Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 10/10/2014


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 10/10/2014
============================================================
Впервые в публичном пространстве Европарламента выставили крест

10.10.2014 16:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59569
------------------------------------------------------------
Вена, 10 октября. Впервые в публичное пространство в Европарламенте помещен крест. Он был установлен 9 октября по инициативе парламентария Отмара Караса, пишет «Седмица» со ссылкой на kathweb.



Прибывший из Австрии крест сделан студентами Высшей технической школы Вельса. Он является уменьшенной копией креста, который с 2006 г. стоит на горе Альберфельдкогель у Эбензее. Он состоит из металлических кубов, внутри которых заключены камни из всех страны ЕС, в т. ч. камень из собора св. Стефана в Вене и камень Берлинской стены.



По словам Караса, крест является символом евро-интеграции и веры большинства жителей стран ЕС. «Крест символизирует мир, примирение и терпимость в отношении религий и границ. Он не принадлежит ни одной группе и напоминает об основании европейского мира», — заявил депутат.



Идея создания креста принадлежит Гертруде Кэфер-Эйсн, которая посетила Брюссель вместе со студентами и директором Высшей технической школы Вельса Антоном Шахлем. Он освящен епископом Теодорусом Хугенбумом с благословения епископских конференций стан ЕС.


============================================================


Орловский суд обязал чиновников легализовать пустующие храмы

10.10.2014 16:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59568
------------------------------------------------------------
Орёл, 10 октября. В Орловской области суд удовлетворил иски прокуратуры к администрациям сельских поселений, требовавшей обязать чиновников зарегистрировать пустующие храмы, сообщает «Российская газета».



По словам старшего помощника прокурора Орловской области Елены Семиной, удовлетворено уже пять таких исков. Они были предъявлены сельским администрациям из Ливенского района.



В ходе проверки прокурорские работники обнаружили несколько церквей, оказавшихся в буквальном смысле брошенными. Несмотря на то что они являются памятниками истории и культуры и охраняются государством, право собственности на них не оформлено.



По закону регистрировать бесхозяйные объекты обязаны органы местного самоуправления. Прокуратура выдала сельским чиновникам предписания, которые те отказались выполнять. В итоге спор дошел до суда.



Главным аргументом сельских глав стало отсутствие в местных бюджетах денег на изготовление технической документации. Однако суд посчитал, что это не имеет правового значения.



По словам Елены Семиной, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме и обязал чиновников «поставить объекты культурного наследия на учет как бесхозяйное имущество с целью их дальнейшего принятия в муниципальную собственность».



По данным правительства Орловской области, за последние пять лет по федеральной целевой программе «Культура России» на восстановление храмов региона направлено свыше 100 миллионов рублей.


============================================================


Председатель парламента Грузии встретился с госсекретарем Ватикана

10.10.2014 16:08
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59567
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 10 октября, Благовест-инфо. Находящийся с официальным визитом в Италии председатель парламента Грузии Давид Усупашвили встретился с государственным секретарём Ватикана кардиналом Пьетро Паролином и аккредитованными в Ватикане руководителями дипломатических миссий, сообщает interpressnews.ge.



Участники встречи обсудили вопросы углубления взаимоотношений между Грузией и Ватиканом, а также геополитические проблемы, сложившиеся в регионе.



«Кардинал Паролин детально интересовался сложившейся в Грузии ситуацией, - заявил Давид Усупашвили по завершении встречи. – Ватикан имеет серьёзное влияние на политические процессы в мировом масштабе. Мы обсуждали проблемы конфликтов; были затронуты также вопросы углубления взаимоотношений между государством и церковью.



Мы сошлись во мнениях о том, что любая политика, основанная только на интересах, без учёта духовности и нравственных ценностей, обречена на поражение», - отметил грузинский политик.



По его словам, Государственный секретарь Ватикана выразил однозначную поддержку свободному выбору грузинского государства.


============================================================


Президент Эстонии утвердил закон, разрешающий регистрацию однополых союзов

10.10.2014 15:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59566
------------------------------------------------------------
Таллин, 10 октября. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес подписал постановление, которым утвердил принятый в четверг парламентом закон о совместном проживании (сожительстве), предоставляющий возможность официально зарегистрировать отношения людям, живущим вне брака, в том числе однополым парам, сообщает ИТАР-ТАСС.



«Конституция демократической Эстонии требует равного отношения ко всем. Нас слишком мало, чтобы кого-то дискриминировать», - заявил глава государства, ставя подпись под спорным для многих правовым актом, который вступит в силу с 2016 года. «Эстония должна быть самым лучшим местом проживания для всех. Для нас важен каждый человек», - отметил Ильвес.



В эстонском обществе намерение легализовать однополые союзы было встречено неоднозначно. Критики закона указывали, что он «разрушит моральные устои общества». Иерархи всех признаваемых государством религиозных конфессий высказались также против. Входящая в правящую коалицию политическая партия «Союз отечества и Республики» предложила вынести вопрос на референдум, однако эта инициатива не нашла поддержки депутатов.



Глава фонда «В защиту семьи и традиций» Варро Вооглайд сказал, комментируя принятие закона, что теперь избирателям, подавляющее большинство которых было против такого шага, надо выяснить, кто из парламентариев голосовал «за», и призвать их к ответу.


============================================================


Священный Синод Элладской Православной Церкви избрал новых митрополитов

10.10.2014 15:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59565
------------------------------------------------------------
Афины, 10 октября. 10 октября на заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви прошли выборы митрополитов на вакантные кафедры, сообщает «Седмица» со ссылкой на греческое информационное агентство «Ромфея».



Заседание началось с того, что предложение перевести митрополита Иерофея с Зихнийской и Неврокопийской кафедры на Мегарскую и Саламинскую не получило достаточного числа голосов. Для одобрения этого предложения было необходимо не менее 2/3 голосов, так как Патриаршим деянием 1928 г. практика перевода митрополитов Фракии, Македонии и Эпира с кафедры на кафедру была запрещена.



В результате последующих голосований митрополитом Гревенским был избран архимандрит Давид (Дзьюмакас), игумен монастыря св. Феодоры в Салониках и генеральный эпитроп Фессалоникийской митрополии.



Митрополитом Мегарским и Саламинским стал архимандрит Константин (Якумакис), который с 2006 г. работал в секретариате Афинского архиепископа при Священном Синоде.



Митрополитом Нео-Ионийским и Филадельфийским Синод избрал епископа Диавлийского Гавриила, архиграмматевса (главного секретаря) Священного Синода Элладской Православной Церкви.


============================================================


В Китае скончался католический епископ, который 20 лет находился в тюремном заключении

10.10.2014 15:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59564
------------------------------------------------------------
Пекин, 10 октября. Китайский католический епископ, который находился в тюремном заключении с 1965 по 1985 гг., умер в возрасте 90 лет.



Поскольку коммунисты пришли к власти в Китае, епископ Джон Баптист Ван Чжин уехал в Гонконг и Макао, чтобы закончить свое духовное образование в тамошних семинариях. Он возвратился в Китай в 1950 году и был рукоположен в священный сан в следующем году.



В 1999 г., в возрасте 75 лет, он был назначен епископом Ючи - города, который находится в восточной части страны. Епископ Ван Чжин управлял епархией, имея мандат Святого престола. В течение последних 15 лет он, несмотря на препятствия, чинимые китайскими властями, рукоположил в священный сан 30 человек, сообщает «Седмица» со ссылкой на Fides.


============================================================


В Белоруссии откроется первая католическая школа

10.10.2014 14:52
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59563
------------------------------------------------------------
Москва, 10 октября. Первая белорусская католическая школа вскоре планирует открыть свои двери в Минске, сообщает «Интерфакс-религия».



Расположена она будет в здании одной из школ, которое, будучи в критическом состоянии, было передано католикам еще в 2011 году, сообщают местные католические сайты.



Здание реконструируется преимущественно на пожертвования. Проект реализуют монахини-сотрудницы «Благотворительной миссии доброго самарянина».



При религиозном образовательном учреждении уже действует детский сад, куда детей привозят не только католики, но и православные и вовсе не религиозные люди.


============================================================


Из храма под Суздалем похищены две иконы, заведено уголовное дело

10.10.2014 14:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59562
------------------------------------------------------------
Владимир, 10 октября. Из православного храма святого Василия Великого в селе Борисовском Суздальского района похищены две иконы XIX века, сообщили ТАСС в пресс-службе регионального управления МВД.



«Похищены две иконы - «Снятие с креста» и «Святые мученики Трифон, Иулиан и Евстафий», - сказала руководитель пресс-службы УМВД по Владимирской области Анна Басова.



По предварительной оценке, стоимость похищенных икон составила 200 тысяч рублей.



В ведомстве уточнили, что кража произошла в ночь со вторника на среду: неизвестные проникли в церковь, сорвав замок с черного входа. Возбуждено уголовное дело.



Это второй случай кражи икон во Владимирской области за последний месяц. В середине сентября в Спасо-Преображенской церкви поселка Никологоры пропали пять икон стоимостью в 725 тысяч рублей. Тогда грабителей задержали через несколько дней.


============================================================


В центре Парижа установят статую Иоанна Павла II работы Церетели

10.10.2014 14:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59561
------------------------------------------------------------
Париж, 10 октября. Статуя Папы Римского Иоанна Павла II работы российского скульптора Зураба Церетели будет установлена рядом с Собором Парижской Богоматери во французской столице. Как сообщил архиепископ польского города Лодзь Марек Едражевский, им получены официальные разрешения от Архитектурного управления Франции и префектуры Парижа, передает ИТАР-ТАСС.



Местом, где будет установлена статуя высотой 3,6 метра и весом 1,5 тонны, выбран сквер рядом с собором. Он носит имя Папы Римского Иоанна XXIII. Оба предстоятеля Римско-Католической Церкви были канонизированы в апреле этого года.



Большая площадь перед кафедральным парижским собором с августа 2006 года уже носит имя Иоанна Павла II, однако парижские власти категорически отказались одобрить установку на ней статуи, по их мнению «излишне массивной».



Бронзовый монумент, оцениваемый в 300 тыс. евро, был подарен Зурабом Церетели польской общине Парижа. Она финансирует только установку статуи. Монумент будет установлен лицом к протекающей рядом реке Сене. Постамент изготовлен из бургундского камня. Рядом с монументом весной будущего года будет высажен сорт белых роз, носящий имя Иоанна Павла II.



Торжественная церемония открытия памятника назначена на 25 октября. Она пройдет при участии мэра Парижа Анн Идальго, архиепископа французской столицы кардинала Андре Вен-Труа и архиепископа Лодзя Марека Едражевского.


============================================================


В России острый дефицит специалистов паллиативной помощи

10.10.2014 13:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59560
------------------------------------------------------------




Москва, 10 октября. В России острый дефицит специалистов паллиативной помощи. Об этом заявляет Ксения Коваленок, главный врач детской выездной паллиативной службы, действующей при православной службе помощи «Милосердие». За три года работы специалисты детской выездной паллиативной службы оказали комплексную помощь 115 семьям с детьми, страдающими редкими неизлечимыми заболеваниями.



«Это число могло быть намного больше, если хотя бы в Москве было достаточное количество специалистов паллиативной помощи, - уверена Ксения Коваленок. - В нашей стране, однако, по-прежнему нет обучающих программ, по которым в вузах готовили бы полноценных специалистов паллиативной помощи: врачей, психологов, медсестер, соцработников и других».



В детскую выездную паллиативную службу «Милосердие», как правило, обращаются семьи, которым больше неоткуда ждать помощи. Среди диагнозов, с которыми сталкиваются сотрудники службы: спинально-мышечная атрофия (СМА), синдром Ретта, синдром Ундины, буллезный эпидермолиз и др. Детям с такими диагнозами не приходится рассчитывать на полноценную помощь в государственных учреждениях. Многие из подопечных службы специально переезжают в столицу для того, чтобы их дети могли получить хотя бы минимальную
поддержку. Так, семья 3-летнего Дениса Е., страдающего тяжелым органическим поражением центральной нервной системы, специально переехала в Москву из Саратова, а мама Альфреда У., страдающего мукополисахаридозом, перевезла 15-летнего сына из Башкирии, чтобы он смог получить в столице медикаментозную и другую помощь. Подопечных службы посещают врачи, массажисты, педагоги-психологи, медицинские сестры, социальные работники службы помогают родителям оформить все необходимые ль
готы, положенные таким семьям.



Только в Москве, по данным благотворительного фонда развития паллиативной помощи, на сегодня проживает более 5 тысяч детей, нуждающихся в паллиативной помощи.



Детская выездная паллиативная служба существует на пожертвования благотворителей и, в том числе, Друзей милосердия – неравнодушных людей, которые регулярно поддерживают православную службу помощи «Милосердие». Стать Другом милосердия может каждый, оформив регулярное пожертвование на сайте http://друзьямилосердия.рф. Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 24 социальных проекта, среди которых: уникальная группа дневного пребывания для детей-инвалидов, помощь
детям-инвалидам в государственных домах-интернатах, служба помощи больным БАС и др.


============================================================


Карабах: фрески монастыря Дадиванк будут отреставрированы

10.10.2014 13:50
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59559
------------------------------------------------------------




Степанакерт, 10 октября, Благовест-инфо. В 2015 году будет продолжена работа по реставрации фресок монастыря Дадиванк (IX-XIII вв) в Карабахе. Об этом сообщает News.am со ссылкой на начальника Управления туризма при правительстве Арцаха (самоназвание Нагорно-Карабахская Республика) Сергей Шахвердян.



В текущем году была начата подготовка к реставрации уникальных фресок монастыря. На следующий год будет проведена сама реставрация. Монастырь притягивает, по словам Шахвердяна, все больше туристов. По его мнению, после завершения реставрации, а также прокладки второй трассы из Армении в Карабах через Карвачарский район можно будет внести монастырь в туристический путеводитель Арцаха. В одной из социальных сетей открылась страница, посвященная монастырю Дадиванк, где можно ознакомиться с ходом реставрации и
посмотреть фотографии, в том числе фресок, которые помещают туда участники страничек, посетившие монастырь.



Дадиванк называют еще и Хутаванком, что дословно в переводе с местного диалекта означает "монастырь на холме" . Он расположен на высоте 1100 метров над уровнем моря. В 2004-2005 гг. монастырь активно реставрировался, но внутри церквей и часовен монастыря реставраций не производили. Первая базилика, существующая и поныне, построена еще в середине I в. на могиле Дади – ученика апостола Фаддея. С южной стороны к ней примыкает также довольно древняя церковь, представляющая собой базилику со
сводчатым перекрытием.


============================================================


Из поморского монастыря украли 30 икон

10.10.2014 13:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59558
------------------------------------------------------------
Архангельск, 10 октября. Из старинного храма святого Иоанна Богослова в Ошевенском мужском монастыре в Каргопольском районе Архангельской области злоумышленники похитили 30 древних икон, сообщает "Российская газета".



По словам заместителя председателя попечительского совета при Ошевенском монастыре Елены Кутуковой, стоимость украденного может исчисляться миллионами рублей. Но гораздо важнее, по ее мнению, ущерб нравственный.



"Грабители проникли в действующий храм, похитили древние намоленные иконы, - отметила Кутукова. - Как такое возможно? Хочется обратиться к людям: "Что же вы делаете?!" Я призываю всех задуматься об этом чудовищном преступлении".



Данная кража - вторая за последнее время в Ошевенском храме, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. Первое ограбление произошло в ночь с 17 на 18 сентября 2014 года.



Попечители монастыря призвали всех неравнодушных к помощи в поиске украденных святынь.



























Фото с сайта обители


============================================================


В Марфо-Мариинской обители откроется выставка, посвященная 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Феодоровны

10.10.2014 12:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59557
------------------------------------------------------------
Москва, 10 октября. 14 октября, в праздник Покрова Божией Матери, престольный праздник соборного храма ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия, в Голубой гостиной обители откроется выставка «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой», сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на пресс-службу Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества.



Выставка организована по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Правительства Москвы и по инициативе Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества.



Экспонаты для выставки предоставили Центральный исторический архив г. Москвы, Государственный архив кинофотодокументов, Православный информационно-библиотечный центр «Рязановский дом» (Екатеринбург), Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, музей Свято-Димитровского училища сестер милосердия, монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины (Иерусалим), храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке, владельцы частных собраний, Военно-историческое общество.



Мероприятие, которое проводится в рамках разработанной Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом при поддержке Правительства Москвы программы «На службе Москве и Отечеству. Великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна», приурочено к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны, 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста и 100-летию начала Первой мировой войны.



В рамках выставки пройдет Межрегиональная конференция с тем же названием — «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой». Научно-общественный форум соберет историков, богословов, общественных деятелей из Москвы и других регионов Российской Федерации.



Работа выставки продлится до 22 февраля 2015 года. Завершающими мероприятиями выставки станет презентация ранее неизвестного портрета великой княгини Ольги Александровны в форме сестры милосердия, а также презентация еще одной выставки, которая пройдет в 2015 году, — «Милосердие в истории. Русский вклад. Романовы».



Церемония открытия выставки 14 октября в 14.00.



Тел. для справок и аккредитации СМИ: +7 925 001-29-60.


============================================================


В "Доме Москвы" в Софии состоялся вечер, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского

10.10.2014 12:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59556
------------------------------------------------------------




София, 10 октября. В день памяти преподобного Сергия Радонежского, 8 октября, в «Доме Москвы» в болгарской столице состоялся вечер, посвященный 700-й годовщине со дня его рождения святого, сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии.



На вечере присутствовал Патриарх Болгарский Неофит, а также епископ Тивериопольский Тихон, викарий Софийской митрополии епископ Браницкий Григорий, архимандрит Герасим (Ничев), главный секретарь Священного Синода, ставрофорный священноэконом Ангел Ангелов, протосингел Софийской митрополии, ставрофорный священноэконом Мина Минчев, настоятель митрополичьего собора святой мученицы Недели (Кириакии).



Патриаршее подворье представлял его настоятель архимандрит Филипп (Васильцев).



Открывая торжественный вечер, директор «Дома Москвы» в Софии Б.А. Громов сердечно поблагодарил Патриарха Неофита за участие в праздновании и рассказал о значении отмечаемого юбилея для России. Он преподнес в дар предстоятелю Болгарской Православной Церкви, собору благоверного великого князя Александра Невского и подворью Русской Православной Церкви в Софии иконы преподобного Сергия Радонежского.



С докладом на тему «Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра в церковно-певческой традиции и духовная история Православной Руси» выступил протоиерей Кирилл Попов, клирик митрополичьего собора мученицы Недели (Кириакии).



В своем выступлении настоятель Подворья архимандрит Филипп рассказал о чертах духовного облика великого русского святого и особо отметил, что день памяти преподобного Сергия Радонежского по старому стилю совпал с историческим событием в жизни Болгарской Православной Церкви: 8 октября в Министерском совете состоялась торжественная церемония вручения Патриарху Неофиту акта о собственности на здание Патриаршего собора во имя святого благоверного Александра Невского.



На вечере был исполнен гимн преподобному Сергию Радонежскому, музыка к которому написана протоиереем Кириллом Поповым.



В завершение мероприятия прозвучали уставные многолетия Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Патриарху Болгарскому Неофиту.


============================================================


В батумском кафедральном соборе осыпаются фрески

10.10.2014 12:11 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59555
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 10 октября, Благовест-инфо. Повреждены фрески батумского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, имеющего статус памятника культурного наследия национального значения. Настенная живопись и роспись на колоннах местами осыпалась, сообщает Netgazeti.Ge со ссылкой на городское издание «Батумелеби» («Батумцы»).



Этот возведённый в начале XX в. католический храм в 1989 г. передан в собственность ГПЦ.







Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен при содействии Степана Зубалашвили, одного из братьев-меценатов и общественных деятелей конца XIX - начала XX вв.



Вот лишь некоторые примеры меценатства Зубалашвили на протяжении десятков лет: В Батуми, Гори, Кутаиси и Тбилиси они построили пять католических церквей; пожертвовали 100 000 рублей на строительство Тбилисского университета, 10 000 рублей - на строительство музыкальной школы (ныне - Тбилисская консерватория), 20 000 рублей передали Обществу по распространению грамотности среди грузин; 35 000 рублей отдали на строительство Народного дома (ныне - Театр имени Марджанишвили).



К концу XIX века представители рода Зубалашвили приобрели в Баку на Биби-Эйбатском острове месторождения нефти, принесшие им огромные состояния, после чего они десятикратно увеличили свою благотворительную деятельность.



На территории Тбилисской Первой больницы Зубалашвили построили педиатрический корпус, который оснастили привезенным из Европы медицинским оборудованием. Благодаря стипендии Зубалашвили, к науке проложили путь такие известные деятели, как Александр Джанелидзе, Саргис Какабадзе, Александр Пагава, Шалва Амиреджиби, Геронти Кикодзе, Павле Ингороква, Лео Киачели и др.



В Тбилиси первый приют для неимущих был основан братьями Зубалашвили. В столовой «Самадло» могли обедать все нуждающиеся.







Батумский кафедральный собор был расписан итальянскими мастерами. Изначала собор был католическим, и фрески созданы, соответственно, в стиле, характерном для католических церквей. В советское время этот монументальный собор использовался как архив; позже в нем разместили лабораторию высокого напряжения. В 1980 г. власти приняли решение обустроить в храме концертный зал. Тогда же в Батуми прибыла группа реставраторов, которые придали фрескам их первоначальный вид.



Автору статьи, уроженцу Батуми, известно из рассказов стариков, как комиссары посылали верхолазов сбивать кресты с купола собора. Но когда, один за другим, двое сорвались и разбились насмерть, так и не выполнив своей святотатственной миссии, больше никто не решился на выполнение кощунственного задания, даже под угрозой расстрела. Так и простоял собор с покосившимся от ударов молота крестом долгие десятилетия, пока советский атеизм не потерпел крах.







Планируется ли реставрация фресок? По затребованной «Батумелеби» из Национального агентства защиты культурного наследия информации, в 2014 г. Грузинская патриархия намерена осуществить реабилитационные, реставрационные и реконструкционные работы на 74 объектах, имеющих статус памятников культурного наследия. Однако батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы в этом перечне обнаружен не был.



Настоятель батумского храма отец Иаков Беридзе заявил, что ему ничего не известно о планах Грузинской Патриархии по реставрации фресок собора. По словам Амирана Гоглидзе, бывшего руководителем реставрационных работ в 1980 г., а ныне главного художника кафедрального собора Самеба – Пресвятой Троицы в Тбилиси, если не начнется срочная реставрация фресок, процесс их осыпания усилится, и потребуются значительно большие суммы для восстановления настенной живописи батумского храма. Если же реставрацию не
провести, фрески неизбежно погибнут.


============================================================


Отшельница Агафья Лыкова не хочет покидать тайгу

10.10.2014 11:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59554
------------------------------------------------------------
Великий Новгород, 10 октября. Саянскую отшельницу Агафью Лыкову не удается уговорить на переезд из тайги к людям, сообщил "Интерфаксу" глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий в ходе пастырской поездки в Великий Новгород.



Весной текущего года в СМИ появились сообщения, что 69-летняя А.Лыкова думает о переезде на "большую землю".



"Разговоры о ее переезде к людям возникают каждый год, но заканчиваются ничем. Вот и сейчас Агафья говорит, что ей "тятенька завещал оставаться здесь", и на переезд не соглашается", - сказал митрополит Корнилий.



По его словам, представители РПСЦ и далее будут внимательно следить за судьбой отшельницы и помогать ей.



А.Лыкова - единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры.



К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро - глава семейства Карп Иосифович, сыновья Саввин (45 лет), Димитрий (36 лет) и дочери Наталья (42 года), Агафья (34 года). В 1981 году один за другим умерли трое из детей - Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович. В настоящее время Агафья Карповна живет в тайге одна.


============================================================


Выступление Патриарха Кирилла на собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви

10.10.2014 10:27 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=59553
------------------------------------------------------------




8 октября в актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Он представил доклад «Вклад преподобного Сергия в устроение монашеской жизни и монастырей на Руси».



Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Феогност! Досточтимые отцы игумены, матушки игумении, братия и сестры!



Хотел бы, во-первых, выразить чувство глубочайшего удовлетворения в связи с тем, что впервые в новейшей истории нашей Церкви проходит собрание игуменов и игумений монастырей Московского Патриархата. Уверен, всем нам есть о чем поговорить, но самое главное — очень важно, что мы все вместе молились сегодня у раки преподобного Сергия в его обители. Общая молитва всех игуменов и игумений — это уже событие особого исторического значения, а если вспомнить, что за каждым из вас целые дружины
иночествующих, то можно сказать, что сегодня все монашествующие нашей Церкви присутствуют в «Большой келье преподобного Сергия». Сорадуюсь великому торжеству — 700-летию со дня его рождения. Хотел бы поделиться с вами своими мыслями, в том числе о значении преподобного Сергия Радонежского для современного монашества.



Вопрос о том, как устроить монашескую жизнь, всегда стоял перед людьми, которые избирали для себя путь молитвы и уединения, отречения от мира. Некоторые отвечают на этот вопрос очень просто — принимают обеты и исполняют все, что предписывается. Другие пытаются создать для себя особые условия, которые бы способствовали, по их разумению, более динамичному духовному развитию, ускорению духовного роста. А некоторые вообще мало о чем думают — облачаются в монашеские одежды, вовлекаются в монастырскую
жизнь, а жизнь сама диктует свои законы и сама определяет свое течение. И первые, и вторые, и третьи — все они принадлежат нашему монашескому братству, и, может быть, никогда за всю историю Церкви не было у этого братства таких вызовов извне и таких искушений, как сегодня. Поэтому, когда ко мне обращаются некоторые из игуменов или игумений и говорят о трудностях управления монастырями, то, давая им те или иные советы, я всегда думаю, что сам факт сегодняшнего нашего
с вами существования в этом бурлящем житейском море есть явление Божественной благодати и милости, и за каждый день, прожитый совместно в монашеской общине, мы должны благодарить Господа. Но одновременно мы должны задумываться о том, кто мы сегодня, каково наше значение, куда мы идем, какие задачи перед нами стоят, и, что самое главное, мы должны задумываться о том, что является фундаментальным, основным в монашеской жизни. Вот мне бы и хотелось поговорить об этом самом основном, фундаментальном.



Отречение от земной суеты, на первый взгляд, непременно приводит к уединенной, отшельнической жизни. Однако развитие монашества в этом направлении порой порождало различные нестроения, из которых самым опасным было выпадение из жизни Церкви, что побудило уже святителя Василия Великого закрепить особые правила для монашествующих. Разнообразие исторических и географических условий, а также особенности личного подвига и степеней духовного возраста привели к выработке трех основных способов устроения иноческой
жизни, о которых вы хорошо знаете, — это монастырь с общежительным уставом, скит и отшельничество.



Жизнь в скиту соединяет в себе достоинства и общежития, и отшельничества: насельники, имея общее имущество, богослужебный круг и послушания, живут по двое-трое в некотором отдалении друг от друга, достигая тем самым уединенности, но имея общего наставника — скитоначальника. Однако скит и даже монастырь может держаться не только общежительного, но и идиоритмического, т.е. особножительного устава, согласно которому каждый монах живет своим хозяйством, самостоятельно определяет себе послушания, а общее
богослужение бывает лишь по воскресным и праздничным дням.



Монастырь преподобного Сергия, в котором мы с вами находимся, прошел эти два этапа. Сначала он был идиоритмическим или особножительным, как и большинство обителей в Русской Православной Церкви того времени, т.е. после монголо-татарского нашествия: в житии преподобного Сергия мы читаем, как он сам за своеобразную плату — черствый хлеб — строит сени келии одному из братии. На втором этапе игумен Радонежский вводит в своем монастыре общежитие как высший или, лучше сказать, более возвышенный тип
иноческой жизни, восходящий к апостольской общине. Общежительный монастырь предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, послушания, получаемые от настоятеля, ежедневный круг богослужений и, естественно, одного духовного руководителя — игумена или игумению. Но даже эти характерные черты общежительного устава — не самые главные. Главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, были «одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). А все, что я пере
числил: общая трапеза, общее имущество, даже общая молитва, — это средства, направленные на то, чтобы формировалась монашеская община, живущая одной жизнью.



Мы знаем, что само по себе общежитие не всегда спасает общину от внутреннего разделения, от наличия у монахов различных интересов и от потери собственно общежительного духа, как не спасает и от того, чтобы у насельников появлялись собственное имущество, чуть ли не зарплата, отпуска, собственное времяпровождение, выпадающее из самого принципа общежительного устава. Попробуй скажи монаху или монахине, привыкшим жить в таком «общежительном» монастыре, что это неправильно, что этого делать нельзя,
что отъезд из монастыря должен быть исключительным явлением, а не отпуском, и что никакого отпуска у монашествующих в принципе быть не может, потому что все отпуска закончились с отложением волос, — тебя не поймут, на тебя обидятся, особенно монахини: «ну как же так, я тут пашу, а у меня отпуска нет...» Так атмосфера мира врывается в наше общежитие, которое должно жить по своим законам — тем самым, по которым преподобный Сергий перестроил свой монасты
рь; а на деле, к сожалению, общежития как такового и не получается.



Конечно, чтобы создать такое братство или сестричество, необходим немалый духовный и нравственный авторитет. Таким авторитетом в избытке обладал преподобный Сергий. Прославив Триединого Бога еще в утробе матери, он был Его служителем всю свою жизнь. Главной святыней монастыря была Троицкая церковь; по образу Пресвятой Троицы он устраивал и жизнь его насельников, призывая любовью и единением противостоять ненависти и разделениям мира сего.



Насадив в своей обители общежительный устав, Преподобный тем самым придал мощный свежий импульс развитию всего русского монашества. Из 150 обителей, появившихся в Северо-Восточной Руси с 1340-го по 1440 год, несколько десятков были основаны учениками и собеседниками аввы Сергия, и это были монастыри общежительного типа, по примеру Троицкого монастыря Преподобного. Общежитие стало рассматриваться как более совершенная, а потому и более предпочтительная форма организации монашества в Русской Церкви, к которой
должна стремиться каждая обитель. И сегодня для дальнейшего возрождения подлинной иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные, повторюсь, — это послушание всей братии игумену или игумении, общность имущества, нестяжательность, ежедневные богослужения, в которых участвуют, подчеркиваю, все насельники обители.



Думаю, не было бы преувеличением сказать, что возрождение русского монашества в значительной степени зависит, в том числе, и от игумений и игуменов нынешних обителей. Пусть примером для вас остается преподобный Сергий, явивший высочайший образец игуменского служения. Он поистине стал всероссийским игуменом, наставником наставников. Если же мы не будем стараться «жить по преподобному Сергию», подражать ему, то нам будет трудно, а может, и невозможно по-настоящему возродить подлинный общежительный
дух и стиль жизни наших монастырей.



Авва Сергий был для братии настоящим духовным отцом — известно, как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию ему братия представляла собой крепкую, единодушную монашескую семью. И в настоящее время очень большое значение имеет общение игумена или игумении с монашествующими. Это общение укрепляет единство братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении, от общего приобщения от единой Чаши Христовой. Преподобный всегда был рядом со своими
учениками, участвовал в их жизни, разделял с ними тяготы и невзгоды, являл образец смирения, простоты, кротости, воздержания, христианской любви. В подвигах и трудах он был первым из братии. Каждый день Преподобныйприходил на богослужение, не позволяя никому уклоняться от общей церковной службы. В его лице братия видела убедительный пример того, как следует проводить иноческую жизнь.



Но что было главным в служении аввы Сергия? Благодаря чему он сам смог достичь святости и зажечь в сердцах других людей пламень любви к Богу, взрастить многих святых? Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Он сам был первым в свершении этого подвига. Он никогда не опускал келейного правила, с особенным усердием молясь о своих учениках, и сподобился от Бога видения о будущем умножении братии.



Как важно помнить нашим игуменам и игумениям, что главной их молитвой должна быть молитва о братстве или о сестричестве! У нас есть настолько большие монастыри, что игумен или игумения не могут во время своей молитвы перечислить всех насельников. А вообще неплохо было бы взять за подвиг каждый день поименно молиться за всех, и тогда этой молитвой игумен или игумения будут соединяться духовно с каждым насельником своей обители. Ну а если количество такое большое, что никак невозможно всех перечислить, то
нужно разделить эти имена, но регулярно молиться за каждого из тех, которых Бог вручил водительству игумена или игумении.



Своих учеников Преподобный стремился научить именно молитве, внутреннему, умному деланию. В XIV веке это делание переживало свой расцвет благодаря деятельности преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы. Авва Сергий получал послания от учеников этих выдающихся подвижников-исихастов и был особенно связан со святителем Киприаном Московским, в свое время подвизавшимся на Афоне. Также он был близок с учеными монахами, переводившими творения византийских исихастов на славянский язык. Видения
преподобного Сергия говорят о родственности его глубокого мистического опыта с опытом подвижников-исихастов. При жизни игумена Радонежского в его обители активно переписывали творения прпп. Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других. После повечерия каждый брат должен был безмолвно удаляться в свою келью и там прилежно молиться и творить рукоделие; игумен же часто обходил братские кельи и наблюдал, чем заняты иноки, не почитая за чрезм
ерный труд прийти, посмотреть, поговорить, может быть, совместно воздохнуть ко Господу. О высоте и силе молитвенного подвига в Троице-Сергиевой обители свидетельствует и ее дальнейший необычайный духовный расцвет, который напрямую связан с развитием умного делания. Это мы видим и на примере более поздних русских подвижников: преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. Причем на Руси умное делание развивалось преимущественно в рамках общежительного монашества.
Очень важно подчеркнуть: не в отшельничестве, а именно в рамках общежительного монашества, потому что стиль жизни монастырей был таким, что он располагал монахов к умному деланию. Жизнь монастыря организовывалась так, чтобы каждый, помимо трудов на благо братства или сестричества, имел время для личного молитвенного подвига. Так было в русских монастырях, воспринявших духовную эстафету от преподобного Сергия.



Сегодня в наших обителях нужно возрождать молитвенное делание, и прежде всего сами игумены и игумении призваны быть образцом молитвы, ибо именно в ней сила монашества. Главное достояние любого монастыря — это христолюбивое и добродетельное братство во главе с игуменом или игуменией. И наша основная цель — сделать так, чтобы современные обители были училищами подлинного благочестия и святости.



И вот еще о чем хотел бы сказать. Преподобный Сергий устроил Троицкий монастырь в тяжелейшее время. Но ведь не только он устраивал тогда монастыри — много их было на Руси. Совсем недавно, читая исторические тексты, описывающие ту эпоху, особенно XIII век, я был поражен: в каком кошмаре, в какой ненависти тогда жили люди! XIII век, который, как мы знаем, был прежде всего веком татаро-монгольского нашествия, был одновременно апогеем междоусобной борьбы — страшной, кровавой, жестокой, изуверской
борьбы между братьями. Князья словно с ума сошли, как с цепи сорвались и были готовы за клочок земли убивать своих родственников, убивать своих православных братьев. Кровью покрылась русская земля. Достаточно прочитать не житийное повествование о московском князе Данииле, а исторические исследования эпохи, чтобы убедиться, что даже самый мирный князь, который никогда не был великим полководцем, который всячески уклонялся от борьбы, и то был вовлечен в кровавую мясорубку. Прич
ем никто не мог понять, на чьей стороне нужно быть — справа, слева, с тем или другим родственником… И вот я задал себе вопрос: XI, XII, XIII века — это 300 лет междоусобицы на православной Руси. А где же была Церковь? Что Церковь делала? Монахи наши что делали? А все они сидели по монастырям и молились. Неужели для них было безразлично пролитие рек братской православной крови? Очевидно, каждый считал: я в монастыре спасаюсь, я молюсь, это мое главное дело, — и не предотвращал
междоусобную брань…



В чем подлинное историческое значение преподобного Сергия? Он был первым, кто от молитвенного опыта, а не от боярской мудрости проникся мыслью о необходимости преодолеть ненавистную рознь мира взиранием на Святую Троицу. В его опыте соединилось личное молитвенное измерение с необходимостью этот внутренний опыт перенести на всю территорию страшных междоусобиц. И он вышел на общественное служение, подобно Христу-Спасителю, Который также вышел на общественное служение в 30 лет, и мы знаем, что благодаря
огромному молитвенному, духовному потенциалу преподобного Сергия русские князья объединились, и произошла великая победа на Куликовом поле. Когда Дмитрий Донской пришел сюда, в эти стены, к преподобному Сергию и стал просить благословения на бой, преподобный Сергий хорошо знал, что было за войско у Мамая. Оно во много крат превосходило возможности русских. Это было профессиональное, хорошо вооруженное войско, и с человеческой точки зрения нужно было бы сказать: «Князь, куда
же ты идешь? Разгромят тебя, да и союзников у тебя нет...» Но что делает Преподобный? Он, во-первых, собирает союзников, он объединяет войска. А почему князья объединяются? Потому что верят старцу, ведь не кого-то из князей он поддерживает по прагматическим соображениям, но говорит от своего духовного опыта, призывая объединиться. И как же мы выиграли на Куликовом поле? Cилой Божией, силой молитвы и в результате мощного объединительного действия, совершенного преподобным Сергием.



Молитва, духовная жизнь в обителях, к которой я вас призываю, не должна быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси, потому что монахи — хранители Православия. И эта сила должна сработать, если понадобится, в любой момент, чтобы объединить наш народ, чтобы преодолеть разномыслия и гражданские конфликты. Если подражать преподобному Сергию, то во всем подражать! Вот главный урок, который нам
дает преподобный Сергий: как сила молитвы, сила духовного подвига способна преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь. И если следовать его примеру, то наши монастыри действительно будут иметь огромное значение для жизни всего народа, для спасения людей.



А почему мы собрались именно сейчас, а не десять или двадцать лет назад? Думаю, это тоже некий сигнал свыше. Мы должны хорошо подумать о своем призвании, о своем служении, мы не должны выйти из этих стен такими же, какими сюда вошли. Мы должны выйти с новым, обновленным чувством своего призвания, с желанием возродить и укрепить наше монашество, потому что если монашество ослабнет, ослабнет Церковь, ослабнут жизненные силы нашего народа. Мы с вами призываемся к великому деланию, основоположником которого был
святой преподобный богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Всех вас сердечно приветствую в связи с замечательным событием, участниками которого мы являемся. Спаси Господи.


============================================================


Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви завершило свою работу

10.10.2014 10:12
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59552
------------------------------------------------------------




Сергиев Посад, 10 октября. Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви 9 октября завершило свою работу в Свято-Троицкой Сергиевой лавре , сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на Синодальный отдел по монастырям и монашеству.



Cобрание, которое накануне открыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, было посвящено теме «Преподобный Сергий Радонежский — возродитель традиций общежительного монашества на Руси».







Во второй день работы было заслушано шесть докладов. Участники собрания имели возможность задать вопросы выступавшим. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, возглавлявший президиум, предложил продолжить обсуждение насущных вопросов монашества на страницах журнала «Монастырский вестник».



В завершение архиепископ Феогност также предложил испросить благословение у Патриарха Кирилла на ежегодное проведение Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви.



Архиерей поблагодарил собравшихся за работу и неформальное отношение к обсуждаемым вопросам монастырской жизни. Архиепископ Феогност особо отметил неравнодушное отношение к русскому монашеству представителей Святой Горы Афон и Кипрской Православной Церкви, которые нашли возможность посетить этот форум.



Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания зачитала принятый Собранием итоговый документ.



В работе Собрания приняли участие 150 игуменов и 205 игумений, представляющих 92 российские епархии, 10 епархий Белорусского экзархата, 4 — Украинской Православной Церкви, 3 — Православной Церкви Молдовы, 1 — Митрополичьего округа в Республике Казахстан и 1 — Среднеазиатского митрополичьего округа.


============================================================

В избранное