


Патриарх Кирилл призвал не дарить ему цветы, а жертвовать деньги больницам

23.05.2018 13:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78183
------------------------------------------------------------




Москва, 23 мая. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал столичное духовенство не дарить ему цветы по случаю дня его тезоименитства 24 мая, потратив сэкономленные деньги на приобретение оборудования для больницы святителя Алексия, сообщает в среду пресс-служба предстоятеля.



«Святейший патриарх Кирилл благословил направить денежные средства, сэкономленные московскими приходами на покупке цветов к дню тезоименитства его святейшества, на приобретение оборудования для физиотерапевтического отделения московской Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского», — говорится в сообщении.



Приходы могут перечислить деньги на соответствующий целевой счет Московской патриархии.



В пресс-службе патриарха напомнили, что ранее предстоятель РПЦ предложил заменить обычай преподносить ему в праздничные дни цветы сбором средств в пользу нуждающихся. В этом году, 27 апреля, в больнице святителя Алексия был освящен новый реанимобиль, приобретенный на средства, поступившие от московских храмов и монастырей.



Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — многопрофильное лечебное учреждение на 275 мест. Больница является учреждением Русской православной церкви. Ежегодно врачи больницы принимают около 20 тысяч пациентов, стационарную медицинскую помощь получают более 10 тысяч человек. В больнице лечатся не только москвичи, но и люди из других регионов России вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Для всех больных обследование и лечение проводится бесплатно,
передает РИА Новости.


============================================================


"Главное, не перепутать себя с Богом": день из жизни монаха-реаниматолога

23.05.2018 12:29 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=78182
------------------------------------------------------------

============================================================


В Музее Пола Гетти проходит выставка "Дороги, ведущие в рай: средневековая Индия и Европа"

23.05.2018 11:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78181
------------------------------------------------------------
Лос-Анджелес, 22 мая. В калифорнийском Художественном Музее Пола Гетти проходит выставка средневековых иллюстрированных манускриптов, произведений религиозного искусства, а также монет и драгоценных украшений, сообщает «Седмица» со ссылкой на сайт музея.



На экспозиции представлено огромное количество целиком или фрагментарно сохранившихся иллюстрированных рукописей из Англии, Франции, Германии, Византии, Персии, Индии и других стран. Это священные тексты, богослужебные книги, жития, исторические хроники – тексты, созданные в период с X по XVI века.



Огромное количество иллюстраций, гравюр и рисунков, которыми наполнены средневековые рукописные книги, очень живо описывают мир чужих для их создателей народов и дальних стран. Иногда эти представления, облечённые в краски, очень близки к реальности, иногда представляют собой плод авторского воображения. Это касается как сцен повседневной жизни, так, в особенности, религиозных представлений жителей разных стран.



Нынешняя экспозиция посвящена одной из тем, общей для религиозного сознания разных народов, – теме рая, как она представлена в разных средневековых культурах Запада и Востока по преимуществу. «Многие религиозные мыслители и богословы Европы и Азии, – говорится в пресс-релизе выставки, – понимали рай во многом очень похоже – как место совершенной гармонии. Однако предположения о местонахождении рая или о путях его достижения у них, принадлежавших к разным религиозным традициям,
сильно расходились».



Ряд крупных музеев и частных коллекций предоставили для выставки «Дороги, ведущие в рай» более сотни различных экспонатов: украшенные драгоценными камнями книги и ритуальные объекты, золотые и серебряные монеты, коронационные и праздничные украшения, скульптуры и гравюры. По замыслу организаторов, все эти артефакты и произведения искусств призваны продемонстрировать то, каким образом их создатели, заказчики, продавцы и последующие владельцы понимали идею «рая», представляли себе
лучший мир и способы достижения его, будь то через религиозные практики или ритуалы, будь то через магические действия или суеверия.


============================================================


В Москву прибыл Сербский Патриарх Ириней

23.05.2018 11:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78180
------------------------------------------------------------




Москва, 23 мая. 22 мая 2018 года Патриарх Сербский Ириней прибыл в Москву, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.



В числе сопровождающих предстоятеля Сербской Православной Церкви – члены делегации, в состав которой входят, в частности, епископ Бачский Ириней, настоятель Ковильского монастыря, избранный епископ Мохачский архимандрит Исихий (Рогич), начальник Кабинета Патриарха Сербского Иринея диакон Александр Прашчевич и личный секретарь Патриарха, директор производственного предприятия Белградской Архиепископии Деян Накич.



В столичном аэропорту «Шереметьево» Патриарха Иринея встречали председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, епископ Домодедовский Иоанн, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, духовенство города Москвы, президент Международного общественного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев.



В числе встречавших также были настоятель Подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний.


============================================================


"Обращение к памяти свв. Кирилла и Мефодия - еще одно свидетельство о едином христианском наследии Европы"
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры

23.05.2018 10:46 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78179
------------------------------------------------------------




Москва, 23 мая, Благовест-инфо. Просветители славян Кирилл и Мефодий напоминают о христианском единстве; это те святые, к которым можно обращаться «для сохранения традиций христианской цивилизации и в целом христианской наследия в самом широком смысле слова, которое выше конфессиональных перегородок». Об этом первый зампредседателя Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов говорил 22 мая на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной Дню
славянской письменности и культуры, который широко отмечается в России и других славянских странах 24 мая. «Обращение к памяти свв. Кирилла и Мефодия – еще одно свидетельство о едином христианском наследии Европы, которое для всех исторических христианских конфессий, поддерживающих Предание Церкви, является равноважным и нас объединяющим», – сказал он.



Таким образом священник прокомментировал прозвучавшее на этой пресс-конференции выступление проректора по научной деятельности Московского государственного института культуры Александра Ужанкова, который, говоря о значении просветительского подвига равноапостольных «учителей словенских», подчеркнул их роль в создании «русской цивилизации» и в «противостоянии двух цивилизаций: католической и православной». О. Максим напомнил, что свв. Кирилл и Мефодий – это святые
неразделенной Церкви (IX в.); что «их деятельность связана с инициативами как Константинополя, так и римской кафедры»; что при Папе Иоанне Павле II «в рамках католической традиции они были объявлены святыми покровителями Европы».



По словам о. Максима, память о святых солунских братьях на Руси «всегда хранилась», но была «особенно актуализирована» в России в XIX в., когда идеи всеславянского единства вновь приобрели особую значимость. Сегодня в день памяти свв. Кирилла и Мефодия отмечается День славянской письменности и культуры, который стал «в полном смысле праздником симфоническим: в нем соединяются исторически-культурно-церковное и актуально-народное», сказал священник.



Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (СИНФО) Вахтанг Кипшидзе отметил, что в последние годы праздник стал «подлинно народным»: «Его не надо навязывать, продвигать в массы, … он все больше утверждается в нашей общественной жизни. Мы за то, чтобы он стал семейным».







Кроме того, «сила этого праздника в том, что он не привязан к сиюминутным политическим интересам» и «не должен стать заложником сложностей в межгосударственных отношениях на пространстве народов, относящихся к славянскому миру», продолжил Кипшидзе. Проявлением такого подхода является запланированная на 24 мая прямая линия с Болгарией – эта страна «сделала вполне определенный государственный выбор с точки зрения политического ориентирования, но это не стало препятствием
для того, чтобы православные болгары разделили с нами радость этого праздника».



В отношении общения с другими славянскими народами зампред СИНФО испытывает «оптимизм и надежду». Рассуждая о том, почему «славянское единство не вылилось в какие-то межгосударственные объединения», он предположил, что это единство «не помещается в рамки римского права, на основе которого развивается правовая европейская культура уже не первое тысячелетие, они слишком узки для него». Но это и хорошо, потому что «любое государственное объединение конечно, а
славянское единство никогда не прекратится, будет существовать помимо государственных границ. Это хороший повод для оптимизма».



Кипшидзе сообщил, что 24 мая патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в храме Христа Спасителя, днем посетит посвященный празднику концерт на Красной площади (в 13-00), а вечером вручит Патриаршие литературные премии лауреатам из числа современных писателей и поэтов в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.



Еще один участник пресс-конференции – профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, отвечая на вопрос о современной культуре, посетовал, что молодежь слишком увлечена цифровыми технологиями; она мало знакома с книжной традицией, которая «не позволяет людям стать рабами своих гаджетов».



О. Максим не согласился с ним: «Мне кажется, что свв. Кирилл и Мефодий не испугались бы цифровых технологий, живи они в наше время. Донесение евангельской проповеди до наших молодых соотечественников, если оно возможно через цифровые технологии, должно осуществляться и таким способом всенепременно». Для своего времени равноапостольные братья были революционерами: «Перевод на славянский язык того, что казалось непереводимым по глубине смыслов и необходимой точности выражения, — это
был в определенном смысле революционный прорыв, осуществленный солунскими братьями для выхода к славянским народам. Мне кажется, для новой евангелизации, для внутренней миссии, мы не имеем права пренебрегать никакими возможностями, которые нам предоставляет современная цивилизация», заключил протоиерей.



Юлия Зайцева


============================================================


Митрополит Платон освятил Крымский мост

23.05.2018 10:28
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78178
------------------------------------------------------------




Симферополь, 23 мая. Митрополит Феодосийский и Керченский Платон совершил чин освящения Крымского моста, сообщил РИА Новости директор научно-образовательного центра "Центр морских исследований и технологий" Дмитрий Татарков.



По его словам, чин освящения был совершен во вторник во время морского перехода через Крымский мост на Аршинцевскую косу, который проводился в рамках старта научно-образовательной экспедиции "Крымская кругосветка".



"Маршрут экспедиции прошел под арками Крымского моста. Мы приурочили старт морской составляющей нашей экспедиции к его открытию. Митрополит Платон был на борту яхты, освятил мост, побеседовал с ребятами нашего отряда и благословил экспедицию. Это очень интересное событие, подчеркивающие духовно-просветительскую суть и воспитательную составляющую экспедиции", - сказал Татарков.



Экспедиция проводится по инициативе известного российского путешественника Федора Конюхова, благотворительного фонда "Православный Крым" и благотворительного фонда Федора Конюхова "Зеленая планета". В ней принимает участие исследовательская команда, в которую вошли студенты и преподаватели из 18 ведущих отечественных университетов и научно-исследовательских институтов Российской академии наук. Маршрут экспедиции будет состоять из пяти этапов: "Киммерия", "Таврика", "Херсонесида", "Скифия", "Феодоро" и двух
маршрутов - морского и сухопутного.



Мост через Керченский пролив, соединяющий Крым и Краснодарский край, является самым протяженным в России, его длина составляет 19 километров. Поток автотранспорта по мосту был запущен 16 мая.




============================================================


Русские иконы XV века, хранящиеся в Италии, увидят петербуржцы

23.05.2018 10:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78177
------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург, 23 мая. В Михайловском дворце в среду открывается выставка русских икон XV века из коллекции Intesa Sanpaolo, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу Русского музея.



Петербуржцам покажут три произведения, хранящихся в палаццо Леони Монтанари в Виченце (Италия): «Первый Вселенский собор в Никее» (Новгород, конец XV века), «Пять праздников и святые» (Вологда, конец XV - начало XVI века) и «Рождество Христово» (Новгород, около 1475 года).



«Собрание русских икон в палаццо Леони Монтанари - одно из самых заметных и важных за пределами России. Его ядро составляет частная коллекция группы Интеза Санпаоло. Ее начало было положено в середине 1990-х годов», - говорится в сообщении.



Собрание охватывает несколько столетий русской религиозной живописи - от древнерусских памятников второй половины XIII века до произведений начала XX века.


============================================================


Во Франции началась подготовка к переносу памятника Иоанну Павлу II работы Церетели

23.05.2018 10:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78176
------------------------------------------------------------




Париж, 23 мая. Подготовительные работы, предшествующие демонтажу и переносу на новое место памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы скульптора Зураба Церетели, начались во вторник в городе Плоэрмель в регионе Бретань на западе Франции. Об этом со ссылкой на региональную газету Ouest France сообщает ТАСС.



Церемония прошла в присутствии викария Ваннской епархии Филиппа Ле Биго, который дал свое благословение на работы. «Мы работаем над этим досье уже много месяцев. Мы пришли сюда, чтобы примириться, и это благословение - наш символический дар этому пространству, которое станет местом поклонения», - сказал священнослужитель.



Демонтаж памятника Иоанну Павлу II в Плоэрмеле проводится после длительной тяжбы между местным католическим приходом и организацией «Свободная мысль», которая возмутилась присутствием памятника с религиозной символикой на общественной автостоянке. Активисты обратились в суд с требованием убрать со статуи крест, и дело дошло до высшей административной инстанции - Государственного совета Франции, который в конце 2017 года подтвердил ранее вынесенное судебное решение о необходимости демонтажа
религиозного символа. По мнению экспертов Госсовета, «крест является религиозным символом и знаком, как на то непосредственно указывает статья 28 закона от 9 декабря 1905 года об отделении церкви от государства».



Это решение, однако, возмутило значительную часть жителей Плоэрмеля, которые выступили категорически против лишения памятника креста. В результате в марте 2018 года было достигнуто компромиссное решение - памятник у муниципалитета выкупила церковная община за 20 тыс. евро с условием перенести всю конструкцию на территорию прихода.



Подарок Церетели



Памятник Иоанну Павлу II был подарен городу Зурабом Церетели в 2006 году. Для монумента были построены высокий постамент и арка в классическом стиле, увенчанная мощным крестом, который возвышается на высоту 7,5 м. В знак признательности города Церетели был удостоен тогда звания почетного гражданина Плоэрмеля.



Теперь всю эту конструкцию предстоит демонтировать и перенести на новое место в 30 метрах от нынешней площадки. Непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции из арки и статуи общей массой 13 тонн обойдется Ваннской епархии в сумму от 90 до 100 тыс. евро - для финансирования этого проекта церковное руководство открыло сбор пожертвований.



Планируется, что после переноса памятника на территорию при храме вокруг него будет создано «культурное молитвенное пространство, посвященное Иоанну Павлу II». Все работы, как ожидается, будут завершены 16 июня - в этот день в Плоэрмеле состоится религиозная церемония с участием епископа Ванна Реймона Сентена и делегации из Польши.


============================================================


Грузия: на территории монастырского комплекса Давид Гареджи повреждены уникальные фрески

23.05.2018 08:56
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78175
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 23 мая, Благовест-инфо. На территории монастырского комплекса Давид Гареджи, в главном храме пустыни, датируемом IX-XI веками, и в трапезной повреждены уникальные фрески.



Как заявил Первому каналу Общественного телевидения гид монастыря, надписи на фресках сделаны обломками извести и маркерами.



«Это не первый случай, когда туристы оставляют «памятные» надписи на стенах с фресками, однако церковь бессильна в таких случаях. Никогда не было прецедента наказания совершивших акты вандализма, так как повреждения мы обнаруживаем позднее», — заявляет гид.



Руководители туристических групп считают, что на памятнике исторического культурного наследия должна быть предупреждающая надпись, информирующая, что подобные действия караются законом, сообщает Грузия онлайн.



Национальное агентство защиты культурного наследия Грузии оценило случившееся как вандализм и обратилось к соответствующим ведомствам с просьбой о принятии необходимых мер.



В НАЗКН заявляют, что поврежденные фрески осмотрели представители службы надзора. Согласно их отчету, повреждения на фресках – менее тяжкой степени.



Представители службы надзора НАЗКН отметили, что восстановить фрески возможно.



В агентстве заявляют, что в прошлом году средневековый монастырский комплекс Давид Гареджи вошел в финальный список находящихся под угрозой памятников EuropaNostra («Европа Ностра»). Это означает, что с этого года организация будет заниматься мобилизацией финансов от донорских организаций для реабилитации монастырского комплекса.


============================================================

В избранное