Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 17/06/2014


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 17/06/2014
============================================================
Патриарх Кирилл призвал остановить кровопролитие на Украине

17.06.2014 17:56 | "Российская газета"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=57950
------------------------------------------------------------

============================================================


Грузия: определены этапы реабилитации храма и комплекса Веджини

17.06.2014 17:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57949
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 17 июня, Благовест-инфо. Находящиеся в Кахетии храм и туристический комплекс Веджини, внесённые в перечень памятников культурного наследия, требующих неотложной реабилитации, посетил на днях директор Национального агентства защиты культурного наследия Николоз Антидзе.



Скрытый в лесном массиве памятник в настоящее время пришёл в полное запустение, его опутала дикая растительность, а в развалинах обосновались многочисленные колонии летучих мышей, сообщает heritagesites.ge. Ведущая к храму дорога, под воздействием природных стихий, полностью уничтожена.



Директор НАЗКН, совместно с экспертами, на месте спланировали этапы реабилитации Веджини. В первую очередь будет проведена очистка территории от дикой растительности . Вслед за тем по всему периметру планируется проведение исследовательских и археологических работ.



По окончании реабилитации Девятиопорный исторический комплекс Веджини будет включен в туристический путеводитель по Кахетии.



Веджини включает в свой состав, помимо главного храма, четыре церкви, расположенные на пространстве в 2 км.



К самым ранним по времени относятся зальная церковь IX-X вв.; с севера и с юга к ней примыкают две часовни XIII-XIV вв., в северной части находится крипта. Также на северной стороне расположена ещё одна средневековая зальная церковь.


============================================================


Папа Франциск посетил Общину святого Эгидия в Риме

17.06.2014 16:54 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57948
------------------------------------------------------------
Рим, 17 июня, Благовест-инфо. В воскресенье 15 июня Папа Франциск посетил Общину святого Эгидия. Встреча была посвящена бедным, заботе о которых Община уделяет особое внимание. Папу встречало около 10 тысяч человек - старики, молодежь, дети, иммигранты; некоторые епископы - друзья Общины, в их числе сиро-яковитский архиепископ Дамаска Иоанн Кайак. В числе делегаций из разных стран были также «Друзья общины святого Эгидия» из Москвы и Киева.



Прибыв в римский район Трастевере, где расположен храм св.Эгидия, давший имя Общине, Папа пешком прошел по площади св. Марии-ин-Трастевере и приветствовал верующих. В базилике св. Марии-ин-Трастевере он поклонился иконе Богородицы Милостивой, самому древнему (кроме фресок) изображению Богоматери в Риме, услышал несколько выступлений-свидетельств и обратился к верующим с пастырским словом.



Приветствуя Папу в начале церемонии, основатель Общины святого Эгидия проф. Андреа Риккарди говорил о том, что из духовной жизни рождается в Общине евангельское служение бедным: «Бедные - наши друзья, научившие нас не жить только для себя. Мы одна семья, в которой смешиваются те, кто служит и кому служат, народ смиренных и бедных, по словам пророка Софонии».



Девяностолетняя женщина говорила об обретении смысла жизни в старости, в обществе, где слабые кажутся бесполезными «отбросами». Девушка из движения «Молодежь за мир» с окраины Рима благодарила Папу за то, что он говорит об окраинах. Архиепископ Дамаска Кайак рассказал, в частности, о двух епископах Алеппо - православном Павле Язиджи и сиро-яковитском Мар Григории Ибрагиме, которые были похищены более года назад и о которых Община святого Эгидия молится каждый день. В конце прозвучал
рассказ о деятельности Общины святого Эгидия в Сальвадоре, о противостоянии распространенному там насилию в среде молодежи.



В своем пастырском слове Папа Франциск говорил об особенностях жизни Общины, исходя из молитвы, ее первого дела: «Молитва сохраняет анонимного городского жителя от искушений, которые могут быть и у нас: от безразличия, от того, чтобы считать себя жертвой или думать, что в жизни все крутится вокруг меня».



Затем Папа обратился к членам Общины святого Эгидия с призывом помочь Европе обрести себя через солидарность: «Нам нужно помочь ей помолодеть и обрести себя. Европа забыла солидарность. Слово это - «солидарность» - многие хотят изъять из словарей, потому что в определенной культуре оно кажется ругательством! Но нет, это христианское слово! И бедные являются «краеугольным камнем в построении общества», несмотря на то, что «экономика лишает их необходимого». В
заключение Франциск сказал: «Идите вперед по этому пути: молитва, бедные и мир. Тогда вы поможете вырастить сострадание в сердце общества, и это - подлинная революция».



Церемония завершилась молитвой о мире, молитвенным воспоминанием стран, где происходят конфликты и войны, а также преследования христиан различных конфессий.


============================================================


Патриарх Кирилл требует положить конец грубости "разбушевавшихся тетушек" в приходах

17.06.2014 16:03
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57947
------------------------------------------------------------
Москва, 17 июня. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обеспокоен атмосферой грубости и невежества, которая царит в некоторых приходах, сообщает «Интерфакс-религия».



«Для многих наших невоцерковленных соотечественников приход - это зеркало Церкви в целом. От того, в какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, во многом зависит и его восприятие Церкви, и даже более того - его религиозность», - сказал патриарх во вторник на заседании Высшего церковного совета в Москве.



Он рассказал, что один человек в минувшее воскресенье позвонил ему и пожаловался на то, что произошло в одном из храмов Москвы.



«Близко к притвору, паперти стояли люди, и как тяжело было слышать грубость, которая никак не может быть увязана с церковной атмосферой в отношении тех людей, которые вошли в храм, со стороны местных работников и местных прихожан», - заявил предстоятель.



«Если у нас так дело будет развиваться, то мы будем больше терять, чем обретать, потому что такие люди, которые грубостью своей отталкивают вновь пришедших в храм, наносят ущерба больше, чем приносят пользы все наши усилия по организации приходской жизни», - подчеркнул он.



Как считает Патриарх, вина в подобных случаях лежит не только «на самих приходских тетушках, но и на настоятеле, у которого не находится времени на заботу об атмосфере, царящей среди его паствы».



«В больших приходах, особенно на праздники, среди народа, там, где и возникают эти конфликтные ситуации, рядом с церковными требными ящиками должны находиться приходские миссионеры, о чем я говорил много раз уже. Они должны разруливать эти конфликты немедленно, останавливать разбушевавшихся этих тетушек», - добавил он.



Патриарх Кирилл убежден, что миссионер должен быть человеком, который бы нес ответственность за миссию в приходе, «а это означает, что ни один человек не должен быть изгнан из прихода невежеством или грубостью кого-то из прихожан или невниманием церковных служителей».


============================================================


Деятельность религиозных шарлатанов пресечена в Алтайском крае

17.06.2014 15:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57946
------------------------------------------------------------
Барнаул, 17 июня. Решением суда в Алтайском крае запрещена деятельность незарегистрированной религиозной организации, члены которой обещали жителям исцеление от выдуманных болезней, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-центр региональной прокуратуры.



«При проведении так называемых лечебных сеансов и сеансов очищения руководители группы, не имея высшего медицинского образования и лицензии, ставят своим посетителям диагнозы различных тяжелых заболеваний, обнаруживают серьезные психологические, личностные проблемы в семье, на работе. Во время паломнических поездок проводится обряд, который является частью целого комплекса грубого психологического насилия над личностью», - говорится в сообщении.



Аналогичная организация была закрыта решением суда в Казахстане в 2009 году как «подрывающая безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью человека».



Прокурор Волчихинского района обратился в суд с просьбой запретить деятельность группы, и суд ее удовлетворил.


============================================================


В одном из районов Кении исламисты разыскивают и убивают немусульман

17.06.2014 15:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57945
------------------------------------------------------------
Найроби, 17 июня. На юго-востоке Кении, в районе курорта Мпекетони, боевики исламистской группировки «Аш-Шабаб» ходят по домам, выявляют немусульман и расстреливают их, сообщает «Седмица» со ссылкой на BBC.



В продолжение последних дней в результате нападения на город Мпекетони погибли не менее 50 человек. За последние сутки были убиты не менее 10 человек.


============================================================


В челябинских храмах начали собирать помощь для пострадавших на Ильменском фестивале

17.06.2014 14:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57944
------------------------------------------------------------
Челябинск, 17 июня. Митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим призвал верующих помочь пострадавшим на Ильменском фестивале. Пожертвования будут принимать во всех храмах региона, а также через специальный банковский счет, рассказали ИТАР-ТАСС в пресс-службе митрополии.



«Кто что сможет, пусть по копейке, пожертвовать людям, которые находятся в больнице. Так мы с вами откликнемся на Божий призыв возлюбить ближнего своего. Им нужна помощь, им нужна поддержка, и мы должны оказать ее», - сказал владыка Никодим 15 июня во время всенощного бдения по случаю Дня всех святых.



Как уточнили в митрополии, сразу после проповеди посетители храма пожертвовали более 18 тыс. рублей. Сбор средств будет продолжаться до конца текущей недели.



По данным администрации Миасского городского округа, после трагических событий на Ильменском фестивале за медицинской помощью обратились восемь человек, из них четверо (жители Челябинска, Еманжелинска и Миасса) были госпитализированы. Состояние одного из пострадавших тяжелое.



Погибли три человека: 50-летняя жительница Златоуста Светлана Жуйкова, 10-летний Александр Захаров и 7-летняя Наталья Черновол - оба из Челябинска. Их семьям, по распоряжению и.о. губернатора региона Бориса Дубровского, выплатят по 500 тыс. рублей в качестве компенсации.


============================================================


В Эрмитаже возродят традицию праздничного молебна в память об изгнании французов в 1812 г.

17.06.2014 14:51
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57943
------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург, 17 июня. Традиция XIX века, существовавшая в Зимнем дворце, будет возрождена совместными усилиями Государственного Эрмитажа и Санкт-Петербургской митрополии. Об этом шла в понедельник речь на встрече директора музея Михаила Пиотровского с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе митрополии.



В память об изгнании из России наполеоновской армии в 1812 году в Зимнем дворце 25 декабря ежегодно проводились большой праздничный молебен и военный парад. Датой молебна выбран день издания манифеста Александра Первого «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» - 25 декабря 1812 года. В декабре 2014 года исполнится двести лет со дня, когда было установлено ежегодное «благодарственное празднество», когда по окончании литургии было
предписано служить специальный благодарственный молебен, составленный митрополитом Филаретом Московским.



«Традиция молебна «об избавлении Отечества от двунадесяти языков» сохранилась в Русской Церкви, но была утрачена, возрождение празднования этого дня в Зимнем дворце могло бы стать уникальным ежегодным событием в Петербурге - императорской и синодальной столице», - отмечают в Санкт-Петербургской митрополии.



Такие молебны, сопровождавшиеся торжественным построением роты почетного караула Санкт-Петербургского гарнизона с выносом исторических боевых знамен и исполнением военных маршей, уже были совершены в Эрмитаже в 2012 и 2013 году. Однако о подлинном возрождении традиции можно будет говорить лишь после окончания реставрации храма Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца. По словам Пиотровского, к декабрьским торжествам в честь 250-летия Эрмитажа завершится реставрация пространства храма и будет полностью
восстановлен его иконостас. В Санкт-Петербургской митрополии отмечают, что «в храме разместят старинные иконы русской школы и византийских мастеров из коллекции музея, а также памятные предметы, принадлежавшие царской семье, и, таким образом, пространство храма станет мемориальным местом, посвященным династии Романовых».



Большой придворный собор, или храм Спаса Нерукотворного Образа, впервые упоминается в документах императорского двора в 1735 году. В своем нынешнем виде домовый храм был построен одновременно с Зимним дворцом по проекту Б.Ф. Растрелли в 1753-62 гг и действовал до 1918 года, когда был закрыт советской властью, его помещения использовались для проведения выставок. В течение советского периода, когда Дворцовая площадь, на которой расположен Зимний, была главным местом политических торжеств, предпринималось
несколько попыток снять крест, венчающий купол дворцовой церкви, однако ни одна из них не увенчалась успехом, и золотой крест не покинул своего места.



2014 год отмечается в России как год 200-летия полной победы над Наполеоном. Эрмитаж тесно связан с этими событиями - память о них выражена не только в архитектуре Дворцовой площади, которую украшают Триумфальная арка на здании Главного штаба и знаменитая Александровская колонна, ошибочно принимаемая многими за воспетый Пушкиным «Александрийский столп», но и в оформлении залов Зимнего дворца - Гербового, Фельдмаршальского, Александровского и Пикетного. Здесь же располагается галерея 1812 года,
созданная английским художником Дж. Доу и архитектором Карлом Росси по заказу Александра I. Это уникальное собрание включает 322 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны.


============================================================


Эрмитаж и РПЦ определятся с размещением раки Александра Невского после изготовления копии

17.06.2014 14:30
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57942
------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург, 17 июня. Государственный Эрмитаж и Санкт-Петербургская епархия РПЦ возобновили диалог о судьбе исторического памятника - серебряного надгробия (раки) святого благоверного князя Александра Невского, ставшего в ХХ веке музейным экспонатом.



Как сообщила ИТАР-ТАСС руководитель сектора коммуникации Петербургской митрополии Наталья Родоманова, вопрос о реставрации раки Александра Невского и изготовлении ее точной копии в понедельник стал одной из тем первой после вступления в должность нового митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия встречи с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.



Ранее представители РПЦ поднимали тему возвращения в Александро-Невскую лавру реликвии, хранящейся в Эрмитаже с 1922 года. Позиция Эрмитажа состоит в том, что экспонат, спасенный сотрудниками музеев от уничтожения в годы советской власти, должен остаться в экспозиции, поскольку он является всеобщим достоянием. Пиотровский озвучивал в прошлом году позицию музейщиков, что «следует различать произведение декоративно-прикладного искусства - серебряное надгробие (раку), хранящееся в Зимнем дворце, и
уникальную церковную реликвию - мощи Святого Благоверного князя Александра Невского, переданные Церкви в 1989 году из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе».



Для разрешения спорной ситуации Минкультуры РФ предложило изготовить полноценную копию раки, чтобы установить ее в музее, однако вопрос финансирования этих работ пока остается нерешенным. Музейщики считают более правильным вариантом передачу копии Церкви и сохранение подлинника в экспозиции Эрмитажа. Митрополит Варсонофий и Михаил Пиотровский договорились о взаимном информировании о ситуации с реставрацией серебряного надгробия и изготовлением копии. В состав совета по реставрации включен представитель от
монастыря - помощник наместника лавры по реставрации.



Сегодняшняя встреча, по словам Натальи Родомановой, «свидетельствовала о готовности к взаимодействию по многим вопросам и продолжению спокойного, конструктивного диалога о судьбе церковной реликвии, ставшей уникальным памятником истории и культуры».



«В вопросе принадлежности серебряной раки много тонкостей. Это действительно музейная ценность, но она была изначально предназначена для хранения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Окончательно вопрос о местонахождении оригинала и копии раки будет решаться после создания копии», - отметила представитель епархии, подчеркнув, что «для Церкви самым важным было возвращение мощей».



Величественная гробница для хранения и почитания мощей святого Александра Невского была изготовлена по указу императрицы Елизаветы Петровны во славу небесного покровителя Санкт-Петербурга. В 1922 году при «изъятии церковных ценностей» ее вскрыли. Мощи святого попали в ленинградский Музей религии и атеизма, а гробница оказалась в Эрмитаже, откуда ее хотели изъять для переплавки, как и иконостас Казанского собора. Чтобы сохранить реликвию, руководители Эрмитажа и Русского музея обратились к
правительству СССР, объясняя, что рака - памятник искусства, первое ювелирное изделие из серебра в России. Взамен Эрмитаж отдал в переплавку часть дублетов серебряных монет.


============================================================


Социальное учение св. Фомы Аквинского

17.06.2014 13:58 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=57941
------------------------------------------------------------
Симпозиум «Вклад св. Фомы Аквинского в развитие общественных наук в Европе» состоялся 10 июня в Культурном центре «Покровские ворота» к 740-летию кончины выдающегося итальянского христианского мыслителя. Мы публикуем доклад одного из участников симпозиума, профессора о. Алехандро Кроствейта (Папский университет св. Фомы Аквинского)



Социальное учение св. Томмазо (Фомы Аквинского) имеет всеобъемлющий характер, поскольку моральные нормы, регулирующие поведение людей, согласно этому учению, должны быть регуляторами также в области экономики и политики, равно как и в социальной сфере. Сложившийся в Средние века общественный строй был разрушен в XVIII-XIX вв., в качестве разрушительных сил следует назвать национализм, капитализм, промышленную революцию, а также Французскую революцию. В результате повсеместно усилились эксплуатация рабочих и
крестьян, были подорваны устои семьи и политическая стабильность, возникли острые социальные проблемы. Церковь, озабоченная обострением этих проблем и поисками адекватных решений, обратилась к св. Томмазо, в период с конца XIX в. вплоть до II Ватиканского собора его идеи служили нам в качестве ориентиров. Как и Ангельский наставник (так называли Томмазо его современники), Папы нового времени считают, что социальные проблемы относятся к духовной сфере.



Рассмотрим основные положения социального учения св. Томмазо, изложенные в его главном научном труде — «Сумма теологии».



Природный закон



Согласно учению св. Томмазо, сама человеческая натура побуждает всех нас стремиться к совершенству посредством благих деяний, благодаря которым и происходит развитие личности, проявляются ее природные способности. Однако люди обретают подлинное счастье и удовлетворение тогда, когда они действуют в соответствии не только с побуждениями своей натуры, но и с доводами разума и понятием о добродетели.



Природный закон основан на установленном Богом извечном порядке, который дает нам возможность развивать наши человеческие способности (это относится к нашему разуму, а также к обычным человеческим склонностям и интересам). Наша человеческая природа устойчива и рациональна, наш разум и душа свободны, а наши действия по своим результатам хороши или дурны в зависимости от того, следуем мы или нет своим природным побуждениям. Иными словами, в области морали действия человека направляет сама его натура, которая
и определяет — в первом приближении — насколько его действия моральны или, напротив, греховны (имеется в виду, что грехом считается противоположное добродетели).



Понятие добродетели



Подобно Аристотелю, св. Томмазо считает добродетелью обычаи, которые способствуют усовершенствованию, рациональному развитию человеческой натуры. Добродетели различаются по своему содержанию, к умственным (интеллектуальным) добродетелям относятся мудрость, образованность и благоразумие. Главными добродетелями являются благоразумие, справедливость, умеренность и твердость. Справедливость и милосердие должным образом направляют волю. Благоразумие необходимо для добрых дел, ибо развивает разум и сдерживает
порывы и устремления, присущие человеческой натуре. Самой важной из моральных добродетелей является справедливость, потому что ее основанием является прежде всего разум.



Теологические добродетели: вера, надежда и милосердие — приближают нас к Богу и счастью более высокого порядка, чем доступное в повседневной жизни. Подлинное милосердие, считает св. Томмазо, это дружба в сочетании с доброжелательностью. Милосердие есть высшая теологическая добродетель, ибо она вызывается божественным побуждением и потому приближает человека к Богу более всех иных добродетелей. Всякое проявление доброжелательности свидетельствует о доброй воле человека, то есть о его желании добра
другим людям.



Социальное учение



Св. Томмазо придавал большое значение социальной справедливости, но следует иметь в виду, что эту тему, равно как и проблемы политические и экономические — он рассматривал в контексте своего времени и использовал терминологию той эпохи. Он считал, что необоснованное предоставление привилегий при распределении благ некоторым людям в ущерб другим является вопиющим нарушением справедливого распределения и величайшим грехом. Подобно Аристотелю, он считал, что общее благо важнее блага частных лиц, а
справедливость является высшей добродетелью, поскольку свидетельствует о высокоразвитом разуме и направляет нас по пути общего блага.



Средством обеспечения справедливости является право, а ее целью — поддержание нормальных отношений между людьми. Справедливое действие — воздать каждому соразмерно его делам. Цель правовой системы заключается в поддержании справедливости в отношениях между людьми и в распределении благ между ними. Согласно Св. Томмазо, существуют два вида прав: во-первых, естественные права, основа которых — природное равенство людей; во-вторых, позитивные права, основанные на соглашении, достигнутом в
результате переговоров. Это относится, в частности, к справедливому распределению благ.



Соблюдение справедливости очень важно в области всякого рода отношений и обязательств, договоров и соглашений. Справедливость в законодательной сфере является наиболее формализованным ее вариантом.



Св. Томмазо придавал большое значение тому, что ныне принято называть социальной справедливостью, он выделял две ее формы: коммутативную, регулирующую отношения между двумя индивидами, и распределительную, когда дело касается отношений между группами людей.



Частная собственность



Подобно Аристотелю, св. Томмазо считал, что частная собственность морально оправдана, поскольку издавна существует и приносит пользу. Частная собственность является основой порядка, так как налагает ответственность на обладателей. Вместе с тем он был убежден, что владельцы собственности обязаны использовать ее для достижения общего блага (ныне Церковь называет это социальной функцией предприятий). В этой связи следует отметить различие между правом обладания (владения) собственностью и ее использованием.
Св. Томмазо посвятил целую статью осуждению обмана в торговле посредством завышения цены товара или услуги. Продавец (коммерсант) должен установить справедливую цену на товар или услугу, то есть между реальной ценностью товара или услуги и рыночной ценой должно поддерживаться определенное равновесие. По мнению св. Томмазо, продавец обязан при заключении сделки упомянуть недостатки своего товара. Кража — смертельный грех, нарушение библейских заповедей. Ростовщичество ам
орально.



Св. Томмазо относит к добродетелям свободу правильно использовать то, чем человек обладает, для устройства его жизни. Свободный человек отдает то, что имеет в избытке, нуждающемуся; по мнению св. Томмазо, эта добродетель имеет огромное значение для достижения общего блага, для создания дружеских отношений между бедняками и богачами. Эта добродетель является основой благотворительности, которая возникает как сопереживание бедствий ближнего и выражение любви к ближним. Жестокосердие по отношению к ближним
есть порок. Тот, кто злобствует, если ему не причинен реальный ущерб, проявляет тем самым жестокосердие и уподобляется дикому животному.



Св. Томмазо осуждает скупость как чрезмерную привязанность к материальным ценностям. Алчность, будучи формой воровства, относится не к плотским грехам, а к сфере духовной жизни человека, поскольку свидетельствует о его духовном и религиозном падении. Скупым чужда благотворительность (это их главный порок), эти люди чрезмерно озабочены и беспокойны, ибо прибегали для обогащения к насилию, обману и мошенничеству. Богатство придает человеку ложное представление о своем влиянии и авторитете, алчность порождает
предательство, мошенничество, обман, насилие, безразличие по отношению к ближним, то есть серьезные социальные прегрешения. Св. Томмазо отмечает, что скупость присуща, по большей части, людям взрослым и пожилым, этот грех порождает, как отмечено выше, многие другие.



Расточительность — в противоположность скупости — означает, что материальным благам человек не придает должного значения, это тоже порок, но меньший, чем скупость, поскольку расточительность обычно приносит другим пользу, а от скупердяя никому нет проку. Расточительство исцеляется по мере старения, поскольку обычно такому человеку, много потратившему в молодости, на склоне лет приходится ограничивать свои расходы.



Либеральные экономические концепции



Социальное учение Католической Церкви, разработанное в XIX—ХХ вв., то есть в эпоху капитализма, основано на выдвинутых св. Томмазо концепциях общего блага и социальной справедливости. Современные экономические теории, которые выдвигают получение прибыли в качестве главной движущей силы экономической деятельности людей, были подвергнуты серьезной критике в энцикликах Льва XIII, Пия XI, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна-Павла II, Бенедикта XVI.



Серьезным изъяном этих теорий является догмат о невмешательстве государства с целью защиты интересов трудящихся и их семей. В противовес утверждениям сторонников такого подхода (Адама Смита, Ричарда Кобдена, Ричарда Райта и др.) Церковь напоминает, что еще св. Томмазо отмечал обязанность государства не только выступать в защиту общего блага против несправедливости, но и создавать в социальной, экономической и политической областях благоприятные условия для добродетельной жизни граждан, что означает активное
участие каждого в жизни своего прихода, своего квартала или поселка, своей профессиональной ассоциации (ныне это именуется в католическом мире принципом субсидиарности).



Выдвинутый св. Томмазо принцип справедливого распределения ныне является веским аргументом тех, кто считает обязанностью государства перераспределение ресурсов и богатства в интересах бедных.



Отношение св. Томмазо к частной собственности и предназначению богатства также стало важной составляющей социального учения Церкви, которая считает частную собственность морально легитимной, если ее владелец ставит своей целью общее благо, а не только личное обогащение.



Начиная с Папы Льва XIII (90-е годы XIX в.), Церковь выступает за общее благо и справедливую оплату труда, причем обращается как к работодателям, так и к трудящимся, которых призывает добросовестно выполнять свою работу, то есть проявлять ответственность в отношении работодателей, иными словами, поступать справедливо. Этот сбалансированный подход Церкви исключает экспроприацию собственников, за которую ратовали социалисты. По существу, суждения, высказанные о собственности св. Томмазо, Церковь поныне
признает верными.



Финансовый капитал



Выдвигая достижение справедливости в качестве главной цели в области трудовых отношений и в экономической сфере в целом, св. Томмазо сурово осуждал ростовщичество в духе библейских заповедей, считал, что богатство, нажитое путем ростовщичества, — неправедное. Позиция св. Томмазо по вопросу о ссудном проценте была столь твердой и однозначной, что это осложнило установление нормальных отношений между Церковью и современным индустриальным обществом и финансовыми институтами. После Первой мировой войны в
официальных документах Церкви критика ростовщичества как аморальной деятельности была несколько приглушена, упор стали делать на социальную справедливость и защиту бедных. Эта позиция может причинить ущерб репутации Церкви, поскольку общеизвестно, что именно ростовщичество и различные формы спекуляции являются причиной многих социальных проблем современного мира (долг слаборазвитых стран, экономические кризисы и т.д.).



После II Ватиканского сбора Церковь сохраняет приверженность учению св. Томмазо об общем благе, но в последнее время делается упор больше на требования, относящиеся к правам человека и принцип достоинства личности. Однако принцип достоинства личности и права человека можно толковать по-разному, что порождает сомнения и дезориентацию, в этом отношении Томмазово учение об общем благе имеет существенное преимущество.



Св. Томмазо много размышлял о причинах возникающих в обществе конфликтов и противоречий и пришел к выводу, что главным средством сохранения социального мира и процветания является милосердие во всех его проявлениях. Подлинный мир, по его убеждению, возможен лишь в отношениях между добродетельными людьми, в конечном счете мир является результатом милосердия людей, поскольку основан на уважении одним человеком интересов другого. Мир основан не на сходстве мнений, которые относятся к области интеллектуальной
жизни человека, а на общности стремлений и желаний. Мир обеспечивается справедливостью, которая преодолевает препятствия, но прежде всего — милосердием, которое по самой своей сущности порождает мир. Противоположностью милосердию является греховное нежелание соглашаться с другим, возникающее обычно из-за тщеславия.



Оказание помощи бедным в виде милостыни является обязанностью человека, исходя из разумных понятий, а также является необходимым условием добродетельной жизни. Справедливость обязывает нас делиться тем, что мы имеем сверх необходимого нам, не поделиться с нуждающимся, попавшим в беду, частью того, что мы имеем в избытке, — это смертельный грех. Св. Томмазо поясняет, что милосердие не должно причинять материальный ущерб семье благотворителя. Помогать следует тем, кто живет по соседству и чья
добродетельная жизнь известна, надо подавать милостыню, достаточную, чтобы действительно облегчить положение нуждающегося ближнего.



Люди по природе своей — существа общественные, поэтому семья, общество, государство — столь же естественные структуры, равно как присущее им иерархическое устройство. Семья имеет свои определенные цели, издавна установленные, не следует отвлекать ее на иные цели.



Основу законов, согласно учению св. Томмазо, составляют разум, природа и общее благо. Закон есть правило, предписывающее людям добродетельное поведение в интересах общего блага. Несправедливый закон, не имеющий такой цели, — не является настоящим законом. Некоторые грехи закон дозволяет и карает лишь за серьезные нарушения, действие закона сказывается не сразу, а постепенно. Справедливые законы, направленные на обеспечение общего блага, следует соблюдать неукоснительно.



Св. Томмазо считал, что наилучшую защиту детям обеспечивает моногамный брак между мужчиной и женщиной.



Социальное учение Томмазо и Церковь в Новое время



Французская буржуазная революция и научно-технический прогресс разрушили средневековое европейское аграрное общество с присущими ему социальными связями и обрекли сотни тысяч людей на жалкое прозябание в новых промышленных городах.



Многие церковные иерархи и миряне на начальном этапе Французской революции восприняли ее положительно, но впоследствии их отношение изменилось, когда среди революционеров стали задавать тон самые радикальные из них, которые обрушили на Церковь критику и репрессии. Учение св. Томмазо послужило обоснованием неприятия Церковью либерального общества, поскольку оно было чуждо католическому пониманию основ общественного устройства.



Реакцией папства на новые идеи Французской революции было осуждение таких либеральных новаций в социальной сфере, как всеобщее избирательное право, свобода вероисповедания, свобода печати и ассоциаций, поскольку они считались враждебными Церкви. Даже такой защитник интересов трудящихся, как Папа Лев XIII отрицательно относился к свободе печати, сочтя ее вредной для общества, а также к свободе вероисповедания и отделению Церкви от государства.



Впоследствии, на протяжении ХХ в. отношение Церкви к либеральным реформам и новациям изменилось, некоторые суждения св. Томмазо отошли в прошлое, однако главные идеи его учения не утратили свое значение и ныне, особенно после того, как прекратился конфликт между коммунистической и капиталистической (дарвиновской) моделями общества.



Вариантом христианского реформизма, восходящим к идее св. Томмазо, что «общество представляет собой иерархически построенное единство общественных и профессиональных организаций», была теория корпоративизма, представлявшая концептуальную альтернативу как крайнему индивидуализму, свойственному капитализму, так и всесильному социалистическому государству, подавлявшему общество. Однако эта идея была дискредитирована фашистскими режимами (Муссолини в Италии, Дольфуса в Австрии, Салазара в
Португалии).



После II Ватиканского собора главным принципом своего социального учения Церковь признает не столько традиционную практику социального милосердия, сколько солидарность, взаимное уважение прав различными социальными слоями, которое призвано обеспечить в современном обществе реализацию идеи социальной справедливости.



Политическая теория св. Томмазо и социальное учение Церкви



Св. Томмазо считал наилучшей формой политического устройства, обеспечивающей стабильность и благочестивую жизнь граждан, конституционную монархию, основанную на божественной воле. Это его убеждение, конечно, очень затруднило адаптацию Церкви к политическим реалиям XIX-ХХ вв.



Впервые демократия была признана Церковью наилучшей формой управления в энциклике Папы Иоанна Павла II Centesimus Annus, поскольку она способствует общему благу и участию людей в жизни общества.



Крушение реального коммунизма в Европе в 1989 г. поставило Церковь в очень трудное положение, ибо христиане всего мира оказались теперь один на один с моральными и социальными вызовами капитализма, национализма, терроризма и современной глобализации. До падения коммунизма христианство на основе идейного наследия св. Томмазо разработало программу, дающую обоснованные и обстоятельные ответы на моральные, социальные, экономические и политические проблемы современного мира. Провал либерального проекта, то есть
капитализма и индивидуализма, во всех сферах жизни, о чем наглядно свидетельствует всемирный кризис, делает актуальной переосмысление идей и принципов томизма применительно к нынешней ситуации в политике, в экономике, в жизни общества.



Проф. Алехандро Кроствейт,



Папский университет им. св. Фомы Аквинского


============================================================


Апостольский нунций в России встретился с администрацией Пскова

17.06.2014 13:46
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57940
------------------------------------------------------------




Псков, 17 июня. Апостольский нунций в Российсой Федерации архиепископ Иван Юркович встретился вчера в Пскове с главой города Иваном Цецерским и главой администрации Пскова Игорем Калашниковым, сообщает Псковская лента новостей.



На встрече также присутствовали представитель МИД России в Пскове Сергей Ефименко, настоятель псковского католического прихода Пресвятой Троицы священник Кшиштоф Каролевский. В ходе разговора стороны обсудили разные темы - в том числе деятельность католического прихода.



Глава города обратил внимание гостя, что Псков, как и многие города России, сегодня динамично развивается, невзирая на финансовые трудности. Он также заметил, что в Пскове мирно и дружно живут 17 крупных национальных диаспор, представители которых иногда исповедуют разные религии.



Особое внимание Иван Цецерский уделил решению проблемы с католическим приходом. Он заверил ватиканского дипломата в том, что нет никаких препятствий для работы католического прихода: «В прошлом году по линии администрации города мы сделали все для решения вопроса, касающегося договора на землю. Теперь решение за комитетом государственного имущества администрации Псковской области».



Глава администрации города Пскова Игорь Калашников отметил, что все - протестанты, католики, православные - живут верой в Бога. «Мы много сил направляем на то, чтобы вера в Псковской области крепла, потому что жить без нее человек не может» - сказал сити-менеджер и пообещал сделать все для того, чтобы вопрос с католической церковью на основании закона решился положительно.



Со свой стороны, архиепископ Иван Юркович отметил, что одна из его задач - не просто поддерживать стабильные отношения между Католической и Православной Церковью, а поднять их на совершенно новый качественный уровень, несмотря на наличие определенных проблем. «Мы очень нуждаемся в диалоге. Причем долгосрочном, - заявил архиепископ. - За прошедшие двадцать лет нам удалось достаточно хорошо узнать Россию. Если раньше общение проходило на уровне форумов и встреч высокопоставленных лиц, на дипломатическом
уровне, то теперь оно больше строится на личных связях. Новые знания и контакты позволяют нам наполнить диалог иным качественным содержанием, придав ему вектор конструктивных отношений. Отношения с Россией мы рассматриваем в качестве приоритетных».



В завершении встречи глава города Пскова вручил гостю подарок. Папский нунций, в свою очередь, преподнес ему памятную медаль с изображением Папы Франциска.






============================================================


Папа Франциск встретился с примасом Церкви Англии

17.06.2014 13:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57939
------------------------------------------------------------
Рим, 17 июня. Папа Франциск встретился 16 июня в Риме с примасом Церкви Англии, духовным главой Англиканского сообщества архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби. После краткой личной беседы Папы и архиепископа и представления делегации Англиканской Церкви понтифик обратился к гостям с речью, в которой видное место заняли вопросы экуменического диалога. Папа подчеркнул, что сам он много молится об укреплении дружеских отношений и о приумножении усилий в пользу примирения и единства между всеми
верующими во Христа, сообщает «Сибирская католическая газета».



«Кажется, что также и нас Господь спрашивает: «О чем вы размышляли в дороге?» – сказал в частности понтифик. — Иисус задал этот вопрос Своим ученикам, а они молчали, чувствуя себя пристыженными, так как только что рассуждали между собою, кто больше. Также и мы ощущаем растерянность вследствие дистанции, которая существует между призванием Господа и нашим немощным ответом. Перед Его милосердным взором мы не можем делать вид, что наше разделение – это не соблазн, не помеха
возвещению Благой Вести спасения мира. Наше зрение нередко бывает затуманено бременем истории наших разделений, а наша воля не всегда бывает свободна от человеческих амбиций, которыми порой сопровождается наше желание проповедовать Евангелие по повелению Господа».



Папа Франциск напомнил о том общем духовном наследии, которое объединяет католиков и англикан. И католики, и англикане получили веру во Христа от одних и тех же свидетелей. Именно из Рима, из монастыря на холме Целий святой Папа Григорий Великий отправил на миссию в Англию монаха Августина, позднее ставшего первым архиепископом Кентерберийским и позже причисленного к лику святых. Кстати, накануне встречи с Папой архиепископ Уэлби возглавил служение вечерни в католической церкви св. Григория, расположенной
на этом холме.



Не меньшее значение для развития экуменического диалога является и совместная практическая деятельность в тех или иных социальных сферах. В связи с этим Папа Франциск напомнил, как год назад, в ходе его первой встречи с архиепископом Джастином Уэлби, была затронута тема торговли людьми, и это обсуждение положило начало общей инициативе католиков и англикан под названием «Global Freedom Network», цель которой – борьба с различными формами современного рабства.



Папа произнес свою речь по-итальянски, однако в конце обратился к архиепископу Уэлби по-английски и попросил его «не забывать о трех “P”»: «Payer, peace and povetry. We must walk together», т.е. «Молитва, мир и (евангельская) бедность. Мы должны идти вместе». Это последнее предложение примас Церкви Англии повторил вслед за Папой, после чего оба иерарха и сопровождающие их лица удалились на совместную молитву в ватиканскую часовню Урбана VIII.


============================================================


Грузия: в монастыре Бетания отреставрируют главный храм

17.06.2014 12:58 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57938
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 17 июня, Благовест-инфо. Реставрационный проект древнего храма монастыря Бетания (Мцхета-Тбилисская епархия) будет подготовлен к концу 2014 года. Начавшиеся в последнее время природные процессы оказывают пагубное влияние на главный храм и создают угрозу его разрушению. Следы сырости явственно проступают на стенах и на полу, сообщает сайт Национального агентства защиты культурного наследия.



Согласно результатам объявленного НАЗКН тендера, проектную документацию реставрации главного храма подготовит компания «Наследие Грузии».



На первом этапе будут обустроены дренажные и отводные системы, которые позволят спасти от уничтожения настенную живопись храма (на одной из фресок сохранилось уникальное изображение святой царицы Тамары с ее сыном и отцом).







На заключительном этапе реставрации предполагается заменить сооруженное в 1970-х годах перекрытие, которое заметно принижает художественную ценность храмовой архитектуры.



Как информирует сайт «Грузия для всех», Бетания (Вифания) – монастырь. в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 16 км от Тбилиси. Основан в годы правления святой царицы Тамары (XII-XIII вв.). Сейчас этот монастырь, расположенный в глубоком и глухом ущелье реки Вера, с одной стороны, самый близкий к Тбилиси, с другой – самый труднодоступный. Отчасти именно поэтому монастырская жизнь продержалась здесь до 1963 года.



До настоящего момента на территории монастыря сохранилась большая крестово-купольная церковь, посвященная Пресвятой Богородице и украшенная росписью. С запада к ней примыкает маленькая зальная церковь великомученика Георгия Победоносца, возведенная в 1196 г. Еще сохранился широкий арочный проезд в нижнем этаже башни, которая одновременно являлась и колокольней.


============================================================


Обращение Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви
"Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости"

17.06.2014 12:12 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=57936
------------------------------------------------------------
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к Полноте Русской Православной Церкви.



Дорогие братья и сестры, обращаюсь ныне ко всей Полноте нашей Церкви, ко всем народам исторической Руси.



Не может быть для нас сегодня ничего более важного и близкого к сердцу, чем продолжающееся братоубийство, которое полыхает на территории Украины, унося все новые жизни.



Что происходит сегодня, прежде всего, в Донецкой и Луганской областях, и как следует относиться к происходящему членам нашей Святой Церкви?



В южных пределах исторической Руси разгорелась ныне междоусобная брань.



Результаты кровавого конфликта ужасают. Уже не сотня, как было зимой в Киеве, а многие, многие сотни погибших, тысячи раненых и оставшихся без крова. Лишь дьявол может праздновать победу, когда в сечи сталкиваются братья, уничтожая друг друга, нанося увечья, ослабляя жизненные силы народа.



И, конечно, Русская Православная Церковь, Церковь духовно неделимой Руси, не может разделять единый народ Божий по политическому, национальному, социальному или любому иному принципу. Церковь исполняет миссию, вверенную ей Господом Иисусом Христом, а не заказы или поручения со стороны тех или иных политических сил. Тем и отличается она от некоторых религиозных по названию, но мирских по сути организаций.



Междоусобные брани уже не раз случались в нашей истории. Именно они привели к ослаблению Киевской Руси и падению разобщенных княжеств под натиском Батыя, к страшному Смутному времени в русском государстве в семнадцатом веке, к чудовищному по масштабам кровопролитию и установлению на долгие годы безбожного режима в начале века двадцатого.



Уроки истории также показывают, что междоусобная брань всегда порождает угрозу покорения Отечества внешним силам. И встарь, и ныне перед нами встает в таких случаях опасность потери подлинного суверенитета народа. Суверенитета, который выражается в возможности и способности устраивать свою жизнь на основе тех нравственных, духовных и культурных ценностей, что были вместе с Божественной благодатью восприняты нашими предками в Киевской купели Крещения Руси, взращивались и усвоялись на протяжении многовековой
истории.



Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости. В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей.



Что же касается Церкви, ее оружие и ее щит — молитва и Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого».



Призываю всех чад Русской Православной Церкви к усиленной молитве, к сугубому хранению начавшегося поста Святых апостолов. Особый призыв — к монашеским обителям: молитесь ныне ко Господу, как умели молиться в страшные времена потрясений наши благочестивые предки; как во времена междоусобной брани умоляли Отца Небесного о ее прекращении подвигоположники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как молился о прекращении ненавистной розни мира сего примиритель русских земель
преподобный Сергий Радонежский, как взывали ко Господу во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский.



Во всех храмах Церкви нашей пусть неустанно совершается теперь особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани, текст которой я сегодня благословил к употреблению.



«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока».


============================================================


Протоиерей Николай Фоменко: Это чудо, что храмы в Славянске ещё целы!

17.06.2014 11:31 | Сайт Горловской и Славянской епархии
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=57935
------------------------------------------------------------

============================================================


Курсы жестового языка для священнослужителей будут организованы в 2015 году

17.06.2014 10:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=57934
------------------------------------------------------------




Москва, 17 июня. Первое заседание Координационного центра Синодального отдела по благотворительности по работе с глухими и слабослыщащими состоялось 11 июня, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на "Диакония.Ру". Участники собрания приняли решение, что к концу текущего года планируется не только разработка программы курсов жестового языка для священнослужителей, но и увеличение количества приходов для глухих людей, проведение онлайн-семинаров по жестовому языку и запуск интернет-сайта
центра.



«В России 120 тысяч человек говорят на жестовом языке, они нуждаются в окормлении и помощи со стороны Церкви, — обратился к участникам на открытии заседания председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Поэтому наша задача — включить их в общую семью, принять с любовью и радостью. Мы работаем над изучением, углублением и совершенствованием жестового языка в Церкви, чтобы не оставлять этих людей в изоляции».



Одним из ключевых вопросов, который обсудили участники заседания, стала организация курсов для священнослужителей: по статистике, в России живут свыше 190 тысяч глухих и слабослышащих людей, 120 тысяч из которых владеют русским жестовым языком. При этом глухих и слабослышащих окормляют в 40 приходах Русской Православной Церкви, русским жестовым языком владеют 12 священников и 5 диаконов.



Унификация языка богослужений и разработка словаря богослужебных жестов — важнейшие вопросы, которые требуют времени для решения. «Невозможно искусственным путем заставить общины использовать только определенный набор жестов, — подчеркнул заместитель председателя сектора по работе с глухими и слабослышащими при молодежном отделе Санкт-Петербургской епархии Денис Заварицкий. — Унификация в данном случае — это не запрещение одних жестов и разрешение других, а изучение
существующих богослужебных жестов, отбор наиболее удачных и распространение в качестве рекомендуемых». По мнению участников заседания, торопиться с унификацией богослужебных жестов нельзя: эта важная работа требует подготовки и тщательного исполнения.



Некоторое время назад возник вопрос о необходимости перевода Евангелия на русский жестовый язык, он также был вынесен на повестку дня заседания. Однако, по единогласному мнению участников встречи, Евангелие будет переведено на жестовый язык последовательно, а не сразу. «В Англии, например, десять вариантов изложения Евангелия на английском жестовом языке. Нам нужно понимать конкретную цель каждого перевода: один вариант — евангельский текст для домашнего духовного чтения, другой —
евангельская история, третий — перевод для использования на богослужении», — подчеркнул руководитель регионального учебно-методического центра по пастырскому, миссионерскому и социальному служению глухим и слабослышащим Екатеринбургской епархии иеромонах Виссарион (Кукушкин).



Координационный центр по работе с глухими и слабослышащими был создан по инициативе Патриарха Кирилла в 2014 году. В планах центра — организация краткосрочных курсов жестового языка для священнослужителей и мирян-катехизаторов, интернет-семинары по обучению и преподаванию жестового языка, увеличение количества проектов по помощи глухим и слабослышащим, увеличение числа приходов с богослужениями на жестовом языке, размещение на сайте Диакония.ru обучающих видеоматериалов и пособий по работе с глухими и
слабослышащими, а также запуск отдельного интернет-сайта Координационного центра по работе с глухими и слабослышащими.


============================================================


Похороны под прицелом
В Славянске под усиленной охраной простились со старшей операционной сестрой Татьяной Кубран, погибшей при украинском ударе по больнице

17.06.2014 09:10 | "Комсомольская правда"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=57933
------------------------------------------------------------

============================================================


Панихида по митрополиту Сурожскому Антонию в день его столетия. Москва
19 июня

17.06.2014 02:43
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=57932
------------------------------------------------------------
19 июня 2014 года, в день 100-летия со дня рождения митрополита Сурожского Антония (Блума) в храме Космы и Домиана в Шубине будет совершена панихида по выдающемуся иерарху Русской Церкви.



Поминальное богослужение состоится после утрени и литургии, которые начнутся в 08:30.



Адрес: Столешников переулок , д. 6 , стр. 5.



м. Тверская, Пушкинская, Чеховская, Охотный ряд, Театральная.


============================================================

В избранное