Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 21/01/2010


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 21/01/2010
============================================================
У Грузии и России нет иной альтернативы кроме восстановления отношений, считает руководитель книжного проекта о грузинской духовности

21.01.2010 17:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32107
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 21 января. Один из лидеров оппозиционной лейбористкой партии, доктор исторических наук Нестан Киртадзе убеждена, что у Грузии и России нет другой альтернативы, кроме восстановления отношений. Об этом она заявила в интервью газете агентству "GHN", комментируя благодарственное письмо, полученное от администрации президента РФ Дмитрия Медведева.

В послании высказывается уверенность в том, что выход в свет книг "Свет Христов. Грузия" и "Солнечная ночь. Патриарх", изданных под руководством профессора Киртадзе, "станет значительным событием в религиозной и культурной жизни наших стран и послужит их сближению на основе общей православной веры... приведёт к желаемому всеми результату - восстановлению добрососедства между нашими народами".

По словам Нестан Киртадзе, в Москве готовится к изданию заключительный том трилогии "Свет Христов. Грузия".

"Этот грузино-российский проект стал предметом большого интереса. Практически книга взяла на себя функцию урегулирования отношений между Грузией и Россией,- подчеркнула она.- Книга "Свет Христов. Грузия" призвана стать живым посланием всему миру от маленькой, но в то же время имеющей величайшую историю и цивилизацию страны. В послании администрации Медведева чётко обозначено признание богатой цивилизации Грузии, её культуры и будущего. В письме также ясно подчёркнуто, что в деле нормализации российско-грузинских
отношений невозможно переоценить роль Православной Церкви".

Первая книга трилогии, созданной по благословению Католикоса-Патриарха Илии II, была издана в Москве при поддержке "Универсум Паблишинг", вторая - осенью 2006 г., а её презентация состоялась в Храме Христа Спасителя.

Книга содержит большое количество исполненных на высоком полиграфическом уровне иллюстраций уникальных памятников, фресок, икон, ювелирных изделий и старинных рукописей. Намечено издание книги на нескольких иностранных языках, а также подготовка её электронного варианта и размещение в Интернете.

Автор и главный редактор проекта Нестан Киртадзе отметила, что письмо из администрации президента РФ содержит благодарность авторам за создание эпохальной книги, которая, при содействии ЮНЕСКО, в прошлом году была представлена на второй международной каллиграфической выставке в Москве.

Нестан Киртадзе считает, что восстановление отношений после августовского конфликта 2008 года является крайне трудным шагом, но он имеет огромное значение для обоих государств.

"Несмотря на вооружённую конфронтацию и тяжелейшие последствия, у Грузии и России нет другой альтернативы кроме восстановления отношений. Это очень трудный, но очень важный шаг. Груз восстановления отношений возложили на себя Патриархи Грузии и России. Я рада, что трилогия "Свет Христов. Грузия" получила межгосударственную функцию и стала послом мира на этом пути",- сказала Нестан Киртадзе.
============================================================


Круглый стол о перспективах христианского единства состоялся в Москве

21.01.2010 17:31 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32106
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января, Благовест-инфо. В рамках ежегодной Недели молитв о единстве христиан (18-25 января) в христианском культурном центре "Встреча" состоялся круглый стол, посвященный проблемам христианского единства. Христиане разных деноминаций, представители межконфессиональных групп собрались вместе, чтобы поразмышлять над предложенной темой: "Путь к единству. Где мы сегодня находимся на этом пути?". Встреча проходила по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископа
Волоколамского Илариона (Алфеева). В дискуссии принял участие сотрудник ОВЦС Джованни Гуайта.

Организатор и ведущая встречи, руководитель молодежного христианского клуба "Осанна" Карина Черняк предложила вначале проанализировать тот путь, который прошли христиане в России на пути к заповеданному Богом единству. Будучи духовной дочерью о. Александра Меня, она вспомнила, что первые шаги в этом направлении были сделаны именно им: в 70-80 гг., невзирая на запреты, он и его духовные чада встречались с католиками и протестантами из разных стран. Многие из гостей тайно привозили в Россию запрещенное тогда Священное
Писание, другие книги духовного содержания. "Тогда мы учились друг у друга, помогали друг другу, молились за тех, кого сажали", -- вспоминала Карина Черняк. От имени всех собравшихся она выразила благодарность "западным братьям": католические и протестантские организации разных стран оказывали огромную помощь в возрождении Русской Православной Церкви, внося свой вклад в издательские, образовательные, миссионерские проекты, в восстановление храмов и монастырей, и э
та помощь не забыта православными.

Вместе с тем было отмечено, что тот "общий пресс", под которым находились все христиане в СССР, сплачивал их. Наступившая религиозная свобода привела к тому, что христиане разных конфессий стали отдаляться друг от друга. "Свобода оказалась испытанием, но это естественно: в условиях свободы все стали "строить собственные дома". Важно, чтобы это не переросло в неприятие", -- считает Ирина Языкова, которая еще в начале 1970-х гг. была членом христианской экуменической общины Сандра Риги. По словам выступавшей,
экуменически настроенные христиане никогда не стремились "разрушить конфессиональные границы, сделать что-то "среднее арифметическое", но они всегда находят возможность общего служения. Одним из первых таких опытов была миссия "Волга" -- совместная миссионерская поездка христиан разных конфессий по поволжским городам в 1992 г. Одна из участников миссии, прихожанка храма свв. Космы и Дамиана, художник и преподаватель Лилия Ратнер вспоминала, что в акции, организованной финс
кими протестантами, не было "никакого протестантского прозелитизма": "Мы просто учились говорить с людьми о Христе".

О том, в каких областях сейчас возможно плодотворное межконфессиональное сотрудничество, говорили участники встречи. Так, председатель Отдела внешних связей Российского союза Евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко ожидает продолжения работы возобновленного Христианского межконфессионального консультативного комитета России, первое заседание которого, после большого перерыва, состоится 4 февраля и будет посвящено проблемам семьи. В связи с этим руководитель детских программ Союза ЕХБ Ирина Митрофанова
рассказала о том, что недавно впервые, по благословению архиепископа Илариона, в одном из московских православных приходов прошел совместный рождественский праздник для детей из православных и баптистских семей. "Сейчас для совместной работы с детьми и молодежью есть масса возможностей", -- отметила она.

Ирина Мартьянова, имеющая большой опыт организации детских и молодежных международных межконфессиональных лагерей, считает эту область взаимодействия наиболее эффективной: "В таких лагерях мы не работаем только на нашу конфессию, мы вместе говорим о Христе, и это помогает молодым людям найти общий язык".

Со своей стороны, тему семейного служения продолжил Александр Клименюк -- представитель братства супружеских пар "Кана". Оно возникло в рамках французской общины "Chemin Neuf" ("Новый путь"), основано изначально на католической духовности, но в России представлено, в основном, православными семьями, которые помогают друг другу в разных областях христианского служения.

Для профессора, филолога Ирины Багратион-Мухранели наиболее близка тема сотрудничества христиан в области культуры и просвещения. Лучшим примером такого взаимодействия она считает служение экуменической общины в Бозе (Италия), члены которой любят православие, изучают его и ставят перед собой задачу представить православие западному миру. Этому служат ежегодные международные конференции в Бозе, на которых всегда желанными гостями оказываются православные из России. Об этом, а также об экуменической общине Тэзе
(Франция), о Крестовоздвиженском монастыре (Шеветонь, Бельгия), о международном христианском движении "Фоколяре" стоит рассказывать студентам и школьникам в светских учебных заведениях, и для многих из них этот опыт откроет совершенно неведомую ранее область межхристианского взаимодействия, полагает И. Багрантион-Мухранели.

В духовных учебных заведениях разных конфессий также необходимо "раздвинуть рамки", дать учащимся представление о традициях инославных христиан, считает преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея и Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова. Говоря о межконфессиональном общении, она отметила: "Понятны опасения некоторых, что инославные будут "перетягивать" к себе, но есть такие области, где мы можем без опаски интересоваться и восхищаться дарами друг друга". Реальный пример того, как
избежать "перетягивания"-прозелитизма, привел пастор Виталий Власенко: он упомянул договоренность о "прозрачном диалоге", которая была достигнута недавно между баптистами и архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном о сферах сотрудничества.

Самым насущным и доступным направлением сотрудничества христиан является социальное служение, уверен диакон Сергей Старокадомский, клирик одного их подмосковных храмов. По его словам, большой опыт католиков и протестантов в этой сфере может быть очень полезен православным в России, поскольку надо признать, что "в нашей православной духовности файл милосердного служения пока не разархивирован". Тему продолжила представитель московской группы друзей Общины св. Эгидия Светлана Файн, которая рассказала об итальянском
опыте служения бедным и бездомным, который теперь осваивается в России.

Весьма перспективными участники круглого стола считают также сотрудничество христиан в области культуры, СМИ. Что касается культуры, то пример не заставил себя ждать: в ходе круглого стола было объявлено, что в рамках Недели молитв о христианском единстве в Москве, в Центральном Доме работников искусств, 24 января в 16-00 состоится концерт - приношение ради христианского единства "Едиными устами, единым сердцем" (в программе -- классическая и джазовая музыка, поэзия, христианская бардовская песня).

Для всех участников встречи было очевидно, что диалог и сотрудничество христиан разных конфессий может успешно продолжаться. "В течение двух предстоящих лет мы будем отмечать Пасху в один и тот же день - очевидно, что это не случайно", -- сказала, подводя итоги встречи, Карина Черняк.

Справка. Начиная с 1908 года, ежегодная Неделя молитв о единстве христиан проходит с 18 по 25 января в северном полушарии, и в период праздника Пятидесятницы - в южном полушарии. С 1966 года материалы для размышлений и богослужений готовятся совместными усилиями комиссии "Вера и церковное устройство" Всемирного совета Церквей и Папского совета по содействию христианскому единству. В этом году девизом Недели молитв стали евангельские слова: "Вы же свидетели сему" (Лк 24, 48).

Юлия Зайцева
============================================================


Аудитория сербского сайта отдает митрополиту Амфилохию больше всего шансов на избрание Патриархом

21.01.2010 17:18 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32105
------------------------------------------------------------
Белград, 21 января, Благовест-инфо. Читатели сербского информационного портала "Vesti.Online" считают митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) самой подходящей кандидатурой на патриарший престол. Об этом свидетельствуют промежуточные результаты опроса, проводимого сайтом в преддверии открытия Собора Сербской Православной Церкви, на котором должен быть избран новый Патриарх.

В список, предложенный читателям, было внесено лишь 14 имен из 35 кандидатов, которые могут претендовать на избрание Патриархом. Принципы такого отбора, к сожалению, не объяснены.

Помимо митрополита Амфилохия, набравшего около 19% голосов, высокими считаются шансы епископа Зворникско-Тузланского Василия (Качавенды), епископа Рашско-Призренского Артемия (Радосавлевича) и епископа Средне-Европейского Константина (Джокича), набравших по 15% голосов. Далее в порядке убывания идут кандидатуры епископа Тимокского Иустина (Стефановича) - 8%, епископа Бачского Иринея (Буловича) - 7%, епископа Нишского Иринея (Гавриловича) - 7%, епископа Шабацкого Лаврентия (Трифуновича) - 4%, епископа Баня-Лукского
Ефрема (Милутиновича) - 3%, епископа Канадского Георгия (Джокича) - 3%, епископа Банатского Никанора (Богуновича) - 1%; митрополита Американского Христофора (Ковачевича) - 1%, епископа Восточно-Американского - 1% и митрополита Дабро-Босанского Николай (Мрджи) - 0%.

Однако эти опросы могут свидетельствовать лишь о степени вероятности избрания трех из 35 сербских епископов, которые могут быть выдвинуты как кандидаты на Сербский Патриарший престол, ведь согласно Уставу Сербской Православной Церкви новый Патриарх будет определен из числа трех кандидатов апостольским жребием.
============================================================


Милицейский монастырь

На территорию военного училища претендуют Саратовская епархия и ГУВД


21.01.2010 16:28 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=32104
------------------------------------------------------------

============================================================


Рига: муниципалитет и Церковь будут бороться с зависимостями

21.01.2010 16:24 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32103
------------------------------------------------------------
Рига, 21 января, Благовест-инфо. В департаменте благосостояния Рижской думы (РД) состоится круглый стол "Возможности сотрудничества между самоуправлением и христианскими организациями по вопросам профилактических мероприятий против зависимостей".

Дискуссия организована, чтобы обработать уже имеющуюся информацию, поделиться опытом, а аткже найти возможности сотрудничества для проведения профилактических мероприятий по борьбе с зависимостями.

В дискуссии примут участие председатель рабочей группы Коллегии христианских общин города Риги депутат РД Янис Шмитс, специалисты департамента благосостояния РД и Рижской социальной службы. Также на встречу приглашены представители Римско-католической Церкви Латвии, Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, Латвийской Православной Церкви, Латвийского союза баптистских общин, Древлеправославной поморской Церкви Латвии и других.

Коллегия христианских общин города Риги представляет интересы приходов и других негосударственных организаций в Рижской думе. В составе коллегии - представители одиннадцати религиозных общин, Латвийское христианское радио, депутаты рижской думы, представители департамента благосостояния и департамента образования, молодёжи и культуры.
============================================================


Бог сберег Лазурный берег

для России и Русской Православной Церкви


21.01.2010 16:15 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=32102
------------------------------------------------------------

============================================================


"Жизнь ребенка держится на ниточке"
Беседа с акушером-гинекологом Н.П. Ячменевым


21.01.2010 15:10 | "Православие.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=32101
------------------------------------------------------------

============================================================


Протоиерей Димитрий Смирнов выступил с критикой сериала "Школа"

21.01.2010 14:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32100
------------------------------------------------------------
Москва, 20 января. Телесериал "Школа" негативно воздействует на российское общество, считает глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов."То, что показывают в "Школе", глубоко отвратительно и вредно для душ молодых людей", - заявил отец Димитрий корреспонденту "Интерфакс-Религия".По его словам, воздействие сериала на молодежь будет очень большим, даже на тех, кто его не увидит, так как в подростковой среде негатив распространяются
очень быстро. "Если один ребенок посмотрел гадость, она через детский фольклор моментально распространяется во всем классе", - сказал священник.Он убежден, что "авторов подобных сериалов и целого ряда других программ отечественного телевидения интересуют только деньги, а не душа народа", и они "наживаются на самом низменном, что есть в людях, как и в ситуации с игорными домами".
============================================================


Епископ Уильямсон: Переговоры Ватикана с лефевристами - "диалог двух глухих"

21.01.2010 14:56 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32099
------------------------------------------------------------
Париж, 21 января, Благовест-инфо. Переговоры между Ватиканом и традиционалистами из Общества св. Пия X - "диалог двух глухих", считает епископ-лефеврист Ричард Уильямсон.

В 15-минутном интервью, опубликованном на французском видео-сайте Dailymotion, прелат-лефеврист заявил, что его единомышленники и Святой Престол придерживаются "абсолютно непримиримых" позиций, сообщает Reuters.

"Это - диалог глухих. Две позиции абсолютно непримиримы. 2+2=4 и 2+2=5 непримиримы. Либо те, кто говорит, что 2+2=4, откажутся от истины и согласятся, что 2+2=5, другими словами, Общество св. Пия X откажется от истины, что нам запрещает делать Бог, либо те, кто говорит, что 2+2=5, покаются и обратятся к истине. Либо две стороны придут к компромиссу и согласятся, что 2+2=4,5. Но это неправильно. Либо Общество св. Пия X станет предателем, либо Рим раскается, либо - это диалог двух глухих". Такими откровениями
епископ Уильямсон поделился с французским политиком ультра-правого толка Пьером Пане.

Общество св. Пия X было основано покойным французским архиепископом Марселем Лефевром, недовольным реформами II Ватиканского собора. В 1988 году Лефевр без разрешения Папы рукоположил четырех епископов, за что был отлучен от Церкви вместе с ними. В начале 2009 года Папа Бенедикт XVI снял с четырех прелатов отлучение от Церкви. Таким образом, был положен конец расколу между Святым престолом и этой группой традиционалистов, однако канонический статус Общества св. Пия в Католической Церкви остается неопределенным,
и между двумя сторонами ведутся переговоры.

Епископ Уильямсон - один из четырех прелатов, рукоположенных архиепископом Лефевром. Вскоре после снятия отлучения с лидеров лефевристов выяснилось, что Уильямсон дал интервью, в котором практически отрицал факт Холокоста. Эта новость вызвала бурю негодования и критики в адрес Ватикана.

Епископ Бернар Фелле, лидер Общества св. Пия, потребовал от Уильямсона извинений. Его сняли поста директора семинарии в Аргентине и отправили на родину - в Англию.

Отвечая на вопрос Пане о своем отношении к Израилю, епископ Уильямсон сказал: "Многие люди считают это государство легитимным, но это не обязательно означает, что так оно и есть".
============================================================


Арабы-христиане возрождают город, где Иисус сотворил чудо

21.01.2010 14:00 | Благовест-инфо | Associated Press
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=32098
------------------------------------------------------------

============================================================


Юбилейная XX ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского университета начала свою работу

21.01.2010 13:15 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32097
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января, Благовест-инфо. XX ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) открылась 20 января в Москве. Юбилейная конференция посвящена в этом году памяти небесного покровителя университета-святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России. Как напомнил, открывая форум, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, в 2009 г. отмечалось 20- летие со дня его канонизации, а на 2010 г. приходится 145-летие со дня рождения и 85-летие
со дня кончины. В открытии конференции принял участие епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (Донсков), представитель Русской Православной Церкви Заграницей.

О.Владимир предварил основную часть первого пленарного заседания живыми воспоминаниями о людях, которые имели самое непосредственное отношение к традиции ежегодных богословских конференций. Так, он напомнил, что конференция выросла из чтений памяти прот.Всеволода Шпиллера, из "маленького междусобойчика" его духовных последователей. На такие чтения в 1992 г. неожиданно, без специального приглашения приехал виднейший православный богослов русского зарубежья протоиерей Иоанн Мейендорф. Узнав об этом, малоизвестный
вечер решил посетить и Патриарх Алексий II, преподав его организаторам свое благословение, благодаря чему и зародилась традиция ежегодного проведения богословской конференции в ПСТГУ. "Получилось, что о.Иоанн, этот родной нам по духу человек, стал крестным отцом нашего университета", -- сказал о.Владимир. Он добавил, что богословская конференция ПСТГУ стала "прообразом" Рождественских чтений - крупнейшего общецерковного форума в России.

Перед началом работы форума все присутствующие вознесли молитвы о упокоении почивших сотрудников и друзей ПСТГУ - профессора Ирины Ватагиной, протоиерея Александра Куликова, матушки Екатерины Кречетовой, профессора Николая Емельянова - составителя известной во всем мире базы данных "За Христа пострадавшие".

Далее о.Владимир выступил с докладом о жизненном пути и служении святителя Тихона. "В критические моменты истории... Бог посылает в этот мир Своих святых, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви. В нашей истории мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей человека, который был бы призван на церковное служение в столь трудный и трагический период, как Святейший Патриарх Тихон", -- сказал докладчик. Биография Патриарха Тихона хорошо известна, но студенты и преподаватели
слушали о.Владимира с особым вниманием: он привел важные детали, которые еще не опубликованы и малоизвестны, уделил особое внимание последним дням и обстоятельствам кончины святителя, а также дал объяснение "покаянным письмам" Патриарха. Так, по словам ректора, эти письма "не были проявлением внутреннего компромисса", святитель просто "изменил свой тон, перестал обличать (установившуюся советскую власть - прим. ред.), стал терпеть, молчать, страдать, сохраняя мирны
й дух". "Он указал единственно возможный путь борьбы со злом - путь святости. Этим духом и победили новомученики ХХ в., сохраняя благодать Святого Духа", -- сказал докладчик.

Епископ Михаил, поднимаясь на кафедру для доклада, признался, что в сообщении о.Владимира он услышал много нового для себя, хотя жизнь и служение Патриарха Тихона были хорошо известны в русском зарубежье. Сообщение епископа Женевского было посвящено почитанию святителя Тихона в среде русских эмигрантов "первой волны". Докладчик отметил, что до самой своей кончины Патриарх сохранял полное единство Русской Православной Церкви, включая ее многочисленных чад, оказавшихся за пределами России. Он привел ряд фрагментов
из еще не опубликованной переписки Патриарха Тихона со своими пасомыми на Западе, которая осуществлялась тайно, через митрополита Петроградского Вениамина и посольство Швеции. "Его сияние для православных во всем мире было огромно, несмотря на то, что руки его были связаны", -- так охарактеризовал епископ Михаил духовное влияние плененного большевиками святителя. В докладе прозвучали важные личные свидетельства человека, родители которого вынуждены были покинуть ро
дину после Октябрьского переворота: "Я с детства слышал о том, что без Патриарха Тихона невозможно было бы сохранить православную веру в России, что его слово направляло церковную жизнь за рубежом".

Конференция будет проходить на разных площадках с 20 по 23 января. В программе -- около 20 секций и круглых столов. В рамках конференции 22 января в конференц-зале ПСТГУ состоится традиционный вечер памяти протоиерея Всеволода Шпиллера, которого считают духовным отцом университета - он более тридцати лет был настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, на базе которого был организован Свято-Тихоновский институт.

Юлия Зайцева
============================================================


Москва - новая хозяйка русской церкви!

21.01.2010 13:04 | "InoPressa"/"Nice-Matin"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=32095
------------------------------------------------------------

============================================================


Cезон великопостных концертов. Санкт-Петербург
10 февраля - 8 апреля

21.01.2010 12:51
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=32096
------------------------------------------------------------
Возрождение традиций Великопостных сезонов в зале Дворянского собрания

С 10 февраля по 8 апреля 2010 года в стенах бывшего Дворянского Собрания, а ныне Большого зала Санкт-Петербургской Филармонии им. Д.Д. Шостаковича, пройдет сезон великопостных концертов.

Великопостные концерты - уникальное явление русской музыкальной культуры, не имеющее аналогов в мире. Начало великопостным сезонам в Петербурге было положено Алексеем Федоровичем Львовым, директором Капеллы и учредителем концертного общества. Их основная цель заключалась в представлении великосветской публике образцов "высокого искусства" из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки в Зале Дворянского Собрания.

Особый расцвет великопостные концерты получили в 90-е гг. XIX - 1-е десятилетие XX века. В концертах принимали участие лучшие церковные хоры - Придворная певческая Капелла, Синодальный хор, архиерейские хоры. Специально для участия в концертах хоровые коллективы объединялись в большой сводный хор (от 100 до 300 человек). Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись именно в рамках Великопостных концертов. Духовные концерты исполнялись в лучших залах - Капелле и зале Дворянского
собрания в Петербурге.

Возрождение исторических традиций Великопостных сезонов в Зале Дворянского собрания (Большой зал Санкт-Петербургской Филармонии им. Д.Д. Шостаковича) интересно для самого широкого круга публики. К участию в проекте привлечены лучшие хоровые коллективы из России и из-за рубежа: Большой хор донских казаков (Австрия (10.02), Камерный хор Эстонской филармонии (18.02), Хор Михайловского театра,(22.02), Мужской хор "Древнерусский распев" (27.02) , Мужской хор "Оптина пустынь" (28.02),

Певческая Капелла Санкт-Петербурга, (02.03), Сербский византийский хор "Моисей Петрович (14.03), Государственный Академический русский хор им. А.В. Свешникова (18.03)Москва, Хор Мариинского театра (24.03),Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря (05.04) Москва, Государственная хоровая Капелла Абхазии (06.04), Хор певчих дьяков Свято-Троицко Сергиевой Лавры (08.04).,Москва.

Особо интересен первый концерт цикла: 10 февраля впервые в Санкт-Петербург приезжает Большой хор донских казаков (Австрия), поющий в благородных традициях дореволюционной России. Сегодня в нашей стране о Донском казачьем хоре Сергея Алексеевича Жарова знают лишь единицы. Созданный в тяжелейших условиях военного лагеря Белой Гвардии в Турции в 1921 году, ставший легендарным, хор за почти шестидесятилетнюю историю своего существования объехал весь мир, выступал на самых знаменитых концертных площадках, пел перед
королями, императорами и президентами, и неизменно пользовался огромным и заслуженным успехом. Сам Сергей Жаров продирижировал более чем 10 000 концертами. Его несбывшейся мечтой был концерт в России, и, наконец, она сбылась, правда, увы, уже после его смерти. После ухода в 1976 году Сергея Жарова от дел, коллектив так и не смог найти себе похожего на него харизматичного руководителя. Впоследствии хор распался на несколько ансамблей, которые со временем превратились в к
рупные певческие коллективы. Одним из них и стал Большой Хор Донских Казаков, который 10 февраля откроет Великопостный сезон в Санкт-Петербурге. Выступление хора состоится накануне прощеного воскресения - после долгой разлуки произойдет символическое воссоединение певцов со своей исторической Родиной.

10 февраля, среда Большой зал Филармонии. 20.00.

Канун Прощёного воскресенья.

Русские церковные песнопения и традиционные народные песни

Концерт памяти основателя хора Сергея Жарова

Большой хор донских казаков (Австрия). Художественный руководитель - Петр Худяков.

18 февраля, четверг Большой зал Филармонии. 20.00.

Первая седмица Великого поста (Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского).

Арво Пярт. Канон Покаянен.

Камерный хор Эстонской филармонии. Художественный руководитель и дирижер - Даниэль Ройс

20 февраля, суббота Исаакиевский Собор 19.00.

Торжество Православия.

Общедоступный концерт

Сергей Рахманинов. Всенощное Бдение.

Хор Мариинского театра, Камерный хор Смольного собора, Хор Санкт-Петербургской Консерватории, Молодежный камерный хор Филармонического общества Санкт-Петербурга

27 февраля, суббота Большой зал Филармонии. 20.00.

Вторая седмица Великого поста.

Великопостные гимны, псалмы и печальные песни.

Мужской хор Московского Патриархата "Древнерусский распев".

Художественный руководитель - Анатолий Гринденко.

Юбилейный концерт хора (30 лет).



28 февраля, воскресенье Малый зал Филармонии. 20.00.

Неделя 2-я Великого поста, память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского)

Старинные православные песнопения

Мужской хор "Оптина пустынь". Художественный руководитель и дирижер - Александр Семенов

2 марта, вторник Большой зал Филармонии. 20.00.

Третья седмица Великого поста, Крестопоклонная

"Страсти Христовы".

Музыкально-поэтическая композиция по рукописи 1604 года инока Кирилло-Белозерского монастыря Христофора с Евангельскими чтениями

Певческая Капелла Санкт-Петербурга. Художественный руководитель и главный дирижер - Владислав Чернушенко

14 марта, воскресенье Большой зал Филармонии. 20.00.

Неделя 4-я Великого поста, память преподобного Иоанна Лествичника.

Сербские и византийские богослужебные песнопения

Сербский византийский хор "Моисей Петрович". Художественный руководитель и дирижер - Никола Попмихайлов

18 марта, четверг Большой зал Филармонии. 20.00.

Пятая седмица Великого поста, память преподобной Марии Египетской

Бортнянский, Римский-Корсаков, Кюи, Танеев, Рахманинов, Волков, Александров.

Государственный Академический русский хор им. А.В. Свешникова. Художественный руководитель и главный дирижер - Борис Тевлин

24 марта, среда Большой зал Филармонии. 20.00.

Шестая седмица Великого поста (седмица ваий).

Сергей Танеев. Кантата "Иоанн Дамаскин".

Александр Глазунов "Царь Иудейский". Музыка к драме великого князя Константина Романова

Хор Мариинского театра. Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской Филармонии им. Д.Д.Шостаковича. Дирижер - Андрей Петренко

Концерты Светлой седмицы

5 апреля, понедельник Большой зал Филармонии. 20.00.

Понедельник Светлой седмицы

"Пасха Христова".

Византийские и древнерусские пасхальные песнопения, канты и духовные стихи. Песнопения Пасхи из репертуара хора донских казаков под управлением Сергея Жарова.

Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря и Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси. Художественный руководитель и дирижер - Георгий Сафонов

6 апреля, вторник Большой зал Филармонии. 20.00.

Вторник Светлой седмицы

Пасхальные песнопения и традиционные песни Абхазии

Государственная хоровая Капелла Абхазии. Художественный руководитель и главный дирижер - Нора Аджинджал

8 апреля, четверг Большой зал Филармонии. 20.00.

Четверг Светлой седмицы

Возрождение Лаврской традиции пения.

Концертный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Художественный руководитель и регент - диакон Василий Попадинец.
============================================================


Датское правительство будет принимать меры по ограничению ношения хиджабов

21.01.2010 12:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32094
------------------------------------------------------------
Копенгаген, 21 января. Датский премьер-министр Ларс Лекке Расмуссен высказался против того, чтобы в Дании носили мусульманские женские накидки и платки, целиком закрывающие лицо.

"Дания - это открытое демократическое общество, в котором мы смотрим в глаза человеку, с которым говорим, будь то в классе или на работе", - заявил премьер.

По его словам, "позиция правительства ясна: парандже и никабу нет места в датском обществе, поскольку они символизируют такой взгляд на женщину и на человечество в целом, против которых мы решительно возражаем и против которых мы будем бороться".

Л.Расмуссен отметил, что его правоцентристское правительство будет принимать меры для "ограничения ношения этой одежды", не нарушая при этом датской Конституции, передает "Интерфакс-религия".
============================================================


Сербская Православная Церковь в ожидании жребия
22 января открывается Архиерейский собор, на котором будет выбран новый Патриарх Сербский

21.01.2010 11:36 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=32092
------------------------------------------------------------
22 января в Белграде состоится заседание Архиерейского собора Сербской Православной Церкви, во время работы которого сербским архиереям предстоит избрать нового, 45-го Патриарха Сербского. Новый Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский - именно так звучит полный титул предстоятеля Сербской Православной Церкви - продолжит дело сохранения "светосавля", т. е. наследия основателя Сербской Церкви, святителя Саввы, архиепископа Сербского, а также станет преемником Патриарха Павла
(Стойчевича), скончавшегося 15 ноября 2009 года.

Патриарх Павел был истинным пастырем своего народа. Во время своей интронизации 2 декабря 1990 года он заявил, что единственной "программой" его служения является святое Христово Евангелие, а в первом интервью, данном в качестве главы Сербской Церкви, - что "Христос - наш Свет, наша Цель и наш Путь". И как показали прошедшие годы, эти слова не были пустым звуком.

После упокоения Патриарха первым делом вспоминались истории, зачастую анекдотичного характера, которые демонстрировали удивительную скромность и святость, явленную еще при жизни этого невысокого и хрупкого телосложения человека. Он возглавлял Церковь, окормляющую многочисленную православную паству не только в странах бывшей Югославии, но практически во всем мире, так как сербские епархии и православные миссии сейчас действуют почти на всех континентах. Его 19-летнее патриаршее служение пришлось на период, когда
на долю сербского народа выпали тяжелейшие испытания. Это и кровопролитные военные действия, вспыхнувшие после распада Югославии в Хорватии, Боснии и Герцеговине, ожесточенная борьба албанцев за отделение Косова и Метохии от Сербии, варварская бомбардировка в 1998 году в течение 78 дней Сербии и Черногории военными силами НАТО, во время которой погибло и пострадало не только мирное население, но и были разрушены многочисленные православные церкви, осквернены святыни. Э
то и кардинальная смена политического курса в бывших югославских республиках, разворот политической системы от коммунистического режима до активной европейской интеграции, почти полный развал экономики и резкое ухудшение благосостояния населения, рост миграционных потоков внутри Сербии и между странами бывшей Югославии, массовая эмиграция сербов, особенно молодежи, в страны Европы и Америки. Это и характерные для рубежа XX-XXI веков изменения приоритетов и общественных ценностей, кризис духовности, широкое
распространение идей и взглядов, чуждых или открыто противоречащих христианским заповедям. Это и внутрицерковные проблемы - от церковного раскола в Македонии до требований со стороны некоторых епископов отставки Патриарха в целях создания условий для скорейшего проведения церковных реформ...

На этом сложном психологическом фоне главными действиями Патриарха были почти ежедневные служения Божественной литургии, усердная молитва и постоянно повторяемый призыв: "Будьте людьми!". Для многих сейчас стало очевидно, что Патриарх думал более о Небе, нежели о хлебе, и потому в ситуациях, когда, по мнению простых смертных, ему следовало бы отыскивать и принимать сложные политические решения, он усердно призывал всех к выполнению долга, к миру, спокойствию и молитве.

Последние два года, когда Патриарх находился в госпитале и фактически уже был не в состоянии управлять Церковью, его паства пребывала в состоянии некой растерянности, вызванной как ожиданием естественного конца, так и надеждой на чудо... В феврале 2008 года, после одностороннего провозглашения независимости Косова от Сербии - события, которое сербы хотя и могли прогнозировать, но в которое еще долго не смогут поверить, а уж тем более признать, - последовали заявления самых разных сторон, но все ждали сообщения
о реакции Патриарха, который тогда уже находился в больнице. И именно это сообщение смогло вывести сербов из состояния первоначального шока, несмотря на то, что было очень кратким: Патриарх знает, скорбит, молится...

Проводить Патриарха Павла в последний путь по официальным данным пришло более 600 тысяч, по неофициальным - около миллиона человек, т. е. каждый шестой житель нынешней Сербии. Сообщения о таком количестве людей, которое вместила в тот день одна из главных белградских улиц, Марии Терезии, ранее показались бы абсурдными и за гранью фантастики. И не потому, что под сомнение была бы поставлена способность городского пространства всех вместить, а из-за вопроса: откуда могло появиться столь большое число людей, которые
в тот день были везде - на каждом сегменте дороги, в прилегающих переулках, скверах, у окон домов, на балконах, на крышах... А сколько людей смотрели прямую трансляцию во всех уголках мира? Патриарха Павла провожали не только православные сербы, можно с уверенностью сказать, что его провожали все сербы и вся Сербия!

Многие священнослужители и миряне сейчас не сомневаются - у Сербской Церкви появился еще один молитвенник в Царствии Небесном. Как сказал один из возможных кандидатов на Патриарший трон епископ Шабацкий Лаврентий, который по старшинству хиротонии первым узнает имя нового предстоятеля, Патриарх Павел "между нами только святительски ходил, а принадлежал "горе"... Никто не сможет заменить Патриарха Павла, но тот, кого Дух Святой поставит на это место, должен максимально ему подражать. И народ ожидает, что новый
Патриарх будет таким же как Павел, но это сложно".

Последние недели журналисты и наблюдатели выдвигали самые разнообразные версии относительно того, кто станет следующим Патриархом. Но Устав Сербской Православной Церкви ограничивает их вольность в прогнозах, позволяя лишь предугадать имена трех архиереев, которые путем тайного голосования наберут бесспорное большинство голосов и станут кандидатами на Патриарший престол. А далее апостольский жребий укажет иерарха, который по воле Господа возглавит Сербскую Церковь.

Такой порядок избрания Патриарха был введен в Сербской Православной Церкви сравнительно недавно. Достоверных свидетельств о способе избрания Патриархов в ранний период сербской церковной истории сохранилось мало, вероятно, что порядок этой процедуры часто менялся и варьировался в зависимости от ситуации. После объединения всех сербских епархий и восстановления Патриаршества в 1920 году Сербскую Церковь возглавляли Патриархи - Димитрий (Павлович; 1920-1930), Варнава (Росич; 1930-1937), Гавриил V (Дожич; 1937-1950),
Викентий (Проданов; 1950-1958) и Герман (Джорич; 1958-1990), - которые были избраны на церковных соборах большинством голосов избирателей, в число которых помимо епископов входили и многие другие священнослужители, а также представители мирян. Когда после Второй мировой войны коммунистический режим Социалистической федеративной республики Югославия стал активно вмешиваться во внутренние дела Православной Церкви, Патриарх Герман для устранения внешнего влияния на изб
рание своего преемника предложил на внеочередном соборе в 1967 г. изменить 42 и 43 статьи Устава СПЦ и ввести процедуру избрания Патриарха жребием из трех кандидатов, предложенных выборным собором. Его инициатива была поддержана, и таким образом 1 декабря 1990 года был избран Патриарх Павел.

Некоторые журналисты утверждают, что в 2000 и 2005 гг. предпринимались попытки вернуться к порядку избрания Патриарха большинством голосов, которые тогда не увенчались успехом, но эта информация не подтверждается источниками в епископских кругах. В преддверии Выборного собора многие, как журналисты, так и пожелавшие остаться неназванными представители епископата, высказывали предположения, что на соборе будет предпринята попытка ограничить процедуру избрания одним голосованием. Но в ответ на это официальные
представители Церкви выступили с заверениями, что собор пройдет строго в сроки и согласно правилам, предписанным Уставом, и какие-либо неожиданности невозможны, так как для изменения процедуры голосования и внесения изменений в Устав необходимо присутствие и согласие Патриарха. Поэтому они обещают, что до 15 февраля 2010 года, максимального срока, установленного Уставом для избрания главы Церкви, новый Патриарх будет обязательно избран.

Согласно Уставу Сербской Православной Церкви, Выборный собор возглавляет, как и оглашает имя нового предстоятеля старейший по хиротонии архиерей, упомянутый епископ Шабацкий Лаврентий (Трифунович), который был хиротонисан во епископа в 1967 г. В работе собора и в голосовании принимают участие все иерархи Сербской Церкви, за исключением пребывающих на покое, т. е. 45 нынешних сербских архиереев и четыре архиерея Православной Охридской архиепископии. Но право быть вписанными в избирательный список имеют лишь те
иерархи, которые возглавляют епархии и управляют ими не менее 5 лет - это предписание касается архиерейских помощников в епископском сане (викариев, в том числе хорошего известного в России Моравичского епископа Антония (Пантелича), представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском), и епископов с непродолжительным опытом ведения церковных дел. Таким образом, число кандидатов сводится до 35. На соборе должно присутствовать не менее 2/3 архиереев-участников; если
кто из обладателей права голоса не сможет по тем или иным причинам участвовать, то он имеет возможность передать свои полномочия одному из иерархов.

Относительно процедуры тайного голосования епископ Лаврентий заявил, что из "кандидатов избирательного списка в первом туре (круге) будут выделены три имени, во втором два, в третьем одно. Выборные туры будут продолжаться до тех пор, пока три кандидата наберут не менее 23 голосов". Опасения журналистов, что при таком раскладе туры голосования могут повторяться бесчисленное количество раз, представители епископата стараются развеять, предположив, что если действительно голосование приобретет характер "игры по
кругу", то тогда скорее всего будет принято решение приостановить заседание собора, чтобы "охладить раскаленные головы" и после паузы продолжить работу согласно Уставу. Епископы также напоминают, что во время выборов 1990 г. тройка кандидатов определилась только по результатам девятого тура: когда после неуспешного восьмого тура митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) передал набранные им голоса в пользу епископа Рашско-Призренского Павла (Стойчевича), благо
даря чему в девятом туре последний набрал необходимые 20 голосов.

Листки с именами избранных трех достойнейших иерархов будут запечатаны в разных конвертах, один из которых после усердной соборной молитвы вытянет старшейший по служению архимандрит и передаст председателю собора для вскрытия и оглашения имени нового предстоятеля Сербской Православной Церкви.

Представители сербского епископата постоянно призывали всех воздерживаться от бессмысленных попыток ограничить "влияния Духа Святаго" на участников собора и делать прогнозы относительно имен вышедших в финал иерархов. Но по мере приближения Собора в сербских средствах массовой информации все чаще появляются высказывания сербских иерархов, пожелавших, однако, остаться неназванными, что прогнозировать в сложившейся ситуации что-либо невозможно, и что сами они не являются претендентами на Патриарший трон. Это не
столько доказывает непредсказуемость и непредвзятость соборного голосования, сколько демонстрирует, что среди епископата, несмотря на безусловный авторитет ряда иерархов, нет явных фаворитов.

В сербской прессе даже появилась информация о якобы широко известных верующим, но нигде не записанных пророчествах относительно будущего Патриарха. Так, очень почитаемый сербами подвижник ХХ в. прп. Иустин (Попович) предрекал патриаршество ныне широко известному богослову, епископу Афанасию (Евтичу; 54 года), который, по мнению многих, мог бы стать достойным преемником почившего Патриарха Павла. Но епископ Афанасий давно пребывает на покое и, согласно Уставу, не может ни голосовать, ни быть избранным. А Патриарх
Павел якобы говорил, что вслед за ним Патриархом будет епископ, родившийся в день св. Саввы Сербского. Многие подразумевают, что это может быть епископ Лаврентий (Трифунович; 73 года). Но возможно, патриаршее пророчество сбудется иным образом - так как интронизация избранного Патриарха запланирована на 24 января, то новый предстоятель станет полновластным главой Церкви незадолго до дня памяти святителя Саввы (27 января) и в его честь совершит одно из своих первых патр
иарших богослужений.

Иерархи, пользующиеся глубоким уважением и имеющие весомый авторитет, как правило, являются представителями "старой гвардии" - это 8 иерархов, родившихся в 30-х годах ХХ в., и иерарх самого почтенного возраста - митрополит Дабро-Босанский Николай (Мрджа), 1928 года рождения. Как отмечают наблюдатели, многим из них в силу возраста сложно осуществлять непростое патриаршие служение. В Сербской Церкви жива память не только о пребывании в течение двух последних лет Патриарха Павла в госпитале, но и о его вынужденном
избрании (которое произошло на 76-м году жизни) при живом предшественнике (в Сербской Церкви Патриаршее служение является пожизненным) из-за тяжелой и продолжительной болезни Патриарха Германа. В силу этого с регулярной периодичностью появляются предложения ввести возрастной ценз для кандидата на избрания - до 70 или даже до 60 лет.

На успех в выборах совсем не рассчитывают представители самой малочисленной епископской группы, фигурирующей в сообщениях под условным названием "молодые львы": самому молодому из них всего 37 лет - это епископ Горно-Карловацкий Герасим (Попович), 1972 года рождения. Хотя некоторые епископы из этой группы демонстрируют готовность к большим свершениям и часто высказываются о необходимости реформ в Церкви, но они еще не заручились авторитетом и поддержкой старших собратьев. Поэтому в прессе даже высказывались
предположения, что представитель нынешних "львов" станет, в лучшем случае, лишь 46-м Сербским Патриархом.

Сложно выделить очевидных фаворитов и среди епископов "средней генерации". В основном к представителям именно этой группы обращены пожелания как разных церковных кругов, так и сербского сообщества в целом, чтобы новый Сербский Патриарх был не только высокообразованным (а высоким уровнем образования отличается практически весь сербский епископат), но и сильной личностью с крепким здоровьем, в определенной мере уступчивым и максимально открытым для диалога в условиях евро-атлантической эпохи. Как сказал епископ
Лаврентий, необходимо, чтобы новый Сербский Патриарх "с русским Патриархом мог точно разговаривать на русском языке, с Папой на немецком, с Константинопольским патриархом на греческом, с Вашингтоном на английском, с Иерусалимом на иврите, а с сербами на сербском".

О настроениях внутри самого сербского епископата судить также очень сложно. Тем более что после смерти Патриарха Павла архиереи предпочитают воздерживаться от каких-либо официальных заявлений и комментариев в силу того, что любые их высказывания, начиная с воспоминаний о почившем Патриархе и заканчивая окружными посланиями пастве в честь праздника Рождества Христова, журналисты пытаются расценивать как "программные" заявления.

Сложно судить и о возможности предварительной тайной договоренности между епископами относительно кандидатур трех иерархов, так как сложно определить не только возможных фаворитов, но и вычислить более-менее сформировавшиеся представительные "партии", которые действительно могли бы направить предсоборные переговоры в нужное русло и оказать влияние на собор. Если в подобных случаях и уместно предполагать о существовании своеобразных корпораций по интересам, то в отношении сербского епископата складывается впечатление,
что раскрытие этих интересов будет лишь способствовать более причудливому смешиванию возможных групп между собой.

Ранее уже неоднократно предпринимались попытки разделить сербский епископат не только по возрастным, но и по разнообразным иным категориям и интересам. Так возникли многочисленные группы, зачастую весьма условные. Это и "иустиновская" группа - духовные чада прп. Иустина (Поповича), архимандрита монастыря Челии: митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович, 72 года), епископ Рашско-Призренский Артемий (Радосавлевич, 75 лет) и считающийся главным грекофилом ректор Белградского богословского факультета
епископ Бачский, доктор Ириней (Булович, 62 года). И "крчанские богословы" - выпускники и преподаватели богословской семинарии при монастыре Крка: митрополит Дабро-Босанский Николай (Мрджа, 81 год), епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович, 65 лет) и др. Это и группы грекофилов, русофилов, европофилов и епископов с иными разнообразными интересами и симпатиями, которые, возможно, и вправду отразятся на характере отношений Сербской патриархии с другими Церквами, государствами
и т. д.

При обсуждении фигуры нового Патриарха не стоит забывать и политический фактор. Хотя считается, что влияние государственных структур как Сербии, так и Черногории и Боснии и Герцеговины на избрание исключено вовсе либо сведено к минимуму, но в вполне вероятно, что архиереи при голосовании серьезно задумаются о характере отношений со светскими властями, который определит новоизбранный Патриарх.

В силу политических причин немного шансов на избрание имеют главы епархий, расположенных вне границ республик бывшей Югославии, а также глава Православной Охридской архиепископии архиепископ Иоанн (Вранишковский, 43 года). Последнему некоторые епископы даже отказывали в возможности голосования и праве избрания на том основании, что его права и обязанности не совсем прописаны в Уставе Церкви, который во время своей разработки не предполагал создания подобной церковной структуры. Но 18 января 2010 г. епископ Бачский
Ириней (Булович) обратился со специальным обращением, в котором разъяснил возникшие недоумения и заявил, что, согласно Уставу, все иерархи Православной Охридской Архиепископии имеют равные права с остальными владыками.

Сложно рассчитывать на избрание Патриархом Сербским епископа Артемия (Радосавлевича), главы Рашско-Призренской епархии, расположенной в Косово и Метохии. Хотя он является ревностным защитником сербского населения в многострадальном крае и хранителем сербского духовного наследия, но его широко известные анти-албанские и анти-европейские взгляды могут способствовать осложнению ситуации в этой исконно сербской области. Европейское сообщество вряд ли забудет историю, когда владыка Артемий отказал в благословении
на посещение вице-президентом США Д. Байдена косовского монастыря Високи-Дечани, тогда в ситуацию вмешался Архиерейский Синод и отменил решение местного епископа.

На фоне процесса активного стремления к интеграции бывших югославских республик, на территории которых находится подавляющее большинство епархий Сербской Церкви, в Европейское сообщество, нежелательными кандидатами на Патриарший трон считаются и некоторые другие иерархи. Например, епископ Милешевский Филарет (Мичевич, 62 года) из-за дружбы с лидером Сербской радикальной партии В. Шешелем, арестованным по требованию Международного Трибунала по бывшей Югославии в Гааге и в настоящее время обвиняемым в совершении
тяжких военных преступлений во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1991-1993 гг.

Про-европейским политическим тенденциям несколько не соответствует и фигура иерарха, который воспринимается многими как естественный претендент на Патриарший престол, нынешнего Местоблюстителя Престола митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича). Он является одним из самых деятельных современных сербских церковных иерархов, известным богословом и ярким проповедником. Хотя во время режима Милошевича он считался опорой оппозиции, сейчас власти ему могут припомнить как крайне резкие слова в адрес мировых
лидеров с осуждением бомбардировки Сербии, которые он произнес на похоронах застреленного в марте 2003 г. мэра Белграда З. Джинджича, так и его выступление на одном из симпозиумов в декабре 2009 г., когда он заявил, что пребывающая в состоянии глубочайшего духовного кризиса Европа никоим образом не должна восприниматься сербами как Земля Обетованная, и что если сербам и надо войти в европейское сообщество, то на достойных условиях, а не попрошайками. Несмотря на это
, кандидатуру митрополита Амфилохия поддерживают власти Черногории, и даже было высказано предположение, что Подгорица будет оскорблена, если Патриархом будет избран кто-то другой. Возможно, таким образом черногорцы надеются улучшить осложненные отношения с Белградом.

Наблюдатели призывают не забывать и о так называемом "босанском лобби", к которому относят 19 иерархов, родившихся на территории Боснии и Герцеговины. Несмотря на то, что лидер этой группы, известный как русофил епископ Зворникский Василий (Качавенда, 61 год), в последнее время часто критикуется за излишнюю роскошь его новой резиденции в г. Биелина, его шансы войти в тройку кандидатов весьма высоки.

Весьма вероятно, что заметное количество голосов может набрать и другой представитель боснийцев, 42-летний епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич). В 2008 г. он опубликовал открытые письмо, содержание которого сводилось к резкому осуждению бездействия церковной администрации и высказыванию необходимости радикального реформирования Сербской Церкви. Хотя это послание получило широкий резонанс в обществе, Синод и Собор Сербской Церкви воздержались от каких-либо его оценок. А Патриарший Местоблюститель,
митрополит Амфилохий, после личной беседы с владыкой Григорием, содержание которой осталось неизвестным, заявил, что все недоумения были благополучно разрешены. Как утверждают некоторые сербские неофициальные источники, несмотря на внешнее урегулирование конфликта, многие промолчавшие в тот момент иерархи не только поддерживают мнение владыки Григория, но могут поддержать и его кандидатуру.

Кандидатурами, подходящими для сербских политических кругов, считаются тезки - епископ Бачский Ириней (Булович) и епископ Нишский Ириней (Гаврилович). Первый является своеобразным оплотом современной сербской богословской науки, а второй известен своей толерантностью и готовностью к сотрудничеству - именно он в 2013 г. планирует принимать Папу Римского с визитом в честь 1700-летия Миланского эдикта в Нише, в городе, где родился Римский император Константин.

Но несмотря на то, что в последнее время в прессе часто звучат разнообразные претензии к потенциальным кандидатам, необходимо отметить, что ни одного из иерархов не обвиняют в наличии качеств, которые напрямую препятствовали бы его избранию Патриархом Сербским и совершению им достойного патриаршего служения. Согласно Уставу Сербской Православной Церкви, Патриарх имеет все права и обязанности епархиального архиерея и управляет Сербской Церковью в целом и Белградско-Карловацкой епархией в частности при помощи
своих викариев. Также он обязан первенствовать на богослужениях; представлять Церковь перед главами сестринских Поместных Православных Церквей, на церковных, государственных и общественных мероприятиях; поддерживать единство иерархии; совершать хиротонии епархиальных и викарных епископов; освящать миро; управлять миссиями и приходами, расположенными вне епархий; решать вопросы об отъездах архиереев из епархий; даровать церковные награды и знаки отличия. Его имя должно поми
наться во время богослужений в храмах. Для подчеркивания патриаршего достоинства Патриарх носит белую панакамилавку с крестом и панагию всех сербских святителей, которая была дарована государством Патриарху Димитрию при восстановлении Сербской патриархии и передается от Патриарха к Патриарху.

В последний предвыборный день вновь и вновь вспоминается почивший Патриарх Павел, который в 1990 г. хотя и входил в избирательный список, но тогда абсолютно никто не мог предположить его избрание. Но, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает. Поэтому сегодня Сербская Православная Церковь уповает на Господа и просит послать Духа Своего Святаго на участников собора и даровать нового Патриарха, и выражает готовность принять любого.

Мария Розинская

По материалам сербских средств массовой информации, посвященным предстоящему избранию нового Патриарха Сербской Православной Церкви
============================================================


Патриарх Кирилл обратился со словами поддержки к близким погибших и к пострадавшим от взрыва в больнице Луганска

21.01.2010 11:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32093
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словами поддержки и сочувствия к семьям жертв трагедии в Луганской городской больнице и к тем, кто получил раны и увечья.

"Господь да упокоит погибших и да поможет пострадавшим", - говорится также в соболезновании патриарха Кирилла, опубликованном в среду на сайте Русской Православной Церкви.

Воздав должное работе спасателей, Патриарх в то же время призвал не забыть, что "причиной трагедии стало небрежение о безопасности тех, кто рядом".

"Случившееся вновь напоминает: мы должны всегда быть в ответе друг за друга", - говорится в соболезновании предстоятеля Церкви.

Как сообщалось, утром 18 января в Луганске в отделении реанимации городской больницы 7 взорвался кислородный баллон. В результате произошло разрушение несущих конструкций перекрытия со второго по пятый этаж.

На момент взрыва в здании находилось 366 человек. Позже из-под завалов были извлечены тела 16 погибших, сообщает "Интерфакс-религия".
============================================================


Патриарх Кирилл вручит награды за укрепление православного единства

21.01.2010 10:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=32091
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января. Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручит в храме Христа Спасителя премии "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов", сообщает Радио "Маяк".

Награда вручается уже в десятый раз. С прошлого года она носит имя Патриарха Алексия, который стал инициатором ее создания. В этом году попечительский совет определил четырёх лауреатов. Это президент России Дмитрий Медведев, Католикос всех армян Гарегин II, знаменитый сербский кинорежиссер Эмир Кустурица и Свято-Владимирская семинария Русской Православной Церкви Заграницей.
============================================================


Семинар "Социальное служение в современной РПЦ и стереотипы поведения православных верующих в обществе". Москва
25 января

21.01.2010 01:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=32090
------------------------------------------------------------
Московский Центр Карнеги проводит семинар в рамках программы "Религия, общество и безопасность".

Тема семинара:

"Социальное служение в современной РПЦ и стереотипы поведения православных верующих в обществе"

Время проведения:

25 января 2010 г. 16:00-18:00

На семинаре выступит:

Борис Кнорре

кандидат философских наук, доцент философского факультета ГУ-ВШЭ, участник исследовательского проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России".

Рабочий язык - русский.

Подробности можно узнать у Кристины Кудлаенко: тел. 935-89-04, факс 935-89-06, E-mail: KKudlaenko@carnegie.ru.

Заседание состоится в конференц-зале Московского Центра Карнеги (ст. метро Тверская, Чеховская или Пушкинская, ул. Тверская, 16/2, Бизнес-центр, 7 этаж).
============================================================

В избранное