Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 26/02/2008
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 26/02/2008 ============================================================ В Иерусалиме появится светское кладбище 26.02.2008 20:26 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19028 ------------------------------------------------------------ Иерусалим, 26 февраля, ENI/Благовест-инфо. После десяти лет судебных тяжб городские власти Иерусалима упростили правила погребения и постановили создать первое в городе светское кладбище. По действующим законам израильское правительство оплачивает похороны граждан страны, причем последователей различных религиозных традиций хоронят на разных кладбищах. Все иудейские кладбища в Иерусалиме содержатся ультраортодоксами, которые следят за тем, чтобы похороны проходили со строгим соблюдением предписанных религиозных обрядов. Жители города, не желающие, чтобы их провожали в последний путь таким образом, вынуждены искать частное кладбище за пределами города, место на котором стоит порядка 10 000 долларов. В соответствии с Галахой (иудейским правом), многие из новых репатриантов, прибывшие в основном из стран бывшего Советского Союза, не могут быть похоронены рядом со своими супругами. Дело в том, что один из них либо был христианином, либо, на исповедуя никакой религии, все равно не мог считаться "полноценным иудеем". Не так давно в израильской прессе была опубликована статья о супружеской паре из России: муж и жена прожили вместе 60 лет, пережили сталинские репрессии, но после смерти оказались разлучены - супруг не был признан евреем и похоронен в нескольких сотнях метрах от своей жены. Сегодня во всем Израиле существует только одно светское кладбище, на котором можно хоронить представителей разных религий - она расположено в южном городе Беершева. Планируется создать еще три "плюралистических" кладбища. Как рассказала руководительница "Ассоциации за вечное упокоение", выступающей за создание светских кладбищ, Мирьям Кундер, в прошлом году израильский кнессет принял Закон о гражданских похоронах, обязывающий власти оплачивать и светские погребальные церемонии. Кроме того, закон гласит, что при расширении территории существующих кладбищ должны создаваться участки для неортодоксального погребения. Именно такой участок создается в Иерусалиме. 31 января мэр Иерусалима Ури Луполянски, ультраортодоксальный иудей, заявил: "Иерусалим - плюралистический город, и его долг - дать людям право на выбор образа жизни и способа погребения. Принуждение здесь неуместно". По словам Мирьям Кундер, борьба за открытие светских кладбищ началась 15 лет назад. Пять лет назад было открыто светское кладбище в Беершеве, на котором с тех пор было погребено около 1500 человек. ============================================================ Кубинские епископы "выразили доверие" Раулю Кастро 26.02.2008 19:31 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19027 ------------------------------------------------------------ Гавана, 26 февраля, ZENIT/Благовест-инфо. Католические епископы Кубы "выразили доверие" Раулю Кастро, призвав нового главу государства удовлетворить чаяния кубинцев. 25 февраля было опубликовано заявление национальной иерархии, принятое на пленарной ассамблеи Кубинской епископской конференции на следующий день после избрания Рауля Кастро Руса председателем госсовета Кубы. 76-летний Рауль сменил на этом посту своего старшего брата Фиделя, возглавлявшего страну почти 50 лет. "В это время мы возносим наши молитвы ко Господу и Его Милосердной Матери, покровительнице Кубы", о том, чтобы председатель госсовета и национальная ассамблея "были просвещены светом Всевышнего, чтобы решительно осуществлять важные меры, которые, как знаем, должны быть постепенными, но при этом должны удовлетворить чаяния кубинцев". "Мы хотим возобновить наш "вотум доверия", -- гласит далее заявление, - и, исполненные христианской надежды, пожелать новому председателю Раулю Кастро Русу..., чтобы перед его глазами всегда стояло благо всего кубинского народа, которому мы служим, моля Господа о мире для нашей нации". Первой официальной встречей Рауля Кастро в его новом качестве должна была стать беседа с находящимся на Кубе госсекретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне, намеченная на сегодня. Накануне переговоров с Раулем Кастро второе лицо в ватиканской иерархии выразил надежду, что беседа пройдет в духе открытости и искренности. Визит кардинала Бертоне на Кубу, заканчивающийся сегодня, приурочен к 10-летию посещения "Острова свободы" Папой Иоанном Павлом II. ============================================================ "Громозека детям не повредит" Русская Православная Церковь берет на вооружение компьютерные игры 26.02.2008 17:26 | "Известия" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=19026 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Начато восстановление Зачатьевской башни Нижегородского кремля 26.02.2008 17:08 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19025 ------------------------------------------------------------ Нижний Новгород, 26 февраля, Благовест инфо. В Нижнем Новгороде заложили камень в основание Зачатьевской башни кремля. С ее восстановлением Нижегородский кремль обретет первоначальный облик. "История кремля полна героических подвигов. У стен кремля вне зависимости от приказа все стремились защищать свою Родину. Сегодня мы начали четырехлетний поход к празднованию 400-летия сбора ополчения Минина и Пожарского, освобождению Москвы и России от польско-литовских интервентов", - сказал во вступительном слове на церемонии закладке камня губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. После этого Валерий Шанцев, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Владимир Зорин и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов заложили капсулу с посланием потомкам в основание Зачатьевской башни Нижегородского кремля. Башня получила свое название от располагавшегося поблизости, вне кремлевских стен, Зачатьевского монастыря, основанного в середине XIV века женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой. Это был обычный для Древней Руси монастырь с рублеными строениями. В пожарах 1685 и 1715 годов монастырь полностью выгорел, к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевел инокинь в Происхожденский женский монастырь. В XVIII веке оползни разрушили и Зачатьевскую башню. Первая попытка ее восстановления была предпринята в начале XIX века. В XX веке Нижегородский кремль хотели разобрать на кирпичи, но это не дал сделать горьковский архитектор Святослав Агафонов, сумевший убедить власти, что кремль нужно сохранить, и возглавивший в 1951 году его реставрацию. Восстановление Зачатьевской башни будет вестись по его проекту. В рамках данного проекта возможно восстановление Зачатьевской церкви и святого источника, однако на официальном уровне это пока нигде не подтверждалось. На восстановление кремлевской стены правительство Нижегородской области намерено выделить 500 млн. рублей. Работы планируется провести за два-три года. ============================================================ Около половины американцев хоть раз в жизни сменили вероисповедание 26.02.2008 17:01 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19024 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля. Почти половина американцев хоть в раз жизни сменила конфессию. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, которые приводит во вторник газета Washington Post. Опрос был проведен специалистами из организации Religious Landscape Survey, проинтервьюировавшими около 35 тысяч человек. Исследование показало растущее стремление американцев обрести новую религиозную идентичность, что зачастую выражается в отказе от традиционных вероисповеданий, отмечает Washington Post. Свыше 40 % опрошенных сообщили социологам, что они в течение жизни изменили свою религиозную принадлежность. В ходе опроса зафиксировано значительное снижение числа протестантов - до 51 % процента от общего числа населения, а также рост количества атеистов до 16%. Уровень американцев, исповедующих католицизм, остался прежним - 24%. Эксперты отмечают, что сохранить эти цифры помог прежде всего приток в страну латиноамериканцев-иммигрантов, отличающихся особой консервативностью в религиозных взглядах, сообщает РИА Новости. ============================================================ Петербург отдаст монастырям хозпостройки 26.02.2008 16:29 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19023 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 26 февраля. В закон "О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петерубрга" будут внесены изменения. Такое решение принято сегодня на заседании правительства, передает корреспондент ИА "Росбалт-Петербург". Как пояснил исполняющий обязанности председателя Комитета по управлению городским имуществом Алексей Чичканов, город расширяет перечень этого имущества в отношении которого может быть принято решение о его безвозмездной передаче в собственность религиозных организаций. Речь идет о том, чтобы религиозным организациям передавались монастырские комплексы в целом - помимо непосредственно зданий церквей еще и прилегающие к ним хозпостройки, а также церковные школы. На сегодня передача отдельных помещений носит рекомендательный характер в федеральном законодательстве. Город намерен закрепить это законодательно. ============================================================ В Нижнем Новгороде открыли памятник святому основателю города 26.02.2008 15:53 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19022 ------------------------------------------------------------ Нижний Новгород, 26 февраля, Благовест инфо. В Нижнем Новгороде открыли памятник основателю города святому князю Георгию Всеволодовичу. Памятник представляет собой парную композицию - рядом со святым Георгием находится его духовный наставник святитель Симон Суздальский. "Мы увековечили основателя нашего Нижнего Новгорода. Много столетий нижегородцы мечтали отдать дань уважения, дань памяти человеку, силами которого основан Нижний Новгород", - сказал на церемонии торжественного открытия мэр города Вадим Булавинов. "Мы открываем памятник Георгию Всеволодовичу. Вдохновляемый на свои подвиги во имя нашей родины епископом Симоном, он стоит на том месте, где его усилиями был воздвигнут первый храм. Георгий Всеволодович был великим политиком и дипломатом. В первую очередь силой слова он объединял города и народы. Он принял мученическую смерть во имя Родины, погиб в боях с жестоким Батыем. Сегодня мы отмечаем 500-летие со дня основания Нижегородского кремля. Эти даты соединяются воедино. Сегодня мы устанавливаем связь времен: прошлого, настоящего и будущего", - сказал в своем выступлении губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. С поздравлениями к нижегородцам также обратились заместитель полпреда президента РФ в ПФО Владимир Зорин и председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин. "Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посылает нам свое благословение, вместе с нами он радуется нашему празднику. Государи на Руси обеспечивали безопасность страны, ковали победу. Пастыри и архипастыри вдохновляли народ Божий быть верным своему отечеству. Сегодня нам необходимо мужество, милосердие и любовь", - отметил в приветственном слове архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Памятник установлен в Кремле, рядом с самым древним в области храмом - собором Михаила Архангела, построенном в 17 веке. Такая постановка имеет смысловое значение - по замыслу авторов проект, фигуры должны восприниматься как идущие от православного храма навстречу посетителям Кремля. Такое линейное построение объектов, расположенных по возрастанию, сбалансирует окружающее пространство и позволит гармонично вписать существующие памятники культуры в единый кремлевский ландшафт. Общая высота монумента - 7,5 метров. Это первый памятник основателю города в Нижнем Новгороде. Идея его установки возникла еще в советское время. ============================================================ Единоросы предлагают создать Общественный совет по нравственности в СМИ 26.02.2008 15:35 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19021 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля. Российские политики предлагают создать Общественный совет по нравственности в СМИ, передает ИТАР-ТАСС. Эта тема обсуждалась на конференции "Духовные основы развития страны", которая состоялась 22 февраля в центре социально-консервативной политики. Форум прошел по инициативе "Единой России". Заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков считает, что "одна из угроз духовной безопасности страны исходит от телевидения и ряда СМИ". По его мнению, Общественный совет по нравственности в СМИ должен быть создан при Госдуме парламентскими фракциями. В совет могут входить писатели, критики, кинематографисты и люди разных профессий. Марков также предложил вести на телевидении рейтинг программ с учетом мнений зрителей, а также - "брать налоги за аморальность, а деньги отдавать детям". О необходимости действенного общественного контроля над СМИ говорилось и в общем докладе центра социально-консервативной политики "Духовные основы России". По мнению авторов, это контроль нужен "не как требование ограничения свободы слова, а как требование чистки информационного пространства от продукции, которая снижает культурно-нравственные стандарты общества, легализует пошлость, криминальное сознание, порнографию и цинизм". Политики считают, что выразителями мнения общества должны быть обязательно и представители основных религиозных конфессий. "Антигуманный характер многих известных телепрограмм, транслирующихся на общедоступных каналах, часто в дневное время, когда дети остаются "один на один" с телевизором, приносит ущерб, несопоставимый с доходами телевизионной отрасли", - подчеркивают авторы документа, отмечая что "было бы крайне неразумно в интересах отдельной отрасли калечить души будущих поколений". ============================================================ В знак протеста саудовец взломал тысячу датских сайтов 26.02.2008 15:25 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19020 ------------------------------------------------------------ Эр-Рияд, 26 февраля. Саудовский хакер взломал более тысячи сайтов датских компаний и общественных организаций в знак протеста против повторной публикации датскими газетами карикатур на пророка Мухаммеда, сообщает РИА Новости со ссылкой на саудовскую газету "Аль-Иктисадия". Две недели назад 17 датских газет напечатали карикатуры на пророка Мухаммеда в ответ на сообщения о готовящемся покушении на одного из авторов этих рисунков - 73-летнего Курта Вестергаарда. Карикатуры были впервые опубликованы в 2005 году в газете "Юландс-постен" и вызвали недовольство мусульман во многих странах. Хакер размещал на взломанных сайтах изображение датского флага с отпечатком ноги. Одновременно он предупреждал, что будет "жестко реагировать" на любое оскорбление ислама. После повторной публикации карикатур на пророка Мухаммеда в Саудовской Аравии стали раздаваться призывы к бойкоту и изъятию из продажи датских товаров. Такие обращения размещают на интернет-сайтах, рассылают с помощью электронной почты и мобильных телефонов. Между тем, практического эффекта эти призывы не принесли. 94 % всех молочных продуктов на саудовском рынке - датского производства. Общий объем датских инвестиций в экономику Саудовской Аравии составляет 1,3 миллиарда долларов. ============================================================ Латвийская Православная Церковь отстаивает права на имущество в Юрмале 26.02.2008 14:54 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19019 ------------------------------------------------------------ Рига, 26 февраля, Благовест-инфо. В Рижском окружном суде начнется рассмотрение иска ООО Baltikums nams к Юрмальской городской думе по поводу спора о недвижимости в Юрмале, на ул. Турайдас, 11. В иске, поданном Baltikums nams, указано, что 23 декабря 1993 года на этот участок земли были восстановлены права ее законного владельца - Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ). По информации LETA, в решении о возвращении земельного участка на ул. Турайдас, 11 было сказано, что на нем имеется здание - выставочный зал, который находится в ведении Юрмальского Народного дома. В 1997 году Юрмальская дума решила 9 080 квадратных метров, находящихся по этому адресу, разделить на две части. Таким образом, 5 185 квадратных метров были занесены в документы по прежнему адресу, а еще 3 895 квадратных метров - по адресу ул. Айзкрауклес, 2. В сентябре 2001 года ЛПЦ вложила земельный участок в Юрмале в уставной капитал OOO Baltikums nams. Эта же компания закрепила свои права на недвижимость в земельной книге. ============================================================ Грузия: в храме Кашвети прошла панихида по погибшим юнкерам 26.02.2008 14:23 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19018 ------------------------------------------------------------ Тбилиси, 26 февраля, Благовест-инфо. Торжественная панихида по погибшим в феврале 1921 трёмстам грузинским юнкерам была отслужена в Кашветской церкви на проспекте Руставели. Эта молитва в память принявших неравный бой с частями 11-й Красной армии грузинским юнкерам служат в Кашвети с начала 1990-х годов. После разгрома и расстрела последних защитников Грузинской Демократической Республики, просуществовавшей с 1918 по 1921 годы, большевики объявили о советизации Грузии. На панихиде присутствовали министр здравоохранения Грузии Александр Квиташвили и заместитель министра обороны Бату Кутелая. ============================================================ Депутаты Госдумы предлагают включить в систему национальных символов православных святых и полководцев 26.02.2008 14:13 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19017 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля. Духовное развитие России должно строиться на началах разумного традиционализма, что подразумевает, в хорошем смысле этого слова, консерватизм, сохраняющий базисные основы общества. К такому мнению пришли участники конференции "Духовные основы развития страны", состоявшейся 22 февраля в центре социально-консервативной политики, сообщает ИТАР-ТАСС. По мнению заместителя руководителя аппарата Госдумы Юрия Шувалова, "современный российский консерватизм - это стремление к сохранению традиционных культурных и морально-нравственных основ бытия". "Россия обладает мощным духовным потенциалом, который способствует ее участию с миссией добра в конфликтных ситуациях в мире", - считает политик. Валерий Гальченко, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, поднял проблему общероссийской идентичности. Он напомнил, что большевики смогли решить эту проблему, "создав пантеон советских героев" и "исторической общности людей под названием советский народ". В России 1990-х годов, отметил Гальченко, "пантеон рухнул", а профанация отечественной истории стала идеологией постперестроечного периода. Теперь, по его словам, предстоит "построить новую систему национальных символов", и здесь "без православных святынь и русских полководцев не обойтись". В качестве одного из главных национальных героев депутат предложил русского святого Сергия Радонежского, "стоявшего у истоков российской государственности". По его мнению, уже сейчас нужно начать подготовку к 700-летию со дня со дня рождения игумена Земли русской, которое будет отмечаться в 2014 году. Это "будет способствовать осмыслению своей истории и миссии России в мире", считает он. ============================================================ Семинар "Христианство и идеология" (по "Дневникам" о.Александра Шмемана) состоялся в Москве 26.02.2008 13:53 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=19016 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля, Благовест-инфо. Семинар "Христианство и идеология" (по "Дневникам" о.Александра Шмемана) состоялся 22 февраля в Библиотке-фонде "Русское зарубежье" (БФРЗ) в Москве. Встреча прошла в рамках цикла "Наше время еще не разгадано...": Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья". Для обсуждения заявленной темы куратор проекта, сотрудница БФРЗ Наталья Ликвинцева пригласила друга о.Александра Шмемана, издателя его "Дневников" (М., "Русский Путь", 2005), профессора славистики, главного редактора журнала "Вестник РХД" Никиту Струве (Париж), а также известных москвичей: поэта, филолога Ольгу Седакову, игумена Петра (Мещеринова), переводчика, филолога Наталию Трауберг, литературоведа, преподавателя Библейско-богословского института св.апостола Андрея Светлану Панич. Участникам семинара предложено было оттолкнуться от определения идеологии, которое дал о.Александр: "Идеология - это христианство, оторвавшееся от Христа, и потому она возникла и царствует именно в "христианском мире". Имеет ли современная идеология религиозные корни? Должны ли христиане взять на себя ответственность за идеологические метаморфозы христианства? Каким должен быть язык общения Церкви с миром, чтобы он не был языком идеологии? Вокруг этих вопросов строились размышления участников семинара. О.Петр (Мещеринов), выступивший первым, сформулировал вопрос несколько иначе: "Не имеют ли некоторые стороны современной церковной жизни в себе идеологии больше, чем подлинного церковного смысла?" В первой части выступления, говоря о состоянии современной культуры, о.Петр опирался на недавнее интервью О.Седаковой, где констатируется, что "культура перестала производить гуманитарные смыслы - то есть такие, которые отображают глубину, уникальность и интимность человеческой личности, её отношения с Богом, с миром, с самою собою, с другими людьми. На смену этому приходят утилитарность, массовость, техногенность, усреднённость". Последняя, превратившись в посредственность, всегда нуждается в идеологии. Аналогичные процессы происходят и в Церкви, столь сильно подверженной сегодня влиянию общества: Церковь тоже перестаёт "производить гуманитарные смыслы", фундамент которых - Евангелие Христово. Отсутствие этих глубинных смыслов является "питательной средой для порождения всякого рода идеологий", о чем "очень переживал и много писал о. Александр", говорится в докладе. В "Дневниках" не часто встретишь гневающегося о.Александра, но то, что неизбежно вызывало его гнев - это номинализм в церковной жизни, т.е. "самоценность идеи, отрыв идей от их воплощения". По словам о.Петра, "у нас получается так: спрятавшись за удобное учение о том, что, независимо от того, что мы грешны, Церковь всё равно свята, - мы аннулируем нравственную и культурную энергию, и направляем наши жизненные силы на то, чтобы хорошо устроиться в мире сем, в результате чего мы нисколько и не отличаемся от падшего социума, проникаясь его началами". Таким образом, Православная Церковь, несомненно, "содержит полноту истины", но сегодня "она не раскрывается в нашей жизни". По словам о.Петра, "оторванность христианства от Христа" и Его заповедей, касающихся не только глубин личной духовной жизни, но и социального и культурного делания, приводит к тому, что жизнь многих православных людей, к сожалению, сегодня определяется именно идеологией ...того или иного рода: идеологией св. отцов, Типикона, Святой Руси, "духовности", Афона, Византии, этнографии, и проч., о чём всё время говорил в своих "Дневниках" о. Александр. Одно из культурных проявлений этого - то, что православие для многих стало "Религией лексики": главное - "правильно, благоуветливо говорить, а нарушение принятой на сегодня церковной субкультурой лексики воспринимается как прямое покушение на устои православия". Так лексика, теряя глубинные смыслы, превращается в идеологию и отождествляется с ней. Как вернуть языку общения Церкви с миром смысл и действенность? По мнению докладчика, нет иного пути: "то, что говорит Церковь, она должна подтверждать очевидными делами". Так, если мы говорим о милосердии в обществе - надо являть образец социальной работы; если требуем всеобщего религиозного обучения - наладить у себя катехизацию. "Если же, в силу понятных исторических причин, церковная действительность не аккумулировала ещё пока сил для осуществления полноценной внутрицерковной деятельности, не являет в лице большинства своих членов образцов нравственной жизни - ей, на мой взгляд, не следует торопиться с претензиями, обличениями и требованиями в адрес общества", считает докладчик. Он убежден, что "становление христианской и подлинно культурной личности - вот единственный путь решения названных проблем. Когда церковный организм будет складываться из "критической массы" таких личностей, то Церковь непременно найдёт и адекватный способ общения с обществом, и вновь сможет производить те "гуманитарные смыслы", которые столь необходимы сегодня". Никита Струве вспоминал об о.Александре как об "абсолютно антиидеологичном человеке". И дело тут не только в уникальности условий эмиграции, когда православная церковная жизнь была "абсолютно свободна" от какой-либо идеологии. Несмотря на то, что сам о.Александр вырос в "несколько идеологизированной части русской эмиграции", где идеализировалось все русское, дореволюционное и т.д., "весь его пафос был в противостоянии" тому, чтобы сводить Церковь к "нации, к прошлому". По воспоминаниям Н.Струве, о.Александру была свойственна "крайняя чувствительность к зараженности церковного общества идеологией", и это очень отражается в его дневниках. Отмечая успех издания "Дневников", вышедших спустя четверть века после смерти автора, выступавший отметил: "Пожалуй, сегодня эта книга нужнее, чем когда либо: главное - она дает нам дышать, и сам о.Александр свободно дышит в своих дневниках, и это абсолютно противоположно всякой идеологии". Христианское учение изначально направлено против любой идеологии, суть которой в том, что она "защищает от встречи с реальностью", считает Ольга Седакова. "Ужасный парадокс" -- идеология, проникающая в христианство: "обработанный идеологически человек" "защищен от встречи с Богом", он приходит в церковь, чтобы "спрятаться от Бога", а не встретиться с Ним. "Церковная идеология" принимает разные формы: она может быть "не только грубой, агрессивной, как мы привыкли, но и либеральной, вполне уютной, домашней - в любом случае это то, что закрывает о человека "другую реальность", отметила выступавшая. Зараженное идеологией сознание лишено способности "живого восприятия", такой человек "никогда не будет поражен по-настоящему, никогда не придет в замешательство, то самое, в котором возрождается душа, что драгоценно для о.Александра - то, что человека застигает, заставляет его все передумать, переоценить, почувствовать "сердце сокрушенно". Такой подход стал столь распространенным, что сформировался определенный стереотип: церковный человек воспринимается прежде всего как борец, он должен "истребить "душевное" ради "духа", он не позволяет себе отвлекаться на стихи, созерцание природы и т.д., его все время призывают, "чтобы душевного было поменьше". Образ о.Александра, с которым мы встречаемся в его "Дневниках", опровергает этот стереотип: перед нами христианин, внутренне свободный, с богатой душевной жизнью, он любит природу, литературу, поэзию; мнения его не застыли раз и навсегда, они формируются, меняются. Видимо поэтому, предположила О.Седакова, "Дневники" произвели столь "ошеломляющее" впечатление на многих нецерковных людей и стали для них своеобразным мостиком к Церкви. Наталия Трауберг в своем выступлении предостерегла от того, чтобы превратить "Дневники" в "знамя" некоторых "прогрессистски настроенных приходов". "Все можно превратить в "наши-ваши", а книгу о.Александра - в кирпич", -- заметила она. Умение о.Александра "радоваться благочестивой радостью, как Честертон", не только не побуждает к какой-либо конфронтации, но "помогает преодолеть партийность", считает Н.Трауберг. Как показала Светлана Панич, для таких опасений есть все основания: достаточно людей, которые воспринимают "абсолютно неидеологический текст Шмемана" как "идеологический манифест" ("Шмеман - наше все", "Как завещал великий Шмеман" и т.д.) Увы, это неудивительно для "постсоветского человека", который пытается все втиснуть в "прокрустово ложе" собственных представлений. Поэтому Шмеман в России "уже возлюблен, но еще не прочитан", полагает С.Панич. Так, для людей, много лет живших по принципу "говорим одно - подразумеваем другое" трудно понять слово о.Александра, которое "равно себе". И особенно это сложно для церковных людей, в среде которых сформировался особый "религиозно-корпоративный жаргон", который становится привычным и затмевает "евангельский смысл слов". Следуя признакам описания гордыни у о.Александра Шмемана, С.Панич проанализировала этот "религиозный новояз", которому свойственна "безрадостность, сложность и страх". Язык же самого о.Александра являет "образец здравой церковности, духовного и душевного здоровья", как и его жизнь, добавил о.Петр. По ходу выступлений и после них участники семинара задавали вопросы, заинтересованно обсуждали "Дневники". Священник с Северного Кавказа, не назвавший своего имени, рассказал, что "коробками возит" книгу о.Александра Шмемана для клириков и мирян на Кавказ, которые воспринимают "Дневники" как "глоток свежего воздуха". С материалами семинара, а также с докладом Ольги Меерсон "Литургическое наследие прот.Александра Шмемана" можно ознакомиться на сайте храма Космы и Дамиана в Шубине. Юлия Зайцева ============================================================ Увеличивается число мусульманских молитвенных комнат в пенитенциарных учреждениях Липецкой области 26.02.2008 13:32 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19015 ------------------------------------------------------------ Липецк, 26 февраля, Благовест-инфо. В исправительном учреждении 4 города Ельца открылась мусульманская молитвенная комната. Её обустройством, как сообщает "Липецк-Инфоцентр" со ссылкой региональное подразделение службы исполнения наказаний, занимались сами осуждённые-мусульмане. В качестве месторасположения культового объекта начальство заведения выбрало здание общеобразовательной школы, существующей в данном пенитенциарном учреждении. В Елецких учреждениях системы исполнения наказаний, в которую входят следственная тюрьма для содержания арестованных из нескольких регионов России и ещё одно исправительное учреждение, это уже третья по счёту мусульманская молитвенная комната, открытая с согласия тюремных властей. Тем не менее, вне исправительной системы на территории Липецкой области пока нет ни одного культового здания мусульман. ============================================================ Мордовские священники и монархисты требуют переименования улиц 26.02.2008 13:16 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19014 ------------------------------------------------------------ Саранск, 26 февраля. В этом году инициативная группа повторно намерена обратиться в горсовет Саранска с предложением о переименовании пяти улиц. Об этом заявил на пресс-конференции начальник саранского отдела Российского имперского союза-ордена Дмитрий Сысуев, передает корреспондент ИА "Росбалт-Приволжье". Проект "Возвращение" предусматривает переименование улиц Советской, Володарского, Демократической и Красноармейской в Соборную, Троицкую, Богословскую и Успенскую соответственно, по имени находящихся на них ранее церквей, часть из которых вновь функционирует. В отношении же Большевистской предлагается особый вариант - переименовать ее в бульвар Ушакова (также по имени вновь построенного в честь святого Федора Ушакова храма) до перекрестка с Коммунистической, и далее - на Духосошественскую. Ситуация возникла и обострилась в прошлом году, когда городские власти вознамерились переименовать улицу Володарского в улицу имени одного из первых секретарей обкома КПСС. Идея неожиданно встретила отпор самых различных групп населения, и в этот момент саранский отдел Российского имперского союза и предложил свой вариант. Эта идея была благосклонно встречена местным духовенством. По словам Сысуева, в прошлом году инициативная группа уже представляла необходимые документы для соответствующей процедуры, однако администрация и депутатский корпус Саранска инициативу проигнорировали. Местные монархисты решили повторить попытку в этом году. ============================================================ Грузия: "Союз православных родителей" провёл акцию протеста у здания общественного телевидения 26.02.2008 13:05 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19013 ------------------------------------------------------------ Тбилиси, 26 февраля, Благовест-инфо. Члены "Союза православных родителей Грузии" провели 20 февраля акцию протеста у здания общественного телевидения с требованием прекратить выпуск в эфир неприемлемых для несовершеннолетних передач и рекламных роликов. Участники акции также обратились в генеральную прокуратуру с требованием на основании конкретных статей уголовного кодекса дать оценку деятельности руководителей программ, "способствующих распространению безнравственности и разврата". По словам сопредседателя Союза Автандила Унгиадзе, их недовольство вызывают, в частности, такие программы для подростков, как "Наш экспресс" и "Стена". "Эти передачи целенаправленно работают против церкви и православия", - передаёт слова Унгиадзе агентство Прайм-ньюс. ============================================================ Майя Кучерская напишет жизнеописание Лескова 26.02.2008 12:26 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19012 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля, Благовест-инфо. Майя Кучерская планирует написать биографию Николая Лескова. Об этом сама Кучерская рассказала на творческом вечере с читателями, который пришел 22 февраля в московском магазине "Паолине". "Я думаю последние два года о Лескове, изучаю его жизнь, и когда-нибудь напишу его биографию. Это интересный и сложный, очень сложный персонаж. И никто про него ничего на самом деле не знает, кроме того, что он написал "Левшу" и "Соборян", - сказала Кучерская. Сравнивая создание биографии Лескова с ранее опубликованным в серии "Жизнь замечательных людей" жизнеописанием великого князя Константина Павловича Романова, она отметила главное отличие. "Лесков - фигура более "легкая" для меня, потому что он писатель. Константин же - исторический персонаж, и надо было хорошо чувствовать историю. Здесь [при написании биографии Лескова] достаточно понимать, как была устроена литература", - рассказала писатель. При этом она заметила, что "пока не знает, когда эти творческие планы воплотятся". Майя Александровна Кучерская - писатель, кандидат филологических наук, Ph.D. (США; докторская степень), доцент, литературный критик. Лауреат Бунинской премии (2006). Автор книг "Евангельские рассказы для детей", "Константин Романович", "Современный патерик", "Бог дождя", а также не менее ста научных, научно-популярных и критических статей. ============================================================ Епископ Манхэттенский Гавриил: Мы готовы помочь Церкви в России своим примером приходской жизни 26.02.2008 12:02 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19011 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля, Благовест-инфо. Та лепта, которую может внести РПЦЗ в процесс возрождения православия в России - это опыт реальной приходской жизни, сохранившейся в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Об этом заявил викарий Восточно-Американской епархии, епископ Манхэттенский Гавриил, выступая на встрече со студентами Православного Свято-Тихоновского университета (ПСТГУ) 22 февраля. Епископ Гавриил подчеркнул, что именно опыт приходской жизни как "духовной семьи", который сохранился в Русском зарубежье, помог пастве сохранить русский язык, русскую культуру. "Каждый приход у нас - это не просто место, куда можно прийти помолиться, поставить свечку, это - духовная семья", -- сказал выступавший. Он вспоминал свое детство, проведенное в Австралии. Учась в светской школе, он ощущал большую разницу между своими одноклассниками и друзьями из прихода: последние - "русские православные, были ближе к сердцу, могли понять, разделить пасхальную радость". Церковные общины организовывали молодежные кружки, которые очень сплачивали юных прихожан. "Надеемся, что наша Церковь сможет передать этот опыт", -- сказал епископ Гавриил. Однако и в Зарубежной Церкви достаточно своих проблем: отвечая на вопрос студентов ПСТГУ, он упомянул о той части РПЦЗ, которая не пошла на воссоединение с Московским патриархатом. Епископ отметил, что это "значительная часть паствы", например, "вся епархия в Южной Америке, часть приходов в других странах". По словам выступавшего, часть причин этого явления - "церковного характера": вопрос о Декларации [митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о лояльности советской власти], об экуменическом движении, "которое до сих пор волнует многих, а некоторые считают, что эти вопросы еще не разрешены до конца". Однако существует и ряд "политических причин": это "недоверие к сегодняшней власти и к представителям Церкви в России". "Мы стараемся убедить их, что это неправильный подход, что они покинули церковную ограду", -- отметил епископ. Он напомнил церковное правило, согласно которому "можно отходить от своего епископа только тогда, когда проповедуется ересь". "Слава Богу, ни Святей шего Патриарха, ни нашего митрополита в этом невозможно обвинить", - сказал епископ Гавриил. Он подчеркнул, что раскол всегда чреват дальнейшим дроблением и ослаблением Церкви, как это произошло с теми клириками и прихожанами РПЦЗ, которые в 2001 г. пошли за митрополитом Виталием. Теперь они "раскололись на четыре группы и совсем потеряли церковное начальство". Епископ Гавриил подчеркнул, что в РПЦЗ молятся "о дальнейшей судьбе этой несогласной паствы", и выразил надежду, что отколовшиеся поймут: "воссоединение - это явление Божьей воли". ============================================================ Делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром встретилась со студентами ПСТГУ 26.02.2008 11:48 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19010 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля, Благовест-инфо. Делегация Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во главе с первоиерархом - митрополитом Лавром посетила 22 февраля Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) и встретилась со студентами и сотрудниками. Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра сопровождали: епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, викарий Восточно-Американской епархии, епископ Манхэттенский Гавриил, управляющий Чикагской епархией епископ Кливлендский Петр и личный секретарь митрополита Лавра, протоиерей Серафим Ган. В начале встречи митрополит Лавр обратился к студентам и сотрудникам ПСТГУ с речью. Зная о том, что в ПСТГУ в течение многих лет ведется скрупулезный сбор данных о новомучениках, что создана большая база данных по истории новомучеников, митрополит Лавр особое внимание уделил их почитанию. "Главное наше дело - провозглашать эту славу, проповедовать веру, мужество, крепость и терпение наших мучеников, которые заложили семя в душу, дух нашего народа, приносящего ныне плоды духовного возрождения", - сказал глава РПЦЗ. Он призвал способствовать "развитию и укреплению этих плодов возрождения", "соединяя учебные занятия, а также и служение Церкви, с молитвой святым новомученикам и исповедникам Российским, почитанием их памяти и подражанием их вере". Митрополит Лавр преподнес в дар университетскому храму икону свт. Иоанна (Максимовича), епископа Шанхайского. Далее участники встречи получили возможность задать высоким представителям РПЦЗ самые разнообразные вопросы. Так, епископ Гавриил говорил о той части приходов РПЦЗ, которая "не пошла на воссоединение с Московским патриархатом". Он выразил надежду, что этот раскол будет преодолен, а также отметил, что реальный вклад, который могла бы внести РПЦЗ в дело церковного возрождения в России - это опыт приходской жизни, сохранившийся в русском зарубежье. Епископ Манхэттенский также рассказал о том, как изменился состав паствы РПЦЗ за последние годы. По его словам, после путча 1991 г. из России "хлынула волна" эмигрантов в США, в результате чего приходы РПЦЗ значительно выросли. Так, приход кафедрального собора в Чикаго на 90% состоит из русских последней волны, в нью-йоркском кафедральном соборе таких прихожан - 70-80%. Выросло и число новых храмов: если еще 20 лет назад в южных штатах, "между Нью-Йорком и Флоридой", был всего один храм РПЦЗ, то теперь в этих землях 10-15 приходов РПЦЗ. "Отрадно отметить: эти люди не имеют никакого религиозного воспитания, но тянутся к вере, стремятся воцерковиться", -- сказал епископ. По его подсчетам, в Нью-Йорке сейчас около 300 тыс. русских, из них - "может быть, 1% -- наши прихожане". О. Серафим Ган в связи с этим отметил, что, несмотря на такой наплыв новых прихожан, проблема русского языка в богослужении "у нас не стоит". Тем не менее, выражая свое личное мнение, он сказал, что "стоит внять призыву св. Феофана Затворника, который предлагал упростить некоторые сложные выражения на славянском языке". Он рассказал о своем опыте: однажды в своем приходе он прочитал на богослужении пасхальное слово св. Иоанна Златоуста в переводе прот. Серафима Слободского, но многие "старые" прихожане воспротивились этому и выразили свое недовольство. С тех пор священник больше не повторяет таких экспериментов, но считает, что в тех храмах, где много прихожан из русских и американцев, имеет смысл читать Евангелие на двух языках: церковнославянском и английском. "Даже многие американцы научились читать по-славянски", -- сказал он. Вполне ожидаемым был вопрос о Косово, на который епископ Кливлендский Петр ответил в самых общих чертах: "Запад - не друг славян, он не понимает славян". Предупредив, что сам он родился на Западе, любит Америку, в которой прожил много лет, епископ все же заявил: "Запад чувствует свое духовное банкротство перед славянством, он боится русского национализма и славянского единства". Митрополит Лавр не стал отвечать на вопрос о Косово. Представителей РПЦЗ подробно расспрашивали о духовных учебных заведениях, о приходских школах на Западе. О духовных семинариях, пастырских курсах РПЦЗ подробно рассказал о. Серафим. Об истории Свято-Троицкой духовной академии в Джорданвиле рассказал епископ Петр. По его словам, основатели этой академии считали главной целью обучения - "привить духовную культуру". "Если семинарист провалит все предметы, но приобретет духовную культуру, -- мы достигли цели", -- эти слова епископа были встречены одобрительным гулом студентов ПСТГУ. В заключение в вопросах снова была поднята тема новомучеников, в связи с чем епископ Гавриил сказал: "Знакомство с подвигом новомучеников помогает вернуться к православному пониманию своей истории". Он считает необходимым поднять вопрос о том, чтобы перенести тело Ленина с Красной площади ("В уме русских людей за границей не укладывается, что Ленин до сих пор на Красной площади!"), а также переименовать улицы российских городов, которые до сих пор носят имена революционеров. Юлия Зайцева ============================================================ Возле армянской церкви в Риге построят культурный центр и воскресную школу 26.02.2008 11:31 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19009 ------------------------------------------------------------ Рига, 26 февраля, Благовест-инфо. В Риге возле армянской церкви святого Григория Просветителя планируется до 2014 года построить культурный центр и воскресную школу. Об этом говорится в сообщении Комитета по делам приватизации и городского имущества Рижской думы. Решение о сдаче участка земли в 3 346 квадратных метров для возведения на нем культурного центра и воскресной школы было принято еще десять лет назад - в 1998 году. А в декабре 2005 года в него внесли окончательные поправки, согласно которым община будет арендовать землю у самоуправления до 2047 года по цене 11 сантимов (примерно 22 цента США) за квадратный метр за год. Вчера Комитет по делам приватизации и городского имущества Рижской думы принял решение о передаче этого участка земли на приватизацию. Проект строительства на этой территории нужно предоставить Департаменту имущества до 2010 года. Окончательное решение по этому вопросу должна принять Дума. ============================================================ Белый тюрбан сенатора Обамы вызвал скандал 26.02.2008 11:21 | Би-би-си http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=19008 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Сефардским евреям запретили разговаривать с водителями по субботам 26.02.2008 10:56 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19007 ------------------------------------------------------------ Тель-Авив, 26 февраля. Раввин Ицхак Йосеф, руководитель йешивы "Хазон Овадья" и сын духовного лидера ШАСа, издал галахическое постановление, запрещающее верующим отвечать на вопрос водителей "как доехать?" по субботам, сообщает "Курсор". Кроме особых случаев. Постановление опубликовано в приложении "Онег шабат" к религиозному изданию ШАСа "Йом ле-йом". В нем говорится, что еврей, объясняющий светскому водителю, как доехать до пункта назначения, грубо нарушает субботу тем, что укрепляет водителя в его неверии во Всевышнего. В постановлении, правда, есть оговорка: верующие могут объяснять нарушающим субботу водителям, как доехать до больницы, если речь идет о здоровье человека и, тем более, о спасении жизни. Верующие также могут отвечать на вопросы водителей по субботам, если те направляются для оказания помощи больным. Раввин Ицхак Йосеф, один из самых авторитетных раввинов в среде сефардских евреев. Предполагается, что он станет следующим главным сефардским раввином Израиля. Напомним, что в свое время этот пост занимал его отец, нынешний духовный лидер движения ШАС раввин Овадья Йосеф. ============================================================ Путин поздравил Патриарха Алексия с именинами 26.02.2008 10:44 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19006 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля. Президент России Владимир Путин направил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II поздравление в связи с днем тезоименитства, сообщает Пресс-служба Московской Патриархии со ссылкой на Пресс-службу Президента РФ. В послании главы государства, в частности, говорится: "В этот знаменательный день хотел бы выразить Вам свою искреннюю признательность и благодарность за ту теплоту и взаимопонимание, которые сложились в наших отношениях, за Вашу неизменную поддержку и добрые советы. Отрадно, что в последние годы между органами государственной власти и Московским Патриархатом активно развивается сотрудничество, которое в значительной степени способствует решению многих актуальных вопросов, волнующих наших граждан. Самого глубокого уважения заслуживают Ваши неустанные труды, направленные на формирование здоровой морально-нравственной атмосферы в обществе, укрепление гражданского мира и конструктивного межрелигиозного диалога в нашей стране". ============================================================ В Боливии совершено освящение первого православного храма 26.02.2008 10:40 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19005 ------------------------------------------------------------ Ла-Пас, 26 февраля. Глава Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского Патриархата митрополит Платон 24 февраля совершил освящение первого православного храма в крупнейшем городе Боливии Ла-Пасе, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Владыка совершил Божественную литургию и Крещение и даже обвенчал наших соотечественников. Митрополит Платон назвал "великим и славным днем" открытие первого православного храма в Боливии. "Удивительно, что наше общество находит возможности сочетать земное и материальное с церковным и духовным, с очищением нравственной культуры граждан, - сказал он, - и это меня радует и дает надежды на дальнейшее единение нашего общества, которое не должно быть разделено по религиозным или атеистическим признакам". Владыка отметил огромную роль посольства РФ в Боливии в сооружении храма. На церемонии освещения храма присутствовали также иерархи Католической Церкви во главе с папским нунцием монсеньором Скаполо и архиепископом Ла-Паса, российские дипломаты. Как сообщил в интервью корр. ИТАР-ТАСС посол в Боливии Владимир Куликов, идея воздвигнуть храм возникла давно. На нее откликнулась наша соотечественница архитектор Лариса Кособлик, проживающая здесь вместе со своим мужем-боливийцем Хавьером, с которым они познакомились во время учебы в Ростовском архитектурном институте. "Три года ушло на труды по сбору средств на сооружение храма, который мы сразу же назвали храмом Пресвятой Троицы, - сказал российский посол. - Всего было не менее 50 пожертвователей из числа сотрудников нашего дипкорпуса и наших соотечественников, которые вложили свои средства и приняли участие в различной форме". Российский дипломат рассказал, что поначалу все подумывали о маленькой часовенке, но затем дружно решили, что быть храму. Он отмечает, что их поддержал Московский Патриархат, в частности, епископ Марк. В Сергиевом Посаде был изготовлен иконостас и доставлен в Боливию. Московский Патриархат помог также и церковной утварью. "Получается, что как в былые времена храм строился всем миром", - заключил российский посол. ============================================================ Дмитрий Медведев посетил собор святого Саввы в Белграде 26.02.2008 10:35 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19004 ------------------------------------------------------------ Белград, 26 февраля. Находясь с кратким рабочим визитом в Сербии, первый вице-премьер Правительства России посетил кафедральный соборный храм святого Саввы Сербского, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на "Вести.Ру". Д. Медведев в сопровождении президента Сербии Б. Тадича и представителей Сербской Православной Церкви осмотрел строящийся собор и пожелал церковным иерархам скорейшего завершения строительства храма, который, по словам вице-премьера, является святыней Сербии. Он также подчеркнул, что Россия намерена оказывать Сербии всестороннюю поддержку - экономическую, юридическую и моральную - для противодействия сепаратизму в Косове. "Самопровозглашение независимости Косова абсолютно не соответствует международному праву, нарушает суверенитет, нарушает территориальную целостность, - сказал Д. Медведев. - По сути, действия, которые предприняты, разрушают международную систему безопасности, международную систему права, которую человечество формировало более чем сто лет". ============================================================ Новая инструкция Ватикана призывает к осторожности в ведении процессов беатификации 26.02.2008 10:33 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19003 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 26 февраля. Ватиканский документ на 46 страницах направлен католическим епископам всего мира с тем, чтобы призвать их к большему вниманию и предельной строгости в ведении первого этапа процесса беатификации, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на "Католик.Ру". Речь идет о пастырской Инструкции Sanctorum Mater, подготовленной Конгрегацией по канонизации святых. Именно епископы являются первыми лицами, которые принимают свидетельства христианской общины о святости того или иного верующего, и решают вопрос об открытии канонического процесса, называемого "епархиальной фазой" и предназначенного, в случае утверждения, для презентации в компетентное римское ведомство для начала так называемой "апостольской фазы". Инструкция, следуя указаниям Бенедикта XVI, упоминает о различных фазах процесса и подчеркивает обязательность серьезного расследования, проводимого с "осторожностью и аккуратностью" . Префект Конгрегации по канонизации святых кардинал Хосе Сараива Мартинс вкратце рассказал о сути документа. Процесс открывает не Рим, но епископ, которому и принадлежит инициатива. Он выполняет важную, решающую задачу, а это требует весьма четких ориентиров, четких правил, регламентирующих действия епископа во время первой, епархиальной фазы. Цель инструкции - напомнить епископам об их задаче и о том, как и в какой мере они должны ее осуществить. По сути, инструкция всего лишь напоминает о правилах, уже четко установленных в 1983 году. Действия епископа направлены, прежде всего на выявление героических добродетелей, а также иных сторон личности кандидата: его духовности, святости. Они касаются также предполагаемых чудес, приписываемых ходатайству кандидата, а также мученичества, если речь идет о католиках, отдавших жизнь за веру. По сравнению с прошлыми нормами, в целом, ничего не меняется, поскольку документ представляет собой лишь напоминание, настаивая на большей строгости в ведении процесса. Кардинал Хосе Сараива Мартинс отмечает, что речь идет о вопросе крайне серьезном для жизни Церкви, которую, как утверждал недавно Бенедикт XVI на пленарном заседании Конгрегации по канонизации святых, интересует только историческая истина. В документе особый акцент делается на том, что слава о святости того или иного человека должна возникать спонтанно, а не возбуждаться искусственно: она должна рождаться в самой общине, в среде верующих, и это крайне важно. Если слава о святости не распространяется в общине, то епископ не может положить начало процессу беатификации. Иными словами: верующие и вся община должны сказать епископу следующее: "мы считаем, что тот или иной раб Божий на самом деле святой!". Сегодня много говорят о роли мирян в Церкви. И в нашем вопросе, подчеркивает префект Конгрегации, она имеет первостепенное значение, с церковной точки зрения. Первый шаг должны сделать миряне и община. Епископу остается лишь проверить достоверность сведений о славе святости, подтвердить их и передать в Рим. ============================================================ Патриарх Алексий отметил тезоименитство 26.02.2008 10:21 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19002 ------------------------------------------------------------ Москва, 26 февраля. В день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, 25 февраля, Русская Православная Церковь отмечает день тезоименитства своего предстоятеля - Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщает Пресс-служба Московской Патриархии. В этот день в кафедральном соборном храме Христа Спасителя служение Божественной литургии совершил Патриарх Алексий в сослужении архипастырей Русской Православной Церкви. Более 110 архиереев приняли участие в праздновании дня тезоименитства Алексия II в Храме Христа Спасителя. Среди них - члены Священного Синода во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, представители Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, правящие архиереи из России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле, викарии Московской епархии. По окончании литургии состоялся молебен святителю Алексию, затем было провозглашено многолетие Патриарху. От лица Священного Синода и полноты Русской Православной Церкви к Патриарху обратился митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который, в частности, сказал: "Добрый пастырь зовет своих овец по имени, потому что они знают его голос. Ваше Святейшество, Вы - наш архипастырь и Вас знает добрая паства, поскольку Вы зовете ее молитвенно по имени. Вы носите прекрасное имя святителя и чудотворца Алексия, и я уверен, что святитель Алексий предстательствует за Вас, главу нашей Церкви, за Ваши труды и подвиги". От лица Священного Синода Патриарху была преподнесена икона Божией Матери Владимирская. Затем от лица духовенства первопрестольного града протоиерей Владимир Волгин также поздравил Патриарха, епископа града Москвы, с днем тезоименитства. От духовенства Москвы Патриарху была преподнесена уникальная панагия. На ней изображены Пресвятая Богородица, преподобные Сергий и Герман Валаамские - святые, с которыми связано детство Патриарха, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, а также святая блаженная Ксения Петербургская, прославление которой произошло в первые годы первосвятительского служения Алексия II. В ответном слове Патриарх Алексий поблагодарил митрополита Киевского Владимира за слова поздравления, а также архипастырей, прибывших поздравить предстоятеля "из всех частей нашей Святой Руси". "Мы вступили в год 1020-летия Крещения Руси. Эта дата заставляет нас задуматься над историей нашего отечества. Были и смутные времена, были и времена расцвета, когда с особой силой проявлялось единство нашего народа. Наша Церковь является хранительницей духовного наследия, она будет неустанно беречь то единство духа в союзе мира, благодаря которому Святая Русь остается единой несмотря на всевозможные разделения, существующие в мире сем", - сказал Патриарх. Предстоятель Русской Церкви приветствовал митрополита Лавра и других архипастырей Зарубежной Церкви. "Выстраданное и вновь обретенное единство стало источником радости для всех чад Святой Руси в Отечестве и дальнем Зарубежье", - сказал Патриарх, обращаясь к ним. В заключение Патриарх еще раз подчеркнул важность празднования 1020-летия Крещения Руси: "Мы благодарны всем тем, кто сохраняет церковные устои церковного единства. Единство Церкви - это драгоценное сокровище и мы будем поддерживать всех тех, кто его сохраняет". "Мы надеемся, что празднование 1020-летия Крещения Руси станет временем еще большего сближения народов России, Украины и Беларуси и других стран, которые возводят свою духовную родословную к днепровской купели", - заключил предстоятель Русской Православной Церкви. ============================================================ Cинод УГКЦ признал нарушение правил дорожного движения грехом 26.02.2008 10:01 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19001 ------------------------------------------------------------ Львов, 26 февраля. Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ) вчера объявила о решении синода епископов признать нарушение правил дорожного движения (ПДД) грехом. По информации "Коммерсантъ-Украина", обращение архиепископа УГКЦ Любомира Гузара будет обнародовано уже в пятницу. Нерассудительное использование автомобиля, превышение скорости, нарушение других правил дорожного движения в нем будут четко определены как грех, который нужно не только осознавать самому, но и каяться за него на исповеди и отвечать на Страшном суде. В документе будет осуждаться и так называемый "чужой грех". Речь идет о положительной оценке случаев, в которых водителю, нарушившему ПДД, удалось избежать заслуженного наказания. "Когда мы хвастаемся либо положительно принимаем хвастовство других о всяких выходках на дороге или о том, как удалось избежать наказания",- пояснил Любомир Гузар. По его словам, грехом будет считаться легкомысленное поведение за рулем, при котором водитель, нарушая ПДД, "уповает на Божью помощь, думая, что Господь убережет его от ДТП, если автомобиль освящен, или же просто считает, что милиция его не накажет в связи со статусом или профессией". По мнению главы УГКЦ, верующий человек, осознавая, что нарушение ПДД является грехом, будет использовать автомобиль на пользу себе и другим и избегать всего того, что может стать причиной материальной потери, потери здоровья или жизни. В УГКЦ объяснили, что Любомир Гузар готовит данный документ по просьбе синода епископов Киево-Галицкого архиепископства УГКЦ в ответ на соответствующее обращение МВД. ============================================================ |
В избранное | ||