← Январь 2018 → | ||||||
1
|
2
|
5
|
7
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
12
|
|||||
16
|
18
|
20
|
||||
22
|
24
|
27
|
28
|
|||
31
|
За последние 60 дней 29 выпусков (3-4 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
0 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 25/01/2018
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 25/01/2018 ============================================================ Папа Франциск выступил в защиту прав езидов 25.01.2018 17:01 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76668 ------------------------------------------------------------ Рим, 24 января. Перед началом общей аудиенции 24 января Папа Франциск встретился с представителями общины езидов из Германии и в своём обращении к гостям говорил о «невинных жертвах бессмысленного и бесчеловечного варварства», в частности в Ираке и Сирии. Епископ Рима заявил, что религиозная община езидов имеет неотъемлемое право на существование: никто не вправе уничтожать религиозную группу, потому что она не входит в число так называемых «терпимых». Понтифик подчеркнул, что каждый человек имеет право свободно исповедовать свои религиозные убеждения: «Ваша история, богатая духовностью и культурой, была, к сожалению, отмечена невыразимыми нарушениями основных прав человека: похищениями, рабством, пытками, насильственными обращениями, убийствами. Ваши святилища и места религиозного культа были разрушены. Самые удачливые из вас смогли бежать, оставив всё своё имущество, самые важные и священные вещи». Папа Франциск напомнил, что во многих частях мира существуют гонения за веру, жертвами которых становятся религиозные и этнические меньшинства, в том числе христиане. Святой Престол не перестаёт решительно осуждать эти ситуации, требуя признания, защиты и уважения прав гонимых меньшинств; в то же время он призывает к диалогу и примирению, дабы исцелить каждую рану. Святой Отец отметил, что из сердца человека могут исходить самые тёмные силы, способные на братоубийство, готовые считать своего брата «врагом, противником или даже человеком, не имеющим никакого достоинства». Папа Франциск напомнил о езидах, которые всё ещё находятся в плену у террористов: «Я искренне надеюсь, что будет сделано всё возможное для их спасения, для обнаружения пропавших без вести, а также для установления личности и достойных похорон убитых. Международное сообщество не может оставаться безмолвным и безучастным зрителем вашей драмы». Папа призвал организации и людей доброй воли из других общин внести свой вклад в восстановление домов и мест религиозного культа езидов, а также приложить конкретные усилия по созданию условий для возвращения беженцев в свои дома, ради сохранения самобытности общины. В конце обращения Папа Франциск вознёс молитву, дабы Господь помог нам «построить мир, в котором люди смогли бы жить в мире и братстве», сообщает Радио Ватикана. ============================================================ Храм Покрова на Нерли теперь виден даже ночью 25.01.2018 16:42 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76667 ------------------------------------------------------------ Владимир, 25 января. Купола в новом свете. Во Владимирской области представили архитектурно-художественную подсветку храма Покрова на Нерли, памятника белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, передает телеканал «Культура». Репортаж Марии Платанюк. Поэма из белого камня на бывшей стрелке Клязьмы и Нерли. Церковь Покрова на Нерли ‒ чудо и гордость владимирской земли ‒ уже скоро обретет свой первозданный вид. Глобальный проект по переносу линий электропередачи, которые так искажали исторический ландшафт и все восприятие храма ‒ в шаге от реализации. Директор историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг ‒ храм Покрова на Нерли» подчеркивает: «по переносу ЛЭП попали в федеральную программу». «Мы вышли к тому решению, которое свершилось, естественно, эта та деталь, которую я хотел бы отметить. Мы получили ответ от Мединского: «Да, одобряем». И, естественно, без команды мы бы здесь ничего не сделали», ‒ рассказал директор историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг ‒ храм Покрова на Нерли» Владимир Андреев. Сгущаются сумерки, и храм озаряется светом. Еще один проект, который станет вкладом в развитие всей туристической сферы. Подсветка великолепного храма, которая значилась в планах еще с 2005-го, стала реальностью. Церковь Покрова на Нерли 1165 года постройки, отныне как стройная горящая свеча, видна издалека. Сама указывает путь. Церковь Покрова на Нерли и заповедный Боголюбовский луг. Творение рук человека в обрамлении уникального природного ландшафта. Подсветка позволит иначе взглянуть на храм. У храма Покрова установлены «умные светильники». Диодные сенсоры. Полная автоматика. Вечером верующие и туристы легко найдут дорогу и больше не будут плутать, ведь тропа к храму через заповедный луг ‒ пешеходная. «Светильники, они издревле использовались в христианской церкви и здесь. Внешнее освещение позволяет увидеть красоту древнего храма, который поэтически сравнивали с лебедью», ‒ отметил настоятель храма Покрова на Нерли отец Гавриил. Владимир Андреев говорит, уже можно формировать специальные вечерние туры. Архитектурные элементы храма Покрова на Нерли, его удивительные рельефы ‒ женские лица, причудливые животные, орнаменты, как белокаменная книга, читать которую можно долго. Отныне этот исторический код ‒ в новом свете. ============================================================ Полиция Израиля: пропавший в пустыне Негев британский турист, возможно, страдал "иерусалимским синдромом" 25.01.2018 16:17 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76666 ------------------------------------------------------------ Иерусалим, 25 января. Израильские спасатели уже второй месяц ищут Оливера Макафи (Oliver McAfee), гражданина Великобритании, который предпринял велопробег по Святой Земле и пропал в пустыне Негев на юге страны. Об этом сообщает британская BBC. Будучи ревностным христианином, Оливер Макафи, 29-летний садовник из г. Челмсфорд (графство Эссекс, Англия) решил повторить путь Иисуса Христа, описанный в Евангелии, и проехать на велосипеде из Галилеи на юг Израиля. На него произвели большое впечатление слова из Евангелия от Марка: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и ангелы служили Ему». Еще в апреле 2017 года Макафи уволился с работы и отправился в велопутешествие по Европе. В общей сложности он проехал по европейским странам около 14 тысяч километров. Затем у него родилась идея путешествия по Святой Земле, сообщает Rublev.com. Тщательно спланировав поездку, О. Макафи прибыл в Израиль в ноябре 2017 года. С собой у него были ноутбук и Библия. После сорокадневного поста и молитвенного подвига он должен был вернуться домой в Северную Ирландию к концу декабря. После того как в намеченное время путешественник не вернулся, его друзья обратились в полицию. В ответ на запрос официальные власти Израиля сообщили, что Оливер Макафи из страны не выезжал. После этого туриста объявили в розыск. Вскоре в окрестностях городка Мицпе-Рамон на юге Израиля сотрудники поисково-спасательных служб обнаружили велосипед британского путешественника, его компьютер, ключи и ботинки. Первоначальная версия о нападении на туриста преступников не подтвердилась: вскоре на месте первой находки спасатели и полиция обнаружили страницы из Библии и записки, сделанные О. Макафи. Позднее еще несколько листков бумаги, исписанных его почерком, были найдены в русле ручья Цин. Одна из записей гласит: «Я Оливер, слуга Господень, сын Его». В связи с этими находками израильские спасатели предположили, что Оливера Макафи поразил так называемый иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид бреда величия и бреда мессианства, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определенного библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. «Он очень много писал о Христе, цитировал Евангелие целыми главами, — приводит слова Мейдада Горена, участника поисковой группы, сайт «Вести. Израиль по-русски». — Очевидно, искал духовного уединения. Но это лишь гипотеза». По словам пресс-секретаря полиции Израиля Микки Розенфельда, поисковая операция продолжается. «Если он все еще жив — а мы считаем, что он все еще жив, можно надеяться, что он находится где-то [в пустыне], самостоятельно добывая воду и, возможно, пищу», — заявил он. По другой версии, Макафи может находиться в Иерусалиме. Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей и представляет опасность для них самих или окружающих, так что появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане вне зависимости от конфессии. У некоторых экзальтированных верующих долгожданная встреча со святыми для них местами — историческими местами присутствия Иисуса Христа, храмом Гроба Господня или Стеной Плача — вызывает значительное ухудшение состояния. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное психическое расстройство может наблюдаться у паломников в Мекке. В православии этот синдром считается разновидностью духовной прелести. Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах иерусалимским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы еще в Средние века в путешествии монаха-доминиканца Феликса Фабера, совершившего паломничества в Святую Землю в 1479 и 1483 гг., а еще раньше — в биографии Марджери Кемп — английской писательницы, которая переживала частые видения и в начале XV в. совершила несколько паломничеств — в Рим, Иерусалим, Сантьяго де Компостела. Ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века. Одним из наиболее тяжелых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (Denis Michael Rohan). 21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа. В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторые увеличение случаев иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными. Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является больница Кфар Шауль в Иерусалиме. За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжелыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии. ============================================================ В Италии горело древнее аббатство, вдохновившее Умберто Эко на написание романа "Имя розы" 25.01.2018 15:33 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76665 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января. Пожар вспыхнул в среду вечером в северной области Италии Пьемонт в аббатстве Сакра ди Сан-Микеле, вдохновившем писателя Умберто Эко на написание романа «Имя розы», сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на агентство ANSA. В аббатстве, расположенном у долины Валь ди Суза, проходили работы по реконструкции. Причиной пожара могло стать короткое замыкание. Пламя распространилось на крышу монастыря, ликвидировали возгорание несколько пожарных бригад. Древнее аббатство является символом Пьемонта. Аббатство каждый год посещают сотни тысяч туристов со всего мира. Внутри главной церкви XII века похоронены члены итальянской королевской семьи Савойи. Также на территории монастыря находятся музей и библиотека. ============================================================ В Ватикане увидели угрозу человечеству в клонировании приматов 25.01.2018 15:24 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76664 ------------------------------------------------------------ Рим, 25 января. Проведенное китайскими учеными клонирование приматов представляет собой угрозу человеческому роду, заявил теолог и эксперт Ватикана по вопросам биоэтики кардинал Элио Сгречча. В среду Китайская академия наук сообщила, что ученые Института нейронаук Шанхая впервые в мире клонировали приматов — двух генетически идентичных длиннохвостых макак с помощью метода переноса ядра соматической клетки — так называемого «терапевтического клонирования». Терапевтическое клонирование представляет процесс пересадки ядер соматических клеток. Он состоит в изъятии яйцеклетки, из которой было удалено ядро, и замена этого ядра ДНК другого организма. Цель данной процедуры — получение стволовых клеток, генетически совместимых с донорским организмом, передает РИА Новости. Первый клон по имени Чжун Чжун родился 27 ноября 2017 года, а второй клон Хуа Хуа — 5 декабря. Имена идентичные клоны получили от слова «чжунхуа» — Китай, китайский. ============================================================ "Смотреть друг на друга как на брата, сестру, отца, мать" Молитва о единстве христиан прошла в храме Непорочного зачатия Пресвятой Девы Мари в Москве 25.01.2018 14:58 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=76658 ------------------------------------------------------------ Фото: Ольга Хруль, ФБ, Архиепархия Божией Матери Москва, 25 января, Благовест-инфо. Традиционное богослужение о единстве христиан было совершено 24 января в кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. В экуменической встрече приняли участие представители Римско-Католической, Русской Православной, Евангелическо-Лютеранской Церквей и Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников; РОСХВЕ). Тема Недели молитв о христианском единстве 2018 года – «Десница Твоя, Господи, прославилась силою» (ср. Исх 15, 6). По традиции, стихи из Священного Писания – в этом году это были книги Исхода (2, 1-10) , Послания к евреям (11, 23-24) и Евангелия от Матфея (2, 13-15) – читали представители конфессий, которые затем поделились с присутствующими своими размышлениями. Чтение фрагментов Священного Писания сопровождались песнопениями и молитвами. Архиепископ Павел Пецци. Фото: Ольга Хруль, ФБ, Архиепархия Божией Матери «Господь призвал нас к единству. Христос призвал нас жить в единстве, которое Он сам принес на землю, начав строить этот общий дом среди людей. Даже если в нашей христианской семье есть трещины, несогласия, мы искренне просим у Христа дар полного общения, мы идем по этому пути, понимания и уважая друг друга», - сказал, открывая молитвенную встречу, глава Архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци. Священник Алексей Дикарев. Фото: Ольга Хруль, ФБ, Архиепархия Божией Матери От имени Отдела внешних церковных связей Московского патриархата участников богослужения приветствовал сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Алексей Дикарев. Говоря о прочитанном отрывке из Евангелия от Матфея, повествующем о повелении ангела Иосифу после поклонения волхвов бежать в Египет с младенцем и Матерю Его, священник отметил: «Не успел родиться младенец Иисус, посланный в этот мир как свет, ... как силы тьмы начали гнать свет. И в течение двух тысяч лет христианства силы тьмы не перестают гнать этот свет». Силы тьмы проникли и в среду учеников Христа, продолжил о. Алексей, и не случайно Христос молился на Тайной вечере, чтобы Господь сохранил их единство. Он напомнил также о том, что через два дня - 27 января – День Холокоста. «Как могло получиться, что через две тысячи лет христианской истории... люди могли развязать гонения на народ, из которого произошли Господь Иисус Христос, его Мать и апостолы? Это зло, кото рое до сих поражает христианский мир», - подчеркнул о. Алексей. Он призвал участников встречи, обращаясь к словам апостола Иоанна «И свет во тьме светит и тьма не объяла его», нести этот свет миру, свидетельствовать о любви Божией не только словом, но и делом. Одно из таких дел – восстановление единства между христианами, чтобы «несение истины стало более убедительным». Епископ ЕЛЦ Дитрих Брауэр. Фото: Ольга Хруль, ФБ, Архиепархия Божией Матери Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Дитрих Брауэр, говоря о теме сегодняшней встречи – словах благодарственной молитвы Моисея «Десница твоя, Господи, прославилась силою», отметил: «Прекрасно, когда вся община славит Бога от чистого сердца в духе единства, тем более когда эта община собрана из разных народов, традиций, деноминаций». Книга «Исход» рассказывает о том, как Господь вывел народ свой из рабства, однако путь народа к свободе был нелегким, сопряженным с большими сомнениями и искушениями. «Они не сразу стали Божиим народом, они становились им в ходе движения за Богом. Также и ученики не сразу стали учениками – они стали ими, следуя за Христом, и все же научились быть благовестниками и продолжателями Христова дела в мире. А мы наследники этого пути, мы еще не достигли цели, но на пути. Рука Божия сохранила верность тем, кто уповает на него. Рука его являла силу. Эта сила заключалась не в насилии, а в заботе », - сказал Дитрих Брауэр. Епископ РОСХВЕ Константин Бендас. Фото: Ольга Хруль, ФБ, Архиепархия Божией Матери Представитель РОСХВЕ Константин Бендас поделился тремя небольшими тезисами о единстве. По его мнению, единство – это прежде всего большая тайна, непостижимая для нашего ума. В Гефсиманском саду Господь молился, повторяя многократно «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», в то время как ученики не все могли поверить в это единство – Отца, Творца Неба и земли, и того, над кем некоторые надсмехались: «Не плотник ли это, сын плотника?». Второе, неприятное и болезненное для нас, продолжил К.Бендас, - единство часто достигается через гонения и скорби. «Христиане никогда не были более едины, чем во времена СССР, когда верующие оказывалась в узах – в одном лагере, в одной камере, принимая из тюремной чашки сок как святое причастие без разделений и различий», - считает он. Представитель РОСХВЕ напомнил также слова апостольского Послания: «Старайтесь иметь мир со всеми», и призвал прилагать максимум усили й со своей стороны к единству. «Давайте попробуем в молитве и в с своем радушии вместить других людей и стараться иметь мир со всеми», - заключил Константин Бендас. Архиепископ Павел Пецци, завершая встречу, отметил: слова «Из Египта воззвал я Сына моего» означают также «из земли преследования». А это значит: мы призваны не только желать единства, но и совершать конкретные действия, и Господь указывает нам к этому простой путь, продолжил иерарх: «Смотреть друг на друга как в семье – как на брата, на сестру, на отца, на мать. Смотреть друг на друга исходя из того внутреннего уже существующего единства, которое есть сам Христос. Тогда, может быть, мы перестанем мечтать о единстве и начнем шагать по пути к полному общению». Завершилось богослужение совместным пением молитвы «Отче наш». Фото: Ольга Хруль, ФБ, Архиепархия Божией Матери Недели молитв о единстве христиан, организуемые Папским Советом по содействию христианскому единству и Всемирным Советом Церквей, традиционно проходят в северном полушарии с 18 по 25 января. Организаторы предлагают христианам одной из частей мира выбрать библейский текст и тему для размышлений. В России Неделя молитв о единстве христиан проходит с 90-х годов, местом ее проведения в Москве стал католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице. Елена Бажина ============================================================ Патриарх Кирилл в Татьянин день наградил президента истфака МГУ 25.01.2018 14:42 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76663 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в День российского студенчества, когда Церковь вспоминает святую мученицу Татьяну, совершил богослужение в домовом храме МГУ и наградил президента исторического факультета Сергея Карпова орденом святого Макария Московского. Одна из высших наград Русской Церкви вручена руководителю истфака за «вклад в утверждение традиционных ценностей в обществе». Карпов является крупнейшим специалистом по истории Византии и возглавляет Национальный комитет византинистов Российской Федерации, передает РИА Новости. «Самое главное, чего бы я хотел очень пожелать всем, кто трудится в университете — научиться соединять в своем сознании и своем сердце небесное и земное, божественное и человеческое, укрепляя веру в того, ради которого мученица Татьяна отдала свою молодую и красивую жизнь», — сказал Патриарх, обращаясь к собравшимся в храме. Во время гонений на христиан при императоре Александре Севере Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона, где её пытались заставить поклониться статуе этого языческого бога. По преданию, Татиана вознесла молитву Христу, и произошедшее землетрясение разрушило статую Аполлона и обрушило часть храма. После этого ее подвергли пыткам, но следы мучений исчезали с её тела. Среди чудес, произошедших во время мучений святой, церковные авторы упоминают разрушение храма богини Дианы и усмирение льва, которому Татиана была брошена на съедение. В конечном итоге девушка была казнена вместе со своим отцом. В день ее церковного почитания императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. «Хочу пожелать, чтобы память о святой Татьяне сопровождалась не только весельем, чтобы ее образ ассоциировался не только с красивой молодой римлянкой, но чтобы ее глубокая вера и ее преданность Богу помогли бы многим нашим людям осознать, что означает верность Христу», — продолжил первоиерарх Русской Церкви. В свою очередь, ректор МГУ Виктор Садовничий подарил Патриарху образ святой мученицы, написанный в XIX веке. «Мы очень ценим и любим вас, ценим этот храм, как он выглядит и как работает. Считаю, что его возвращение Церкви в начале девяностых годов стало одним из важнейших событий тех времен», — подчеркнул глава университета. ============================================================ В Москве за восемь лет построили более 60 храмов 25.01.2018 14:26 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76662 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января. Более 60 храмов возведено в российской столице за 8 лет, заявил куратор программы строительства новых московских церквей, депутат Госдумы Владимир Ресин в четверг на XXVI Международных Рождественских чтениях. «Всего за прошедшие 8 лет в Москве возведено 62 храмовых комплекса», — сказал он. Ресин отметил, что 17 из них были возведены сверх программы, почти 40 комплексов уже сданы в эксплуатацию. Он также напомнил, что в прошлом году в столице 8 храмов были освящены патриархом. В январе текущего года, по словам Ресина, на 12 объектах завершили основные строительно-монтажные работы, сообщает РИА Новости. ============================================================ Бедные и щедрые: как работает московский "Ангар спасения" 25.01.2018 13:58 | "Милосердие.ру" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=76661 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Монастырь святой Варвары в Трабзоне за полгода посетило около 100 тыс. туристов 25.01.2018 13:53 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76660 ------------------------------------------------------------ Трабзон (Турция), 25 января. Недавно отреставрированный монастырь "Айя Варвара" (святой Варвары), расположенный на расстоянии полкилометра от знаменитого монастыря Панагия Сумела, привлекает внимание местных и иностранных туристов, пишет RusTurkey.com. За прошедшие с момента окончания реставрации полгода монастырь посетило 92 с половиной тысячи человек, сообщил мэр города Мачка в провинции Трабзон, неподалеку от которого находится Панагия Сумела. Ожидается, что с наступлением нового туристического сезона количество посетителей значительно возрастет. Монастырь Святой Варвары интересен еще и тем, что с его террасы открывается вид на великолепную Панагию Сумелу, временно закрытую для посещений. Обитель Панагия Сумела, основанная в V веке, является одной из главных христианских достопримечательностей Турции и местом паломничества как православных, так и католиков. Он знаменит тем, что там веками хранилась икона Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. После Малоазийской катастрофы 1920-х годов монастырь пребывал в запустении. Первое богослужение после почти 90-летнего перерыва было совершено здесь 15 августа 2010 года, в праздник Успения, сообщал корреспондент "Благовест-инфо". ============================================================ Вопросы помощи глухим обсудили участники Рождественских чтений 25.01.2018 13:49 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76659 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января. В рамках социального направления Рождественских чтений 23 января состоялся круглый стол «Трудные вопросы пастырского окормления инвалидов по слуху», сообщает "Диакония.ру". Духовники и представители общин глухих обсудили актуальные вопросы помощи глухим на приходе и способы их интеграции в жизнь общины. Круглый стол провели руководитель регионального учебно-методического центра по пастырскому, миссионерскому и социальному служению неслышащим людям Екатеринбургской епархии иеромонах Виссарион (Кукушкин) и настоятель Царево-Константиновской Знаменской церкви Кирова, духовник Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены иерей Игорь Шиляев. В обсуждении приняли участие священнослужители и представители десяти общин глухих. На вопросы делегатов ответил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон. «Сейчас церковная помощь глухим и слабослышащим активно развивается, но я стал замечать, что очень часто служение глухим для прихода становится не чем-то естественным, а одним из «социальных проектов», - отметил иеромонах Виссарион (Кукушкин). – Те священнослужители, которые только начинают это служение, жестко ставят вопрос об оформлении опыта других приходов в виде конкретных методических рекомендаций, технологий. Понятно, что на начальном этапе это, возможно, необходимо, но насколько вообще допустима такая формализация этого вида служения?» «От формализации не уйти, нам нужно передавать свой опыт тем, кто пока не знает, как работать с глухими. Но нужно помнить, что священнослужитель ни в коем случае не должен становиться священнослужителем только для глухих, - ответил епископ Пантелеимон. – Он должен привести глухих в общину слышащих. Главная задача священнослужителя – сделать так, чтобы преграды в виде ограничений слуха, зрения, передвижения исчезли, и люди могли соединиться во Христе». В то же время, как отметили многие участники круглого стола, прихожане с ограничениями слуха нуждаются в особом подходе. «Необходимо помнить, что восприятие глухих людей отличается от нашего восприятия мира. Прежде всего, потому, что они по-другому понимают язык, - отметила сурдопереводчик Любовь Корвякова. – Нужно не просто переводить им содержание Литургии, но и организовывать занятия, чтобы знать, правильно ли они понимают перевод, и помочь им». По словам иерея Павла Цоголова, который окормляет школу-интернат для слабослышащих детей в городе Электросталь, священнослужителю также необходимо изучать жестовый язык. «Личное общение через сурдопереводчика всегда вызывает трудности, потому что глухие смотрят не на священнослужителя, а на переводчика. Я почувствовал разницу, когда сам начал учить жестовый язык и впервые пришел на встречу с глухими один, - рассказал отец Павел. – Когда у нас установился личный контакт, сразу возник новый уровень доверия, и они «раскрылись». Всегда помогает и то, что я рассказываю о себе. Глухие часто стесняются и им трудно начать «разговор». Когда они видят, что собеседник им доверяет и готов говорить о себе, смущение проходит». Участники круглого стола отметили необходимость широкого информирования священнослужителей о методиках работы с глухими прихожанами, формирования доступной среды в храмах и повышения доступности курсов жестового языка. По мнению священнослужителей и специалистов, работа с глухими в Церкви должна перейти из разряда «уникального» опыта в разряд повседневного дела. Сегодня в России действуют более 4000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив Русской Православной Церкви. Работа с глухими и слепоглухими людьми ведется в 63 православных храмах и общинах. С 2015 года Координационный центр по работе с глухими и слабослышащими Синодального отдела по благотворительности совместно с Всероссийским обществом глухих проводит курсы русского жестового языка для священнослужителей и церковных социальных работников. Курсы базового и «продвинутого» уровней проходили в Томске (11-17 мая 2015 года и в октябре 2015 года), в Курске (с 29 июня по 8 июля 2015 года и 18-24 июля 2016 года), Нижнем Новгороде (20-26 марта 2017 года) и Ростове-на-Дону (10-19 июля 2017 года и 4-10 сентября 2017 года). ============================================================ Доклад Патриарха Кирилла на открытии XXVI Рождественских чтений 25.01.2018 13:35 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=76656 ------------------------------------------------------------ 24 января 2018 года состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Пленарное заседание форума возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Превосходительства! Всечестные отцы! Братья и сестры, участники Международных Рождественских образовательных чтений! Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с началом работы этого замечательного церковно-образовательного форума. Тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня. Но вначале хотел бы сказать несколько слов о самом понятии «нравственности» и о тех подменах, которые встречаются в современном обществе при описании этого понятия. Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями». Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции. Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное — вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них. Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах. Мы видим, как в некоторых странах врач уже не имеет права отказаться от проведения аборта; как должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель 1» и «родитель 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. К сожалени ю, и в нашей стране миллионы верующих — православных, представителей иных христианских конфессий, мусульман, иудеев — вынуждены смиряться с тем, что заработанные ими деньги в виде налогов направляются на финансирование абортов. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести. Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тот или иной период времени — это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей. Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий. Декларация, подписанная мною совместно с главой Римско-Католической Церкви в результате встречи в феврале 2016 года в Гаване, продемонстрировала нашу решимость действовать сообща по наиболее актуальным проблемам современности: вопросам семьи и брака, отношению к абортам и эвтаназии, применению биомедицинских репродуктивных технологий, пониманию прав и свобод человека. Все большую значимость имеет работа Межрелигиозного совета России, где мы регулярно встречаемся и обсуждаем волнующие нас вопросы. Межрелигиозное сотрудничество исполнено духа добрососедства, взаимного уважения и мира, который на протяжении веков царит между традиционными религиями нашей страны. Современное секулярное общество бросает все новые и новые вызовы верующим, независимо от их религиозной принадлежности. В лице религиозных лидеров России мы видим надежных союзников в борьбе с этими вызовами, а также с безнравственностью и псевдорелигиозным экстремизмом. При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который мы, христиане, называем голосом Божиим. Вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов. Убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, если хотите, условие выживания плюралистической человеческой цивилизации, в которой, кроме этого консенсуса, коренящегося не в сфере идей, не в сфере идеологии, а в самой Богом созданной природе человека, невозможно отыскать иной основы для формирования системы ценностей, которая бы могла удовлетворять всех. Другими словами, любой интеллектуальный, культурный источник, будь то наука или даже традиция, будь то иные важные проявлени я общественного сознания, не может удовлетворить род человеческий, потому что в одном месте это будет приниматься на «ура», в другом — сталкиваться с безразличием, а в третьем — отвергаться. Поэтому основой для нравственного консенсуса может быть только то, что является органической основой человеческого единства, а этой органической основой является сама природа человека, сам человек. Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были — в Москве, Нью-Йорке или Папуа — Новой Гвинее — нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Собственно же нравственны е чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду. Поэтому только от этого чувства, от этой общности, соединяющей всех людей по лицу Земли, и можно выстраивать общечеловеческий консенсус, а на его основе строить иные здания, способные цементировать отношения людей, живущих в разных странах, имеющих разные культуры и нередко разное целеполагание. Вместе с тем очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца. Но все эти высочайшие христианские заповеди органически связаны с тем самым нравственным консенсусом, о котором я только что сказал. В христианстве нравственная тема достигает своего апогея и предоставляет людям возможность видеть, что есть подлинный нравственный идеал человеческой жизни. Конечно, мы несовершенны, но мы должны стремиться к совершенству и учиться любви у нашего Спасителя, у святых. Пример подвига, который дают нам жития новомучеников и исповедников Русских, для нас очень важен. Среди них особое место занимают Царственные страстотерпцы, 100-летие мученической кончины которых мы вспоминаем в этом году. Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души. На ум приходят проникновенные и очень трогательные строки из письма великой княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»1. Иногда спрашивают, за что канонизировали Царскую семью. Именно за это! Достаточно поставить себя на место людей, приговоренных к смерти, — которые пребывали на вершине власти, а потом были не только лишены всяких прав, но и сделались предметом издевательств. Но и в этом состоянии крайнего уничижения они прощали врагам и молились за них, а значит, явили подлинную нравственность, которая была максимально выражена в подвиге страстотерпчества. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, засвидетельствовавших верность Спасителю своей кровью, своими страданиями, стал духовной основой возрождения церковной жизни в наших странах в конце XX века. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. прославил в лике святых более 1200 новомучеников и исповедников. Ныне число прославленных новомучеников и исповедников приблизилось уже к двум тысячам. На регулярной основе в рамках работы Синодальной комиссии по канонизации святых, епархиальных комиссий и других церковных структур ведется исследование жизни и подвига страдальцев за веру. Строятся храмы, посвященные святым ХХ века. В минувшем году совершено освящение храма Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке. Важно, однако, не только вносить имена подвижников в церковный месяцеслов и воздвигать храмы в их честь, но и научиться так чтить их память, чтобы их подвиг стояния в вере, верности Христу стал образцом жизни для н ашего народа, чтобы изучение житий новомучеников и исповедников было важной составляющей нравственного воспитания подрастающего поколения. Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли. Сегодня время от времени возникают инициативы, противопоставляющие защиту прав детей интересам семьи. Вместо норм, основанных на традиционных для народов наших стран семейных и нравственных ценностях, предлагаются решения, копирующие зарубежные подходы к семейной политике. Законодательство, экономическая среда, система налогообложения, развитие систем образования и здравоохранения — все это призвано поддерживать семьи, особенно молодые, способствовать воспитанию детей в духе любви, мира и уважения к традиции. Нельзя, конечно, не сказать и о проблеме абортов. Совместными усилиями Церкви, государства и общественных институтов многое удалось сделать, чтобы уменьшить масштабы этого поистине общенационального бедствия и продумать механизмы для решения проблемы. Особо хотелось бы отметить позитивный опыт создания сети центров кризисной беременности, которые уже спасают немало детских жизней. Эти центры начали создаваться в Церкви, а сейчас мы знаем, что они активно устрояются и государством. Позиция Церкви по вопросу абортов остается неизменной: жизнь человека — это дар Божий, и потому она должна быть защищена с момента ее начала, то есть с зачатия, и до естественной биологической смерти. Особо хотел бы сказать о возможности преподавания православной культуры в школах, о повышении качества образования в православных общеобразовательных учреждениях, о развитии сети православных дошкольных образовательных учреждений. Православная культура должна быть адекватно представлена в сетке учебных часов на всех ступенях общего среднего образования. Мы многократно говорили об этом, встречая понимание и поддержку в самых широких слоях нашего общества. Задача воспитания новых поколений, знающих и разделяющих традиционные духовно-нравственные ценности, уже принята в Стратегии развития воспитания, утвержденной Распоряжением Правительства в 2015 году. Особого внимания требует и развитие системы непрерывного православного образования. Сегодня часть православных образовательных организаций испытывает серьезные затруднения, которые в конечном счете сводятся к материально-техническому обеспечению, а также в не меньшей, а порой и в большей степени — к отсутствию должного внимания к их проблемам со стороны ответственных епархиальных структур. Нужно постоянно следить за ситуацией и реагировать на призывы о помощи соответствующим образом. Поэтому я хотел бы обратиться к нашим владыкам и сказать, что забота о православном образовании — это не 25-й, а приоритетный пункт в вашей повестке дня. Невозможно говорить о благополучном будущем нашего народа и нашей страны, если мы, имея возможность развивать церковную систему образования, не поддерживаем ее на том уровне, какой необходим в наше время. Православные школы ни в коем случае не должны превращаться в школы для неудачников, для тех, кто не может учиться в другом месте, с пониженным уровнем материального и технического обеспечения. Я настаиваю на том, чтобы православные школы стали примерными во всех отношениях. Если мы беремся за осуществление этих программ, то должны это делать так, чтобы давать пример другим. Вопросы о необходимости не только обучения, но и нравственного воспитания в школе возникли, конечно, не сегодня. Еще в середине XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Иннокентий писал о том, что просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе2. Сама отечественная история показала верность и справедливость этих слов святителя. Важно также, чтобы вопросы православного образования находили адекватное отражение как в церковных, так и в светских педагогических СМИ. Большое значение имеет катехизическая деятельность Церкви. Необходимо стремиться к тому, чтобы такая работа проводилась не только посредством кратких бесед перед таинством Крещения, но и в рамках приходской образовательной работы с детьми, молодежью и взрослыми, особенно с теми, кто готовится стать папами и мамами. Необходимо, чтобы на площадках наших приходов действительно существовала система постоянного катехизического образования. За несколько часов общения со священником крестные родители, конечно, что-то усвоят, но это не будет глубокими знаниями и может не повлиять на стиль воспитания детей. Важно, чтобы современный человек, соприкасающийся с Евангелием, осознал и почувствовал притягательную силу Слова Божия, явив свидетельство о фундаментальном значении Богом определенных нравственных основ человеческой жизни. Так, великий русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский с сожалением отмечал, что одной из причин нравственного падения общества в начале ХХ века являлось господствовавшее в то время искаженное понимание культуры и цивилизованности: «Это культура… исключительно материального человеческого быта при очень последовательном, систематическом игнорировании христианского понимания культуры и прогресса как великого нравственного труда личности над собою. <…> Всякий человек, как бы прекрасно и "культурно" ни был он обставлен в материальном отношении, неизбежно духовно одичает, снова и снова возвратится в свой первобытно-дикий образ, насколько не будет с ним Христа»3. Культура есть область приложения духовных и интеллектуальных сил человечества, вобравшая в себя многовековой опыт творческого, созидательного преображения окружающего мира. Цель этого преображения – подлинная гармония бытия, ориентирами на пути достижения которой являются идеалы любви, добра и красоты. Для христиан эти идеалы заданы Евангелием. И именно этими идеалами проникнута тысячелетняя культура нашего народа. Перед деятелями культуры проблема нравственного выбора и в прошлом, и особенно сегодня стоит чрезвычайно остро. Подлинное произведение искусства отражает внутреннее состояние своего творца, транслирует его чувства и мысли. Музыкальное, литературное, художественное произведение способно глубоко воздействовать на человеческие души, побуждая либо к добру и созиданию, либо к ненависти, разрушению, конфликтам. Призываю всех, чьим жизненным призванием является сфера культуры, помнить об особой ответственности за свой талант и его плоды перед Богом, народом и историей. За три десятилетия, минувшие с начала масштабного возрождения церковной жизни в странах исторической Руси, многое было сделано в области развития миссии, образования, молодежной и социальной работы, взаимодействия с казачеством. На наших глазах был возрожден и сейчас активно развивается институт военного духовенства, теперь уже ставший неотъемлемой частью системы подготовки и воспитания личного состава армии и флота. Духовное просвещение и нравственное воспитание военнослужащих, а также сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарных учреждений, сотрудников МЧС, устроение храмов и молитвенных комнат в местах нахождения отбывающих наказание, а также в высших учебных заведениях, готовящих специалистов для военной и гражданской службы, — все это не просто плод успешных миссионерских усилий Церкви, но насущная необходимость нашего времени. Утверждение нравственных ценностей как основания жизни и деятельности людей во всех сферах их бытия — это ответ на общую заботу о благополучном будущем наших народов. Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства. К сожалению, большинство семей не в состоянии оградить детей и молодежь от развращающего и ожесточающего души воздействия Интернета и иных современных технологий. Но мы можем и должны максимально противопоставить этой реальности православное просвещение и воспитание во всем многообразии их форм и методов. Особое место занимает молодежное добровольческое движение. И это не только тот труд волонтеров, который на виду у всех, — ярким примером служит помощь добровольцев в дни принесения в Россию мощей святителя Николая Чудотворца, — но и малозаметный труд по уходу за стариками и тяжело больными людьми, помощь детям в детских домах и приютах, участие в помощи бездомным, проведении экологических акций и многое другое. Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли. Только через следование этому нравственному закону, к которому порой приходится понуждать себя, исполняется воля Божия, укрепляется единство народа, и вы возрастаете в совершенно особой атмосфере подвига. Добровольчество — это маленький подвиг, но за маленьким подвигом может вырасти способность совершать великие дела и великие подвиги, то есть становиться сильной личностью. До недавнего времени, на фоне экономических и социальных трудностей казалось, что мы можем потерять для Церкви поколение молодых людей. Поэтому были приложены серьезные усилия для развития церковной миссии среди молодежи, и уже сегодня мы ощущаем первые результаты: молодежь приходит к православной вере и старается принимать деятельное участие в жизни Церкви. Памятуя заповедь Божию «идите и научите» (Мф. 28:16), мы должны сами идти со словами о Христе Спасителе туда, где сегодня особенно присутствует молодежь: в учебные заведения, спортивные организации, молодежные клубы, в социальные сети. Очень важно, чтобы каждый юноша и каждая девушка чувствовал себя в Церкви не гостями, а подлинными делателями. Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов. В них главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота — подчеркиваю, не внешний лоск и глянец, а настоящая красота — это внутреннее состояние человека. Подлинная красота — это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом. Потому что, следуя Божественным заповедям, человек приближается к идеальному совершенству, реализует свое истинное богоподобие, как писал о том выдающийся наш мыслитель Владимир Соловьев4.Такая красота никогда не стареет, но вместе с душой перейдет в вечность. Желаю организаторам и участникам Рождественских чтений плодотворной работы и интересных дискуссий. Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Благодарю за внимание. [1] Из письма великой княжны Ольги Николаевны неустановленному адресату (Тобольск, 1918 год). [2] Иннокентий, митрополит Московский, святитель. Записка о детском воспитании / Спасайте детей. Поучения святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. СПб., 1998. С. 111. [3] Ухтомский А.А. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях / Отв. ред.: Батуев А.С. Предисловие: Цурикова Г.М., Кузьмичев И.С. / СПб: Петербургский писатель, 1996. С. 63–64. [4] Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Академический проект, 2010. ============================================================ Сербская Церковь наградила греческого офицера за отказ воевать с Югославией 25.01.2018 13:25 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76657 ------------------------------------------------------------ Белград - Афины, 25 января. Сербская Православная Церковь (СПЦ) наградила орденом Святого царя Константина отставного офицера греческих ВМC Мариноса Рицудиса за отказ участвовать в нападении НАТО на Югославию в 1999 году, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу СПЦ. Церемония награждения прошла в Белграде во вторник, 23 января. "После отбытия наказания и после всех искушений он имел мужество сказать: я не герой, герой — сербский народ! Это действительно заповедь храброго, мудрого и истинного христианина. Нам не хватает слов, чтобы поблагодарить его за этот поступок, поэтому мы решили отметить его орденом Святого царя Константина", — заявил Патриарх Сербский Ириней. Бомбардировки Союзной Республики Югославия (состояла из Сербии и Черногории) силами НАТО продолжались 78 дней с марта по июнь 1999 года. Власти в Белграде во главе со Слободаном Милошевичем были обвинены странами Запада в этнических чистках в отношении косовских албанцев. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории южной сербской автономии Косово. Точных данных о жертвах бомбардировок до сих пор нет. По оценкам сербских источников, за время операции НАТО погибли 1200-2500 гражданских лиц и были ранены от 5 до 12,5 тысячи человек. Орденом Святого царя Константина Сербская Церковь отмечает как духовных, так и светских лиц за весомый вклад в свободу религии и за развитие прав и свобод человека в целом. Поступок христианина Младший лейтенант ВМС Маринос Рицудис отказался в апреле 1999 года пройти на борт эскадренного миноносца "Фемистокл" незадолго до отплытия, чтобы не участвовать в нападении на Сербию. Во многих сербских источниках указывается, что Рицудис был капитаном военного судна, которое после выхода в море на задание вернулось в порт по его приказу, однако это не соответствует действительности. Перед выходом "Фемистокла" в Адриатику офицер встретился с тогдашним архиепископом Афинским Христодулом и священником Георгиосом Металлиносом, который был потом рядом с ним в зале военно-морского суда 21 апреля 1999 года. Сам священник говорил, что не знал Рицудиса, а посоветовал ему поступить по совести. Греческие СМИ писали, что офицер просил благословения Церкви. В окружении архиепископа отказались комментировать, была ли встреча – ни подтвердили, ни опровергли. После встречи Рицудис уведомил своего командира и командира корабля, а также прокурора военно-морского суда, что отказывается подчиниться приказу. Военно-морской суд приговорил его к двум годам и шести месяцам с отсрочкой исполнения приговора на три года, что означает условный приговор. Решение суда было встречено аплодисментами собравшихся. Возле входа в суд они приветствовали Рицудиса криками "Браво" — тогда в Греции было много антивоенных выступлений, митингов против бомбардировок единоверной Сербии. Командование ВМС уволило Рицудиса, он обратился в Европейский суд, но безрезультатно. Сам он заявлял, что сделал так, как требовала совесть, потому что "закон Божий превыше всего". Как писал религиозный сайт pentapostagma.gr, "это героический поступок — противостоять диктату Нового порядка, и Маринос Рицудис, храбрый боец, не склонил голову и не был участником преступления". Сайт писал также, что вместе с ним еще 10 членов экипажа открыто заявили о несогласии с участием эсминца в натовских бомбардировках Югославии и отказались идти на корабле в Адриатическое море. Однако приводилось имя только одного моряка – Никоса Гардикиса. ============================================================ Спасая бездомного, погиб алтарник московского храма 25.01.2018 12:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76654 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января. Алтарник московского храма Всемилостивого Спаса в Митино Георгий Великанов погиб, спасая бездомного, упавшего на рельсы перед поездом, передает "Милосердие.ру". Об этом прихожане храма сообщили в социальных сетях. Георгию было 35 лет. «Он умер совершив подвиг! Он умер исполнив заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»», — говорится в одном из сообщений, опубликованных на странице Георгия Великанова в Facebook. «Погиб невероятно светлый человек, первый пресс-секретарь православной службы «Милосердие» Георгий Великанов. Погиб смертью праведника, спасая бездомного на железнодорожной платформе. Георгий был глубоким, светлым, добрым человеком, который интересовался и вопросами богословия, и непосредственно участвовал в делах благотворительности и милосердия. Я знаю, что Георгий собирался стать священником. Выражаю глубокие соболезнования супруге, родителям, всем близким и друзьям нашего дорогого Георгия. Молюсь об упокоении раба Божия Георгия. Царствие Небесное. Вечная память», - сказал руководитель службы «Милосердие» епископ Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности. Слова епископа приводит сайт "Диакония.ру". Георгий Великанов окончил богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Историк, автор статей по богословской тематике. Служил певчим и алтарником московского Храма Всемилостивого Спаса в Митино. Георгий активно занимался помощью нуждающимся: в частности, в качестве добровольца помогал взрослым с инвалидностью в психо-неврологическом интернате. В 2011-2012 годах Георгий работал в службе помощи «Милосердие». Сотрудники службы «Милосердие», Синодального отдела по благотворительности и редакции портала Милосердие.ру выражают соболезнования семье и близким Георгия. ============================================================ Русской Православной Церкви передан храм в центре Лиссабона 25.01.2018 12:38 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76653 ------------------------------------------------------------ Лиссабон, 25 января. Епископ Корсунский Нестор совершил 18-21 января архипастырскую поездку по приходам в Португалии. В первый день поездки архиерей посетил здание католического архидиоцеза, где встретился с патриархом Лиссабона кардиналом Мануэлом Жозе Клементи. Епископ Нестор рассказал католическому прелату об истории и современном положении приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе. Стороны обменялись мнениями относительно развития православно-католического сотрудничества в разных областях, а также вручили друг другу памятные подарки. По итогам встречи, которая прошла в атмосфере взаимопонимания, было подписано соглашение о долгосрочной безвозмездной аренде православной общиной Лиссабона католического храма в центре португальской столицы. Храм Sao Domingos находится в престижном прибрежном квартале Лапa, сообщает "Патриархия.ру" со ссылкой на сайт Корсунской епархии. В тот же день епископ Нестор в сослужении благочинного и клириков португальских приходов совершил в переданном храме чин великого освящения воды. ============================================================ В Грузии выплатят компенсации религиозным организациям, понесшим ущерб в советский период 25.01.2018 11:49 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76652 ------------------------------------------------------------ Тбилиси, 25 января, Благовест-инфо. Согласно параграфу 4 пункта 2 постановления правительства Грузии 117 (от 27.01.2014) Государственному агентству по вопросам религии вменено в обязанность распределить суммы, выделенные в качестве компенсации от понесенного в советский период ущерба, сообщает religion.geo.gov.ge. Решение о распределении сумм между религиозными общинами принималось путём консультаций и с учётом результатов изучения фактического положения дел (количество прихожан, количество духовных лиц, количество культовых строений и сооружений). Агентство приняло решение, на основании закона «О государственном бюджете Грузии 2018 года», из выделенных 4 500 000 (четырёх миллионов пятисот тысяч) лари, в целях возмещения ущерба религиозным организациям, на данном этапе распределить между религиозными общинами только 3 500 000 (три миллиона пятьсот тысяч) лари (1 USD = 2.5 лари) в следующих размерах: грузинская исламская община – 2 200 000 лари; армянская апостольская христианская община Грузии – 600 000 (шестьсот тысяч) лари; римско-католическая община Грузии – 400 000 лари; иудейская община Грузии – 300 000 лари. Оставшаяся сумма в размере 1 000 000 лари будет распределена позднее. ============================================================ Церковь и психология: "Снять барьер предубеждения" Секция "Психологические проблемы и духовная жизнь" состоялась в рамках XXVI Рождественских чтений 25.01.2018 10:56 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=76651 ------------------------------------------------------------ Епископ Тарский Савватий, митрополит Аргентинский Игнатий, Н. Скуратовская Москва, 25 января, Благовест-инфо. Очевидные положительные изменения в отношении Церкви к психологии отметил митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, председатель секции «Психологические проблемы и духовная жизнь», которая состоялась 23 января в храме Христа Спасителя в рамках XXVI международных Рождественских образовательных чтений. «У Церкви нет психологических проблем, но у церковных людей они есть…, и священнослужители интересуются этими проблемами все больше и больше», – сказал он. Об этом свидетельствует, в частности, присутствие на конференции епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, многих заинтересованных священнослужителей и мирян, которые активно участвовали в заседании. Конференции, посвященные практической психологии религиозной жизни, проходят в рамках крупнейшего церковно-общественного форума уже в пятый раз; предоставляемый для заседаний один из больших залов храма Христа Спасителя, как правило, полон, отметил митрополит Игнатий – кандидат психологических наук, выпускник аспирантуры психологического факультета МГУ. По его словам, «было время, когда к психологии как науке [в Церкви] было скорее отрицательное отношение. Но время шло – появились верующие психологи, а с другой стороны – священнослужители (их немало), которые имеют психологическое образование». Кроме того, возникли такие проблемы, с которыми невозможно справиться «только пастырскими усилиями» и в решении которых уже не могут помочь труды по пасторологии, созданные сто лет назад, потому что «таких проблем раньше просто не было». Новые сложности есть не только у прихожан, «но и у самих священнослужителей есть проблемы& raquo;, продолжил председатель секции, поэтому так важно знакомить с основами психологии действующих клириков и обучать им семинаристов, помогать преодолевать свои проблемы, иначе «будущие пастыри понесут их в свой приход». Таким образом, сотрудничество богословия и светской науки, взаимодействие психологии и церковной жизни помогает верующим «снять барьер предубеждения» по отношению к этой области научного знания. Куратор секции психолог Наталия Скуратовская сообщила, что основная тема первого заседания – преодоление страха, вины и других психологических проблем, препятствующих духовной жизни. «От вины к свободе» – сообщение на такую тему магистр психологии Дмитрий Дроздов, президент Ассоциации понимающей психотерапии, построил как интерактивную беседу с участниками, которые охотно приводили примеры и задавали вопросы. Речь шла о различении вины «невротической» и вины «нормальной». «Православная антропология не против вины, а даже часто за. Нормальное принятие вины связано с ее осознанием, поиском путей искупления (покаяться, попросить прощения, найти способ исправить содеянное и т.д.), после чего приходит чувство освобождения, гармонии с совестью», – так определил докладчик критерии «нормальной» вины. Невротическая же (или «хроническая») вина «не добавляет смирения», ввергает человека в порочный круг деструктивных переживаний, обессиливает, приводит к депрессии и тяжелым расстройствам личности. В ходе импровизированного мастер-класса психолог вместе с участниками секции создал «портрет вины» и «портрет свободы». Митрополит Игнатий раскрыл тему «Страх Божий и страх человеческий» в формате живого диалога. Участники вместе с ним размышляли о разных видах страха, а сам докладчик комментировал: «Для большинства современных православных вера основана на страхе наказания. Они верят в ад больше, чем в Бога, который воспринимается как грозный судия, проекция «жестокого родителя». Это связано как с психологическими травмами детства, так и с тем, что именно такое понимание страха Божия транслируется большинством пастырей (а это, в свою очередь, основано на их собственных неврозах). Страх становится основой духовной власти». При этом митрополит добавил, что «сам никогда не встречался с таким подходом», однако некоторые священники-участники подтвердили, что это именно так – они сами ловят себя на том, что привычно угрожают прихожанам «страхом геенны». Опираясь на мысли Св. Отцов, не оставивших «систематического подхода» к этой теме, митрополит Игнатий определил страх Божий как «состояние души высокодуховного человека, которое достигается многолетним трудом, но невозможно без действия Божьей благодати». Страх Божий далеко отстоит от страха «естественного», который может уберечь от опасности; от страха «душевного», который иногда заставляет избегать греха; он ближе всего к «благоговению как переживанию величия Божьей любви и своей малости по сравнению с ней». «Если пастырь знает, хотя бы теоретически, что такое страх Божий, что он изгоняет грехи, привлекает добродетели, что это страх потери любви, он не будет путать его со страхом наказания», – резюмировал председатель секции. Психолог и психотерапевт Марина Филоник посвятила свое выступление теме «Куда уходят желания». Опыт обесценивания желаний сопровождает людей с детства, вытесненные желания «впадают в спячку». Но если «реанимировать» желания, они сами по себе могут стать источником активности. Разумеется, православный человек не будет инфантильно воплощать все свои желания, и заповеди помогут в их «сортировке». Однако если не отождествлять себя со своими желаниями, а «вступить с ними в разные отношения», то «я» как субъект освобождается и может «конвертировать в молитву» свои желания, принести их Богу. По мысли М. Филоник, в пределе это дает возможность «выходить в вертикаль Встречи, как личность с Личностью». Кризисный психолог, логотерапевт Светлана Яблонская озаглавила свое сообщение «Не сотвори себе кумира: доверие и критика в церковной жизни». Она говорила об определении доверия, его разных видах, о том, как категория «доверие» раскрывается в Св. Писании и как она взаимосвязана с категорией «смысл». «Базовое доверие необходимо для постижения смысла, тогда как смысл – главная движущая сила в человеке», – ссылалась докладчица на слова известного психолога Виктора Франкла. Критике было уделено меньше внимания: речь шла о критическом мышлении, способности поставить то или иное мнение под вопрос, самостоятельно принимать решения. «Психология духовных кризисов: потеря веры или переосмысление религиозного опыта» – тема доклада Наталии Скуратовской. По ее словам, кризис – это «возможность за короткое время получить качественный скачок, радикальные изменения; он дает нам шанс перейти на более высокую ступень развития, но не дает гарантии». Психолог рассмотрела закономерности любого ценностного кризиса и особенности духовного кризиса: утрата мировоззренческой основы, нарушение процесса духовного поиска, приостановка духовной жизни; обесценивание религиозного опыта. При этом Н. Скуратовская утверждает, что такие кризисы знакомы каждому верующему человеку, но все по-разному их переживают. Она сравнила психологическую картину кризиса с описанием духовного пути в православной аскетике, с его взлетами и падениями. Докладчица дала несколько рекомендаций, как помочь человеку в переживании духовного кризиса, и поставила вопрос о том, «как нам изменить нашу церковную практи ку для того, чтобы люди, оказавшиеся в духовном кризисе, получали не осуждение и подталкивание их к уходу, к разрушению веры, а поддержку, которая им помогла бы переосмыслить и углубить свою веру». В обсуждение этого вопроса включились епископ Савватий и митрополит Игнатий, последний подчеркнул важность понимания психологических закономерностей в духовной жизни: «Человек должен знать, что у него есть такие периоды [кризиса], должен знать, как они проявляются, потому что предупрежден – значит вооружен». Вторая половина дня была посвящена агиодраме «Жития святых как инструмент психотерапии». Мастер-класс по теме «Нил Сорский и Иосиф Волоцкий: два пути русской святости» провели психологи Леонид Огороднов – автор метода агиодрамы и Юлия Труханова. 26 января в храме Христа Спасителя пройдет секция «Пастырская психология: образовательные программы и перспективы». В рамках конференции «Святоотеческая психология и современная практика церкви» будут рассмотрены методы психотерапии, которые могут быть полезны в пастырском служении, и психологические аспекты тех вызовов современности, которые встают перед пастырями в изменяющейся церковной ситуации. Протоиерей Вячеслав Перевезенцев выступит с докладом «Понимающая психотерапия в пастырской практике: диалог и понимание». Мастер-класс для священнослужителей на тему «Переживание горя» проведут Михаил Хасьминский, руководитель православного кризисного центра, член Ассоциации онкопсихологов России, и Сергей Шефов, педагог-психолог МБУ «Молодежный центр» (г. Владимир). Секция завершится круглым столом «Церковь на пороге перемен: психологические аспекты современного пастырства». С материалами психологических секций можно будет ознакомиться на портале «Предание.ру». Юлия Зайцева ============================================================ Вице-губернатор Петербурга проверил ход реставрации Спаса-на-Крови 25.01.2018 10:17 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76650 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 25 января. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин поднялся 24 января на леса Собора Воскресения Христова («Спаса на Крови»), где ознакомился с ходом работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения, сообщает сайт администрации Санкт-Петербурга. На объекте вице-губернатора сопровождали председатель КГИОП Сергей Макаров, начальник отдела имущественных отношений и капитального ремонта Комитета по культуре Санкт-Петербурга Эдуард Домашов, заместитель директора по эксплуатации СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Борис Подольский, начальник отдела реставрации СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Геннадий Полунин, представители работающей на объекте подрядной организации ООО «Возрождение Петербурга» и средств массовой информации. Памятник федерального значения Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») является филиалом СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» (передача на баланс состоялась в 1971 г.) и действующим православным храмом. Возведен храм по указу императора Александра III в 1883-1907 гг. (проект арх. Альфред Парланд и архимандрита Игнатия (Малышева) на месте, где 1 марта 1881 г. был смертельно ранен император Александр II. Первые реставрационные работы на объекте планировалось провести еще в 1950 г., когда на аварийной северо-восточной главе для обследования были установлены строительные леса. Однако из-за недостаточной подготовки и отсутствия финансирования они приостановились. Очередной этап реставрации длился в течение 27 лет и был окончен в 1997 г. В июле 2017 г. КГИОП на основании согласованной проектной документации выдал разрешения на проведение первого этапа реставрации собора - реставрации центральной главы (шатра) сроком до 8 марта 2018 года. Стоимость работ этого этапа – 78 млн руб. Финансирование проводится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета по культуре. Заказчиком выступает СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Технический директор подрядной организации - ООО «Возрождение Петербурга» Петр Щедрин провел собравшихся по установленным в начале июля 2017 г. техническим лесам и показал ход реставрационных работ на центральном шатре. На сегодня основные работы ведутся по замене металлоконструкций шатра, сгнивших опорных элементов, усилению стального каркаса, реставрации и воссозданию утраченной цветной керамической черепицы, восстановлению эмалей. Реставраторы выполняют расчистку поверхностей эмали от пыли и копоти, укрепляют сохранившуюся эмаль, подбирая цвет тонировки эмали в соответствии с историческими аналогами. В соответствии с проектом будут производиться консервационные мероприятия по закреплению отслаивающихся участков глазури и зон деструкции керамической черепицы. До наших дней сохранилось около 15% исторической глазурованной черепицы и эмалей. Утраченная керамическая черепица воссоздается в петербургской керамической мастерской. «Очень важно то, что всё, что делается сегодня на данном объекте, делается по самым высоким стандартам качества. Это касается культуры производства, это касается подбора материалов, и даже установки техлесов, потому что работа на высоких отметках – это сложная работа, в условиях неблагоприятной ветровой обстановки, всё говорит о том, что и служба заказчика и профильный комитет, и подрядная организация задают высочайший стандарт культуры производства. Конечно, хотелось бы, чтобы работы максимально быстро завершили, мы сняли строительные леса и гости Петербурга, жители города наслаждались великолепием храма Воскресения Господня, Спаса на крови», - сказал после осмотра объекта вице-губернатор Игорь Албин. Председатель КГИОП Сергей Макаров отметил, что для завершения работ первого этапа потребуется продление разрешения на их ведение, потому что в реставрационном деле не бывает объектов «без сюрпризов» и по ходу работ выявляются новые задачи. «Конечно, и сама черепица, и конструктивные элементы, на которых она крепится, и мраморные детали декора, которые находятся на довольно большой высоте и не очень удачно отреставрированы в 1960-е годы, когда были небольшие объемы реставрации проведены, всё это требует сейчас особого внимания. Я думаю, что гости фан-зоны, которая здесь будет неподалеку к Чемпионату мира по футболу, еще будут наблюдать леса, но это та работа, в которой очень торопиться не нужно, здесь требуется скрупулезное соблюдение всех технологий реставрационных работ», - подчеркнул он. После работ на центральном шатре, реставраторы перейдут на другие купола собора, затем предполагается реставрация фасадов. По предварительным оценкам, работы могут быть закончены к 2025 году, их стоимость составит около 250 млн рублей. «Я думаю, что вообще это работа лет на восемь. Она определяться будет, естественно, наличием финансирования и той очередностью, которая будет возможна, исходя из посещаемости этого музея. На сегодняшний день это примерно 1 млн 200 тысяч человек в год», - предположил заместитель директора ГМП «Исаакиевский собор» Борис Подольский. По итогам выездного мероприятия вице-губернатор Игорь Албин поблагодарил представителей органов власти, музея-собора и подрядную организацию за проделанную работу. ============================================================ |
В избранное | ||