Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 07/11/2010


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 07/11/2010
============================================================
Точка возврата

Фильм "Пал Адриенн": как преодолеть "профессиональное" жестокосердие


07.11.2010 23:37 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=37614
------------------------------------------------------------
Пал Адриенн

Режиссер: Агнеш Кочиш Сценарий: Агнеш Кочиш, Андреа РобертиОператор: Адам ФилленцЗвук: Херман ПьотеХудожники: Адриен Асталош, Александра МарингерПродюсеры: Ференц Пустаи, Элс Вандеворст, Оливер Нойман, Том Деркурт, Аттила Арпа, Агнеш КочишВ ролях: Эва Габор, Иштван Знаменак, Акош Хорват, Лия Покорнь, Изабелла Хедьи Венгрия, Нидерланды, Австрия, Франция, 2010, 136 мин. Фильм-участник программы "Особый взгляд" в Каннах



Фильм "Пал Адриенн" венгерки Агнеш Кочиш поднимает неудобную проблему эмоционального выгорания представителей жертвенных профессий. Как выйти из духовного тупика? Создатели картины снаряжают героиню на поиски себя самой.

"Пал Адриенн" - экзистенциальная драма о столь же тучной, сколь бесчувственной медсестре хосписа по имени Пирошка (Эва Габор), вдруг отправившейся на поиски подруги детства и к концу фильма начавшей подавать признаки человечности. Рисунок состояния персонажа практически подпадает под описанные в научных статьях проявления синдрома эмоционального выгорания.

Картина, награжденная в конце октября в Москве на международном фестивале современного кино "2 in 1" в номинации "Герой", ранее участвовала в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля-2010, получив премию критиков ФИПРЕССИ.

Порой внешние обстоятельства загоняют в угол внутреннего человека. Сталкиваясь по роду службы со смертью и обреченными на нее людьми, апатичная медсестра Пирошка сама давно уже омертвела чувствами. Но авторы - режиссер Агнеш Кочиш и сценарист Андреа Роберти - постепенно заставляют зрителя поверить, что у их героини, отгородившейся от чужих страданий полным отсутствием эмоций, за массивной телесной оболочкой скрывается свой внутренний мир. Пирошка безучастна до тех пор, пока внешний толчок не включает механизмы
ее памяти. Она начинает перематывать "на начало" ленту своего бытия - в ранний хрупкий возраст, чтобы отыскать там, среди детских "секретиков", ключ к пониманию некоей тайны, в подтексте - смысла своего существования.

..Спина медсестры возвышается, как айсберг, на фоне кардиомониторов. Женщина каждый день привыкла видеть смерть и заедать ее очередным пирожным с кремом - своего рода наркотиком. Да, к этому можно привыкнуть, скажет она о своей работе. И добавит: "Но цена очень высока".

Как привязка к сегодняшнему дню пунктиром даются несколько фраз о том, что Пирошку подозревают в чем-то нехорошем, в чем именно - так и не проясняется, но поскольку зрители не только смотрят фильмы, но и читают прессу, то ясно, что это нехорошее могло быть эвтаназией. Застылость чувств порой убийственна.

В картине пациенты хосписа безымянны. Персонал называет их между собой цифрами через дробь: 2/4 или 4/2 - по номеру палаты и койки. У страдальцев также нет и лиц - во всяком случае, камера не акцентирует на них внимание, зато крупно показывает торчащие из-под простыни стопы очередного покойника с болтающимся на пальце ярлыком, которого Пирошка на каталке отвозит в морг, откусывая припасенную в кармане булочку. Лишь однажды вновь поступившую больную назовут по имени, услышав которое, медсестра встрепенется.

Драматург заставляет Пирошку, у которой к подопечным ничего личного, всмотреться в лицо пациентки. Поступившей старушке он дает имя Пал Адриенн - полностью совпавшее с именем лучшей подруги медсестры, которую героиня последний раз видела, правда, в четвертом классе.

Ее желание отыскать подругу столь непреодолимо, что дальше разворачивается роуд-муви, в котором медсестра вызывается ходить на работу только в ночные смены, чтобы днем ездить по адресам одноклассников, учителей и малознакомых людей, тщась обогатиться информацией о давно исчезнувшей с горизонта подруге. Не побоимся сказать: Пирошка ищет утраченный идеал.

В авиации есть такой термин - "точка возврата". Это когда самолету при нештатной ситуации еще может хватить горючего, чтобы вернуться из упомянутой точки на аэродром вылета. Близко к ней лежит точка невозврата, в случае с Пирошкой - окончательная духовная смерть и потеря личности.



Поиски Пал Адриенн - подруги, которую мы так и не увидим, оборачиваются поиском своей первозданности, читай - образа и подобия.

Идеализируемое прошлое совсем по-другому запомнилось остальным его участникам. Какой была эта Пал Адриенн? Вот престарелая учительница, впав от одного ее имени в пароксизм раздражения, отзывается о ней как об очень плохой девочке, которая "такое вытворяла!" и никого не любила. Кто-то путает Пал Адриенн с самой Пирошкой, в детстве помнившей дни рождения всех знакомых и умилявшей этим взрослых. А Пирошка твердит: "Мы были очень похожи".

Эффект фильма в том, что он заставляет размышлять о значимости всякого человека.

Значимости Пал Адриенн, оставившей свой след в душе несчастной Пирошки и тем самым заставившей "перезагрузить" свое отношение к людям.

Значимости лежащей в коме сельской учительницы, чей сын встречался с Пал Адриенн и которая могла бы рассказать о ней как о своей ученице (наконец-то Пирошка познала эту значимость и впервые пришла не по долгу службы, но по зову сердца скрасить последние часы умирающей).

И, наконец, значимости самой Пирошки, захотевшей познать замысел о себе, разглядеть в своей душе изначальную красоту.

Мы знаем, что эта красота - образ и подобие Божие в человеке.

Авторы фильма не судят свою героиню, отделяя зло от человека. "Не смешивай человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его - образ Божий - все-таки в нем остается", - писал св. праведный Иоанн Кронштадтский.



Как только Пирошка увидела личность в больном человеке, впервые за экранное время ставшем ей близким, ледяная глыба в белом халате стала таять. Снежная баба начала превращаться в Красную Шапочку, спешащую на помощь больной бабушке. Конечно, такой упрощенный смысл авторы не вкладывали в имя героини, но мы отметим в скобках, что венгерское имя Пирошка - от слова piros - "красный". Героиню сказки Шарля Перро по-венгерски называют Пирошка. А еще так звали до замужества супругу византийского императора Иоанна Комнина,
преподобную Ирину, урожденную венгерскую принцессу, дочь короля Ласло Святого.

Таким образом, путешествие Пирошки приводит ее в то же место, откуда оно начиналось: в хоспис св. Андрея.

Многозначный образ картины - сердце. Медсестра, о которой подозреваешь, что ее сердце уж точно не дрогнет, вынуждена наблюдать за трепетанием умирающих сердец, отображенным кривыми на мониторах. Можно полжизни проработать в хосписе и не познать тайну смерти. Или часами смотреть на скачущую линию кардиомонитора и не задумываться, что сердцем люди могут любить других людей или общаться с Богом. В конце фильма замечательна сцена реанимации, в которой окончательно вернувшаяся к работе Пирошка ассистирует врачу,
"заводящему" сердце пациента, в присутствии новенькой медсестры. Живое участие взяло верх над былым равнодушием.

Нельзя не вспомнить, что говорит о сердце кардиохирург Лео Бокерия: "У меня к сердцу очень трепетное отношение. Более красивого создания я не представляю. Сердце безумно красивое. Оно настолько гармоничное, синхронизированное... Я думаю, что ничего подобного природа не создала" ("Ночной полет" с Андреем Максимовым, т/к "Культура").

Однажды Пирошка сядет перед кардиомониторами, не захватив пирожных с кремом. В образной системе фильма такое отступление от правила может вселять лишь надежду.

Но воскрешает из мертвых - Христос. Найдет ли Пирошка в себе силы на новое путешествие - навстречу Господу? В финальной сцене детского дня рождения к ней прильнет чей-то ребенок, и прежде угрюмая медсестра начнет с ним танцевать.

Ирина Стовбыра

Справка

Фактически фильм "Пал Адриенн" довольно скрупулезно воспроизводит тяжелый случай синдрома эмоционального выгорания - реакции на продолжительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющейся в утрате способности к сопереживанию и чувстве потери собственного "я" (деперсонализации). Термин "burnout", обозначающий это расстройство у внешне здоровых людей, был предложен в 1974 году американским психиатром Гербертом Фрейденбергером.

Как уточняет академик РАМН Павел Сидоров, в группе риска - люди альтруистических профессий: врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, спасатели, священнослужители. Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями).

О проблеме выгорания, с которой сталкиваются, в том числе, сестры милосердия, неоднократно говорил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов): "Самое главное для сестры - не потерять любовь и сострадание к больному, не совершать свои обязанности формально. Бывает синдром выгорания у медсестер, когда человек приходит в больницу, желая послужить ближнему, а затем такой энтузиазм исчезает. Иногда будни вытесняют благие намерения,
и человек становится сухим, жестким". Чтобы этого не произошло, надо поддерживать персонал, отмечает священнослужитель. А сотрудникам - не взваливать на себя сверх меры, что зачастую случается не только по чьему-то принуждению, но и по собственной страсти ("Благовест-инфо").

К богословской конференции "Жизнь во Христе", которая пройдет на днях в Москве, протоиерей Павел Великанов (МДА) подготовил доклад "Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания". Даже отцы-аскеты размышляли о случавшемся охлаждении в духовной жизни. По мнению священника, "можно воспринимать это распространенное явление как необходимый этап нашей церковной, духовной жизни. Нужно людей готовить к тому, что этот этап наступит, и учить его мужественно переносить и преодолевать. Здесь хороший
пример - это пример брака - ведь в семейной жизни тоже надо переходить на новый уровень: чувства меняются, иногда охладевают, чтобы потом семья выходила на новый этап отношений" ("Богослов.Ру").
============================================================


VI Международная богословская конференция "Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи". Москва

15-18 ноября

07.11.2010 22:54 | "Богослов.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=37613
------------------------------------------------------------
15-18 ноября 2010 г. в Москве, в г/к "Даниловский", состоится VI Международная богословская конференции Русской Православной Церкви на тему "Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи".



Русская Православная Церковь регулярно проводит богословские конференции, темы которых определяются Священным Синодом. За последние годы состоялись конференции: "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" (2000 г.), "Учение Церкви о человеке" (2001 г.), "Православное учение о Церкви" (2003 г.), "Эсхатологическое учение Церкви" (2005 г.), "Православное учение о церковных Таинствах" (2007 г.). В работе конференций, которые по традиции открывает Патриарх, принимают участие члены Священного Синода,
архиереи и клирики, богословы и ученые нашей Церкви, представители Поместных Православных Церквей, а также светские и инославные специалисты. На конференциях обсуждаются богословские вопросы, проблемы церковной жизни и церковного служения, предлагаются богословски обоснованные способы их разрешения с учетом пастырских и миссионерских задач, стоящих сегодня перед Церковью. Конференции позволяют представить результаты работы церковных ученых, объединить их усилия с тем, чтоб
ы внести посильный вклад в реальную жизнь Церкви. Результаты общецерковных богословских конференций Русской Православной Церкви, их выводы и рекомендации рассматриваются Священным Синодом.

Тема настоящей конференции была избрана Священным Синодом не случайно. Жизнь во Христе составляет содержание жизни христианина в Церкви. Опыт жизни во Христе человек обретает в процессе внутреннего духовно-аскетического подвига - в соработничестве с благодатью Божией, подаваемой в Таинствах. Жизнь во Христе также находит свое выражение в христианском нравственном устроении человека и общества.

Задача конференции - выявить и обозначить пути христианского свидетельства современному дехристианизированному обществу - свидетельства, которое должно состоять не только в проповеди словом Благой вести о спасении, принесенном Богочеловеком Иисусом Христом, но и в проповеди делом, то есть явлении миру опыта жизни во Христе - опыта благодатного преображения, духовного подвижничества и верности евангельским нравственным заповедям.

По приглашению Патриарха Московского и Всея Руси КИРИЛЛА в нынешней конференции примут участие официальные представители Поместных Православных Церквей.

Среди более семидесяти участников конференции - православные богословы и церковные ученые, а также представители других христианских традиций и светской академической науки.

Работа конференции будет проходить по трем направлениям "Аскетическое предание Церкви", "Христианская нравственность", "Вызовы современной эпохи". В завершающий, четвертый день конференции состоится круглый стол, на котором на основании предшествующей теоретической дискуссии состоится обсуждение актуальных задач и проблем служения и свидетельства Церкви в современных условиях.

Программа VI-й Международной научно-богословской конференции Русской Православной Церкви "Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи". Москва, 15 - 18 ноября 2010 г.
============================================================


Встреча-беседа "Мирянин в храме или христианин в миру" со священником Хулианом Карроном. Москва

14 ноября

07.11.2010 22:27 | Культурный центр "Покровские ворота"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=37612
------------------------------------------------------------
В Культурном Центре "Покровские ворота" (ул. Покровка 27, стр.1) 14 ноября (воскресенье) 18:00 состоится встреча-беседа "Мирянин в храме или христианин в миру" со священником Хулианом Карроном.Чего ищет воцерковляющийся человек - могущественной защиты, удобного социума с определенными свойствами, структурирования времени праздниками и жизни правилами, иного мира, иного измерения знакомого мира, творчества, служения, света, Бога, человека? Кто мы - миряне, пришедшие в храм взять или христиане, идущие в мир отдать
ну хоть то, что взяли в храме? Каковы отношения между храмом и миром? Каковы особые, вовсе недоступные для клира, задачи христиан в миру? Христианское достоинство - в чем оно? Об этих и других вопросах мы поговорим с о. Хулианом Карроном.Преподавший многие годы "Введение в Новый Завет" на Богословском факультете св. Дамаса в Мадриде, свящ. Хулиан Каррон переезжает в Милан в 2004 по просьбе о. Луиджи Джуссани (1922-2005), основателя движения "Общение и освобождение",
чтобы возглавить общину. С этого момента он становится духовным наставником десяток тысяч людей.Татьяна КАСАТКИНА, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН.Александр ФИЛОНЕНКО, доцент Харьковского Национального университета, философ, богослов.Вход свободный.телефон (495) 223-58-10e-mail: \n Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript " href="mailto:%20%3Cscript%20language='JavaScript'%20type='text/javascript'%3E%20%3C!--%20var%20prefix%20=%20'ma'%20+%20'il'%20+%20'to';%20var%20path%20=%20'hr'%20+%20'ef'%20+%20'=';%20var%20addy64061%20=%20'pokrovka_27'%20+%20'@';%20addy64061%20=%20addy64061%20+%20'mail'%20+%20'.'%20+%20'ru';%20document.write(%20'%3Ca%20'%20+%20path%20+%20'\''%20+%20prefix%20+%20':'%20+%20addy64061%20+%20'\'%3E'%20);%20document.write(%20addy64061%20);%20document.write(%20'%3C\/a%3E'%20);%20//--%3E\n%20%3C/script%3E%20%3Cscript%20langu
age='JavaScript'%20type='text/javascript'%3E%20%3C!--%20document.write(%20'%3Cspan%20style="\"'display:%20none;\'%3E'%20);%20//--%3E%20%3C/script%3EЭтот%20e-mail%20адрес%20защищен%20от%20спам-ботов,%20для%20его%20просмотра%20у%20Вас%20должен%20быть%20включен%20Javascript%20%3Cscript%20language='JavaScript'%20type='text/javascript'%3E%20%3C!--%20document.write(%20'%3C/'%20);%20document.write(%20'span%3E'%20);%20//--%3E%20%3C/script%3E">



\n

pokrovka_27@mail.ru








============================================================


Мультимедийный видеомост Москва - Киев - Санкт-Петербург на тему: "Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как не попасть в "черный список"?"
10 ноября

07.11.2010 22:22 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=37611
------------------------------------------------------------
14:00

зал 2

Мультимедийный видеомост Москва - Киев - Санкт-Петербург на тему: "Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как не попасть в "черный список"?" Список Всемирного наследия включает 890 объектов "выдающейся всемирной ценности". 24 особо охраняемых объекта находятся на территории России. Украина представлена в списке пятью объектами. Комитет Всемирного наследия осуществляет контроль за сохранностью этих объектов, и в случае необходимости может внести в "черный список" памятники, которым грозит уничтожение. Есть ли проблемы
с сохранением объектов Всемирного наследия в России и Украине? Существует ли реальная угроза, что некоторые объекты попадут в "черный список"? Чем чревато для государства, на территории которого расположен объект Всемирного наследия, попадание в "черный список"? Может ли ЮНЕСКО повлиять на изменение вектора градостроительной политики властей? Эти и другие вопросы станут предметом дискуссии в рамках видеомоста. Участники в Москве: - председатель Российского националь
ного комитета Всемирного культурного и природного наследия, представитель РФ в Комитете Всемирного наследия Игорь МАКОВЕЦКИЙ; - представитель Министерства культуры РФ. Участники в Киеве: - генеральный директор Национального заповедника "София Киевская", представитель национального комитета ИКОМОС Неля КУКОВАЛЬСКАЯ; - начальник государственной службы по вопросам национального культурного наследия Андрей ВИНГРАНОВСКИЙ.Участники в Санкт-Петербурге: - председатель Комитета Санкт-Петербурга Международного совета
по вопросам памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) Сергей ГОРБАТЕНКО; - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей КОВАЛЕВ; - заместитель председателя ВООПИК Санкт-Петербурга Александр КОНОВАЛОВ.
============================================================


Видеомост: "Секты на постсоветском пространстве: степень угрозы и духовная безопасность". Москва - Ереван - Тбилиси - Киев
10 ноября

07.11.2010 22:13 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=37610
------------------------------------------------------------
12:00, зал 2

Видеомост Москва - Ереван - Тбилиси - Киев на тему: "Секты на постсоветском пространстве: степень угрозы и духовная безопасность". 73 года в Советском Союзе царила идеология атеизма, и подавляющее большинство граждан имела смутные представления о религии. Демократические преобразования начала 90-х сняли все прежние препоны и ограничения, в том числе и в области религии. Пользуясь этой свободой, образовавшийся духовный вакуум в странах постсоветского пространства пытались занять зарубежные "учителя", проповедники
и миссионеры со всего мира, появлялись свои собственные секты. Насколько сектантство распространено сейчас в России, Армении, Грузии и Украине? Представляют ли секты реальную угрозу? Какова сегодня питательная среда для различных проповедников и гуру? Существуют ли какие-то психологические или социальные предрасположенности у людей к сектантскому сознанию? Как бороться с сектантством? Эти и другие вопросы станут предметом дискуссии в рамках видеомоста. Участники в Мос
кве: - президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, профессор Александр ДВОРКИН; - представитель Русской Православной Церкви. Участники в Ереване: - глава Центра реабилитации и помощи жертвам деструктивных культов Александр АМАРЯН; - представитель Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Участники в Тбилиси: - представители общественности и неправительственных организаций. Участники в Киеве: - преподаватель духовной семинарии, доктор философских наук, религиевед Тарас
БОРОЗЕНЕЦ;- всеукраинская общественная организация "Культы и общество" Валерий ЧАБАНЕНКО; - психолог-криминалист, начальник лаборатории психологического сопровождения Университета внутренних дел Юрий ИРХИН.
============================================================


Панихида по жертвам революции 1917 года прошла у закрытого храма в центре Москвы

07.11.2010 14:01 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=37607
------------------------------------------------------------
Москва, 7 ноября, Благовест-инфо. Панихида по жертвам революционного лихолетья, начавшегося 7 ноября 1917 года, прошла сегодня в центре Москвы. Заупокойную службу у храма св. Иоанна Богослова на Новой площади, до сих пор не возвращенного верующим, возглавил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Ему сослужили: ректор Российского Православного института св. Иоанна Богослова (РПИ) игумен Петр (Еремеев), помощник руководителя Административного секретариата
Московской патриархии иеромонах Марк (Святогоров), преподаватели РПИ в священном сане.

В слове перед началом панихиды о. Всеволод Чаплин отметил, что заупокойная молитва будет совершаться по всем, погибшим в годы лихолетья - о тех, кто нападал, и о тех, кто защищался, о красных и о белых. Многие их тех, кто нес смерть и страдания в начале ХХ века, сами не ведали, что творили, уверен председатель ОВЦО.

Революция 1917 года стала примером насилия над волей народа, продолжил о. Всеволод. Люди, пришедшие к власти в октябре 17-го, не пользовались поддержкой большинства населения России и жесточайшими методами навязывали свой режим.

Одним из последствий большевистской революции, отметил председатель ОВЦО, остается ситуация, когда некоторые храмы так и не возвращены общинам верующих. Один из таких храмов - церковь св. Иоанна Богослова, у стен которой совершалась панихида. Ее фронтон до сих пор "украшает" "герб несуществующего государства" -- СССР, на куполе нет креста, из него растет дерево. Община храма - преподаватели и студенты РПИ - вынуждена молиться в его дворе. А сам храм до сих пор занимает музей Москвы.

О. Всеволод напомнил, что ситуация с церковью Иоанна Богослова - не уникальная. В Москве и в других местах по всей России до сих пор не переданы религиозным общинам православные храмы, мечети, синагоги, католические церкви.

По окончании панихиды молящиеся пропели величание св. апостолу Иоанну Богослову.
============================================================


"Специфическая" духовная практика о. Петра (Кучера) никак не связана с отношением к детям в Боголюбском монастыре, считает о. Александр Абрамов

07.11.2010 00:45 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=37606
------------------------------------------------------------
Москва, 6 ноября, Благовест-инфо. "Как бы люди ни относились к деятельности о. Петра (Кучера), нельзя человека голословно обвинять. Раз у него такая специфическая духовная практика, то нельзя говорить, что это распространялось и на жесткое обращение с детьми", -- такое мнение о ситуации в Боголюбском монастыре высказал зампредседателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации (ОРОиК), протоиерей Александр Абрамов.

Выступая на пресс-конференции, которая состоялась 5 ноября в рамках IX выставки-форума "Православная Русь", священник подчеркнул, что духовную ситуацию в женской обители, духовником которой является игумен Петр (Кучер), не стоит проецировать на способ обращения с детьми в монастырском приюте: "Это совершенно ничего не значит: то, какая в монастыре духовная ситуация - это совершенно не значит, что к детям в монастыре плохо относились". Комиссия по церковным приютам является одним из подразделений ОРОиК, поэтому
о. Александр ответил на ряд вопросов, связанных с конфликтом вокруг бывших воспитанников приюта Боголюбовского монастыря.

Священник уверен, что конфликтная ситуация непомерно "раздута в СМИ теми, кто хочет Церкви неприятностей". "Если бы такое случилось в любой государственной школе - разве было бы такая жесткая реакция, такое пристальное внимание, желание заглянуть в замочную скважину? В значительной мере внимание к Боголюбову продиктовано желанием сказать: "Вот посмотрите: мы думали, церковники - серьезные люди, а у них все так же плохо, как у нас". В действительности - не как у вас и не так все плохо",-- сказал о. Александр.

Он просил журналистов быть точными: проблемы приюта в Боголюбском монастыре не существует, т.к. приют был закрыт год назад. Есть проблема показаний бывших воспитанниц этого приюта, которые, спустя год, дают прямо противоположные предыдущим показания. "Ясно, что некоторые их слова не выдерживают никакой критики: например, слова о том, что им пришлось съесть стакан соли... или о том, что их заставляли делать по тысяче поклонов... Это передержка", - сказал протоиерей.

По мнению выступавшего, скандал в СМИ возник из-за неправильных действий директора суздальского епархиального пансиона, в котором находились девочки, о. Виталия Рысева: "Священник и директор пансиона обратился к Патриарху Кириллу с жалобой... и, не дождавшись решения священноначалия, обратился в газеты и на телевидение. Я лично думаю, что такой ход неправильный... Должно быть ясное каноническое понимание: судиться у внешних нельзя, необходимо дождаться церковного решения".

Священноначалие же не будет принимать решение относительно Боголюбовского монастыря под давлением общественного мнения и СМИ, уверен зампредседателя ОРОиК. "Мы не дадим себя никаким образом запугать, не дадим никакой возможности сказать, что решение священноначалия продиктовано газетными сплетнями", -- сказал он. Пока возбуждено уголовное дело, идет расследование, обвинения не доказаны, поэтому говорить о вине насельниц монастыря невозможно, подчеркнул о. Александр.

Говоря о других церковных приютах, а их около 50 только на территории России, сотрудник ОРОиК отметил, что все эти учреждения очень разные и что в этой сфере "есть очень много положительного". Однако Русская Православная Церковь "очень большая", и сотрудники недавно созданной Комиссии по церковным приютам при ОРОиК еще не успели ознакомиться с каждым таким заведением. В перспективе необходимо формировать общие правила для всех церковных учреждений, воспитывающих детей, уверен о. Александр.

Юлия Зайцева
============================================================


Протоиерей Александр Абрамов: Народного волнения по поводу экспериментального введения ОПК не наблюдалось

07.11.2010 00:19 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=37605
------------------------------------------------------------
Москва, 6 ноября, Благовест-инфо. Вряд ли итоги эксперимента по введению в школах 19 регионов РФ нового курса основ религиозной культуры и светской этики будут подводиться официально и публично в ближайшее время. Об этом заявил заместитель председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации (ОРОиК) протоиерей Александр Абрамов. Выступая 5 ноября на пресс-конференции в рамках IX выставки-форума "Православная Русь", он сказал: "Как такового подведения итогов не будет. Главный итог состоит
в том, что эксперимент удался, он сворачиваться не будет, дети и родители нововведение приняли, противников нового предмета нет. Эксперимент продолжается".

Несмотря на неоднозначные оценки эксперимента, которые прозвучали в ряде общественных дискуссий, о. Александр оценил его результаты исключительно положительно. По его словам, самый важный итог новшества состоит в том, что "не оправдались мнения противников "Основ православной культуры" (ОПК), которые утверждали, что новый курс посеет рознь в обществе". "Никакой розни не получилось, никакого народного волнения по поводу того, что детям якобы насильно вводят ОПК, не вышло", -- сказал священник. В ходе эксперимента
"общество продемонстрировало, что оно внутренне очень православное, что оно очень расположено к преподаванию ОПК детям", продолжил он.

По данным зампреда ОРОиК, в большинстве экспериментальных регионов родители четвероклассников выбирали из шести модулей именно ОПК. "Это победа Церкви. Общество готово к восприятию православной культуры", -- отметил выступавший. Не приводя официальной статистики, которая, по его словам, еще только обрабатывается Министерством образования и науки, священник утверждал, что в большинстве регионов главным конкурентом ОПК стал предмет "Основы светской этики", и то только потому, что родители в большинстве случаев
путали этику с этикетом. Были и неожиданности: например, в Калмыкии, где ожидалось, что подавляющее большинство семей выберет курс "Основы буддизма", 35% высказались за ОПК.

Еще одним несомненно положительным итогом эксперимента о. Александр считает то, что курс ОПК "не удалось превратить в обычную скучную обязаловку" -- по данным Минобрнауки, около 60-70% детей сказали, что новый предмет был для них интересен. И это несмотря на то, что "некоторые специально преподавали ОПК так, чтобы не хотелось в храм".

Соответственно, речь далее зашла о кадрах преподавателей ОПК. По мнению выступавшего, это светские педагоги, но они, в идеале, должны сами быть православными. "Мы не сможем обеспечить, чтобы 100% преподавателей ОПК были православными, но мы постараемся, чтобы этот предмет преподавался под особым вниманием Русской Православной Церкви", -- сказал представитель Синодального отдела. Он подчеркнул, что преподавание ОПК является миссией мирян, но "мирян церковных, хорошо подготовленных, любящих Церковь и готовых жертвовать
своим временем, понимающих преподавание Основ православной культуры как служение".

Что касается перспектив эксперимента, то в новом учебном году к нему присоединились еще два региона: Ярославская область и республика Марий Эл. Как сообщил о. Александр, в следующем году количество учебных часов (34 часа), отведенных на новый курс, не увеличится. Окончательное решение о перспективах нового курса (например, о том, будет ли он введен повсеместно) примет президент РФ в 2012 г. "У нас есть еще год, чтобы разобраться с реакцией общественности и посмотреть, как это всё работает", - сказал отец Александр.

В конце октября в большинстве школ России завершилась первая учебная четверть. Для пятиклассников 19 регионов она стала необычной: они стали участниками эксперимента по изучению курса ОПК. Это предмет впервые в таком масштабе преподавался в последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса.

Введение в школах 19 регионов РФ нового предмета - основы религиозной культуры и светской этики - не стало поводом для межконфессиональных конфликтов. Подводя предварительные итоги первого этапа президентского эксперимента по введению нового школьного предмета, председатель Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, епископ Зарайский Меркурий сказал: "Опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались".
Первым итогам нововведения был посвящен его доклад на секции XIV Всемирного русского народного собора (ВРНС).

Юлия Зайцева
============================================================

В избранное