← Январь 2011 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
9
|
|||||
10
|
12
|
16
|
||||
19
|
||||||
27
|
29
|
|||||
За последние 60 дней 31 выпусков (3-4 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
-1 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 24/01/2011
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 24/01/2011 ============================================================ Секция Рождественских чтений "Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы. Ретрансляция удачных церковных методик реабилитации наркозависимых". Москва 26 января 24.01.2011 23:42 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=38917 ------------------------------------------------------------ 26 января 2011 года в ФСКН России в рамках ХIХ Международных Рождественских образовательных чтений состоится секция Рождественских чтений "Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы. Ретрансляция удачных церковных методик реабилитации наркозависимых". Возглавит работу Секции председатель Синодального отдела по церковной благотворительности, социальному служению Русской Православной Церкви епископ Орехово-Зуевского Пантелеимон. Участники секции представят информацию по вопросам, касающимся роли Русской Православной Церкви в реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, рассмотрят мировой опыт реабилитации наркозависимых, познакомятся с особенностями реабилитационной работы с наркозависимыми женщинами, проектом Концепции по церковной реабилитации наркозависимых и методологией церковной реабилитации наркозависимых. Перед началом Секции состоится молебен в Храме святых бессребреников Космы и Дамиана (Москва, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3). Начало молебна - 12.15. Начало секции - 14.00. Место проведения - Москва, ул. Маросейка, дом 12. Аккредитация представителей СМИ до 16.00 25 января по электронной почте: vas_ru@mail.ru (требуется указать Ф.И.О. и СМИ). Проход в ФСКН с 12.40 до 13.40 с паспортом. ============================================================ Историк Вадим Венедиктов: Концепция "Русского мира" впервые получила применение в годы т. н. собирательства Руси 24.01.2011 23:20 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=38911 ------------------------------------------------------------ История, в том числе и церковная, творится сегодня, здесь и сейчас. Но что из множества современных повседневных событий действительно ляжет в фундамент исторической памяти, а что уйдет в прошлое бесследно? Есть ли параллели между сегодняшней внешней политикой Церкви, инициативами ее священноначалия и реалиями прошлого? Экспертный взгляд на геополитические инициативы Русской Православной Церкви в новейший период ее истории в интервью агентству "Благовест-Инфо" дает историк, публицист, общественный деятель Вадим Юрьевич Венедиктов. - Могли бы Вы как историк дать оценку внешней политики Русской Православной Церкви последних двух лет? Какие инициативы Патриарха Кирилла в международной сфере Вы могли бы выделить как наиболее значимые? - К сожалению, историку трудно говорить и оценивать с "исторической точки зрения" переживаемые нами события. Историк, как правило, рассуждает о прошлом, желательно об отдаленном прошлом. Наиболее значимой инициативой Патриарха Кирилла и Русской Православной Церкви я считаю подготовку и организацию будущего Всеправославного собора, на котором планируется обсуждение всех злободневных и острых проблем современности. - Сегодня Русская Православная Церковь в своей внешней деятельности развивает концепцию Русского мира. Каковы идейно-исторические корни этой концепции? - Эта концепция, безусловно, очень интересна. Она заслуживает внимания как специалиста, так и простого человека, интересующегося историей своей страны. На мой взгляд, "концепция Русского мира" впервые получила свое применение на Руси в годы т. н. собирательства Руси, когда первые Даниловичи стали централизовываться вокруг Московских земель. Эта политика привела к тому, что уже к XVI веку именно здесь и проходили основные идейные споры и богословские дискуссии. Концепция "Москва - Третий Рим" (вышедшая из монастырской ограды), обращенная к Великому князю Московскому, является хрестоматийным примером, который необходимо учитывать нашим сегодняшним церковным и общественно-политическим деятелям.- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы деятельности священноначалия Русской Церкви по реализации идей Русского мира, объединению соотечественников за рубежом на общей духовной основе? К каким результатам эта деятельность приводит уже сейчас, по Вашим наблюдениям? Много ли сторонников встреча ет эта деятельность? - В ноябре 2010 года Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов (Москва) издала сборник под названием "Церковь и Русский мир: история, традиции, современность". Сборник представляет собой материалы V Свято-Филаретовских чтений (конференция проходила 9-10 декабря 2009 года по благословению Патриарха Кирилла). Мне довелось быть составителем и соавтором этого научного коллективного труда. Отрадно именно то обстоятельство, что сегодня молодые исследователи (студенты и аспиранты) принимают участие в подобных конференциях. Это и есть, по-моему, реализация на практике основных идей Русского мира. - Как Вы оцениваете процесс урегулирования проблемы раскола на Украине? Ваша оценка инициатив Московского патриархата по сохранению целостности православия на Украине. - Любой церковный раскол является своего рода язвой на церковном теле. Кроме того, раскол (схизма) осложняет отношения не только между конфликтующими сторонами, но и между народами, вовлеченными в политические страсти. Церковь всегда страдала от ересей и расколов. Для Православной Церкви, сохранившей преемственность на протяжении двух тысячелетий, испытавшей на себе все тяготы жизни, внутренние расколы и конфликты стали чем-то похожими на темные пятна, портящими красоту белоснежной скатерти. В этой связи наиболее удачным представляется официальный лозунг Московского патриархата, сравнительно недавно озвученный будущим Патриархом на Украине: "Россия, Украина, Беларусь - вместе мы Святая Русь!". Дай Бог, чтобы эти слова отложились в сердце каждого русского православного христианина. - Ваша экспертная оценка пастырских поездок Патриарха по Украине и встреч с верующими украинских епархий. - Эти поездки вызывают в обществе огромный резонанс. Но оценивать их должны, на мой взгляд, скорее политологи и журналисты. Задача церковного историка - принять к сведению то, что говорилось и обсуждалось в ходе архипастырского визита на Украину. А давать экспертную оценку будем позже. Ибо "historia est mаgistra vitae". - Ваша оценка полемики вокруг идеи украинской автокефалии и участия в этом вопросе Константинопольского патриархата. Вопросы церковной автокефалии, к сожалению, сегодня остаются самыми политизированными, вызывающими много спекулятивных и явно оценочных, необоснованных суждений. По факту за два последних столетия число автокефальных (независимых) Поместных Церквей увеличилось втрое. Следовательно, можно говорить о некой тенденции к автокефализации. Нужно этот многосложный и уникальный в православном мире феномен ("единство в многообразии") исследовать, обсуждать - ни в коем случае не замалчивать. Применительно конкретно к теме украинской автокефалии относятся слова, высказанные сегодняшним предстоятелем более десяти лет назад в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским. Тогда Его Высокопреосвященство справедливо отметил, что "Украинская Православная Церковь - это практически полная независимость. Когда мы говорим о ней, мы избегаем слов "автономия" и "автокефалия", поскольку сам процесс предоставления автономии или автокефалии, как известно, не имеет общего православного признания. Это конфликтный вопрос. Дарование Московским патриархатом автокефалии американской Православной Церкви вызвало огромное напряжение среди православных Церквей. Нет общепризнанного механизма предоставления автокефалии. И потому сегодня, чтобы не конфликтовать ни с кем, мы официально не называем УПЦ "автономной" или "автокефальной". Но ведь, по сути, она совершенно независима. Она сохраняет лишь молитвенное, духовное общение с Московским патриархатом. Значит, ни один настоящий политик против этой модели не должен выступать. Потому что политика интересуют конкретные факты, допустим: кто назначает епископов, кому принадлежит имущество, кому подотчетна Церковь, куда деньги идут и т.д. А вся жизнедеятельность Украинской Православной Церкви зависит только от Синода УПЦ и ее предстоятеля Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Справедливости ради стоит заметить, что вопрос об автокефалии сегодня поставлен на повестку дня предстоящего Всеправославного Собора. Думается, что к теме церковной автокефалии стоит подходить крайне осторожно и деликатно, эта тема должна решаться церковно-историческим методом, без политизации богословия, беспристрастно, в духе мира и любви, в стремлении обрести истину. В противном случае вместо примирения произойдет лишь озлобление. Справка. Венедиктов Вадим Юрьевич - историк, публицист, общественный деятель, кандидат исторических наук; родился 25 мая 1981 г. в Москве. В 2005 г. окончил исторический факультет Московского педагогического государственного университета; с сентября 2005 г. преподает истории и культурологии в МПГУ; с ноября 2005 г. - заместитель председателя Исследовательского Фонда МАМИФ (Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов) по вопросам перспективных направлений. В 2008 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (тема - "Этноконфессиональный диалог России и Константинопольского патриархата во второй половине XIX века"). С апреля 2009 года является ответственным секретарем Института динамического консерватизма (dynacon.ru). ============================================================ Архиерейский собор РПЦ пройдет со 2 по 4 февраля в Москве 24.01.2011 22:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38916 ------------------------------------------------------------ 2-4 февраля 2011 г. в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя пройдет Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Накануне, 1 февраля, в храме Христа Спасителя пройдут торжества по случаю годовщины интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Каждый день работы Архиерейского Собора будет предваряться служением Божественной литургии. 3 февраля членов Архиерейского Собора примет Президент России Д.А.Медведев. "Патриархия.Ру" публикует программу собора: 31 января (понедельник) Регистрация прибывающих членов Архиерейского Собора по месту проживания - получение материалов Собора (члены Собора, не проживающие в гостиницах, регистрируются в гостинице "Даниловская) 1 февраля (вторник) Торжества по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 9.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя По завершении Божественной литургии: торжественный прием в трапезных палатах Храма Христа Спасителя 2 февраля (среда) 08.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя 10.00-12.00 Открытие Архиерейского Собора и 1-ое пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.30 2-ое пленарное заседание 14.30-15.30 обед 15.30-17.00 3-е пленарное заседание 17.00-17.30 перерыв 17.30-19.00 4-е пленарное заседание 3 февраля (четверг) 08.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя 10.00-11.30 5-ое пленарное заседание 13.00-14.30 Прием членов Архиерейского Собора Президентом России Д.А. Медведевым 15.15-16.15 обед в Храме Христа Спасителя 16.30-18.00 6-ое пленарное заседание 18:00-18.30 перерыв 18:30-19.30 7-ое пленарное заседание 4 февраля (пятница) 08.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя 10.00-12.00 8-ое пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.30 9-ое пленарное заседание 14.30-15.30 обед 15.30-17.00 10-е пленарное заседание 17.00-17.30 перерыв 17.30-19.00 11-е пленарное заседание ============================================================ Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва 2-4 февраля 24.01.2011 22:37 | "Патриархия.Ру" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=38915 ------------------------------------------------------------ 2-4 февраля 2011 г. в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя пройдет Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Накануне, 1 февраля, в храме Христа Спасителя пройдут торжества по случаю годовщины интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Каждый день работы Архиерейского Собора будет предваряться служением Божественной литургии. 3 февраля членов Архиерейского Собора примет Президент России Д.А.Медведев. Программа 31 января (понедельник) Регистрация прибывающих членов Архиерейского Собора по месту проживания - получение материалов Собора (члены Собора, не проживающие в гостиницах, регистрируются в гостинице "Даниловская) 1 февраля (вторник) Торжества по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 9.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя По завершении Божественной литургии: торжественный прием в трапезных палатах Храма Христа Спасителя 2 февраля (среда) 08.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя 10.00-12.00 Открытие Архиерейского Собора и 1-ое пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.30 2-ое пленарное заседание 14.30-15.30 обед 15.30-17.00 3-е пленарное заседание 17.00-17.30 перерыв 17.30-19.00 4-е пленарное заседание 3 февраля (четверг) 08.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя 10.00-11.30 5-ое пленарное заседание 13.00-14.30 Прием членов Архиерейского Собора Президентом России Д.А. Медведевым 15.15-16.15 обед в Храме Христа Спасителя 16.30-18.00 6-ое пленарное заседание 18:00-18.30 перерыв 18:30-19.30 7-ое пленарное заседание 4 февраля (пятница) 08.00 Божественная литургия в Храме Христа Спасителя 10.00-12.00 8-ое пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.30 9-ое пленарное заседание 14.30-15.30 обед 15.30-17.00 10-е пленарное заседание 17.00-17.30 перерыв 17.30-19.00 11-е пленарное заседание ============================================================ Заявление Патриарха Кирилла в связи со взрывом в аэропорту "Домодедово" 24.01.2011 22:01 | "Патриархия.Ру" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=38914 ------------------------------------------------------------ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением в связи со взрывом в аэропорту "Домодедово" 24 января 2011 г. Болью отозвался в моем сердце произошедший сегодня в аэропорту "Домодедово" террористический акт, чудовищное преступление, унесшее жизни десятков мирных людей. Человеческая жизнь есть дар Божий, и посягательство на нее есть преступление не только против человека, но и против Творца. Люди, совершившие такое злодеяние, поставили себя вне закона не только человеческого, но Божиего. О том, что теракт был направлен против мирного населения, говорит место взрыва, аэропорт, откуда люди выезжают в рабочие поездки и на отдых. Подобной преступной агрессии нет и не может быть никакого оправдания. Сегодня всему нашему народу необходимо сплотиться в борьбе против бесчеловечных атак, уносящих жизни ни в чем неповинных людей. Все силы государства и общества должны быть направлены на обеспечение надежной защиты наших граждан. Молюсь об упокоении убиенных, об утешении их родных и близких, о скорейшем исцелении всех получивших ранения. Милосердный Господь да поможет нам пережить эту трагедию. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ============================================================ Пленум Межсоборного присутствия РПЦ состоится 28-29 января в Москве 24.01.2011 21:56 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38913 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 января. Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви пройдет с 28 по 29 января 2011 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. "Патриархия.Ру" публикует программу пленума: 27 января (четверг) Регистрация прибывающих членов Межсоборного присутствия по месту проживания 28 января (пятница) 9.00-10.00 Регистрация прибытия членов Межсоборного присутствия на заседание (Зал церковных соборов) 10.00-12.00 Молебное пение перед началом работы пленума Межсоборного присутствия (Зал церковных соборов). 1-ое пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.00 2-е пленарное заседание 14.00-15.00 обед 15.00-16.30 3-е пленарное заседание 16.30-17.00 перерыв 17.00-18.30 4-е пленарное заседание 29 января (суббота) 9.30-10.00 Регистрация прибытия членов Межсоборного присутствия на заседание (Зал церковных соборов) 10.00-12.00 5-е пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.00 6-е пленарное заседание 14.00-15.00 обед 15.00-16.30 7-е пленарное заседание ============================================================ Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Москва 28-29 января 24.01.2011 21:51 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=38912 ------------------------------------------------------------ Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви пройдет с 28 по 29 января 2011 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ру. Программа пленума 27 января (четверг) Регистрация прибывающих членов Межсоборного присутствия по месту проживания 28 января (пятница) 9.00-10.00 Регистрация прибытия членов Межсоборного присутствия на заседание (Зал церковных соборов) 10.00-12.00 Молебное пение перед началом работы пленума Межсоборного присутствия (Зал церковных соборов). 1-ое пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.00 2-е пленарное заседание 14.00-15.00 обед 15.00-16.30 3-е пленарное заседание 16.30-17.00 перерыв 17.00-18.30 4-е пленарное заседание 29 января (суббота) 9.30-10.00 Регистрация прибытия членов Межсоборного присутствия на заседание (Зал церковных соборов) 10.00-12.00 5-е пленарное заседание 12.00-12.30 перерыв 12.30-14.00 6-е пленарное заседание 14.00-15.00 обед 15.00-16.30 7-е пленарное заседание ============================================================ Папа Римский благословил ягнят, шерсть которых будет использована для изготовления паллиумов 24.01.2011 17:05 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38909 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 24 января. Следуя давней римской традиции, в день праздника св. мученицы Агнессы, 21 января, Папа Римский Бенедикт XVI благословил ягнят, шерсть которых будет использоваться, чтобы сделать паллиумы - деталь литургического облачения архиепископов, передает "Седмица.Ру" со ссылкой на CWN. Паллиум - полоса из белой шерсти с вышитыми черными крестами (аналог омофора православных архиереев). Каждый год 29 июня, в день св. апостолов Петра и Павла, Папа Римский вручает паллиумы прелатам, назначенным им архиепископами в течение предыдущего года. Благословение ягнят традиционно совершается 21 января, в праздник св. Агнессы - мученицы IV столетия, символом которой является ягненок (имя Агнесса переводится с латыни как "агница", "овечка"). Ягнята разводятся монахинями Ордена траппистов, их состриженная шерсть используется для получения пряжи, из которой затем ткутся белые паллиумы. ============================================================ К преподобному Георгию Хозевиту 24.01.2011 16:50 | "Православие и мир" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=38908 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Сербский архиерей разрешил после своей смерти использовать его внутренние органы для трансплантации 24.01.2011 16:46 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38907 ------------------------------------------------------------ Белград, 24 января. Епископ Шабацкий Сербской Православной Церкви Лаврентий (Трифунович) разрешил после своей смерти использовать его внутренние органы для трансплантации, сообщает "Седмица.Ру" со ссылкой на сербский сайт "Вести-Онлайн". Епископ Лаврентий (1936 г.р.) во время совместной акции Шабацкой епархии и Лозницкого медицинского центра стал первым иерархом, разрешившим трансплантацию своих органов. По словам епископа Лаврентия, развитие медицины позволило многим людям, не имеющим иных средств, таким образом оказать помощь больным. Он считает, что завещание органов - это действие свободной воли, любви и уважения человеческого достоинства. "У меня нет денег, нет ничего, что можно было бы оставить своим близким, но если мы от сердца подарим (органы) своим ближним, которые находятся в беде, может, мы хоть этим что-то пред Богом заслужим. Это позволит многим смягчить боль от их болезни и, благодаря трансплантации органов, продлит им жизнь", - сказал архиерей. ============================================================ Для казахских школьников издали "прикольный" учебник по религиоведению 24.01.2011 16:40 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38910 ------------------------------------------------------------ Астана, 24 января. Викарий Астанайской и Алма-Атинской епархии епископ Геннадий подверг серьезной критике учебник религиоведения, который с января этого года стал пособием для всех девятиклассников Казахстана, сообщает "Интерфакс-Религия"."Читаем начало раздела: "Евангелие появилось в первой половине первого тысячелетия". Три абзаца ниже: "Евангелие было написано во второй половине первого тысячелетия". Далее: "Евангелие состоит из Ветхого Завета и Нового Завета", - сказал на круглом столе епископ, слова которого приводит казахстанский выпуск газеты "Известия".При этом, по словам епископа, почти все знают, что Евангелие - это второе название Нового Завета, а Ветхий Завет стоит особняком. "В конце четвертого века церковный писарь Евсевий писал, что использование икон является идолопоклонничеством", - продолжил цитировать учебник епископ Геннадий, отметив, что понятие "писарь" появилось гораздо позже и что "не было никакого Евсевия, выдававшего такие версии"."Совершенно замечат ельным перлом" епископ назвал такие пассажи из учебника, как тот, что отделение католичества от христианства произошло будто бы в III-V веке и что "искупление грехов католиками происходит в жертвоприношении". "И такие перлы на каждой странице! - посетовал епископ Геннадий. - Чтобы не посыпать голову пеплом вспомнил одно слово. Конечно, в устах священнослужителя оно, наверное, прозвучит нехорошо, но это - прикол! Такой прикольный учебник!"В свою очередь вице-президент казахстанского общественного фонда "Перспектива", доктор философских наук Елена Бурова рассказала на круглом столе, что в этом учебнике, написанном Досаем Кенжетаевым, ее особенно "умиляет" азбука религиоведения, в которой "ни одно определение не соответствует критериям научности".В качестве примера она привела цитату из учебного пособия: "Джинн - это существо Бога в другом мире". "Это стишок из собственных кишок, другого названия нет", - говорит Е.Бурова.Недоумение эксперта вызвала и такая фраза: "Сравните суфи стскую школу со школой, в которой вы учитесь". "Как говорится, без комментариев", - сказала она. ============================================================ Выступление Патриарха Кирилла на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений 24.01.2011 15:51 | Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=38906 ------------------------------------------------------------ 24 января 2011 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений. C докладом на форуме выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемые представители государственной власти! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся для участия в работе Международных Рождественских образовательных чтений. Созданные 19 лет назад, Рождественские чтения прошли непростой путь становления и развития. Стимулом к организации данного форума послужило стремление церковной полноты консолидировать усилия православной и светской педагогической общественности. Мы хотели, чтобы у всех, причастных к образованию и воспитанию молодежи, была возможность познакомиться и лучше узнать друг друга, лучше понять суть стоящих перед Русской Православной Церковью проблем, принять деятельное участие в их обсуждении и решении. Из скромной площадки для обсуждения вопросов образования и воспитания форум со временем стал масштабным событием, имеющим важное значение не только для церковной, но и общественной жизни. Показательно, что тема и нынешних Чтений звучит как "Церковь и государство: соработничество в решении общих задач". Она очерчивает одно из наиболее важных и проблемных полей новейшей истории стран, расположенных на постсоветском пространстве. Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты. Образование - важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты. Кратко коснусь некоторых из направлений этого взаимодействия. Особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции. Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения. Для того чтобы участие мигрантов в жизни страны пребывания было конструктивным, плодотворным и бесконфликтным, необходимо создать систему интеграции вновь прибывающих в культуру общества, позволяющую им освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения. Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, несомненно, должно послужить средством упрочения межэтнического мира и достижения общественного согласия. Именно поэтому образовательные усилия Русской Православной Церкви могли бы содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества. В связи с этим следует сказать о важности дальнейшего развития соработничества церковных структур с Федеральной миграционной службой. Полагаю необходимым определение долгосрочных приоритетов образовательного сотрудничества Церкви и государства в данной области. Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит свое выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам. Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить. Убежден, что со временем значение образовательной, просветительской компоненты в антитеррористической деятельности будет только возрастать. В этой связи хотел бы поддержать идею сотрудничества с МИД России (а, возможно, и с другими государственными ведомствами), направленного на создание такой стратегии преодоления радикализма, особенно в молодежной среде, которая включала бы в себя образовательные программы, подчеркивающие значение религиозных ценностей в жизни общества. Как уже было сказано ранее, ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе. По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года. Главная цель проекта - посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность. Хочу поделиться с вами некоторыми статистическими данными и итогами первого этапа апробации федерального эксперимента по введению Основ религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). Двадцать один регион России участвует сейчас в апробации, в ней уже приняли участие около 240 тысяч пятиклассников, и такое же количество четвероклассников включается в эксперимент с начала 2011 года. Общее количество школ, в которых преподается ОРКиСЭ, - 10 тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тысяч учителей. Несмотря на то, что до конца апробации еще далеко, можно говорить о некоторых существенных тенденциях, выявившихся на начальной фазе. Хотел бы в этом разговоре опереться на данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 г. по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках подготовки к слушаниям по итогам первого этапа апробации. Итак, абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией. Таким образом, сами факты опровергают мнение, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное - общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения н е случилось, да и не могло произойти в России - стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от Средних веков до наших дней. Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур. Убежден, что выявляющиеся в ходе экспериментального преподавания погрешности легко устранимы и не сопоставимы с тем положительным эффектом, который окажет указанная программа на формирование ценностной ориентации молодого поколения. Заканчивающийся в этом году эксперимент, при всех его удачных сторонах, дает повод поразмыслить над некоторыми концептуальными вопросами и наметить практические шаги на будущее. В связи с этим хотел бы ответить на некоторые критические заявления о принципиальной якобы невозможности преподавания религиозных культур в светской школе. Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди - такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, основополагающий документ в области охраны прав личности, утверждает право родителей на выбор типа образования своих детей (26.3). Декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию "способностей и личного суждения". Наиболее значимый после Всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года - требует от стран-участников предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание. Хотел бы напомнить и о том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России", частью которой является ОПК. Так что основы православной культуры в школе - это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества. Продолжающийся эксперимент по преподаванию ОРКиСЭ, при всех достижениях, отнюдь не должен настраивать нас на благодушный лад и самоуспокоение. Нам всем еще многое предстоит сделать. Скорее, это побуждает нас к разработке программы практических шагов на будущее, когда религиозная культура будет повсеместно изучаться в светской школе вне зависимости от региона. Соблюдение принципа свободы выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие представителей традиционных религий в подготовке учителей и учебных пособий - вот, наверное, наиболее важные направления нашей работы. Нужно использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии. К сожалению, в этом отношении реализация эксперимента выявила ряд недостатков, которые следует устранить. Тема преподавания религиозных культур в школе высветила также важность сотрудничества Церкви с законодательной властью в сфере образования. Широкое обсуждение проекта новой редакции федерального Закона "Об образовании" позволяет открыто и с принципиальных позиций ставить те вопросы, которые составляют суть чаяний Церкви в этой исключительно важной области. Не входя в рассмотрение предлагаемого текста, хотел бы отметить, что сам факт действительно всенародной дискуссии по законопроекту, отдельные положения которого, без преувеличения, касаются абсолютного большинства граждан Российской Федерации, стал явлением особой важности в общественной жизни и современной правовой культуре страны. Русская Церковь, со своей стороны, считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей Православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе. Такая практика является общепринятой во многих демократических государствах. Следует восстановить этот компонент общего образования и в российской школе, положив в основу воспитания наших детей традиционные духовно-нравственные ценности. Это отвечало бы имеющимся социокультурным условиям, способствовало бы укреплению единства образовательного п ространства страны, содействовало бы сотрудничеству государства и конфессий в образовательной сфере, помогая совершенствовать межрелигиозные и межэтнические отношения в интересах всех народов, населяющих Российскую Федерацию. Новые возможности для православного образования открываются в связи с дополненным и измененным Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Напомню, положения закона предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые занимаются деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также содействуют духовному развитию личности. Поддержка при этом подразумевается самая разноплановая: от финансовой помощи до предоставления во владение или пользование государственного и муниципального имущества. Православные образовательные учреждения того или иного региона не должны остаться в стороне от этого процесса. Необходимо наладить прозрачный механизм участия православных проектов во всех программах, реализуемых в рамках данного закона. Несколько слов о системе православных школ, гимназий, лицеев и детских садов. В настоящее время по моему поручению Отдел религиозного образования и катехизации проводит аттестацию этих образовательных учреждений. Общий уровень наших школ и детсадов можно в целом оценить как высокий. Выпускники православных школ успешно сдают ЕГЭ, поступают в ведущие вузы страны. Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска. Курс Русской Православной Церкви в отношении этих школ остается прежним - всемерная поддержка при строгом контроле уровня обучения. Мы должны стандартизировать содержательный компонент образования и выстроить систему непрерывного православного образо вания - от детсада до вуза. Хотел бы отметить, что миссия названных мною школ заметным образом отличается от миссии обычных общеобразовательных заведений. Православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. В этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях. Свою положительную роль в совершенствовании работы православных учебных заведений могут сыграть и частные благотворители, действуя в духе востребованной ныне социальной ответственности бизнеса. Хотел бы коснуться также и темы катехизации. Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира. Катехизация в настоящее время - это не просто небольшое количество бесед перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. Сейчас нельзя ограничиваться лишь отдельными просветительскими программами, которые держатся на энтузиазме инициативных священников и мирян. Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях от приходского до общецерковного. В каждой епархии, в каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности с учетом потенциала как отдельных приходов, так и межприходского взаимодействия. Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлен проект документа "Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви", который сейчас обсуждается в епархиях. После получения отзывов он будет доработан и представлен на рассмотрение Священного Синода. Насущный вопрос - это подготовка и повышение квалификации кадров для осуществления катехизической деятельности. В настоящее время разрабатывается Стандарт подготовки работников сферы катехизации, который также после соответствующего обсуждения в епархиях и принятия священноначалием будет положен в основу обучения и повышения квалификации священнослужителей и мирян. Важнейшим инструментом катехизической деятельности являются воскресные школы для детей и взрослых. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации поручена также подготовка стандарта для церковно-приходских воскресных школ, содержащего образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков, которые должны освоить учащиеся. Особое внимание следует уделить воскресным школам, действующим как досуговые центры. Такие воскресные школы создают условия для общения, творчества и самореализации детей, для развития талантов, дарованных Богом. Заслуживает положительной оценки опыт тех епархий, в которых воскресные школы получили лицензии и статус учреждений дополнительного образования. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ позволит преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Мы должны распространять социально значимый опыт соработничества светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию. В заключение хотел бы сказать, что Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного. ============================================================ XIX Рождественские образовательные чтения открылись в Москве 24.01.2011 14:42 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38905 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 января, Благовест-инфо. Патриарх Кирилл возглавил 24 января торжественную церемонию открытия XIX Рождественских образовательных чтений в Кремлевском дворце съездов. Крупнейший ежегодный церковно-общественный форум в 2011 г. посвящен теме "Церковь и общество: соработничество в решении общих задач". В Чтениях принимают участие представители большинства епархий РПЦ из России и разных стран мира, видные ученые, представители системы образования, государственные и общественные деятели. В своем вступительном слове Патриарх Кирилл коснулся широкого круга тем. В первую очередь, он высоко оценил общие усилия РПЦ и государства в проведении эксперимента по введению в средней школе курса основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). "Общество приняло и одобрило эксперимент, никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России", -- сказал предстоятель РПЦ. Он также уделил внимание духовно-нравственной составляющей стратегии преодоления радикализма и межнациональных конфликтов. Говоря о системе православных учебных учреждений, Патриарх подчеркнул главную тенденцию в этой области: необходимость создания единой и непрерывной системы православного образования от детского с ада до вуза, на основе единых стандартов и "высокой планки" требований. О том, как работает над выполнением этой задачи Синодальный отдел по религиозному образованию РПЦ, рассказал в своем подробном докладе председатель Отдела епископ Зарайский Меркурий. Он также раскрыл затронутую Патриархом тему систематической и многоуровневой катехизации, которая больше не может оставаться уделом одиночек-энтузиастов, но должна приобрести "масштаб, достойный крупнейшей в мире православной Церкви". На церемонии открытия прозвучали приветствия первых лиц российской политики: президента РФ Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, председателей обеих палат российского парламента - Сергея Миронова и Бориса Грызлова, мэра Москвы Сергея Собянина. Традиционные для Рождественских чтений выступления руководителей федеральных министерств носили характер отчетных докладов. Министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр культуры Александр Авдеев, руководитель МИД Сергей Лавров говорили об успешном и все более развивающемся сотрудничестве государства и РПЦ в подведомственных им сферах. "Консолидация общих усилий", "наращивание сотрудничества", "совместное решение общих задач" -- в подобных выражениях они характеризовали расцвет церковно-государственной симфонии, о которой упоминал С. Лавров. На фоне успешных рапортов особенно тревожно прозвучало выступление директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова. Он привел чудовищные цифры ежегодной смертности от наркотиков - до 100 тыс. молодых людей. По словам выступавшего, в обществе и государстве зреет понимание духовной природы наркотической зависимости и, соответственно, необходимости тесного сотрудничества с РПЦ в преодолении этой "наркочумы". Большое значение руководитель федерального антинаркотического ведомства придает опыту православных реабилитационных центров. Как отметил после его выступления Патриарх Кирилл, в РПЦ создано 30 реабилитационных центров для наркозависимых, а государственных подобных центров - "на порядок меньше". В целом, подводя, со своей стороны, общие итоги соработничества РПЦ и государства за минувший год, Патриарх выразил благодарность светской власти за содействие в решении трех важнейших проблем: преподавание основ религиозной культуры в средней школе, введение института военного духовенства и передача религиозным организациям имущества религиозного назначения. Первая часть пленарного заседания Рождественских чтений завершилась, по традиции, награждением лауреатов конкурса "За нравственный подвиг учителя". Юлия Зайцева ============================================================ Архиепископ Феофан называет массовое убийство в Ставрополе вызовом обществу 24.01.2011 14:31 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38904 ------------------------------------------------------------ Ставрополь, 24 января. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в связи с массовым убийством в Ставрополе призвал навести порядок на юге России."Когда так спокойно стали совершать массовые убийства у нас на юге - в Кущевке, Ставропольском крае, значит, у кого-то есть твердая уверенность в безнаказанности содеянного злодеяния", - заявил архиерей "Интерфаксу".Как сообщалось, в пятницу во второй половине дня в Ставрополе в одном из частных домовладений были обнаружены восемь тел с огнестрельными ранениями - пяти мужчин и трех женщин. Среди убитых - Владимир Слизаев, 1950 года рождения (криминальный авторитет под кличкой Хан), его родные, собаковод, няня и водитель. В то же время в доме уцелели двое детей - мальчик восьми лет и двухнедельный младенец.По словам архиепископа Феофана, люди, совершившие преступление, "потеряли всяческое человеческое достоинство".Он уверен, что люди, которые работали в том доме и были убиты, "не имели отношения к бандитской деятельности вл адельца дома". "А дети? Что вынесет восьмилетний ребенок, оставшийся в живых, из этой жизни?" - задал вопрос архиерей.Он провел параллель с недавними событиями в Кущевской. "Я бы сказал, что параллель одна: криминал говорит, что никакие меры их не запугают", - сказал архиепископ.Он считает, что подобные события грозят дестабилизацией на юге России."Это звонок правоохранительным органам, исполнительной власти и всему обществу - мы должны навести здесь порядок", - убежден архиепископ. ============================================================ Ординариат для бывших англикан в Австралии будет создан к Пятидесятнице 24.01.2011 14:12 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38903 ------------------------------------------------------------ Сидней, 24 января, Zenit/CWN/Благовест-инфо. Члены Традиционного англиканского сообщества - консервативного объединения, центр которого находится в Австралии, надеются, уже к празднику Пятидесятницы этого года в их стране будет создан ординариат - структура, позволяющая англиканам-традиционалистам переходить в общение с Римом. Создание ординариатов предусмотрено апостольской конституцией Anglicanorum Coetibus, опубликованной Бенедиктом XVI. Документ позволяет целым общинам англикан, недовольным либеральными переменами в собственной деноминации, переходить в католичество, сохраняя при этом англиканские богослужебные традиции и частичное самоуправление. О желании присоединиться к ординариату заявили уже 28 австралийских священников. Четыре англиканских епископа Австралии хотели бы стать католическими священниками. К австралийскому ординариату также хочет присоединиться группа англикан из Японии. 26 февраля ТАС организует в одном из католических приходов города Комо специальный фестиваль, во время которого всем интересующимся будет рассказано о будущем ординариате. Помимо лидера ТАС архиепископа Джона Хепсворта и других англиканских прелатов, в фестивале примет участие представитель Святого престола. Первый ординариат, названный в честь Богоматери Уолсингемской и объединивший бывших англикан Англии и Уэльса, был создан в середине января. Пока в нем четыре клирика - бывшие англиканские епископы, рукоположенные во священники Католической Церкви. В интервью радио Би-би-си о. Кит Ньютон - лидер ординариата, сообщил, что в ближайшее время в католицизм планируют перейти семь англиканских священников и около 300 мирян. О. Ньютон также поблагодарил за поддержку католический епископат Англии и Ульэса, выделивший в помощь ординариату 250 000 фунтов стерлингов. ============================================================ Европарламент выступил в защиту христиан Египта и Ирака 24.01.2011 14:00 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38902 ------------------------------------------------------------ Брюссель, 24 января, CWN/Благовест-инфо. Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую насилие против христиан в Египте и Ираке. "Сейчас - очень важный момент в истории европейских институтов, потому что впервые мы вынесли суждение подобного рода, впервые признали факт существования преследований христиан", - заявил Марио Мауро, депутат Европарламента от Италии. В своей резолюции европейские законодатели также призывают выработать международную стратегию защиты прав религиозных меньшинств и свободы вероисповедания. В частности, документ предлагает разработать комплекс санкций против государств, неспособных защитить религиозные общины от притеснения. ============================================================ Одежда - наш компас земной Представитель РПЦ предложил создать единый дресс-код для россиян 24.01.2011 13:55 | "Известия" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=38901 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Католикосу всех армян сделана операция в США 24.01.2011 13:00 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38900 ------------------------------------------------------------ Ереван, 24 января, Благовест-инфо. Католикосу Всех армян Гарегину II в одной из клиник США сделана хирургическая операция. Как сообщили "Благовест-инфо" в пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина, ему удачно была проведена лапароскопия желчного пузыря. Ранее в армянской прессе сообщалось об операции Католикоса, однако Эчмиадзин опровергал эти сведения. Спустя пару дней пресс-служба все же подтвердила информацию о состоявшейся операции. В Эчмиадзине сообщают, что операция была несложной, и через несколько часов Гарегин II был выписан из больницы. В США армянский Католикос отправился в начале января с целью встреч с меценатами Армянской Церкви. По сообщению пресс-канцелярии Эчмиадзина, Католикос пробудет там до конца января. Длительность пребывания главы Армянской Церкви, возможно, связана с вопросами восстановления здоровья 60-летнего Гарегина II. ============================================================ В Москве открываются XIX Рождественские образовательные чтения 24.01.2011 12:01 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38897 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 января. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит в понедельник в Государственном Кремлевском дворце открытие и первое заседание XIX Международных Рождественских образовательных чтений. Участники мероприятия обсудят взаимодействие Церкви и государства в сфере образования, культуры, СМИ, в социальной сфере, сообщает синодальный Отдел религиозного образования и катехизации. Отдельные заседания будут посвящены результатам и проблемам, связанным с экспериментом по преподаванию православной культуры в школах, теме проникновения тоталитарных сект и лженауки в систему российского образования, религиозному туризму в образовательном процессе. Среди других тем - ювенальная юстиция, правовые вопросы деятельности религиозных организаций, защита материнства и семейных ценностей, национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре России, противодействие абортам, профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи. Участники чтений затронут проблемы формирования корпуса штатных капелланов в армии, подготовки духовенства и волонтеров для тюремного служения. Одна из секций будет посвящена православному банкингу и финансовым инструментам. В мероприятии, которое продлится до 26 января, примут участие священнослужители, чиновники, работники системы образования, музейного сообщества, ученые, представители общественных организаций, в том числе молодежных, передает "Интерфакс-религия". ============================================================ Европарламент выступил в защиту христиан Египта и Ирака 24.01.2011 11:54 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38898 ------------------------------------------------------------ Брюссель, 24 января, CWN/Благовест-инфо. Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую насилие против христиан в Египте и Ираке. "Сейчас - очень важный момент в истории европейских институтов, потому что впервые мы вынесли суждение подобного рода, впервые признали факт существования преследований христиан", - заявил Марио Мауро, депутат Европарламента от Италии. В своей резолюции европейские законодатели также призывают выработать международную стратегию защиты прав религиозных меньшинств и свободы вероисповедания. В частности, документ предлагает разработать комплекс санкций против государств, неспособных защитить религиозные общины от притеснения. ============================================================ Армянская Церковь учредила Всемирный фонд в поддержку образования клириков 24.01.2011 11:06 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38896 ------------------------------------------------------------ Ереван, 24 января, Благовест-инфо. К 60-летию Верховного Патриарха Армянской Апостольской Церкви учрежден Всемирный фонд помощи церковным служителям в образовании. Решение об этом принято на состоявшемся 21 января Соборе Епархиального Совета Восточной Епархии ААЦ в США, сообщает пресс-канцелярия Первопрестольного Эчмиадзина. Собор прошел при участии Католикоса всех армян Гарегина II, находящегося в эти дни в Америке. Приветствуя главу Армянской Церкви, предстоятель епархии архиепископ Хажак Парсамян заметил, что собравшимся дана исключительная возможность услышать мнение Католикоса по вопросу окормления паствы за пределами Армении. Католикос рассказал собравшимся о программах по строительству новых храмов, реставрации древних церквей и монастырей, реализации образовательных проектов, а также о практике проповеди с применением современных технологий. Члены Совета заверили Католикоса, что готовы помочь Церкви во всех планах, а также оказать материальную помощь в образовании молодого духовенства. Было отмечено, что в 2011 году предстоятелю ААЦ исполнится 60-лет и к этой дате учрежден Всемирный фонд в помощь молодым клирикам. Было отмечено, что за 10-лет патриаршества Гарегина II духовный сан получили более 300 служителей Церкви. Кроме того, в текущем году в Армении планируется открыть новую духовную семинарию. Каждый год в Восточную Епархию ААЦ в США направляются несколько молодых священников, которые могут набраться опыта для дальнейшего служения Господу. ============================================================ В социальной волонтерской работе необходимо партнерство священноначалия, клириков и мирян - участники круглого стола 24.01.2011 10:51 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38895 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 января, Благовест-инфо. Что такое социальная работа православного прихода? Этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. Как выяснилось на круглом столе "Миссия и социальное служение Русской Православной Церкви", который состоялся 22 января в рамках XXI Международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), не только миряне, но и клирики по-разному понимают цели, формы и методы социальной работы, способы ее организации. Участники круглого стола - представители московских приходов обсудили вопросы практической реализации поручения Патриарха Кирилла, который год назад благословил учредить при каждом приходе новую штатную единицу - ответственного за социальную работу. Открывая круглый стол, декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов говорил о неразрывности социальной и миссионерской работы на приходе. "Социальное служение Церкви - это ее лицо, исполненное сострадания, обращенное к христианам и к нехристианской части мира, испытывающей страдания", -- так определил о. Николай социальное служение. Отмечая практический, методический характер круглого стола, он вместе с тем подчеркнул, что социальной работе нельзя "просто научить". Необходимо, "чтобы сердце откликнулось", чтобы желающий послужить ближнему имел молитвенный настрой и смог "забыть условности, себя, свой сан и свое положение". Социальная работа направлена на нуждающихся, но она необходима и самой Церкви, т.к. "общие добрые дела помогают преобразовать приход в общину". Об этом говорила сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ирина Соловьева. По ее словам, необходимость профессионального приходского организатора социальной работы не вызывает сомнений: "Время требует, социальная работа уже во многих приходах ведется впопыхах, от случая к случаю, иногда - самими настоятелями". Чтобы систематизировать эту работу, необходимо обучать ответственных мирян, проводить семинары с настоятелями, продумывать оптимальные схемы взаимодействия разных храмов по благочиниям Москвы, варианты "специализации", когда один приход помогает детскому дому, другой - больнице и т.д. В скором времени появится должностная инструкция для приходского социального работника, этот документ "лично редактирует Патриарх Кирилл", подчеркнула выступавшая. Елена Пруцкова представила результаты опроса почти полутысячи столичных мирян и клириков, которые по-разному понимают приходскую социальную работу. Тем не менее, многие из опрошенных отметили, что Церковь не может брать на себя всю социальную работу, но она должна сотрудничать с государством там, где государственная помощь нуждающимся оказывается малоэффективной. Добровольцы-основная движущая сила церковной социальной работы. В организации волонтерской работы неуместна "вертикаль власти", должно быть партнерство священноначалия, клириков и мирян. В этом убежден заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре Юрий Белановский. Опираясь на опыт добровольческого движения "Даниловцы", которое опекает десяток социальных учреждений, он настаивал: нельзя жестко требовать с добровольцев исполнения социальных послушаний; настоятелям и ответственным за соцработу необходимо убеждать и вдохновлять, духовно поддерживать и грамотно организовывать добровольцев, не забывая о материальном обеспечении их деятельности (не о вознаграждении) и о моральном поощрении. Со своей стороны, еще один сотрудник ЦДРМ Дмитрий Иванин призывал организаторов социального служения позаботиться не только о "подопечных", но и о самих добровольцах. Он также полагает, что возможно и эффективно совместное социальное служение православных и представителей других религий (у ЦДРМ есть опыт такого взаимодействия с соответствующей комиссией Совета муфтиев России). Координатор круглого стола - сотрудник Миссионерского факультета ПСТГУ и Синодального отдела по тюремному служению Наталья Пономарева подбодрила начинающих приходских соцработников, сообщив им, что можно опираться на уже разработанные методики по разным направлениям социального служения. На круглом столе были приведены примеры программ социального и миссионерского служения, в частности, говорили о программах работы с детьми, с тюремными сидельцами, о группах Анонимных алкоголиков и наркоманов при храмах и т.д. Ректор православного гуманитарного института "Содействие" Петр Кондратьев затронул сложную проблему помощи душевнобольным. Участники круглого стола получили информацию о многих полезных интернет-ресурсах, а также об обучающих семинарах, которые проводит для приходских соцработников Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.Юлия Зайцева ============================================================ Завершился Первый Рождественский фестиваль духовной музыки 24.01.2011 10:17 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38894 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 января, Благовест-инфо. Первый Рождественский фестиваль духовной музыки завершился 23 января в Московском международном Доме музыки. Фестиваль был приурочен к празднованию Рождества и проводился по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На протяжении двух недель в Светлановском зале ММДМ выступали шесть известных хоровых коллективов из разных стран мира, знакомя гостей Дома музыки с уникальными традициями христианской музыкальной культуры. Половина участвующих коллективов впервые представила свое творчество в России: это хор Вестминстерского аббатства из Лондона (под руководством Джеймса О'Доннелла), хор "Святой Стефан Дечанский" собора Свв. Трех Апостолов из Сербии (руководитель Тамара Петиевич) и хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения). Другими участниками стали российские коллективы: Московский Синодальный хор (руководитель Алексей Пузаков), Мужской хор Московского Сретенского монастыря (регент Никон Жила) и хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова (главный дирижер Алексей Петров). Художественными руководителями фестиваля стали президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Официальная часть церемонии закрытия была краткой и заключалась в выступлении митрополита Илариона. Он передал зрителям приветственные слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от его имени выразил признательность Владимиру Спивакову. "Эти концерты - еще одно свидетельство того, что человек своим искусством может славить Бога", - заявил председатель ОВЦС. Заключительный концерт Рождественского фестиваля позиционировался организаторами как "итог уникального форума духовной музыки, посвященного взаимопониманию и творческому сотрудничеству представителей разных христианских конфессий, теме дружбы, добра, любви и мира". Подобному замыслу отвечал и выбор прозвучавших произведений: они принадлежали различным эпохам и были написаны на слова книги Псалмов на разных языках. По словам митрополита Волоколамского Илариона, "каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения". Кроме того, он отметил важную особенность последнего концерта: "Помимо больших хоровых коллективов в нем участвует симфонический оркестр" (национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова). В ходе закрытия фестиваля прозвучала "Симфония псалмов" Игоря Стравинского (1930), написанная к 50-летию Бостонского симфонического оркестра на тексты псалмов из Вульгаты, латинского перевода Библии. Музыка на древнееврейские тексты была представлена в произведении Леонарда Бернстайна "Чичестерские псалмы" (1965), которые предназначались англиканской Церкви. Значительная часть программы была посвящена произведениям митрополита Волоколамского Илариона: прозвучали фрагменты его "Рождественской оратории", основанной на богослужебных текстах Русской Православной Церкви, посвященных праздникам Благовещения, Рождества и Сретения. А главный мотив симфонии митрополита "Песнь восхождения" (2007) - это, как заявлено в программе, "восхождение из глубин отчаяния к высотам ликования и хвалы Богу". По словам председателя ОВЦС, этот фестиваль служит примером того, что такая "музыка не только для богослужений, но и для концертных залов". Он также выразил надежду, что "такие концерты будут иметь продолжение и в будущем году и в последующих". Елена Демидова ============================================================ Концерт Московского праздничного мужского хора Свято-Данилова монастыря. Москва 8 февраля 24.01.2011 10:04 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=38893 ------------------------------------------------------------ Впервые с сольной программой Московский праздничный мужской хор Свято-Данилова монастыря" в Московском Международном Доме Музыки, в камерном зале. Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря имеет статус хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Он участвует во всех праздничных службах. Коллектив выступает в одном составе уже более 10 лет и продолжает песенную традицию, которая зародилась в монастыре несколько столетий назад. В репертуаре хора произведения самых разных жанров. Уникальный певческий коллектив родился в 1977 году в связи с возобновлением монашеской жизни в монастыре. В репертуаре хора более 800 сочинений: весь спектр богослужебной музыки, романсы, песни исторические, военно-патриотические, народные, застольные, а также отечественная (Рахманинов, Чайковский, Танеев) и зарубежная классика (Моцарт, Брукнер,Бетховен). Свою миссию в выступлениях на сцене воцерковленный коллектив видит в "знакомстве публики с образцами русской культуры: церковной и народной XV-XXI веков. Москва, ст.метро: Павелецкая, Космодамианская наб.,52,строение 8.Билеты во всех театральных Кассах города.Заказ и доставка-билетов: по тел.:8-926-011-19-63. ============================================================ Церковь строит межнациональный мир 24.01.2011 09:40 | "Известия" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=38888 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Ватикан против Берлускони: "Необходимо чтить мораль и закон" 24.01.2011 09:12 | "InoPressa"/"La Repubblica" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=38887 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Пакистанцы вновь требуют казнить за святотатство 24.01.2011 09:09 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38885 ------------------------------------------------------------ Пешавар, 24 января. В пакистанском Пешаваре на улицы вышли около десяти тысяч человек - они протестовали против отмены смертной казни за святотатство. Участники демонстрации призывали устроить массовые забастовки и "не поддаваться западным ценностям". Организаторами акции вновь стали лидеры исламистов. Предыдущая демонстрация состоялась 9 января. Тогда исламисты требовали выпустить из-под стражи телохранителя Хасана Кадри, который убил губернатора провинции Пенджаб Салмана Тасира. В конце прошлого года по обвинению в богохульстве была приговорена к смертной казни пакистанская христианка. В её защиту выступил губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир. За это его вскоре убил собственный охранник, передают "Вести". ============================================================ Египет обвинил "Аль-Каиду" в атаке на христианскую церковь 24.01.2011 08:59 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38886 ------------------------------------------------------------ Каир, 24 января. Власти Египта заявили о причастности связанной с "Аль-Каидой" террористической группы из сектора Газа к резонансной атаке на христианскую церковь. Смертник подорвал себя в новогоднюю ночь у храма в египетской Александрии, погиб 21 человек, ранения получили свыше полусотни. В теракте подозревается палестинская группа, известная под названием "Армия ислама". Об этом 23 января заявил глава МВД страны Хабиб аль-Адли. Теракт в Александрии стал крупнейшей атакой на христиан в Египте за последние 10 лет, передает "Коммерсантъ" со ссылкой на AP. ============================================================ Митрополит Волоколамский Иларион: "Резолюция Европарламента является революционной" 24.01.2011 08:56 | Официальный сайт ОВЦС http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=38892 ------------------------------------------------------------ На днях Европейский парламент сделал беспрецедентный шаг - принял резолюцию "О положении христиан в свете защиты свободы религии". Впервые существование гонений на христиан в мире было признано одним из важнейших политических органов Европейского Союза. В этой связи председатель Отдела внешних Церковных связей Московского патриархата выступил с комментарием, текст которого ниже приводится полностью: 19 и 20 января 2011 года Европейский Парламент обсуждал многочисленные случаи насилия против христиан в разных частях света. Вечером 19 января в память о жертвах недавних террористических атак против христиан члены Европарламента зажгли свечи. А 20 января 2011 года была принята резолюция "О положении христиан в свете защиты свободы религии", осуждающая убийства или дискриминацию христиан в разных странах, в частности, в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах. Данные, преданные широкой огласке депутатами Европарламента, свидетельствуют о том, что христиане подвергаются жесточайшим гонениям в этих странах. Резолюция, адресованная их правительствам и парламентам, была принята большинством голосов. За нее проголосовали представители всех политических партий, присутствующих в Европейском парламенте. Депутаты пожелали учредить постоянно действующий орган при Европейской службе внешних действий, который будет следить за развитием ситуации с религиозной свободой в мире и ежегодно информировать органы ЕС и широкую общественность о случаях ущемления свободы совести властями или общественными силами разных стран. Непосредственным поводом к принятию резолюции послужил теракт в одной из коптских церквей Александрии 1 января этого года. В результате этого теракта 21 человек погиб, 97 были ранены. Неделю спустя после теракта министры иностранных дел Франции, Италии, Венгрии и Польши в совместном письме, направленном Верховному представителю Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, потребовали ответной реакции со стороны европейского сообщества. Резолюция Европарламента является революционной в силу нескольких обстоятельств. Впервые европейские парламентарии в полный голос высказались по проблеме, которую до сих пор предпочитали замалчивать. Таким образом, существование гонений на христиан в мире было признано одним из важнейших политических органов Европейского Союза. Ранее лишь отдельные политики ограничивались разговорами об отдельных нарушениях прав христиан в той или иной стране. Теперь же открыто говорится о реализации стратегии некоторых террористических организаций и фундаменталистских движений, направленной на уничтожение или вытеснение христиан, живущих в исламских странах, как "пятой колонны" Запада. Кроме того, впервые было обращено пристальное внимание на работу лиц, которые занимаются сбором объективных сведений о гонениях на христиан в мире. В частности, впервые на политической площадке столь высокого уровня были официально озвучены данные, представленные в ежегодном отчете неправительственной организации "Кирхе-ин-Нот" ("Помощь Церкви в беде"). Согласно ее исследованию, в последние годы на каждые 100 жертв, погибших в результате проявлений религиозной нетерпимости, приходится 75 христиан. Это ошеломляющая статистика. В своей резолюции Европарламент обратился к органам Евросоюза и предложил конкретные способы воздействия на ситуацию. Их принцип прост: деньги и бизнес в обмен на соблюдение прав человека. Экономические соглашения между странами Евросоюза и государствами, имеющими зафиксированные нарушения религиозной свободы христиан и других религиозных меньшинств, должны заключаться только при условии улучшения положения ущемленных в правах религиозных групп. Сегодня как никогда необходимо, чтобы европейские государства вступились за права христиан, которые в различных уголках земного шара подвергаются гонениям за веру. Представители властей и общественных движений Европы требуют решительного осуждения насилия против христиан и говорят о необходимости оказать давление на те страны, где попираются права религиозных меньшинств. Сегодня мы становимся свидетелями вопиющих случаев не просто насилия над христианами, но и их физического уничтожения. Кровь христиан вновь окропляет землю библейской истории, места славных подвигов многих мучеников и исповедников Церкви. По словам латинского писателя II века Тертуллиана, "кровь мучеников есть семя христианства". Природа христианской веры такова, что любое насилие над совестью, религиозными чувствами христианина не только не вредит вере, но, напротив, укрепляет ее. Однако это не означает, что мы должны спокойно взирать на совершаемые в отношении христиан беззакония. Каждый такой случай должен стать предметом тщательного расследования, общественного обсуждения, внимания со стороны традиционных религиозных лидеров. Последние акты насилия в отношения христиан в ряде государств не оставляют безучастными не только христианские общины мира, но и мусульман, иудеев и представителей других традиционных религий. Парадоксально, но вести о притеснении христиан приходят порой из тех регионов мира, где многие столетия представители разных религий мирно сосуществовали, а акты христианофобии, исламофобии и антисемитизма всегда безоговорочно осуждались религиозными лидерами традиционных общин. В принятой резолюции уделяется много внимания необходимости соблюдения религиозной свободы, которая закреплена основополагающими международными и европейскими документами, содержится предложение по созданию механизмов ее мониторинга. Но эти важные и своевременные призывы приведут к искомым результатам лишь в том случае, если за ними последует создание эффективного и регулярного механизма диалога религиозных общин с национальными и международными структурами. Предложение по развитию такого диалога на основании статьи 17 Договора о функционировании Европейского Союза Европейский Парламент обращает ко всем институтам ЕС. Однако нужно помнить, что мониторинг религиозной свободы в Европе и мире должен находиться во взаимодополняющей связи с диалогом международных структур с религиозными общинами. На протяжении последних нескольких лет создание такого механизма диалога находится в фокусе внешней деятельности Русской Церкви. В свое время для продвижения этой идеи были созданы представительства Московского патриархата при ведущих международных организациях в Нью-Йорке, Женеве, Брюсселе, Страсбурге. Защита христианского наследия и прав христиан входят в число приоритетов деятельности этих церковных структур. Эти же темы составляют основную повестку дня взаимодействия Русской Церкви и с межхристианскими организациями. 24 января ============================================================ Завершился визит Архиепископа Кипрского Хризостома в Москву 24.01.2011 08:43 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=38891 ------------------------------------------------------------ Москва, 23 января. 23 января завершилось пребывание Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II в пределах Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru. Предстоятель Кипрской Церкви прибыл в Москву для участия в церемонии вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества" за 2010 год. В ходе визита Архиепископ Хризостом встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и президентом России Д.А. Медведевым. В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, предстоятели Русской и Кипрской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Накануне отъезда в честь делегации Кипрской Православной Церкви в Посольстве Кипра в Москве был устроен прием. В аэропорту "Шереметьево" Архиепископа Кипрского Хризостома и сопровождающих его епископа Арсинойского Нектария и архидиакона Киприана провожали председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, сотрудники ОВЦС священник Михаил Асмус и С. Селиванов, а также посол Кипра в России П. Кесторас и Президент МОФЕПН В.А. Алексеев. В зале приема официальных делегаций в духе взаимопонимания прошла беседа, в которой были затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений, в частности, состояние богословского образования и науки в России и Кипре, а также темы Автокефалии и Диптихов, стоящие на повестке дня очередного заседания межправославной подготови тельной комиссии по созыву Всеправославного Собора. ============================================================ В самом центре Ойкумены 24.01.2011 08:23 | "Российская газета" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=38890 ------------------------------------------------------------ ============================================================ |
В избранное | ||